Предмет, цели и задачи курса. Теоретические основы изучения и практического использования закономерностей и механизмов возникновения и развития конфликтов, принципов и технологий управления ими в деятельности ОВД

Вопросы: Предмет цели и задачи курса Психология конфликта. Теоретикометодологические основы психологии конфликта. Роль и специфика применения знаний психологии конфликта в деятельности органов внутренних дел. Краткое содержание Актуальность данной темы обусловливается не только тем что она вводит в курс нового предмета для изучения – психологии конфликта но и помогает в нем сориентироваться понять что традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю.

2015-05-02

47.97 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 1. Предмет, цели и задачи курса. Теоретические основы изучения и практического использования закономерностей и механизмов возникновения и развития конфликтов, принципов и технологий управления ими в деятельности ОВД

.

Вопросы:

  1.  Предмет, цели и задачи курса «Психология конфликта».
  2.  Теоретико-методологические основы психологии конфликта.
  3.  Роль и специфика применения знаний психологии конфликта в деятельности органов внутренних дел.

Краткое содержание

Актуальность данной темы обусловливается не только тем, что  она  вводит в курс нового предмета для изучения – психологии конфликта, но и помогает в нем сориентироваться, понять, что традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю.

При изучении первого вопроса темы обратите внимание на то, что психология конфликта представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения, прогнозирования, регулирования и разрешения.

Кроме того, самое общее представление о предмете психологии конфликта дает этимология слова «психология конфликта» – «наука о конфликтах». Но более точное представление Вы получите из следующего определения: конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Знакомясь с материалами второго вопроса, у слушателей должно сложиться представление о психологии конфликта, как одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и, прежде всего – социологии и психологии.

Важно также, чтобы они уяснили, что психологии конфликта выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов ХХ века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р.Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), также Л.Козера (США) – «Функции социальных конфликтов» (1956).

В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии, благодаря исследованиям М.Шерифа, Д.Рапопорта, Р.Доза, Л.Томпсона, К.Томаса, М.Дойча, Д.Скотта, которые выделили психологию конфликтов как относительно самостоятельное направление.

Кроме того, для   процесса становления психологии конфликта, важны оказались  исследования в области и социологии, и конфликтологии, которые способствовали развитию практики. Уже в 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр по разрешению конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов.

Также следует внимательно ознакомиться и проанализировать эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие периоды:

-   древнейшие времена (мифология, библейские сказания, русские былины, воззрения мыслителей таких, как Конфуций, Гераклит, Эпикур, Платон, Аристотель);

  •  средние века (взгляды таких мыслителей, как Аврелий Августин, Фома Аквинский);
  •  эпоха Возрождения (особенности взглядов Николая Кузанского, Николая Коперника, Джордано Бруно, Николо Макиавелли);  
  •  новое время и эпоху Просвещения (наиболее характерные взгляды содержались в работах Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Жан-Жака Руссо, Адама Смита);
  •  первая половину ХIХ века (с этого периода начал проявляться по настоящему научный подход к конфликтам: Иммануил Кант, Георг Гегель, Людвиг Фейрбах);
  •  вторая половину ХIХ – начало ХХ века (исключительное место этого периода в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории, что связано,  в том числе с именами Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Огюста Конта, Вильгельма Вундта, Карла Клаузевица, Георга Зиммеля, Питирима Сорокина, Зигмунда Фрейда, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Альфреда Адлера, Петра Лаврова, Николая Михайловского, Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Г.В Плеханова, Ивана Ильина);
  •  новейшее время (ХХ – начало ХХI века) – теория конфликта обрела дополнительную конкретизацию (Толкот Парсон, Элтон Мэйо, Льюис Козер, Ральф Дарендорф, Ален Турен, Кеннет Боулдинг, Л.С.Выготский, В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, Н.В.Гришина, А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов, Ф.Е.Василюк, В.В.Столин, Л.А.Петровская, Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская и др.).

Для того чтобы разобраться в сути методологической основы психологии конфликта обратите внимание на особую роль, которую выполняет в ней конфликтология. Эта роль реализуется во всеобщем философском методе, отражающем содержание этой функции.

