Смысл, цели и задачи инноватики в образовании

Все остальные изменения модернизация образования изменение продолжительности среднего или высшего образования доступ школ к Интернету и т. Развитие обусловлено не только заказом общества и личности на изменение системы образования но и необходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Педагогическая инноватика наука изучающая природу закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием...

2015-01-27

10.99 KB

48 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ТЕМА 2. Смысл, цели и задачи инноватики в образовании

Вопросы:

1. Сущность и задачи педагогической инноватики

2. Методологические основания инноватики в образовании

1. Сущность и задачи педагогической инноватики

Итак, что же такое педагогическая инноватика? Педагогика имеет дело с образовательными процессами, в которых участвуют учащиеся и педагоги. Все остальные изменения — модернизация образования, изменение продолжительности среднего или высшего образования, доступ школ к Интернету и т.д. — это только средства, которые могут приводить к главной педагогической миссии — прогрессивным личностным изменениям учащихся и педагогов.

Педагогическая инноватика направлена на выполнение общечеловеческих задач. Развитие обусловлено не только заказом общества и личности на изменение системы образования, но и необходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Связь времен, прошлого и будущего, реализуется человеком, его деятельностью, в том числе и образовательной. Эта связь не есть простая передача прошлого опыта будущим поколениям, образовательный процесс всегда сопровождается внесением нового. Изменениями в образовании и занимается педагогическая инноватика, выполняя тем самым функцию педагогической связи времен.

Учитывая изложенное, сформулируем следующее определение. Педагогическая инноватика наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Из данного определения вытекает главная цель педагогической инноватикинаучно обосновать и обеспечить непрерывное изменение образования в интересах его приближения к реализуемой сущности образовывающегося человека — носителя и реализатора культурологической связи времен.

В современном образовании принято различать два типа инновационных феноменов: «инновации в системе образования» и «инновационное обучение». Первое связано с перестройкой, модификацией, усовершенствованием, изменением системы образования или ее отдельных сторон, свойств и аспектов, например с созданием новых законодательных актов, моделей и концепций обучения, форм интеграционных связей и т.д. Второе — инновационное обучение — определяется как особый тип обучения, продукт целенаправленной, научно обоснованной деятельности нового типа в учебно-образовательном процессе.

Объединяющее понятие педагогической инноватики — инновационный образовательный процесс. С этим понятием тесно связаны другие: педагогическое новшество, инновационная деятельность, инновационная среда, в которой происходят инновационные процессы.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависят общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия (среда) могут способствовать либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс в единстве трех его составляющих (создание, освоение и применение новшеств) может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств — это прежде всего функция управления искусственными и естественными процессами изменений.

Инновационная деятельность — комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.

Новшества в образовании представляют собой выдвижение или творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения в массовой практике. По видам деятельности различают новшества педагогические, обеспечивающие и управленческие.

Ученые предлагают следующие типы задач педагогической инноватики:

  1.  Описательно-объяснительные задачи, призванные дать картину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения.
  2.  Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации.
  3.  Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности.
  4.  Задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию ученика и учителя.
  5.  Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возникновения, развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

Педагогическая инноватика имеет задачи не только внутренние, но и общепедагогического характера. Н.Р. Юсуфбекова называет такие задачи инноватики: обоснование и систематизация новых направлений педагогических исследований. Среди них:

педагогическая теория нашего времени как система идей и принципов организации в условиях обновления общества, системы образования и формирования нового типа личности; как стратегическое направление развития педагогической науки;

педагогика творчества, изучающая вопросы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его;

педагогическая терапия в системе профилактической и компенсаторной педагогики, педагогики пограничных состояний и экстремальных ситуаций;

педагогика мира, изучающая влияние глобальных проблем человечества на воспитание и нацеленная на воспитание мышления, новой морали и новой психологии, отвечающих реальностям ядерно-космической эры;

- теория воспитательных систем, систематизирующая интегративные процессы обучения и воспитания, закономерности объединения социальных и педагогических факторов воспитания.

