Фонетический анализ спонтанной речи

Спонтанная речь неоднородна и если в официальной а особенно публичной речи такие языковые изменения как интонационная неустойчивость нестабильный ритм и темп речи низкий тембр голоса могут быть расценены как неуважение к аудитории то в разговорной речи такие изменения считаются естественным явлением.

2015-04-19

38.27 KB

29 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE   \* MERGEFORMAT2

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Спонтанная речь…………………………………………………………5

1.1Общая характеристика спонтанной речи………………….…………………5


1.2 Интонация и интонационные компоненты….…………..…………………..8


1.3
 Ритм, темп и тембр в английской спонтанной речи……………………….10

Глава 2 Фонетический анализ  спонтанной речи…..………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….25

Литература……………………………………………………………………….27

Введение

Спонтанная речь неоднородна, и если в официальной, а особенно публичной  речи такие языковые изменения как интонационная неустойчивость, нестабильный ритм и темп речи, низкий тембр голоса могут быть расценены как неуважение к аудитории, то в разговорной речи такие изменения считаются естественным явлением.

Многие лингвисты уделяют исследованиям спонтанной речи особое внимание в силу того, что данная речь является основополагающей в изучении иностранных языков. Стандарты английского языка подвергаются постоянным изменениям, поэтому с точки зрения фонетики данный язык считается самым сложным.

Каждый аспект спонтанной речи: интонационная характеристика, изменения темпа, тембра и ритма  играет важную роль и требует детального рассмотрения.

Необходимость исследования спонтанной речи, а также спонтанной разговорной речи не раз подчеркивалась многими авторами (Л.П. Семененко,  И.П. Амзаракова, F. Goldman-Eisler, С.Е. Osgood). Сейчас можно наблюдать возрастающий интерес обширного круга исследователей к проблеме спонтанной речи, что мотивированно не только научным интересом, но и большим практическим значением для разных областей лингвистики, одной из которых является практика иностранного языка в устной форме. Ведь именно умение свободно говорить определяется как высший уровень владения языком.

Также внимание к данной теме вызван все увеличивающимся  числом лингвистов, психологов и психиатров, заинтересованных изучением проблемы естественной речи, необходимостью дальнейшего исследования фонетической стороны речевого потока и недостаточной изученностью проблемы.

Актуальностью работы являются новые требования, выдвигаемые к уровню владения иностранным языком и недостаточная изученность фонетических особенностей спонтанной речи.

Основными целями работы являются:

• выявить фонетические особенности английской спонтанной речи;

• рассмотреть основные элементы спонтанной речи;

• провести анализ на базе видеоматериала;

• резюмировать полученные данные и сделать выводы.

Методы исследования: описательный, сравнительный и практический.

Глава 1 Спонтанная речь и ее особенности

1.1 Общая характеристика спонтанной речи

Очень часто «устную речь» и «звучащую речь» принимают за термин «спонтанная речь», забывая  о том, что устная речь включает как готовые, так и неподготовленные элементы, в то время как понятие «спонтанность», применительно к вербальному общению, используется исключительно как синоним «неподготовленности» и характеризует как мотив образования речевого акта, так и сам речевой акт.

Существуют различные определения спонтанной речи. Златоустова Л.В. в своем исследовании характеризует спонтанную речь как неподготовленное продуцирование речи, тип которой в значительной степени зависит от владения говорящим тем или иным нормативным языком, от цели, установки и мотивации говорящего. Стимулом для порождения спонтанной речи является мотив, общий замысел темы сообщения с характерными для данного лица «речевыми умениями».

Антипова А.М. в своей книге «Ритмическая система английской речи» приводит спонтанную речь как разновидность устной речи в диалогической форме, отличающейся тем, что участники диалога не готовятся к акту общения, не обдумывают заранее того, что намереваются высказать.[Антипова А.П. 1984, с. 55] .

Одной из характерных черт спонтанной речи по Г.М. Вишневской является то, спонтанная речь – это  наиболее естественное проявление разговорной речи, являющейся самопроизвольной и характеризуется неподготовленностью, непринужденностью и непосредственностью общения [Вишневская Г.М., 1987, с. 12].

Но в данной работе будет использоваться определение В.Д. Девкина, который характеризует спонтанную речь, как любую заранее не продуманную и неподготовленную речь [Девкин, 1979, с. 15].

С фонетической точки зрения спонтанная, то есть неподготовленная речь несовершенна и не имеет четкой характеристики звуковых единиц. Основными и характерными чертами английской спонтанной речи являются быстрый темп, повторение слов, изобилие паразитарных звуков  и прерывание речи длительными паузами.

Спонтанная речь имеет противоречивый характер. С одной стороны она характеризуется неподготовленностью, а с другой  стороны можно заметить, что говорящие пользуются уже готовыми формами языка. Выбор этих форм происходит в процессе общения и зависит от характера говорящего, его уровнем образования, родом деятельности и так далее. Таким образом, необходимо выделить некоторые особенности спонтанной речи:

• использование не только языковых средств передачи информации, но и неязыковых: жесты, мимика;

•ассимиляция гласных и согласных как внутри, так и на стыках слов;

•ослабление артикуляции: озвончение или оглушение согласных и гласных;

•появление хезитаций (от анг. hesitation ‘колебание’) означает внутреннее прерывание речи, объясняемое тем, что говорящий по каким-либо причинам не может продолжать говорение [Яковлева Э.Б., 1998, с. 176].

