СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ И ИНВАЛИДОВ

Стадии социальной адаптации. Механизмы социальной адаптации. Напротив понятия адаптация и адаптационный процесс используются сегодня в биологии и социальной психологии философии и кибернетике социологии и экологии и т. Это происходит в первую очередь в силу динамичного характера социальной жизни приводящего к постоянным изменениям среды жизнедеятельности человека.

2015-01-27

17.99 KB

12 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ И ИНВАЛИДОВ

1. Сущность понятия социальная адаптация.

2. Стадии социальной адаптации

3. Механизмы социальной адаптации

4. Виды адаптации

Адаптация (от лат. adaptatio, adaptare – приспособлять) понимается как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

Понятие «социальная адаптация» используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера его применения не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия «адаптация» и «адаптационный процесс» используются сегодня в биологии и социальной психологии, философии и кибернетике, социологии и экологии и т.п. Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов – это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира.

Начало этим исследованиям было положено биологическими науками, где адаптация рассматривается как процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования и привыкание к ним.

В определённом смысле слова, процесс человеческой жизни можно свести к необходимости постоянно решать проблему «вживания» в новые системы социальных отношений, группы, системы ценностей и т.п. Это происходит, в первую очередь, в силу динамичного характера социальной жизни, приводящего к постоянным изменениям среды жизнедеятельности человека.

В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды.

. Из вышесказанного следует что, процесс социальной адаптации – это взаимонаправленный процесс, т.е. предполагающий взаимное воздействие социальной среды и социального субъекта друг на друга. Такой процесс имеет достаточно тесную связь с другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, - процессом социализации.   Это предполагает активное участие социального субъекта не только в процессе узнавания системы социальных связей и отношений, социальных норм и ценностей, их потребления и использования, но и в процессе формирования новых норм, связей и отношений, их распределения и передачи. Таким образом, понятия и процессы социальной адаптации и социализации взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, социализация предполагает наличие у субъекта способности понять и усвоить изменяющиеся условия жизнедеятельности, с другой - социальная адаптация представляет механизм и одну из форм социализации личности. Вместе с тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга.

2. Стадии социальной адаптации

Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий.

1.Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, и период парализующего страха и бездействия и, одновременно, первичной, эмоциональной оценки и попытки самого первого осмысления сути происходящих изменений. Именно на этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.

Рассматриваемая стадия социальной адаптации представляет собой достаточно серьёзную опасность для социальных субъектов, социальный, психологический и физический потенциал которых недостаточен для преодоления возникающих трудностей. В ряде случаев, адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже её физической гибели.

2.Мобилизация адаптационных ресурсов. 

Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В этом случае субъект, опираясь на результаты первичного освоения новой социальной среды на предыдущей стадии социальной адаптации, получает возможность выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности.

Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию адаптационного потенциала субъекта. Под адаптационным потенциалом понимается совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в скрытом виде и активизируется и актуализируется в процессе социальной адаптации. В качестве элементов адаптационного потенциала могут выступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалификации, демографический и социальный статус, социально-психологические характеристики и прочее. Именно наличие у субъекта адаптационного потенциала и его характерные особенности определяют способность субъекта овладеть ситуацией и освоится в ней.

3. Ответ на «вызов среды».

 Это завершающая стадия процесса социальной  адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, атакже основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

При этом, необходимо помнить о том, что сделанный субъектом выбор не обязательном должен соответствовать требованиям среды. Субъект может ошибиться в своём выборе, избрав модель поведения и деятельности, которая соответствует его собственным целям, стремлениям и возможностям, но противоречит объективным закономерностям и тенденциям развития ситуации, в которой протекает процесс социальной адаптации. Это обстоятельство может впоследствии привести человека к серьёзным проблемам и трудностям. В подобных условиях профессиональная помощь специалиста, в том числе социального работника, становится важным и необходимым звеном процесса социальной адаптации субъекта.

Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности.

Основные механизмы социальной адаптации можно классифицировать по разным основаниям. Классификация, позволяющая выделить и проанализировать наиболее эффективные механизмы, может быть выполнена,

во-первых, поформам их принятия субъектом адаптации и,

во-вторых, по используемым в процессе адаптации средствам.

3. Механизмы социальной адаптации

В первом случае выделяются два основных механизма социальной адаптации: добровольный и вынужденный. Рассмотрим действие каждого из них. Добровольная адаптация представляет собой ситуацию, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые перспективы и возможности и, поэтому, принимается без сопротивления, если даже для этого необходимо предпринять определённые усилия. Например, возможность сделать хорошую служебную карьеру или по-

лучать высокую заработную плату может рассматриваться человеком как основание и необходимость для смены места работы и адаптации в новом коллективе, получения образования, переквалификации и т.п. Трудности, неизбежно возникающие в ходе освоения новой среды и новых условий жизнедеятельности, принимаются субъектом как «трудности роста», через которые надо пройти, для получения желаемого.

