Роль финансов в экономике государства

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

2014-06-21

128.58 KB

119 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Финансово-экономический факультет

Кафедра учета, анализа и налогообложения

Курсовая работа по учебной дисциплине «Финансы»

На тему: «Роль финансов в экономике государства»

Выполнила студентка

Мозжухина Наталья Александровна

Группа 1072-05В

Преподаватель: Павлова Н.И.

Псков

2013 

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] Глава 1. Сущность и функции финансов в экономике

[4] Финансы их сущность в экономике государства, как элемент в товарно-денежных отношениях

[5] 1.2. Функции финансов в рыночной экономике

[6] Глава 2. Финансовые методы регулирования и анализ регионального бюджета

[7] 2.1. Финансовые методы регулирования и структура

[8] 2.2. Анализ бюджета Псковской области за 2010г.-2012г. и прогноз на 2014г.-2016г

[9] Заключение

[10] Список использованной литературы

Введение

Финансовую систему буду рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности, функции и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.

Курсовая работа определяет постановку следующих задач:

- изучить теоретический материал;

- рассмотреть различные определения финансов;

- рассмотреть сущность и необходимость финансов в условиях таварно-денежных отношений;

- рассмотреть функции финансов, финансового механизма и его элементы;

- изучить проблемы стабилизации финансов в РФ и выявить возможные пути решения;

Объектом исследования курсовой работы являются финансы  как основной рычаг в экономике государства и что влияет на них.

Курсовая работа выполнена для изучения теоретического материала на тему  - роль финансов в экономике государства, как влияет финансовое положение предприятий на экономику страны; какие есть пути стабилизации финансов государства; проблемы стабилизации финансов а также, рассмотрела основные функции финансов в рыночной экономике.

Методом исследования при написании курсовой работы в качестве основных источников использованы учебники, пособия, справочники и интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Сущность и функции финансов в экономике 

  1.  Финансы их сущность в экономике государства, как элемент в товарно-денежных отношениях

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и не фондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.

На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы – это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества[8].

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов[6].

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

- предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

- предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;

- государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

- государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;

- предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

- отдельными звеньями бюджетной системы;

- органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

- денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей – дохода потребления и фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода[7].

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Для постижения сущности финансов необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет - лежащие в основе финансовых операций отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

1.2. Функции финансов в рыночной экономике

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы. Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

- зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

- доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

- с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

- наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

- перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Регулирующая функция - связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Рыночная экономика не только привела к усилению роли финансов в функционировании предприятий, она определила для них новое место в системе хозяйствования. Назначением финансов является воздействие финансового механизма на улучшение деятельности хозяйственных субъектов. Хозяйственные субъекты несут полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Финансовая самостоятельность хозяйственных субъектов создает основу для эффективного управления финансовыми отношениями и ресурсами.

Глава 2. Финансовые методы регулирования и анализ регионального бюджета

2.1. Финансовые методы регулирования и структура

Среди методов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. Налоговое регулирование затрагивает процессы производства, прежде всего через налогообложение доходов организаций-производителей. Налоги являются важнейшим стабилизатором антициклического регулирования развития экономики, стимулируя спрос на инвестиции во время депрессии и ограничения его в период максимального экономического подъема. Косвенное и подоходное налогообложение определяют объемы личного потребления, платежеспособного спроса, что, в свою очередь, влияет на объемы производства потребительских товаров и услуг.

Налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствования и экономики в целом принято называть налоговым бременем (налоговым прессом, налоговой нагрузкой). Количественно такое воздействие определяется удельным весом налоговых платежей в ВВП или доходах субъектов хозяйствования. Уровень налогообложения субъектов хозяйствования определяется видами налогов, их ставками, налоговой базой.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

-недостаточные темпы развития экономики;

-диспропорции развития экономической системы;

-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства[4].

Основными целями финансовой политики являются:
- повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.
Это очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;

- оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля;

- достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов, выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация. 

