Государственная политика и регулирование инновационной деятельности в современных условиях развития Республики Беларусь

Ключевые понятия: инновационная стратегия приоритетные направления в инновационной политике факторы экономического роста правовые основы и органы государственного регулирования инновационной деятельностью формирование экономики знаний. Целями инновационной политики являются увеличение вклада науки в развитие экономики страны обеспечение прогрессивных преобразований в структуре национального хозяйства и производства повышение конкурентоспособности национального хозяйства на мировом рынке улучшение экологической...

2015-01-19

50.95 KB

38 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ТЕМА 2. Государственная  политика и регулирование инновационной деятельности в современных условиях развития Республики Беларусь

План:

2.1.    Инновационная стратегия Республики Беларусь.  

2.2. Государственная инновационная политика  страны.

2.3. Правовые основы регулирования инновационной деятельности в Беларуси.

Ключевые понятия:

        инновационная стратегия,  приоритетные направления в инновационной политике, факторы экономического роста, правовые основы и органы государственного регулирования инновационной деятельностью,  формирование экономики знаний.

Последовательность  изложения: 

2.1.   Инновационная стратегия Республики Беларусь

Активно регулируя инновационную деятельность, государство призвано формировать цели и принципы своей политики, и приоритетные направления в этой области. Целями инновационной политики являются увеличение вклада науки в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных преобразований в структуре национального хозяйства и производства, повышение конкурентоспособности национального хозяйства на мировом рынке, улучшение экологической обстановки и т. п.  В современных условиях государства во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса-научными знаниями и идеями. Именно поэтому в официальных документах ведущих стран научно-технический прогресс  рассматривается как единая цепь:  научные идеи и разработки-инновационный бизнес-широкомасштабное  использование. [2, с. 140].

В современных условиях проблема выделения приоритетных направлений развития  науки и технологий в Беларуси приобрела особую актуальность.  Правильно выбранные инновационные приоритеты могут создавать в экономической системе страны достаточную энергию для эффективного роста.   Целью государственной политики является переход к инновационному пути развития на основе выбранных приоритетов.  Государственные приоритеты определены  в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы. Целью программы является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь на рынках [7].

Следовательно, инновации обеспечивают переход экономической системы к  новому качеству экономического состояния. Поэтому в экономической литературе именно инновационный по характеру экономический рост  и называют развитием. Экономическое развитие как поступательное движение на пути повышения экономической эффективности системы происходит крайне неравномерно. Неравномерность в первую очередь связана с качественными изменениями в капитале, со сменой поколений техники (технические циклы). Замещение старых средств производства способно сформировать новую технологическую базу и новое качество экономического роста. Экономический рост определяется: количеством и качеством природных и трудовых ресурсов (резервы экономики); объемом основного капитала (инвестиции); нововведениями. Поскольку именно эти факторы  и способствуют экономическому росту.  Для экономического роста также важны: фактор спроса и прежде всего на инновационные продукты; факторы распределения ресурсов. Если количественно соотнести вклад различных факторов в экономический рост (табл. 1.2.1.), то очевидно, что повышение производительности труда является наиболее важным фактором, обеспечивающим рост реального ВВП и доходов организаций, домашних хозяйств. Производительность труда значительно возрастает на базе нововведений, повышения уровня образования и профессиональной подготовки работающих. Технический прогресс как совпадение новой технологической базы и новых возможностей работников определяет около 28 % прироста реального национального дохода. На практике инновации и капиталовложения (в сумме 47 %) тесно взаимосвязаны. Поэтому инвестиции в новую технику существенно повышают вклад инноваций в экономический рост. Роль нововведений непрерывно возрастает и их широкое использование наряду с новым инновационным менеджментом резко повышает эффективность экономики.

Таблица 1.2.1.

Факторы экономического роста

Фактор роста

Вес фактора,

%

1. Увеличение трудозатрат

32

2. Повышение производительности труда,

68

в том числе за счет:

• Нововведений (инноваций)

28

• Капитала

19

• Образования и профподготовки

14

• Экономии, обусловленной масштабами производства

9

• Улучшения распределения ресурсов

7

ИТОГО:

100

Источник: [12,с.12].

]

Влияние  эффективных капиталовложений на положительную динамику производительности труда также велико, так как рост фондовооруженности каждого работника является основным фактором развития производства. В свою очередь, масштабы роста фондовооруженности работника зависят от его профессиональной подготовки (инвестиции, в том числе и в «человеческий» капитал).

Вопросы экономического развития страны посредством привлечения инвестиций в инновации являются зоной повышенного внимания государства, что и предполагает необходимость разработки соответствующих механизмов и инструментов. Известно, что рыночная экономика в принципе не застрахована от периодических спадов или замедления ее роста. В этом случае антициклическая политика государства в виде денежной экспансии повышает спрос на товары и услуги, а также кратковременно снижает процентную ставку. Отсюда повышается деловая активность. Добиваясь краткосрочной стабилизации, государство может снижать налоги, стимулируя текущий спрос. Если денежная и налоговая политика не дают результатов, то необходимо создать дополнительный спрос за счет других резервных источников и  ресурсов.

Учитывая, что в  Беларуси традиционные  методы антициклического и антикризисного регулирования  не приносят быстрого успеха, то необходимы новые подходы. В частности, структурное регулирование путем налоговых льгот и льготного кредитования, а также обеспечение безопасности зарубежных инвестиций имеет ограниченное использование при отсутствии значительных золотовалютных резервов. А внутренние источники и сбережения не всегда могут  поправить инвестиционный спрос, отсюда сужение финансовой основы расширенного воспроизводства, вызывающее снижение темпов экономического роста. Снижение сбережений может происходить из-за чрезмерных фискальных действий государства, нерациональных налоговых ставок на прибыль и личные доходы и т.д.

