Предмет социальной психологии. Методы социально-психологических исследований

Предмет социальной психологии. Вопросы лекции: Основные этапы истории социальной психологии. Взгляды на предмет социальной психологии в некоторых психологических теориях 3. Предмет структура и задачи современной социальной психологии.

2015-05-02

33.4 KB

3 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


И.В. Сильченко

ТЕМА 1. Предмет социальной психологии. Методы социально-психологических исследований.

Вопросы лекции:

  1.  Основные этапы истории социальной психологии.

2. Взгляды на предмет социальной психологии в некоторых психологических теориях

3. Предмет, структура и задачи современной социальной психологии.

4. Методы социально-психологических исследований.

1. Основные этапы истории социальной психологии

Для четкого представления о сущности социальной психологии как науки следует рассмотреть историю развития социально-психологической мысли.

Социальную психологию можно считать одной из самых древних областей знаний. Как только люди начали объединяться в первобытные сообщества (семьи, роды, племена), возникла необходимость во взаимопонимании, в умении строить и регулировать отношения внутри сообществ и между ними. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, выступавшие в роли регуляторов общественной жизни людей. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях и определили содержание донаучного этапа развития социальной психологии. На этом этапе социально-психологические знания, воззрения и их практическое применение были слиты и составляли единое целое.

В процессе развития человеческой мысли и практики большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских воззрений. Этот этап формирования социально-психологических знаний условно обозначают как философский. Для мыслителей античного времени, было обычным стремление строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом.  Так, Платон (V в. до н. э.) видел единые начала для души и общества-государства. Разумное у человека — совещательное у государства (представленное правителями и философами); «яростное» в душе (на современном языке — эмоции) — защитное у государства (представленное воинами); «вожделеющее» в душе (то есть потребности) — земледельцы, ремесленники и торговцы в государстве. Три исходных начала у Платона вполне оправданно могут породить ассоциацию с современными представлениями о трех компонентах социальной установки — когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом.

Аристотель (IV в. до н. э.) в качестве основной категории в системе своих взглядов выделил, как мы сказали бы сегодня, понятие «общение», полагая, что это инстинктивное свойство человека, составляющее необходимое условие его существования. Правда, общение у Аристотеля имело более широкое содержание по сравнению с этим понятием в современной психологии. Оно означало потребность человека жить в сообществе с другими людьми. Поэтому первичной формой общения для Аристотеля была семья, а высшей формой — государство. Идеи Аристотеля перекликаются с современной концепцией потребности людей в социальной идентификации и категоризации (X. Тэжфел,  Д. Тернер и др.) или с современными представлениями о роли феномена «совместности» в жизнедеятельности групп (А. Л. Журавлев и др.).

Социально-психологические воззрения этого этапа эволюции науки Г. Олпорт (1968) объединил в большую группу концепций, которые назвал простыми теориями с «суверенным» фактором. Для них характерна тенденция найти простое объяснение всем сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то один главный, определяющий, а потому и суверенный фактор. Ряд таких концепций берут свое начало от философии гедонизма Эпикура (IV-III в. до н.э.) и находят отражение во взглядах Т. Гоббса (XVII в.), А. Смита (XVIII в.), Дж. Бентама (XVIII-XIX в.) и др. Суверенным фактором в их теориях было избрано стремление людей получить как можно больше удовольствия (или счастья) и избежать боли. Правда, у Гоббса этот фактор опосредствовался другим — стремлением к власти. Но власть была нужна людям лишь для того, чтобы иметь возможность получать максимум удовольствия. Отсюда Гоббс  сформулировал известный тезис о том, что жизнь общества есть «война всех против всех» и лишь инстинкт самосохранения рода в сочетании с разумом человека позволил людям придти к каким-то соглашениям относительно способов распределения власти. Идеи психологии гедонизма находят свое место и в более поздних социально-психологических концепциях: у 3. Фрейда это «принцип удовольствия», у А. Адлера и Г. Лассуэла — стремление к власти как способ компенсации чувства неполноценности; у бихевиористов — принцип позитивного и негативного подкрепления.

