Предмет и задачи курса «Охрана труда»

В Республике Беларусь РБ по официальным данным ежегодно изза нарушений требований охраны труда на производстве травмируется свыше 5 тысяч работников из них около 250 погибает свыше 800 человек получает тяжелые травмы. На промышленных предприятиях республики и в сельском хозяйстве во вредных условиях труда занято более 30 работающих. Так в РБ изза травматизма на производстве теряется порядка 180 – 200 тысяч человекодней ежегодно страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний...

2015-01-27

21.72 KB

5 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Вводная лекция

Согласно последним оценкам Международной Организации Труда (МОТ), основанным на статистических данных, вследствие негативного воздействия на работников производственных факторов, ежегодно в мире умирает около 2 миллионов человек. Еще около 160 миллионов человек по всему миру страдают от заболеваний, связанных с трудовой деятельностью, а общее количество несчастных случаев на производстве оценивается в 270 миллионов человек в год.

В Республике Беларусь (РБ), по официальным данным, ежегодно из-за нарушений требований охраны труда на производстве травмируется свыше 5 тысяч работников, из них около 250 погибает, свыше 800 человек получает тяжелые травмы. На промышленных предприятиях республики и в сельском хозяйстве во вредных условиях труда занято более 30% работающих. Ежегодно выявляется около 250 случаев профессиональных заболеваний. При этом более 80% профзаболеваний регистрируется на промышленных предприятиях.

Несчастные случаи, невыходы на работу по болезни, текучесть рабочей силы причиняют обществу большие экономические потери. Так, в РБ из-за травматизма на производстве теряется порядка 180 – 200 тысяч человеко-дней ежегодно, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составляют ежегодно порядка 25 миллионов долларов, а на компенсации по условиям труда – около 130 миллионов долларов США.

Основными причинами производственного травматизма являются:

- нарушение трудовой и технологической дисциплины,

- низкий уровень профессиональной подготовки,

- использование недостаточно эффективных методов управления охраной труда, основанных на экономической заинтересованности нанимателей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда на производстве.

Таким образом, решение проблемы безопасности труда на производстве требует новых подходов и глубоких знаний не только в области инженерно-технических наук, но и при формировании комплексной системы управления охраной труда, где экономический фактор может заметно повысить ее эффективность.

Согласно Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь (2005 г.) в числе важнейших задач по реализации Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда (2006 – 2010 г.г.) является совершенствование организации обучения работников по вопросам охраны труда, подготовка и издание учебно-методической литературы, разработка и совершенствование нормативной документации по этой проблеме.

ЛЕКЦИЯ 1

Тема 1. Предмет и задачи курса «Охрана труда»

Охрана труда – социально-техническая наука, которая выявляет и изучает производственные опасности и профессиональные вредности и разрабатывает методы их предотвращения или ослабления с целью устранения производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний рабочих и служащих, аварий и пожаров.

Объект исследования – человек в процессе труда, производственная среда, организация труда и производства, взаимосвязь человека с оборудованием  и технологическими процессами.

Научная База охраны труда – социально-правовые и экономические науки (социология, НОТ, трудовое право, экономика…), медицинские науки (гигиена труда, токсикология, физиология и психология труда…), технические науки (инженерные дисциплины, эргономика, промышленная эстетика…).

Методическая основа курса – научный анализ условий труда, технологического процесса, применяемых материалов и конструкций с целью выявления опасных ситуаций и опасных участков производства и разработки мер по их ликвидации и предупреждению.

Охрана труда – система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

В процессе жизнедеятельности человек сталкивается и взаимодействует с тремя видами сред обитания:

1. Окружающей

2. Производственной

3. Бытовой

РИСУНОК

Окружающая среда - совокупность абиотической, биотической и социально-экономических сред,  совместно и непосредственно оказывающих влияние на людей и их хозяйство.

