Нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда

Регламентация труда - это установление правил, положений, инструкций, норм, определяющих порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций.

2014-06-22

22.82 KB

65 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


red54;;;Содержание

Введение 3

1. Сущность регламентации труда 4

2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда 5

2.1 Классификация нормативно-правового обеспечения деятельности по регламентации и нормированию труда 5

2.2 Значение регламентации труда персонала в организации 11

Заключение 13

Список используемых источников 14


Введение

Актуальность темы данной работы определяется социальной важностью задач регламентации труда. Определить свое место в общественной организации труда возможно только через конкретное разделение труда. Оптимальный уровень кооперации и разделения труда между работниками может быть найден и обоснован с помощью регламентации труда.

В настоящее время в условиях становления новых экономических отношений в связи с развитием частной собственности, свободного предпринимательства, реформой государственных предприятий, структурными и инвестиционными преобразованиями, реформой социального обеспечения и государственной службы повышение уровня управляемости организацией определяется не только уровнем их технического оснащения и инновациями технологий, но и наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления, цель которого заключается в использовании научных основ, теоретических и методологических положений, а также практического опыта в области регламентации и нормирования труда персонала предприятий при формировании социально-экономических отношений в условиях рыночной экономики. 

Проблемам нормирования труда в зарубежной и отечественной литературе уделяется достаточно внимания, можно отметить труды следующих авторов: Л.И. Абалкина, Г.Я. Кипермана, В.П. Москаленко, В.М., Федоточкина, Н.В. Кочкиной, М.Е. Панкина, Н.А. Иванова, Файоля А., Роберта Г. Геста, Генри Минцберга и др.

Цель данной работы: изучить нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда

Задачи, определяемые указанной целью, заключаются в следующем: 

) изучение сущности и механизмов регламентации и нормирования труда на предприятии;

) изучение регламентации и нормирования труда как основы формирование экономических условий  роста эффективности труда.

1. Сущность регламентации труда

Регламентация труда - это установление правил, положений, инструкций, норм, определяющих порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций. 

Основой, регламентации является «регламент» (от фр. reglament - правило) - совокупность правил, положений, определяющих внутреннюю организацию и порядок деятельности государственного органа, организации, предприятия (а также порядок проведения заседаний и конференций). 

В условиях становления экономических отношений в связи с развитием частной собственности, свободного предпринимательства, реформой государственных предприятий, структурными и инвестиционными преобразованиями, реформой социального обеспечения и государственной службы повышение уровня управляемости организацией во многом зависит от наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления. Одним из эффективных элементов такого механизма является регламентация труда работников. 

В условиях рыночной экономики регламентация труда персонала организаций в основном носит локальный характер и регулируется документами, разработанными в рамках конкретной организации. В то же время, регламентирование в целом опирается на ряд законов, постановлений, рекомендаций. К их числу относятся Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Трудовой кодекс РФ и др.

Таким образом, регламент – это совокупность правил, определяющих порядок деятельности предприятия. При этом, регламентация труда требует определения совокупности регламентирующей документации. Проблема определения форм регламентации труда обуславливается, с одной стороны, спецификой труда, а с другойнеопределенностью границ делимости составляющих процессов. В следующей главе рассмотрим нормативно-правовое обеспечение регламентов труда.


2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда

2.1 Классификация нормативно-правового обеспечения деятельности по регламентации и нормированию труда

Эффективному управлению предприятием, фирмой и т. п., тесному взаимодействию всех подразделений и служб, исключению дублирования в работе способствует разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность, четко определяющих функции, права, обязанности каждого подразделения, а также отдельных исполнителей с учетом специфических особенностей их деятельности.

В практике регулирования трудовых отношений и организации труда чрезвычайно важна регламентация трудовой деятельности работников, четкое формализованное описание должностных обязанностей сотрудников и средства обеспечения этих обязанностей.

Все многообразие регламентов труда может быть представлено как система, цель которой - упорядочение труда персонала. В рамках этой системы выделяются различные формы регламентации труда - т.е. конкретное представление регламентов труда в виде совокупности документов, схем, графиков, таблиц и т.п., которые можно разделить на документированные и недокументированные. 