На основе принципов, законов и технологий педагогической инноватики процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:

целевой и концептуальный блок образования;

организационная структура системы образования, образовательных учреждений, органов управления образованием, система повышения квалификации;

педагогические технологии (формы, методы и технологические средства);

структура и содержание образования;

учебные программы, учебники, электронные средства обучения;

научно-методическое обеспечение учебного процесса;

принципы управления образованием, качеством образования;

система мониторинга, диагностики, контроля и оценки результатов образования;

экономика образования, государственная и межгосударственная политика в образовании.

2. Методологические основания инноватики в образовании

В процессе исследования инновационных процессов в образовании ученые обнаружили ряд проблем теоретико-методологического плана: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении на методологическом уровне.

Деятельностная сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как органичного единства двух составляющих: учения и деятельности.

Методология педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

В чем состоит задача методологии педагогической инноватики! Очевидно, что необходимо дать целостное теоретическое представление педагогической инноватике, ее составу, структуре, функциям. Для этого нужно выявить основные тенденции, противоречия, принципы, законы развития инновационных процессов, обосновать методологические подходы к их изучению в рамках педагогической инноватики.

H.Р. Юсуфбекова выявляет следующие тенденции в сфере образования и соответствующие им противоречия.

I. Тенденция к непрерывности образования. Она вызывает потребность структурного и содержательного обновления.

  1.  Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновление состава и структуры педагогического сообщества.
  2.  Тенденция внедрения. Применение нового принимает массовый характер.

4. Тенденция к созданию воспитательных школьных систем.

Развитие воспитательных систем школ предполагает прохождение трех основных взаимосвязанных этапов:

1) возникновения нового педагогического явления — воспитательной системы школы и его теоретическое осмысление в новом педагогическом знании, которое в форме теорий, концепций характеризует данное педагогическое новшество в его специфике;

2) освоения новшества педагогическим сообществом;

3) применения, внедрения в практику работы школ.
Каждый из трех этапов отличается своими конкретными противоречиями и особенностями их разрешения.

Для первого этапа противоречие состоит в том, что цель воспитания — формирование гармонично развитой личности — не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.

Для второго этапа существенно противоречие между несистемным научно-педагогическим мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.

Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, существующим «образцом», «моделью» воспитательной системы и необходимостью ее использования и развития в условиях работы конкретной школы.

С методологических позиций необходимо определить закономерности развития инновационных педагогических систем и процессов. Белорусский ученый И. И. Цыркун выявил следующие закономерности развития инновационной системы.

  1.  Система развивается неравномерно. В развитии инновационной системы доминируют логика культуры, стохастичность над кумулятивностью и рациональностью.
  2.  Детерминирующими основаниями развития инновационной системы являются нововведения с предметным научным обоснованием. Они преобладали до 70-х гг. XX в.
  3.  Существует определенная очередность в развитии: сначала последовательно вычерпываются ресурсы предметного научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам (дидактика, психология, кибернетика, системный подход и др.).
  4.  Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.
  5.  В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и нововведения, которые ориентированы на ценности результата.
  6.  В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появления модернистских нововведений.
  7.  Радикальные нововведения, как правило, связаны с устремлением инноваторов к достижению целей развития и саморазвития личности учащихся.
  8.  Развитие инновационной системы осуществляется с эволюционными циклами. Максимумы развития соответствуют периодам: 1951-1960, 1971-1975, 1981-1985 гг.
  9.  В инновационной системе происходят смены позиций переменных и постоянных составляющих образования.

Н. Р. Юсуфбекова сформулировала следующие законы педагогической инноватики.

  1.  Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться, причем впоследствии оказывается невозможным восстановить эти представления. В связи с этим возникают издержки, связанные с кадровыми и духовными возможностями педагогического сообщества.
  2.  Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.
  3.  Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педагогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия.
  4.  Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.

Перечисленные законы в определенной степени характерны для многих инновационных процессов, в педагогике такие законы, наверняка, еще будут уточнены. Задача педагогической инноватики — установить именно те законы и закономерности, которые относятся к ее предмету исследования. Для этого необходимо построение теоретико-методологического аппарата, одним из главных компонентов которого является понятийный аппарат.

