Работа над словарем

Работа над лексическим запасом является одной из основных целей и задач в методике преподавания иностранного языка и наряду с этим одной из самых сложных проблем по ряду причин одной из которых является динамичный характер лексики. Что касается лексического состав современного немецкого языка то количество лексических единиц используемых носителями языка в повседневном общении Stndrtsprche колеблется в пределах от 300. Совершенно очевидно что освоить такой объем сложно если не сказать не возможно даже носителю языка не говоря уже о...

2015-05-02

12.01 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск



Работа над словарем

Цель данного сообщения заключается в обобщении уже существующего опыта работы над лексическим запасом обучающихся и привлечение Вашего внимания к новым методам и приемам работы над лексическим составом, которые находят широкое применение в современных учебниках.

Работа над лексическим запасом является одной из основных целей и задач в методике преподавания иностранного языка и наряду с этим одной из самых сложных проблем по ряду причин, одной из которых является динамичный характер лексики.

Что касается лексического состав современного немецкого языка, то количество лексических единиц, используемых носителями языка в повседневном общении (Standartsprache), колеблется в пределах от 300.000 до 500.000. Ежегодно словарь обогащается примерно 4000 новых слов и выражений. Совершенно очевидно, что освоить такой объем сложно, если не сказать не возможно, даже носителю языка, не говоря уже о человеке, который изучает его как иностранный. Исходя из этого как для носителей немецкого языка, так и для лиц изучающих немецкий язык как иностранный, следует проводить различие между пассивным (Verstehenswortschatz / passiver oder rezeptiver Wortschatz) и активным словарным запасом (Mitteilungswortschatz / aktiver oder produktiver Wortschatz). Разделение словаря на активный и пассивный предполагает и различные виды контроля.

Следующий вопрос, который возникает в связи с подбором словаря по определенной тематике, например, для составления пособия, можно сформулировать так: сколько и какие лексические единицы должны и могут быть включены в список лексических единиц, которые предназначены для активного и пассивного усвоения.

В Германии существуют специальные институты, которые занимаются решением этой проблемы, в частности для немецкого языка как иностранного. Основной практической рекомендацией данных институтов является следующая – для того, чтобы иностранцу "комфортно" чувствовать себя в ситуациях повседневного общения, ему необходимо как минимум владеть 8000 лексических единиц в качестве пассивного словаря и 2000 в качестве активного словаря (Grundstufe). В Германии существуют "каталоги" слов по различной тематике, например "Das Zertifikat Deutsch als Fremdsprache" 1991.

В качестве критериев для отбора словаря выделяют: 1. статистические, 2. прагматические, 3. учебно-психологические (например, с учетом принципа, какие слова легче/труднее усваиваются)

Следует также упомянуть ещё один тип словаря – potenzieller Wortschatz, включающий все сложные и производные слова изучаемого языка, которые обучаемому неизвестны как таковые, но значение которых он понимает без дополнительного объяснения, т.к. владеет правилами словообразования.

Работа над лексикой предполагает наличие следующих этапов: 1. раскрытие значения слов; 2. контроль понимания; 3. закрепление лексики (т.е. üben, wiederholen, anwenden);

Раскрытие значения слов

Среди способов раскрытия значения можно выделить:

  1.  неязыковые (nichtsprachliche/nonverbale) дефиниции: пиктограммы, дорожные знаки, числа, знаки типа "+, - , =, ?", жесты (der Fingerkuss, die lange Nase, das Vogelzeigen), мимика, пантомима (Klavier spielen, Spaghetti essen); использование фотографий, видеоматериалов, схем, диаграмм и т. д.
  2.  языковые дефиниция (Wortbedeutungen werden in der zu lernenden Fremdsprache vermittelt), раскрытие значения через контекст; с использованием правил словообразования: значение неизвестного слова раскрывается через значение уже известного, например, в предложении Er verdankte seinen Eltern viel - необходимо раскрыть значение слова "verdanken". Для этой цели можно использовать уже известное слово "danken". В иных случаях возможно: использование синонимов:einwandfreifehlerlos; Bücherei - Bibliothek; антонимов: TagNacht; helldunkel; lachenweinen; применение так называемых "цепочек слов", построенных по различным критериям, например: Reihe I: Januar – Februar – MärzApril - … temporales Kriterium; Reihe II: zehnzwanzigdreißig - … quantitatives Kriterium; Reihe III: stillleiselautohrenbetäubend - graduelles Kriterium; Vernetzung (verbinden, verknüpfen) – например с постановкой задачи – сгруппировать отдельные слова вокруг общего понятия (Oberbegriff), значение которого учащимся уже известно: Orangen und Äpfel sind Obst (Hierarchisierung); объяснение значения собирательного понятия (например, "Möbel") через известные составляющие (Tische und Stühle); Gleichungen – "ein Dutzend" = 12 Stück; "Neujahrstag" = der 1. Januar; "zwölf" = 12; Paraphrasen - "bunt": etwas hat mehrere Farben; "Paar": zwei Dinge, die zusammen gehören; раскрытие значения слова с использованием акустического или графического сходства слова изучаемого языка и родного языка, например,