К ним относятся: устав организации, положение о подразделении, должностные инструкции, личностные спецификации, схемы оргструктур управления, различные нормы: времени, численности, управляемости; правила внутреннего трудового распорядка и т.д. 

Регламенты труда занимают ключевое место в системе регламентов управления в целом и разрабатываются в рамках всех элементов системы управления организацией: функций управления, оргструктуры, технологии управления, кадрового, методического, технического обеспечения и др.

К регламентам, упорядочивающим деятельность рабочих кадров, непосредственно выполняющих производственные трудовые функции, относятся: Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС) или аналогичные отраслевые справочники, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, маршрутно-технологические карты производственного процесса, модели рабочих мест, трудовой договор и т. д. 

Трудовая деятельность служащих, занятых в органах государственного управления, - это специфическая область человеческой деятельности, обособившаяся в ходе разделения и кооперации общественного труда. По своей сути это труд управленческий, направленный на решение тех задач, которые поставлены перед конкретным органом управления и документально закреплены законодательным или нормативно-правовым актом. 

Для реализации поставленных задач требуется целенаправленная работа сотрудников аппарата соответствующего органа управления (субъекта управления), организованная таким образом, чтобы каждый работник (руководитель структурного подразделения, специалист, служащий) вносил свой вклад в их решение в соответствии с его ролью и статусом.

В связи с этим основными видами регламентации труда государственных служащих являются: Конституция РФ, Федеральный закон от 27.07.200479-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законы о государственной службе субъектов РФ, Положение «О проведении аттестации федерального государственного служащего», Положение «О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим», Положение «О проведении конкурса на  замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы», положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и др. 

Для регламентирования труда характерны не только качественные, но и количественные показатели трудовой деятельности, хотя степень формализации этих процессов до сих пор остается проблематичной. В связи с этим особое внимание уделяется к нормированию труда - установлению норм затрат рабочего времени на производство какого-либо продукта или выполнение определенной работы, а также нормативов численности. То есть регламентирование и нормирование труда по сути являются двумя гранями одного и того же процесса, а именно - совершенствования труда персонала организации. При этом нормирование характеризуется разработкой и установлением строго количественных параметров трудовых процессов, а регламентирование предполагает разработку не только количественных, но и качественных параметров трудовых процессов. 

Регламентирование труда, как правило, рассматривается по следующим направлениям. 

1) Организационно-правовое регламентирование отражается в ряде документов, имеющих: 

- нормативный характер (например, Положение о структурном подразделении, Положение об организации, Порядок  составления политики компании, должностные инструкции и др.;

- характер административного указания, которое является обязательным, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (например, приказ, распоряжение, инструкция);

- рекомендательный характер (например, распорядок рабочего дня руководителя, регламент деятельности офисного административно-управленческого персонала и т. п.). 

2) Экономическое регламентирование определяет границы и порядок экономических отношений в трудовом процессе. К ним относятся: Положение об оплате труда, Положение о материальном стимулировании работников организации, Положение о премировании и т. п. 

3) Социально-психологическое регламентирование устанавливает определенный порядок социально-психологических отношений (например, Кодекс деловой этики). А это, в свою очередь, способствует усилению и четкому использованию организационно-правовых и экономических форм регламентирования труда. 

Эти документы имеют различную степень регламентации и детализации, но общее для них - четкая дисциплина исполнения и административная ответственность, которые возможны только при наделении правами и обязанностями органа управления и конкретного должностного лица. 

Результатом регламентирования трудовых и связанных с ними иных отношений работодателя и работника является комплекс документов (кадровой документацией). 

Создание необходимых правовых условий для согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и в том числе отношений по организации труда и управлению трудом отнесено к числу основных задач трудового законодательства, а именно Трудовым Кодексом РФ от 30.12.2001197-ФЗ. 

Положения ТК РФ, регламентирующие трудовые отношения, обязательны для каждого работодателя: 

Так, статья 190. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, как правило, являются приложением к коллективному договору. 