Последняя, социально-экономическая среда, сформировалась с появлением на Земле человеческого общества. Это отношения между людьми и их группами и между ними и созданными ими материальными и культурными ценностям, воздействующими на человека.

Производственная и бытовая среды – физико-химические, биологические и психофизиологические условия в производственных и жилых помещениях соответственно.

Проанализируем производственную среду с точки зрения ее влияния на безопасность человека в процессе труда.

Опасные и вредные факторы производственной среды.

Производственные факторы, процессы и явления, отрицательно воздействующие на здоровье персонала, формируют определенные опасности. Опасности могут быть реальные и потенциальные. Условия, при которых потенциальные опасности начинают действовать, называются причинами. Различные опасности и вредности на производстве формируют условия труда, которые могу быть:

  1.  Благоприятными
  2.  Неблагоприятными (Если опасности по количественным и качественным характеристикам превосходят допустимые, установленные нормами и стандартами)

Реальные производственные условия характеризуются опасными и вредными факторами( ГОСТ 12.0.002-80 «Опасные и вредные производственные факторы»).

Опасным производственным фактором называется такой фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному, резкому ухудшению здоровья.

Примером опасных факторов могут служить:

- движущиеся детали механизмов и машин,

- раскаленные тела,

- возможность падения с высоты работающего и т.д.

Вредным производственным фактором называется такой, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к профессиональному заболеванию или снижению трудоспособности (бронхит, гипертония и т.д.)

Пример  вредных факторов:

- вредные примеси в воздухе,

- избыточная теплота,

- недостаточное освещение,

- вибрация, шум,

- ионизирующее и лазерное излучение, электромагнитное излучение.

В зависимости от величины один и тот же фактор может быть вредным или опасным. Опасность или вредность фактора определяются его качеством, потенциалом, вероятностью возникновения продолжительностью существования или воздействия.

Все опасные и вредные производственные факторы делятся на:

 -физические – это движущиеся элементы машин, перемещаемые грузы, повышенная запыленность и загазованность воздуха, повышенная или пониженная температура поверхностей материалов, воздуха рабочей зоны, повышенный уровень шума, вибраций, повышенная или пониженная влажность или ионизация воздуха, повышенный уровень эл.-магнитных полей, статического электричества, ИИ, повышенный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека, неудовлетворительное освещение.

 - химические  вещества, попадающие в организм человека и обладающие токсическими свойствами. По особенности воздействия подразделяются на:

- общетоксичные – раздражающие;

- канцерогенные – способствуют развитию онкологических опухолей

– сенсибилизирующие – изменяют чувствительность и восприятие

- мутагенные – влияют на наследственность.

- биологические– это объекты в виде микро- и макроорганизмов, а также продукты их жизнедеятельности, воздействие которых приводит к заболеванию. Сюда же относятся продукты биологической промышленности.

- психофизиологические.- подразделяются на физические перегрузки (статические, динамические, гиподинамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Опасные факторы, как правило, приводят к несчастному случаю.

Несчастный случай на производстве – случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении им трудовых обязанностей и заданий руководителя работ.

Результатом НС является травма. Травма – это повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием.

Факторы, определяющие характер, вероятность и тяжесть последствий НС следующие:

  1.  Оборудование и средства труда;
  2.  Технология, используемые и образующиеся вещества;
  3.  Физико-химический состав среды и ее микробиологическое загрязнение;
  4.  Объем, качество и интенсивность информационных потоков в структуре трудовой деятельности.

1.2. Оценка опасностей

Для количественной оценки сложных явлений  и  понятий  вводится понятие квантификация (установление количественных характеристик). Наряду с численными, балльными и другими приемами квантификации опасностей и вредностей наиболее распространенным в последнее время является риск или уровень риска.

Риск является количественной оценкой  опасности,  риска - это частота  реализации опасности.

