Понятие о педагогике как науке

Объект предмет задачи функции методы педагогики. Основные категории педагогики: образование воспитание обучение педагогическая деятельность педагогическое взаимодействие педагогическая технология педагогическая задача. Основными категориями педагогики являются: развитие воспитание образование обучение. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

2015-05-02

14.84 KB

20 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.)

1 вопрос: Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.

2 вопрос: Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

3 вопрос: Образование как общечеловеческая ценность.

4 вопрос: Образование  как социокультурный феномен и педагогический процесс.

5 вопрос: Образовательная система России.

1 вопрос:

Что такое педагогика?

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» («пейда» - ребенок, «гогес» - вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с греческого — детовождение. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. В настоящее время педагогика – это наука, изучающая закономерность развития, воспитания, образования и обучения.

Развитие человека это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

- описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

- диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

- прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

- проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

- преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

- рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Педагогическая наука, как и другие науки, имеет следующие функции (задачи): объяснительную, преобразовательную, прогностическую. Объяснительная функция состоит в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему так или иначе протекают процессы воспитания. Иначе говоря, основная задача педагогики - открывать новое, до этого неизвестное знание. Результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции - все это дают фундаментальные педагогические исследования.
      Вторая функция науки преобразовательная, прикладная, практическая: на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика. Ученые считают, что результатом исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть пооперационные описания процессов воспитания/обучения, рассчитанных на получение заданного результата. Как в физике открытие закона ведет к изобретению машины, так в педагогике объяснение явления, теория ведет к созданию педагогических систем, методик, технологий обучения, учебных средств, учебников. Выполняя эти задачи, педагогика носит нормативный, регулятивный характер.
      Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности. Открытие программированного обучения, создание ЭВМ и сложных средств коммуникации привело ученых к мысли, что школа будущего будет иной или вообще отомрет: учащиеся будут учиться с помощью телекоммуникационных средств дома или в специальных центрах. Возникла даже отрасль науки о предвидении развития ПС - педагогическая футурология.
      Результатами педагогического исследования являются теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они бывают представлены в разных формах: докладах, статьях, книгах, учебных пособиях, обучающих программах. и пр.

2 вопрос: 



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5781. Использование сказок о животных в педагогике 68.26 KB
  Сказки о животных очень древний вид народного эпоса. например в сказке о хитрой науке; исключение составляют сказки включающие образы благодарных животных среди них есть и волк и лиса и щука и многие другие и все они верно служат сказочному герою: не только спасают его от грозящей беды но даже воскрешают его спрыскивая мертвой и живой водой когда он лежит в темном лесе чистом поле убитый родными братьями. Одним из наиболее подходящих инструментов для подобного...
10342. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ 101.44 KB
  Что такое смысл . Что такое смысл Человек в поисках смысла. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Какие условия влияют на изменение идеалов в различные исторические эпохи Существует ли связь между уровнем развития цивилизации и требованиями предъявляемыми обществом к личности нормам ее поведения Каким образом моральные и нравственные ценности общества влияют на воспитание подрастающего поколения в различные исторические периоды Каковы принципы формирования идеала в обществе Каким вы видите идеал в психологии и...
11252. Проблемы личной одаренности в зарубежной и отечественной педагогике 7.58 KB
  В ходе социализации устанавливаются специфические отношения между творческой личностью и социальной средой: дискриминация в школе изза ориентации обучения на средние оценки унификации программ жесткой регламентации поведения; учителя оценивают креативов как выскочек демонстративных истеричных упрямых и т..
4722. КОММУНИКАЦИЯ В НАУКЕ 15.49 KB
  Научная коммуникация – это совокупность видов и форм профессионального общения в научном сообществе, а также передачи информации от одного его компонента к другому.
9879. Проблемы сна и сновидений в науке 34.75 KB
  Физиологические основы сна. Изучая явления происходящие в организме во время сна было установлено его благотворное влияние. Экспериментально был доказано что во время сна организм не замирает а восстанавливается после длительного бодрствования.
4740. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ 24.94 KB
  Проблема сущности и бытия человека – одна из “вечных проблем” философии. Интерес к этой проблеме, всегда повышенный, особенно обостряется в критические, переломные периоды истории. Человек задается вопросом: какова вообще природа человека, в чем его предназначение
8902. Проблема сознания в философии и науке 14.44 KB
  Сознание как высшая форма отражения действительности: понятие отражения основные черты отражения эволюция форм отражения в живой неживой природе. Структура сознания самосознание и его формы. Категория сознание является противоположной категории материя. В истории философии само понятие сознание стало употребляться примерно с XVIII века когда стала изучаться физиология мозга.
19389. Концепции электорального поведения в отечественной науке 39.56 KB
  Вместе с тем преимущественно мобилизационный характер электорального поведения россиян оборачивается тем что в периоды между выборами наступает все более сильный спад политического интереса размывание политических позиций так или иначе проявленных на выборах и все это - на фоне нарастающего негативизма в отношении деятельности как избранных представительных институтов власти так и других ее ветвей. Но стоит взглянуть на массив этой литературы повнимательнее как становится ясно что такое ее многообразие лишь кажущееся. Последние выборы...
9723. Вопросы методологии научных исследований в юридической науке 37.48 KB
  Cтановление современной юридической науки принято рассматривать главным образом как возникновение и движение правовых идей в рамках развития философии права как историю правовых учений. Юридическая наука как относящаяся к общественным область человеческой деятельности изучающей государство и право как самостоятельные но органически взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества. Одной из причин данной негативной тенденции является отсутствие представлений о методологическом инструментарии и следовательно непонимание...
16161. А судьи кто или индекс интеллектуального влияния в экономической науке 20.68 KB
  Для проверки репрезентативности и адекватности РИНЦ нами был разработан Индекс интеллектуального влияния в экономической науке. Кроме проверки состоятельности РИНЦ в области экономических наук Индекс интеллектуального влияния дает возможность определить методологические основы исследований докторантов а также выявить направления экономической мысли на которых базируются экономические исследования.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.