Имейте также в виду при изучении материала, что психологии конфликта не изолированная наука. Она тесно связана кроме философии также с социологией, политологией, историей, экономикой и др. Кроме того, связь конфликтологии с другими науками раскрывается в двух аспектах:

Первый – психологии конфликта опирается на принципы познания, которые выработаны в рамках других наук и позволяет понять предмет конфликтологических исследований (принцип всеобщей связи; детерминизма; развития; системного подхода; социально-деятельностного контекста; личностного подхода и др.).

Второй – психологии конфликта творчески использует методы исследования других наук (наблюдение, порос, тестирование, анализ результатов деятельности, структурные методы, социометрические методы, метод картографии и др.).

При ознакомлении с материалами по третьему вопросу для слушателей главным в нем является то, что большинство конфликтов между сотрудником правоохранительных органов и противодействующими лицами возникает не в силу противоречия личных целей и интересов, а в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей.

Поэтому в психологии конфликта, занимающейся проблемами, связанными с правоохранительной деятельностью, существует три самостоятельных, хотя и взаимосвязанных, направления.

Первое - изучает конфликты в коллективах и разрабатывает рекомендации в основном для руководителей по разрешению и их урегулированию между подчиненными.

Второе - ориентировано на разработку техник и рекомендаций для сотрудников по разрешению и урегулированию конфликтов с людьми, попавшими в сферу их профессиональных интересов.

Третье - направлено особенно в современных условиях разгула терроризма на разработку рекомендаций по ведению переговоров с преступниками.

Тема 2. Общая характеристика конфликта и особенности механизма его возникновения в деятельности ОВД. Психологические особенности конфликтов.

Вопросы:

1.Конфликт: необходимые и достаточные условия его возникновения.

2.Классификация конфликтов.

3.Причины и типы конфликтных ситуаций.

4.Особенности механизма возникновения конфликтов в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Краткое содержание

Рассматривая вопросы темы, важно уяснить, что данная тема занимает особое место в курсе «Психология конфликта», ибо она дает общие представления о сущности конфликта, его функциях и структуре, особенностях механизма возникновения  и протекания конфликтов в деятельности правоохранительных органов. В процессе раскрытия и расследования преступлений конфликты неизбежны, поскольку для преступников один из способов избежать или уменьшить уголовную ответственность состоит в противодействии сотруднику полиции, которое проявляется в форме различных конфликтов, возникающих вследствие несовпадения интересов этих лиц с профессиональными интересами сотрудников органов внутренних дел.

При обсуждении первого вопроса, обратите внимание на ряд важных черт присущих любому конфликту: конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни; конфликт – явление осознанное, действие обдуманное; конфликт – явление широко распространенное, повсеместное; конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон; конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Охарактеризовав таким образом конфликт, подумайте над рядом выводов, которые необходимо в ходе семинара обсудить. Во-первых, конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Во-вторых, конфликт предстает как осознанное на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных ориентаций и целей, как осмысленное противостояние. В-третьих, там, где действуют люди, практически всегда есть место конфликтам.

Классификация конфликтов

Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.

Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.

Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

• неудовлетворенность условиями деятельности;

• нарушение служебной этики;

• нарушение трудового законодательства;

• ограниченность ресурсов;

• различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

• неудовлетворительные коммуникации.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно выразить в виде следующей схемы.

Рисунок. Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта

При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтов и их разрешением, важное значение имеет классификация конфликтных ситуаций.

Кроме того, не забудьте, чтобы в ответах особо были рассмотрены  функции конфликтов, которые выражают с одной стороны, его социальное назначение, а с другой – зависимость, которая возникает между ним и другими компонентами общественной жизни. Среди функций конфликтов Вам целесообразно рассказать о таких как конструктивная и деструктивная. В дополнение к ним в деятельности сотрудника ОВД важны также такие функции: интеграции; активизации социальных связей; сигнальная; инновации; трансформации (преобразования) межличностных и межгрупповых отношений.

Затем Вы должны попытаться убедить своих товарищей, что необходимыми и достаточными признаками конфликта являются следующие:

  1.  Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений.
  2.  Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, характеризуемое нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

Кроме того, должны быть также готовы на  доске нарисовать структуру конфликта и дать характеристику каждого элемента, так как не уяснив их не сможете в дальнейшем четко представлять основные стратегии и тактики управления конфликтами и не научитесь эффективно ими пользоваться.