Основу других простых теорий с суверенным фактором составляет симпатия. А. Смит (1759) полагал, что несмотря на эгоистичность человека есть какие-то принципы в его природе, которые порождают у него интерес к благополучию других. Проблема симпатии и любви, а точнее говоря, доброжелательных начал в отношениях между людьми, занимала большое место в размышлениях теоретиков 18, 19 и даже 20 веков. Предлагались разные типы симпатии по признакам их проявления и характера. А. Смит выделял рефлекторную симпатию как непосредственное внутреннее переживание боли другого (при виде страданий другого человека) и интеллектуальную симпатию (как чувство радости или огорчения за события, которые происходили с близкими людьми).

Понятия «любовь» и «симпатия» нечасто встречаются в современных социально-психологических исследованиях. Но идея живет и на смену им пришли весьма актуальные сегодня понятия сплоченности, кооперации, совместимости, сработанности, альтруизма, социальной взаимопомощи и т. д.

Несмотря на то, что в лучших образцах философской мысли прослеживался живой интерес исследователей к социальному бытию человека и порождаемым им феноменам на уровне массового сознания и индивидуальной психики, в своей научной форме социальная психология не могла появиться раньше рубежа ХIХ – ХХ вв. – для этого требовалась совокупность определенных психологических, исторических, культурных предпосылок.

Успехи и потребности развития различных отраслей научного знания способствовали нарастанию интереса исследователей к вопросам социальной психологии.  Возник “социальный заказ” на новую науку, поскольку ее отсутствие стало сказываться на состоянии дел в других науках и различных сферах человеческой практики, а ресурсами наук-прародительниц – психологии и социологии – объяснены быть не могли.  Это связано, прежде всего, с 1) развитием языкознания; 2) накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии; 3) успехами и потребностями криминологии; 4) становлением массового производства и развитием городов.

Особую роль в возникновении социальной психологии как науки сыграли ряд теорий: психология народов В. Вундта, теория психологии масс Г. Лебона и теория инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла. Г. М. Андреева именует данный этап развития социальной психологии описательным, так как это название отражает важную особенность подходов того времени: по типу философских, литературных и прочих эссе они описывали социально-психологические явления, содержали умозрительные, общие оценки и прогнозы. Помимо этой особенности, существующие теории сближала проблематика: массовидные явления, большие социальные группы  людей, механизмы массового воздействия.

1. Психология народов  как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1899). В 1859 г. был основан журнал  «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории – народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии познать психологическую сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа. В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832 –1920). В. Вундт различал психологию физиологическую и психологию народов (на современном языке – социальную). С точки зрения ученого,  физиологическая психология – это экспериментальная дисциплина, но эксперимент не пригоден для изучения высших психических функций – речи и мышления. В психологии народов, считал он,  должны применяться другие методы – анализ продуктов культуры. Параллельно Вундт  занимался двумя важными психологическими проблемами: проблемой самопознания человека посредством внутреннего наблюдения за собственным сознанием (интроспекция) и проблемой влияния психологии народа на сознание конкретного индивида. Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях, и считал, что необходимо изучать те явления общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя из особенностей сознания только одного конкретного субъекта. Вундт выделил три основополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи. Язык, с его точки зрения, содержит в себе общую форму представлений, имеющихся у данного народа. Социально-психологическая роль мифов заключается в том, что они создаются всей культурой общества и поэтому определяют представления людей, формируют их установки, влияют на вкусы и мнения о том, что является хорошим и плохим. Обычаи представляют собой наиболее типичные способы поведения в стандартных социальных ситуациях у конкретного народа и выполняют регулирующую и контролирующую функции.

2. Психология масс родилась во Франции во второй половине 19 века. Истоки ее были заложены Г. Тардом в «Законах подражания» (1903), где он сформулировал целый ряд закономерностей подражательного поведения, а также Дж. Болдуином (1895), выделившим различные формы подражания. Идеи Тарда были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1831-1941). С точки зрения Лебона, типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание чувств над интеллектом (что приводит к подверженности разным влияниям), утрата личной ответственности      (ведет к отсутствию контроля над страстями). Главный вывод из этих наблюдений состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого может выполнять элита.

Идеи Лебона нашли понимание у З.Фрейда, который в своих работах по социальной психологии активно использовал положения психологии масс Г. Лебона. В целом, идея социального подражания, как основа поведения человека, оказалась достаточно жизнеспособной. Она приобрела новое и устойчивое звучание в теориях необихевиоризма, а затем – социобихевиоризма, рассматривающих подражание модели как основной путь социального научения (А. Бандура). В 80-х гг. ХХ в. идея подражания ярко заявлена в работах С. Московичи.