По наблюдениям Дж. Рагсдейла- с возрастанием волнения появляется большое количество заиканий, повторов, замeн фраз. Хезитация свойственна не только взволнованной речи, но и речи спокойной. Человек прибегает к хезитационным паузам не только для того, чтобы найти подходящее слово или фразу, но и для придания своим словам большего смысла;

•упрощение групп согласных ([т]: счастливый  сча[сл’]ивый, [д]: сердце  се[рц]е);

•оглушение конечных звонких согласных (букет роз [рос]; прав [праф]; рожь [рош]);

Таким образом, спонтанная речь носит в себе как черты характерные только спонтанной речи: неподготовленность, отсутствие характеристики звуковых единиц, быстрый темп, повтор слов, так и черты, характерные для подготовленной речи: использование готовых форм языка, дополнение своей речи мимикой и жестами.

1.2 Интонация и интонационные компоненты

Ф. Данеш полагал, что интонация - наиболее простое средство создания высказывания. Как элемент спонтанной речи интонация выполняет функции:

-объединения элементов высказывания;

-отделения его частей друг от друга, соотношения темы и ремы (тема- о чем говорит автор, рема- что автор говорит об этом) ;

-интонационной  характеристики цели высказывания [Светозарова Н.Д., 1982, с. 185].

Единодушны исследователи в той роли интонации, которая сравнима с выражением эмоций, выделяя ее для того, чтобы либо признать ее наиважнейшей функцией интонации (А. Краттенден), либо совсем исключить из интонационных функций (Т.М. Николаева, И.Г. Торсуева).

Тем не менее Р.М. Тихонова (1980) провела аудиторский анализ, который дал возможность выявить, что в отличие от чтения вслух неподготовленная речь характеризуется более низким тоном, более узким диапазоном, меньшей громкостью и быстрым темпом звучания.

Соклакова О.Р. утверждает, что в беглой речи слоги идут один за другим, чем образуют плавную мелодию. Мелодика, или мелодия, является одной из составных частей интонации, которая определяет тип высказывания, подразделяя его на смысловые группы-синтагмы, характеризует их зависимость и выделяет их по степени семантической важности.

Как и во многих языках, в английском языке всего 2 тона: восходящий или повышающийся и нисходящий или падающий.  Падающему тону характерно резкое падение, особенно на стыках предложений. Восходящему тону, если ударение падает на завершающий слог синтагмы, характерна «закругленность», постепенность.

Также в английском языке существуют разные виды ударений, например в звуковой структуре выделение слогов называется словесным ударением, которое помогает различать грамматические категории слов и слова с одинаковым звуковым составом (напр.: 'conflict-con'flict).

Более того существует разноместное (подвижное, свободное) словесное ударение (Moveable, Mobile Stress), положение которого в слове зависит от разнообразных исторических причин и акцентных закономерностей языка, например: 'photograph- pho'tography- photo'graphic.

Также одним из основных компонентов интонации является фразовое ударение (Sentence Stress; выделение слога во фразе или синтагме), которое взаимодействует с другими частями высказывания, организует их, выделяет смысловой центр и является основой его ритмической структуры.

В английском языке два типа фразового ударения: централизованное и децентрализованное. Такое разделение связано с выделением типов смыслового центра, состоящего из одного или более выделенных слов или всей фразы в целом.

Многие исследователи выделяют слабые и сильные ударения. Сильные ударения обладают как силой, так и тональной активностью: статические (ровного тона) ударения (Static Stresses) и кинетические (с изменяющейся тональностью) ударения(Kinetic Stresses). Слабоударные и безударные слоги являются носителями тональности. Однако их тона, не являясь активными, подчиняются тональному уровню более сильных, ударных слогов, тем самым образуя полностью безударные или слабоударно-безударные слоги, которые встречаются перед  и после сильных ударений и после завершающего ударения синтагмы.

1.3 Ритм, темп и тембр в английской спонтанной речи

Ритм

А.М. Антипова определяет ритм, как принадлежность соизмеримых явлений во времени и пространстве. Под соизмеримостью в данном контексте понимается равномерность, временное однообразие, схожесть. Г.Н. Иванова-Лукьянова, подтверждая определение А.М. Антиповой считает, что «ритм разговорной речи, подчиняясь требованию физиологии, размерен и строго организован. Но мы привыкли его не замечать и вспоминаем о нем, как о дыхании, лишь во время перебоев или, наоборот, большой легкости». Чередование ударных, безударных и слабоударных слогов в языке является его речевым ритмом. Устная речь неравномерна, она не имеет точных интервалов между сильными ударениями. Ритм, также являясь компонентом интонации, тесно связан с другими ее частями: мелодикой, темпом и фразовым ударением.

Ритмическая группа - мельчайшая единица ритма- подразделяется на простую и сложную. Простая ритмическая группа состоит из одного ударного, сильного слога и прилегающих к нему слабых, безударных слогов. В состав другой, сложной ритмической группы входят два и более сильных слога с прилегающими к ним слабыми слогами. Оба ритма встречаются как в «чистом» виде, так и в различных комбинациях.

Ритм спонтанной речи производит впечатление монотонного и плавного, что происходит благодаря большому количеству второстепенных ударений. Под ударение попадают самые важные для коммуникации слова. Выделенность слов, усиленная резким тональным изменением, обеспечивает быстрое восприятие речи слушающего и дает ему возможность почти мгновенно отреагировать на услышанное. Особенно это заметно в «американском» английском, где каждому ударному слогу соответствуют около двух безударных.

Изучение организации ритма в спонтанной речи дает материал для понимания природы ритма не только устных форм, но и письменных, и прежде всего поэзии и художественной прозы.

