Роль государства в экономике. Социальное государство

Макроэкономические показатели характеризующие эффективность государственной политики Предмет и основные направления макроэкономики Макроэкономика национальное хозяйство экономика страны в целом – всё это тождественные понятия которые характеризуют исторически сложившуюся в определённых территориальных границах систему общественного воспроизводства. Цель макроэкономического анализа – выявление сложившейся ситуации в социальноэкономическом развитии страны на основе использования показателей объективно отражающих процесс воспроизводства....

2015-01-27

65.22 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 6.

Роль государства в экономике. Социальное государство.

Макроэкономические показатели, характеризующие эффективность государственной политики

  1.  Предмет и основные направления макроэкономики

Макроэкономика, национальное хозяйство, экономика страны в целом – всё это тождественные понятия, которые характеризуют исторически сложившуюся в определённых территориальных границах систему общественного воспроизводства. Национальное хозяйство несёт на себе отпечаток исторических, естественно-географических, политических и социально-экономических особенностей, отличающих его от других стран в мировом сообществе.

Макроэкономическая теория  это раздел экономической теории, изучающий, как функционирует экономическая система на уровне страны в целом с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия и платежного баланса.

Макроэкономическая система – это результат взаимодействия множества её относительно самостоятельных хозяйствующих субъектов. В простейшем виде структуру национального хозяйства можно представить в виде схемы (рис. 1).

Концентрируя внимание на наиболее значимых экономических факторах, определяющих политику государства в сфере хозяйства страны, макроэкономика оставляет за «кадром» поведение отдельных экономических агентов – домашних хозяйств и фирм.

Если микроэкономика имеет дело с ценой отдельного товара на конкретном рынке, то макроэкономика отслеживает «уровень цены», т.е. средний показатель от всех цен на всех рынках и для очень широкой категории товаров. Микроэкономика интересуется уровнями заработной платы и численностью занятых и безработных на частном рынке труда, в производстве определенного вида товара, макроэкономика изучает проблему всех занятых в стране, среднего уровня заработной платы всех работающих, общего числа безработных и т.д.

Предметом макроэкономики являются экономические процессы, протекающие в масштабе национального хозяйства. К ключевым проблемам макроэкономического анализа относятся: определение объема национального производства, причины существования безработицы, природа экономических циклов, факторы и механизм экономического роста, причины и условия развития инфляции, влияние внешнеэкономических факторов на состояние национальной экономики. Макроэкономика оперирует такими переменными, как национальный продукт и национальный доход, общий уровень цен, темпы инфляции, уровень безработицы, темпы экономического роста.

Субъектами макроэкономических процессов становятся не отдельные хозяйствующие субъекты (работник, предприниматель, управляющий и др.), а более широкие категории «действующих лиц»: население, трудовые ресурсы, самодеятельное население, безработные.

Цель макроэкономического анализа – выявление сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования показателей, объективно отражающих процесс воспроизводства.

Макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина возникла в 30-е гг. XX в. Основоположником макроэкономики является английский экономист Дж. М. Кейнс (1883 - 1946). Теоретическая концепция Кейнса была изложена в фундаментальной работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. Идеи Кейнса оказали столь глубокое влияние на взгляды экономистов, развитие экономической теории и экономическую политику, что их появление и быстрое распространение получило название «кейнсианская революция».

Сказанное не означает, что до начала XX в. экономисты не занимались макроэкономическими проблемами. Свои взгляды на проблемы определения объемов национального производства, уровня занятости, инфляции, общественного производства, государственного регулирования национальной экономики высказывали меркантилисты, физиократы, представители классической политической экономии, в том числе и Маркс. Но именно в трудах Кейнса макроэкономика была представлена как определенная теоретическая система. Он предложил принципиально новый подход к изучению экономических процессов. Объектом анализа в кейнсианской теории стали совокупные, агрегированные величины, а сама теория была представлена в виде моделей, описывающих условия и результаты совместной деятельности всех участников экономической жизни. Эти модели позволили дать математическую интерпретацию макроэкономического поведения, установить функциональные зависимости между различными макроэкономическими переменными. Благодаря этому создавалась возможность эмпирической проверки теоретических моделей и их использования для разработки экономической политики. Таким образом, кейнсианская школа выработала систему категорий и инструментарий экономического анализа, которыми пользуются экономисты различных школ и направлений. В этом смысле М. Фридмен, лидер монетаризма, утверждал, что все современные экономисты являются кейнсианцами.

Центральным пунктом кейнсианской концепции является положение о том, что рыночный механизм не способен обеспечить устойчивое развитие экономики при полной занятости. Напротив, современная рыночная система содержит внутренние причины, порождающие экономические колебания, периодические спады производства и периоды длительного существования вынужденной безработицы. Поэтому необходимо государственное регулирование национальной экономики, чтобы противодействовать развитию нежелательных тенденций, сглаживать экономический цикл и обеспечивать полную занятость. Для подобного рода «точной настройки» в кейнсианской теории предлагается использовать меры бюджетного и денежно-кредитного регулирования, а также разрабатывается инструментарий стабилизационной макроэкономической политики.

Итак, национальная экономика (макроэкономика) — это совокупность экономических субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках.

Основные признаки национальной экономики:

1) наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны на основе разделения труда;

2) единая экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие субъекты; ее образуют:

а) единое хозяйственное законодательство;

б) единая денежная система;

в) общая финансовая система;

3) общий экономический центр, контролирующий деятельность хозяйствующих субъектов. Этим центром выступает

государство;

4) общая система экономической защиты. Это своего рода экономические границы в виде экспортно-импортных пошлин, квот и т.д.

2. Макроэкономическое моделирование. Модель экономического кругооборота

При изучении экономических процессов макроэкономика опирается на принципы и использует инструменты, которые характерны для экономической теории в целом: принцип рационального поведения экономических агентов, сочетание позитивного и нормативного анализа, эмпирического и теоретического уровней исследования, метод научной абстракции, принцип «при прочих равных условиях», экономико-математическое моделирование и графическое выражение теоретических моделей.

В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого: ВВП (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы.

Латинское слово «aggregatus» – «агрегат» – в нашем случае лучше всего соответствует понятию «совокупность». Таким образом, агрегирование – это метод макроэкономического анализа, основанный на выведении и исследовании динамики совокупных показателей.

При агрегировании отдельные экономические агенты или процессы объединяются по определенным качественным признакам в агрегаты (совокупности), которые рассматриваются как единое целое. При этом особенности отдельных элементов, входящих в агрегат, не рассматриваются. Национальная экономика при макроэкономическом подходе предстает в таком виде, как если бы она состояла из одного совокупного потребителя, инвестора, одной фирмы, производящей совокупный продукт.

Агрегирование распространяется на все ключевые элементы экономической системы: экономических субъектов, рынки, экономические взаимосвязи, товарные и денежные потоки, экономические показатели. Использование метода агрегирования неизбежно приводит к потере части информации, упрощает экономическую действительность, но в то же время позволяет исследовать глобальные экономические закономерности, которые невозможно объяснить с позиций поведения отдельных экономических агентов и их взаимодействия на рынках отдельных товаров.

Очевидными издержками макроэкономического агрегирования являются частичная потеря информации и повышение уровня абстракции экономических исследований. В то же время благодаря агрегированию облегчается выявление сущности сложнейших народнохозяйственных процессов. Чтобы агрегированные показатели не потеряли экономический смысл и научную ценность, необходимо соблюдать определенные правила агрегирования.

Представленная в агрегированном, обобщенном виде национальная экономика остается сложной системой, исследование которой ведется с помощью макроэкономического моделирования.

Любая модель (теория, уравнение, график и т.д.) является упрощенным, абстрактным отражением реальности, так как все многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во внимание при проведении исследования. Поэтому ни одна макроэкономическая модель не абсолютна, не исчерпывающа, не всеобъемлюща. Она не дает единственно правильных ответов, но с помощью таких обобщенных моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, процентных ставок, валютного курса и других эндогенных экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели.