Уровень риска рассчитывается отношением числа каких-либо негативных последствий (n) взаимодействия людей с природной или производственной средой (заболевания, травматизм и т.п.) к их максимально возможному числу (N) за определенный период (например, год). Так, риск гибели работающего на промышленных предприятиях Беларуси (Rпр.) будет равен отношению среднестатистического числа ежегодно погибающих n 300 человек, к числу работающих  N3,0 млн. человек:

,

из чего следует, что ежегодно из каждых десяти тысяч работающих погибает в среднем один человек.

Различают индивидуальный и групповой (социальный) риск.  

Индивидуальный риск  характеризует опасность определенного  вида  для  индивидуума.

Социальный (групповой) риск характеризует опасность для группы людей.

Можно выделить три методических подхода к определению риска:

  1.  инженерный, основанный на статистике, вероятностном анализе безопасности;
  2.  модельный, основанный на построении модели  воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные группы;
  3.  экспертный, основанный на опросе населения.

Ранее существовала концепция «нулевого риска». В настоящее время она отвергнута, как нереализуемая при современной технификации. Поэтому в большинстве стран мира принята концепция «приемлемого риска». Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается риск, равный 10-6 в год, а пренебрежительно малым – 10-8 в год.

Уровень риска определяется социально-экономическим развитием общества. Допустимый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и  представляет  некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее  достижения. При увеличении материальных затрат технический риск  снижается, но возрастает социальный.

Для повышения уровня безопасности, необходимо материальные средства расходовать по следующим трем направлениям:

  1.  совершенствование технических систем и объектов;
  2.  подготовка кадров;
  3.  ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности на производстве

Для обеспечения безопасности условий труда на приемлемом уровне, как правило используется комплекс принципов, методов и средств, которые представляют собой определенные этапы в практике защиты природной среды, экологической и производственной безопасности.

Принцип - идея,  общая мысль или основное положение решения той или иной проблемы.

Метод – это путь, способ достижения цели или реализации этого принципа (использующий знания наиболее общих биологических и физико-химических закономерностей).

Средство обеспечения безопасности – конкретная реализация выбранных принципов и методов, их организационное, конструктивное и материальное воплощение.

Принципы обеспечения безопасности весьма многообразны.

По признаку реализации их условно можно классифицировать на:

- ориентирующие,

- технические,

- управленческие,

- организационные и др.

Ориентирующие принципы являются основополагающими. Они определяют направление поиска тех или иных решений и служат в качестве методологической и информационной базы.

Основные ориентирующие принципы:

- принцип системности, который состоит в том, что любое явление, действие, всякий объект рассматривается как элемент системы

- принцип деструкции. Заключается в том, что система, приводящая к опасному результату, разрушается за счет исключения из нее одного или нескольких элементов.

-принцип снижения и ликвидации опасности.

Технические принципы, использующие в основном физико-химические законы, направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей.

- принцип защиты расстоянием,

- принцип прочности (состоит в том, что в целях повышения уровня безопасности усиливают способность материалов, конструкций и их элементов сопротивляться механическим воздействиям. Этот принцип реализуется при помощи коэффициента запаса прочности, который определяется как отношение опасной нагрузки, вызывающей недопустимые деформации или разрушения, к допустимой нагрузке. Например, для защиты от поражения электрическим током применяют изолирующие средства, обладающие высоким коэффициентом механической и электрической прочности).

- принцип слабого звена как один из технических способов, состоит в применении ослабленных элементов различных устройств, которые разрушаются или срабатывают при определенных значениях факторов, обеспечивающих сохранность устройств (объектов) и безопасность персонала. Так, для защиты электроустановок от выхода из строя и пожара, обеспечения электробезопасности персонала используются плавкие вставки предохранителей и др.

- принцип экранирования состоит в том, что между источником опасности и человеком устанавливается преграда, обеспечивающая защиту от опасности. Так, для защиты от электромагнитных полей применяются экраны из материалов с высокой электрической проводимостью, обладающие как отражательной, так и поглощающей способностью в зависимости от их конструкции.