Дефицит сбережений – не единственная причина инвестиционного спада. Есть другие внутренние препятствия инвестированию в инновации: низкая предпринимательская активность из-за отсутствия стимулов; слабое развитие рыночной инфраструктуры; значительное отставание технологической базы производства от современных требований и, как следствие, значительно большие, чем в мировой практике, совокупные (капитальные) затраты на единицу прироста результата.

В этих условиях целесообразно инвестировать в развитие, т.е.  в инновационные проекты, обеспечивающие: масштабный и растущий спрос рынка на инновационные продукты; снижение издержек; формирование новых направлений перетока капитала и ряд  других механизмов и ресурсов.

Государственное регулирование призвано поддерживать оптимальные пропорции между сбережениями и инвестициями, регулировать движение денежных активов от сбережений к потреблению, принять меры к накоплению государственных запасов. Последнее означает гибкое регулирование финансовых потоков и стабилизацию курса отечественной валюты. Привлечение инвестиций и накопление капитала для обновления производственной базы является важнейшим фактором развития, и приводит к увеличению объема инвестиционных товаров. Новое качество экономического роста характеризуется, по меньшей мере, следующими условиями:  интенсивным ростом, сопровождающимся повышением эффективности хозяйственной деятельности за счет качественного роста нововведений;  особой структурой прирастающего инновационного продукта,  обуславливающих рост  потребности общества и населения.

Новое качество экономического роста, которое   называем развитием, является следствием инновационного характера предпринимательства. Общемировая тенденция состоит в радикальных переменах, связанных с глобальным взрывом новшеств в области технологий производства.   Мировое развитие переходит на новый качественный этап своего      развития, связанное с формированием общества знаний.  Беларусь с каждым годом все более активно включается в  мировую экономику, где в авангарде прогресса идут высокоразвитые страны, которые и задают современные нормы и стандарты  в функционировании важнейших сфер экономики. Беларусь в разработке  и реализации своей экономической политики постоянно сталкивается с  вызовами современного мира и вынуждена   учитывать их в интересах повышения конкурентоспособности национального хозяйства и формирования основ новой экономики.   Определение новых черт  и особенностей сегмента «постиндустриальной экономики» исследователи  связывают с  формированием «экономики знаний».   

  По типу экономики и уровню развития производительных сил различают страны с доиндустриальной, с индустриальной экономикой, с постиндустриальной экономикой, страны со смешанными укладами экономики и т.д.  Исследователи отдельно выделяют страны, где сформирована экономика знаний, и где активно используются достижения современного  инновационного менеджмента.    Формирование современной экономики в развитых странах происходит в результате развития, распространения  и воплощения новых знаний. По экспертным оценкам удвоение знаний сейчас происходит каждые семь-десять лет и, в начале XXI в. человечество накопило такие их объемы, что они перешли в новое качественное состояние и стали не только самостоятельным фактором производства, но и главным ресурсом общественного социально-экономического прогресса. Поэтому, если считать доказанной решающую роль знаний в системе ресурсов современной экономики, то вполне правомерным представляется ее определение  как «экономики знаний». Знания получили статус решающего ресурса экономического развития во второй половине XX в.  На основе научных подходов и с учетом особенностей становления новой экономики в развитых странах можно предложить периодизацию становления экономики знаний, в основе которой лежит нарастание роли знаний как  главного ресурса социально-экономического развития [17,с.3].  Первой фазой формирования экономики знаний в экономической литературе  предлагается период с 50-х г.г. до середины 70-х XX века, который характеризовался развитием теорий «постиндустриального общества», характеризующий проникновением науки в производство, его комплексной механизацией и автоматизацией на основе создания и внедрения соответствующих технологий. В этот период проявились тенденции индивидуализации спроса и интенсивного развития сферы услуг. Наука превращается  в главную производительную силу, а обеспечивающие ее динамику знания занимают позиции главного ресурса экономического прогресса общества.  Вторая фаза охватывает период с середины 70-х гг. до  90 –х гг., который связан со становлением концепций «информационного общества», вытекающий из широкого оснащения производства компъютерной техникой и информационными технологиями. В этот период усиливается роль информации, распространяются ресурсо-и природосберегающие технологии, повышается роль и значение менеджмента качества, предполагающего  внесение опирающихся на достижение науки и техники изменений в технологии и продукцию. Информация в виде формализованных, кодированных знаний обеспечивает не только  внедрение в производство высоких технологий, но и синхронную динамику развития различных сфер и отраслей экономики.    Третья фаза распространяется на период с  90-х г. и по настоящее время. Ее можно рассматривать в контексте теорий «инновационно ориентированного сетевого глобального общества», сопряженного с глобальным расширением интегрированного производства, воздействием JT- технологий на все сферы экономической и социальной жизни, усилением конвергенции отраслевых технологий в системе экономических и социальных отношений и, в конечном счете, с формированием единого взаимосвязанного комплекса науки, производства, образования, обеспечивающего  инновационные подходы в хозяйственной деятельности  и насыщение рынков стран, входящих в региональные интеграционные объединения новой высокотехнологичной продукцией.    

         Рассмотрим опыт Финляндии, страны с экспортно-ориентированной и высокоразвитой экономикой знаний, которая достаточно близка нам по ряду важнейших макроэкономических  параметров.

Финляндия представляет собой образец современного государства, максимально полно использующего все выгоды интеграции в мировую экономику и глобализации. Эта небольшая северная страна   находится в первой десятке стран по показателю ВВП на душу населения и принадлежит к числу стран с высоким уровнем доходов. По степени открытости мировому рынку, которая обычно измеряется долей экспорта в ВНП, Финляндия относится к странам с относительно открытой экономикой (в среднем доля экспорта в ВНП более 35%). Страна относительно бедна разнообразными природными ресурсами, однако входит в мировую пятерку по потреблению энергии на душу населения. Общеизвестны успехи Финляндии в области социальной политики, расходы на социальное обеспечение составляют более 35%, а расходы на здравоохранение – свыше 8% от ВНП, а расходы на образование – свыше 5%.  Финляндия входит в число самых конкурентоспособных стран мира. Ежегодно на Всемирном экономическом форуме в Давосе в «Докладе о мировой конкурентоспособности» на основании статистических данных и опросах нескольких тысяч менеджеров высшего звена, эксперты отображают высокий рейтинг этой страны, присваивая ей индексы перспективной и деловой конкурентоспособности.  