График сменности. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (статья 103 ТК РФ);

График отпусков (статья 123 ТК РФ). Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. 

Правила и инструкции по охране труда. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, правила и инструкции по охране труда должны быть составлены и доведены под подпись до сведения работников (статья 212 ТК РФ). 

Кроме того, ТК РФ устанавливает обязанность работодателя по документированию трудовых правоотношений с работником:

- трудовой договор должен быть заключен в письменной форме (статья 67 ТК РФ);

- прием на работу, увольнение оформляются приказом (распоряжением) работодателя, с которыми работник знакомиться под подпись (статьи 68, 84.1 ТК РФ);

- обязательно издание приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания (статья 193 ТК РФ);

- на всех работников ведутся трудовые книжки (статья  66  ТК  РФ). 

Таким образом, весь комплекс документов можно разделить на: 

. обязательные документы, наличие которых прямо предусмотрено ТК РФ для всех работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

. факультативные кадровые документы, которые работодатель может принимать в рамках локального нормотворчества, их перечень, порядок ведения работодатель определяет самостоятельно. 

При этом, факультативные кадровые документы носят рекомендательный характер, они также содержат нормы трудового права и необходимы для  регламентации трудовых отношений. К факультативным кадровым документам можно отнести, например, положения о структурных подразделениях, положения о персонале, должностные инструкции.

Рассмотрим содержание некоторых видов регламентирующей документации.

Положение о персонале отражает вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, его взаимоотношений с администрацией, гарантированности занятости персонала и др. 

Положение разрабатывается в основном в коммерческих организациях. В текст положения о персонале рекомендуется включать следующие разделы: общие положения; понятие персонала; принципы взаимоотношений администрации и персонала; программа развития персонала; контрактная система найма персонала; повышение квалификации персонала; право персонала на выбор форм организации труда; гарантированность занятости персонала; социальные гарантии персонала; участие персонала в прибылях; администрация, персонал и профсоюз; ответственность администрации и персонала; заключительные положения; приложение: например, правила делового поведения персонала.

Положение о подразделении - документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения организации (отдела, службы, бюро, группы и т.п.) - его задачи, функции, права, ответственность.

Типовые положения о подразделениях содержатся в специальной литературе, но требуется их адаптация, уточнение применительно к каждому конкретному предприятию и подразделению.

Штатное расписание описывает совокупность должностей служащих. Штатное расписание - документ, утверждаемый руководителем организации и содержащий сведения о численности работников соответствующих категорий (штатных единицах) по каждой должности, наименованиях должностей, должностных окладах и надбавках к ним.

Штатное расписание составляется в соответствии с унифицированной формой Т-3, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.20041 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Должностная инструкцияэто не только руководство к действию для самого работника, но и основа для проведения оценки результатов его трудовой деятельности, принятия решения о его дальнейшем внутреннем движении и переподготовке. Должностная инструкция содержит информацию для проведения обоснованного отбора работников при найме, оценке уровня соответствия кандидатов на вакантные должности.

Должностная инструкция должна быть разработана для каждой должности, содержащейся в штатном расписании, она составляется на основе положения о подразделении, квалификационной характеристики, а также проведенного анализа работы (или рабочего места, должности) и составленного описания работы (рабочего места, должности). Должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность каждого работника, занимающего определенную должность, начиная с заместителей руководителя подразделения. Деятельность первых лиц организации и их заместителей регламентируется ее уставом, а руководителей подразделений - положениями о них.

Таким образом, организация и регламентация труда способствует решению задач качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полному использованию профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышению его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности.

2.2 Значение регламентации труда персонала в организации

Организации управления производственным коллективом должно предшествовать четкое формулирование стоящих перед ним задач, главными из которых являются производство продукции, работ, услуг и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов наемных работников и интересов имущества предприятия, организация стимулирования работников по результатам выполненной работы.