В макроэкономическом анализе функционирование национальной экономики представляется в виде хозяйственной деятельности агрегированных экономических агентов, взаимодействующих друг с другом на национальных рынках.

Национальная экономика в условиях рынка может быть представлена в виде совокупности рынков (рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и т.д.) и субъектов рынка (экономических агентов, хозяйствующих субъектов) в их взаимодействии (рис. 2).

С макроэкономической точки зрения в национальной экономике действуют лишь четыре макроэкономических субъекта:

сектор домашних хозяйств;

предпринимательский сектор;

государственный сектор;

сектор заграницы (внешнеэкономический сектор).

Сектор домашних хозяйств включает все экономически обособленные хозяйственные единицы, деятельность которых непосредственно направлена на удовлетворение личных потребностей.

В макроэкономике они рассматриваются как совокупный потребитель и одновременно как владельцы всех факторов производства, находящихся в частной собственности. Предоставляя факторы производства в распоряжение предприятий (фирм), домашние хозяйства в обмен получают факторные доходы. Часть дохода домашние хозяйства расходуют на текущее потребление, а часть сберегают в целях будущего потребления. Таким образом, экономическая активность сектора «домашние хозяйства» проявляется в спросе на потребительские товары и услуги, предложении на рынке факторов производства и создании денежных сбережений.

Предпринимательский сектор (совокупный производитель) включает все фирмы, производящие и реализующие на рынке конечную продукцию. Макроэкономическая активность предпринимательского сектора выражается в спросе на факторы производства, предложении готовой продукции, а также в инвестировании (вложении средств в реальные активы – физический капитал, товарно-материальные запасы, строительство жилья).

Государственный сектор (государство) включает все государственные институты и учреждения, действующие на центральном и местном уровнях. Государство обеспечивает производство общественных благ, которые затем бесплатно предоставляются домашним хозяйствам. Для этих целей государство осуществляет закупки благ и услуг, финансируя их из государственного бюджета.

Источником покрытия государственных расходов являются налоги. В реальности расходы государственного бюджета включают также трансферты – денежные выплаты населению (пособия домашним хозяйствам и субсидии фирмам). Налоги и трансферты представляют собой встречные потоки денежных средств, которые частично покрывают друг друга. Поэтому в макроэкономической теории используется понятие «чистые налоги» (разность между общей суммой налогов и трансфертных платежей). Кроме того, предполагается, что все налоги в конечном счете оплачиваются населением страны, уменьшая доход, которым располагают домашние хозяйства для удовлетворения своих потребностей.

Государство (в лице Центрального банка) обеспечивает также предложение денег, необходимых для снабжения хозяйственной деятельности домашних хозяйств, фирм и самого государства.

Сектор заграницы (внешнеэкономический сектор) включает все экономические субъекты (в том числе государственные и межправительственные учреждения), находящиеся за пределами страны и взаимодействующие с национальной экономикой по каналам международной торговли и международного движения капитала.

Поведение основных макроэкономических субъектов, принимаемые ими решения и соответствующие действия определяют состояние национальной экономики, краткосрочные изменения конъюнктуры и долгосрочные тенденции экономического роста. Поэтому, чтобы объяснить, как работает экономика, необходимо прежде всего выяснить характер поведения хозяйствующих субъектов и описать его теоретически. Для этих целей также применяется метод агрегирования. Поведение каждого сектора описывается с помощью обобщенных показателей и функциональных зависимостей. В исследовании, например, используется единая потребительская функция, которая устанавливает связь между совокупными потребительскими расходами, величиной национального дохода и другими макроэкономическими показателями. Применяются также агрегированные функции сбережений, инвестиций, производственная функция и др.

Наконец, в макроэкономике в агрегированном виде рассматривается и система хозяйственных связей, имеющих преимущественно рыночный характер. Все многообразие рыночных отношений сводится к функционированию четырех национальных рынков, к которым относятся:

рынок товаров и услуг, на котором реализуются как потребительские, так и инвестиционные товары;

рынок факторов производства (труда, земли, капитала). В краткосрочных моделях он представлен рынком труда, поскольку запас других факторов (капитала, земли) в краткосрочном периоде считается неизменным;

финансовый рынок, объединяющий рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала. В моделях открытой экономики выделяется также валютный рынок. Основная макроэкономическая функция данного рынка – трансформация национальных сбережений в инвестиции;

денежный рынок, на котором взаимодействуют предложение денег (т. е. фактически находящаяся в обращении денежная масса) и спрос на деньги, представляющий собой величину денежного запаса, который желают иметь экономические агенты при данном уровне дохода.

Взаимодействие спроса и предложения на четырех национальных рынках – это механизм, посредством которого решения, принимаемые в рамках каждого сектора, в совокупности определяют значения основных макроэкономических параметров (объемов выпуска, уровня цен занятости и безработицы).

Из курса микроэкономики известно, что любой рынок стремится к равновесию, т. е. ситуации, в которой спрос и предложение равны, намерения сторон, действующих на рынке, совпадают, и каждый при сложившихся условиях максимизирует свою выгоду. Данное положение относится и к рынкам, рассматриваемым в макроэкономике.

Равновесие, достигнутое на каждом из национальных рынков в отдельности, называется частичным. В отличие от этого общее экономическое равновесие (ОЭР) означает достижение равновесия одновременно на всех рынках. В связи с тем, что все рынки взаимосвязаны, равновесие, достигнутое на одном рынке, не может быть окончательным. Оно неизбежно будет нарушено в процессе дальнейшего приспособления экономики к условиям общего равновесия.

В общей форме система взаимосвязей между различными секторами национальной экономики представлена в модели экономического кругооборота.

Знакомство с проблемой взаимодействия целесообразно начать с наиболее простой модели экономического кругооборота (рис.  ).

Модель представляет собой экономическую систему, в которой присутствуют только домашние хозяйства и фирмы. Предполагается также, что домашние хозяйства тратят все доходы на приобретение потребительских товаров. Сбережения, а значит, и инвестиции, отсутствуют, нет внешнеэкономических связей, т. е. экономика является закрытой.

Домашние хозяйства и фирмы в этой упрощенной экономике связаны между собой рынками товаров и факторов производства. На товарном рынке домашние хозяйства приобретают продукцию, предлагаемую фирмами. При этом расходы домашних хозяйств превращаются в общий доход (выручку) фирм, которая представляет рыночную стоимость национального продукта. На рынке ресурсов домашние хозяйства продают фирмам факторы производства. В результате платежи фирм за экономические ресурсы превращаются в доходы домашних хозяйств, которые в совокупности образуют национальный доход.

Таким образом, в экономике существуют два встречных потока. Один из них (на схеме – внутренний контур) представляет собой движение реальных товаров – экономических благ и факторов производств. Другой (внешний контур) – движение денежных доходов и расходов. В целом потоки образуются экономический кругооборот.

Экономический кругооборот – поток товаров, услуг и факторов производства, которыми обмениваются домашние хозяйства и фирмы, уравновешенный встречным потоком денежных платежей, совершаемых при обмене.

Усложнив модель путем введения в нее сбережений, инвестиций и финансового рынка, можно получить более реальную картину экономического кругооборота.

В данной модели домашние хозяйства распределяют полученный доход на текущее потребление и сбережения, а на товарном рынке к потребительским расходам домашних хозяйств добавляются и инвестиционные расходы предпринимательского сектора. При этом источником инвестиционных средств являются сбережения населения. Сбережения размещаются домашними хозяйствами на финансовых рынках, а затем в виде инвестиционных средств передаются фирмам. Фирмы расходуют эти средства для приобретения капитальных благ.

Следующим шагом в данную модель мы включаем государство. Ее особенности состоят в том, что:

– часть национального дохода изымается государством в виде налогов, поэтому домашние хозяйства могут располагать только частью дохода, оставшегося после выплаты налогов. Но при этом государство выплачивает из бюджета трансферты – пособие, пенсии и т.п. – они увеличивают доход, которым располагает домашнее хозяйство;

– на рынке товаров и услуг расходы осуществляют не только домашнее хозяйства и фирмы, но и государство, которое производит закупку товаров и услуг;

– ресурсы финансового рынка направляются не только на частные инвестиции, но и при необходимости на финансирование государственных расходов, в то же время излишки госбюджета могут быть размещены на финансовом рынке.