В середине двадцатого века Финляндия из аграрной и лесоперерабатывающей страны превратилась в современное индустриальное государство, а в новое тысячелетие республика вошла как государство с современной экономикой знаний, основу которой составляют сфера услуг и наукоемкое производство (см.: рис 7).

Укрепление позиций Финляндии являются результатом постоянных усилий, направленных в первую очередь на комплексное стимулирование конкурентоспособности промышленных кластеров Финляндии. Экспертами методом экономико-математического анализа «затраты-выпуск»1 были определены девять основных кластеров:  лесной,  информационный и телекоммуникационный, металлургический, энергетический, бизнес-услуг,  здравоохранения, машиностроительный, пищевой, строительный.  Одним из очевидных позитивных результатов членства в ЕС стал масштабный рост прямых и портфельных иностранных инвестиций в экономику Финляндии. Иностранные инвесторы выделяют высокую конкурентоспособность,

Рис. 7 – Стадии промышленного и экономического развития Финляндии Источник: [24, с.9-10].   

политическую стабильность Финляндии, надежность телекоммуникаций, легкость в освоении новых технологий, высокий образовательный уровень рабочей силы, благоприятный климат для предпринимательства. Большая часть прямых инвестиций в Финляндию направляется из стран Северной и Западной Европы. Инвестиционная активность наблюдается, прежде всего, в электронной промышленности, в сфере информационных технологий и телекоммуникаций, логистике (международных транспортных перевозках), в меньшей степени – в лесоперерабатывающей промышленности. По данным Банка Финляндии, в настоящее время иностранные инвесторы владеют примерно половиной акций финских фирм, котирующихся на Хельсинкской бирже.

В основе экономики знаний как свидетельствует опыт Финляндии лежат: накопление и применение новых знаний, полученных в  результате научных исследований и технического прогресса, инвестиции в науку и образование, внедрение передового опыта, открытость инновациям в социальной, экономической и культурной сферах.

Некоторые специфические национальные черты финнов, востребованные при построении экономики знаний, практически невозможно воспроизвести, однако есть другие элементы, внедрение которых возможно. Первый элемент – экономическая политика – построена на идеях Вашингтонского консенсуса  (в первую очередь сильное государственное управление) и дополнена собственными аспектами (в первую очередь сильное государство всеобщего благоденствия, с особым упором на социальное развитие и образование). Второй элемент – ключевые институты и процедуры – включает в себя основные технологические и инновационные институты, которые специализируются на выполнении разных функций, но их методы работы имеют некоторое сходство (в первую очередь они осуществляют финансирование в области науки и технологий, мониторинг рынка наукоемких продуктов и высоких технологий, координацию деятельности заинтересованных организаций).  В отличие от других стран переход Финляндии к экономике знаний был  стремительным. Движущей силой процесса преобразований и экономического развития является сочетание общественного и частного интересов. Государственно-частное партнерство, а также эффективное государственное управление, тесные сетевые связи между частными компаниями, научно-исследовательскими организациями и университетами стали базой финской системы внедрения инноваций.

В течение двух последних десятилетий финское государство способствовало созданию новых технологий, научно-исследовательской деятельности и освоению новых видов предпринимательской деятельности.  В рамках этого направления была начата реализация серии технологических программ, а также организовано финансирование через такие организации, как Академия Финляндии, СИТРА (Национальный фонд исследований и развития) и ТЕКЕС (Национальное технологическое агентство). Последние две организации выделяют средства на реализацию прикладных проектов в области НИОКР, в то время как Академия Финляндии отвечает за финансирование фундаментальных исследований.

Таким образом,    Финляндия занимает лидирующее положение по эффективности экономики, основанной на  знаниях, наряду со скандинавским странами, США и Канадой. Финские инвестиции в НИР составляют 3,4 % от ВВП и по  этому параметру Финляндия уступает лишь Швеции и Израилю. Экономика Финляндии сбалансирована по  основным элементам,   т.е. по так называемым «опорам» экономики знаний: ключевые элементы финской экономики знаний отлично сбалансированы: инновации, образование, информационная инфраструктура, режим экономического стимулирования, это характерно для всех  стран с высоким  уровнем экономики знаний. Финляндия занимает второе место среди европейских стран и третье в мире по количеству зарегистрированных патентов, которое свидетельствует об уровне развития инноваций. Она занимает второе место по общему уровню развития инноваций, что подтверждает другое исследование, проведенное ЕС по исследованию  инноваций среди стран этого объединения. Бесспорный лидер в сфере технических исследований, особенно в секторе ИКТ, Суоми первой в мире предложила системный подход в инновационной сфере, предложив использовать концепцию Национальной инновационной системы в качестве критерия выработки  экономической политики. Финляндия – мировой лидер по численности научных работников. Образование – особо значимый элемент новации экономики знаний, ибо технический прогресс требует высококвалифицированного труда. В Финляндии инновация чаще является результатом НИР, выполненной частным предприятием, однако за подготовку научных работников ответственно государство.   За организацию системы общего образования и школьного обучения несут ответственность местные органы власти. Финляндия занимает одно из ведущих мест по качеству подготовки по математике  и естественных наук  наряду с Гонконгом (Китай), Китаем, Японией и Кореей. Преобразование знаний, являющихся движущей силой развития общества и своего рода уникального ресурса для экономики знаний, в экономические и социальные блага общества требует качественных систем внедрения инноваций (в том числе подготовку высококвалифицированных специалистов), венчурного капитала, а также поддержания и повышения производительности и конкурентоспособности во всех отраслях экономики, в т.ч. в традиционных, главным образом,  через их доступ к передовым знаниям, новейшим технологиям, научным исследованиям и конструкторским разработкам.