 

Темп

Бондарко Л.В. темпом речи называет скорость протекания речи во времени. Темп играет значительную роль в передаче эмоциональной и логической информации и служит средством оформления таких речевых единиц как фразы, синтагмы и так далее.

Темп речи разделяется по двум типам. По стабильности (изменяющийся темп, стабильный темп) и степени (быстрый, средний и медленный темп).

Определениями темпа являются экстралингвистические и лингвистические факторы, среди которых можно выделить темперамент и степень эрудиции говорящего, его умение четко выражать свои мысли, его подготовленность, эмоциональность и не эмоциональность в речевой ситуации.

Темп, как и ритм, является важной частью спонтанной речи, так как с его помощью передается большое количество такой информации, как эмоции говорящего или слушающего, по темпу речи можно судить об отношении говорящего к тому о чем он говорит, чем важнее содержание беседы, тем медленнее речь, в то время как случайные беседы протекают в более быстром темпе.

Тембр

Тембр голоса - это комплекс голосовых характеристик, дополняющих мелодический компонент и передающих языковую информацию.

Тембр, прежде всего, определяется изменениями в качестве и высоте звука. Качество, высота, громкость и длительность звучания - все эти компоненты находятся в тесной связи друг с другом и образуют широкий спектр тембральных оттенков.

Тембр определяет эмоциональную функцию устной речи, так как говорящий для более точной передачи своей мысли прибегает к изменению тембра голоса, с помощью которого он передает различные эмоционально-модальные значения, к примеру радость, грусть, досада, обида и так далее.

Все компоненты интонации в устной речи, перечисленные выше, взаимодействуют друг с другом, образуя  разнообразные интонационные структуры и интонационное оформление высказывания

 Паузы

В литературе для обозначения способов деления речи используют такой термин как пауза: перерыв речи, который характеризуется отсутствием звука [Cветозарова Н.Д., 1993, с. 369]. Интонационные черты пауз как супрасегментных средств деления речи, осложнены функциональным звеном коммуникативной нагрузки, в высказывании “интервалы между словами воспринимаются как паузы лишь на стыке значимых единиц и при определённой функциональной нагрузке” [Cветозарова Н.Д., 1982, с. 57].

Пауза в речи может являться:

-средством деления речи на интонационные и смысловые части;

-средством выражения взаимоотношений между единицами предложения;

-средством эмоционального и смыслового выделения синтагмы

[Светозарова Н.Д., 1993., с. 369].

И выполнять такие функции как отделение интонационных фраз друг от друга, отражение колебаний при выборе речевых средств и  синтаксической природы предложения, передачу эмоций говорящего.

Пауза, как показатель раздельности речевого высказывания, определяет не только перерыв в звучании, но и признак нарушения грамматической и смысловой связности составляющих сложного семантического целого.

Анализируя синтаксическое окружение  пауз можно выделить некоторые функции дыхательных пауз, которые могут расчленять:

1) субъект и свойство коммуникативной частицы;

2) однородные сказуемые и части составного сказуемого;

3) сказуемое и обстоятельство;

4) сказуемое и определение;

5) сказуемое и объект;

Как уже было сказано ранее - устная речь неоднородна  и помимо слов несущих информацию существуют слова для заполнения пауз. Обычно в качестве этих слов используются вводные конструкции, которые помогают не только выиграть время на подготовку и обдумывание своих последующих реплик, но и понять собеседника, его скрытые намерения. В основном это такие слова как- well, like, er, ok, oh.

«OH»- употребляются чаще всего в эмоциональных и восклицательных высказываниях типа,

- Oh yes! Oh my God! Oh great! Oh dear!

а также выражает удивление, принятие ответа собеседником или признание вины

- Oh I am so happy to see you again! Oh yes, you're absolutely right. Oh, I'm so sorry to hurt you!

«WELL»- часто переводят с английского как «ну», но это не всегда так.

Слово «well» используется как для передачи чужих слов в косвенной речи, так и для выражения сомнения или поправки чужих слов:

She said well we did a tasty pie.
-My dress will be ready in 2 days! Well, an hour ago you said a week.

Также употребляя «well», говорящий может намекнуть собеседнику о приближении конца разговора: Well, let's meet at Friday and discuss it again.

«LIKE», как и «well» может использоваться как при передаче косвенной речи, так и являться сигнальным словом, после которого следует самая важная информация в предложении,

And he was like, I have to do something with that. The whole class was, like, anxious.

или являться показателем неуверенности в достоверности информации:

The dress will be ready in 2 days (or not).

«OK»- самое распространенное в диалогической речи высказывание, обычно означает согласие: -Will you bring some ice? –OK, иногда означает конец обсуждения или беседы: -Can you deal with it? -Yes! -Ok!, также может использоваться для перехода от одной темы к другой: We're done with this topic for now. Ok, what about your report?

Пользуясь подобными словами-связками, говорящий будет звучать более естественно и «по-английски».

Делая вывод к теоретической части работы можно выделить основные черты, характерные английской спонтанной речи:

  •  Нестабильный уровень громкости;
  •  Нестабильный темп;
  •  Большое количество пауз;
  •  Ровный и нисходящий тон;
  •  Дробное членение предложений;
  •  Ухудшение качества голоса.