3. Теория инстинктов социального поведения была разработана в трудах английского психолога У. Мак-Дугалла (1871), переехавшего в 1920 г. в США. Автор данной теории оставил о себе память одним из первых учебников по социальной психологии “Введение в социальную психологию”, изданном в 1908 году, который является точкой отсчета в оформлении социальной психологии как самостоятельной науки. Основная идея теории У. Мак-Дугалла заключалась в том, что основу социального поведения человека составляют инстинкты – врожденные предрасположенности к определенным реакциям, которые у человека в процессе приобретения собственного опыта и окружающей среды преобразуются в определенные чувства. Выражением инстинкта борьбы являются ярость и страх, инстинкта приобретения - чувство собственности, стадный инстинкт сопряжен с потребностью в принадлежности к социальной группе (ему ученый придавал большое значение вследствие способности удерживать людей вместе) и т.п. Всего психолог перечислил 7 пар взаимосвязанных инстинктов и эмоций.

В своих трудах У. Мак-Дугалл предвосхитил многие идеи современной социальной психологии (например, трехкомпонентная структура инстинктов и чувств). А идея выделения самоуважения в качестве ведущего чувства, по мнению П. Н. Шихирева, легла в основу теории, возникшей в Европе уже в 60-70 гг. ХХ в. – эгогенетической теории Р. Харре.

Описательный период в развитии научной социальной психологии создал ряд крупных теорий, претендующих на объяснение социальной жизни человека  и общества в целом.  Был разработан ряд идей, так или иначе определивших направления научной мысли ХХ в. Социально-психологические феномены выделились в самостоятельный класс психических явлений (таких как, коллективный, народный дух, подражание, внушение, поведение толпы, исторические типы мышления и сознания).

На рубеже 19-20 вв. социальная психология еще переживала период становления как самостоятельной науки, поэтому многие ее проблемы находили отражение в социологических трудах  (например,  Э. Дюркгейма, остро ставившего вопросы влияния социальных факторов на психическую жизнь индивидов; Ч. Кули, разрабатывавшего проблему отношений между личностью и обществом).  

В 20-е годы XX в. оформляется научный этап развития социальной психологии. Его начало обычно связывают с работами В. Мёде (Германия) и Ф. Оллпорта (США). Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.

Таким образом, в истории становления социальной психологии определены три этапа: донаучный (социально-психологические знания, воззрения и их практическое применение составляли единое целое), философский (социально-психологические проблемы осознавались в рамках философских концепций), описательный (подходы этого этапа описывали по типу философских, литературных эссе социально-психологические явления, содержали общие оценки и прогнозы). К теориям описательного этапа относятся психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), психология масс (Г. Тард, Дж. Болдуин, С. Сигеле, Г. Лебон), теория инстинктов социального поведения (У. Мак-Дугалл, написавший первый учебник по социальной психологии «Введение в социальную психологию», изданный в 1908 г., который явился точкой отсчета в оформлении социальной психологии как самостоятельной науки). Начало оформления научного этапа в развитии социальной психологии пришлось на 20-е гг. ХХ века и связано с работами В. Мёде и Ф. Оллпорта.

2. Взгляды на предмет социальной психологии в некоторых психологических теориях

Научный этап развития социально-психологической науки характеризуется тем, что она стремился зарекомендовать себя в научном мире как «законная» естественнонаучная дисциплина. Это выразилось в акцентированном внимании к лабораторным экспериментам, очень осторожном отношении к любой теории, не имеющей убедительных опытных подтверждений, в направленности на решение практических задач.  В этот период возникли и оформились в самостоятельные течения как минимум четыре подхода к предмету социальной психологии. Каждый из них вторичен по отношению к общепсихологическим направлениям: бихевиоризму, когнитивизму, интеракционизму и неофрейдизму.