    Сегодня для Республики Беларусь представляется актуальным формирование новой экономики-экономики знаний, в основе которой должна лежать инновационно-инвестиционная модель устойчивого экономического роста. Поэтому целесообразно рассмотреть  возможности и направления  инновационно-инвестиционного развития страны в контексте происходящих мировых тенденций.       По экспертной оценке специалистов международных экономических организаций способность оперативно модернизировать свои экономики  в соответствии с вызовами времени в начале 21 века смогли продемонстрировать всего три десятка стран мира. Очевидным фактом в этих странах является определение приоритетных направлений развития их национальных хозяйств с опорой на инновации.    В этой связи актуальным и для нашей страны является выявление опорных точек роста и определение перспективных кластеров в  развитии национального хозяйства. Анализ построения национальной инновационной экономики достаточно подробно освещен как в зарубежной, так и отечественной литературе (Нехорошева Л.Н., Крюков Л.М., Тур А.Н.,  Шимов В.Н. и др.). Поэтому целесообразно с учетом современных мировых тенденций еще раз обратить внимание на ряд принципиальных моментов, имеющих актуальность для нашей страны. И это связано, на наш взгляд, в первую очередь с привлечением инвестиций и прежде всего в инновации.

   В мире в целом наблюдается целенаправленное увеличение наукоемкости ВВП,  удорожание научных исследований и разработок,  концентрация производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции под контролем нескольких  высокоразвитых стран.  По некоторым экспертным оценкам на долю семи высокоразвитых стран мира приходится от 80 до 90 % объема наукоемкой продукции. Усиливается тенденция по сосредоточению НИОКР в крупных транснациональных компаниях, что равнозначно концентрации научно-технического потенциала в определенных секторах мировой экономики [11].  Ряд исследований в развитых зарубежных странах позволяет выявить тенденцию, что устойчивый экономический рост, движимый  инновациями, определяется, прежде всего, повышенным спросом на них. В ряде ведущих стран это даже прописано на  законодательном уровне, так, например, Закон о неотложных мерах по стабилизации  экономики США 2008 г., более известный как комплексный план Полсона, принятый в США в самой острой фазе преодоления собственно финансовых трудностей, установил четкий механизм для стимулирования разработки и внедрения инноваций. Центральным  положением в перечне стимулирующих мер для бизнеса являлись налоговые льготы по расходам на исследования и разработки, которые были затем реализованны в 2008-2009 г.г. В период кризиса британское  правительство подготовило государственный документ «Белая книга» с названием «Инновационная нация», основное внимание в котором было уделено изменению концепции поддержки инноваций. Согласно этим подходам в новых условиях экономического развития с целью формирования инновационного процесса государство  запланировало использовать механизмы не только для стимулирования предложения инноваций, но и, прежде всего, для создания спроса на инновационные товары и услуги, наращиваемого, в первую очередь, за счет расширения системы государственных заказов и контрактов[11].

    Для нашей страны как позитивный фактор следует оценивать формирование Национальной инновационной системы Республики Беларусь, позволяющей подходить к решению проблем создания, распространения и внедрения новшеств;  а также разработку и внедрение положений среднесрочной Концепции Государственной программы инновационного развития страны на 2011-2015г.г. Однако, по мнению ряда ведущих специалистов этого недостаточно, для достижения быстрого прогресса в этом направлении. В Республике Беларусь необходимо создать соответствующее организационно-экономическое и институциональное обеспечение инновационной модели развития национальной экономики, которое  включала бы  инновационное законодательство и современную инфраструктуру национальной инновационной системы, а также финансовые институты развития и соответствующие механизмы мотивации по активному привлечению внешних и внутренних  инвестиций в инновации.

Целесообразно отметить особую роль последних изменений в инновационном менеджменте, от соответствия которого изменениям в капитале и труде во многом зависит закрепление и развитие новых преимуществ, характерных для  нашей страны. В этой связи определенный интерес представляет изучение так называемых циклов, которые  имеют определенную продолжительность. Короткие циклы длительностью в три-четыре года связаны с реакцией экономики на восстановление равновесия на потребительском рынке, с перегруппировкой производительных сил в национальном хозяйстве страны [1, с.92-94].

В экономической литературе объясняется, что средние промышленные циклы отражают ресурсные возможности широкого использования новой техники и осуществляются за 8-12 лет. К среднему циклу примыкают строительные циклы длительностью около 20 лет. Наконец, после того как исчерпан потенциал совершенствования технологической базы, неизбежен процесс ее замены. По Н. Кондратьеву, длинная циклическая волна в 45-60 лет характеризует этапы смены поколений базовых технологий в производстве и вбирает в себя указанные выше технические, промышленные и строительные циклы. Известно пять технологических укладов (волн). Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Вторая волна (1830-1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя. Третья волна (1880-1940 гг.) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили, самолеты, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластмассы и т. д. Появились крупные фирмы, картели, тресты. На рынке господствовали монополии и олигополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала. Четвертая волна (1940-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров широкого потребления. Появились и широко распространились компьютеры, программные продукты для них, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Организовано массовое производства на основе фордовской конвейерной технологии. На рынке господствует олигополистическая конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляют прямые инвестиции на рынках различных стран. Пятая волна (1985-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. д. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инноваций, организации поставок по принципу «точно в срок».

Каждый из рассмотренных укладов в своем развитии проходил различные стадии, отличающиеся мерой его влияния на  экономический рост в стране. Устаревшие уклады, теряя свое, решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны, созданные производственные, инфраструктурные объекты, культурное наследие, знания и т. п.

