Основные понятия педагогической психологии

Обучение – целенаправленная передача общественно-исторического социокультурного опыта предыдущих поколений индивиду. Воспитание и обучение реализуются в педагогической деятельности совместно – воспитывая ребенка мы всегда его чему-то обучаем обучая – одновременно воспитываем. Обучение имеет своей целью главным образом интеллектуальное и когнитивное развитие человека развитие знаний умений навыков способностей. Обучение реализуется через теоретическую и практическую деятельность через действия с материальной культурой.

2015-01-19

15.8 KB

61 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 2. Основные понятия педагогической психологии

1. Понятие обучения и воспитания.

2. Понятие учения и учебной деятельности.

3. Проблема соотношения обучения и развития.

1. Понятие обучения и воспитания

Воспитание – процесс целенаправленного воздействия на поведение и личность ребенка.

Обучение – целенаправленная передача общественно-исторического (социокультурного) опыта предыдущих поколений индивиду.

Воспитание и обучение реализуются в педагогической деятельности совместно – воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая – одновременно воспитываем. В педагогической же психологии в аналитических целях они рассматриваются раздельно.

Воспитание  имеет своей целью сформировать у человека социально значимые ценностные ориентации, нормы поведения, морали, системы оценок и т.д. Воспитание реализуется в основном через межличностное общение людей (через действия с духовной культурой).

Обучение имеет своей целью, главным образом, интеллектуальное и когнитивное развитие человека (развитие знаний, умений, навыков, способностей). Обучение реализуется через теоретическую и практическую деятельность (через действия с материальной культурой).

Понятия «обучение» и «воспитание» включены в более широкое понятие «образование». Образование понимается как приобщение, вхождение человека в культуру, создание своей личности, образа «Я» по образу культуры (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственность, существующие в обществе).

С понятием обучения в педагогической психологии тесно связан ряд других понятий: обучаемость, обученность, учение, научение, учебная деятельность, усвоение.

Обучаемость – способность индивида к присвоению транслируемого ему социокультурного опыта.

Обученность – результат процесса обучения.

Сравним понятия «обучение» и «учение».

В понятии «обучение» акцент делается на совместной деятельности, сотрудничестве обучающего и обучаемого.

2. Понятие учения и учебной деятельности

Учение рассматривается как особый вид познавательной деятельности субъекта, имеющий своей целью развитие способностей, приобретение знаний, умений, навыков. В понятии «учение» упор делается на собственную активность, деятельность, усилия обучаемого, подчеркивается активная роль субъекта. Учение ведет к изменениям в психике и поведении субъекта, развитию.

Иногда понятие «учение» употребляют как синоним понятия «учебная деятельность». Это понятие было введено в психологию Элькониным в конце 50-х и наполнено специфическим содержанием.

Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию, в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе его контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Усвоением называются устойчивые изменения в психике и поведении, возникшие благодаря предшествующей познавательной деятельности субъекта. Т.о. усвоение возникает в процессе учения.

Иногда отождествляют понятия учения и научения, а также понятия усвоения и научения. В последнем случае под научением подразумевают результат учения, приобретения знаний, умений, навыков.

Усвоение рассматривают также как сложную интеллектуальную деятельность человека, включающую все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую переработку, сохранение знаний и применение их в новых ситуациях решения задач.

Научение характеризуется как прогрессивное, поступательное количественное  и качественное изменение усваиваемых человеком знаний, навыков и умений.

Сторонники бихевиористского подхода рассматривают научение как изменения в поведении в ответ на стимул с подкреплением.

Научение можно рассматривать как более общее понятие по отношению к учению. В этом случае научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека). Учение в этом случае является прерогативой человека. Сторонники же бихевиоризма ставят знак равенства между человеком и животными.