Полная модель экономического кругооборота должна также учесть взаимодействие национальной экономики с остальным миром, что предполагает включение внешнеэкономического сектора – это открытая экономика.

В открытой экономике круговой поток доходов и расходов имеет следующие особенности:

  1.  Часть национального дохода расходуется на приобретение импортной продукции, т. е. исключается из внутреннего потока расходов. Расходы на импорт относятся к утечкам из потока дохода.
  2.  На национальном рынке товаров и услуг расходы осуществляют не только население, фирмы и государство, но и «заграница», приобретающая экспортную продукцию. Поступления от экспорта рассматриваются как инъекции в поток расходов на национальном товарном рынке.

Ресурсы финансового рынка формируются не только за счет внутренних сбережений, но и за счет поступлений капитала из-за границы. В то же время часть финансовых ресурсов перемещается за границу и размещается в иностранных активах. Представленный на схеме чистый приток капитала равен разности между его притоком в страну и оттоком из национальной экономики. Величина этого потока может иметь как положительное, так и отрицательное значение.

Подключение внешнеэкономического сектора оставляет в силе равенство национального продукта национальному доходу, но при этом расширяется состав совокупных расходов за счет чистого экспорта, представляющего собой разницу между экспортом и импортом

Выводы, полученные при рассмотрении моделей экономического кругооборота, дают общее представление о характере взаимосвязей, изучаемых в макроэкономике. В дальнейшем, при изучении моделей макроэкономического равновесия и экономических колебаний, они будут весьма полезны.

  1.  Система показателей национальных счетов

Для анализа процессов, протекающих в национальной экономике на макроэкономическом уровне, необходима система надежных показателей, характеризующих состояние и тенденции развития национальной экономики. Такие показатели исчисляются посредством Системы национальных счетов (СНС), в рамках которой собирается и обобщается информация о производстве, распределении и использовании общественного продукта. Теоретической основой СНС является модель экономического кругооборота, которая определяет методологию расчета показателей результатов экономической деятельности.

Термины «система национальных счетов» и «система национального счетоводства» (в сокращенном варианте – «национальные счета» и «национальное счетоводство») – синонимы, хотя первый в настоящее время наиболее часто употребляется в русскоязычной профессионально-статистической, экономической и общественно-политической литературе.

Система национальных счетов (СНС) – это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих все основные экономические процессы, условия, результаты воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные отношения. СНС представляет собой систему упорядочения информации о макроэкономических процессах, в этом смысле она является национальным учетом в рамках страны в целом (в указанном аспекте термин «национальное счетоводство» более адекватен). Теоретической основой рассматриваемой системы показателей, или системы учета, являются современные концепции, категории и понятия, объясняющие механизм функционирования рыночной экономики, поэтому СНС называют также «макростатистической моделью рыночной экономики».

СНС возникла в ряде развитых стран в конце 30-х годов XX столетия, а как системная работа в рамках официальной статистики – после окончания Второй мировой войны (прежде всего в Великобритании, США, Франции, Германии, скандинавских странах). Построение СНС – результат объединения двух направлений в макроэкономических расчетах: статистики национального дохода и исследований экономического цикла в связке с моделированием механизма регулирования рыночной экономики. Первое направление связано с именами таких крупных экономистов-статистиков, как К. Кларк, С. Кузнец, А. Маршалл. Второе с полным основанием ассоциируется, прежде всего, с Дж. М. Кейнсом – одним из крупнейших экономистов XX в. Ряд специалистов в области макроэкономического анализа, считают Кейнса «теоретическим отцом» национального счетоводства.

Большой вклад в непосредственную работу СНС и ее дальнейшее развитие внесли Р. Стоун (ученик Кейнса), Дж. Хикс, П. Хилл, лауреаты Нобелевской премии Я. Тинберген, Р. Фриш, В. Леонтьев (создатель разновидности балансовых построений – метода «затраты-выпуск», в отечественной литературе названного «межотраслевым балансом»). В настоящее время межотраслевой баланс рассматривается как составная часть СНС.

В течение многих лет вопросами разработки унифицированных схем СНС и ее внедрения в национальную практику стран активно занимаются международные экономические организации. Международные стандарты по СНС, и, прежде всего СНС ООН (первая версия – 1952–1953 гг., вторая – 1968 г., третья – 1993 г.), – основа стандартизации международной статистики и национальной макроэкономической статистики, международных сопоставлений сводных экономических показателей.

В странах с рыночной экономикой СНС широко используется правительством и территориальными органами власти в анализе и при принятии политических и хозяйственных решений. Все основные аспекты экономической и социальной политики государства находят отражение в показателях СНС (экономический рост, институциональная и отраслевая структуры экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, повышение внешнеэкономических связей и др.).

Данные СНС полезны компаниям, особенно крупному бизнесу, для оценки конъюнктуры и выработки стратегии и тактики в собственной хозяйственной политике.

СНС как метод исследования и информационная база расчетов необходима научно-исследовательским организациям, центрам и высшей школе в их аналитической и методологической работе, для выработки рекомендаций правительственным органам, обучения молодежи конкретным приемам анализа в условиях рыночной экономики. Наконец, в данных СНС заинтересованы международные организации и национальные органы, отвечающие за международное сотрудничество, чтобы определить взносы (квоты) страны на финансирование деятельности указанных структур и для координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Российская система национальных счетов является адаптацией международных стандартов по национальному счетоводству, прежде всего СНС ООН, а также используемой странами Европейского Сообщества Европейской системы интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС), к российским условиям. Во второй половине 90-х годов XX столетия в статистике Российской Федерации завершен первый этап по внедрению СНС в практику. Предполагается, что заключительная стадия национального учета должна включать следующие блоки счетов для:

– экономики в целом (консолидированные счета);

– секторов экономики;

– отраслей экономики;

– отдельных экономических операций.

Современную СНС часто называют «системой взаимосвязанных блоков информации», вместе дающих общую картину экономической жизни страны. В центре системы находится блок данных о наиболее важных макроэкономических показателях: валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход и наиболее важные их компоненты. Исторически этот блок возник путем интеграции расчетов ВВП и национального дохода тремя методами – производственным, распределительным и методом конечного использования.

Валовый национальный продукт

Центральным показателем СНС является валовой национальный (или внутренний) продукт (ВНП или ВВП). Это совокупная рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (как правило, за год).

Для определения ВНП важно разграничение понятий «конечный» и «промежуточный продукт».

К конечному продукту относятся те товары и услуги, которые приобретаются для конечного потребления и не предназначены для дальнейшей обработки или перепродажи. К промежуточному продукту относится все, что приобретается в качестве сырья, материалов, полуфабрикатов для производства или в процессе реализации не достигло конечного потребителя.

Большая часть продуктов проходит несколько стадий обработки и реализации. На каждой стадии затраты на промежуточные товары отражаются в рыночной цене готовой продукции. Поэтому учет всех реализуемых на рынке товаров и услуг приводил бы к повторному счету. Определение ВНП по конечному продукту позволяет избежать подобного искажения результатов, так как исключает повторный счет.

Валовой национальный продукт – это стоимостный показатель, который отражает рыночную оценку объемов национального производства и измеряет их в рыночных ценах. Однако некоторые блага предоставляются конечным потребителям, минуя рыночный обмен, и не имеют рыночной цены. Это, например, услуги государственного управления, судебных органов, оборона страны, частично услуги образования, здравоохранения. В составе ВНП услуги подобного рода учитываются по величине издержек, т. е. затрат государства, связанных с предоставлением их населению. Такая методика, разумеется, несовершенна, но она применяется ввиду отсутствия соответствующих рыночных оценок.

Некоторые из производимых в стране благ и услуг вообще не могут быть учтены в ВНП, так как они поступают в потребление, минуя рынок, а информации о величине издержек не существует. Это, например, услуги домохозяек, продукция приусадебного хозяйства, используемая для собственного потребления. Не учитываются в ВНП и конечная продукция, производимая в теневой экономике, так как доходы, получаемые от этой продукции, укрываются от налогообложения и поэтому не отражаются в системе национальных счетов.