Рассмотренные системы волновых циклов определяются, главным образом, макроэкономическими объективными закономерностями социально-экономического развития общества. Волновые циклы, относящиеся к развитию отдельных отраслей, предприятий, а также к жизненному циклу товара, формируются как за счет объективных макро- и микроэкономических параметров развития, отражающих прогрессивность отрасли, прогрессивность технологических процессов, уровня конкурентоспособности продукции на внутреннем, а главное на мировом рынке, так и за счет субъективных специфических факторов в развитии отраслей и предприятий, отражающих профессиональную компетентность руководящего звена отраслей и предприятий, их способность принимать оптимальное решение в стратегии и тактике экономического развития посредством инновационного менеджмента.

  Для  Беларуси необходима системная модернизация экономики на основе инновационного менеджмента. Она должна опираться на глубокий анализ причин недостаточной развитости современной технологической структуры, механизма активизации инвестиционно-инновационной деятельности и ориентироваться на траекторию устойчивого экономического роста, прежде всего, за счет инновационной составляющей.

        Сегодня на рынке высокотехнологичной продукции доминирует узкий круг  высокоразвитых стран: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, которые обладают 46 макротехнологиями и контролируют 80 % рынков. [27]. На долю США приходится 22 макротехнологии, Германии-9, Японии-7, Великобритании и Франции –по 4. По одной макротехнологии имеют Швеция, Швейцария, Норвегия и Италия. В первом десятилетии 21 века наблюдается доминирование на рынках высоких технологий США и Японии, страны ЕС, начиная с середины 80-х г.г. 20 века стали несколько сдавать свои позиции на рынках. Главная причина, по мнению экспертов -это относительно низкий уровень внедрения результатов научных разработок в большинстве европейских стран. Целесообразно также отметить, что активно на этом сегменте мирового рынка работают и новые индустриальные страны  Восточной и Южной Азии (Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Гонконг), а также Китай. На их долю приходится более 15%  мирового экспорта наукоемкой продукции. По данным  экспертов  Беларусь имеет существенные наработки: это оптические и вакуумные технологии, мобильная связь, ЖКИ-экраны, цифровая фото- и кинотехника, лазеры, персональные компъютеры и программирование, биотехнологии и генетика[20]. Однако здесь имеются определенные проблемы, связанные с тем, что в  развитых странах V технологический уклад (ТУ) подходит к пределу своего устойчивого роста, а VI ТУ уклад в течение нескольких ближайших лет (по экспертной оценке до 2015 г.) выходит на волну ускоренного экономического роста. Шестой технологический уклад связывают с развитием молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем, космических технологий, расширением применения возобновляемых источников энергии, еще большей интеллектуализацией производства, переходом к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию, завершением перехода от экономики массового производства к экономике знаний, в которой важнейшей ценностью станет научно-технический потенциал и интеллектуальный человеческий капитал. В рамках данного технологического уклада целесообразно  Беларуси выбрать перспективные направления для формирования инновационно-инвестиционной экономики.      

Анализ структуры использованных  производственных технологий в Республики Беларусь за 2008 г. показал, что всего было использовано 21370 технологий. Наибольший удельный вес (38,9%) приходилось на технологии, использующиеся в течение 1-5 лет, далее следуют технологии, эксплуатирующиеся 10 лет и более-32,9%, а затем - находящиеся в диапазоне 6-9 лет и на их долю приходится 18% [ 25 ].  Таким образом, можно отметить, что хотя общее количество использованных технологий является относительно внушительным, однако они имеют большой срок эксплуатации, а потому характеризуются  значительным моральным и физическим износами, соответственно, вряд ли могут претендовать на название новых.   Как показывают данные  результатов исследования доля экспорта высоких технологий в экспорте промышленных товаров в Республике Беларусь  составляет около 3%. Эта доля занимает различное место у разных стран и диапазон колебаний составляет от 7,1% у США до 27,1% у Исландии. Страны, входящие в  10  наиболее развитых стран  имеют долю экспорта высоких технологий –от 14,4 % и выше [25].

    Данные Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)  демонстрируют в последнее время скачкообразный всплеск заявительной активности рыночных субъектов хозяйствования в таких областях, как микроструктуры, нанотехнологии, полупроводники, цифровые коммуникации. Первая десятка отраслей, лидирующих по общему количеству заявок на выдачу патентов за 2009 г. выглядит следующим образом: компъютерные технологии -12560 заявок, фармацевтика -12200, инструменты и приборы медицинского назначения-12091, электрические машины и приборы -11393, цифровая связь -10452, телекоммуникации -9343, измерительное оборудование -9070, органическая химия -8841, полупроводники -7588, биотехнологии-7446 заявок.  И если проанализировать динамику патентной активности субъектов рынка за последние 5 лет, то самые высокие темпы роста наблюдаются в химии наноструктур и нанотехнологий-количество патентных публикаций возросло в 2,4 раза. Целесообразно отметить, что хотя по абсолютному количеству их пока немного, налицо - зарождение новой отрасли VI технологического уклада.  В настоящее время крупнейшие компании – заявители патентов относятся к сфере микроэлектроники и информационных технологий (отрасли V уклада), где разворачивается основная борьба за возврат инвестиций в НИОКР и их коммерциализация[29, с.239-240  ].  