Как было сказано выше - спонтанная речь очень сложна и изменчива. В отличие от монологической речи, в которой основными ритмическими элементами являются ритмическая группа и синтагма (часть предложения, выделяющаяся говорящим по смыслу или интонации) в разговорной, диалогической речи большую роль в ритмике высказывания играют тоны, повторяющиеся через равные промежутки времени. Спонтанной речи характерно больше количество пауз. Можно предположить, что 50% от общей длительности речи составляют именно паузы. Паузе, которая выражает неуверенность, характерны восходящие тоны. Логической паузе предшествует любой тон, но чаще нисходящий. При разборе спонтанной речи на звуковые фонетические процессы можно заметить некоторые модификации:

  •  Элизия («проглатывание») согласных звуков;
  •  Элизия гласных звуков в словах на стыке с начальным гласным следующего слова;
  •  Озвончение и оглушение согласных;

Глава 2 Фонетический анализ английской спонтанной речи на основе выбранного видеоматериала

В практической части данной работы проводится анализ таких фонетических особенностей спонтанной речи как ассимиляция (влияние одного согласного  звука на другой), хезитация (пауза), упрощение групп согласных и оглушение конечных звонких согласных, интонационные характеристики(ритм, темп, тембр). На примере диалога взятого из телепрограммы “Unscripted” с актрисой Сандрой Буллок и актером Райаном Рейнолдсом, отвечающих на вопросы зрителей программы.

Прежде всего приводится текст беседы актеров, его затранскрибированный эквивалент, отражающий фонетические особенности спонтанной речи собеседников.

Ryan: What is the most challenging moment you've ever had on a film set?
Sandra: There was
one of  my first films…Um…Seeing where the director had me in a car in a very narrow tunnel. And…um…he. And it was, you know, he wanted to create a sense of claustrophobia. So, he had me in the car  and just a two line highway and it had the…the stuck drivers  drive eighteen wheelers as quickly as they could by this car ,as I was in this car and I couldn’t get out.
R.: Yeah.
S.: And to have me…g-go as insane as I possibly could with fear.
R.: Wow!
S.: And
 wouldn’t stop…
R.: Yeah.
S.: And…you know, I a-and he got the end result. But I just-I, and then ,I realized that in the end of it I was like “Wow!”. That was someone manipulating your real fears rather than you're acting fears to get in result and I was have, have impressed and I go “Wow, that some good directing”, and the other half was so pissed off, I wanted to kill him, I was like “What if
something in got wrong and just nip the front of that car? I would have been crashed and killed!”. So I think that was probably…my most chal… It's emotionally challenging, that was really made me afraid.

Поясним, что затранскрибированный вариант текста содержит следующие обозначения: интонация [→ нейтральная; ↑ восходящий тон; ↓нисходящий тон], хезитации [| короткая пауза; || длинная пауза;], выделенные красным цветом слова, которые наиболее четко показывают фонетические изменения.

Затранскрибированный вариант текста приводится с целью визуально проследить изменения в произношении слов в спонтанной речи.

- ↑wɒt ɪz | ðə məʊst |ˈʧælɪnʤɪŋ ˈməʊmənt juːv ˈɛvə hæd ɒn ə fɪlm sɛt?↓||

- →ðeə wɒz wʌn ɒv maɪ fɜːst fɪlmz|↓…əm…|

→ˈsiːɪŋ weə ðə dɪˈrɛktə hæd miː ɪn ə kɑːr↓| ɪn ə ˈvɛri ˈnærəʊ ˈtʌnl. ↓||

ænd…əm…|hiː.

ænd ɪt wɒz, juː nəʊ, hiː ˈwɒntɪd tuː kri(ː)ˈeɪt ə sɛns ɒv klɔːstrəˈfəʊbɪə. →|

səʊ, hiː hæd miː ɪn ðə kɑːr↑ ænd ʤʌst ə tuː laɪn ˈhaɪweɪ ænd ɪt hæd ðiː…

ðiː stʌk ˈdraɪvəzdraɪv ˌeɪˈtiːn ˈwiːləz ↑æz ˈkwɪkli æz ðeɪ kʊd baɪ ðɪs kɑː ,æz aɪ wɒz ɪn ðɪs kɑːr ænd aɪ ˈkʊdnt gɛt aʊt.↑|

- jeə

- ænd tuː hæv miː…| gəʊ æz ɪnˈseɪn æz aɪ ˈpɒsəbli kʊd wɪð fɪə.|↑

- waʊ!

- ænd ˈwʊdnt stɒp…↓|

- jeə.

- →ændjuː nəʊ, aɪ ə ænd hiː gɒt↑ ðiː ɛnd rɪˈzʌlt↓. bʌt aɪ ʤʌst aɪ ,ænd ðɛn ,aɪ ˈrɪəlaɪzd ðæt ɪn ði ɛnd ɒv ɪt aɪ wɒz laɪkwaʊ!”.

ðæt wɒz ˈsʌmwʌn məˈnɪpjʊleɪtɪŋ jɔː rɪəlfɪəz ˈrɑːðə ðæn jʊər ˈæktɪŋ fɪəz tuː gɛt ɪn rɪˈzʌlt ænd aɪ wɒz hæv,↑| hæv ɪmˈprɛst ænd aɪ gəʊ “waʊ, ðæt sʌm gʊd dɪˈrɛktɪŋ”↓, ænd ði ˈʌðə hɑːf wɒz səʊ pɪst ɒf,↓ |aɪ ˈwɒntɪd tuː kɪl hɪm, aɪ wɒz laɪkwɒt ɪf ↑|ˈsʌɪŋ ɪn gɒt rɒŋ↓| ænd ʤʌst nɪp ðə frʌnt ɒv ðæt kɑː? aɪ wʊd hæv biːn kræʃt↑ ænd kɪld!↑”.

səʊ aɪ θɪŋk ðæt wɒz ˈprɒbəbli|…maɪ məʊst chal… ɪts ɪˈməʊʃənli ↑ˈʧælɪnʤɪŋ, ðæt wɒz ˈrɪəli meɪd miː əˈfreɪd.→||

Обратим внимание на выделенные красным цветом слова. В них наиболее четко просматриваются и слышатся фонетические особенности и звуковые изменения в спонтанной речи, а именно ослабление артикуляции, упрощение групп согласных и оглушение в звонких согласных.

