СИСТЕМА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ. СПЕЦИФИКА СЮЖЕТА И КОМПОЗИЦИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

СПЕЦИФИКА СЮЖЕТА И КОМПОЗИЦИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА Как и само понятие публицистика система публицистических жанров – неоднородное многослойное понятие. Публицистический текст как и журналистский текст вообще своеобразен в текстологическом отношении т. Разомкнутость и вариативная операционность публицистического текста как его важнейшие характеристики сказываются на организации событийной стороны произведения фабула – сюжет и на структурной организации его словесного воплощения композиция. Некоторые события этого ряда будут...

2015-05-02

11.25 KB

9 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ТЕМА 2: «СИСТЕМА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ. СПЕЦИФИКА СЮЖЕТА И КОМПОЗИЦИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА»

Как и само понятие «публицистика», система публицистических жанров – неоднородное, многослойное понятие. Жанры публицистики  часто не функционируют в чистом виде, однако их основные группы выделить можно:

  1.  эпические (очерковые);
  2.  сатирические.

Рассмотрим каждую из жанровых групп подробнее.

Эпические жанры делятся на:

Большие:

- очерк (путевой, физиологический, портретный, проблемный);

- эссе.

Малые:

-зарисовка (малый аналог портретного и путевого очерков);

- этюд (малый аналог эссе);

- дневник (может выступать и в качестве жанровой формы для других публицистических жанров);

- открытое  письмо (иногда может выступать и в качестве жанровой формы для других публицистических жанров);

- записки (иногда может выступать и в качестве жанровой формы для других публицистических жанров);

- речь, слово.

Кроме того, в современной публицистике активно функционируют жанровые формы. Имеется в виду тот случай, когда один жанр является формой для осуществления другого, чаще всего сатирического. Именно такими сегодня чаще всего являются формы дневника и записок, когда, например, текст соответствует всем жанровым признакам фельетона или памфлета, а написан в форме дневника или записок. Эти же жанровые формы часто встречаются в путевых очерках. Портретный очерк может быть написан в форме альбома. Письмо и слово могут быть жанровыми формами для эссе.

Публицистический текст, как и журналистский текст вообще, своеобразен в текстологическом отношении, т.к. представляет собой не замкнутую знаковую систему, а напротив – систему архитектонически разомкнутую, открытую для непосредственной реакции адресата, для общественного отклика на заявленную проблему.

  В этом аспекте специфическая задача журналиста – создание текста, «который сам размыкался бы в сфере актуальной социальной практики, то есть, отражал реальную проблему общественной жизни, был пригоден для немедленного и эффективного использования  в практической деятельности больших масс людей, сам настойчиво и убедительно предлагая конкретные способы осмысления реального мира и поведения в реальном мире» [6,c.85].

В связи с этим формируются основные операции публицистического текста:

  1.  описание;
  2.  объяснение;
  3.  оценка;
  4.  побуждение.

Разомкнутость и вариативная операционность публицистического текста как его важнейшие характеристики сказываются на организации событийной стороны произведения (фабула – сюжет) и на структурной организации его словесного воплощения (композиция).

 Фактаж, событийный костяк публицистического текста, цепь поступков и действий, лежащих в основе произведения составляют фабулу. Накапливая, собирая факты до их обобщения, анализа, журналист выстраивает фабульный ряд событий в объективной картине реально происходивших действий, поступков и т.п. По всей видимости, эти события не все войдут в публицистический материал, предстанут в нём выборочно и в той последовательности, которая выразит авторскую идею, авторское отношение, а не будет точной копией реальной хронологии. Некоторые события этого ряда будут представлены автором как наиболее важные, определившие другие события, ставшие их причиной и т.п. Причем различные авторские версии одного и того же ряда событий никогда не совпадут полностью. Это очевидно даже в информационном репортаже, когда, сняв один и тот же ряд событий, журналисты по-разному смонтируют их, сделают различные акценты, выделят различные  аспекты и ракурсы. Тем более авторское видение событий становится   в публицистике, где, как правило, переоцениваются и обобщаются факты, отстоящие от настоящего на определённый   промежуток времени.