При обсуждении  второго вопроса семинара не забывайте, что анализ и оценка конфликтов предполагает их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Такая классификация нужна как своего рода модель изучения предмета и целостности, методический инструмент различения всего спектра конфликтных проявлений. С практической точки зрения правоохранительной деятельности классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценивать возможные пути их разрешения.

Целесообразно рассмотреть классификацию по следующим основаниям: по сферам проявления; по степени длительности и напряженности; по субъектам конфликтного взаимодействия; по социальным последствиям; по предмету конфликта;  по коммуникативной направленности; по формам и степени столкновения; по масштабам и продолжительности; по способам урегулирования.

Немаловажен и третий вопрос семинара. Поэтому в ходе его рассмотрения на семинаре  попытайтесь разобраться  в общих и частных причинах конфликтов. Среди общих причин продумайте характеристику таких, как: социально-политические и экономические; социально-демографические; социально-психологические; индивидуально-психологические. Внимательно отнеситесь и к частным причинам: неудовлетворенность условиями деятельности; нарушение служебной этики; нарушение трудового законодательства; ограниченность ресурсов; различия в целях, ценностях, средствах достижения целей; неудовлетворительные коммуникации; нечеткое распределение обязанностей; несоответствие требований руководителя и коллектива; несовпадение официального и неофициального статусов в коллективе сотрудников ОВД; нарушение взаимных ожиданий и т.д.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликта. Но Ваш ответ будет неполным, если в нем не охарактеризуете основные типы конфликтной ситуации, которые по своему характеру могут быть следствием неудовлетворительного стиля управления; неадекватного представления о конкретных ситуациях; индивидуально-психологических особенностей; низкой профессиональной подготовки.

Кроме того, разберитесь, пожалуйста, в терминах «конфликтные отношения», «конфликтная ситуация», «инцидент».

В четвертом вопросе необходимо подробно остановиться на такой важной характеристике конфликта как динамика, без которой невозможно говорить об особенностях механизма возникновения и протекания конфликтов. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Среди этапов выделите следующие: 1.Возникновение и развитие конфликтной ситуации. 2.Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. 3.Начало открытого конфликтного взаимодействия. 4.Развитие открытого конфликта. 5.Разрешение конфликта.

Каждому из этапов соответствуют свои фазы конфликта. Так начальная фаза соответствует первому и второму этапу, фаза подъема – третьему, пик подъема и фаза спада – четвертому.

Не забудьте увязать все теоретические положения, рассматриваемые в ходе семинара с  будущей практической деятельностью.

Тема 3. Основы прогнозирования и профилактики конфликтов

Вопросы:

1. Понятие «профилактика» и «предупреждение» конфликтов. Условия профилактики конфликтов.

2. Технологии предупреждения конфликтов.

3. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте

Краткое содержание:

Рассматривая вопросы данной темы необходимо уяснить, что разнообразие форм деятельности по предупреждению конфликтов детерминировано многообразием самих конфликтов. Наиболее эффективной формой предупреждения конфликтов считается предотвращение их причин. Различают частичное и полное предотвращение конфликта, раннее предупреждение и упреждающее разрешение. Частичное предотвращение заключается в нивелировании действия одной из причин данного конфликта или в ограничении ее негативного влияния на сложившуюся проблемную ситуацию. Полное предотвращение предполагает нейтрализацию всех факторов, составляющих основу данного конфликта.

При обсуждении первого вопроса необходимо акцентировать внимание на том, что технологии предупреждения конфликта – это совокупность методов, приемов и способов воздействия на предконфликтную ситуацию с целью устранения возникшего противоречия и недопущения столкновения сторон (конфликтной фазы). Предупреждение конфликтов направлено на работу с конкретными формами возникающих противоречий. А.Г. Большаков и М.Ю. Несмелова выделяют общесоциальный и психологический уровни деятельности по предотвращению конфликтов. Предотвращение конфликтов на общесоциальном уровне предполагает выявление и устранение крупных экономических, социальных, политических факторов, дезорганизующих социальную жизнь. Речь идет о перекосах в экономике, резких различиях в уровне и качестве жизни разных социальных групп, политической и социальной неустроенности, неорганизованной и малоэффективной системе управления и т.п.