Таким образом, валовой национальный продукт не является абсолютно точным показателем объема производимой в стране продукции. Но он вполне пригоден для сопоставления объемов выпуска по годам, оценки экономической динамики, межстрановых сопоставлений, а также для оценки уровня экономического благосостояния. Для этих целей рассчитывается показатель ВНП на душу населения. В этом качестве ВНП также не дает полной информации, поскольку кроме названных недостатков не учитывает структуру производства в разных странах, величину свободного времени, степень неравенства в распределении доходов, страновые различия в уровнях цен, влияние на уровень благосостояния таких отрицательных факторов, как загрязнение окружающей среды, уровень преступности, негативные последствия урбанизации. Поэтому для оценки уровня благосостояния нации применяется показатель чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ). Для определения показателя ЧЭБ корректируется величина ВНП: добавляется стоимостная оценка нерыночной деятельности и досуга и вычитается денежная оценка отрицательных факторов

Несмотря на указанные недостатки, ВНП – лучший обобщающий показатель результатов экономической деятельности из имеющихся в распоряжении экономистов в настоящее время.

Существуют три способа расчета ВНП: по расходам, по доходам и по добавленной стоимости. Разные способы в идеале должны приводить к одинаковым результатам. Расхождения возможны лишь при наличии пропусков и ошибок в системе национального учета.

Рассчитывается тремя методами:

1) по доходам — суммируются доходы частных лиц, акционерных обществ и частных предприятий, а также доходы государства от предпринимательской деятельности:

  •  оплата труда наемных работников, включая заработную плату и другие выплаты, связанные с наймом рабочей силы (премии, оплата сверхурочных и т.п.);
  •  доходы от собственности, т.е. доходы владельцев некорпорированных, в том числе индивидуальных предприятий;
  •  рентные платежи, получаемые владельцами земли, недвижимости;
  •  прибыль корпораций, которая в дальнейшем распадается на налоги с прибыли, дивиденды и нераспределенную прибыль;
  •  проценты на капитал, выплачиваемые фирмами поставщикам заемного капитала.

2) по расходам — суммируются расходы на личное потребление, на государственные закупки (государственные потребности), на капитальные вложения и сальдо внешней торговли и предполагается, что произведенная продукция реализуется,  а ее стоимость оплачивается конечными покупателями:

  •  расходы домашних хозяйств на предметы потребления и услуги, т.е. личные потребительские расходы;
  •  инвестиционные расходы предпринимательского сектора, включающие производственные капиталовложения, расходы на строительство жилья, а также инвестиции в запасы;
  •  государственные расходы на закупку товаров и услуг, которые  включают все затраты государственных органов на приобретение конечной продукции,  а также на финансирование производства услуг, предоставляемых населению бесплатно;
  •  расходы иностранных покупателей на приобретение товаров и услуг национального производства.

3) по добавленной стоимости (производственный метод) — суммируется совокупность условно чистой продукции всех сфер экономики. На практике добавленная стоимость определяется как разность между рыночной стоимостью готовой продукции (выручкой от реализации) и текущими материальными затратами.

Номинальный ВНП — сумма конечных товаров и услуг в текущих рыночных ценах.

Реальный ВНП— стоимость товаров и услуг, пересчитанная в постоянных ценах (ценах базового периода).

Дефлятор ВНП — это отношение номинального объема ВНП к реальному.

Одним из основных макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности, является валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой внутренний продукт.

Валовой внутренний продукт – другой из важнейших показателей СНС, характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц – резидентов – и широко используемый в макроэкономическом анализе и международных сопоставлениях. Во-первых, ВВП – это стоимость возведенных конечных товаров и услуг, поэтому стоимость промежуточных товаров и услуг не входит в ВВП, ибо в противном случае показатель содержал бы повторный счет (стоимость сырья, например, повторно бы считалась в цене готовой продукции, для производства которой это сырье использовалось) и не удовлетворял бы требованиям охарактеризовать конечный экономический результат в стране, регионе рассматриваемый период времени.

Во-вторых, ВВП – это внутренний продукт, потому что он произведен «резидентами». К «резидентам» относятся все хозяйствующие субъекты (предприятия и население), независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

ВВП – стоимость конечной продукции, произведенной резидентами данной страны за определенный период времени в данной стране. Термин «валовой» в определении ВВП означает, что при исчислении ВВП из стоимости не вычитается потребление основного капитала (амортизация). Данное определение ВВП соответствует новой версии СНС, принятой ООН в 1993 г. (СНС – 93).

Производственный метод исчисления ВВП сводится к определению валовой добавленной стоимости по всем отраслям экономики (как разницы между валовым выпуском и промежуточным потреблением) и добавлением налогов за вычетом субсидий на продукты и услуги, включая импортные.

В современной российской статистике для макроэкономических расчетов используется отраслевая классификация, приближенная к международным стандартам –  общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). В аналитических целях и для обеспечения определенного согласования с ретроспективными динамическими рядами статистических показателей в модернизированной классификации отдельно представлены отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) и отрасли сферы нематериальных услуг (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение и пр.).

Выпуск (валовой выпуск) включает рыночный выпуск и нерыночный выпуск. Рыночный выпуск в СНС оценивается в так называемых «основных ценах» (выпуск в ценах производителей МИНУС налоги на продукты и услуги, включенные в цену производителя, ПЛЮС субсидии на продукты и услуги). Нерыночный выпуск – по издержкам производства, включая амортизационные отчисления (списания). В соответствии с принятой в СНС трактовкой границ производственной деятельности выпуск включает:

– товары и услуги, поставленные другим единицам, не являющимся их производителями;

– товары, произведенные для собственного, конечного потребления или накопления, включая ту продукцию, которая поступает в запасы материальных оборотных средств у производителя;

– некоторые услуги, производимые для собственного конечного потребления, а именно услуги по проживанию в собственном жилище и домашние услуги, оказываемые оплачиваемой домашней прислугой.

Производство товаров и услуг «теневой экономикой», в принципе, должно включаться в сферу производства. Оно охватывает следующую деятельность:

– производство и реализация товаров и услуг, запрещенные законом (например, производство и распространение наркотиков);

– производство и реализация товаров и услуг единицами, не имеющими право осуществлять данный вид деятельности, например услуги, оказываемые частными врачами, не имеющими лицензии;

– не запрещаемое законом производство и реализация товаров и услуг, намеренно скрываемые от государственных органов с целью утаивания доходов.

Методология исчисления показателей выпуска (в особенности) и промежуточного потребления зависит от отраслевой особенности, характера деятельности. Например, в отраслях, где непосредственно производятся материальные блага, выпуск (валовой выпуск) есть стоимость материальных благ, являющихся результатом производственной деятельности единиц – резидентов за рассматриваемый период. В сфере обращения, в частности в торговле, выпуск измеряется величиной реализованного наложения (торговой наценки), представляющей собой разницу между стоимостью реализованных товаров в продажных и покупных ценах, за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС).

Промежуточное потребление представляет собой затраты хозяйствующих субъектов на приобретение материальных ресурсов (без инвестиционных) и услуг (транспортных, юридических, финансовых и т.д.) для текущих производственных целей.

Если из суммарного выпуска (всех отраслей экономики) вычесть общий размер промежуточного потребления, то получаем показатель валовой добавленной стоимости для экономики в целом. Так как этот показатель определяется в основных ценах, то для измерения валового внутреннего продукта в ценах конечного использования (в ценах конечного покупателя, в рыночных ценах) к величине валовой добавленной стоимости добавляются налоги на продукты и услуги за вычетом субсидий также на продукты и услуги (включая импортные). Разница между ценами на экспортную и импортную продукцию на внутреннем и внешнем рынке, вносимая в государственный бюджет государственными внешнеторговыми организациями, рассматривается в СНС как чистый налог на импорт и также входит в цену конечного использования.

