Экономический и правовой механизмы антикризисного управления

Закон определяет несостоятельность как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей обладают: должник конкурсный кредитор уполномочены органы определенные статьей Федерального закона органы. При рассмотрении дела о банкротстве должника –...

2015-05-02

20.24 KB

9 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 2. Экономический и правовой механизмы антикризисного управления 

4.1. Наблюдение

4.2. Финансовое оздоровление

4.3. Внешнее управление

4.4. Конкурсное производство

4.5. Мировое соглашение 

4.6. Банкротство индивидуальных предпринимателей 

4.7. Упрощенные процедуры банкротства 

4.8. Банкротство финансовых и кредитных организаций 

Выбор методов и процедур антикризисного управления осуществляется на основе:

– анализа финансово-экономического состояния и диагностики причин неплатежеспособности;

– планирования финансового оздоровления;

- регулирования и контроля антикризисных процедур.

Диагностика финансово-экономического состояния предприятия позволяет определить общие, типовые и индивидуальные причины его попадания в зону неплатежеспособности.

К общим причинам неплатежеспособности российских предприятий можно отнести следующие:

1) низкая конкурентоспособность продукции предприятий, которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и в высоких ценах;

2) несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной продукции;

3) низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями;

4) дебиторская задолженность государства за заказанную, но неоплаченную продукцию. Она становится не только изъятым из оборота капиталом, но и навязанным предприятию имуществом, которое превращается в объект складирования, охраны и составляет значительную долю в налоге на имущество;

5) расходы по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося на предприятии, которые являются большой нагрузкой на финансовый организм предприятия;

6) задолженность предприятий перед организациями-монополистами, продающими электроэнергию, газ, тепло и воду;

7) неиспользуемые производственные, административные и бытовые помещения, которые освободились из-за сокращения производства и также превратились в финансовую нагрузку.

Экономический механизм антикризисного управления состоит из следующих основных элементов (подсистем):

1. Диагностика финансового состояния предприятия.

2. Оценка бизнеса предприятия.

3. Маркетинг.

4. Организационно-производственный менеджмент.

5. Управление персоналом.

6. Финансовый менеджмент.

7. Антикризисная инвестиционная политика.

8. Антикризисное бизнес-планирование.

9. Организация ликвидации предприятия.

Правовые механизмы антикризисного управления определяются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Федеральный закон). Закон определяет несостоятельность как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику – гражданину – не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства (установлены статьей 3 Федерального закона).

Признаком банкротства гражданина считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Признаком банкротства для юридического лица является неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей, обладают: должник, конкурсный кредитор, уполномочены органы, определенные статьей 2 Федерального закона органы.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства (ст. 27):

- наблюдение (управление предприятием осуществляется временным управляющим);

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление (управление предприятием осуществляется внешним управляющим);

- конкурсное производство (управление предприятием осуществляется конкурсным управляющим);

- мировое соглашение.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд может принять решения (ст. 52):

- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- решение об отказе в признании должника банкротом;

- определение о введении финансового оздоровления;

- определение о введении внешнего управления;

- определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

- определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

- определение об утверждении мирового соглашения.

Законом предусмотрены меры по предупреждению банкротства организаций (гл. II, ст. 31): процедура досудебной санации – учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства, должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

4.1. Наблюдение

Если, несмотря на проведение санации, заявление о признании должника банкротом было принято судом, то в течение недели вводится процедура «наблюдение», которая может длиться до трех, а иногда до пяти месяцев.

Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требования кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение является подготовительной процедурой. Прежде чем ликвидировать или оздоровить предприятие, дается время на сбор необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния. На основании данных, собранных на стадии наблюдения, принимается решение о дальнейшей судьбе должника. Срок рассмотрения дела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев. При наблюдении руководство предприятием – должником осуществляется руководителем предприятия под контролем временного управляющего. В течение наблюдения (ст. 63 «Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения») требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а выявляются для предъявления через собрание кредиторов. Это дает возможность должнику работать, невзирая на долги, и оценить целесообразность продолжения деятельности либо целесообразность ликвидации.

Исполнение документов по имущественным взысканиям приостанавливается, снимаются аресты на имущество, за исключением исполнения документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, морального вреда.

В ходе наблюдения невозможны также следующие действия (ст. 64): ликвидация, реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов, невозможен выпуск ценных бумаг, выход из состава участников, выплата дивидендов.

Основными направлениями деятельности временного управляющего являются:

- контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности имущества неплатежеспособного предприятия);

- изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности оздоровления или ликвидации, сбор информации о кредиторах.

Права и обязанности временного управляющего описаны в статьях 66 и 67 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Одной из его обязанностей является установление требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Цель собрания – определение кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий сообщает кредиторам на собрании результаты анализа финансового состояния должника и перспектив (возможности или невозможности) восстановления платежеспособности. Выводы управляющего носят рекомендательный характер.

