Особенности психологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста

Психологическая оценка ребенка ДВ и Млшк. Проблемы изучения ребенка. Этические аспекты психологического изучения ребенка. Психологический диагноз – комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития ребенка включающая в себя оценку реального вклада и конкретных проявлений цереброорганических расстройств психологической структуры психической деятельности и качества сформированности основных социальных навыков поведенческих коммуникативных учебнопознавательных Коробейников.

2015-01-21

10.16 KB

52 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема. Особенности психологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста.

План

  1.  П\Д в ОУ. Задачи. Методологические основы. Принципы. Психологическая оценка ребенка ДВ и Млшк.В.
  2.   Современные представления о норме развития детей ДВ и Млад шк В. в теории и практике образования. Проблемы изучения ребенка. Ошибки П\Д.
  3.  Этические аспекты психологического изучения ребенка. Основные принципы этико-психологической деятельности в диагностической практике.

Тема . Организация психологического исследования развития детей.

  1.  Основные этапы психологического изучения детей.
  2.  Планирование психол.исследования с учетом возрастных особенностей.
  3.  Определение проблемы, предмета, объекта исследования. Цели, задачи, гипотезы.
  4.  Выбор метода, разработка методики, программа изучения, способы фиксации, обработка результатов, формы ведения и содержания протокола.
  5.  Особенности организации исследования (время, методы и методики, условия, форма, взаимоотношения с экспериментатором, инструкция, порядок предъявления, последовательность, смена деятельности, характер заданий.
  6.  Условия проведения. Обоснованность выбора формы. Оборудование и предъявление заданий. Особенности взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей.

Тема 1.

Школьная психологическая диагностика – отрасль психодиагностики, находящаяся в стадии становления.

Предмет школьной П/Д (как теоретической дисциплины)  - разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза;

(как экспериментально-практической деятельности) – психологический диагноз А.А. Бодалев, В.В. Столин).

Термин «диагноз» - распознавание отклонения от нормального развития и определение состояния конкретного объекта.

В психологии диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность и ее характеристики. Только опираясь на теорию, мы можем выделить психологические признаки (показатели).

/Если диагностируется память, то какие признаки м.б. выделены?/

Затем выбираются методы.

Психологический диагноз (общее определение) - это заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа  отдельных показателей и характеристик (Овчарова).

Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности (Бурлачук).

Психологический диагноз – комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития ребенка, включающая в себя оценку реального вклада и конкретных проявлений церебро-органических расстройств, психологической структуры психической деятельности  и качества сформированности основных социальных навыков (поведенческих, коммуникативных, учебно-познавательных) (Коробейников).

Психологический диагноз – отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или состояния обследуемого (Ануфриев).

Задачи психодиагностического обследования:

исследовать

  1.  психическое состояние и личностные свойства уровень развития психологических функций ребенка, с учетом возраста,
  2.   динамику развития (продольные срезы),
  3.   темп развития,
  4.   новообразования возраста.

Психологический диагноз должен (положения):

  1.  Раскрывать особенности ребенка.
  2.  Выявлять причину симптомов и следствие.
  3.  Обладать прогностичностью.
  4.  Представлен развернутый анализ развития разных сторон ребенка.

Психологический диагноз направлен на обнаружение недостатков с последующей их коррекцией для повышения уровня учебной деятельности и уровня психического развития ребенка.

Эффективность психологического прогноза зависит от владения специалистом факторами риска:

/в дошкольном возрасте/

  •  выраженная психомоторная расторможенность;
  •  трудности выработки тормозных реакций и запретов;
  •  трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
  •  склонность ко лжи, приукрашиванию ситуации, к вымыслам, повышенная внушаемость к неправильному поведению, подражание дурным примерам;
  •  истероидные проявления (плач, крик);
  •  вспыльчивость, ссоры и драки;
  •  негативизм с озлобленностью, агрессия на замечания, энурез, побеги как реакция активного протеста.

/в младшем школьном возрасте/

  •  низкая познавательная активность и личностная незрелость,
  •  двигательная расторможенность, сочетаемая с эйфорическим фоном настроения,
  •  повышенное стремление к острым ощущениям,
  •  интерес к ситуациям агрессии и жестокости,
  •  конфликтность, взрывчатость, драчливость, сопровождающиеся вегетативно-сосудистыми реакциями,
  •  прогулы занятий,
  •  протест против школы, гиперкомпенсаторные реакции – грубость, злобные шалости, невыполнение требований учителя,
  •  невозможность усвоить программу,
  •  тяготение к асоциальным формам поведения,
  •  дефекты воспитания.

Прогностический диагноз основывается на теоретической концепции, выбранной психологом.

Психологический прогноз м.б.благоприятным.

Благоприятные факторы:

/в младшем школьном возрасте/

  •  умение тормозить свои желания, способность к выработке дисциплинированных форм поведения,
  •  принятие учебной деятельности, появление познавательных интересов,
  •  стремление к самоутверждению в занятиях спортом, кружках.

Основные принципы диагностической деятельности психолога образования

( по Семаго)

  1.  теоретико-методологическое позиционирование – обозначить приверженность к определенной теоретической школе, научной концепции;
  2.  единства методологии и диагностики – связь п.1 с использованием диагностических средств «построенных на основе той же методологии; учет п.2 дает возможность эффективно построить диагностический, а затем и коррекционно-развивающий сценарий психологической работы. И одозначно ответить на вопросы:

- Зачем именно так строить процесс диагностики?

- Почему используется та или иная методика?

- Как и каким образом д.б. «предподнесена» методика, изменена инструкция (пример, Кто я? Кто ты?), построен анализ результатов,  какие следуют выводы.