Бихевиоризм одним из первых обратился к социально-психологической проблематике. Его идеи наиболее соответствовали  идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. В рамках бихевиоризма разрабатывался ряд идей, которые и сегодня представляют несомненный интерес и ценность. Это проблемы социальной агрессии и ее возможных детерминант (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура), путей и методов социального научения (Э. Толмен, Б. Скиннер, А. Бандура), технологий межличностного взаимодействия и опосредующих его факторов (Г. Келли, Дж. Тибо, Дж. Хоманс). Бихевиоральная социальная психология создала свою практику активного обучения и групповой психотерапии (прежде всего это группы навыков и умений).

Бихевиоризм был ориентирован на модель «человека  реагирующего», по образному выражению П. Шихирева. В послевоенные годы явственно обозначается ряд существенных ограничений этой модели, связанных с игнорированием специфики мыслительной деятельности конкретного человека. Этим обусловлено появление когнитивистской модели «человека думающего», хотя социобихевиоризм и сегодня находит в научных кругах немалое количество сторонников.

 Когнитивизм - значительное явление в истории развития социальной психологии - возникает на основе гештальтпсихологии, существенно дополненной и развитой в работах К. Левина и Ф. Хайдера. Р. Абельсон сформулировал положение, которое в значительной степени отражает суть социально-психологических воззрений когнитивизма: «Мой вариант каждого человека заставляет рассматривать его в большей степени как Думателя, чем как Делателя». Таким образом, главный акцент сделан на когнитивные процессы, формирующие те или иные социальные реакции человека. В рамках когнитивизма развивались взгляды крупнейшего теоретика социальной психологии середины XX в. К. Левина. К. Левину современная социальная психология обязана очень многим: не просто идеями и конкретными данными, а целыми областями социально-психологического знания. Это учение о групповой динамике и конкретные исследования в области сплочения, развития, взаимодействия личности и группы, лидерства и руководства; это методология активного социально-психологического обучения и принятия эффективных групповых решений; это подходы к пониманию и разрешению внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и многое другое. Под воздействием его идей сформировался устойчивый социально-психологический взгляд на природу взаимосвязи человека и группы, личности и общества, взгляд с позиции динамической взаимосвязи и взаимозависимости. В рамках когнитивизма сформированы чрезвычайно распространенные сегодня представления о механизмах социального познания (С. Аш, Д. Креч и Р. Крачфилд), технологиях убеждающей коммуникации и межличностного взаимодействия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер).

Еще одним значимым теоретическим направлением, повлиявшим на развитие социально-психологического знания, является неофрейдизм. В его основе лежит ряд социально-психологических идей 3. Фрейда. Психоаналитическая социальная психология нашла свое выражение в различных теориях функционирования и развития группы, причем основной моделью выступала группа психотерапевтическая (Байон, У. Беннис и Г. Шепард), а также в представлениях о ведущих социальных мотивах поведения человека (У. Шутц, Т. Адорно).

Символический интеракционизм - течение научной социально-психологической мысли, берущее свое начало не в индивидуально-психологических, а в социологических представлениях о социальном поведении человека. Интеракционизм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении закономерностей социального процесса, который представляет собой интеракцию, взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации. Социальная ситуация есть не просто контекст, она - значимый фактор взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символические средства, прежде всего язык, человек интерпретирует, называет ситуацию. В зависимости от того, как он ее интерпретировал, назвал, разворачивается взаимодействие между людьми. Особая заслуга интеракционизма в том, что он выделил в качестве важнейших чисто человеческие, символические аспекты общения - речь, жест, мимическое выражение чувства и другие. Как квинтэссенция символического поведения человека рассматривается социальная роль  - устойчивая внешняя и внутренняя позиция одного человека в отношении другого или социальной системы в целом. В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего это теории ролевого поведения (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и др.) и референтной группы как источника личных норм и ценностей человека (Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли).

Научный период развития социальной психологии богат эмпирическими открытиями, методическими находками (разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических), реальными практическими результатами. Вместе с тем обозначилась и серьезная проблема: дальнейшее накопление лабораторного материала уже не способствовало формированию общей социально-психологической картины мира, она распадалась на отдельные фрагменты и эпизоды, которые к тому же не всегда имели место в реальной жизни людей. Освобождение от чар экспериментального подхода привело к кризису 1960-1970-х годов, когда было предложено много альтернативных вариантов развития социальной психологии. Главный эффект этого кризиса — либерализация социальной психологии и освобождение ее от искусственности лабораторного эксперимента. В последние годы много больше внимания уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, а также изучению социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.