При определении распределительным методом ВВП включает следующие виды первичных доходов, распределенных производственными единицами-резидентами: оплату труда наемных работников, чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт), валовую прибыль и валовые смешанные доходы.

Кроме того, существуют и другие показатели национальной экономики:

Чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД) и личный располагаемый доход (ЛРД). Эти показатели рассчитываются на базе ВНП и отражают движение его стоимости в процессе распределения и перераспределения.

Чистый национальный продукт (ЧНП) определяется как ВНП за вычетом амортизационных отчислений, отражающих стоимость износа основного капитала. Он характеризует чистый результат экономической деятельности, т.е. то, чем располагает общество для обеспечения текущего потребления и для развития экономического потенциала. Часть этого чистого результата (чистого дохода) изымает в свое распоряжение государство в виде косвенных налогов. Остальная часть стоимости ЧНП образует национальный доход (НД).

Национальный доход – это доход, заработанный домашними хозяйствами как поставщиками экономических ресурсов. Но заработанный доход не совпадает с доходом, фактически полученным домашними хозяйствами. Одна часть национального дохода остается в распоряжении фирм в виде нераспределенной прибыли, другая отчисляется в фонды социального страхования, дополнительно изымается государством в виде налогов на прибыль. С другой стороны. Население получает денежные выплаты (трансферты) от государства. В итоге образуется личный доход (ЛД).

Наконец, часть ЛД также изымается государством в виде индивидуальных налогов (подоходный налог, налог на имущество и т.п.). Это обстоятельство учитывает показатель личного располагаемого дохода. В дальнейшем именно он используется населением на потребление и сбережения.

Экономическое развитие и экономический рост

Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение.

макроэкономическая нестабильность

Экономический рост и экономическое развитие

Экономический рост как критерий развития общества является своеобразным итогом хозяйственной деятельности государства, индикатором его благополучия и гарантом экономической независимости. По устойчивости темпов экономического роста, уровню и качественному наполнению можно достаточно надежно судить об экономическом здоровье общества. В настоящее время экономический рост остается центральной проблемой макроэкономической политики всех государств. Разницу составляет лишь ступень, на которой находится то или иное государство и которая определяет конкретный круг проблем, связанных с экономическим ростом.

В ходе проведенных реформ российская экономика претерпела кардинальные изменения двух типов – системные, связанные с возникновением и становлением рыночных институтов экономической деятельности, и структурные, нашедшие отражение в изменении отраслевой, воспроизводственной и региональной структурах, а также в существенном падении валового внутреннего продукта в 90-е гг. XX в. В начале XXI в. наметились положительные тенденции, что нашло отражение в динамике ряда макроэкономических показателей. В то же время следует признать наличие ряда отрицательных явлений, среди которых – торможение темпов экономического роста (прирост ВВП составил 7,3 % в 2003 г., 7,1 % в 2004 г., 6,1 % в 2005 г., 6,8 % в 2006 г.), наличие зависимости темпов экономического роста от экспорта природных ресурсов и соответствующих валютных поступлений, неравномерность экономического развития отечественных отраслей и регионов, сохранение высоких темпов инфляции.

Все это делает перспективным исследование проблем экономического роста и развития.

Экономический рост – сложное и многогранное явление. За, казалось бы, простым способом его выражения, таким, как прирост ВНП, ВВП и НД, стоит система взаимодействия разных сторон экономической жизни. «Экономический рост в качестве итога развития за определенный период времени аккумулирует в своем составе положительные и отрицательные народнохозяйственные результаты».

Под экономическим ростом понимается целевая функция общественного воспроизводства, выраженная в количественном увеличении и качественном совершенствовании общественного продукта и факторов его производства.

С точки зрения результатов воспроизводства при экономическом росте происходит увеличение реальных объемов товаров и услуг, созданных за определенный период. На микроэкономическом уровне – это увеличение реальных объемов валовой и, соответственно, товарной и реализованной продукции; на макроэкономическом уровне – это увеличение реальных объемов валового внутреннего продукта, валового национального продукта, чистого национального продукта и национального дохода.

Сущность реального экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей.

Основными конечными целями экономического роста являются:

1) рост объемов производства и богатства общества,

2) поддержание национальной безопасности, рост престижа страны в мире,

3) увеличение материальной обеспеченности жизни людей,

4) механизируется и автоматизируется производство, улучшаются условия труда и т. д.

Повышение материального благосостояния как главная цель экономического роста конкретизируется в следующих основных составляющих:

Увеличение среднедушевых доходов населения. Достижение этой цели получает свое отражение в темпах роста НД на душу населения.

Увеличение свободного времени. Досуг является одним из жизненных благ, но не находит отражения в показателях реального ВНП или НД страны.

Улучшение распределения НД среди различных слоев населения. Очень важно, чтобы в процессе экономического развития поддерживались принципы социальной защищенности по отношению к нетрудоспособным и безработным.

Улучшение качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг. Эта составляющая не находит прямого отражения в показателе реального НД. В то же время допустимо предположить, что более высокое качество и дифференциация товаров способствуют повышению потребительской удовлетворенности и, следовательно, получают свое отражение в увеличении расходов на покупку товаров и услуг, совокупный размер которых характеризует объем произведенного НД.

В теоретическом плане могут быть также выделены два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный (рис. 1.5).

Экстенсивный экономический рост представляет собой увеличение производства за счет простого количественного расширения самих факторов производства:

  •  увеличения числа занятых работников без повышения их квалификации;
  •  расширения потребления материальных факторов производства: сырья, материалов, топлива, земельных угодий без увеличения эффективности их использования;
  •  роста капитальных вложений без соответствующего улучшения технологии.

Интенсивный экономический рост представляет собой рост производства за счет более эффективного (интенсивного) использования наличных факторов производства:

  •  расширения производства материальных благ и услуг за счет внедрения новых, более эффективных технологий, посредством обновления основных фондов (средств производства). Иначе – за счет внедрения в производство достижений научно-технического прогресса;
  •  улучшения организации производства (новая структура хозяйственных связей, управления, маркетинга, кооперации) и, как результат, – повышение его эффективности;
  •  совершенствования использования основных и оборотных фондов, ускорения их оборачиваемости, ускоренной амортизации и т. д.;
  •  постоянного роста квалификации рабочей силы и совершенствования научной организации труда.

Таким образом, экстенсивный тип экономического роста заключается в простом количественном увеличении факторов производства, а интенсивный тип – в качественном улучшении их использования, совершенствовании техники и технологии.

В реальной жизни экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста всегда находятся в определенной комбинации, взаимно дополняя друг друга. В процессе исторического развития осуществляется их постоянный взаимопереход, поэтому можно говорить лишь о преобладающем значении тех или других.

Экономический рост и экономическое развитие

Сам по себе экономический рост не может служить самоцелью общества: он должен сопровождаться повышением уровня жизни населения, снижением дифференциации доходов в обществе, модернизацией структуры национальной экономики, повышением качества жизни, что характеризует социально-экономическое развитие этого общества. В связи с этим целью общества является не экономический рост сам по себе, а устойчивое экономическое развитие.

Первоначально, в течение длительного периода времени, экономическое развитие отождествлялось с экономическим ростом, который трактовался как рост ВВП или среднедушевого дохода. Сомнения в правомерности такого подхода были порождены неудачным опытом развития бывших колоний. Многие развивающиеся страны в 1950-1960 гг. демонстрировали высокие темпы роста ВВП и среднедушевого дохода, однако большинству из них не удалось повысить качество жизни населения. Таким образом, опыт развивающихся стран привел к пониманию неправомерности отождествления экономического развития и экономического роста.

Процесс экономического развития подразумевает также осуществление структурных преобразований национальной экономики, урбанизацию, изменение структуры потребления, заключающееся в снижении доли расходов на продовольствие.

Экономическое развитие принято определять как процесс, в ходе которого в течение длительного времени отмечается рост реального среднедушевого дохода населения страны при одновременном соблюдении двух условий: сокращении или сохранении неизменным числа живущих за чертой бедности, сохранении или уменьшении степени неравенства в распределении доходов.