Основными участниками финансовых отношений  являются:

  1.  государство;
  2.  хозяйствующие субъекты;
  3.  население.

Рис. 1. Структура формирования финансов

Государственные финансы — это совокупность денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы.

Финансы предприятий — это система денежных потоков, возникающая при осуществлении процесса производства. Специфика деятельности предприятия проявляется в структуре и формах преобразования финансовых потоков.

Финансы населения — это личные денежные средства, полученные через оплату труда, доход с капитала, предпринимательскую частную деятельность. Основные финансовые подсистемы находятся в тесной взаимосвязи. 

Частные хозяйства предоставляют предприятиям и государству рабочую силу, получая в ответ заработную плату и часть дохода. Эти денежные средства, в свою очередь, используются для покупки товара. Государство за счет изъятия части дохода у предприятий и населения предоставляет «общественный товар» (оборона, безопасность, защита окружающей среды, образование, социальное обеспечение), который имеет общегосударственное значение либо необходим для социальных групп населения[2].

Взаимодействие предпринимателей и государства реализуется через три функции государственной деятельности.

Во-первых, правовое обеспечение предпринимательства через разработку законов о допустимой деятельности в стране. Сними можно не соглашаться, их можно критиковать, но выполнять обязательно. Это своеобразные«правила игры».

Во-вторых, государство берет на себя полное или частичное поддержание некоторых обеспечивающих бизнес элементов, таких как оборона, охрана порядка, право, образование, транспорт и др.

В-третьих, государство осуществляет перераспределение части дохода предпринимателей.

Основные признаки государственных финансов:

  1.  денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);
  2.  субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.
  3.  в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;
  4.  регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством[1].

Основными целями государственного регулирования являются:

  1.  предотвращение катастроф, бедствий и чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности населения;
  2.  недопущение дестабилизации экономической ситуации;
  3.  сохранение экологической обстановки;
  4.  поддержка малообеспеченных слоев населения;
  5.  поддержка занятости населения;
  6.   стабилизация уровня цен;
  7.   выравнивание баланса внешнеэкономических сделок;
  8.   обеспечение деятельности экономической системы;
  9.    защита демократии;
  10.  охрана информации;
  11.  обеспечение обороноспособности страны.

Реализуется государственное управление через правовую базу, налоговую систему, перераспределение дохода и ресурсов.

Эффективная финансовая система является основой нормально функционирующей экономики. Потоки денежных средств, капиталов, ценных бумаг — это «кровеносная система» национальной экономики.

Основной функцией финансовой системы является выполнение операций по переводу финансовых сбережений отдельных лиц и компаний в капитал (основные и оборотные фонды), т.е. превращение накоплений в физические активы (капитал), которые используются другими компаниями для производства продукции и услуг.

Финансовая система обеспечивает инструмент и условия, с помощью которых лицо, имеющее денежные сбережения, может передать эти сбережения другому лицу, которое имеет производственные возможности и нуждается в финансах для использования или прироста.

Перевод денег является основой процесса создания финансовых активов, которые можно рассматривать в качестве требований против будущих доходов и активов лица, которое выпустило актив (ценнуюбумагу). C точки зрения эмитента это требование является финансовым обязательством (долгом), поэтому каждый финансовый актив, приобретенный кем-либо, является финансовым обязательством для эмитента этого актива. Можно сказать, что финансовые активы являются основным продуктом финансового рынка.

Финансовые активы разделяют на три основных класса:

1) деньги,

2) депозитные сертификаты

3) акции.

Деньги выпускаются государством в виде бумажных банкнот и монет. Финансовые институты выпускают депозитные сертификаты до востребования и обязательства. В финансовой системе имеет место несколько видов обязательств, что является способами увеличения финансовых ресурсов для компаний. Эмитент обязательства обещает заплатить кредитору обусловленную сумму денег через определенное время.

Акции выпускаются действующими предприятиями (корпорациями).Эмитент акций продает право на собственность корпорации. Владелец акции имеет право получить часть прибыли предприятия после выплаты долгов по обязательствам.

