Философия и методология науки

Структура научного познания Научное познание это процесс получения объективного истинного знания направленного на отражение закономерностей действительности. Уровни научного познания: эмпирический выявление объективных фактов как правило со стороны их очевидных связей; теоретический выявление фундаментальных закономерностей обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений. Формы научного познания научный факт эмпирический закон проблема гипотеза теория. Методы научного познания наблюдение...

2015-01-27

14.31 KB

5 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 5. Философия и методология науки

Метафизические корни и основания науки.

Наука - в широком (собирательном) смысле - это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности.

Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: учёных с их знаниями и опытом, научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование.

Таким образом, наука – одна из форм общественного сознания.

Наука, по словам М. Хейдеггера, - это способ, каким для нас предстает все, что есть, т.е. сущее в целом

Наука уходит своими корнями в определенный способ восприятия сущего и понимания истины.

В основе античной episteme (знание) лежит философское истолкование сущего как присутствия, а истины - как непотаенности, самораскрытия сущего через человека.

На основании этого символом античной науки можно считать логику в
самом широком смысле этого слова, как искусство выражения сущего, природы («фюсис») в слове.

В средневековой «доктрине» сущее воспринимается как сотворенное Богом. Истина сущего дана в откровении Священного писания. Наука - это свод знаний учителей церкви и все, что связано с разъяснением и толкованием их учений

В эпоху Возрождения человека становится точкой отсчета для сущего в целом: он противостоит сущему, оценивает и представляет себе сущее.

Новое время превращает человека в субъект (т.е. лежащий в основании всего), а сущее - в объект (т.е. нечто противолежащее, или, точнее, противостоящее).

Структура научного познания

Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Имеет  такие задачи как: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Уровни научного познания:

- эмпирический - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей;

- теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Формы научного познания - научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.

 Методы научного познания - наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Научный факт — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

 Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Проблема может быть теоретической или практической. 

 Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.

Гипотеза — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Метод понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение (Н) и эксперимент (Э):

Н) Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования; Э) Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

 Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных факторов совершается переход к общим положениям. (форма мысли, в к-рой осуществляется переход от частного знания к более общему)

Дедукция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. (переход от общего к частному)

Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

В истории науки было предложено два принципа позволяющих провести границу между научными теориями и тем, что наукой не является.

     Первый принцип – принцип верификации: любое понятие или суждение имеет научный смысл если оно может быть сведено к эмпирически проверяемой форме.(которое можно проверить)

     Американский философ Карл Поппер предложил другой принцип – принцип фальсификации - один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез,- теорий) посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. Теория неопровержимая в принципе не может быть научной.

Направления в методологии науки.

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основной тезис позитивизма: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Позитивизм основанн в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции этого течения придерживались Эрнестом Реннаом. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России —  Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.

Идеи позитивизма были преобразованы в трудах Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна (1889 — 1851) и др. Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма. В дальнейшем идеи представителей неопозитивизма нашли развитие в трудах постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).

Неопозитивизм или логический позитивизм - является школой философии, которая имеет идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях.

Постпозитивизм — завершающая стадия развития позитивизма. Характерный признак — тотальная критика главных идей логического позитивизма. Постпозитивисты сделали акцент на изучении не логики науки, а ее истории, что в немалой степени способствовало проведению многочисленных исследований социальных и культурных аспектов развития науки.

Научные революции и смены типов рациональности.

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира.

Научная картина мира  – это множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, даже самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия  почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

Наиболее общие виды научных революций в истории науки: 1. Внутридисциплинарные научные революции – происходящие в рамках отдельных научных дисциплин. 2. Междисциплинарные научные революции – происходящие в результате взаимодействия и обмена научными идеями между различными научными дисциплинами. 3. Глобальные научные революции – наиболее известными из которых являются революции в естествознании, приводящие к смене научной рациональности.

Фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три.

  1.  Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он  у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса,  постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики
  2.  Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века),  Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта.  И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде…. Развитие и  преобладание механистическая картина мира.
  3.  Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX  веков). Где переворот совершила релятивистской (относительной) теорией пространства, времени и гравитации  (Энштейн). Так же эту н.р.  обусловили сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.)

Синерге́тика— междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

Специфика социально-гуманитарного познания.