  Сегодня мировой  рынок высокотехнологичной продукции в достаточной степени монополизирован и «пробиться» на этот рынок сегодня крайне сложно, тем более что его главные участники делают все возможное, чтобы не только закрепиться, но и расширить свое влияние на нем. Результатом является то, что  основными участниками мирового рынка являются транснациональные корпорации (ТНК) с технологически целостными научно-образовательными, производственными и сбытовыми цепочками, звенья которых расположены в разных странах, но действуют по единому корпоративному плану: от НИОКР до реализации готового товара.   В тоже время мировая практика показывает, что сегодня длительность цикла научных исследований и разработок в условиях ТНК уменьшилась с 4 до 2 лет в сравнении с периодом 1960-1980 г.г., а следовательно сократилось и время окупаемости затрат на их проведение. Как показывает мировой опыт, достичь существенного сокращения сроков разработки  и освоения инноваций можно на основе формирования следующего механизма взаимодействия: вовлечение потребителей и поставщиков в процесс разработки нового продукта на ранних стадиях этого процесса, начиная с формирования и отбора идей; создание единой технологической цепочки, связывающей научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с производственно-сбытовой деятельностью. Практика показывает, что разработка нового товара наиболее эффективна в том случае, когда имеет тесное сотрудничество между научно-исследовательскими центрами и производственными, маркетинговыми и финансовыми подразделениями крупных корпораций. Интегрированной моделью инновационного процесса, в которой тесно сочетаются все названные элементы, можно в качестве примера назвать японскую модель, в которой все этапы  новой разработки координируются специально созданной межфункциональной группой. Японские компании на ранних стадиях изучают отношение потребителей к новому товару (продукту и услуге). В корпорации активно анализируют перспективный спрос на этот товар, а затем на последних стадиях инновационного процесса на основе полученного прогноза формируют рыночный спрос. Схематично эту модель можно представить следующим образом: идея-прогноз спроса-разработка товара-производство-рынок. Важными свойствами такой модели являются наличие системы обратной связи, ориентация всех звеньев на решение общей задачи  по максимизации показателей рыночно-сбытовой деятельности,  а также тесная интеграция научно-образовательных, технологических и сбытовых условий и возможностей; точечно-параллельно принцип  работы; мотивационный механизм, нацеленный на конечный результат. Такой подход заслуживает внимания, т.к. производство новой продукции для конкретного производства- наиболее рискованная область деятельности:  около 20 % новой продукции производственного назначения и 40% потребительских товаров-новинок, выведенных на рынок, терпят неудачу.

2.2. Государственная инновационная политика  страны

Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационно-инвестиционной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов научных достижений  в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных и личных потребностей. Она включает три этапа: разработку научно обоснованных концепций развития инновационно-инвестиционной деятельности – осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала; определение основных направлений государственной поддержки инноваций и инвестиций;  осуществление практических действий, направленных на повышение активности в инновационно-инвестиционной деятельности.

В инновационной политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую. Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие оптимальных решений по развитию научно-технического потенциала и коммерциализации научных разработок, установление главных задач инновационного развития  и выработки политики по привлечению инвестиций в инновации в соответствии с социально-экономическими целями. Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства – это привлечение инвестиции в иннвации, финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.

Эффективность государственной инновационно-инвестиционной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки приоритетных инноваций  находит отражение в формировании точек роста для научно-технического лидерства, которое должно проявляться в расширении экспорта научно-технических, информационных результатов (лицензии, патенты и др.), увеличении экспорта наукоемкой продукции и услуг. Наличие приоритетного научно-технического лидерства представляется доказательством правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению научно обоснованной государственной инновационно-инвестиционной политики.

Государственная инновационно-инвестиционная политика  направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для активного осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций: содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях; кадровое обеспечение инновационной деятельности; содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности; формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение на рынке (внутреннем и внешнем); применение механизма преференций и прочих инструментов государственного регулирования этой сферы, формирующих стимулирующие воздействия внешней среды на инновационное развитие организаций (предприятий); повышение роли  государства как посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки (академического, отраслевого, вузовского и заводского) и стимулировании кооперации в области – инновационных разработок между промышленными фирмами (предприятиями, акционерными обществами) и высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами); координацию инновационной деятельности в регионах; создание привлекательной правовой базы для инновационной деятельности; регулирование международных связей в области инновационных процессов.

В условиях глобализации экономического и научно-технического развития особую важность в инновационной деятельности приобрели международные торгово-экономические отношения, использование достижений мировой науки, что усиливает значимость государственной инновационной политики и роль внешнеэкономического фактора в этом процессе. Формы государственного регулирования международных связей в инновационной деятельности разнообразны. К важнейшим из них относятся: стимулирование притока зарубежных инновационных инвестиций; обоснованный выбор наиболее перспективных, приоритетных направлений сотрудничества; таможенное регулирование и экспортный контроль инновационных разработок (технологий, изделий, рецептур); поддержка международных контактов (связей) малого инновационного предпринимательства; финансирование многосторонних (двусторонних) международных инновационных проектов; применение специальных налоговых и кредитных льгот для стран (или организаций), участвующих в выполнении совместных инновационных проектов и разработок; введение в стране международных стандартов и норм. К формам государственного регулирования в этой области могут быть отнесены:  программы расширения научно-технической сотрудничества с зарубежными странами; участие в работе международных организаций, занимающихся проблемами инноваций (ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНИДО, ЮНКТАД, МАГАТЭ и др.); присоединение к международным соглашениям (например, к конвенции об охране прав интеллектуальной собственности); создание специальных законодательных актов и норм, юридически регулирующих международные инновационные связи; участие в международных патентно-лицензионных операциях и др.

Методы государственного регулирования в инновационной сфере

Методы воздействия государства в области инноваций традиционно можно подразделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования инновационн-инвестиционой деятельности.

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых предпринимательских  структурах. В этой связи целесообразно активно создавать систему государственных заказов и контрактов на приобретение инновационных продуктов (товаров, технологических процессов, услуг), предпринимательским структурам должны  предоставляться различного рода преференции (льготы) для осуществления нововведений. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками. В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции.

В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных и поисковых исследований. В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну инноваций.

Косвенные методы регулирования инновационных процессов нацелены, с одной стороны, на стимулирование инвестиций в инноваций, с другой, – на создание благоприятного (экономического, социального, психологического) климата для новаторской деятельности. Их структура и содержание достаточно разнообразны: всякого рода налоговые льготы, скидки, кредитные льготы. К налоговым льготам можно отнести: освобождение от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела; исключение валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов; снижение ставок налога на добавочную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций; уменьшение в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой организацией (предприятием) от использования изобретений и других новшеств. Эффективными при определенных условиях может быть и предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) организациям (предприятиям) – потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

Органы государственного регулирования инновационного процесса

По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную структуру управления – конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей; б) систему сбора, обработки и анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора и расстановки кадров.