Правильные финансовые решения являются залогом предпринимательского успеха. Это относится к корпорациям, малым предприятиям и отдельным физическим лицам.

Управление финансами реализуется через систему финансовых отношений между хозяйствующими субъектами. К ним относятся финансовые отношения по формированию централизованных и децентрализованных денежных фондов, бюджетных фондов, внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, средств предпринимательских структур, организации учреждений. Законодательство устанавливает правила предпринимательской деятельности, взаимоотношений производства, поставщиков и потребителей, товаров и услуг, функционирования денежной системы, отношений между менеджерами и рабочими.

Рыночная экономика предполагает наличие свободы хозяйственной деятельности, выбора профессии, договоров, объединений, конкуренции и частной собственности. Конкуренция—это важнейший саморегулирующийся механизм в экономике, поэтому его обеспечение является одной из важнейших функций государства.

Для этого создаются специальные правительственные комиссии по контролю за ценами, качеством, объемом товаров и услуг; выпускаются законы по антимонопольной и антитрестовской деятельности, честной конкуренции и правдивости рекламы, достоверности отчетной информации предприятий, стандартных договорных условиях. Регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства происходит через:

•тематические государственные программы:

•прямое выделение государственных инвестиций (государственный заказ);

•систему дифференцированных налоговых ставок и льгот;

•финансовую помощь в виде дотаций, субсидий, ссуд;

•законодательное определение амортизационной политики;

•условие использования земли и природных ресурсов;

•государственное инспектирование и экспертизу инвестиционных проектов;

•антимонопольные меры;

•приватизацию государственной собственности.

Государственная поддержка инвестиций предусматривает льготные ссуды при создании предприятия, льготное налогообложение дохода, участие в оплате отдельных расходов. Государство гарантирует защиту инвестиций на своей территории через свободу направлений вкладывания средств, возмещение инвестору всех убытков при отчуждении инвестированного имущества или ограничении его прав со стороны государственных органов и должностных лиц.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:

Рис. 2. Связи основных подсистем финансовой системы

  1.  непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг; 
  2.  в сфере производства и обращения;
  3.  между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);
  4.  в финансово - бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);
  5.  в сфере трудовых отношений[3].

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:

  1.  производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;
  2.  заемщика и инвестора на финансовом рынке;
  3.  работодателя на рынке труда.

Рис. 3. Хозяйствующие субъекты финансов

В рыночной экономике взаимодействуют 3 специфических основных рынка:

Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования.

Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.

На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики[5].

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.

Таким образом, сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.


2.2. Анализ бюджета Псковской области за 2010г.-2012г. и прогноз на 2014г.-2016г

- Структурный анализ доходов бюджета в разрезе групп доходов и внутри каждой группы:

Используя данные приложения 4 к Закону Псковской области «Поступления доходов   в областной бюджет Псковской области в 2010 году», были выполнены следующие действия:

а)   группировка доходов в соответствии с кодами бюджетной классификации РФ ПО (Табл.1)

Таблица 1. Коды бюджетной классификации и группировка доходов

Код БК РФ

Наименование   вида и подвида доходов

сумма (тыс. руб.)

1 00 00000 00 0000 000  

Доходы                                                          

8940749,00

1 01 00000 00 0000 000

Налоги на прибыль, доходы                                     

4959067,00

1 03 00000 00 0000 000

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1860221,00

1 05 00000 00 0000 000

Налоги на совокупный доход

250725,00

1 06 00000 00 0000 000

Налоги на имущество

949841,00

1 07 00000 00 0000 000

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

7515,00

1 08 00000 00 0000 000

Государственная пошлина, сборы

159,00

1 11 00000 00 0000 000

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

187953,00

1 12 00000 00 0000 000

Платежи за пользование природными ресурсами

74700,00

1 13 00000 00 0000 000

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства  

436829,00

1 14 00000 00 0000 000

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

203810,00

1 15 00000 00 0000 000

Административные платежи и сборы

950,00

1 16 00000 00 0000 000

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

7685,00

1 17 00000 00 0000 000

Прочие неналоговые доходы

1294,00

2 00 00000 00 0000 000

Безвозмездные поступления

6451748,00

Всего доходов

15392497

б) удельный вес основных доходных источников и анализ полученных результатов (Табл. 2.)