Т.о., выстроенная автором система фактов, образной аргументации, развития характеров и мотивации основной идеи составляет сюжет публицистического произведения. Сюжет несёт информацию не только о событии, но и авторском отношении к нему. По словам М.М.Бахтина, за рассказом автора о событии можно всегда прочесть второй рассказ – о самом рассказчике. То, как строится повествование, как организован сюжет, всегда не только усиливает или уменьшает воздействие, но и характеризует рассказчика. Таким образом, любое, художественное произведение, в том числе и художественно-публицистическое, устремлено одновременно к двум полюсам – к рассказываемому событию и к событию самого рассказывания [7,c.155]. Этими полюсами в публицистическом тексте, по-видимому, и являются фабула и сюжет, фактажная основа и её авторская организация.

 1. Линейный (хронологический) – события следуют друг за другом в

порядке их реальной хронологии. Например, в портретном очерке – от рождения героя до сегодняшнего момента его жизни или от рождения до смерти.

2. Каузально-авторский – реальный порядок событий изменён автором, и факты представлены в той последовательности причин и следствий, которая определена личным мнением автора. Например, в качестве завязки очерка может быть использован факт трагической гибели героя, а затем ретроспективно раскрываются те события, которые привели к такому финалу. В качестве ключевых позиций (начала, окончания очерка и его составных частей) использованы наиболее выразительные моменты событийного ряда.

3. Циклический (концентрический) – реальный порядок событий изменён автором таким образом, что финал публицистического текста воспроизводит его начало.

Например, документальная повесть Ю.Щербака “Чернобыль” начинается вводным фрагментом: “Пепел Чернобыля стучит в моё сердце”, - а затем после широкомасштабной панорамной картины чернобыльского бедствия заканчивается тем же фрагментом: «Пепел Чернобыля стучит в наши сердца…» Тем самым текст замыкается в своеобразный круг, но в этот круг уже включен и читатель, происходит то самое размыкание публицистики в социальную практику, о котором мы говорим в начале данной темы.

К основным элементам сюжета относятся: экспозиция,  завязка, кульминация, развязка. В публицистике часто используется такой приём, как ложная кульминация, когда у читателя или зрителя создаётся впечатление того, что действие подошло к пику своей интенсивности и должна наступить развязка, но действие приобретает новый, неожиданный оборот. Этот прием чрезвычайно характерен для жанра эссе.

Последовательность, сочленённость событий в сюжете не исчерпывает полностью реализацию замысла журналиста, так как перед автором встают и вопросы другого характера при подготовке материала: использовать ли речь героев или построить очерк (фельетон, эссе) монологически; описывать ли портрет героя, как скомбинировать фрагменты текста от различных повествователей, как оформить различные вставки иных стилей в тексте (например, протоколы, официальные справки и др. документы). Эти вопросы касаются не развития сюжета, не структуры события, а структуры собственно текста, словесной стороны публицистического произведения, его композиции.

Композиция – это построение текста, объединение его частей, компонентов, их гармония и структурное соотношение. К основным элементам композиции относятся: описание, диалог, монолог, портрет, пейзаж, интерьер и т.п.

Объединяющим все предложенные категории является понятие  архитектоники.

Архитектоника – это единая структурная основа события и слова (события в слове), построения текста и факта, описания и воздействия публицистического произведения. В определённом смысле это внутренняя логика построения, создания автором образной картины изображаемых фактических событий.