akustisch

grafisch

deutsch                            englisch

deutsch                           englisch

Schuh                              shoe

Bier                                  beer

sauer                                 sour

Theater                           theatre

Katastrophe                    catastrophe

Natur                               nature

.

Контроль усвоения и понимания значения введенного лексического материала

Большинство вышеперечисленных приемов для раскрытия значения слов могут быть использованы также и для работы на этапе контроля усвоения значения введенного лексического материала. В приведенной ниже таблице указываются приемы контроля, которые можно применить в каждом конкретном случае:

Fragen und Aufgaben

Kontrollverfahren

1. Was ist eine Dachrinne

Definition

2. Welches Wort passt nicht in die Reihe?

Ohr – Nase – Fuß - Auge

ordnen

3. Besitzt du auch ein Fahrrad?

Entscheidungsfrage

4. Wie heißt Dreieck auf Dänisch?

Übersetzung

5. Setze das passende Wort ein.

Bei Rot darf man die Straße nicht …

kontextualisieren

6. Was ist das? (Lehrer zeigt einen Kamm)

nonverbal

7. Was ist das?

Man braucht sie, wenn man schlechte Augen hat.

Paraphrase

8. Wie viele Monate hat ein Jahr?

Gleichung

9. Was macht man aus Tabak?

Beispielsatz

10. Was gibt es alles auf dem Baumarkt?

Wortfeld

11. Was ist gleich oder ähnlich?

lautlos                            Anfang

Lüge                              riesig

Beginn                           Unwahrheit

sehr groß                        leise

Synonyme

12. Was mache ich? (Lehrer spielt "sich rasieren" vor.)

Gestik

13. Ergänze das fehlende Wort.

Meer und Schiff verhalten sich wie          

und Flugzeug.

Analogie

14. Wie heißt das Gegenteil?

gut         ein           Mensch

             ein           Gefühl

             ein            Tier

kontextuelle Synonyme

15. Wozu braucht man einen Zirkel?

Paraphrase

В настоящее время в методике преподавания иностранного языка уделяется большое значение использованию достижений других наук, таких например как психология и психолингвистика. В связи с этим необходимо упомянуть т.н. "Vernetztes Lernen", согласно которому при работе над словарем необходимо учитывать следующие процессы, происходящие в головном мозге человека в момент восприятия и "сортировки" поступающей извне информации – Assoziieren und Sortieren/Ordnen. Слова в голове человека представляют собой своего рода "Knoten", которые соединены между собой. Эти соединения представляют собой единую сеть. Слово в данной структуре является одновременно элементом разных подсистем: семантической, морфологической, синтаксической, фонетической. Чем лучше отдельное слово в этих системах интегрировано, тем легче его "вызвать" (вспомнить).

В методике, основываясь на вышесказанном, применяют ассоциограммы, например

Was fällt Ihnen zu dem Begriff "Wohnung" ein? Notieren Sie Ihre Assoziationen.

Mindmapping/Gedächtniskarte: этот методический прием можно использовать при одновременной работе над словарем и текстом. В тексте выбирается ключевое слово, каждый учащийся затем составляет свою индивидуальную схему взаимосвязей этого слова с информацией из текста. (Sieh FSE "Probleme der Wortschatzarbeit", S. 103, S.104).

Wortschatzkartei/Vokabelkartei: (Sieh FSE "Probleme der Wortschatzarbeit", S. 102)

Mnemotechniken(мнемотехнические приемы): mnemoGedächtnis: приемы с помощью которых преподаватель демонстрирует  учащимся, как можно легче запомнить информацию ("Eselsbrücken"): 753 – Rom kroch aus dem Ei ( Gründung Roms).

Merkverse: Dativ-Präpositionen: mit, nach, von, zu, aus, seit, bei – bestimmen stets den Fall Nummer drei; -chen und –lein machen alles klein.