Таблица 2. Анализ основных доходов/расходов и их удельный вес

Наименование вида и подвида доходов

сумма (тыс. руб.)

удельный вес (%)

Доходы

8940749,00

58,09%

Налоги на прибыль, доходы

4959067,00

32,22%

Налоги на товары (работы, услуги),реализуемые на территории Российской Федерации

1860221,00

12,09%

Налоги на совокупный доход

250725,00

1,63%

Налоги на имущество

949841,00

6,17%

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

7515,00

0,05%

Государственная пошлина, сборы

159,00

0,00%

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности  

187953,00

1,22%

Платежи при пользовании природными ресурсами

74700,00

0,48%

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

436829,00

2,83%

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

203810,00

1,32%

Административные платежи и сборы

950,00

0,01%

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

7685,00

0,05%

Прочие неналоговые доходы

1294,00

0,01%

Безвозмездные поступления

6451748,00

41,91%

Всего доходов

15392497,00

100,00%

Вывод: Основной удельный вес в бюджете ПО приходится на следующие доходы и поступления: безвозмездные поступления – 41,91%, налоги на прибыль, доходы – 32,22%, налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 12,09%, налоги на имущество – 6,17%,   налоги на совокупный доход– 1,63%. Рост связан с увеличением налоговых доходов в виде налогов на прибыль, доходы и налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, а также безвозмездных поступлений.

- Расчет уровня автономности бюджета Псковской области на 2010г. представлен в таблице 3.

Таблица 3. Расчет уровня автономности бюджета ПО на 2010г

Наименование   вида и подвида доходов

сумма (тыс. руб.)

удельный вес (%)

Доходы

8940749,00

58,09%

Налоговые доходы

8027528,00

52,15%

Налоги на прибыль, доходы

4959067,00

32,22%

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации  

1860221,00

12,09%

Налоги на совокупный доход

250725,00

1,63%

Налоги на имущество

949841,00

6,17%

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

7515,00

0,05%

Государственная пошлина, сборы

159,00

0,00%

Неналоговые доходы

913221,00

5,93%

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

187953,00

1,22%

Платежи за пользование природными ресурсами

74700,00

0,48%

Доходы от оказания платных услуги компенсации затрат государства

436829,00

2,83%

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

203810,00

1,32%

Административные платежи и сборы

950,00

0,01%

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

7685,00

0,05%

Прочие неналоговые доходы

1294,00

0,01%

Безвозмездные поступления

6451748,00

41,91%

Всего доходов:

15392497,00

100,00%

В разрезе групп доходных источников наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налоговые доходы (52,1%) и безвозмездные поступления (41,91%).

- Расчет уровня автономности бюджета Псковской области на 2011-2012гг. представлен в таблице 4, а затем рассчитан коэффициент автономности по формуле:

Коэффициент автономности № 1 = безвозмездные поступления/ общая сумма доходов;

Коэффициент автономности № 2 = сумма собственных доходов/общая сумма доходов;

Таблица 4. Расчет уровня автономности бюджета ПО на 2011-2012гг

Наименование статьи доходов

Сумма, тыс. руб.

2011г.

2012г.