Последовательное проведение социальной, экономической, культурной политики в интересах всех групп общества; укрепление правопорядка и законности; повышение культурного уровня общества – весь комплекс перечисленных действий является универсальным предупреждением негативных явлений. В качестве эффективных форм предотвращения конфликтов указанные авторы выделяют – институализацию отношений и принятие нормативных механизмов.

Изучение второго вопроса целесообразно начинать с общественных объединений (напр., “круглые столы”) организованных для обсуждения спорных проблем. Существуют и другие разновидности этой формы предотвращения конфликта, основной задачей которых является четкое определение границ его допустимости. Принятие нормативных механизмов, которые регулируют конфликты с помощью правовых, нравственных, религиозных, политических и других норм – еще одна форма предотвращения конфликтов. Эффективность этой формы, зависит от отношения всего общества, государственных органов к существующим нормам, а также от четкого и неукоснительного следования им.

Психологический уровень предотвращения конфликта предполагает воздействие на факторы субъективного характера (личностные особенности поведения в конфликтной ситуации). Такие известные в социальной психологии методы, как психотерапия, психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, могут выполнять не только функцию разрешения, но и функцию предупреждения конфликта, если они применяются на предконфликтной фазе.

Анализируя третий вопрос необходимо помнить, о том, что фаза и тип конфликта являются определяющими при выборе метода, приемов и способов работы с ним. Существует и разрабатывается огромное количество отдельных приемов и способов, направленных на недопущение и предотвращение конфликтных ситуаций. Многие зарубежные и отечественные авторы предлагают подробное их описание в различных

литературных источниках. Все они связаны с улучшением процесса общения. Основной предпосылкой, усугубляющей предконфликтную ситуацию с точки зрения многих психологов, является нарушение равенства позиций сторон. Частично это проявляется в таких поведенческих характеристиках, как закрытость и оценочность позиций обоих или одного из партнеров по общению. Закрытость позиции проявляется в сокрытии субъектом своих мотивов, интересов, чувств, информации, касающихся возникшей проблемной ситуации. Скрытые чувства, нужды, интересы порождают ложную ориентацию конфликтующих сторон относительно друг друга, неверные предположения и, соответственно, неадекватное реальной ситуации поведение. Поэтому, если реакция человека слишком отличается от той, которую можно было бы ожидать в сложившейся ситуации, то, по мнению Дж. Скотт, необходимо остановиться и попытаться определить, какие глубинные проблемы и нужды она может отражать? Для этого Дж. Скотт предлагает следовать разработанной ею схеме анализа ситуации:

1. Необходимо попытаться принять точку зрения другой стороны и взглянуть на ситуацию ее глазами: что могут думать о сложившейся ситуации представители другой стороны?

2. Следует посмотреть на свое поведение с точки зрения противоположной стороны. Не сделали ли Вы чего-либо такого, что не было бы ими понято?

3. Необходимо понять, не испытывают ли представители другой стороны в настоящий момент давление каких-то обстоятельств, которые могли бы вызвать такую реакцию.

4. Важно подумать над тем, каким способом предложить представителям другой стороны обсуждение реальных причин конфликта.

5. Обязательно продемонстрировать свою восприимчивость к нуждам своих противников, проявить заботу о них, отметить свою готовность затратить время на то, чтобы понять их.

6. Необходимо быть готовым отложить в сторону собственные интересы, чтобы иметь возможность сосредоточить свое внимание на нуждах другой стороны.

Тема 4. Технологии управления конфликтами в деятельности ОВД

Вопросы:

  1.  Понятие «управление конфликтом».
  2.  Прогнозирование и предупреждение конфликта.
  3.  Регулирование конфликта, его этапы и наиболее важные технологии регулирования.
  4.  Разрешение конфликта, его предпосылки.
  5.  Принципы управления конфликтом.
  6.  Негативные факторы, влияющие на принятия конструктивных решений по управлению конфликтами в условиях деятельности ОВД.
  7.  Поведение личности в конфликтах: модели, стратегии и типы конфликтных личностей.

Краткое содержание

Важность этой темы обусловлена тем, что проблема управления конфликтом является центральной для психологии конфликта.