Итак, предмет социальной психологии по-разному представлен в различных теориях. Бихевиоризм, сформировавший образ «человека реагирующего», особое внимание уделял проблемам социальной агрессии, межличностного взаимодействия и социального научения. Когнитивизм видит человека не столько «делателем», сколько «думателем», когнитивные процессы которого во многом определяют социальное поведение. Неофрейдизм фокусом своего изучения делает социальные мотивы поведения человека. Символический интеракционизм наиболее существенным среди других социально-психологических феноменов полагает взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации, которое строится с использованием символических средств (в первую очередь языка). В рамках различных теорий накоплен богатый эмпирический материал, который в последнее время пополняется результатами изучения социального поведения в естественных условиях с учетом социокультурных контекстов.

3. Предмет, структура и задачи современной социальной психологии

Специфику науки, возможность ее отделения от других наук определяет ее предмет. Краткий исторический экскурс показал, что нет общепринятого представления о предмете социальной психологии. Каждое психологическое направление по-своему решает вопрос о его содержании. В качестве такового рассматриваются поведение индивидов как функция социальных стимулов (Джонс, Джерард), зависимость и взаимозависимость между индивидуальными поведениями (Зайонц), символическое поведение людей (С. Московичи). Г. Олпорт, подводя некоторый итог развития американской социальной психологии в конце 60-х гг., видел цель этой дисциплины в объяснении того, как реальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивидов.

В настоящее время существуют различные взгляды на предмет современной социальной психологии. Автор одного из самых известных учебников по социальной психологии в качестве предмета этой науки выделяет совокупность явлений, определяющих то, «как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу» (Майерс, Д. Социалная психология. – СПб., 2009. С.9). Исходя из этого и учебный материал в данном пособии разделен на 3 части:

1 часть «Социальное мышление»: рассматриваются вопросы самовосприятия, восприятия других людей, природа и способы формирования убеждений и суждений; соотношение между поведением и установками.

2 часть «Социальное влияние»: представлены результаты исследования влияния культуры на человека, конформизма, влияние группы на человека, групповые процессы и др.

3 часть «Социальные отношения»: анализируются психологические основы предрассудков, агрессии, дружбы, любви, конформизма, конфликтного взаимодействия и другие вопросы отношений.

В отечественной науке, в силу долгого доминирования одной философской системы, картина не столь пестрая, но единства в понимании предмета социальной психологии также нет.

Предметом социальной психологии по Н. И. Шевандрину являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности людей включенных в социальные группы, а также психологические закономерности самих групп.

Б. Д. Парыгин считал, что предметом социальной психологии должны выступать социальная психология личности, социальная психология общностей и общения, социальные отношения, формы духовной деятельности. В. Н. Мясищев полагал, что социальная психология изучает психическую деятельность людей в группе под влиянием взаимодействия, особенности групп и психическую сторону процессов общества. (приводится по: Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. С. 16). Другие российские авторы обосновывали позиции, что предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экспериментальных условиях. (Социальная психология/; под редакцией Деркача А.А. М., ???).

Г. М. Андреева, один из ведущих российских специалистов в методологических вопросах социальной психологии, в результате длительной дискуссии между российскими философами, психологами и социологами, сформулировала следующее определение социальной психологии: «Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп».

Предмет социальной психологии определяет ее структуру. Основными разделами социальной психологии являются следующие:

1. Психология совместной деятельности и общения. В рамках данного раздела изучаются психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности. В данном случае совместная деятельность понимается как организованная система совместной активности индивидов, направленная на производство материальных и духовных объектов.

2. Социальная психология личности. В отличие от психологии личности, социальную психологию интересуют особенности проявления и формирования личности в различных общностях людей. Личность при этом рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением.

3. Психология межличностных отношений. Данный раздел социальной психологии посвящен анализу психологических характеристик взаимоотношений между субъектами (проявление симпатии/антипатии, совместимости, срабатываемости).

4. Психология социальных групп. Особое место в социальной психологии занимает проблема больших и малых групп. Исследователей интересуют процессы возникновения, функционирования и развития различных групповых общностей, особенности влияния группы на личность и др.

Социальная психология решает широкий спектр задач. Обозначим лишь некоторые из них, сгруппировав по трем областям: теоретической, сфере образования и социальной практики.