В условиях добровольной адаптации изменения социальной среды, к которым необходимо адаптироваться субъекту, во-первых, не мешают ему жить и действовать привычным, удобным и доступным для него способом. Во-вторых, свойственные ранее субъекту ценностные установки, принципы и идеалы, изменяются в новых условиях жизнедеятельности без особого сопротивления и напряжения, так как он сам поверил или убедился в достоинствах и преимуществах нового, по сравнению со старым. В-третьих, требования, которые предъявляются субъекту социальной средой, в определённой степени корректируются таким образом, что становятся понятными и доступными ему.

Вынужденная адаптация, напротив, ситуация, при которой характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности, не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Однако, при этом, субъект не может не принять эти характеристики (30.С.48). То есть, в отличие от добровольной адаптации, вынужденная адаптация жёстко заставляет человека принять новые условия жизнедеятельности. Не сделав этого, он не сможет не только найти новую для себя социальную нишу и новые возможности самореализации, но и утратит имеющиеся. Например, чтобы сохранить жизнь себе и своим близким, возможность работать, учиться и т.д., человек может согласиться принять самые жёсткие требования общества или власти, даже противоречащие его внутренним убеждениям.

В зависимости от используемых в процессе социальной адаптации средств, выделяется ещё одна группа механизмов этого процесса.

1.Психические механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на неё различных факторов социальной среды и приспособление психического склада индивида под требования среды. К этой группе механизмов социальной адаптации можно отнести механизмы психической защиты, психической травмы, психического и психологического внушения и т.п.

2.Социально-психологические механизмы, предназначенные для приспособления индивида к среде через её освоение различными способами. Эта группа включает в себя, во-первых, когнитивные механизмы, т.е. приспособление к среде через её исследование, изучение и познание. К ним относятся механизмы воображения, мышления, познавательной деятельности. Во-вторых,  это эмоциональные механизмы, позволяющие субъекту приспособиться к среде  через те эмоциональные состояния, которые она вызывает. В этом случае, эмоциональные переживания индивида в новой для него среде жизнедеятельности становятся основой для принятия им соответствующих решений относительно наиболее адекватных среде формах поведения и деятельности. К названной группе механизмов социальной адаптации можно отнести такие как страх, беспокойство, тревога, покой и т.п. В-третьих, это поведенческие механизмы, представляющие собой выбор и реализацию субъектом в новой для него ситуации определённой модели поведения и деятельности.

3.Социальные механизмы представляют собой наиболее значительные элементы такой группы феноменов. К ним относится, прежде всего, механизм социальной деятельности, который можно рассматривать как универсальный механизм социальной адаптации. Именно в процессе социальной деятельности осуществляется собственно включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей. В рамках социальной деятельности субъект приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую

социальную среду.

Ещё одним механизмом из этой группы является механизм социального общения  позволяющий субъекту, во-первых, совершенствовать имеющиеся у него навыки общения и приобретать новые, во-вторых, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности.

Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей делать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации.

4. Формы адаптационного поведения

Сталкиваясь с необходимостью решать задачи социальной адаптации, субъект может выбрать различные формы адаптационного поведения. К основным формам последнего можно отнести следующие:

- конформизм или подчинение субъекта среде, когда он полностью выполняет новые требования, предъявляемые к нему;

- инновация или обновление субъектом среды, когда освоение среды осуществляется субъектом через определённые изменения её отдельных сторон, свойств и характеристик;

- внешняя благопристойность или ритуализм, при которой адаптация субъекта к среде происходит через внешнее следование требованиям, предъяемым к нему; при этом, собственные, внутренние мотивы и цели субъекта могут и не совпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окружения;

- «уход» субъекта от среды, его самоизоляция или ретритизм; такая форма поведения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собственных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптационного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды;

- преобразование субъектом среды или мятеж, бунт, когда субъект стремит-

ся полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями

о ней.

Таким образом, в процессе социальной адаптации деятельность субъекта может быть адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (конформизм, ритуализм и ретритизм) и адаптирующей, при которой субъект стремится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями, задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адаптации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта адаптивного и адаптирующего аспектов.

5. Виды адаптации

Процесс приспособления индивида к новой среде жизнедеятельности предполагает выделение тех её сторон, свойств и характеристик, к которым необходимо адаптироваться, прежде всего, т.е. объекта социальной адаптации. В зависимости от того, что выступает в таком качестве, можно выделить некоторые виды социальной адаптации.

1.Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося.

2.Организационная, связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутри групповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе.

3.Ситуативная, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм.

У соціальній роботі для розробки ефективних технологій слід враховувати різні види соціальної адаптації. Повна соціальна адаптація включає фізіологічну, управлінську, економічну, педагогічну, психологічну і професійну адаптацію.

Управлінська (організаційна) адаптація. Без управління неможливо створити сприятливі умови (на роботі, в побуті) для адаптації, впливати на неї, забезпечуючи діяльність, що відповідає інтересам суспільства і особистості. Управління може здійснюватися не лише в руслі впливу соціальних інститутів на особистість, а й у руслі самоуправління. Останнє вимагає вимогливого, самокритичного ставлення людини до самої себе, до своїх думок і вчинків.