При рассмотрении  первого вопроса семинара надо помнить, что понятие «управление» имеет широкую сферу применения. В конфликтологии под этим термином понимается целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной систему, к которой имеет отношение данный конфликт.

Далее, слушатели должны подумать,  почему  важен конструктивный аспект управления конфликтами?

Обязательно определитесь с понятиями процессов, входящими в управление конфликтами: прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности; предупреждение (профилактика) или стимулирование конфликта; регулирование конфликта; разрешение конфликта.

При обсуждении  второго  вопроса, слушатели должны обосновать  доминирующую роль в управлении конфликтами их прогнозирование и предупреждение.

Помните, что особое место в прогнозировании  занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов и что предупреждение (профилактика) конфликтов основывается на их прогнозировании.

В ходе рассмотрения  третьего  вопроса более подробно остановитесь на характеристике ряда этапов регулирования конфликтов таких,  как: 1.Признание реальности конфликта противоборствующими сторонами. 2.Легимитизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия. 3.Институализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

Кроме того, при ответе по этой проблеме слушатели должны раскрыть  основное содержание информационных, коммуникативных, социально-психологических и организационных технологий регулирования конфликтов.

Наиболее важный вопрос семинара - четвертый, который  посвящен разрешению конфликтов. Это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Слушатели должны понять, что разрешение конфликта может быть полным и неполным. Разрешение имеет три основные стадии: возникновение, усиление (период обострения противоречий и борьбы его участников) и затухание (период ослабления борьбы и постепенной гармонизации взаимоотношений участников конфликта). Существуют предпосылки разрешения конфликта, формы и способы, а также различная тактика, состоящая из совокупности способов и приемов воздействия на оппонента в конфликте.

При ответах на пятый вопрос семинара обратите внимание на детальное рассмотрение основных принципов разрешения конфликтов: отделение людей от проблемы; уделение внимания интересам, а не лицам; предложение взаимовыгодных вариантов; использование объективных критериев, более подробно о которых Вы можете прочитать в известной книге Р.Фишера и У.Юри «Путь к согласию или переговоры без поражений.

В шестом вопросе семинара Вы должны остановиться на ряде психологических явлений, затрудняющих адекватное отражение конфликта: так называемая «иллюзия собственного благородства»; «поиски соринки в глазу другого»; упрощение конфликтной ситуации.

Затем проанализируйте алгоритм деятельности руководителя подразделения ОВД в процессе управления конфликтами.

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. Поэтому в последнем вопросе семинара целесообразно осветить три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. После чего предметом более подробного разговора должны стать пять основных стилей поведения в конфликтах: конфронтация, сотрудничество, уклонение, приспособление (уступка), компромисс.

Тема 5. Переговоры как метод разрешения конфликтов в деятельности сотрудников ОВД

Вопросы:

  1.  Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов, его функции и содержание.
  2.  Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Типы стратегий. Тактические приемы.

Краткое содержание

Ведение переговоров сегодня одна из актуальнейших проблем. При рассмотрении первого  вопроса обратите внимание слушателей, что основное содержание переговорного процесса может быть представлено рядом этапов: подготовительный этап (сбор информации о содержании конфликта, об участниках, анализ причин, последствий, вариантов решения); начало переговоров (взаимный обмен информацией); поиск приемлемого решения (уточнение вариантов решения проблемы); завершение переговоров.

Кроме того, необходимо подробно остановиться на оценке форм и способов участия в конфликте посредника, а также на основных моделях (типах) поведения партнеров в переговорном процессе.

Во втором вопросе рассмотрите такие типы стратегий, используемые в переговорах, как: выигрыш – проигрыш; проигрыш – выигрыш; проигрыш – проигрыш; выигрыш – выигрыш.

Любая стратегическая цель достигается применением конкретных тактических приемов. Охарактеризуйте наиболее распространенные следующие тактики поведения: «видимое сотрудничество»; «дезориентация партнера»; «провокация чувства жалости у партнера»; ультимативная тактика; тактика выжимания уступок; тактика лавирования.

Переговоры как метод решения конфликтов представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для сторон конфликта.