В области теории важнейшими задачами социальной психологии являются:

  •  разработка социально-психологических концепций, адекватных социальной действительности, позволяющих давать научное объяснение актуальных социально-психологических проблем и разрабатывать программы их разрешения;
  •  участие в комплексном изучении человека и социальных процессов;
  •  обобщение эмпирических данных и разных теорий, определение перспективных направлений развития социальной психологии и др.

В сфере образования выделяют следующие задачи:

  •  разработка практических рекомендаций по механизмам оптимальной социализации личности;
  •  повышение социально-психологической культуры (развитие навыков общения, взаимодействия, управления и т.д.);
  •  разработка и внедрение социально-психологических методик повышения качества обучения и личностного развития молодежи и др.

В социальной практике

  •  разработка социально-психологических методов позитивного влияния на личность и группу;
  •  повышение эффективности деятельности человека и группы в разных сферах в результате максимального использования социально-психологических механизмов;
  •  участие в разрешении актуальных социальных проблем человечества и др.

Решение указанных задач социальной психологии возможно благодаря использованию научно-психологических методов.

Завершая рассмотрение данного вопроса, отметим, что проблема предмета социальной психологии, как и любой другой науки, является наиболее существенной и наиболее сложной. Этим объясняется тот факт, что каждое психологическое направление по-своему решает вопрос о его содержании. Лаконично и емко Д. Майерс в качестве предмета социальной психологии обозначает совокупность явлений, определяющих то, «как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу». Основными разделами социальной психологии являются: психология совместной деятельности и общения; социальная психология личности; психология межличностных отношений; психология социальных групп. Свою необходимость социальная психология обнаруживает путем решения многочисленных значимых задач.

4. Методы социально-психологических исследований.

Социально-психологическая наука строится на основе проведения социально-психологических исследований.

Социально-психологическое исследованиевид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп. 

Любое социально-психологическое исследование нацелено на получение информации с помощью научных методов.

Психологические методы группируются по различным основаниям. Например, известна классификация Б. Г. Ананьева, в соответствии с которой выделяют организационные методы, эмпирические методы, методы обработки и интерпретационные методы. Также предлагается весь набор методов подразделять на две группы: методы сбора информации и ее обработки (Г. М. Андреева, 2000; В. А. Ядов, 1995).

Н. И. Шевандрин для системного решения задач социальной психологии считает целесообразным выделять семь групп методов (Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995. С. 28-31):

1. Методы феноменологизации и концептуализации. Данные методы позволяют осуществить предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации социально-психологических явлений. Выбор предмета исследования определяется социальными потребностями. Концептуализация предполагает соотнесение исследуемых процессов с имеющимися в социальной психологии теориями и концепциями.

2. Методы исследования и диагностики, которые также называют эмпирическими методами (методами сбора первичных данных).

Методы сбора первичных данных – совокупность приемов, процедур и операций, с помощью которых получают первичную информацию об изучаемых явлениях и осуществляют первичный анализ.

Традиционно к этой группе методов относят: наблюдение, эксперимент,  анализ документов, опрос, тест, эксперимент и др.  Некоторые из них, прежде всего эксперимент и тест, являются сквозными методами психологического исследования и выраженной социально-психологической специфики не имеют.

Наблюдение метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности).

Объектом наблюдения в социальной психологии являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. Выбранные характеристики поведения (единицы наблюдения) и их кодификаторы составляют так называемую «схему наблюдения».

Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования. Метод наблюдения осуществляется также в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных.

Основными недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, тренировки наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Он позволяет получить информацию о социально-психологическом явлении на основе манипулирования определенным фактором (называемым независимой переменной) с целью вызвать и зафиксировать изменения в изучаемом объекте (называемом зависимой переменной). В качестве специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Большинство экспериментов в социальной психологии было проведено в  лабораторных условиях. Выбор данного метода сбора информации обусловлен следующими достоинствами лабораторного эксперимента:

- при изучении психических процессов необходимо точное измерение,  которое можно осуществить только в лаборатории с использованием технических средств;

- эксперименты, проведенные в лаборатории, гораздо легче воспроизвести, а это важное условие для построения научных теорий в социальной психологии;

- лабораторный эксперимент позволяет осуществлять строгий контроль    всех случайных воздействий и в большей мере приблизиться к идеальному эксперименту.