Економічна адаптація. Це дуже складний процес засвоєння нових соціально-економічних норм і принципів економічних відносин індивідів, суб'єктів. Не можна говорити про повноцінну соціальну адаптацію людини, якщо вона бідна чи безробітна.

Педагогічна адаптація. Це пристосування до системи освіти, навчання і виховання, які формують систему ціннісних орієнтирів індивіда.

Психологічна адаптація. У психології адаптацію розглядають як процес пристосування органів чуття до особливостей діючих на них стимулів і запобігання надмірному навантаженню на рецептори.

У 1936 р. канадський фізіолог Г.Сельє ввів поняття "стрес" і "адаптаційний синдром". Стрес - це стан психологічної напруженості в процесі життєдіяльності у складних умовах як повсякденного життя, так і за особливих обставин. Адаптаційний синдром - це сукупність реакцій організму людини у відповідь на несприятливий вплив.

Стрес - невід'ємний супутник життя. Він може не тільки знизити, а й підвищити стійкість організму до шкідливих хвороботворних факторів. Нормальна життєдіяльність людини немислима без певного ступеня фізичного і нервово-психічного напруження. Людині властивий певний оптимальний тонус напруги. Кожна людина повинна вивчити себе і знайти той рівень напруги, за якої вона відчуває себе найбільш "комфортно", незалежно від того, яке   заняття вона собі вибрала.

Професійна адаптація - це пристосування індивіда до нового виду професійної діяльності, нового соціального оточення, умов праці і особливостей конкретної спеціальності.

PAGE  9



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
21328. Адаптация пожилых людей в современном обществе посредством досуга 62.41 KB
  Характеристика положения пожилых людей в современном обществе Особенности процесса адаптации пожилого человека в современном обществе. Изучение опыта работы по адаптации пожилых людей в современном обществе посредством досуговой деятельности. Анализ практического опыта работы по адаптации пожилых людей на примере железнодорожного комплексного центра...
17326. Изучение адаптации пожилых людей в условиях стационарного отделения АУСО РБ «Заиграевский Дом интернат для престарелых и инвалидов» 178.22 KB
  анный процесс обусловлен двумя причинами: во-первых, в системе здравоохранения, взяты под контроль ряды опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни. Ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей
20329. Социальная поддержка пожилых граждан в работе государственных и негосударственных учреждений 86.66 KB
  Старость как социально-демографическая проблема. Как правило слова старость и пожилые люди несут в себе негативное семантическое значение нередко синонимичны словам ущербный отживший. Как отмечает В. В определении того какой именно возраст называть пожилым нет полного единодушия.
20324. Социальная защита пожилых людей как приоритетное направление пенсионной политики в Российской Федерации 84.94 KB
  Перед государством и ПФР стоит много новых задач и целей для дальнейшей реализации реформ в сфере пенсионного страхования. Все это должно вывести Россию на новый уровень жизни. К тому же на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики.
21360. Социальная адаптация молодых супругов к семейной жизни как проблема молодой семьи 155.21 KB
  Ни одна нация ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой меняются виды семейных отношений. Действующие в настоящее время в Российской Федерации законодательные нормативные акты социального трудового жилищного налогового и иного характера не всегда учитывают интересы семьи как социального института. К сожалению единого законодательного акта регулирующего вопросы взаимоотношений государства и семьи ее поддержки...
17359. Социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальное управление 21.26 KB
  Разработка и управление программой достаточно просты. Социальное управление Социальная работа немыслима без такого компонента как управление. Управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке не способных зачастую жить без посторонней помощи.
5865. Социальная работа и социальная политика: взаимосвязь и взаимовлияние 9.42 KB
  Сущность социальной политики ее принципы и функции. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Сущность социальной политики ее принципы и функции. Среди факторов способствующих гармонизации интересов личности и общества гарантирующих защиту интересов человека его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.
20484. Социальная работа и социальная педагогика: сущность и различие 70.78 KB
  Теоретические аспекты социальной работы и социальной педагогики. Понятие социальной работы как самостоятельной науки. Технологии социальной работы как особая группа социальных технологий. Технологии социальной педагогики.
4976. Возрастные особенности пожилых людей 44.53 KB
  Изменение возрастной структуры населения ставит перед обществом множество вопросов в том числе и психологических: что наполняет внутренний мир стареющего человека имеется ли здесь специфика по сравнению с предыдущими возрастными фазами и если да то в чём она Подобные вопросы диктуются прежде всего практикой ибо ответы на них дают сведения о личном статусе и стили жизни в старости что позволяет при необходимости осуществлять их коррекцию в целях не просто продления жизни но сохранения её по возможности полноценной и активной...
21388. КУЛЬТУРА И ДОСУГ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 36.74 KB
  Характеристика работы Муниципального бюджетного учреждения Дома культуры Строитель в области досуга людей старшего поколения. Прекращая трудовую деятельность снижается уровень материального благополучия у людей при этом с возрастом ухудшается здоровье слабеет память сужается круг общения постепенно уходят из жизни ровесники дети и родственники постоянно заняты своими семьями. Тем не менее отметим что экономическая ситуация в России побуждает пожилых людей активизировать свою позицию жить...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.