1

налоговые доходы

8669731,00

9276611,00

2

неналоговые доходы

984881,00

1053823,00

3

безвозмездные поступления

6967888,00

7455640,00

всего доходов

16623898,00

17787569,00

2011г.
Коэффициент автономности № 1 = 6967888 / 16623898 = 0,42%
Коэффициент автономности №2 = (9656010 +6967888 -1 249 668) / 16 623 898 = 0,92%

2012г.
Коэффициент автономности № 1 = 7 455 640 / 17 787 569 = 0,42%
Коэффициент автономности №2 = (10331929 +7455640 – 1 157 100) / 17 787 569 = 0,93%

Вывод: На основании расчетов можно сделать вывод, что коэффициент автономности в 2011г. остался на прежнем уровне по сравнению с 2010г. В 2012г. произошло увеличение на 1%, коэффициент автономности составил 93%. Доля финансовой помощи не изменилась и составила 42%.

- Структурный анализ расходов бюджета:

Используя данные приложения 12 к закону «Распределение ассигнований   из областного бюджета Псковской области на 2010 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации», было выполнено следующее:

а)   в соответствии с разделами функциональной классификации составлена таблица 5 и определён удельный вес основных групп расходов

Таблица 5. Расчет удельного веса по группам расходов

Наименование разделов расходов

сумма (тыс. руб.)

удельный вес (%)

01

Общегосударственные вопросы

863078,00

4,97%

02

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

747827,00

4,30%

02

Национальная экономика

3012886,00

17,34%

04

Жилищно-коммунальное хозяйство

41965,00

0,24%

05

Охрана окружающей среды

3250,00

0,02%

06

Образование

1256910,00

7,23%

07

Культура, кинематография и средства массовой информации

421539,00

2,43%

08

Здравоохранение и спорт

1410125,00

8,11%

09

Социальная политика

3257825,00

18,75%

11

Межбюджетные трансферты

6363665,00

36,62%

Всего расходов

17379070,00

100,0%


б) на основании полученных данных видно, что в структуре расходов бюджета в 2010 году преобладают межбюджетные трансферты (36,62%), расходы на социальную политику(18,75%), расходы на национальную экономику (17,34%), расходы на здравоохранение и спорт (8,11%) и расходы на образование (7,23%).

Следует отметить, что основные направления расходования средств бюджета соответствуют основным функциям органов государственной власти субъекта РФ.

- Структурный анализ расходов на социальную политику:
      Данная статья расходов занимает большое место в общем объеме расходов бюджета Псковской области. Это связано со сложной демографической ситуацией в регионе, детально проанализируем эту статью расходов (табл. 6)

Таблица 6. Расчет удельного веса по социальной статье расходов

Наименование разделов расходов

Сумма (тыс. руб.)

Удельный вес (%)  

Пенсионное обеспечение

7595,00

0,23%

Социальное обслуживание населения

885731,00

27,19%

Социальное обеспечение населения

1989789,00

61,08%

Охрана семьи и детства

248246,00

7,62%

Другие  вопросы  в   области социальной политики

126464,00

3,88%

Всего

3257825,00

100%


Вывод: Из данной таблицы видно, что в структуре расходов на социальную политику преобладают расходы на социальное обеспечение населения (61,08%), расходы на социальное обслуживание населения (27,19%)   и расходы на охрану семьи и детства (7,62%).

Динамика расходов бюджета Псковской области за 5 лет постепенно увеличиваются. Больше всего увеличатся расходы на социальную политику, расходы на национальную экономику расходы на здравоохранение, спорт и расходы на образование.

- Расчет уровня дефицита бюджета на 2010г.

Источник

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

Приложение № 1

Всего доходов  

15392497,00

Приложение № 9              

Всего доходов  

17379070,00

На основании данных приложений № 4 и № 12 к Закону о бюджете   определены показатели, необходимые для расчета уровня дефицита бюджета:

Дефицит бюджета = доходы-расходы = 15 392 497 - 17 379 070 =

= - 1 986573

Уровень дефицита = - 1 986 573 / 17 379 070*100% = 11,43%
Вывод: Уровень дефицита бюджета Псковской области в соответствии с утвержденным бюджетом на 2010 год составляет 11,43% от общего объема бюджетных доходов.

В таблице 6 представлен расчет доходов и расходов в 2011-2012 годах, а далее произведен расчет и уровень дефицита бюджета

Таблица 6. Расчет доходов и расходов бюджета в 2011-2012гг.