По  наиболее важным вопросам государственной инновационной политики издаются указы Президента. Решение принципиальных государственных проблем в области инновационной сферы, ее законодательное регулирование осуществляет Совет Республики Национального собрания. В формировании государственной научно-технической, инновационной политики и реализации участвуют  межотраслевые органы, среди них следует выделить Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство образования и другие органы государственного управления Республики Беларусь. Министерство экономики является основным координирующим органом, который обеспечивает формирование и реализацию государственной инновационно-инвестиционной политики. Задачами этого министерства являются: выбор и оценка приоритетных направлений инновационного развития; методическое руководство разработкой местных и региональных научно-технических программ; создание условий (экономических, организационных) для развития фундаментальных и поисковых исследований; содействие формированию политики международного научно-технического сотрудничества и др. Министерство осуществляет координацию инновационных работ, участвует в разработке инновационной политики, определении перспективных направлений исследований и проектно-конструкторских разработок в промышленности, распределении ресурсов (финансовых и др.) на их выполнение, распространении и использовании результатов инновационных разработок. В последнее время определено, что Министерство экономики Республики Беларусь является головным разработчиком по формированию среднесрочной стратегии технологического развития страны. Основными направлениями работы этого ведомства в этом направлении являются: создание постоянно действующей системы формирования спроса на исследования и разработки;  дальнейшее развитие фирменной науки, усиление кооперации между НИИ и предприятиями отраслей реального сектора экономики, создание на их базе корпоративных структур, научно-технических центров (кластеров, финансово-промышленных групп) и укрепление материально-технологической  базы конструкторско-технологических подразделений промышленных предприятий;  установление кооперационных научно-технических связей между отраслями-донорами и отраслями-реципиентами  технологий, специализацию объектов и субъектов инновационной инфраструктуры на обслуживании отдельных отраслей, взаимосвязанных посредством диффузии технологий; создание эффективных каналов трансферта знаний между отечественными и иностранными предприятиями; приближение технологической структуры белорусской промышленности к соответствующей структуре промышленно развитых стран как основных потенциальных доноров технологий .

Значительную работу по формированию инновационной политики и управлению инновационным процессом проводят такие  органы, как Государственный комитет по науке и технике Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси.

2.4. Правовые основы развития инновационной деятельности в Беларуси

Важнейшим элементом воздействия государства на инновационный процесс является правовое регулирование.

Конституция Республики Беларусь определяет научно-технический прогресс, инновационный процесс как один из главных факторов удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Она закрепила в качестве государственной задачи организацию реализации научно-технических достижений в народном хозяйстве и других сферах жизни общества, гарантирует гражданам РБ свободу научно-технического творчества. Нормы Конституции являются исходными для правовой регламентации управления инновациями, которая обычно основывается на законодательных и нормативных актах: действующие республиканские законы, указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства РБ и центральных органов управления, государственные и межотраслевые стандарты.

В ряде случаев правовое обеспечение инновационного процесса сужается до нормативно-правовых документов (указов, законов, постановлений, инструкций), относящихся лишь к финансированию и стимулированию инноваций, что не  всегда верно. Инновационное законодательство должно рассматриваться в более широком смысле, охватывая не только финансово-экономическую составляющую инновационного механизма, но и его организационную, информационную, управленческую правовую и другие составляющие.

По характеру и содержанию в инновационном законодательстве можно выделить три группы нормативно-правовых актов: 1)устанавливающие правовое положение и определяющие формирование системы органов управления инновациями; 2) регулирующие функционирование системы управления инновациями; 3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и протекающие в нем процессы.

По первым двум группам регулятивная функция права ограничивается преимущественно решением структурных вопросов – построением системы органов управления, определением их компетенции, прав и обязанностей ее подразделений. В третьей группе проблем правового регулирования инновационного процесса большая роль отводится правовому режиму процессов организации, финансирования, стимулирования, планирования инновационного процесса и внедрения его результатов в производство, а также продвижения новшеств на внутренний и внешний рынок.

С точки зрения нормативно-правового обеспечения наиболее устойчивым, консервативным элементом инновационного механизма является организационная составляющая, т.е. типы организации и их внутренняя структура, секторы науки, методы выполнения инновационных работ. Что касается других элементов инновационного механизма, таких, как финансово-экономическая, управленческая и информационная составляющие, то в последние годы в области их правового обеспечения принят пакет специальных законов и нормативных актов. Сформировалось такое юридическое понятие, как защита интеллектуальной собственности. В Беларуси законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией страны.

В инновационном законодательстве Республики Беларусь имеются существенные проблемы, многие нормативно-правовые акты требуют дополнений, доработки и уточнений. Имеющиеся недостатки в известной мере снижают действенность инновационного законодательства и как следствие – эффективность инновационного механизма в целом. Для устранения подобных недостатков необходимы, прежде всего, разработка и принятие ряда специальных законодательных и нормативных, актов: об инновационной и инвестиционной деятельности; об защите интеллектуальной собственности; о  современных методах воздействия на инновационную  и инвестиционную деятельность и т. д.

Пути развития инновационно-инвестиционного законодательства в стране затрагивают вопросы методического, организационно-статусного и социально-психологического характера, обусловлены содержанием действующих нормативно-правовых актов и составляют одно из направлений совершенствования правового регулирования с целью стимулирования инновационно-инвестиционного процесса. Важное направление – совершенствование правового регулирования мер поощрения работников  организаций за достижения в инновационной сфере, освоение перспективных разработок, (нормативно-правовые акты, определяющие систему заработной платы и премирования). Следующее направление – разработка и закрепление в правовых формах  связей между организациями (секторами науки), осуществляющими инновационные работы и производством. Следующее направление – создание благоприятных организационно-экономических условий для пересмотра сложившихся нормативов, ассортиментных сдвигов, стандартов, цен на инновационную продукцию, сертификатов и т.д.

