Предмет и методы педагогической психологии

Предмет и методы педагогической психологии. Объект предмет задачи и структура педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии. Объект предмет задачи и структура педагогической психологии Объектом педагогической психологии являются процессы учения и воспитания.

2015-01-19

12.84 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 1. Предмет и методы педагогической психологии

1. Объект, предмет, задачи и структура педагогической психологии.

2. Методы исследования в педагогической психологии.

1. Объект, предмет, задачи и структура педагогической психологии

Объектом педагогической психологии являются процессы учения и воспитания. Предметом педагогической психологии являются  психологические особенности и закономерности процессов учения и воспитания (или механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе).

Задачи педагогической психологии:

  •  Изучать формирование познавательных процессов;
  •  Изучать строение, свойства и закономерности процесса учения;
  •  Выявлять условия, обеспечивающие успешное усвоение знаний и умений, дающие высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения;
  •  Изучать взаимоотношения между педагогом и учащимися, взаимоотношения между самими учащимися;
  •  Изучать возрастные возможности детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста.

Традиционно педагогическая психология подразделяется на психологию обучения, психологию воспитания и психологию учителя/педагогической деятельности.

2. Методы исследования в педагогической психологии

Наблюдение - метод сбора данных путем прямого зрительного и слухового контакта с объектом изучения. Исследователь не воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного проявления.

Основные характеристики наблюдения - целенаправленность, планомерность. Процедура наблюдения включает:

а) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;

б) программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств объекта, которые будут фиксироваться.

в) способ фиксации получаемой информации.

Особую проблему составляет сам наблюдатель: его присутствие может менять поведение интересующего его человека. Эта проблема решается двумя путями: наблюдатель должен стать привычным членом коллектива, где он намеревается вести наблюдение. Другой путь - наблюдать, оставаясь невидимым для объекта наблюдения.

Эксперимент - метод, при котором экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования. Различают два вида эксперимента: лабораторный и естественный. В лабораторном эксперименте испытуемый знает, что у него что-то проверяется, что он проходит какое-то испытание. В естественном эксперименте испытуемые этого не знают, так как эксперимент проводится в привычных для них условиях, о его проведении их не информируют.

Главное достоинство естественного эксперимента в том, что испытуемые не подозревают о введенных в их деятельность изменениях. Однако при этом виде эксперимента трудно фиксировать интересующие экспериментатора особенности деятельности детей.

В лабораторном эксперименте, наоборот, имеются большие возможности для сбора и точной фиксации данных, если он проводится в специально оборудованной для этого лаборатории. Но осознание учеником себя как испытуемого может влиять на ход его деятельности.

Любой вид эксперимента включает следующие этапы:

1. Постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной задаче.

2. Планирование хода эксперимента.

3. Проведение эксперимента: сбор данных.

4. Анализ полученных экспериментальных данных.

5. Выводы, которые позволяют сделать экспериментальные данные.

Как лабораторный, так и естественный эксперименты подразделяются на констатирующий и формирующий.

Констатирующий эксперимент используется, когда надо установить наличное состояние уже имеющихся явлений. Другой вид задач, решаемый с помощью этого метода, связан с выяснением роли различных условий в протекании имеющихся процессов. В формирующем эксперименте прослеживается усвоение новых знаний и действий при введении различных условий в процесс их формирования.

Педагогическая психология использует также такие методы, как метод беседы, метод изучения продуктов деятельности, анкетирование и др.

Беседа используется в разных вариантах. В одних случаях исследователь создает условия для ее естественного возникновения. В этом случае собеседник не подозревает, что он является предметом изучения. В других случаях человек соглашается на беседу, зная, что он является испытуемым. При изучении продуктов деятельности (сочинений, контрольных работ по математике и др.) исследователь по их особенностям, по допущенным ошибкам может получить информацию о процессе усвоения; в частности, об условиях, мешающих или способствующих этому процессу.