Наименование показателя

2011г.

2012г.

(сумма, тыс. руб.)

(сумма, тыс. руб.)

Всего доходов

16623898,00

17787569,00

Всего расходов  

18072299,00

19337358,00

2011г.
Дефицит бюджета = доходы-расходы = 16623898 – 18072299 = - 1 448 401
Уровень дефицита = - 1448401 / 18072299*100%   = 8,01 %

2012г.
Дефицит бюджета = доходы-расходы = 17787569 – 19337358 = - 1 549 789
Уровень дефицита =- 1549789 / 19337358*100%   = 8,01%

Вывод: Из расчетов видно, что дефицит бюджета в 2011г. сократился на 538 172 тыс. руб. по сравнению с 2010г. В 2012г. дефицит увеличился на 101 388 тыс. руб. в сравнении с 2011г. Уровень дефицита бюджета в 2011г. и в 2012г. сократился и составил 8,01%.

- Анализ форм предоставления межбюджетных трансфертов:

Используя данные Приложения 12 к закону «Распределение ассигнований   из областного бюджета Псковской области на 2010 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации»,   сгруппированы расходы в таблицу 7,   относящиеся к межбюджетным трансфертам

Таблица 7. Межбюджетные трансферты 2010г. и их удельный вес

Межбюджетные трансферты 2010г.

сумма (тыс. руб.)

удельный вес (%)  

Дотации бюджетам МО

1564187,00

24,58%

Субсидии бюджетам МО

1929104,00

30,31%

Субвенции бюджетам МО

2035663,00

31,99%

Иные межбюджетные трансферты

126821,00

2%

Трансферты внебюджетным фондам

707890,00

11,12%

Итого                                 

6363665,00

100,00%


     
Вывод: Межбюджетные трансферты   в структуре расходов бюджета в 2010 году составляют 68,01 %. Межбюджетные трансферты предоставляются в форме: дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов внебюджетным фондам. Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета составляю субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований – 31,99%.

- Запланированный бюджет на 2014г.:

Доходы бюджета Псковской области на 2014 год определены в сумме 21,3 млрд. рублей, на 2015 год - 21,28 млрд. рублей, на 2016 год - 19,5 млрд. рублей. Об этом сообщила заместитель губернатора Псковской области - начальник финансового управления региона Татьяна Баринова в докладе о проекте закона области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на публичных слушаниях 25 ноября.

Расходы областного бюджета на 2014 год составят 26,8 млрд. рублей, на 2015 год – 24,59 млрд. рублей, на 2016 год - 22,6 млрд. рублей.

Дефицит областного бюджета в 2014, 2015 и 2016 годах составляет соответственно 5,48 млрд. рублей, 3,3 млрд. рублей, 3,1 млрд. рублей (или 37,4%, 20,6%, 18,7% общего годового объема доходов областного бюджета).

Доходы консолидированного бюджета в 2014 году составят 25,3 млрд. рублей, что меньше уточненного бюджета 2013 года на 2,3 млрд. руб. Безвозмездные перечисления из федерального бюджета предусматриваются в сумме 6,67 млрд. руб., налоговые и неналоговые доходы в сумме 18,6 млрд. руб.

Уменьшение произошло за счет безвозмездных перечислений, которые поступают в течение финансового года: субсидии на поддержку сельского хозяйства в сумме 1,3 млрд. рублей, на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в сумме 82 млн. рублей, на обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности в сумме 32 млн. рублей, на модернизацию региональных систем общего образования в сумме 210 млн. рублей, на реализацию программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сумме 338 млн. рублей, на мероприятия по развитию службы крови в сумме 164 млн. рублей и другие, всего порядка 2,99 млрд. рублей.

Доходы областного бюджета на 2014 год определены в сумме 21,35 млрд. рублей, что на 2,29 млрд. рублей больше первоначального бюджета на 2013 год.