Т.о., публицистическое произведение, как и всякий словесный текст, представляет собой замкнутую, целостную сюжетную и композиционную систему, но архитектонически это система разомкнутая, обращенная к социальной практике сегодняшнего общества, входящая в эту практику как её составная часть.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12444. АНГЛО-АМЕРИКАНИЗМЫ В КОРЕЙСКИХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ 46.32 KB
  рассматриваются теоретические аспекты заимствований, в частности, англо-американизмов, история их возникновения, а также причины заимствований в корейский язык, посвящена особенностям публицистических текстов и особенностям перевода англо-американизмов в них.
20730. Особенности стиля текстов аналитических жанров 40.67 KB
  В данной работе рассмотрены жанры аналитических публикаций а также приведены примеры статей корреспонденций журналистских расследований что позволяет более детально понять специфику каждого жанра. Первый способ фактографический нацелен на фиксацию неких внешних очевидных характеристик явления на получение кратких сведений о предмете что где и когда произошло. Нередко это обобщение достигает такого уровня который называется публицистической или даже - художественной типизацией что сближает журналистику с художественной...
14089. Классификация и характеристика основных жанров телевизионной рекламы 21.23 KB
  Ведь использование компьютерных технологий позволяет сократить почти на 90 время необходимое для редактирования снятого материала а использование компьютерной графики анимационных элементов в рекламном клипе в сочетании с различными шумовыми спецэффектами и музыкальным оформлением делает его поистине настоящим произведением искусства. По мере возрастания важности телевизионного освещения общественных и культурных событий стало почти невозможным отличить какие из них подготовлены специально для ТВ а какие ведутся с места событий. Ранние...
14472. ФОТОРЕПОРТАЖ: СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ (НА СОВРЕМЕННОМ МАТЕРИАЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ) 76.45 KB
  Фоторепортаж как жанр фотожурналистики. Фотография как способ изображения как средство отражения действительности нашла чрезвычайно широкое распространение в нашей стране во всех областях общественной жизни в науке культуре и искусстве что свидетельствует о её ценности и возможностях. Широчайшим образом фотография используется как средство отражения общественной трудовой и культурной жизни страны как средство наглядной агитации пропаганды и информации...
5555. Проблема сохранения видов и жанров шорского фольклора в этнокультурном центре (на примере этнокультурного центра «Аба - Тура») 251.22 KB
  В настоящее время стала очень актуальна тема сохранения традиционной культуры малочисленных народов России поскольку традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений видов и форм культуры современного общества. В русле народной культуры складываются представления человека о мире...
20098. Разработка композиции паркового пейзажа является основой садово-паркового ландшафта 57.67 KB
  Основными целями данного проекта планировки и озеленения территории парка являются: освоение методики пространственного решения участка приобретение навыков построения пейзажей и формирования их эстетического и художественного облика на основе природных условий. Природно-климатические условия и географическое положение Климат на территории района весьма умеренный теплый со среднегодовой температурой воздуха. Северная часть территории находится в степной зоне Прикубанской равнины и Приазовской низменности. В предгорной и горной части...
17743. Разработка рекламного текста 517.06 KB
  Специфика и основные элементы рекламного текста. Анализ особенностей при создании и составление рекламных текстов на примере детской рекламы. Важность характеристик потенциального потребителя при разработке и создании рекламного текста...
12037. Технология получения реагентов нового поколения для экологически безопасной переработки осадков городских очистных сооружений в органоминеральные композиции и их подготовки к биотрасформации в плодородный грунт 18.18 KB
  Создан реагент Полимер ЦФ1 для экологически безопасной переработки несброженного осадка городских очистных сооружений в органоминеральные композиции Гея 1ОУ и Гея 2КУ аналоги органических удобрений и сброженного осадка в органоминеральную композицию Гея 3КС аналога связного глинистого грунта. Разработан метод получения органоминеральной композиции Гея 1ОУ на очистных сооружениях Водоканала г. Разработан метод переработки обезвоженного сброженного осадка очистных сооружений Мосводоканала в органоминеральную композицию Гея3КС с целью...
13849. Особенности перевода библейского текста 50.54 KB
  Например такое выражение как письмена на стене в значении предупреждения о чемто неизбежном неминуемом в русском языке практически не употребляется а вот его эквивалент в английском языке который звучит как: “the writing on the wll†употребляется достаточно. Это выражение нередко используется в заголовках где его всячески видоизменяют и обыгрывают: the moving finger finger on the wll the hndwriting from the sky etc. Кроме того в английском языке это выражение закрепилось и в форме употребления с глаголами to heed to red to...
11652. Влияние латинского текста на функционирование древнемецких словосочитаний 43.16 KB
  Представляется весьма вероятным, что переводы с латыни могли быть проводником латинского влияния и на развитие и функционирование двн. САС. Возможность такого влияния обусловлена широким использованием в текстах латинских оригиналов различных структурных типов САС. При сопоставительном анализе латинских и двн. моделей САС в настоящей главе диссертации использована следующая процедура исследования языкового материала
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.