Критикуют эксперимент прежде всего за его низкую экологическую валидность, т. е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Ограниченность лабораторного эксперимента связывают с проблемой репрезентативности. В эксперименте участвует ограниченное число испытуемых, но полученные выводы  обычно  распространяются на более широкую популяцию. В качестве недостатков лабораторного эксперимента отмечают также искусственность условий, влияние личностных особенностей экспериментатора и исследуемого. Однако, несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.

Анализа документовметод, позволяющий на основе документов реконструкцию тех или иных социальных явлений и их изменений, проводить сравнительный анализ документальных источников, выявлять центральную идею документа и многое другое.

Частным методом аналитической работы с документами  является  контент-анализ (дословно термин означает анализ содержания). Контент-анализ — это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не явном) содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов. Он находит широкое применение в социальной психологии, прежде всего – в работе с объемными, неструктурированными текстами (например, сочинения, свободные ответы на вопросы), видео- и киноматериалами. Основной недостаток метода заключается в сложности и трудоемкости процедуры и техники, требующей высокой квалификации кодировальщика и код-аналитиков.

Многие социально-психологические явления диагностируются при помощи метода опроса. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа: а) опрос «липом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.

Предпочтение типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако, недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.

Широкое используется в социальной психологии метод тестирования, предполагающий стандартизированное испытание, выполнение определенных заданий, по результатам которых судят об особенностях изучаемых процессов и объектов. Вот лишь некоторые области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.). Классификация тестов может быть по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплоченности и т. д.), по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений) (В. А. Ядов, 1995).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых.

Из наиболее известных тестов социально-психологической диагностики называют социометрический тест Дж. Морено (Я.Л. Коломинский, 1971),  тест интерперсональной диагностики Т. Лири (Л. Н. Собчик, 1981), шкалу совместимости В. Шутца (А. А Рукавишников, 1992), методику оценочной биполяризации Ф. Фидлера (И. П.  Волков, 1977) и др.

Среди тестов, используемых в социальной психологии, особое место занимают методики (шкалы) измерения социальных установок, являющиеся важным инструментом изучения и прогнозирования социального поведения личности. Наиболее известны следующие направления их применения: изучение общественного мнения, потребительского рынка, выбор эффективной рекламы, измерение отношения к труду, к другим людям, к политическим, социальным, экономическим проблемам и т. п. К наиболее известным шкалам измерения и построения установок относят - шкалы разных интервалов (Л. Терстоун), шкалы суммарных оценок (Р. Лайкерт) и др.

Существуют и другие методы сбора первичной информации, которые позволяют получить необходимые данные об исследуемых явлениях.

3. Методы обработки и интерпретации. Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявление факторов и т.п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Они дают возможность перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерности) с языка математики на язык психологии, т.е. осуществить переход от чисел и закономерностей к психологическим понятиям и суждениям.

4. Методы коррекции и терапии. Как отмечает Н. И. Шевандрин, эти методы позволяют улучшать различные личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п.; осуществлять лечение психики (терапию) средствами взаимодействия между ними (межличностного взаимодействия). В психологии выделяют различные психотерапевтические группы: телесной терапии, группы встреч, терапии искусством, гештальттерапии, поведенческого тренинга, психодрамы и др.

5. Методы мотивирования и управления позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и команд в процессе достижения поставленных целей. Благодаря использованию этих методов, с одной стороны, повышается эффективность деятельности, а с другой – может улучшать психологический климат в организациях и других групповых общностях.

6. Методы обучения и развития личности или группы нацелены на реализацию социально-психологического потенциала межличностного взаимодействия в процессе решения задач повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков. Это достигается за счет роста уровня межличностной компетентности, развития личностных характеристик каждого члена группы. К этой группе методов Н.И. Шевандрин предлагает относить дискуссионные методы, деловые игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста.

7. Методы конструирования и творчества дают возможность использовать потенциал группы (команды) как для алгоритмизированного осуществления деятельности, так и для порождения новых решений, идей, продуктов и т.д.

Представленная классификация, как и любая другая, носит условный характер и не лишена спорных моментов. Так, например, многие из методов воздействия одновременного выполняют и функцию развития, и функцию управления, а методы творчества содержат в себе терапевтический и развивающий потенциал. Но важнее то, что в этом подходе реализована попытка указать на возможности всего арсенала имеющихся психологических методов для качественного решения задач социальной психологии.