Стимулирование должно быть направлено на увеличение объема, расширение ассортимента, повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции с учетом достижений научно-технического прогресса. В свою очередь, эффективная и качественная работа влечет за собой снижение себестоимости и повышение рентабельности производства, что дает возможность дополнительно материально поощрить работников. Говоря о стимулировании наемных работников, мы подразумеваем всех работников предприятия. Эффективность же труда работников целиком зависит от них самих, от их личных качеств и способностей при прочих равных условиях.

Таким образом, стимулирование наемных работников на предприятии тесно связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее из себя четкое определение круга трудовых обязанностей работника и тех качественных и количественных результатов труда, которые от него требуются. 

При этом, регламентация предполагает установление определенного порядка в виде инструкций, правил, нормативов и контроль за их выполнением. В этой связи важно разграничить те сферы деятельности работников, которые требуют жесткого соблюдения инструкций и контроля за их выполнением, от тех сфер, в которых работник должен быть свободен в своих действиях и может проявить инициативу. 

Регламентация содержания выполняемой работы сотрудников предприятия должна решать следующие задачи:

- определение работ и операций, которые должны быть возложены на работников;

- обеспечение работников необходимой им для выполнения возложенных на них задач информацией;

- распределение работ и операций между подразделениями предприятия по принципу рациональности;

- установление конкретных должностных обязанностей для каждого работника в соответствии с его квалификацией и уровнем образования. 

Регламентация содержания труда служит повышению эффективности выполняемой работы, поэтому с точки зрения стимулирования выполняемой работы регламентация результатов выполняемой работы играет очень важную роль. Она включает в себя:

- определение ряда показателей, характеризующих деятельность подразделений предприятия и каждого работника в отдельности, которые учитывали бы вклад подразделений и отдельных работников в общий результат деятельности предприятия;

- определение количественной оценки по каждому из показателей;

Таким образом, регламентация играет очень важную роль в деятельности организации, поскольку ее эффективная работа не может быть достигнута без регламентирующих документов, с помощью которых осуществляется результативная работа персонала. От правильно разработанной регламентации труда персонала напрямую зависит успех организации.

Заключение

Таким образом, завершая работу, кратко отметим следующее: 

Регламент - это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, учреждения и организации. 

Регламентация деятельностиэто установление однозначных правил поведения в рамках определенной деятельности. Для персонала этопрежде всегомодели выполнения работ. 

Можно выделить три способа целенаправленного управления моделями поведения сотрудников в зависимости от жесткости регламентации: правила, нормы и традиции.

Нормативно-правовая деятельность по регламентированию и нормированию труда можно классифицировать на:

- регулирующие деятельность предприятия (устав, учредительный договор);

- по информационному обеспечению: формы документовделопроизводство;

- регулирующие порядок работы с техникой управления (паспорт, инструкция к эксплуатации, размещение);

- нормирование процесса управленияорганизационные процессы, графики производства;

- регулирующие работу персоналаположения о подразделениях, модели рабочих мест, должностные инструкции, трудовые контракты. Если данные положения отсутствуют, то для наёмника есть крайне большой риск.

Организация и регламентация труда способствует решению задач качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полному использованию профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышению его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности.

Список используемых источников

  1.  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001197-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002. -1 (ч. 1) - Ст. 3.
  2.  Савельева Е.А. Регламентация и нормирование  труда / Учебное пособие - М.: Издательство МАРТИТ, 2012.с.
  3.  Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие / Д.А. Аширов.М.: Проспект, 2009.с.
  4.  Ворожейкин И.Е. Управление персоналом организации: учебник / И.Е. Ворожейкин.М.: ИНФРА-М, 2009.с.
  5.  Ворохоб О. Регламенты в компании / О. Ворохоб // Управление корпоративной культурой.. -4.С. 24-29.
  6.  Жданов О.И. Руководитель и социально-психологический климат в коллективе / О.И. Жданов // Психология управления . -2009 . -6.с. 23-29.
  7.  Заказнов А. Регламентации в управлении персоналом / А. Заказнов // Менеджмент качества.. -2.С.14-19.
  8.  Иванова А. Регламенты / А. Иванова // Управление развитием персонала.. -2.С. 10-15.
  9.  Ивановская Л. Сущность и виды регламентации труда персонала / Л. Ивановская // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2009. - 7.С. 6.
  10.  Казаков М. Регламенты: их назначение / М. Казаков // Управление развитием персонала.. –№3.С. 16-22.
  11.  Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: учебник / В.П. Пугачев.М.: Аспект Пресс, 2008.с.
  12.  Соколова М.И. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие/ М.И. Соколова, А.Г. Дементьева. - М.: Проспект, 2008.с.
  13.  Хаттоева Т. Регламенты: нужны ли они? / Т. Хаттоева // Управление развитием персонала.. -3.- С. 25-31.
  14.  Экономика и социология труда: Учеб. / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2007. - 584 с.