Подобный подход к проблеме развития означает сосредоточение внимания в процессе экономического роста на борьбе с нищетой, неравенством, безработицей, на повышении качества жизни населения.

Вместе с тем необходимо отметить, что наряду с положительными последствиями экономический рост сопровождается и действием ряда негативных факторов. К ним можно отнести прежде всего экологические проблемы, порождаемые ростом производства, а также истощение природных ресурсов.

В связи с этим общество вынуждено все большую часть своего общественного продукта расходовать на охрану природы и ее частичное восстановление. Помимо этого к отрицательным последствиям экономического роста можно отнести рост его социальных издержек. Интенсификация труда, вызывающая психологические и физические перегрузки, ведут к росту затрат на медицинское обслуживание, а увеличение экологических и социальных издержек экономического роста - к снижению темпов роста общественного благосостояния.

Можно сформулировать следующее определение экономического развития.

Экономическое развитие - это развитие национальной экономики, сопровождающееся экономическим ростом, снижением неравенства в распределении доходов в обществе, повышением качества жизни и модернизацией структуры экономики.

Ведущими показателями при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП и НД на душу населения. Эти показатели положены в основу международной классификации, подразделяющей страны на развитые и развивающиеся.

Другим показателем, широко применяемым в международной практике, является отраслевая структура экономики. Ее анализ проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народно-хозяйственными отраслями материального и нематериального производства.

Уровень экономического развития страны характеризуют показателями производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики. Они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей страны в этих основных видах продукции.

К таким показателям относят производство электроэнергии на душу населения. Электроэнергетика лежит в основе развития всех отраслей народного хозяйства, за этим показателем скрываются возможности развития научно-технического процесса, достигнутый уровень производства и качества товаров, уровень услуг и т.п. Другой характерный показатель такого рода — производство в стране на душу населения основных видов продуктов питания (зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др.).

Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по его использованию. Особенно важен анализ структуры чистого конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения, следовательно, о более высоком общем уровне экономического развития страны.

Анализ уровня жизни населения обычно сопровождается анализом двух взаимосвязанных показателей — потребительской корзины и прожиточного минимума.

Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла

Условиями устойчивости и стабильности экономического развития являются равновесие, сбалансированность между общественным производством и потребителем. Экономическому росту сопутствуют периодические колебания уровня экономической активности (чередования сокращения и расширения объемов производства, инвестиций, снижения и повышения уровня доходов, занятости, цен, ставок, процентов, курсов ценных бумаг). Таким образом,  в рыночной экономике состояние равновесия периодически нарушается, наблюдается определенная цикличность.

Цикличность — механизм саморегулирования рыночной экономики; характеризуется периодическим ростом и спадом производства, периодическими изменениями рыночной конъюнктуры (цен, процентных ставок, курса ценных бумаг, заработной платы, дивидендов).

Экономический цикл (цикл деловой активности) — это регулярно повторяющиеся периоды в развитии национальной экономики.

Циклы экономической активности неодинаковы и различаются по своей продолжительности, по длительности отдельных фаз, по высоте максимума и глубине минимума.

Циклы развития общественного производства можно классифицировать в соответствии с их продолжительностью. Следует выделить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы.

Краткосрочные циклы — это колебания рыночной конъюнктуры, изменения соотношения «спрос — предложение» под влиянием сезонных факторов. Особенно наглядно такие циклы проявляются в сельскохозяйственном производстве, гостиничном и туристическом бизнесе.

Среднесрочные циклы — это циклы воспроизводства основного капитала и соответствующего изменения рыночной конъюнктуры. Характер изменения среднесрочных экономических циклов во многом зависит от того, какой фазе долгосрочного цикла они соответствуют.

Долгосрочные циклы, или длинные волны. Впервые понятие длинных волн было предложено русским ученым Н.Д. Кондратьевым в 1920-е гг. Он предположил, что в развитии экономики можно выделить последовательные периоды ускоренного и замедленного роста со средней продолжительностью до 50-60 лет. Н.Д. Кондратьев назвал их длинными волнами.

В современных условиях отмечаются сглаживания циклических колебаний деловой активности. Удлиняются промежутки между кризисами, уменьшаются их глубина и разрушительная сила.

Цикл экономической активности состоит из четырех последовательных фаз — кризиса, депрессии, оживления, подъема.

Главное значение имеет фаза кризиса, начинающая и заканчивающая цикл. В ней выражены основные черты и противоречия циклического процесса воспроизводства.

Кризис — это резкое нарушение существовавшего равновесия в результате нарастающих диспропорций. Наблюдаются сокращение спроса, избыток предложения. Трудности со сбытом приводят к сокращению производства и росту безработицы. Снижение покупательной способности населения еще больше осложняет сбыт. Курсы ценных бумаг падают, наступает волна банкротства, массового закрытия предприятий. На данной стадии падение деловой активности достигает низшей точки. В фазе кризиса объем производства снижается до минимального уровня, растет безработица. Кризис завершается наступлением депрессии.

Депрессия, или застой. На этой фазе наступает определенная стабилизация. Падение макроэкономических показателей (ВВП, объема промышленной продукции и др.) останавливается. Цены, заработная плата, безработица стабилизируются на определенном уровне. Ставка ссудного процента понижается, т.к. деловая активность невысокая, а спрос на деньги относительно невелик. Фаза депрессии характеризуется медленными или нулевыми темпами роста производства, присущими застойному состоянию экономики. На данной стадии деловая активность минует низшую точку падения.

Оживление. Эта фаза характеризуется периодом медленного роста после некоторой стабилизации. Эта фаза цикла, как правило, не бывает ярко выраженной, с резким и четким началом, но здесь все экономические показатели, отражающие состояние экономики, получают тенденцию положительного роста. Постепенно растет уровень цен, занятости, заработной платы, прибыли, ставок ссудного процента. В фазе оживления темпы роста повышаются, растут объемы производства, инвестиции и занятость, они приближаются к максимуму предыдущего цикла. В период оживления деловая активность растет, достигая высшей точки предыдущего цикла. Оживление переходит в фазу подъема.

Подъем. Происходит рост всех макроэкономических показателей. Растущие цены компенсируются ростом заработной платы и прибыли, весь объем выпущенной продукции поглощается растущим спросом, занятость увеличивается, и трудовые ресурсы становятся лимитирующим фактором дальнейшего развития. Фаза подъема через некоторое время достигает высшей точки предыдущего цикла, которая и называется процветанием, или бумом. Для фазы подъема характерен дальнейший рост объемов производства. Все показатели, соответственно, превосходят максимум, достигнутый в предыдущий период. Экономика вовлекает в производство дополнительные ресурсы, вызывая повышение издержек и рост цен. Нарастают диспропорции между спросом и предложением. Бум обрывается кризисом.

Типы экономических кризисов.

Особенности современного экономического кризиса

В экономической литературе выделяют следующие типы кризисов.

Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы и отрасли экономики, вытесняет морально устаревшее оборудование, снижает издержки производства, приводит в соответствие структуру производства. Этот тип кризиса, нарушая существующее равновесие, приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. В результате следующий цикл начинается на качественно новой основе.

Промежуточный кризис, в отличие от циклического, не является продолжительным и глубоким, охватывает не все сферы и носит локальный характер. Он является временной реакцией на возникающие противоречия и диспропорции в экономике, прерывая на некоторое время фазы оживления или подъема, в результате этого кризиса противоречия несколько смягчаются, циклический кризис оказывается менее глубоким и разрушительным.

Частичный кризис может произойти как на фазе подъема, так и в период депрессии или оживления. Он затрагивает какую-либо определенную сферу экономики. Например, финансовый кризис 1997 г., начавшийся осенью на биржах Юго-Восточной Азии, затронул денежно-кредитную сферу практически во всех странах.

Отраслевой кризис возникает в результате действия как внешних причин (роста цен на сырье и энергоносители, дешевого импорта, притока рабочих-эмигрантов и др.), так и внутренних (старения отраслей, появления новых, изменения отраслевой структуры). Он охватывает смежные отрасли экономики.