  1.  структурно-динамической целостности – понимание того, что отдельные стороны психического (функции, процессы, сферы) проявляются целостно, системно. Конкретную особенность ребенка необходимо изучать и оценивать с т. зрения возраста, закономерностей развития (см. психологию развития). Учет п.3. позволяет оценивать причины и механизмы отклонений.
  2.  учет логики и последовательности нормативного развития – прогноз развития д. рассматриваться с позиций «развертывания» биосоциальных закономерностей.
  3.  терминологическая адекватность - !

-  Как гуманнее обозначить категории детей?

-  Что означает термин «проблемный ребенок»?

- Принципиально «разводят» понятия нарушение (повреждение) и отклонение (несформированность).

5. приоритетность познавательных задач – определяется статусом психолога в ОУ. «который все может и ( в связи с этим) должен..».

Надо понимать статус п-п как дополнительного специалиста, решающего включенные в общий контекст образования задачи. «Внедрение» в экспертизу учебных пособий, в педаг. Технологии – с целью разумной адаптации образовательной среды к ребенку (возможно ли ребенку овладеть данными образов. программами?)

  1.  Этические принципы:

– Как не нарушить прав ребенка?

-  Как и на каком языке обмениваться информацией с родителями и педагогами?

-  Что можно и что нельзя передавать окружению ребенка? (случай из практики – семья в образах животных)

- п-п профессиональной компетентности – умение сказать «нет», не браться за несвойственное  дело.

Как оценить эффективность работы психолога?

(не найдено надежных критериев).

Косвенно м.б. определена через уровень с-п адаптации ребенка в образовательной среде.

ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ОЦЕНИТЬ (диагностировать, определить значение) – сравнить, разграничить. Отличия! /например, несоответствие стандартным (нормативным) показателям.

Семаго водят понятие «отклоняющееся развитие» (относительно чего-то).

«Условно-нормативное развитие» - некий коридор, область с нижней и верхней границей возрастной нормы, определяющимися действующим  в конкретном времени и месте социально-психологическим нормативом (системе требований к психическому и личностному развитию), задаваемым образовательной, социокультурной, этнической ситуациями.

Задача диагностической деятельности психолога: оценка актуального состояния ребенка с отнесением его развития либо к условно-нормативному либо к отклоняющемуся.

НОРМА РАЗВИТИЯ

Проблема нормативности сложна и мало разработана. Происходят глобальные изменения и социокультурных ожиданий к ребенку (меняются образовательные программы, семейная обстановка, трансформируется детская субкультура), меняется психофизический и физиологический статус ребенка (зафиксированы изменения показателей зрительного восприятия, зрит. памяти) /близорукость _ планшеты.., «6 лет, видит птичку за окном «раздвигает ее».

PAGE  4



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
940. Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста 65.36 KB
  Особенности развития памяти как одного из важных познавательных процессов. Виды памяти младшего школьника и их особенности. Исследование особенностей памяти младшего школьника как одного из важных психических процессов. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти превращая их в регулируемые произвольные процессы.
18255. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста 315.86 KB
  Особенности творческого воображения у школьников: теоретический анализ. Особенности творческого воображения у младших школьников. Экспериментальная работа по исследованию особенностей творческого воображения младших школьников. Диагностическая программа исследования особенностей творческого воображения. Анализ результатов исследования особенностей творческого воображения.
4957. Внимание у детей младшего школьного возраста 38.65 KB
  Определение виды и основные свойства внимания Понятие о внимании. Виды внимания их характеристика. Основные теории развития внимания. Определение особенностей внимания детей младшего школьного возраста Основные свойства внимания.
4576. Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста 35.53 KB
  Рассмотреть методы лечебной физической культуры для исправления данной проблемы; провести медико-социальный анализ; изучить факторы влияющие на формирование осанки; подобрать упражнения для формирование осанки.
9979. Уровень самооценки у детей младшего школьного возраста 110.33 KB
  «Образ Я» или «Я концепция» это совокупность представлений человека или ребёнка о себе, которая складывается из многих факторов: контактов с окружающим миром, людьми, самооценкой, это рефлексивная часть личности, с помощью которой у человека складывается ясный образ себя осознание себя и своего мировозрения в обществе. Но человек всегда убеждён в своей «я концепции» независимо от того основываются
21643. РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 60.8 KB
  Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей: особенно скоростных и координационных способности а также длительно выполнять циклические действия в режиме умеренной...
18199. Причины возникновения неврозов у детей младшего школьного возраста 115.05 KB
  Для каждого возрастного периода существуют определенные области объекты действительности которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. В â€œвозрастные пики невроза†невроз выступает как неконструктивная которая вызывает состояние паники уныния. Решению проблем и вопросов связанных с изучением уровней неврозов посвящены работы как зарубежных так и отечественных психологов. Спилбергера который различает состояние тревоги и тревожность...
1023. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13.19 MB
  Понятие и виды воображения. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности.
17453. Формирование социальной компетентности детей младшего школьного возраста 107.15 KB
  Возможно социальную компетентность можно воспитывать по-разному но давайте подумаемраньше при наших бабушках дедушках мам и пап еще не было компьютеров и телевизоров и дети росли читая книги и через художественные произведения все понимали что делать хорошо а что плохо. И мы считаем что правильней всего будет воспитывать социально компетентного человека посредством художественных произведений. Таким образом возникает противоречие между общественной необходимостью формирования социальной...
14212. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХОРЕОГРАФИИ 143.83 KB
  Негативное влияние по отношению к своему здоровью оказывает ряд факторов, связанных с организацией учебного процесса в школе: увеличение учебной нагрузки, «совершенствование» учебного процесса за счет увеличения объема информации, отсутствие хорошо организованного, качественного питания в школах
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.