Управленческие принципы определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К этой группе принципов относятся:

-принцип плановости, Согласно принципу плановости должны устанавливаться на определенный период конкретные количественные показатели, задания и т.п.

-принцип стимулирования, Принцип стимулирования означает учет количества и качества затраченного труда и полученных результатов при распределении материальных благ и моральном поощрении.

-принцип компенсации, Принцип компенсации состоит в предоставлении пострадавшим различного рода льгот с целью восстановления или предупреждения нежелательных изменений в состоянии здоровья.

Организационные принципы включают в себя

- принцип защиты временем, Принцип защиты временем предполагает сокращение продолжительности пребывания людей в условиях воздействия высоких уровней опасных и вредных факторов (например, при выполнении работ в антенном поле радиопередатчика, в условиях радиационного облучения, шума и т.п.).

- принцип нормирования, Принцип нормирования состоит в регламентации условий, соблюдение которых обеспечивает заданный уровень безопасности. Например, соблюдение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ из труб промышленных предприятий позволяет обеспечить в жилой зоне предельно допустимые их концентрации для населения

- принцип эргономичности и др.

Обеспечение безопасности может быть достигнуто реализацией трех основных методов.

Первый метод состоит в пространственном (или временном) разделении рабочей зоны, где находится человек в процессе деятельности (гомосфера), и пространства, в котором постоянно или периодически возникают опасности (ноксосфера). Этот метод может быть реализован дистанционным управлением техпроцесса, использованием промышленных роботов и т.п.

Второй метод заключается в исключении (или снижении)  опасностей и вредностей, используя комплекс средств защиты.

Третий метод включает профессиональный отбор кадров,  их обучение, использование средств индивидуальной защиты, и т.п.).

На практике для решения вопросов безопасности используется комбинация этих методов.

Средства обеспечения безопасности подразделяются на

- средства коллективной защиты СКЗ

- индивидуальной защиты (СИЗ). Так, все средства индивидуальной защиты, в зависимости от назначения, подразделяются на следующие классы: изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, одежда специальная защитная, средства защиты рук, средства защиты ног, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты глаз, средства защиты органов слуха, средства защиты от  падения с высоты и другие предохранительные средства, защитные дерматологические средства, средства защиты комплексные и т.п.

СКЗ и СИЗ в свою очередь делятся на группы в зависимости от характера опасностей, от которых они защищают, конструктивного исполнения, области применения и т.д.


Тема 2. Правовые и организационные основы Охраны труда

Правовой основой ОТ является комплекс государственных мероприятий, закрепленных в виде законов и подзаконных актов с целью обеспечения безопасных условий труда, сокращении производственного травматизма, профзаболеваемости до приемлемого уровня.

Основные положения об охране труда закреплены в следующих законодательных актах Республики Беларусь:

- Конституция РБ 1994 года;

- Трудовой кодекс РБ в ред. 1999 г.;

 - Закон РБ «Об основах государственного социального страхования»

 - Закон РБ «О санитарно-эпидемиологическом благосостоянии населения»

- Закон РБ « О пожарной безопасности»

- Закон о предприятиях в РБ (1990 г. с дополнениями и изменениями) и др.

 - Директива “О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины”.

В соответствии с Директивой внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты по вопросам заключения и расторжения контрактов. Показатели состояния трудовой и исполнительной дисциплины, безопасности труда определены в качестве важнейших критериев оценки работы руководителей всех уровней. Директива способствует повышению ответственности субъектов государственного управления, нанимателей, профсоюзов и работников за соблюдением требований охраны труда.

Статьи Конституции РБ устанавливают права граждан республики на труд (41), на оплату труда (42), отдых (43), охрану здоровья (45), материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утрате работоспособности (47).

В трудовом кодексе регламентированы основные права и обязанности работников и нанимателей по обеспечению безопасности труда. Круг основных обязанностей нанимателя по обеспечению охраны труда очерчен ст. 55, ст. 226 и другими статьями  главы 16 ТК: право и гарантии права работника на охрану труда (ст.222-223); обязательное соцстрахование и право на компенсацию по условиям труда (ст. 224-225) и др.