Структурный кризис охватывает, как правило, несколько экономических циклов. Его причиной становится необходимость коренных преобразований структуры производства на новой технологической основе. Это, например, энергетический, сырьевой, продовольственный кризисы 1970-1980-х гг.

Экономический кризис — одна из фаз воспроизводственного цикла, включающего последовательно кризис, депрессию, оживление и подъем. Он возникает в результате перепроизводства, падения цен и прибыли, снижения заработной платы, уровня жизни. Экономические кризисы могут быть отраслевыми, структурными, национальными, региональными, местными.

Финансовый кризис глубокое расстройство государственных финансовых структур под воздействием чрезвычайных обстоятельств (экономических, политических). Он, как правило, связан с экономическим кризисом и характеризуется хроническим дефицитом государственного бюджета, инфляцией, расстройством налоговой и кредитной систем, неплатежеспособностью по внешним займам.

Денежно-кредитный кризис выражается в резком сокращении объемов коммерческого и банковского кредитования, массовом изъятии вкладов, крахе банков, погоне за наличными деньгами и золотом, падении курсов акций и облигаций, резком повышении нормы процента.

Инфляция: сущность, виды и причины ее возникновения

В переводе с латинского языка инфляция – это «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Инфляция – это снижение покупательной способности денег, проявляющееся через относительно быстрый рост цен.

Существуют два основных типа инфляции скрытая и открытая. В основе обоих типов лежит нарушение равновесия между стоимостью всей массы товаров и услуг и противостоящей ей денежной массой.

Скрытая инфляция существует, как правило, в нерыночной экономике, в которой цены и заработные платы контролируются и определяются государством. Она проявляется в виде товарного дефицита, ухудшения качества выпускаемых товаров.

Открытая инфляция проявляется в форме роста цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции.

1. Ползучая инфляция. Темп роста цен — до 10% в год. Инфляция проявляется в длительном, постепенном росте цен. Для ползучей инфляции характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Ползучая инфляция обладает как отрицательным, так и положительным влиянием на национальную экономику. С одной стороны, ползучая инфляция негативно влияет на благосостояние населения, обесценивая его сбережения и уменьшая у значительной его части возможность удовлетворения повседневного спроса. С другой стороны, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. На основе принципа действия инвестиционного мультипликатора некоторый рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляя кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Ползучая инфляция стала в странах с развитой рыночной экономикой практически неотъемлемым элементом государственной экономической политики. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3-3,5%. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций.

2. Галопирующая инфляция. Темп роста цен до 300-500% в год. Месячные темпы роста измеряются в двузначных числах. Такая инфляция негативно влияет на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции – слишком рискованными, уровень жизни населения значительно падает. Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой (латиноамериканских стран в 1980-е гг., бывших социалистических стран в 1990-е гг.). Так, динамика инфляции в России характеризуется в годовом исчислении следующими цифрами (в процентах к предыдущему году): 1993 г. – 360%, 1994 г. – 320%, 1995 г. – 231%, 1996 г. – 122%, 1997 г. – 111%.

3. Гиперинфляция. Темп роста более 50% в месяц. В годовом исчислении более 10 000%. Исключительно быстрый рост цен, ведущий к быстрому обесценению денежной единицы, расстройству платежного оборота и экономическому кризису в стране. Принято считать, что гиперинфляция наступает при росте цен более чем на 50% в месяц. Однако отдельные специалисты оспаривают такой критерий, полагая, что гиперинфляция не может иметь какого-либо количественного измерителя. Разрушение денежно-кредитной системы, массовое «бегство» от денег есть признак ее наступления. Причины этого — обвальное падение производства; разрыв хозяйственных связей; потеря управляемости; чрезмерный дефицит государственного бюджета.

Последствия гиперинфляции чрезвычайно губительны (обесценивание результатов труда; рост безработицы; снижение инвестиционной активности и др.). Наиболее радикальный способ борьбы с гиперинфляцией — восстановление производства, рост его эффективности. Чтобы эффективно бороться с инфляцией, необходимо устранить причины ее развития. Так как природа инфляционных процессов неодинакова, соответственно, существует и несколько точек зрения на причины ее развития.

Инфляция на основе роста спроса. Этот вид инфляции для краткости часто называют инфляцией покупателей. Разновидность инфляции, возникающая при избыточном по отношению к предложению спросе. Этот вид инфляции проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Как правило, инфляция спроса возникает в условиях полной занятости и полной загруженности производственных мощностей, когда производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении необходимым увеличением объемов выпускаемой продукции и услуг. Возникающий избыток спроса приводит к завышению цен на производимую продукцию. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос – за счет увеличения расходов государства (госзаказов) или за счет повышения спроса в предпринимательской сфере (расширения инвестиционных вложений).

Инфляция на основе роста издержек производства. Этот вид инфляции для краткости часто называют инфляцией продавцов, или инфляцией предложения. Один из видов инфляции, проявляющийся в росте цен на ресурсы, факторы производства. Вследствие этого растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию. Причинами роста цен на ресурсы являются, как правило, изменение мировых цен на ресурсы и снижение курса отечественной валюты. Это отражается на росте цен на конкретные виды продукции (например, на энергоносители, импортное сырье и товары). В свою очередь рост издержек на конкретный товар влияет на изменение цен на другие товары, т.к. для приобретения подорожавших товаров необходимо поднять цену на свой товар. Причины возникновения инфляции издержек в различных странах зависят в значительной степени от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах с развитой рыночной экономикой развитие инфляции на основе роста издержек производства ограничено высоким уровнем конкурентоспособности производителей и стабильностью курса национальной валюты.

Инфляционная спираль – процесс взаимозависимого роста цен и заработной платы, при котором рост цен обусловливает необходимость повышения заработной платы, а ее повышение приводит к росту цен. Инфляционная спираль формируется следующим образом. Сначала происходит установление нового уровня заработной платы (в результате пересмотра тарифного соглашения между наемными работниками и работодателями) на соответствующем сегменте рынка труда. Вследствие этого изменяется общий уровень заработной платы в масштабах национальной экономики. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими факторами (например, ростом производительности труда), то увеличение издержек на единицу продукции приводит к сокращению производства. Тогда при увеличении спроса сокращение предложения приводит к росту цен. Рост цен в свою очередь дает новый импульс к переговорам между наемными работниками и работодателями об увеличении оплаты труда. Таким образом, ситуация повторяется на новом витке спирали «зарплата – цены».

Социально-экономические последствия инфляции.

Антиинфляционная политика государства

Невысокие темпы инфляции способствуют увеличению прибылей и оживлению рыночной конъюнктуры, а потому могут положительно сказываться на экономическом развитии, но при высоком уровне роста цен и длительном характере инфляция превращается в величайшее экономическое зло. Инфляция дезорганизует хозяйство: неравномерный рост цен усиливает диспропорции в экономике, искажает структуру потребительского спроса, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к накоплению, обесценивает их, ведет к снижению реальных доходов населения и расслоению общества, падению уровня жизни. В условиях инфляции резко сокращаются инвестиции, особенно долгосрочные, что отрицательно сказывается на экономическом росте.

Особого внимания заслуживает вопрос о взаимозависимости между темпом роста цен и долей занятости. Соотношение этих двух параметров в краткосрочном периоде описывается кривой Филлипса (рис. 15.1).

Кривая Филлипса показывает взаимное изменение уровней безработицы и инфляции в экономике и означает, что инфляция высока при низкой безработице и низка при высокой безработице.

В краткосрочном периоде существует обратная зависимость между инфляцией и безработицей. Снижение безработицы увеличивает совокупный спрос и одновременно вызывает напряженность на рынках труда (спрос увеличился, а свободной рабочей силы нет) и товаров (производство не может быть расширено). Превышение спроса над возможностями расширения производства, дефицит рабочей силы, вызывающий необходимость повышать заработную плату и, следовательно, увеличение издержек производства ведут к росту цен, т.е. порождают инфляцию. Наоборот, снижение цен имеет своим следствием падение доходности производства, сокращение его масштабов, что вызывает рост численности безработных.