 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
6046. Правовое обеспечение сервисной деятельности в системе правовых дисциплин 22.92 KB
  Источники сервисного права. Среди ученых рассматривающих сервисное право как самостоятельную отрасль права Гущин В. Сервисное право рассматривает следующие ключевые вопросы: сервисное право как наука и как отрасль права; источники сервисного права...
5519. Нормативно-правовое регулирование уплаты налогов через банк 20.79 KB
  Порядок открытия расчетного счета. Документы необходимые для открытия расчетного счета. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке. С расчетного счета банк оплачивает обязательства расходы и поручения организации проводимые в порядке безналичных расчетов а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды.
985. Нормативно-правовое регулирование розничной торговли в Оренбургской области 63.23 KB
  Теоретические аспекты развития розничной торговли на предприятии. Понятие и сущность розничной торговли. Особенности функционирования розничной торговли. Состояние розничной торговли в Оренбургской области.
20595. Нормативно-правовое регулирование оборота диетического (лечебного и профилактического) питания в Российской Федерации: коррупционная составляющая 143.92 KB
  Объект исследования - общественные отношения в сфере оборота лечебно-профилактического питания в стационарных учреждениях здравоохранения и социальной защиты их правовая регламентация и существующие возможности коррупционных проявлений в соответствующей области. Предмет исследования современная нормативно-правовая база регламентирующая оборот...
9449. Правовое обеспечение энергосбережения 30.97 KB
  Его результативность подтверждается тем что Япония не имея собственных энергетических ресурсов стала одной из самых энергоэффективных стран мира. Основными из законодательных мер используемых в настоящее время правительствами стран Европейского Союза при наличии свободных цен на топливо и регулируемых государством в большинстве стран тарифов на энергию являются: меры финансового фискального характера поощряющие энергосбережение организация рекламноинформационных и пропагандистских компаний внедрение и периодическое ужесточение...
3423. Государственное регулирование и правовое обеспечение туризма в Тверской области 8.9 KB
  Государственное регулирование и правовое обеспечение туризма в Тверской области. Закон Тверской области О туристской деятельности в Тверской области. Комитет по туризму курортам и международным связям Тверской области. в Тверской области.
4896. Обеспечение управления охраной труда 35.18 KB
  Правовой институт охраны труда являясь одним из основополагающих комплексных институтов трудового права включает в себя нормы направленные на обеспечение безопасных условий труда сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. С норм об охране труда началась история развития трудового законодательства сформировавшегося затем в самостоятельную отрасль права.
634. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда на лесохозяйственном предприятии 8.41 KB
  Обеспечение здоровых и безопасных условий труда на лесохозяйственном предприятии. Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности снижению травматизма и аварийности профессиональных заболеваний улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Задачи: создание системы законодательных и нормативых правовых актов в области охраны труда; надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативно правовых актов; оценка и анализ...
15901. Обеспечение безопасных условий труда на производстве на примере компании ООО Русская пробка 284.1 KB
  Вред здоровью человека может нанести и его трудовая деятельность, и разные виды отдыха и развлечений и даже обучение. Мы можем говорить о том, что любая деятельность человека является потенциально опасной. Абсолютно безопасной просто не существует.
14458. Экономико–правовое регулирование рынка труда и занятости населения краснодарского края 120.78 KB
  Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.