Введение в социальную психологию

История развития социальной психологии. Предмет социальной психологии. Отрасли социальной психологии. Методы социальной психологии.

2015-05-02

19.72 KB

17 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция №  2.1.

Тема: Введение в социальную психологию.

План:

§ 1. История развития социальной психологии.

§ 2. Предмет социальной психологии.

§ 3. Отрасли социальной психологии.

§ 4. Методы социальной психологии.

Полный конспект лекции

§ 1. История социальной психологии.

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп (определение Г. М. Андреевой).

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках

По своей природе она наука интегративная. Однако в ней выделяют как бы две основные (мировые) школы. Это психологическая-социальная психология и социологическая-социальная психология.

Психологическую-социальную психологию - интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе и ориентирована на традиционные для психологии методы.

Социологическую-социальную психологию – интересует социальная проблематика, опирается она на методы социологии.

Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология первоначально существовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что и дало непосредственную жизнь социальной психологии. Интерес к человеческому поведению, к взаимовлиянию людей в обществе пробудился очень рано. Наблюдения за фактами взаимодействия между индивидами, зафиксированные в трудах мыслителей многих веков, были той основой, на которой в дальнейшем возникла социальная психология.

Выделяют три основные стадии в эволюции социальной психологии:

1.  Стадия социальной философии, период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (6 в.до н.э.- до 19 в.) 

В «Республике» Платона, в «Политике» и «Этике» Аристотеля, в трудах ранних буржуазных мыслителей — Монтескье, Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо и других — содержатся многочисленные (хотя и разрозненные и часто непоследовательные) наблюдения за поведением людей в обществе, влиянием, которое они оказывают друг на друга, за их обычаями и традициями.

Многие из выдвинутых идей получили развитие в процессе более поздней научной разработки; некоторые идеи — наивные и противоречивые — дали импульс для их научного опровержения и тем самым объективно оказались полезными в ходе подготовки к возникновению социальной психологии.

2.  Стадия социального эмпиризма, период выделения описательной социальной психологии из философии в самостоятельную область знания (50-60-е г.19 в., 20-е г. 20 в.) 

Непосредственным импульсом к выделению социальной психологии в самостоятельную отрасль знания послужили работы группы социологов середины и конца 20 века.

К числу основателей социальной психологии относятся французский юрист и социолог Габриэль Тард (1843—1904), французский социолог Густав Лебон (1841—1931), американский психолог Вильям Макдауголл (1871—1938). Для их научного творчества характерны настойчивые попытки найти какой-либо универсальный принцип объяснения социальных явлений с позиций психологии. Тард считал таким принципом подражание, Лебон — психическое заражение, Макдауголл — инстинкты.

Деятельностью этой группы ученых, которые выводили социальные закономерности из свойств индивидуальной психики человека, из неосознанных влечений и инстинктов людей, было создано особое течение внутри социологии, разработавшее, в частности, теорию психологии масс.

Исследователи, работавшие несколько позже, также пытались отыскать единые принципы для всего многообразия социальных и психических явлений, выдвигая в качестве таких монофакторов желание (Л. Уорд), нивелировку личности в массе (С. Сигеле), сексуальное влечение (З. Фрейд).

3.  Стадия социального анализа, период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20е г. 20в.) и её современного развития.

В 20-е годы 20-го столетия оформляется экспериментальная социальная психология, основанная на применении экспериментальных и математических методов. Этот период представлен работами немецкого психолога В. Мёде по использованию экспериментальных методик в исследовании массовой психологии и американского психолога Ф. Олпорта, обобщившего опыт социально-психологического экспериментирования и разработавшего общую методологию группового эксперимента.

В ходе экспериментальных исследований оказались опровергнутыми многие ранее сложившиеся представления, выведенные умозрительным путем. Их место заняли некоторые более точные выводы и практические рекомендации для разрешения проблем производства, массовой коммуникации, военного дела и многих других.

Данный этап связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.

Традиционно существует мнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке.

Историко-психологические исследования показали, что отечественная социальная психология имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно.