Примерами оглушения звонких согласных в данном отрывке можно считать:

one of [wʌn ɒv]  = [wʌn ɔːf]- оглушение происходит в конце высказывания перед следующим словом;  
he had = [hiː hæt]- оглушение также происходит в конце высказывания; something in got wrong = [ˈsʌmθɪnɪn gɒt rɒŋ]- оглушение происходит после сонорного звука [ŋ];
I would have been crashed = [aɪ wʊd æv biː kræʃt]- оглушение происходит в конце высказывания;
emotionally = [ˈməʊʃənli]- регрессивная ассимиляция, оглушение происходит в середине слова;
in the = [ɪne]- оглушение межзубного звука [ð] происходит за счет быстрого темпа говорящего;
Упрощение групп согласных происходит в выражениях:
he wanted = [hiː ˈwɒnɪd], couldn’t = [ˈkʊdt], wouldn’t = [ˈwʊdt]- во всех случаях можно заметить, что звук [n] пропадает при сокращении и упрощается в потоке речи;

get out = [gɛ aʊt], of that = [ɒv ðæ]- в данных примерах происходит ослабление артикуляции говорящего ,что и приводит к исчезновению конечных звуков слов;

В ходе исследования выявились принципиальная особенности спонтанной речи, а именно ее интонационное оформление. Можно заметить, что для речи Сандры Буллок в данной видеозаписи характерен быстрый, «порывистый» темп речи, плавающая интонация и частое использование  «слов для заполнения пауз».

Плавающая интонация характерна повышением тона к концу предложения, общим понижением тона с последующим повышением, понижением тона в начале предложения и ровным тоном при перечислении.

Во многом спонтанность осуществляется за счет словесных ударений, их усиления, с помощью которых происходит смысловое и эмоциональное выделение слов в предложении.

That was someone manipulating your real fears rather than you're acting fears to get in result and I was have, have impressed and I go “Wow, that some good directing”.
[ðæt wɒz ˈsʌmwʌn məˈnɪpjʊleɪtɪŋ jɔː
rɪəl fɪəz ˈrɑːðə ðæn jʊər ˈæktɪŋ fɪəz tuː gɛt ɪn rɪˈzʌlt ænd aɪ wɒz hæv,↑| hæv ɪmˈprɛst ænd aɪ gəʊ “waʊ, ðæt sʌm gʊd dɪˈrɛktɪŋ”↓]

На уровне восприятия спонтанную речь можно разделить на «монотонную» (ничем не расчлененные слова и фразы, образующие непрерывный словесный поток) и «бедную» (тихая, неэмоциональная речь). Общий тон в данном типе речи снижен и характеризуется более узким диапазоном голоса. Следует упомянуть, что это обусловлено характером человека и его темпераментом, а также темой беседы. На основе материала данной работы можно сказать, что речь актрисы была больше монологической, чем диалогической и интонация казалось более разнообразной и «живой».

Результаты исследования доказали, что спонтанной речи характерна темповая неоднородность. Обдумывание последующей фразы происходит во время пауз, а не в момент говорения, именно поэтому можно отметить много хезитаций и повторений:

And…um…he. And it was, you know, he wanted to create a sense of claustrophobia.
And…you know, I a-and he got the end result. But I just-I, and then ,I realized that in the end of it I was like “Wow!”.

Хезитации в речи Сандры Буллок обусловлены тем, что она пыталась вспомнить некоторые события съемок фильма и описать их таким образом, чтобы зрители и ее партнер по интервью понял, насколько сложным был для нее этот опыт.

В качестве второго примера, выбранного для анализа фонетических особенностей спонтанной речи, был выбран фрагмент из программы «HARDTALK» канала BBC.
Анализ данного примера также будет проводиться с учетом пауз и интонационных характеристик.

Героем данного отрывка является драматург и писательница Ив Энслер. В программе она ведет речь о  насилии над женщинами и о попытках решить поднятую проблему.

-You know a violent person is…is a threat to the environment, you know. And a family and a state, everywhere. And I think, I think one of the things I learnt at the young age, and I think that’s why I probably started writing is the one way I could begin to make sense out of that experience and kind of separate myself out and have a view of persona that wasn’t being drown in that experience. But one of the things I see that around the world is that most women, and I travelled maybe 70 countries in the last 16 years, most women haven’t even told their stories. Most women… those secrets are eating them alive and they become health issues and they become depression and they become suicidal issues and they become eating issues, they become cutting issues and…and there is no space in the culture to talk about those issues. Usually there’s no one to tell it to …Em…there’s not an environment that embarrasses when you talk about it. So how do we break this silence is a crucial question.

Основной функцией интонации является выражение эмоций, так как именно интонация эмоционально окрашивает высказывание и позволяет лучше передавать и понимать эмоции говорящего.

В данном отрывке наиболее ярко выражены именно интонационные характеристики.
Для интонации в спонтанной речи  характерны: восходящий и нисходящий тон, разноместное словесное ударение, которое помогает различать грамматические категории слов и слова с одинаковым звуковым составом, фразовое ударение, с помощью которого организуется и выделяется смысловой центр, а также ритм, тембр и темп.