Кривая Филлипса дает возможность правительству найти компромисс между темпом инфляции и уровнем безработицы, оценить последствия проведения того или иного курса. До 1992 г. в России существовал административный контроль за ценами и формально цены не росли, были стабильными. Однако фактически существовала подавленная инфляция, которая проявлялась в тотальном, нарастающем товарном дефиците. С 1992 г. инфляция приобрела открытый характер. Выбор методов антиинфляционного регулирования определяется видом и уровнем самой инфляции. При этом следует учитывать, что ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблем – ростом безработицы и спадом производства.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1) политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии;

2) политика регулирования цен и доходов с целю увязать рост заработков с ростом цен.

Сущность, причины и формы безработицы. Закон Оукена

К важнейшим макроэкономическим проблемам относится безработица. Ее размеры влияют на уровень цен и объем производства, на структуру и формы распределения доходов, на государственный бюджет и государственные расходы.

В рыночной экономике всегда существует определенное количество людей, не имеющих работы. Однако не всякий неработающий человек считается безработным. Очевидно, что дети, престарелые и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Люди, обладающие каким-то доходом или просто

не желающие работать, также не относятся к безработным. Безработный это человек в трудоспособном возрасте (от 16 до 60 лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

Безработица – социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. Безработица означает неспособность государства эффективно использовать один из важнейших факторов производства – труд. Причины безработицы – падение темпов экономического роста, технический прогресс, структурная перестройка экономики, инфляция, демографическая политика государства.

Основные формы безработицы – фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, застойная.

Фрикционная безработица охватывает работников, ищущих или ждущих получения работы в ближайшее время или в будущем. Это период между увольнением с одного места работы и поступлением на другое или возвращением на прежнее место.

Такая безработица длится от 1 до 3 месяцев; ее существование неизбежно, поскольку это естественное передвижение трудовых ресурсов между предприятиями, регионами и отраслями.

Структурная безработица вызвана действием научно-технического прогресса, существованием диспропорций в развитии отраслей, географическим распределением рабочих мест.

Под влиянием научно-технического прогресса одни отрасли экономики постепенно отмирают, исчезают, в то же время появляются новые производства и отрасли, следовательно, изменяется структура спроса на рабочую силу.

Циклическая безработица вызвана спадом производства, затрагивает все сферы и отрасли экономики и может существовать в скрытой и открытой формах. Скрытая форма означает сокращение рабочего дня или недели, направление персонала в принудительные отпуска, уменьшение заработной платы. Открытая форма означает увольнение работника, полную потерю работы и дохода.

Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года, обусловлена особенностями производства в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и охотничьих хозяйствах, в строительстве.

Застойная безработица обусловлена избытком рабочей силы, перенаселением, охватывает наиболее профессионально не подготовленную часть трудовых ресурсов. Это, как правило, разорившиеся предприниматели, бывшие домохозяйки, неквалифицированные рабочие и др. Такая безработица может длиться годами. Ее представители, существуя на пособия или случайные заработки, бродяжничают, нищенствуют, постепенно превращаются в люмпенов и опускаются на социальное дно. Они могут получить постоянную работу только в последнюю очередь, когда экономика находится на стадии подъема и рабочая сила становится остродефицитной.

Безработица отрицательно влияет на экономическую и социальную обстановку в стране, увеличивает нагрузку на занятых, девальвирует высококвалифицированный труд, замедляет темпы экономического роста, создает социальную напряженность. Для характеристики состояния безработицы используются различные показатели доля безработных в совокупной рабочей силе, количество безработных, средняя продолжительность безработицы, доля длительно безработных в экономически активном населении и др. Большое количество неработающих людей в обществе приводит к экономическим потерям и социальным потрясениям. Чтобы государство могло проводить эффективную экономическую политику, необходимо оценить размер безработицы, определить ее уровень.

Уровень безработицы — это доля безработной части трудовых ресурсов общества:

Если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень, страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом Артуром Оукеном. Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на b% (параметры Оукена, установленные экономическим путем). По расчетам Оукена, в 1960-е гг. в США, когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр b был равен 3%.

Закон Оукена гласит, что при повышении фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем происходит уменьшение фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3%.

Разность между фактическим и естественным уровнями безработицы характеризует уровень конъюнктурной безработицы.

Как правило, в свободной рыночной экономике реально существующая занятость ниже естественного уровня, и государство вынуждено оказывать социальную поддержку безработным. Наиболее эффективные способы сокращения безработицы – обеспечение устойчивого экономического роста, разумная политика государства по регулированию социально-экономических процессов.

PAGE   \* MERGEFORMAT 31



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
18195. Роль государства в рыночной экономике 478.9 KB
  Остается рыночный путь развития. В развитие этой цели можно выделить следующих круг задач: рассмотреть научные направления о необходимости государственного вмешательства в экономику; охарактеризовать методологию государства; провести анализ регионального развития РК; рассмотреть тенденции развития Костанайской области на 2015 год. Второй раздел включает анализ роли и значения государства в переходной экономике и социально-экономического развития регионов Казахстана. Третий раздел полностью посвящен перспективам развития Костанайской...
744. Роль финансов в экономике государства 128.58 KB
  Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
6710. Роль и функции государства в переходной экономике 113.31 KB
  Роль и функции государства в переходной экономике. Особенности государства переходного периода. Особенности государства в переходной экономике. Приоритетные направления вмешательства государства в экономику переходного периода.
18770. Провалы рынка: теории провалов рынка и роль государства в рыночной экономике 117.97 KB
  Государство постоянно вмешивается в ведение рыночной экономики, регулируя рынок с помощью государственного бюджета, налогообложения, создания законопроектов, ведения антимонопольной политики. Так как Российскую Федерацию относят к смешанному типу экономики, для граждан нашей страны подобное вмешательство государства в рынок является нормой и не вызывает абсолютно никакого удивления
9343. Социальное и правовое государство 10.25 KB
  Понятие социального государства 11. Идея единения государства и права в античности была направлена против представления о том что сила порождает право. Он сформулировал основополагающее требование такого государства: под действие закона должны подпадать все. Кант утверждавший что правовое государства – это часовой обязанности которого охранять права индивида от посягательств на них.
1286. Либеральное и социальное государство: общее и различие 34.83 KB
  Сущность и понятие социального государства. Наиболее широкое признание во многих странах получила идея социального государства которое позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. История демонстрирует что механизмы реализации идей социального государства могут быть принципиально различными и многие основополагающие вопросы теории социального...
16614. Социальное государство и федерализм в европейских государствах: развитие во второй половине XX и в начале XXI века 29.23 KB
  В докладе будет рассмотрено развитие социального государства и федерализма в европейских государствах на примере Германии и Швейцарии. Особенности взаимодействия Зарождение социального государства в Германии в конце XIX века связанно с борьбой за влияние между субъектами и федеральным центром. В итоге в Швейцарии центральная власть получила право взимать собственные налоги а в Германии земли не допустить введения значимых...
5922. Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства 27.21 KB
  Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства Общая характеристика политической системы общества Политическая система общества это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений организаций людей базирующихся на разнообразных формах собственности отражающих интересы и волю социальных классов слоев групп и наций реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Примером может служить деятельность демократического...
17827. ГОСУДАРСТВО В СМЕШАННОЙ И КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ 23.26 KB
  Необходимость государственного регулирования экономики 1. Формы государственного регулирования экономики Глава 2. Изучение проблематики государственного регулирования экономики является актуальным и чрезвычайно важным потому что способствует формированию экономико-правового мышления и видения сложных взаимозависимостей в организации и управлении экономикой. Как понятие государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия властных структур страны на экономический интерес хозяйствующих субъектов.
2689. Государство, его место и роль в развитии современной сферы услуг 13.18 KB
  Улигов Государство его место и роль в развитии современной сферы услуг Организационно-экономические преобразования сопровождающие все стадии реформирования общественных отношений являются основой для формирования потребителей соответствующих услуг которые могут самостоятельно действовать на уровне муниципального образования. Тем самым возникает возможность создания эффективного стратегического управления развитием сферы услуг. С указанных позиций государство должно вырабатывать концепцию воздействия экономическими и административными...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.