Вопросы для самопроверки:

  1.  Раскройте цели и приоритеты инновационного развития РБ
  2.  Какие факторы экономического роста вы могли бы назвать?
  3.  Назовите и раскройте  суть этапов формирования новой экономикой
  4.  Расскажите об опыте других стран с новой инновационной экономикой
  5.  Раскройте роль и сущность циклов в формировании технических инноваций
  6.  Назовите приоритетные направления науки техники  в формировании инновационной экономики Беларуси
  7.  Что  такое государственная инновационная политика: сущность, цели, направления, этапы?
  8.  Методы и формы государственного регулирования в инновационной сфере?
  9.  Органы государственного управления РБ в инновационной сфере
  10.  Правовые основы развития инновационной деятельности
  11.  Раскройте содержание трех основных групп нормативно-правовых актов инновационного законодательства РБ

Ресурсная экономика

Экономика инвестиций

Экономика знаний

уровень знаний

Финляндия

с середины ХIХ в.

до начала ХХ в.

Финляндия после

окончания Второй

мировой войны

до 1980-х гг.

Обилие дешевой древесины

Импортные технологии

Стандартная продукция

Способность и желание инвестировать

Импортные технологии, усовершенствованные финскими специалистами

Дифференцированная продукция

Создание и накопление национальной базы знаний

Отечественные инновации

Продукция завоевывает новые рынки

База знаний сфокусированная на глобализацию

 

Новые сочетания ИКТ, нанотехнологий и традиционных технологий

«Знаниеёмкие» услуги и «умная» продукция для глобальных рынков

Финляндия

с конца 1980-х гг. до 2000г.

Финляндия

с начала

2000-х гг.

время

1  Метод экономико-математического анализа «затраты-выпуск» для изучения межотраслевых связей структуры экономики и составления межотраслевого баланса, автором которого является известный американский экономист В. Леонтьев, широко применяется в практике прогнозирования и программирования.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5535. Рассмотрение особенностей инвестиционной политики и оценка инвестиционного климата Республики Беларусь в современных условиях 1.21 MB
  Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран. Основной ее целью является экономическая стабилизация обеспечение положительной динамики устойчивого экономического развития максимальное привлечение национальных валовых сбережений внешних инвестиций а также поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности. В данной работе я поставила следующие задачи: Раскрыть сущность инвестиций.
19701. Финансовая политика Республики Казахстан в новых условиях развития экономики 176.51 KB
  Формирование и исполнение государственного бюджета. Под бюджетной политикой понимают определение государством: - источников формирования доходов государственного бюджета; - приоритетных направлений расходов бюджета; - допустимых пределов разбалансированности бюджета; - источников финансирования бюджетного дефицита; - принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы. Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии Республики Казахстан создание условий для инвестирования сбережений...
5151. Стратегия развития предприятия в современных условиях на основе всестороннего анализа финансово – хозяйственной деятельности 501.14 KB
  Для этого необходимо определить стратегию предприятия. Стратегическое планирование и стратегическое управление – наиболее важные и глобальные задачи менеджеров предприятия. Основными задачами стратегического управления является: видение предприятия в перспективе – представления его положения и состояния как в разрезе внутреннего функционирования так и в плане места в окружающей среде как элемента социальной политической структуры общества и самостоятельной бизнес – единицы; планирование развития предприятия направленное на усиление...
6298. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ СОСТАВ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ 29.88 KB
  Содержание и направление финансовой политики. Основные направления современной финансовой политики РФ. Основные методы и формы управления государственными и муниципальными финансами В широком смысле выделяют несколько форм и методов управления финансами государства: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовой регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов. Финансовое планирование является частью народнохозяйственного...
3613. Разработка основных направлений развития логистической системы Республики Беларусь 92.73 KB
  Географическое положение Беларуси предопределяет ее роль в качестве транзитного государства. Находясь на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Западной Европы с двумя мощными региональными рынками – Россией и странами Юго-Восточной Азии
21142. Специфика реализации налоговой политики Республики Беларусь в условиях перехода государства к модели социально ориентированной рыночной экономики 216.63 KB
  В процессе работы проведены следующие исследования: рассмотрены особенности налоговой системы Беларуси; проведен анализ субъектов и объектов налоговых отношений; описаны направления совершенствования механизма взимания налогов и сборов.
16730. МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ОСНОВЕ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ 101.12 KB
  Все развитые государства мира выразили свое стремление следовать по направлению к устойчивому развитию. Поэтому вопросы устойчивого развития региона приобретают особую актуальность на современном этапе развития экономики. Обеспечение устойчивого развития требует решения комплекса экологических экономических и социальных проблем. Для отслеживания результатов в достижении...
19791. Банковская система Республики Казахстан: проблемы развития в условиях кризиса 695.45 KB
  Анализ деятельности Национального банка Казахстана . О банках и банковской деятельности определил общие положения банков и их статус в банковской системе. С переходом экономики Казахстана к рынку перед банками открываются совершенно новые горизонты. Тема дипломной работы является актуальной поскольку деятельность как Национального Банка так и коммерческих банков в настоящее время приобретает огромное значение от их эффективного функционирования и правильно выбранных методов посредством которых они осуществляет свою деятельность...
21082. Оценка использования результатов инновационной деятельности ПО «МТЗ» ТОО «МТЗ Азия Сервис» и основные направления ее развития 335 KB
  Инновационный менеджмент — одно из основных направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства коммерческой организацией. Главная цель инновационного менеджмента — определение направления инновационной деятельности организации в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции и технологии; рационализация менеджмента организацией, совершенствование организации производства продукции или услуг, экономические и социально-психологические изменения
19761. Становление и тенденции развития банковской системы Республики Казахстан в условиях глобализации мировой экономики 139.33 KB
  В данное время идет поиск и становление оптимальных форм институционального устройства банковской системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов коммерческих структур. Также проводятся работы по улучшению обслуживания частных лиц и привлечению их денежных средств. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших (и в тоже время чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.