Предмет, задачи, цели, содержание экологии

Предмет и задачи дисциплины Термин экология от греческого oikos – жилище местообитание введен в литературу в 1866 г. Реймерс в словаресправочнике Природопользование 1990 указывает что экология – это: 1 часть биологии биоэкология изучающая отношения организмов особей популяций биоценозов и т. Тот же автор в другой работе отмечает что для экологии характерен широкий системный межотраслевой взгляд Экология – это совокупность отраслей знания исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и...

2015-05-02

76.59 KB

7 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 1. Предмет, задачи, цели, содержание экологии

1.1. Предмет и задачи дисциплины

Термин «экология» (от греческого oikos – жилище, местообитание) введен в литературу в 1866 г. немецким исследователем Э. Геккелем, им дано и общее определение экологии. Э. Геккель писал: «… Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношениях организма к окружающей среде, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова». Н. Ф. Реймерс в словаре-справочнике «Природопользование» (1990) указывает, что «экология – это: 1) часть биологии (биоэкология), изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т. д.) между собой и окружающей средой; 2) дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня». Тот же автор в другой работе отмечает, что для экологии характерен широкий, системный межотраслевой взгляд… Экология – это совокупность отраслей знания, исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и окружающей средой. Экология определяется и как «наука, изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой, а также организацию и функционирование надорганизменных систем различного уровня: популяций, сообществ и экосистем, природных комплексов и биосферы». При всем многообразии существующих определений экологии основными понятиями в ней, на которых она базируется, являются: живые системы (организмы и их сообщества), взаимодействия и окружающая среда (среда обитания).

Таким образом, экология – комплексная дисциплина. Из содержания экологии вытекают ее задачи, которые, прежде всего, заключаются в познании взаимосвязей между растениями, животными, грибами, микроорганизмами и средой их обитания, многообразия организации жизни на Земле, изучении функционирования надорганизменных систем различных уровней. В задачи экологии входит прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека, научное обеспечение восстановления нарушенных природных систем. Конечная цель экологических исследований состоит в сохранении среды обитания человека.

1.2. Связь экологии с другими науками

Экология, как комплексная дисциплина, тесно связана с другими естественными и общественными науками (рисунок 1.1). Экологическая трактовка необходима при решении определенных задач в области ботаники, зоологии, физиологии, морфологии, систематики, биогеографии, эволюционного учения, генетики, биотехнологии, поскольку любые биологические исследования в той или иной степени изучают жизнь растений и животных в природных условиях.

1.3. Разделы и направления экологии

В экологии в соответствии с уровнями организации живого объективно выделяются разделы, изучающие органический мир на уровне особи (организма), популяции, вида, биоценоза, экосистемы (биогеоценоза) и биосферы (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Уровни организации материи (по Н. И. Николайкину, 2004)

В последнее время в экологии принято выделять разделы в зависимости от конкретного биологического объекта (экология растений, экология животных, экология микроорганизмов), среды, местообитания организмов (экология суши, экология озера, моря, экология почвы, гидросферы), уровня организации живого. Одним из разделов экологии является экология человека. В экологии человека выделяют два важных направления. Одно связано с влиянием природной среды и ее компонентов на антропосистему (все структурные уровни человечества, все группы людей и индивидуумы), другое вытекает из необходимости изучать последствия антропогенной деятельности.

Современная экология включает в себя следующие направления (рисунок 1.3). В состав современной экологии входят:

– общая (классическая) экология, изучающая взаимодействия биологических систем с окружающей средой;

– геоэкология (ландшафтная экология), исследующая экосистемы (геоэкосистемы) высоких уровней, до биосферного включительно; интересы геоэкологии сосредоточены на анализе структуры и функционирования ландшафтов (природных комплексов географического ранга), взаимоотношений их составных биотических и косных (абиотических, неживых) компонентов, воздействия общества на природные составляющие;

– глобальная экология, изучающая общие законы функционирования биосферы как глобальной экологической системы;

– социальная экология, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа»;

– прикладная экология, изучающая механизмы воздействия человека на биосферу, способы предотвращения негативного воздействия и его последствий, разрабатывающая принципы рационального использования природных ресурсов. Она базируется на законах, правилах и принципах экологии и природопользования.

Рисунок 1.3 – Структура современной экологии

Одним из направлений современной экологии является экономическая экология, связанная с использованием природных ресурсов. Успешно развивается инженерная экология, решающая вопросы устранения отрицательных последствий вмешательства человека в природные сообщества.

При всем многообразии в современной экологии можно выделить три ветви: общая экология (классическая экология), геоэкология и прикладная экология.

Классическая экология изучает биологические системы, т. е. занимается исследованием органического мира на уровнях особей, популяций, видов, сообществ. В связи с этим выделяют:

аутэкологию (экологию особей) – (от греч. аutos – сам) – устанавливает пределы существования особи (организма) в окружающей среде, изучает реакции организмов на воздействия факторов среды. Аутэкология в качестве живой системы рассматривает отдельный живой организм – растение, животное или микроорганизм. Термин «аутэкология» был введен швейцарским ботаником К. Шретером в 1896 г.;

демэкологию (экологию популяций) – (от греч. demos – народ) – изучает естественные группы особей одного вида – популяции, условия их формирования, внутрипопуляционные взаимоотношения, динамику численности;

эйдэкологию (экологию видов) – (от греч. eidos – образ, вид) – изучает вид как определенный уровень организации живой природы. В этом направлении проведено еще недостаточно научных исследований;

синэкологию (экологию сообществ) – (от греч. sin – вместе) – изучает ассациации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, их взаимодействие с окружающей средой. Термин введен К. Шретером в 1902 г.