В областном бюджете на 2014 год налоговые и неналоговые доходы составляют 14,6 млрд. рублей или 68,7 % в общем объеме доходов, дотации из федерального бюджета 4208,6 млн. рублей, или 19,7%, субвенции, субсидии 2,05 мл рублей, или 9,6%.

С 2008 года доходы Псковской области увеличились на 40%, а расходы увеличиваются на 99,9%. Аналогичная тенденция и по федеральному бюджету (3,2% и 30,9% соответственно). Это говорит о достаточно больших расходных обязательствах и увеличивать их нам в дальнейшем нет возможности, с учетом уменьшения финансовой помощи из федерального бюджета.

Расходы на образование увеличились на 3,6 млрд.. рублей, или 76,8%, на здравоохранение на 2,8 млрд. рублей, или 114,7%, на социальную политику на 3,66 млрд. рублей, или 145,2%.

Кроме того, планируется привлечение внебюджетных средств: общий объем инвестиций в связи с созданием особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Моглино» составит более 27 млрд. рублей, планируемый объем инвестиций Газпрома на развитию теплоэнергетического комплекса области в течение 5 лет будет составлять 5,5 млрд. рублей.

Таким образом, ожидается, что расходы консолидированного бюджета на 2014 год составят 35,15 млрд. рублей, областного бюджета – 30,9 млрд. рублей.

Впервые бюджет на 2014-2016 годы имеет программную структуру, а доля расходов, распределяемых через 18 государственных программ, составляет в нем 91%. При этом госпрограммы рассматриваются как основной инструмент реализации планов социально-экономического развития.

Доходы бюджетов муниципальных образований в 2014 году составят 10,287 млрд. рублей, что на 1,36 млрд. рублей превышает уточненный план 2013 года. Объем дотаций бюджетам муниципальных образований на 2014 год запланирован в сумме 1,35 млрд. рублей или на 198,8 млн. рублей больше уточненного плана 2013 года.

Объем субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (без учета субсидий, направляемых на капитальные вложения) запланирован на 2014 год в сумме 1,3 млрд. рублей, что на 782,7 млн. рублей больше уточненного плана 2013 года.

Всего объем субсидий муниципалитетам на 2014 год запланирован в сумме 2,4 млрд. рублей.

Субвенции в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий на 2014 год составят 3,5 млрд. рублей,

Объем субвенций на реализацию общеобразовательных программ на 2014 год составит 2,15 млрд. рублей, из которых 1% будет направлен на приобретение учебников и учебных пособий.

Из вышеизложенного стоит отметить только одно, что без увеличения налогового фонда, финансовая стабильность Псковской области не выровняется. Необходимо вовремя рассчитывать и платить налоги.

Заключение

Финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса и движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения.

Существует тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги.
В состав децентрализованных финансов, кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий, могут быть включены и денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан по сохранению или изменению своего социального статуса;

Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, залога, конвертация ценных долговых бумаг в долевые и др.[9]

Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Финансовую систему необходимо проектировать. При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.

Бюджет Псковской области признан дотационным и улучшить благосостояние смогут налоговые отчисления в бюджет.

Список использованной литературы

  1.  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  2.  Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. Железнодорожный, М.О., НПЦ "Крылья", 2008, изд. 2-е.-224, изд.2-е.
  3.  Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факторы развития современных финансов. М.: Рук. деп. в ВИНИТИ № 3067-В97 от 15.10. 2007 г.
  4.  Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий (учебное пособие), Томск 2010г,-83с.
  5.  Дадашев А.З. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  6.  Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  7.  Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ: учебник/ Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: ЮНИТИ, 2009.- 639.
  8.  Финансы: учебник под ред. А.Ю. Казак, Л.И. Сергеев - Сбп: 2008 г.- 520с.
  9.  Финансы: учебник для вузов/ под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Юнити, 2009. - 320 с.
  10.  http://budget.pskov.ru/ - интернет-ресурс
  11.  http://www.pskov.ru/vlast/ispolnitelnaya/administratsiya - интернет-ресурс
  12.  http://www.rg.ru/2012/10/31/pskov-proekt-byudget-reg-dok.html - интернет-ресурс
  13.  http://www.pskov.ru/novosti - интернет-ресурс