PAGE  1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
559. Цели и задачи БЖД 7.29 KB
  Цели и задачи БЖД Условия труда и жизни человека защита его здоровья волновали человечество с древнейших времен. Однако с приходом двадцатого столетия с началом эпохи научнотехнического прогресса вопросами безопасности деятельности человека и его взаимодействия с окружающей средой вплотную занялись ученые. Дисциплина Безопасность жизнедеятельности призвана обобщить знания необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии с окружающей средой. Безопасность жизнедеятельности это наука изучающая...
7686. Предмет экология, цели и задачи 19.59 KB
  Фотосинтез Синтез органических веществ из неорганических протекает в зеленой растительности под действие солнечной энергии. Поток энергии в экосистеме заключается в 1м законе термодинамики. Окисления органического вва кислорода сопровождается разрывом химических связей и высвобождением энергии в форме тепла – называется клеточное дыхание.
10641. Предмет, задачи, цели, содержание экологии 76.59 KB
  Предмет и задачи дисциплины Термин экология от греческого oikos – жилище местообитание введен в литературу в 1866 г. Реймерс в словаресправочнике Природопользование 1990 указывает что экология – это: 1 часть биологии биоэкология изучающая отношения организмов особей популяций биоценозов и т. Тот же автор в другой работе отмечает что для экологии характерен широкий системный межотраслевой взгляд Экология – это совокупность отраслей знания исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и...
18769. Оценка недвижимости, ее цели, задачи и назначение 20.87 KB
  Правовая среда функционирования объекта недвижимости формируется системой органов законодательной исполнительной и судебной власти и их институтов во взаимодействии с хозяйствующими субъектами собственниками имущества и рынками с применением властных полномочий на основании нормативных актов. Правовое понятие недвижимости является наиболее важным. Можно не иметь представления об экономическом содержании недвижимости и в то же время быть активным участником отношений связанных с нею: владеть недвижимостью покупать и продавать ее...
7222. Цели, задачи, функции идентификации товаров 18.41 KB
  Цели задачи функции идентификации товаров Идентификация это отождествление установление совпадения чеголибо с чемлибо. Проведение качественной идентификации очень сложный емкий длительный и часто дорогостоящий процесс. Цель идентификации выявление и подтверждение подлинности конкретного вида и наименования товара а также соответствия определенным требованиям или информации о нем указанной на маркировке и или в товарно-сопроводительных документах. Для достижения этих целей необходима дальнейшая разработка теоретических основ и...
1886. Этапы системного анализа, их основные цели, задачи 27.44 KB
  Теория оптимальных систем позволяет оценить тот предел который может быть достигнут в оптимальной системе сравнить ее с показателями действующей не оптимальной системы и выяснить целесообразно ли в рассматриваемом случае заниматься разработкой оптимальной системы. Для автоматически управляемого процесса автоматически управляемой системы различают две стадии оптимизации: статическую и динамическую. Статическая оптимизация решает вопросы создания и реализации оптимальной модели процесса а динамическая ...
11336. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 93.88 KB
  Актуальность избранной темы заключается в том, что уголовный процесс является одним из основных институтов права в государстве, в условиях гуманизации законодательства в целом вопрос о понятии уголовного процесса, его сущности, предназначении как института права нуждается в исследовании.
20061. Краткая история развития охраны труда. Цели и задачи дисциплины 15 KB
  Цели и задачи дисциплины Наивысшим приоритетом всякой деятельности являются человеческая жизнь и здоровье об этом свидетельствует и логика экономического развития. В течение 19 века большинство европейских стран постепенно приняло законодательство адекватное новым тенденциям в развитии промышленности в Германии и Франции акты об охране труда были приняты и начали действовать к середине века. В 1890 году на конференции в Берлине представители пятнадцати государств приняли первые международные нормы труда и утвердили положение о надзоре за...
5369. Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, его цели, задачи и структура 5.11 KB
  Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования повышения квалификации специалистов далее именуется образовательное учреждение повышения квалификации создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов совершенствования их деловых качеств подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются: удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники...
10868. Профессиональный русский язык как учебная дисциплина: цели и задачи курса. Профессиональная речь как средство утверждения профессионального статуса специалиста 9.81 KB
  Профессиональная речь – речевой этикет профессионала 1. Языковая личность есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей умений готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности поступков которые классифицируются с одной стороны по видам речевой деятельности имеются в виду говорение аудирование письмо и чтение а с другой – по уровням языка т. Аргументация или её отсутствие а также необходимость адекватного декодирования речевой посылки партнёра по коммуникации – это важнейший этап в том...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.