Особенности охраны труда женщин, молодежи и инвалидов содержат главы 19, 20 и 21 ТК.

Нормативные документы по охране труда

Требования законодательства по охране труда конкретизированы  в нормативных документах, которые в зависимости от сферы деятельности или области  применения могут быть едиными (обязательными для всех отраслей хозяйства) и отраслевыми (для отдельных отраслей).

По видам такие документы делятся на:

  1.  стандарты (ГОСТ, ОСТ, СТП)
  2.  строительные нормы и правила (СНиП)
  3.  санитарные нормы (СН) и правила (СанПиН)
  4.  правила, нормы, указания, инструкции и т.д.

Одним из наиболее распространенных  видов нормативных документов предприятий по охране труда являются инструкции по технике безопасности.

Их разрабатывает администрация, после чего они согласовываются с отделом охраны труда и утверждаются главным инженером предприятия.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Основными видами контроля за состоянием охраны труда являются:

  1.  Государственный  - осуществляется органми госнадзора и технической инспекцией руда профсоюзов (Департамент государственной инспекции труда, Госэнергонадзор, Проматомнадзор, Госпожарнадзор, Госсаннадзор, ГАИ, Прокуратура и др. )
  2.  Общественный контроль – осуществляют профсоюзы.
  3.  Административно-общественный - контроль администрации предприятия и комитета профсоюза предприятия (3-х ступенчатый)
  4.  Ведомственный контроль – осуществляется службами охраны труда Министерств и их подразделений.

Виды ответственности за нарушения законодательства по охране труда

За нарушение законодательных и других нормативно-правовых актов по ОТ наниматели  работники несут установленную законодательством ответственность (ст. 465 ТК).

  1.  Дисциплинарную – замечание, выговор. Строгий выговор, увольнение (ст. 198-204 ТК)
  2.  Административную – штраф в соответствии с КоАП. Для граждан 1-10 базовых величин, для должностных лиц 1-50 б.в. Не позднее 2-х месяцев со дня проступка.
  3.  Материальную – возмещение ущерба. М.б. коллективная и индивидуальная.
  4.  Уголовную – исправительные работы, штраф, общественное порицание, освобождение от занимаемой должности , лишение свободы сроком от 1 до 8 лет.

Обучение работников знаниям охраны труда

Наниматель обязан обеспечить обучение, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по ОТ (ст. 226 ТК). Ответственность за организацию в целом по предприятию возлагают на нанимателя (главного инженера, технического директора), в подразделения (цехе, участке, мастерской, лаборатории) – на руководителя подразделения, в учебном заведении – на директора, ректора. Контроль за соблюдением – осуществляет отдел ОТ или работник, на которого возложены данные обязанности приказом руководителя предприятия.

Согласно ГОСТ 12.0.004.-90 проводятся следующие виды инструктажей:

  1.  Вводный - проводится для всех вновь поступающих на предприятие рабочих, инженерно-технических работников, служащих, командированных, учащихся для прохождения практики. Цель – ознакомить с общими правилами и требованиями охраны труда на предприятии. Проводит инструктаж – инженер по ОТ или специалист организации, на которого возложены эти обязанности.
  2.  Первичный инструктаж на рабочем месте - для всех принятых рабочих и инженерно-технических работников, а также переведенных из другого участка, с одной работы на другую, с одного вида оборудования на другой (и при временном переводе). Цель – изучение конкретных требований  и правил обеспечения безопасности на конкретном оборудовании при выполнении конкретного технологического процесса.
  3.  Повторный инструктаж проводится один раз в 6 месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте. Цель – восстановление в памяти работника правил охраны труда, а также разбор имеющих место нарушений требований техники безопасности в практике предприятия.
  4.  Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

при изменении правил по охране труда;

изменении технологического процесса;

замене и модернизации оборудования, средств защиты и т.п.;

нарушении работниками правил, а также после длительного перерыва в работе (более 60 календарных дней).