Отечественная социальная психология возникла на рубеже 19- 20 веков. Путь её становления имеет ряд стадий: зарождение её в общественных и естественных науках, отделение от родительских дисциплин (социологии и психологии), возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

Годом рождения социальной психологии принято считать 1908 год, когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии: «Введение в социальную психологию» английского психолога У. Макдугалла и работа американского социолога Э. Росса «Социальная психология».

Социальную психологию можно считать, с одной стороны, самой древней областью знаний, а с другой - ультрасовременной научной дисциплиной. Ультрасовременной её можно считать из-за быстро растущего влияния её в обществе, углубляющегося осознания роли “человеческого фактора” во всех сферах современной жизни.

§ 2. Предмет социальной психологии.

Социальная психология является научным направлением прикладного характера. Она представлена рядом учений, каждое из которых по-своему даёт ответ на вопрос о том, какие именно психические качества, порождаются группой и являются для групп характерными. Основу социальной психологии составляет общая, дифференциальная психология и психология личности.

Предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых явлений.

В целом предметом социальной психологии является изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Социальная психология как наука изучает следующие явления:

  1.  Психические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.
  2.  Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.
  3.  Психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы, конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др
  4.  Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д. Наиболее существенной чертой социально-психологического знания является его включенность в социальную и политическую проблематику общества.
  5.  Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия. Исследуются механизмы убеждения, внушения, психологического принуждения, подражания, психического заражения, идентификации, интериоризации, проекции и т.д.

Социальная психология выступает в качестве междисциплинарной научной теории, изучающей социальную психику как динамическую систему, в том числе явления и законы, а также психологические механизмы социальной регуляции.

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, т. е. носители социально-психологических явлений.

К ним относятся: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность – личность» (родитель – ребенок, руководитель – исполнитель, врач – больной, психолог – клиент и т. д.), малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т. п.), взаимодействие в системе «личность – группа» (лидер – ведомые, руководитель – трудовой коллектив, командир – взвод, новичок – школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа – группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой, территориальная, конфессиональная группы и т. п.).

§ 3. Отрасли социальной психологии.

Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность изучаемых его феноменов предопределили взаимодействие и развитие её конкретных отраслей.

Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей как представителей различных этических общностей.

Психология религии – отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.

Политическая психология – отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления – отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. 

Психология социального воздействия – отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.

Психология общения – отрасль социальной психологии, раскрывающая своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи – ставит перед собой задачу всестороннего изучения специфики отношений между членами семьи.

Социальная психология личности – отрасль социальной психологии, исследующая человека, включённого в различные общественные и межличностные отношения.

Психологи масс – отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов и т.д.

Конфликтология – отрасль социальной психологии, направленная на исследование психологии специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Для того чтобы продуктивно развиваться, социальная психология должна поддерживать закономерные и прочные связи с другими науками, которые выстраиваются на взаимной основе.

Общая психология – позволяет социальной психологии более точно понять и методологические правильно осмыслить психологические особенности личности, являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики. Политические науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (и как) влияют на социальную психику людей в условиях политической жизни и деятельности. Экономические науки, раскрывая сущность и своеобразие функционирование экономических процессов в обществе, показывают, как они влияют на общественные отношения и сознание людей. Культурологи  и этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и социальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов. Педагогические науки представляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

§ 4. Методы социальной психологии.

Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия».

Методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.

1. Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологи и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны.

В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль.

Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.

2. Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности.

Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ-исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.

3. Для преодоления «субъективности» в интерпретации исследователем документа вводится особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания»). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты.

4. Опрос – представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).

Метод анкетирования – письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.

Интервьюирование – метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь – логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.

5. Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью.

Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии.

Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже – групповые тесты.

Тестов, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест.

Особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет.

6. Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии.

Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Другими словами в эксперименте создается имитация повседневных процессов. Варьируя одним-двумя факторами – называемыми независимыми переменными – экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время.

Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают эмоции людей. В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.

В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. 

Контрольные вопросы для закрепления:

  1.  Этапы развития социальной психологии и их значения для науки.
    1.  Предмет социальной психологии, социально-психические явления.
      1.  Феномены социальной психики.
        1.  Специфика отраслей социальной психологии.
        2.  Методы получения социально-психологической информации.
        3.  Каковы современные представления о «границах» социальной психологии как науки?
        4.  Какие подходы выделяют в понимании предмета социальной психологии?
        5.  Каковы основные этапы развития социальной психологии?
        6.  Каковы задачи социальной психологии?