Социально-гуманитарные науки отличаются от естественных прежде всего по объекту исследования. Т.к. Во-первых, конкретная история индивидуализирована, социальные и культурные процессы и явления нельзя изучать в условиях социального экспериментирования. Во-вторых, в структуру и содержание объекта социально-гуманитарного познания с необходимостью входит субъект познания. В-третьих, исследование объекта осуществляется в социально-гуманитарном знании с ценностных позиций, поскольку субъект познания, будучи сам частью социальной системы, оказывается нагруженным идеологическими предпосылками, предрассудками, некритически воспринятыми установками и т. п.

Особенностью социально-гуманитарных наук является то, что здесь субъект представлен дважды: как познающий субъект (индивид, научное сообщество или общество) и как часть объекта познания, т.к. в обществе действует наделенный разумом и волей.

PAGE  5



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
21181. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ 476.07 KB
  Общественные пространства в структуре города История и современное состояние. Общественные пространства: уточнение определения и структура понятия. Различные точки зрения на проявление общественных пространств.
2457. Философия Средних веков. Философия эпохи Возрождения 1.5 MB
  Если переводить дословно то теоцентризм означает Бог в центре мира. Средневековый теоцентризм предполагает чёткую противопоставленность Бога и сотворенного им мира. Бог вечен неизменен и абсолютен. Сотворенный Богом мир конечен и неизменчив.
2304. Философия Карла Маркса. Неклассическая современная философия 2.06 MB
  Всё что есть – материя. Материя вечна и неуничтожима но она постоянно переходит из одной формы существования в другую при этом в процессе развития материи повышается уровень сложности в котором она реализуется. Бытие – это то что всегда ускользает от разума что смеётся над ним что оставляет разум в дураках . Как видно из текста это полностью противоположно тому что было в метафизике познания и философии Нового времени: в этих учениях наоборот разум не может ничего.
16505. Влияние капитализации на воспроизводство науки: проблемы развития российской науки в условиях дефицита финансирования научных исследований 28.24 KB
  Мировой финансовый и экономический кризис 2008-2009 гг., обновил споры о проблемах перехода на интенсивный тип экономического роста, на усиление роли научно-технологического и культурно-образовательного потенциала народного хозяйства. Ключевым пунктом этих дискуссий является вопрос о том, при каких условий российская наука станет играть роль ведущей силы экономического развития инновационного типа.
14728. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 57.48 KB
  В средневековой философии центральное место человека обуславливается тем что он является высшим творением бога по образу и подобию. Все остальные области традиционно входившие в состав философии онтология гносеология этика эстетика рассматривались под этим углом зрения. Однако при этом у философии были свои отличные от религии функции связанные с основным ее свойством сомнением в истинности вероисповедных догматов и со свойствами разума призванного в конечном счете эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине. ...
10708. Что такое философия 66.95 KB
  Это далеко не тривиальная задача так как почти без преувеличения можно сказать что по сравнению например с науками сколько философов столько и определений философии. Данное состояние дел выражает своеобразие специфику философии как деятельности. Раскрывая содержание определений философии мы одновременно формируем культуру мышления понимания и оценки человеком самого себя и своего отношения к окружающей действительности.
3645. Мировоззрение как философия 80.41 KB
  Прежде чем мы определим философию стоит выяснить что такое мировоззрение ибо философия есть один из возможных способов его построения. религиозная философия которая пытается рационально изложить и теоретически оформить истины религиозной веры проведя их через процедуру критического рассмотрения и проблематизации. Считается что впервые слово философия от греч.
8125. Средневековая философия 9.34 KB
  В результате длительных споров ведущихся между отдельными мыслителями и церковью выкристаллизовалось несколько точек зрения на то как решить проблему отношения веры и разума: Рационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения; Точка зрения двойственной истины выдвинутая защитниками теории двух истин теологической и научной; Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали теологию и науку...
8901. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 11.08 KB
  Их роль в истории. В истории философии мыслители прошлого не могли определить основу общественного развития и социальный закон. В истории философии общественное развитие связывали с достижением свободы. Проблема общественного развития затрагивает важнейший вопрос о роли личности отдельного индивида в историческом процессе: может ли каждый человек оказать влияние на ход истории В истории философии существуют две противоположные точки зрения: одна французские материалисты утверждает что исключительную главенствующую роль в историческом...
2301. Философия как тип мировоззрения 46.41 KB
  В последствие люди заметили что обрабатывать и возделывать можно не только землю но и самого человека. В последствие это значение углубилось и в современном понимании культура означает всё что сделано руками человека. Всё что подвергнуто обработке человеком – это и есть культура. Совершенная противоположность культуре – то что не было подвергнуто обработке человеком называется природой.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.