PAGE   \* MERGEFORMAT 1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
18195. Роль государства в рыночной экономике 478.9 KB
  Остается рыночный путь развития. В развитие этой цели можно выделить следующих круг задач: рассмотреть научные направления о необходимости государственного вмешательства в экономику; охарактеризовать методологию государства; провести анализ регионального развития РК; рассмотреть тенденции развития Костанайской области на 2015 год. Второй раздел включает анализ роли и значения государства в переходной экономике и социально-экономического развития регионов Казахстана. Третий раздел полностью посвящен перспективам развития Костанайской...
6710. Роль и функции государства в переходной экономике 113.31 KB
  Роль и функции государства в переходной экономике. Особенности государства переходного периода. Особенности государства в переходной экономике. Приоритетные направления вмешательства государства в экономику переходного периода.
7778. Роль государства в экономике. Социальное государство 65.22 KB
  Макроэкономические показатели характеризующие эффективность государственной политики Предмет и основные направления макроэкономики Макроэкономика национальное хозяйство экономика страны в целом – всё это тождественные понятия которые характеризуют исторически сложившуюся в определённых территориальных границах систему общественного воспроизводства. Цель макроэкономического анализа – выявление сложившейся ситуации в социальноэкономическом развитии страны на основе использования показателей объективно отражающих процесс воспроизводства....
18770. Провалы рынка: теории провалов рынка и роль государства в рыночной экономике 117.97 KB
  Государство постоянно вмешивается в ведение рыночной экономики, регулируя рынок с помощью государственного бюджета, налогообложения, создания законопроектов, ведения антимонопольной политики. Так как Российскую Федерацию относят к смешанному типу экономики, для граждан нашей страны подобное вмешательство государства в рынок является нормой и не вызывает абсолютно никакого удивления
6116. СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ 149.06 KB
  Изучить основные понятия финансов, функции финансов, взаимодействие и взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями, финансовыми ресурсами.
5922. Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства 27.21 KB
  Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства Общая характеристика политической системы общества Политическая система общества это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений организаций людей базирующихся на разнообразных формах собственности отражающих интересы и волю социальных классов слоев групп и наций реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Примером может служить деятельность демократического...
6298. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ СОСТАВ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ 29.88 KB
  Содержание и направление финансовой политики. Основные направления современной финансовой политики РФ. Основные методы и формы управления государственными и муниципальными финансами В широком смысле выделяют несколько форм и методов управления финансами государства: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовой регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов. Финансовое планирование является частью народнохозяйственного...
873. Роль Рынка рекламных услуг в экономике 550.32 KB
  Целью данной работы является показать огромное значение рекламы, которая играет ключевую роль в развитие рыночной экономике и являясь орудием конкурентной борьбы служит стимулом повышения качества продукции и снижения цен. Проанализировать сегодняшнее состояние, одного из самых быстро развивающихся в мире
2655. Маркетинг и его роль в экономике фармацевтических организаций 260.2 KB
  Растущая конкуренция диктует необходимость в постоянном движении в направлении формирования лояльности конечного потребителя при этом формирование этого ключевого фактора зависит не от одного специалиста а от всей команды организации. в положительном результате работы а это получение максимальной прибыли заинтересован прежде всего весь коллектив организации а не только его руководители. Вот одно из них маркетинг это любая сознательная деятельность организации направлена на обеспечение рыночного успеха собственных товаров и услуг. ...
12969. Роль частной собственности и ее форм в рыночной экономике 43.88 KB
  Право собственности служит юридическим выражением формой закрепления экономических отношений собственности. Принадлежность или присвоенность материальных благ составляет сущность складывающихся по их поводу между людьми отношений собственности. Право собственности граждан представляет собой правовой институт закрепляющий индивидуальную принадлежность материальных благ.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.