Применение переговоров для разрешения конфликта возможно при определенных условиях:

  •  существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
  •  отсутствия значительного различия в силе субъектов конфликта;
  •  соответствия стадии развития конфликта возможностям переговоров;
  •  участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

Каждый конфликт, в своем развитии проходит несколько стадий, на которых переговоры могут быть не восприняты, потому что еще рано или поздно, и возможны только соответствующие агрессивные действия.

Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события.

Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:

  1.  первичные группы - нарушены их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров;
  2.  вторичные группы - нарушены их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени .

Могут существовать еще и третьи силы, которые также заинтересованы в конфликте, но еще более скрытые.

Этапы переговоров

Правильно организованные переговоры проходят последовательно в несколько этапов:

  1.  подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);
  2.  предварительный выбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);
  3.  поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);
  4.  завершение (выход из имеющегося кризиса или переговорной безысходности).

PAGE  18



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
10977. Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности 30.42 KB
  Методологические основы психологии как науки. Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины насчитывает менее полтора веков но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор как существует философия. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении.
12606. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в развития речевой деятельности на коррекционных занятиях «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в младших классах специальной (коррекци 1.76 MB
  Как правило, в коррекционной школе готовят учащихся к реальной жизни: обучение чтению, счету, письму, выработка чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение простейшей работы по дому, приготовление пищи, умение делать покупки. Компьютер вызывает горячий интерес как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату, скорее породит непредсказуемые и непредвиденные эффекты.
19536. Управление конфликтами. Теоретические аспекты возникновения конфликтов 35.48 KB
  Конструктивная сторона проявляется, когда конфликт достаточен для мотивации людей. Обычно, в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме.
2042. Управление качеством: предмет и задачи курса 18.79 KB
  Говоря о проблеме качества следует отметить что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности.
7774. Предмет и задачи курса «Охрана труда» 21.72 KB
  В Республике Беларусь РБ по официальным данным ежегодно изза нарушений требований охраны труда на производстве травмируется свыше 5 тысяч работников из них около 250 погибает свыше 800 человек получает тяжелые травмы. На промышленных предприятиях республики и в сельском хозяйстве во вредных условиях труда занято более 30 работающих. Так в РБ изза травматизма на производстве теряется порядка 180 – 200 тысяч человекодней ежегодно страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний...
7686. Предмет экология, цели и задачи 19.59 KB
  Фотосинтез Синтез органических веществ из неорганических протекает в зеленой растительности под действие солнечной энергии. Поток энергии в экосистеме заключается в 1м законе термодинамики. Окисления органического вва кислорода сопровождается разрывом химических связей и высвобождением энергии в форме тепла – называется клеточное дыхание.
10641. Предмет, задачи, цели, содержание экологии 76.59 KB
  Предмет и задачи дисциплины Термин экология от греческого oikos – жилище местообитание введен в литературу в 1866 г. Реймерс в словаресправочнике Природопользование 1990 указывает что экология – это: 1 часть биологии биоэкология изучающая отношения организмов особей популяций биоценозов и т. Тот же автор в другой работе отмечает что для экологии характерен широкий системный межотраслевой взгляд Экология – это совокупность отраслей знания исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и...
10868. Профессиональный русский язык как учебная дисциплина: цели и задачи курса. Профессиональная речь как средство утверждения профессионального статуса специалиста 9.81 KB
  Профессиональная речь – речевой этикет профессионала 1. Языковая личность есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей умений готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности поступков которые классифицируются с одной стороны по видам речевой деятельности имеются в виду говорение аудирование письмо и чтение а с другой – по уровням языка т. Аргументация или её отсутствие а также необходимость адекватного декодирования речевой посылки партнёра по коммуникации – это важнейший этап в том...
2670. Микробиология, как наука. Предмет её изучения. Задачи медицинской микробиологии 27.84 KB
  Задачи медицинской микробиологии. Основные этапы исторического развития микробиологии. Основные достижения медицинской микробиологии Приложения:. Микроорганизмы изучает наука которая получила название микробиологии.
7591. . Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога5 1. 39.36 KB
  Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога. Понятие мотивации профессиональной деятельности дефектолога. Основы мотивации профессиональной деятельности дефектолога в зарубежной и отечественной литературе. Эмпирическое исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.