Данный отрывок приведен в затранскрибированной форме, чтобы проследить подвижную интонацию, паузы и фразовые ударения, которые говорящий использует в своей речи.

-juː nəʊ ə ˈvaɪələnt ˈpɜːsn|→ ɪz…ɪz ə θrɛt tuː ði ɪnˈvaɪərənmənt↓ ,juː nəʊ→.

ænd ə ˈfæmɪli↑ ən diː ə steɪt↑, ˈɛvrɪweə→. ||

ænd aɪ θɪŋk↑, aɪ θɪŋk wʌn ɒv ðə θɪŋz aɪ lɜːnt↑ |æt ðə jʌŋ eɪʤ, ænd aɪ θɪŋk ðæts waɪ aɪ ˈprɒbəbli ˈstɑːtɪd ˈraɪtɪŋ→ ɪz ðə wʌn weɪ aɪ kʊd bɪˈgɪn tuː meɪk sɛns→ aʊt ɒv ðæt ɪksˈpɪərɪəns↑ ænd kaɪnd ɒv ˈsɛprɪt maɪˈsɛlf aʊt ænd hæv ə vjuː ɒv pɜːˈsəʊnə ↑ðæt wɒznt ˈbiːɪŋ draʊn ɪn ðæt ɪksˈpɪərɪəns↓. ||

bʌt wʌn ɒv ðə θɪŋz aɪ siː ðæt əˈraʊnd ðə wɜːld↑ ɪz ðæt |məʊst ˈwɪmɪn,↑ ænd aɪ ˈtrævld ˈmeɪbiː 70 ˈkʌntriz ɪn ðə lɑːst 16 jɪəz→,| məʊst ˈwɪmɪn hævnt ˈiːvən təʊld ðeə ˈstɔːriz↓.||

məʊst ˈwɪmɪn↑|… ðəʊz ˈsiːkrɪts ɑːr ˈiːtɪŋ ðɛm əˈlaɪv→ ænd ðeɪ bɪˈkʌm hɛlθ ˈɪʃuːz↓ ænd ðeɪ bɪˈkʌm dɪˈprɛʃən |↓ænd ðə bɪˈkʌm sjʊɪˈsaɪdl ˈɪʃuːz↓ ænd ðeɪ bɪˈkʌm ˈiːtɪŋ ˈɪʃuːz,↓| ðeɪ bɪˈkʌm ˈkʌtɪŋ ˈɪʃuːz ↓ænd…ænd ðeər ɪz nəʊ speɪs↑ ɪn ðə ˈkʌlʧə tuː tɔːk əˈbaʊt ðəʊz ˈɪʃuːz. ||

ˈjuːʒʊəli ðeəz nəʊ wʌn tuː tɛl ɪt t tu ɒn |ː…ɛm…ðeəz nɒt ən ɪnˈvaɪərənmənt ↓ðæt ɪmˈbærəsɪz wɛn juː tɔːk əˈbaʊt ɪt↑ ||

səʊ haʊ duː wiː breɪk ðəʊz ˈsaɪləns ɪz ə ˈkruːʃəl↑ ˈkwɛsʧən.↓||

Для понимания дальнейших рассуждений на тему интонационных особенностей спонтанной речи, а именно речи говорящего из вышеприведенного отрывка, в тексте красным обозначены слова, на которых делался акцент.

Как можно заметить, наиболее частые акценты сделаны говорящим на фразах в конце предложения, что доказывает, что восходящему тону, если ударение падает на завершающий слог, характерна постепенность.

Речи говорящего свойственно подвижное фразовое ударение, что выделяет главный смысл предложения. С помощью фразового ударения мы можем более четко понять, на какие слова говорящего следует обратить более пристальное внимание.

Интонация также является подвижной, особенно при перечислении, причем можно заметить, что говорящий использует восходящий тон к концу предложения чаще, чем нисходящий, что говорит о незаконченности мысли.

Темп речи разделяется по двум типам. По стабильности (изменяющийся темп, стабильный темп) и степени (быстрый, средний и медленный темп). По стабильности темп речи в отрывке можно охарактеризовать как изменяющийся: при перечислении говорящий замедляет темп речи, делая его стабильным, по степени скорости темп речи говорящего также нельзя однозначно охарактеризовать одним из 3 типов, так как он варьируется от быстрого к среднему, от среднего к быстрому. Степень темпа говорящего зависит от его эмоционального настроя, от отношения к проблеме. Поэтому по темпу речи можно сделать вывод о том, что отношение к проблеме у говорящего серьезное, и как уже говорилось выше; чем важнее содержание беседы, тем медленнее речь.

Пауза, являясь способом деления речи на смысловые конструкции, играет не последнюю роль в интонационной характеристике спонтанной речи. Посмотрев на затранскрибированный вариант текста, можно сделать вывод о том, что говорящий редко прибегает к паузам, его речь практически непрерывна. Использование пауз обусловлено тем, что говорящий подбирает наиболее правильные слова, для лучшего понимания проблемы, о которой он говорит. Лишь в этих случаях можно заметить достаточно долгие интервалы между высказываниями, в остальных же - пауз либо нет, либо они очень короткие.