На основании решения первого собрания кредиторов и руководствуясь Законом о банкротстве, арбитражный суд выносит следующие решения: -

о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей должника, собственника имущества должника или третьих лиц, при условии достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;

- о введении внешнего управления, при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, но есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, при наличии признаков банкротства и отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления. Наблюдение прекращается с даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом или утверждения мирового соглашения.

4.2. Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая к должнику в деле о банкротстве в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Исполнение должником обязательств может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством. Лица, предоставившие обеспечение несут ответственность за неисполнение должником обязательств в пределах стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения. Для проведения финансового оздоровления арбитражным судом назначается административный управляющий. Права и обязанности административного управляющего перечислены в статье 83 Федерального закона.

Одной из основных его обязанностей является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Таким графиком должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления. К кредиторам первой очереди относятся кредиторы, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда.

Требования кредиторов второй очереди – это требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений по авторским договорам. Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления (ст. 88) должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

К отчету прилагаются следующие документы: баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках должника, документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Арбитражный суд после получения заключения арбитражного управляющего и возможных жалоб кредиторов принимает одно из следующих решений (ст. 92):

- определение о прекращение производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства – в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

4.3. Внешнее управление

Внешнее управление – процедура, применяемая к должнику в деле о банкротстве в целях восстановления его платежеспособности. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. 

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

Последствиями введения внешнего управления являются (ст. 94):

- отстранение руководителя должника от должности, управление делами должника возлагаются на внешнего управляющего;

- прекращение полномочий органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему;

- отмена ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов;

- введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Мораторий позволяет в течение срока проведения внешнего управления использовать суммы, предназначенные для уплаты долгов, на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника. Действие моратория распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки, наступления которых наступили до введения внешнего управления. Мораторий не распространяется на требования кредиторов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом. В отличие от административного и временного управляющего внешний управляющий полностью заменяет собой руководителя. Права и обязанности внешнего управляющего перечислены в статье 99 Федерального закона. Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства. Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности (ст.109):

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;

- уступка прав требований должника;

- исполнение обязательств должника собственником имущества должника ─ унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьими лицами;

- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников или третьих лиц;

- размещение дополнительных обыкновенных акций должника; - продажа предприятия должника;

- замещение активов должника;

- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Внешний управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов свой отчет. Отчет содержит: баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника; расшифровку оставшейся дебиторской задолженности и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника; сведения об удовлетворении требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов; иные сведения о возможности погашения кредиторской задолженности.

По результатам отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- о заключении мирового соглашения.

Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.

В случае если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.

В случае, если суд принял решение об открытии конкурсного производства, арбитражным судом утверждается конкурсный управляющий.

4.4. Конкурсное производство

Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмеренного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев и может продлеваться не более чем на шесть месяцев. С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

- срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей считается наступившим;

- прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей; сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;

- снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжением имущества должника;

- все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности;

- органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника, также прекращаются полномочия собственника имущества должника ─ унитарного предприятия.

Права и обязанности конкурсного управляющего определяются статьей 129 Федерального закона. Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства составляет конкурсную массу.

В составе имущества отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога. В конкурсную массу не входит:

- имущество, изъятое из оборота;

- имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

- социально значимые объекты (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения) продаются путем проведения торгов в форме конкурса в таком же порядке, как и остальное имущество.

Обязательным условием такого конкурса является обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевыми назначениями. Средства от продажи включаются в конкурсную массу. Статья 134 Закона о банкротстве определяет очередность удовлетворения требований кредиторов. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

В случае, если прекращение деятельности должника может повлечь за собой техногенные или экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди  погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей последовательности:

- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему;

- во вторую очередь удовлетворяются требования по оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам;

- в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования по остальным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящимся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь производятся расчеты по требованию граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена и у должника есть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, то арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и перехода к внешнему управлению.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным.

4.5. Мировое соглашение 

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение. Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Утверждение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В случае утверждения мирового соглашения в ходе финансового оздоровления прекращается исполнение графика погашения задолженности. В случае утверждения мирового соглашения в ходе внешнего управления прекращается действие моратория на удовлетворение требований кредиторов. В случае утверждения мирового соглашения в ходе конкурсного производства конкурсное производство не подлежит дальнейшему исполнению.

Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Мировое соглашение может быть расторгнуто по решению арбитражного суда в случае неисполнением должником условий мирового соглашения в отношении не менее одной четвертой требований кредиторов.