Виды научения:

  1.  Импритинг (запечатление) – развертывание инстинктивного поведения в ответ на пусковой сигнал со стороны внешней среды (если прикоснуться к щеке младенца, он поворачивает голову и начинает сосать).
  2.  Условнорефлекторное (описано Павловым). Условнорефлекторные реакции возникают в ответ на первоначально нейтральный стимул (безразличный для удовлетворения органических потребностей, ранее не вызывавший реакцию), который связывается во времени и пространстве с удовлетворением органических потребностей. Например: условная реакция на положение при кормлении – сосание; условная реакция на слово, называющее знакомый ребенку предмет – поворот головы в его сторону.
  3.  Оперантное (Скиннер). Случайно найденная реакция (методом проб и ошибок) помогает индивиду решить задачу, с которой он столкнулся. Эта реакция, получившая положительное подкрепление, закрепляется в опыте.

Специфически человеческие виды научения:

  1.  Викарное. Кроме человека, частично представлено только у высших животных. Это научение через наблюдение за поведением других людей и подражание им.
  2.  Вербальное. Приобретение нового опыта через язык и другие знаковые системы (научные символы) с момента усвоения речи и особенно в школе.

Научение может быть стихийным, как побочный итог любой деятельности (дети на прогулке в парке научились отличать деревья разных пород), или целенаправленным и специально организованным, как обучение в школе.

Торндайк сформулировал основные законы научения:

  •  Закон эффекта – связь между ситуацией и реакцией упрочается при наличии состояния удовлетворения.
  •  Закон упражняемости – связь тем прочней, чем чаще повторяется последовательность стимула и реакции плюс подкрепление.
  •  Закон готовности – связь образуется тем быстрее, чем больше она соответствует наличному состоянию организма или субъекта.

3. Проблема соотношения обучения и развития

Решение вопроса об отношении развития и обучения ребенка можно свести к трем основным группам:

1. Ж. Пиаже. Развитие создает возможности, а обучение их реализует, то есть развитие и обучение  — два параллельных независимых процесса. Обучение ничего не меняет в детском развитии, хотя и должно согласовываться с ним. Обучение идет вслед за развитием: должны созреть определенные функции, прежде чем школа сможет приступить к обучению определенным знаниям и умениям. Созревание идет впереди школьного обучения.

2. У. Джеймс,  К. Коффка, Э. Торндайк, Дж. Уотсон. Обучение тождественно развитию. Бихевиристы приравнивают развитие к эффективной адаптации, которая достигается путем обучения, то есть подкрепления нужных поведенческих, реакций. Оба эти процесса совершаются параллельно, каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Что идет впереди, а что идет вослед, неясно.

3. Л.С. Выготский. Обучение… не есть развитие, но правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только то, в ходе которого ребенок овладевает принципиально новыми способами взаимодействия с окружающим миром. Например, специальное обучение слепоглухих детей делает возможным развитие таких психических явлений как самосознание, речь, мышление, которые не появились бы сами по себе.

Обучение не только определяет развитие, но и зависит от него, опирается на актуальный уровень развития психических процессов, существующий у ребенка.

В связи с разработкой идеи опережающего характера обучения по отношению к развитию Л. С. Выготский предложил понятие зоны ближайшего развития, которая определяется мерой помощи взрослого, которая необходима ребенку для решения задач, находящихся в сфере его интеллектуальных возможностей. При этом уровень актуального развития определяется теми задачами, которые ребенок способен решить самостоятельно без посторонней помощи.

Возьмем двух детей с одинаковым умственным возрастом в 7 лет. Самостоятельно они решают задачи одинаковой трудности, следовательно, их актуальное умственное развитие одинаково. Но при малейшей помощи взрослого один из них решает задачи на 9 лет, а другой  - на 7,5 лет. С точки зрения ближайших возможностей развития эти дети резко расходятся.

Зона ближайшего развития – это то, что ребенок в состоянии сделать с помощью взрослого.

С помощью этого метода можно учесть не только уже завершенные процессы развития, созревшие к данному моменту функции, но и те процессы, которые находятся в стадии становления, созревания.

Понятие зоны ближайшего развития тесно связано с законом развития ВПФ (сформулированным Выготским), который гласит: всякая ВПФ формируется сначала в совместной деятельности с другими людьми (как интерпсихическая функция) и постепенно становится деятельностью индивидуальной, внутренним психическим процессом ребенка.

Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития, после окончания формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Обучение, по мнению Выготского, создает зону ближайшего развития, пробуждает у ребенка, вызывает к жизни те психические функции, которые сейчас возможны только в сотрудничестве с окружающими, но затем становятся внутренним достоянием самого ребенка.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
20891. Описание педагогической системы К. Дуэк. Отображение ее концепции на основные понятия психологии личности и их философско-антропологические основания 69.52 KB
  С другой стороны следует отметить что российские педагоги-практики разрабатывали некоторым образом похожие на концепцию Дуэк методики. В целом можно сказать что тем разрабатывается довольно активно в среде психологов как в России так и за рубежом.Некоторые основные понятия Чтобы обозначить место педагогической системы К. Следует заранее оговориться что часто теоретики педагогики не являются теоретиками-антропологами не формулируют явно свое понимание человека что создает особые трудности для работы по экспликации этого вопроса.
2194. Основные понятия психологии творчества 225.11 KB
  Креативность от англ. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.
3404. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ 44.22 KB
  Семейная психология и психотерапия —сравнительно молодая область науки и практики. Изучением семьи до середины XX века занималась за редкими исключениями только социология. Развитие семейной психологии и возросший к ней интерес со стороны специалистов различных областей
9385. Основные понятия психологии обучения. Учебная деятельность 671.51 KB
  Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения его механизмах как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов способов и форм обучения. Познавательный характер учебной деятельности ее существенная характеристика. Она определяет все остальные компоненты учебной деятельности создает ее направленность: потребности и мотивы; цели и действия; средства и операции. Компоненты учебной деятельности могут превращаться друг в друга.
8865. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 259.98 KB
  Основные методы педагогической психологии. Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований В педагогической психологии используются все те методы которые есть в общей возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение устный и письменный опрос метод анализа продуктов деятельности контент-анализ эксперимент и др. Вносимые в эти методы изменения когда они используются в педагогической психологии касаются возможности оценки с их помощью...
7353. Предмет и методы педагогической психологии 12.84 KB
  Предмет и методы педагогической психологии. Объект предмет задачи и структура педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии. Объект предмет задачи и структура педагогической психологии Объектом педагогической психологии являются процессы учения и воспитания.
7974. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗМЕРЕНИЯХ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 39.54 KB
  Определение понятий метрология стандартизация сертификация Метрология наука об измерениях о способах достижения требуемой точности и достоверности корректной записи результатов об обеспечении единства измерений. Технические измерения при помощи рабочих средств измерений. Метрологические измерения при помощи эталонов и образцовых средств измерений. Они не могут быть применены в области на которую распространяется требование единства измерений.
10335. Основные направления психологии 128.3 KB
  Основные направления психологии План лекции: Становление научной психологии Школы зарубежной психологии Школы зарубежной психологии. Становление научной психологии По известному выражению психология имеет короткую историю но давнее прошлое. Развитие психологии как науки можно разделить на 2 крупных этапа: донаучный и научный. Донаучный этап развития психологии начавшийся в античности – это время по преимуществу философских размышлений о душе и мире; душа здесь строго говоря не объект изучения но предмет интеллектуального...
6303. Основные требования при подборе и синтезе катализаторов. Состав контактных масс. Основные типы промоторов. Понятия об активном компоненте, носителе (матрице) и связующем гетерогенных катализаторов и адсорбентов 23.48 KB
  Наряду с химическим составом для активного катализатора необходимы высокая удельная поверхность и оптимальная пористая структура. Заметим что для получения высокоселективного катализатора высокая удельная поверхность необязательна. В том числе желательно минимизировать отложение кокса на поверхности катализатора в органических реакциях максимально удлинить период работы катализатора до регенерации. Приготовление катализатора должно быть хорошо воспроизводимым.
18162. Проблема педагогической интуиции, ее роль в психолого-педагогической работе со школьниками 150.14 KB
  В условиях общих тенденций развития образования в современном мире высоких профессиональных требований к качеству знаний и умений поставили на повестку дня потребность в формировании творческой индивидуальности педагога включая развитие не только логики мышления и познания но и интуиции. Навыки и умения педагогической интуиции играют важную роль в преподавании всех учебных дисциплин в работе со школьниками. Проблема изучения интуиции в педагогической деятельности является чрезвычайно актуальной. Сегодня вопрос о необходимости развития...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.