Анкетирование применяется также довольно широко. В частности, этот метод особенно часто используется при изучении мотивов учения. Главная трудность его применения - разработка корректного перечня вопросов, включаемых в анкету. Обычно этот метод используется в качестве вспомогательного метода исследования.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
8865. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 259.98 KB
  Основные методы педагогической психологии. Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований В педагогической психологии используются все те методы которые есть в общей возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение устный и письменный опрос метод анализа продуктов деятельности контент-анализ эксперимент и др. Вносимые в эти методы изменения когда они используются в педагогической психологии касаются возможности оценки с их помощью...
10386. Предмет социальной психологии. Методы социально-психологических исследований 33.4 KB
  Предмет социальной психологии. Вопросы лекции: Основные этапы истории социальной психологии. Взгляды на предмет социальной психологии в некоторых психологических теориях 3. Предмет структура и задачи современной социальной психологии.
14525. Психология и педагогика как отрасли знания. Предмет изучения. Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками 8.63 KB
  Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками. Пять научных направлений ставшие базой для развития психологии как науки. Сеченов считается основоположником отечественной научной психологии.
10977. Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности 30.42 KB
  Методологические основы психологии как науки. Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины насчитывает менее полтора веков но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор как существует философия. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении.
2671. История становления специальной психологии. Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками 33.36 KB
  Предмет специальной психологии ее задачи связь с другими науками Вопросы: История становления специальной психологии. Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Предмет отрасли специальной психологии.
7356. Основные понятия педагогической психологии 15.8 KB
  Обучение – целенаправленная передача общественно-исторического социокультурного опыта предыдущих поколений индивиду. Воспитание и обучение реализуются в педагогической деятельности совместно – воспитывая ребенка мы всегда его чему-то обучаем обучая – одновременно воспитываем. Обучение имеет своей целью главным образом интеллектуальное и когнитивное развитие человека развитие знаний умений навыков способностей. Обучение реализуется через теоретическую и практическую деятельность через действия с материальной культурой.
20891. Описание педагогической системы К. Дуэк. Отображение ее концепции на основные понятия психологии личности и их философско-антропологические основания 69.52 KB
  С другой стороны следует отметить что российские педагоги-практики разрабатывали некоторым образом похожие на концепцию Дуэк методики. В целом можно сказать что тем разрабатывается довольно активно в среде психологов как в России так и за рубежом.Некоторые основные понятия Чтобы обозначить место педагогической системы К. Следует заранее оговориться что часто теоретики педагогики не являются теоретиками-антропологами не формулируют явно свое понимание человека что создает особые трудности для работы по экспликации этого вопроса.
2610. Принципы и методы специальной психологии 24.79 KB
  Специфичные принципы специальной психологии: принцип комплексности принцип системного структурнодинамического изучения принцип качественного анализа сравнительный принцип принцип раннего диагностического изучения принцип выявления и учета потенциальных возможностей ребенка принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с ОПФР. Таким образом развитие особого ребенка есть точка приложения противодействующих сил обозначенных как негативная основное нарушение и позитивная обучение и коррекция детерминанты. В такой...
18162. Проблема педагогической интуиции, ее роль в психолого-педагогической работе со школьниками 150.14 KB
  В условиях общих тенденций развития образования в современном мире высоких профессиональных требований к качеству знаний и умений поставили на повестку дня потребность в формировании творческой индивидуальности педагога включая развитие не только логики мышления и познания но и интуиции. Навыки и умения педагогической интуиции играют важную роль в преподавании всех учебных дисциплин в работе со школьниками. Проблема изучения интуиции в педагогической деятельности является чрезвычайно актуальной. Сегодня вопрос о необходимости развития...
6229. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ГИСТОЛОГИИ 8.01 KB
  Однако такое определение суживает объем этой науки поскольку гистология изучает не только ткани но и клетки и тонкое строение органов. Следует отметить что выше указанное деление гистологии на разделы искусственно поскольку клетки формируют ткани ткани входят в состав органов а органы формирую организм. Следовательно клетки ткани и органы части целого организма. Целостностью обладает только организм в его единстве с внешней средой а клетки ткани и органы имеют подчиненное значение.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.