4.6. Банкротство индивидуальных предпринимателей 

Банкротство индивидуальных предпринимателей регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 25) и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (глава X, §2). Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При осуществлении процедуры признания банкротом индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в порядке и в очередности, предусмотренными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом.

Сохраняются требования личного характера и требования граждан, перед которыми лицо, признанное банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

4.7. Упрощенные процедуры банкротства 

Упрощенные процедуры банкротства применяются в отношении отсутствующего или ликвидируемого должника. В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано: - по решению его участников (учредителей) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; - по решению суда.

Основанием для добровольной ликвидации является:

- достижение целей, для которых создавалось юридическое лицо, или невозможность их достижения;

- истечение сроков, на который создавалось юридическое лицо;

- отсутствие целесообразности существования предприятия;

- признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано, если суд установит следующие факты: - организация осуществляла деятельность без лицензии; - организация осуществляла деятельность, запрещенную законом; - со стороны организации имели место нарушения закона; - организация – религиозное объединение или фонд – осуществляла деятельность, противоречащую ее целям; - вследствие признания банкротом.

В случае, если стоимость имущества должника (юридического лица), в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве). Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

В случаях если гражданин – должник или руководитель должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление к отсутствующему должнику не применяются.

 

4.8. Банкротство финансовых и кредитных организаций 

Банкротство финансовых организаций регламентируется главой IX § 4 Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)). В соответствии со статьей 180 под финансовыми организациями понимаются:

1) кредитные организации;

2) страховые организации;

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

6) клиринговые организации;

7) товарные и валютные биржи;

8) кредитные потребительские кооперативы (далее - кредитные кооперативы).

К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, положения § 4, за исключением положений статей 181 и 182 Федерального закона, не применяются. Основания для признания кредитной организации банкротом определяются Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее по тексту – Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).

Заявление о признании кредитной организации банкротом33 принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Под несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить денежные требования кредиторов или исполнить обязательные платежи.

Под обязанностью кредитной организации исполнять обязательные платежи понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика исполнять обязательные платежи в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также обязанность кредитной организации исполнять поручения (распоряжения) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» кредитная организация считается не способной удовлетворить денежные требования кредиторов или исполнить обязательные платежи, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения и/или если после отзыва у кредитной организации лицензии стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами или обязанности исполнить обязательные платежи.

В статье 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организация» определены меры предупреждения банкротства кредитных организаций: 1) финансовое оздоровление; 2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее – временная администрация), за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций; 3) реорганизация. Меры предупреждения банкротства осуществляются при возникновении оснований, установленных в статье 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организация». Банк России в соответствии с порядком, установленным в нормативных актах Банка России, в случае возникновения оснований, вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер с целью ее финансового оздоровления, реорганизации, а также назначить временную администрацию.

По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений: - о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства; - об отказе в признании кредитной организации банкротом. Статьей 183.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 34 предусмотрены меры по предупреждению банкротства финансовой организации:

1) оказание финансовой помощи финансовой организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

2) изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации;

3) увеличение размера уставного капитала финансовой организации и величины ее средств (капитала);

4) реорганизация финансовой организации;

5) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации меры.

В статье 182.2 перечислены основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации

1) неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. При этом под таким отказом понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение десяти рабочих дней со дня возникновения обязанности удовлетворения таких требований, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

2) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше десяти рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;

3) недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил.

В случае возникновения перечисленных оснований финансовая организация в течение пятнадцати дней с даты их возникновения обязана направить в контрольный орган уведомление об этом с приложением плана восстановления ее платежеспособности, если при этом отсутствуют признаки банкротства финансовой организации.

В течение тридцати рабочих дней с даты получения плана восстановления платежеспособности финансовой организации по результатам его анализа контрольный орган принимает решение о назначении временной администрации финансовой организации или о нецелесообразности такого назначения.

Под временной администрацией финансовой организации понимается специальный временный орган управления финансовой организации, назначенный контрольным органом. Целями назначения временной администрации являются восстановление платежеспособности финансовой организации и (или) обеспечение сохранности имущества финансовой организации. Задачами временной администрации являются:

1) применение мер по предупреждению банкротства финансовой организации и (или) контроль за применением таких мер;

2) устранение оснований приостановления или ограничения действия лицензии финансовой организации. Временная администрация назначается на срок от трех до шести месяцев. Временная администрация проводит анализ финансового состояния финансовой организации и не позднее чем через сорок пять дней с даты ее назначения представляет в контрольный орган заключение о финансовом состоянии финансовой организации. В течение десяти рабочих дней с даты получения заключения о финансовом состоянии финансовой организации контрольный орган принимает одно из следующих решений:

1) об обращении временной администрации в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом;

