Понятие, предмет и система финансового права

Отношения, возникающие в процессе организации денежной системы страны в целом и финансовой деятельности государства в частности, системы финансовых учреждений государства, обеспечения их деятельности относятся к разряду организационных финансовых отношений.

2015-01-19

14.72 KB

10 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема №2 «Понятие, предмет и система финансового права»

1. Предмет финансового права.

2. Понятие финансового права.

3. Система финансового права.

4. Методы правового регулирования.

5. Источники финансового права.

Вопрос №1: «Предмет финансового права».

    Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. В процессе такой деятельности государства возникает две группы финансовых отношений: материальные и организационные.

    Материальные финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределение государственных денежных фондов.

    Отношения, возникающие в процессе организации денежной системы страны в целом и финансовой деятельности государства в частности, системы финансовых учреждений государства, обеспечения их деятельности относятся к разряду организационных финансовых отношений.

    Общим признаком материальных и организационных финансовых отношений выступает то, что они обусловлены существованием государства и являются продуктом его финансовой деятельности.

Признаки материальных финансовых отношений:

  1.  Являются денежными, поскольку выражают процесс либо формирования государственного денежного фонда либо процесс расходования денежного фонда;
  2.  Опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряжённое встречным движением стоимости в товарной форме;
  3.  Носят распределительный характер;
  4.  Являются разновидностью экономических отношений;
  5.  Возникают в процессе финансовой деятельности государства, существуют лишь в правовой форме.

Вопрос №2: «Понятие финансового права».

  Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования государством денежной системы и обеспечения её нормального функционировании, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов.

  Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.

  Финансовое законодательство- это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в  процессе финансовой деятельности государства.

Вопрос №3: «Система финансового права».

   Финансовое право, подобно многим другим отраслям права состоит из общей и особенной частей.

   Общая часть включает в себя правовые нормы, закрепляющие основные начала финансовой деятельности государства, её задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию государственных органов, участвующих в финансовой деятельности государства. Эти нормы устанавливают положения, которые распространяются на все разделы и институты особенной части финансового права.

 Общая часть финансового права представлена следующими институтами:

  1.  финансовое устройство
  2.  правовые основы денежной системы
  3.  управление в области финансов
  4.  финансовое планирование
  5.  финансовый контроль
  6.  финансово- правовая ответственность

   Что касается особенной части финансового права, то в правовой науке уже сложилось мнение, согласно которому в системе финансового права находит своё отображение финансовая система страны как объективно существующая экономическая категория.

   Существуют проблемы в отношении состава финансовой системы. Тем не менее в большинстве случаев называются следующие институты:

  •  бюджетное право  
  •  налоговое право
  •  внебюджетные денежные фонды
  •  финансы государственных предприятий
  •  государственные доходы
  •  государственный кредит
  •  имущественное и личное страхование
  •  государственные расходы
  •  банковское кредитование
  •  денежное обращение и расчёты
  •  валютное регулирование

 

Вопрос №4: «Методы правового регулирования».

   Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия государства на поведение участников финансового отношения посредством

определения их прав и обязанностей.

  Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

  Основным методом выступает  императивный метод, который в юридической литературе называют односторонне-властным, методом властных предписаний, директивным, а ранее именовали административным.

  Преимущественное применение финансовым правом императивного метода объясняется спецификой финансовой деятельности государства. В процессе формирования своих денежных фондов оно чаще всего вынуждено добывать денежные средства, отбирая их у кого-либо, т.е. путём принудительного и безвозвратного изъятия их у владельцев.

  Налоги устанавливаются государством в односторонне-властном порядке посредством издания соответствующим органом нормативного акта. В Казахстане право установления налогов предоставлено Парламенту и делается им путём принятия закона. Этот акт обычно дополняется подзаконными актами органа, призванного государством осуществлять сбор налогов. Эти акты конкретизируют и разъясняют положения закона.

  Императивный метод регулирования финансовых правоотношений характеризуется следующими признаками:

  1.  государство определяет поведение субъектов финансового отношения путём односторонне-властных предписаний, содержащихся в правовых актах, носящих как правило нормативный характер;
  2.  это предписание детально регламентирует поведение сторон;
  3.  взаимные права и обязанности сторон порождены государством и вытекают из того нормативного акта, который регулирует данное отношение;
  4.  стороны не вправе отступать от исполнения предписаний государства, которые носят для них обязательный характер;
  5.  исполнение предписаний государства обеспечивается механизмом принуждения, реализуемым уполномоченным органом государства либо через суд, либо в одностороннем порядке;
  6.  возможность выбора поведения сторон, в том числе на основе их взаимного соглашения, либо вообще отсутствует, либо касается несущественных моментов;
  7.  неисполнение предписания влечёт за собой ответственность нарушителя;
  8.  субъект, представляющий в финансовом правоотношении государство наделён более широкими правами, чем другой, и как правило, обладает такими властными полномочиями, которые дают ему возможность принудительной реализации предписаний государства.

   Диспозитивный метод  по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов финансового отношения. Правовой акт государства, регулирующий данное отношение не содержит полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения. В итоге возникает договорная форма финансового отношения.