Подытожим. Социальные психологи для изучения своего предмета проводят исследования с использованием различных методов. Н.И. Шевандрин классифицирует их следующим образом: методы феноменологизации и концептуализации; методы исследования и диагностики (наблюдение, эксперимент,  анализ документов, опрос, тест, эксперимент и др.); методы обработки и интерпретации; методы коррекции и терапии; методы мотивирования и управления; методы обучения и развития; методы конструирования и творчества. Отчасти эти группы методов относятся к одному и тому же смысловому пространству, но наряду с этим они раскрывают широкий спектр возможностей для реализации социальной психологией своих функций.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите основные этапы становления социальной психологии

2. Охарактеризуйте первые социально-психологические теории.

3. Каковы основные причины выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину?

4. Дайте характеристику основным теоретико-методологическим подходам в зарубежной социальной психологии.

5. Какие представления о предмете сложились в современной социальной психологии?

6. Опишите основные объекты исследования в социальной психологии.

7. Назовите основные методы социально-психологического исследования.

8. Перечислите достоинства и недостатки лабораторного эксперимента.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
10977. Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности 30.42 KB
  Методологические основы психологии как науки. Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины насчитывает менее полтора веков но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор как существует философия. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении.
17777. Формирование социально-психологических идей в отечественной психологии 44.94 KB
  Традиционным было мнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке. Историко-психологические исследования показали, что социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно. Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.
18768. Основные направления прикладных исследований в практической социальной психологии 33.92 KB
  Положение детей в России. Содержание и формы социальной защиты детей РФ в настоящее время. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях не выполняет родительских обязанностей нередко сама создает условия опасные для жизни и развития детей. В современной психолого-педагогической литературе встречаются различные типологии семей но все они характеризуются следующими признаками: по количеству детей: бездетная или инфертильная семья малодетная многодетная...
7353. Предмет и методы педагогической психологии 12.84 KB
  Предмет и методы педагогической психологии. Объект предмет задачи и структура педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии. Объект предмет задачи и структура педагогической психологии Объектом педагогической психологии являются процессы учения и воспитания.
14525. Психология и педагогика как отрасли знания. Предмет изучения. Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками 8.63 KB
  Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками. Пять научных направлений ставшие базой для развития психологии как науки. Сеченов считается основоположником отечественной научной психологии.
2671. История становления специальной психологии. Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками 33.36 KB
  Предмет специальной психологии ее задачи связь с другими науками Вопросы: История становления специальной психологии. Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Предмет отрасли специальной психологии.
15583. Исследование уровня специальных психологических знаний, умений и навыков сотрудников ОВД в области психологии профилактической работы с несовершеннолетними 205.88 KB
  Оценить уровень развития специальных психологических знаний умений и навыков сотрудников ОВД необходимых для проведения профилактической работы с несовершеннолетними. Итак предупреждение правонарушений несовершеннолетних – глобальная комплексная проблема в решении которой необходимо учитывать все факторы включая психологические детерминанты подросткового возраста наличие и уровень специальных психологических знаний умений и навыков у сотрудников проводящих работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Уровень эффективности...
6676. Методы психофизиологических и физиологических исследований 21.66 KB
  Кратко ознакомить с методами и методиками физиологии и психологии труда обсудить особенности физиологических исследований на производстве оценку их результатов показать особенности и эффективность мероприятий по физиологической оптимизации и рациональной организации трудового процесса для обеспечения высокой работоспособности сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни работающих. Ознакомить с общей схемой производственного физиологического эксперимента и...
19894. ГИДРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1.69 MB
  Орудия для сбора зоопланктона. Орудия для качественного сбора зоопланктона. Орудия для количественного сбора зоопланктона и методы работы с ними. Использование искусственно помещенных в воду субстратов для отлова бентосных беспозвоночных.
8865. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 259.98 KB
  Основные методы педагогической психологии. Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований В педагогической психологии используются все те методы которые есть в общей возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение устный и письменный опрос метод анализа продуктов деятельности контент-анализ эксперимент и др. Вносимые в эти методы изменения когда они используются в педагогической психологии касаются возможности оценки с их помощью...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.