2) о проверке временной администрацией обеспечения исполнения обязательств финансовой организации и последующей подготовке мер по предупреждению ее банкротства при поступлении в контрольный орган документов об обеспечении участниками финансовой организации или иными лицами исполнения обязательств финансовой организации.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16968. Организационно-экономический инструментарий антикризисного управления территориально-производственными комплексами 17.29 KB
  Его важной особенностью является то что наиболее серьезные проблемы наблюдаются в тех регионах которые испытывали экономический бум тогда как депрессивные регионы почти не чувствуют изменений1. Главным образом они связаны с тем что важнейшей проблемой большинства современных отечественных промышленных предприятий функционирующих на кризисных территориях да и не только является недостаточный уровень их конкурентоспособности неустойчивость осуществляемых на предприятиях бизнес-процессов а также недостаточная разработанность...
19372. Особенности корпоративного антикризисного управления 38.42 KB
  Методы диагностики кризиса в организации включают: мониторинг внешней среды и системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы аудит финансового состояния анализ кредитной политики и задолженности компании определение рисков оценку текущего состояния организации и прогнозирование ее возможных состояний в будущем. Кризисное финансовое положение характеризует предприятие на грани банкротства просроченные кредиторская и дебиторская задолженности которого не могут быть погашены в срок. Показатели...
1303. Разработка модели антикризисного управления 272.29 KB
  Разработка модели антикризисного управления При разработке предлагаемой модели антикризисного управления торговой организацией использован экономический механизм антикризисного управления который может быть наглядно представлен в виде...
10215. Реструктуризация организаций в процессе антикризисного управления 45.43 KB
  Разработка программы реструктуризации предприятия. Необходимость реструктуризации предприятия возникает как правило в трех ситуациях: предприятие находится в кризисе; текущее состояние предприятия удовлетворительное однако прогнозы его деятельности неблагоприятны: падение конкурентоспособности отклонение фактического состояния от запланированного; здесь реструктуризация реакция на негативные изменения пока они еще не стали необратимыми; благополучные и быстро растущие предприятия наращивающие отрыв...
19991. Методика антикризисного управления предприятием в Казахстане 402.41 KB
  Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются анализ финансового состояния предприятия и его прогноз на предстоящий период своевременное обнаружение причин и основных факторов способствующих развитию кризисных ситуаций мониторинг внешней и внутренней среды предприятия и прогноз ее развития. В целях своевременной диагностики банковского кризиса прежде всего осуществляется мониторинг внешних и внутренних условий деятельности предприятия выявление анализ и прогнозирование. Антикризисное...
16490. Объективные основы антикризисного управления предприятиями агропромышленного комплекса 116.15 KB
  Согласно определению приведенному в Экономической энциклопедии под редакцией Л. Наиболее наглядно появление и течение кризиса в экономической системе вообще и на предприятии в частности показывает модель Жизненного цикла предприятия. Теория жизненного цикла будь то жизненный цикл товара или конкурентного преимущества фирмы или жизненный цикл предприятия в той или иной степени рассматривалась всеми авторами работающими в научной сфере экономики...
17118. ОЦЕНКА ВНУТРЕННЕЙ СТОИМОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 48.71 KB
  Наличие значительного количества научных публикаций по вопросам оценки стоимости банков, поиску решений по управлению факторами кризисов и формированию систем антикризисного управления не решает проблему одновременного обеспечения роста стоимости и предотвращения кризисных ситуаций внутри кредитных организаций как экономических систем.
15025. Правовой нигилизм и правовой идеализм как факторы, замедляющие развитие гражданского общества в России, и задачи правовой культуры в их преодолении 465.78 KB
  Правовая действительность диктует необходимость обсуждения просчетов в политике государства для дальнейшего совершенствования правового сознания россиян и определения социально-психологических причин возникновения в обществе феномена правового нигилизма. Надо сказать, что внедрение правового нигилизма в правосознание молодых россиян ставит вообще под сомнение идею реализации правового государства в России.
5326. Механизмы управления платежеспособностью предприятия 104.49 KB
  Возникновение и развитие в России рыночных отношений формирование товарных финансовых рынков и конкуренции предъявило новые жесткие требования к предприятиям что вызвало потребность в изменении механизмов их функционирования. Платежеспособность отражает способность предприятия платить по своим долгам и обязательствам в данный конкретный период времени. На основе анализа определяются потенциальные возможности предприятия и тенденции для покрытия долга разрабатываются мероприятия по...
17100. Организационно-экономический подход к оптимизации системы управления некоммерческими организациями здравоохранения 578.48 KB
  Формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными финансами требует изменения сложившейся системы обеспечения функционирования государственных и муниципальных организаций перехода от затратной модели к ориентированной на результат под которым следует понимать совокупность эффектов – экономического организационного социального медицинского для организаций здравоохранения. Данный вектор развития бюджетной политики страны оказывает значительное влияние на социально значимые отрасли национальной экономики в...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.