Также редки употребления слов для заполнения пауз. Это такие слова как- well, like, er, ok, oh, которые употребляются для того, чтобы обдумать услышанное, либо для того, чтобы лучше сформулировать свою реплику. Можно заметить, что говорящий почти не использует такие слова, что свидетельствует о хороших ораторских навыках выступающего, либо о его подготовленности к подобным интервью. Также это может указывать на то, что Ив Энслер человек образованный, обладающий хорошим словарным запасом, уверенный в себе. Вместо «слов-паразитов» в речи говорящего наиболее употребительны  повторы слов и короткие паузы.

Проанализировав речь Сандры Буллок можно сделать следующие выводы относительно звуковых изменений спонтанной речи: в основном изменения происходят с увеличением темпа речи, так как при быстром темпе говорения речевой аппарат физически не способен корректно проговаривать звуки в словах. Также немаловажным оказалось внимание говорящего к правильность артикуляции, так как в такие моменты артикуляционный аппарат говорящего расслаблен.

Рассмотрев спонтанную речь на примере Ив Энслер, были сделаны выводы относительно хезитационных изменений спонтанной речи: при хорошей подготовке говорящего, его речи не характерны «слова для заполнения пауз», в основном ей характерны повторы слов, также стоит заметить, что речь плавная, живая, ритмичная.

Заключение

В спонтанной речи английского языка, а именно в его фонетическом оформлении наблюдается значительная количественная и качественная вариативность. Интонационная окраска высказывания может указывать на отношение говорящего к сказанному, на его характер и темперамент, а также на отношения между собеседниками.

Наиболее важным фактором в лингвистике, который и приводит к количественным изменениям звуков, является темп речи. Также не стоит упускать из внимания другие, не менее значительные факторы как тембр, интонационная окраска речи и паузы, так как они являются основополагающими элементами спонтанной речи. Все эти факторы необходимо знать и учитывать при изучении не только английского, но и любого другого языка, так как стандартный вариант языка отличается от того, с которым приходится встречаться на практике.

В ситуации реального общения знание хотя бы некоторых особенностей спонтанной речи, правильное их использование может помочь человеку при установлении контакта. Ведь приветливая улыбка, добрый взгляд не смогут заменить человеческой речи.

Таким образом, в ходе работы удалось выявить фонетические особенности спонтанной речи, рассмотреть ее основные элементы и их функции:

  •  Более низкий тон и узкий диапазон;
  •  Ритм спонтанной речи способствует компактности фразы, делая ее более удобной для восприятия;
  •  Темп несет информацию об отношении к проблеме;
  •  Тембр определяет эмоциональную функцию устной речи;
  •  Пауза в спонтанной речи выполняет многие стилистические, грамматические и лексические функции;
  •  Спонтанной речи характерно частое использование «слов-паразитов»;

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что спонтанной речи в английском языке свойственна вариативность в зависимости от личностного отношения говорящего к высказыванию, его подготовленности и неподготовленности к акту общения, его уверенности в себе и наличием у него хорошего словарного запаса. Результаты проведенного исследования могу послужить примером для рекомендаций обучающимся иностранным языкам, с целью эффективного освоения ими учебного материала.