   Диспозитивный метод правового регулирования финансовых отношений характеризуется следующими признаками:

  1.  права и обязанности сторон формируются по линии двух источников:
    1.  нормативного акта, регулирующее данное отношение;
    2.  договорами, заключенного между сторонами;
  2.  односторонне-властные предписания государства не носят всеобъемлющего характера, оставляя субъектам данного отношения право на собственное волеизъявление;
  3.  правовой акт, регулирующий данное правоотношение, порождает для субъекта, представляющего в нём государство, не только права, но и обязанности перед другой стороной, а также выступает предпосылкой возникновения финансового обязательства государства перед этой стороной;
  4.  регулирующее воздействие государства на поведение своего контрагента выражается не только в форме побуждения с использованием для этого экономических стимулов и материальной заинтересованности;
  5.  права и обязанности сторон финансового правоотношения более уравновешены, т.е. выражены категорической формулой «власти и подчинения», свойственной императивному методу, и управомоченный субъект также выступает носителем определённых юридических обязанностей, в том числе, вытекающих из договора, опосредующее данное отношение;
  6.   юридической формой финансового отношения, при регулировании его посредством диспозитивного метода, выступает финансово-правовой договор, сторонами которого являются государство и контрагент государства по финансовому отношению;
  7.  финансово-правовой договор порождает права и обязанности сторон, наделяя при этом большими правами  вторую сторону этого отношения – государство или представляющий его орган;
  8.  финансово-правовой договор может быть заключён только в случае, когда это позволяет тот правовой акт, который регулирует данное финансовое отношение, и только по вопросам, которые этим правовым актом отосланы на разрешении сторон договора.

Вопрос №5: «Источники финансового права».

  Источниками финансового права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, в которых содержаться финансово-правовые нормы.

  Главным источником финансового права является Конституция Республики Казахстан, которая устанавливает основы финансовой деятельности государства, компетенции высших органов государственной власти в области финансов, предусматривает обязанность граждан по уплате законно установленных налогов.

  Как результат борьбы общества за демократию правового регулирования финансовых отношений, важное место в системе источников финансового права занимают законы – акты высшего представительного органа государства.

  Однако, в правовом регулировании финансовых отношений продолжают играть существенную роль и подзаконные акты, в первую очередь Постановления Правительства Республики Казахстан.

 Наконец, не изжита до конца практика правового регулирования посредством ведомственных правовых актов – актов Министерства финансов, Министерства государственных доходов, а по некоторым вопросам и Нацбанка РК.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
2121. Понятие, предмет, система транспортного права 38.97 KB
  В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы указы Президента Российской Федерации подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации Основной Закон нашего государства. Конституция Российской Федерации ст.
21409. Понятие, предмет, метод и система трудового права РФ 40.85 KB
  Нормы трудового права определяют порядок возникновения и прекращения трудовых правоотношений режим труда работников закреплённый внутренний трудовой распорядок т. Предметом трудового права являются общественные отношения возникающие при применении труда работников т. Сюда входят и нормы-принципы и нормы-задачи и общие вопросы организации труда и правового статуса субъектов трудового права. состоящим из нескольких простых содержащих лишь одно правомочие и корреспондирующую ему обязанность например по оплате труда в соответствии с...
10899. Понятие и предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования. Принципы и функции гражданского права 28.68 KB
  Принципы и функции гражданского права. Понятие частного права. Гражданское право как отрасль права как наука как учебная дисциплина.
6331. Понятие и предмет гражданского права 60.04 KB
  Гражданское право как частное право Право современной России делится на две большие части: право публичное и частное. Публичное право предписывает участникам публичных отношений поступать строго определенным образом. Гражданское право – право частное.
4331. Понятие, предмет и источники трудового права 5.17 KB
  Понятие предмет и источники трудового права. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:свобода труда включая право на труд который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается право распоряжаться своими способностями...
6350. Понятие, предмет и метод гражданского права 25.17 KB
  Понятие предмет и метод гражданского права Понятие гражданского права и предмет гражданского права. Функции и принципы гражданского права. Система гражданского права и соотношение гражданского права с другими отраслями права. Выражение особенностей предмета советского гражданского права в методе гражданскоправового регулирования.
6148. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА 16.77 KB
  Общая теория права в системе юридических наук. Предмет общей теории права. Юриспруденция означает науку о праве она определялась как наука цель которой сводится к изложению принципов понятий и характерных черт общих для различных правовых систем Юридическая наука правоведение – совокупность знаний о процессах и закономерностях права правового сознания юридических отношений.
6325. Понятие, предмет, метод, источники Гражданского права 24.39 KB
  От гражданского права как системы правовых норм следует отличать понятие гражданского законодательства. Гражданское законодательство – это совокупность законов и иных нормативных актов содержащих нормы гражданского права. Предмет гражданского права – это те общественные отношения которые регулируются нормами гражданского права а именно имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения характеризующиеся равенством автономией воли и имущественной самостоятельностью участников этих отношений.
21461. Понятие, предмет и специфические черты уголовного права 17.03 KB
  Понятие предмет и специфические черты уголовного права. Система уголовного права. Вместе с тем очевидно что уголовно-правовая защита свободы - это своего рода идеал уголовного права подчас расходящийся с реальным его воплощением в жизнь например нынешнее состояние охраны правопорядка прав и интересов граждан в России является печальным но достаточно убедительным подтверждением этого. Понятие предмет и специфические черты уголовного права Понятие уголовное право выступает в нескольких аспектах...
297. Понятие, предмет и метод правового регулирования муниципального права 11.35 KB
  Муниципальным в зарубежных странах называют городское и сельское самоуправление которое избирается населением и принимает от государства на себя бремя тяготы по решению вопросов местного значения. Выделение отрасли права регулирующего общественные отношения связанные с самостоятельной и под свою ответственность деятельностью населения муниципального образования по решению вопросов местного значения связано с тем что вопервых местное самоуправление составляет самостоятельную систему власти народа на местах а органы местного...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.