Рекомендуемая литература.

Основные источники:

  1.  Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.

Дополнительные источники:

  1.  Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.
  2.  Руденко А.М. Психология. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.
  3.  Руденко А.М. Управленческая психология. Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 345 с.
  4.  Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Серия «Медицина». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.
  5.  Самыгин С.И. Социальная психология. Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 352 с.
  6.  Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Психология личности: учебное пособие. Издание второе. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 575 с.
  7.  Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Социальная психология. Для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». - Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 256 с.
  8.  Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Социальная психология. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 476 с.

PAGE   \* MERGEFORMAT 45



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
10310. Введение в социальную психологию 11.87 KB
  История социальной психологии. Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук – в психологии а также в антропологии этнографии криминологии языкознании. В развитии социальной психологии можно выделить несколько основных этапов...
10403. Введение в психологию 11.4 KB
  Основные разделы психологии как науки. Основные направления современной психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки начинается с XIX века. Основателем научной психологии принято считать немецкого исследователя Вильгельма Вундта открывшего в 1879 году первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге.
10653. Введение в юридическую психологию 25.9 KB
  Введение в юридическую психологию 1 вопрос: Юридическая психология как прикладная отрасль психологии. 2 вопрос: Возникновение и развитие юридической психологии. Возникновение и развитие юридической психологии за рубежом. Возникновение и развитие юридической психологии в России.
21361. Влияние семейного неблагополучия на социальную адаптацию подростка 50.4 KB
  Объект исследования неблагополучная семья имеющая подростка с проблемами социальной адаптации. Цель исследования предполагает реализацию следующих задач: проработать понятийный аппарат; изучить нормативно-правовую базу социальной работы с семьёй и детьми в РФ; осуществить практическое исследование семей с неадаптированными подростками; на основе анализа полученных данных разработать программу коррекции дезадапивного поведения подростков из неблагополучных семей. Интерес к формированию и функционированию социальной работы с...
2003. Введение в VPL 531.3 KB
  Введение в VPL Microsoft Visul Progrmming Lnguge VPL является средой разработки приложений основанной на графической модели программирования. Благодаря этому VPL хорошо подходит для программирования различных параллельных или распределённых сценариев. VPL рассчитана на начинающих программистов понимающих такие основы как переменные и логика. Однако VPL предназначена не только для новичков.
6604. ВВЕДЕНИЕ В ООП 24.63 KB
  Абстрактных типов данных определенных пользователем; определение всех необходимых операций для каждого класса; обеспечение расширяемости открытости классов с использованием принципа наследования...
6259. Введение в БЖД 12.46 KB
  Основные направления государственной политики в области охраны труда. Государственный надзор и контроль за охраной труда. В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности различают следующие формы труда. Формы труда требующие значительной мышечной энергии.
7123. ВВЕДЕНИЕ В КОНТРОЛЛИНГ 31.86 KB
  В значительной мере на развитие контроллинга и его внедрение на предприятиях оказал влияние мировой экономический кризис. В свою очередь это привело к эволюции взглядов на контроллинг: от историческибухгалтерского видения к пониманию контроллинга и его функций как ориентированных на будущие события. В современной экономической литературе приводится много разнообразных определений контроллинга которые в систематизированном виде представлены в таблице 1.
7462. Введение в макроэкономику 85.24 KB
  Основные макроэкономические показатели: 1 Валовой продукт ВНП ВВП; 2 Чистый национальный продукт чистый внутренний продукт; 3 Национальный доход; 4 Личный доход; 5 Располагаемый доход. Валовой национальный продукт ВНП – это валовой продукт произведенный гражданами страны с помощью факторов производства принадлежащих данной стране неважно – на территории данной страны или за ее пределами. Если же предприятие носит совместный характер то для подсчета ВВП и ВНП приходится вычленять вклад в создание его продукции различных факторов...
10521. Введение в экономику как науку 16.71 KB
  Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы. Научно-познавательная функция состоит в том чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни экономики научно-познавательная функция выявляет закономерности и принципы экономики позволяет открыть экономические законы по которым развивается человеческое общество.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.