Литература

  1.  Антипова А.М. Ритмическая система английской речи. – М.: Высшая школа, 1984. – 72 с.
  2.  Антипова А.М. Характер взаимосвязи ритма и других компонентов интонации, в кн.: Фонология. Фонетика. Интонология, М., 1979.
  3.  Багмут, А.И., Борисюк, И.В., Олейник, Г.П.  Интонация спонтанной речи [Текст] / А.И.Багмут, И.В.Борисюк, Г.П.Олейник. –  Киев: Наук.Думка, 1985. – 216 с.
  4.  Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи.— Л., 1981; ЛЭС. — М, 1990.
  5.  Борисова Л.В. Теоретическая фонетика английского языка. Учебное пособие для институтов и факультетов иностранного языка/ Л.В. Борисова,
  6.  Бузаров, В.В. Основы синтаксиса английской разговорной речи [Текст] / В.В.Бузаров. – М.: Крон-Пресс, 1998. – 366 с.
  7.  Бурая Е.А. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс/ Бурая Е.А., И.Е. Галочкина, Т.Л. Мевченко.- М.: Издательский центр «Академия», 2006, - 272с.
  8.  Вишневская, Г.М. Методология и методика экспериментально-фонетических исследований [Текст] / Г.М.Вишневская. – Иваново: ИвГУ, 1990. – 75 с.
  9.  Долотин, К.И. Экспериментальные исследования звучащей речи [Текст] / К.И.Долотин. – М.: Ин-т языкознания, 1998. – 72 с.
  10.  Дощинская Ю.В. Фонетические особенности английской спонтанной речи/ Дощинская Ю.В. Материалы научно-методической конференции преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской работы в 2002 г.- Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова,2003,-156с.
  11.  Зиндер 1979. Зиндер Л.Р. Общая фонетика: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1979. 312 с.
  12.  Зиндер Л. Р. Фонология и фонетика. В кн.: Теоретические проблемы советского языкознания. М., 1968.
  13.  Л. А. Кантер. Системный анализ речевой интонации. – М., 1984.
  14.  Ольшевская, Р.В. Интонационные особенности спонтанной диалогической речи как результат дистантного взаимодействия (дистантное общение) // Сб. науч. тр. / Моск. пед. ин-т иностр. яз. - М., 1986. - Вып. 274. - С. 146-154.  
  15.  Пирогова М. А. Просодический портрет спонтанной речи [Текст] : монография / М. А. Пирогова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Амурский гос. ун-т .- Благовещенск : Изд-во АмГУ , 2013. - 163 с.ил., табл.
  16.  Полюшкина И. В. Особенности ударного вокализма в английской спонтанной разговорной речи : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 .- Москва , 2003. - 228 с. - Библиогр.: с.193-213.
  17.  Светозарова Н. Д. Фонетика спонтанной речи. – Л., 1988.- 248 с.
  18.  Светозарова Н.Д. Интонационная система языка. Л.: ЛГУ, 1982. 176 с.
  19.  Соколова М.А. Теоретическая фонетика английского языка. Учебное пособие для студентов вузов/ М.А.Соколова, К.П. Гинтовг, И.С. Тихонова – Гуманитарный центр Владос, 2003, - 288с.
  20.  Солнцев В. М. Вариативность как общее свойство языковой системы. Вопросы языкознания – 1984 - №2.
  21.  Фонетика спонтанной речи / [Л. В. Бондаренко, Л. А. Вербицкая, Л. Р. Зиндер и др.]; Под ред. Н. Д. Светозаровой; ЛГУ им. А. А. Жданова .- Л. : Изд-во ЛГУ , 1988 - 245,[3] с.,[8] л. ил.ил.
  22.  Шакбагова Д. А. Фонетические особенности произносительных вариантов английского языка. – М., 1982.
  23.  Яковлева Э.Б. Просодические средства сегментации спонтанной диалогической речи: дис.  канд. филол. наук / Э.Б.Яковлева.- М., 1996.- 220 с.
  24.  BBC “HARDTALK”.
  25.  HBO “Unscripted”.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
21162. Фонетический строй английского языка древнего периода 74.19 KB
  Важно помнить что следует изучать язык как в синхроническом так и диахроническом аспектах. Актуальность проблемы: изучение фонетического строя английского языка древнего периода важно и по сей день так как фонетическая система современного языка напрямую связана и зависит от строя древнеанглийского периода. Практическая значимость данного исследования состоит в том что его результаты могут быть использованы в учебных курсах высших заведений таких как фонетика лексикология или же при изучении различных диалектов. Возникший натуральный...
6270. Анализ характеристик каналов с интеграцией речи и данных 14.86 KB
  Решение уравнения равновесия для неё было найдено в виде Найдем производящую функцию Выражения для полученных здесь производящих функций будут использованы далее при рассмотрении сетей с интеграцией средств коммутации пакетов и каналов. Модели интеграции речи и данных Рассмотрим объединение двух видов нагрузки – обслуживание с коммутацией каналов кратко – речь и нагрузка требующая обслуживания с коммутацией пакетов – данные. Этот тип нагрузки требует одного временного канала и при отсутствии свободных каналов – блокируется.
1040. Методы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста, как средство формирования связной речи 50.18 KB
  Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями
21759. Анализ методик изучения устной речи у детей дошкольного возраста с заиканием 64.59 KB
  Теоретические основы коррекции стороны речи у детей с заиканием. Онтогенез формирования устной речи у дошкольников. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с заиканием. Особенности формирования стороны речи у детей дошкольного возраста с данной патологией. Анализ методик изучения устной речи у детей дошкольного возраста с заиканием.
7603. Дидактическая игра как средство развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня 201.45 KB
  Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
14505. Письмо как вид речевой деятельности. Особенности обучения письму и письменной речи. Требования программы. Упражнения для обучения письму и письменной речи 10.69 KB
  Упражнения для обучения письму и письменной речи. Упражнения: начертание букв буквосочетаний и слов по образцу в печатном И прописном; списывание с выполнением заданий подчеркнуть указанные графемы; группировка слов по определенным признакам долгий краткий согласный; конструирование слов из букв. Упражнения: копирование текста списывание с заданиями вставить недостающие буквы; орфографические игры кроссворды; диктанты слуховой зрительный Особенности обучению письменной речи: Обучение письменной речи осуществляется при помощи...
10915. Логичность речи 11.03 KB
  Судя по школьным оценкам точные науки я знал на отлично так что архитектором выходит стал не случайно. Еще неизвестно сколько на это будет выделено денег но уже сейчас ясно что этой суммы будет недостаточно. Я знаю что в жизни ничего случайного не бывает. Он далек от политики считая что пустая болтовня не спасла еще никого.
2454. Стили речи 14.27 KB
  Главная функция научного стиля – информативная. Тексты научного стиля в основном имеют монологический характер. Лексика научного стиля делится на общеупотребительную; общенаучную исследовать дисперсия; узкоспециальную включающую в себя термины относящиеся к конкретной науке синхрофазотрон кварк. Для научного стиля характерен отказ от экспрессивноэмоциональной лексики так как в научной речи важна точность и однозначность словоупотребления.
14750. Проблема речи в нейропсихологии 1.42 MB
  Проблема речи в нейропсихологии. Нарушения речи при поражениях правого полушария. Структурная единица речи – слово оно передает значение содержание предмета и смысл индиве значение. В нейропсихологии выделяют два вида речи: экспрессивная – реализуется в три этапа: мотив замысел – стадия внутренней свернутой речи – высказывание или письмо; импрессивная понимающая – восприятие речевого высказывания через слух или зрение чтение – декодирование – формирование во внутр.
269. Служебные части речи 8.09 KB
  Служебные слова не являются названиями предметов или признаков не способны функционировать в качестве самостоятельных членов предложения и употребляются для связи слов предложений и их частей. Предлог – служебная часть речи указывающая на различные отношения между словами словосочетаний внутри предложения. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения. Союз – служебная часть речи которая связывает однородные члены простого предложения и части сложного предложения выражая отношения между этими синтаксическими единицами.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.