Рисунок 1.1 – Положение экологии среди других биологических наук

(по А. С. Степановских, 2003)

Экология развивается на природоведческих условиях, вбирает новейшие достижения точных наук – математики, физики, химии, обогащая их, в свою очередь, представлениями о единстве, взаимосвязи живого и неживого. Экология тесно соприкасается с ландшафтоведением – отраслью физической географии, объектами исследования которой являются сложные природные и природноантропогенные образования. Взаимосвязь между физической географией и экологией нашла отражение в становлении геоэкологии (ландшафтной экологии, или экологии ландшафтов). Экология связана и с природопользованием, служит научной основой рационального использования и охраны природных ресурсов. Современная экология анализирует природные условия (факторы) существования живых организмов, включая человека, и их изменения под влиянием разнообразных преобразующих или разрушающих антропогенных воздействий. Природопользование как область прикладной экологии изучает закономерности антропогенной динамики природных процессов в их сложной взаимосвязи, определяет значение этой динамики для человека, обосновывает рациональное использование природных ресурсов и разрабатывает способы сохранения и восстановления их количественных и качественных особенностей, важных для человека современного и для будущих поколений.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
8879. Предмет экологии, ее структура, задачи экологии 40.83 KB
  Предмет экологии ее структура задачи экологии 2. История экологии 3. Основные понятия экологии 4. Предмет экологии ее структура задачи экологии Из всех живых организмов человек наиболее старается изменить природу используя и приспосабливая её для своих нужд.
7686. Предмет экология, цели и задачи 19.59 KB
  Фотосинтез Синтез органических веществ из неорганических протекает в зеленой растительности под действие солнечной энергии. Поток энергии в экосистеме заключается в 1м законе термодинамики. Окисления органического вва кислорода сопровождается разрывом химических связей и высвобождением энергии в форме тепла – называется клеточное дыхание.
10725. Предмет, цели и задачи курса. Теоретические основы изучения и практического использования закономерностей и механизмов возникновения и развития конфликтов, принципов и технологий управления ими в деятельности ОВД 47.97 KB
  Вопросы: Предмет цели и задачи курса Психология конфликта. Теоретикометодологические основы психологии конфликта. Роль и специфика применения знаний психологии конфликта в деятельности органов внутренних дел. Краткое содержание Актуальность данной темы обусловливается не только тем что она вводит в курс нового предмета для изучения – психологии конфликта но и помогает в нем сориентироваться понять что традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю.
559. Цели и задачи БЖД 7.29 KB
  Цели и задачи БЖД Условия труда и жизни человека защита его здоровья волновали человечество с древнейших времен. Однако с приходом двадцатого столетия с началом эпохи научнотехнического прогресса вопросами безопасности деятельности человека и его взаимодействия с окружающей средой вплотную занялись ученые. Дисциплина Безопасность жизнедеятельности призвана обобщить знания необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии с окружающей средой. Безопасность жизнедеятельности это наука изучающая...
18769. Оценка недвижимости, ее цели, задачи и назначение 20.87 KB
  Правовая среда функционирования объекта недвижимости формируется системой органов законодательной исполнительной и судебной власти и их институтов во взаимодействии с хозяйствующими субъектами собственниками имущества и рынками с применением властных полномочий на основании нормативных актов. Правовое понятие недвижимости является наиболее важным. Можно не иметь представления об экономическом содержании недвижимости и в то же время быть активным участником отношений связанных с нею: владеть недвижимостью покупать и продавать ее...
7222. Цели, задачи, функции идентификации товаров 18.41 KB
  Цели задачи функции идентификации товаров Идентификация это отождествление установление совпадения чеголибо с чемлибо. Проведение качественной идентификации очень сложный емкий длительный и часто дорогостоящий процесс. Цель идентификации выявление и подтверждение подлинности конкретного вида и наименования товара а также соответствия определенным требованиям или информации о нем указанной на маркировке и или в товарно-сопроводительных документах. Для достижения этих целей необходима дальнейшая разработка теоретических основ и...
7910. Смысл, цели и задачи инноватики в образовании 10.99 KB
  Все остальные изменения модернизация образования изменение продолжительности среднего или высшего образования доступ школ к Интернету и т. Развитие обусловлено не только заказом общества и личности на изменение системы образования но и необходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Педагогическая инноватика наука изучающая природу закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием...
1886. Этапы системного анализа, их основные цели, задачи 27.44 KB
  Теория оптимальных систем позволяет оценить тот предел который может быть достигнут в оптимальной системе сравнить ее с показателями действующей не оптимальной системы и выяснить целесообразно ли в рассматриваемом случае заниматься разработкой оптимальной системы. Для автоматически управляемого процесса автоматически управляемой системы различают две стадии оптимизации: статическую и динамическую. Статическая оптимизация решает вопросы создания и реализации оптимальной модели процесса а динамическая ...
11336. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 93.88 KB
  Актуальность избранной темы заключается в том, что уголовный процесс является одним из основных институтов права в государстве, в условиях гуманизации законодательства в целом вопрос о понятии уголовного процесса, его сущности, предназначении как института права нуждается в исследовании.
20061. Краткая история развития охраны труда. Цели и задачи дисциплины 15 KB
  Цели и задачи дисциплины Наивысшим приоритетом всякой деятельности являются человеческая жизнь и здоровье об этом свидетельствует и логика экономического развития. В течение 19 века большинство европейских стран постепенно приняло законодательство адекватное новым тенденциям в развитии промышленности в Германии и Франции акты об охране труда были приняты и начали действовать к середине века. В 1890 году на конференции в Берлине представители пятнадцати государств приняли первые международные нормы труда и утвердили положение о надзоре за...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.