Die Schlüsselwortmethode (keyword method): слово из изучаемого иностранного языка "связывается" со словом из родного языка, которое имеет сходное с ним звучание, например чешск. spati – dt. spät:schlafen gehen = schlafen;

Die Loci-Methode (loci – Plätze/Orte): этот прием связан непосредственно с образным мышлением (Sieh FSE "Probleme der Wortschatzarbeit", S. 100)

Die Geschichtentechnik: (Sieh FSE "Probleme der Wortschatzarbeit", S.100)

Akronyme (Kennwörter): WOLKE (Wasser, Öl, Licht, Kraftstoff/Benzin, Elektrik)

Wörter im Raum: учащиеся пишут на отдельных карточках слова, которые необходимо запомнить и прикрепляют их в своей комнате/квартире на местах, где они бы бросались в глаза.

Wörter interessant machen: (Sieh FSE "Probleme der Wortschatzarbeit", 105)


Wohnung



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
19204. Работа с прессой 31 KB
  Предоставление материалов для печати, на основе которых затем журналистами готовятся сообщения, репортажи, статьи, очерки; ответы на запросы прессы и предоставление комплексных информационных услуг (возможности для журналистов по сбору и технической обработке исходной информации), мониторинг - отслеживание, анализ и оценка сообщений печати, радио и телевидения. Принятие мер, при необходимости, по исправлению ошибок в сообщениях и выступление с опровержениями.
3933. Работа с массивами в PHP 8.92 KB
  Вставка удаление и замена элементов в массиве Функция rry_push добавляет один или несколько элементов в конец массива а функция rry_pop удаляет последний элемент массива. Функция rry_splice удаляет length элементов массива начиная со смещения offset и если задан третий параметр заменяет удаленные элементы элементами массива replcement если параметр length не задан удаляются элементы до конца массива. Функция rry_unique удаляет из массива повторяющиеся значения оставляя только одно из них. Функция rry_merge сливает...
3696. Работа с макроскопическими препаратами 4.7 KB
  Форма органа сохранена или нет если нет в чем выражена деформация. Размеры органа увеличен уменьшен примерно во сколько раз. Цвет органа с поверхности.
6343. ЭНЕРГИЯ, РАБОТА, МОЩНОСТЬ 59.23 KB
  Понятия энергии и работы широко используются в повседневной жизни. Известно что работа совершается за счет запаса энергии и наоборот совершая работу можно увеличить запас энергии в каком-либо устройстве. Например совершая работу при заводе часов мы создаем запас энергии в пружине за счет которого затем идут часы. Понятие энергии связывает воедино все явления природы.
14838. Работа с цветом в CorelDraw 360.59 KB
  Работа с цветом в CorelDrw Тема: Работа с цветом в CorelDrw Цель лекционного занятия: изучить способы выбора цвета и способов заливки фона и объектов в CorelDrw. Дополнительные возможности заливки. Основные инструменты интерактивной заливки. Однородная заливка Простейшим способом заливки объекта является использование палитры расположенной в правой части окна CorelDRW.
3934. Работа с датами и временем в PHP 8.11 KB
  Основным временным данным, используемым в PHP, является время в секундах, прошедшее с начала 1 января 1970 года. Это временное данное называется в PHP меткой времени (timestamp).
3936. Работа с файловой системой в PHP 9.24 KB
  Каждый файл, кроме имени и содержания, имеет набор параметров, определяющих его характеристики (время создания, идентификатор владельца, число ссылок на данный файл в файловой системе и т. п.). Приведенные ниже функции обеспечивают доступ к этой информации
17402. Племенная работа в собаководстве 16.13 KB
  Идеология племенной работы в FCI заключается в том что разведение собак должно быть основано на долгосрочных целях и обоснованных основополагающих принципах. В нем в частности указано: племенная деятельность осуществляется только с использованием функционально и генетически здоровых психически крепких породистых собак; генетически здоровой считается породистая собака в том случае если она передает по наследству стандартные отличительные качества породный тип и типичное для породы поведение но при этом не...
4455. Работа с объектами в Word 82.51 KB
  Для запуска редактора формул следует выполнить команду Формула (лента Вставка). При этом появляется панель Конструктор – Работа с формулами, а на рабочем листе появляется «Место для формулы».
14839. Работа с текстом в CorelDraw 184.46 KB
  Изменение расположения символов текста Виды текста В Corel Drw существует два вида текста художественный и простой. Художественный текст можно модифицировать как любой графический объект при этом он не перестает быть текстом даже после применения эффектов. Однако...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.