5. Целевой инструктаж проводится с работниками перед производством работ, на которые оформляется наряд-допуск. Его проведение фиксируют в наряде-допуске. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ (погрузочно-разгрузочные работы, сельскохозяйственные работы, работы по ликвидации аварий, катастроф и т.п.).

Регистрация проведения инструктажей осуществляется в специальных журналах. Срок хранения журналов 10 лет со дня последней записи.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
2042. Управление качеством: предмет и задачи курса 18.79 KB
  Говоря о проблеме качества следует отметить что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности.
6210. Предмет и задачи курса цитологии. Место цитологии в системе биологических дисциплин 23.6 KB
  За последние 4045 лет цитология из описательно-морфологической превратилась в экспериментальную науку ставящую перед собой задачи изучения физиологии клетки ее основных жизненных функций и свойств ее биологии. Другими словами – это физиология клетки. Карнуа Биология клетки вышедшей в 1884 г. Выделим некоторые важные вехи в истории изучения биологии клетки.
10725. Предмет, цели и задачи курса. Теоретические основы изучения и практического использования закономерностей и механизмов возникновения и развития конфликтов, принципов и технологий управления ими в деятельности ОВД 47.97 KB
  Вопросы: Предмет цели и задачи курса Психология конфликта. Теоретикометодологические основы психологии конфликта. Роль и специфика применения знаний психологии конфликта в деятельности органов внутренних дел. Краткое содержание Актуальность данной темы обусловливается не только тем что она вводит в курс нового предмета для изучения – психологии конфликта но и помогает в нем сориентироваться понять что традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю.
10977. Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности 30.42 KB
  Методологические основы психологии как науки. Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины насчитывает менее полтора веков но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор как существует философия. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении.
8605. Охрана труда 13.84 KB
  Понятие охраны труда. Как и другие категории охрана труда в ТП понимается в разных значениях. Общая задача и направление целей ТП – охрана жизни и здоровья работников в процессе труда.
20603. Экология и охрана труда 3.79 MB
  Без заключения отдела тестирования продукт не будет выпущен на рынок. Моя работа посвящена ручному тестированию так как данный вид тестирования является основным. Это должно облегчить труд и увеличить производительность ручного тестирования а так же его точность. Объект исследования моей ВКР является процесс тестирования приложений на мобильных устройствах на платформе ndroid.
17378. Охрана и гигиена труда женщин 15.49 KB
  Установленные в трудовом законодательстве данные льготы и гарантии прежде всего касаются труда женщин в ограничениях его применения, предоставления женщинам дополнительных отпусков, а также выплат.
3862. Предмет, методология и функции курса «История политических учений Запада» 13.32 KB
  В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет история возникновения и развития теоретических знаний о государстве праве политике и законодательстве история политических и правовых теорий история теорий права и государства. Под соответствующими...
10868. Профессиональный русский язык как учебная дисциплина: цели и задачи курса. Профессиональная речь как средство утверждения профессионального статуса специалиста 9.81 KB
  Профессиональная речь – речевой этикет профессионала 1. Языковая личность есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей умений готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности поступков которые классифицируются с одной стороны по видам речевой деятельности имеются в виду говорение аудирование письмо и чтение а с другой – по уровням языка т. Аргументация или её отсутствие а также необходимость адекватного декодирования речевой посылки партнёра по коммуникации – это важнейший этап в том...
4238. Предмет статистики и ее задачи 12.27 KB
  Статистика – это наука о количественных и качественных характеристиках жизнедеятельности человека, их изменениях, взаимосвязях и методах анализа. Предметом статистики является любой вид деятельности человека, который требует числового учета, учета качественных показателей, их систематизации и анализа, с последующим прогнозом на перспективу.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.