Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности

Методологические основы психологии как науки. Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины насчитывает менее полтора веков но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор как существует философия. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении.

2015-05-02

30.42 KB

13 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ЛЕКЦИИ.

 

Форма обучения – заочная, по направлению подготовки (специальности) – 030901.65 Правовое обеспечение нац. безопасности

Специализация – уголовно-правовая.

Тема 1. Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы  изучения и практического использования психологических закономерностей в  правоохранительной деятельности

Предмет психологии. Методологические основы психологии как науки. История развития психологии. Ее основные отрасли. Связь психологии с другими  науками. Краткая характеристика основных методов психологии. Использование прикладных методов психологии в расследовании преступлений. Роль психологических знаний в деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины насчитывает менее полтора веков, но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор как существует философия. Еще древнегреческие философы обращались к проблемам внутреннего мира человека, а именно к феноменам, связанным с душевной жизнью.

Психология в переводе с греческого означает – «наука о душе». Существует древнегреческий миф об Амуре и Психее, в котором отражена специфика душевности и душа или богиня Психея приобретает символ легкой невесомой и неуловимой бабочки. Кому интересна эта информация, тот может прочесть этот миф. Душа и психика с лингвистической точки зрения одно и то же. С развитием культуры и науки значения этих понятий разошлись, и психология стала наукой не о душе а, о психике.

В своем историческом развитии психология проходит ряд этапов. На каждом этапе изменяется и предмет ее изучения, и методы, появляются различные направления.

Этапы становления психологии

  •  1. Донаучный этап.

Длительность: с 4 века до нашей эры до конца 16, начала 17 века нашей эры.

Предметом изучения является Душа.

На данном этапе происходит развитие учения о душе в рамках философских знаний и далее в рамках анатомо-физиологических знаний. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления жизни человека, в том числе и его внутренней жизни и ее феноменов (Платон, Зенон, Демокрит, Гераклит, Августин и др.).

  •  2. Психология как наука о сознании.

Длительность: С начала 17 до конца 19 века. Начало совпадает с эпохой Возрождения, эпохой научных открытий и перспектив. (Декарт, Гартли, Юм, Спиноза, Юм).

Предметом изучение является сознание.

Рене Декарт Начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что работа внутренних органов и взаимодействие организма с окружающей средой не нуждаются в душе. Он выводит понятие «рефлекс».

Основным методом исследования психики является интроспекция, а также описание феноменов психической жизни.

  •  3. Психология как наука о поведении.

Длительность: с начала 20-го века до середины 30-х гг. 20-го века.

Предметом изучения является поведение.

Отрицание наличия внутреннего мира у человека, наблюдение за поступками и поведением. Поведение – это набор реакций организма на стимулы внешней среды. Изучать можно только то, что мы можем наблюдать со стороны, а именно поведение. Сознание – это закрытая сфера, доступная только его личному обладателю и потому не поддается общенаучным методам изучения.

  •  4. Психология как наука о механизмах функционирования психики.

Длительность: с 30-х гг. 20-го века и по сегодняшний день.

Происходит восстановление единства сознания о поведения за счет осуществления объективного подхода к психологическому знанию.

В целом развитие психологии свидетельствует о прогрессе психологических знаний. Критерием прогресса выступает степень приближенности  к изучаемому предмету, а именно психическому.

Схема 1. Эволюция предмета психологии.

Предмет изучения – фундаментальная проблема психологии.

Для того чтобы понять проблемность и неоднозначность определения предмета психологии приведем несколько из них для сравнения.

Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных (Философский энциклопедический словарь).

Психология – это наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов, как специфических форм жизнедеятельности животных и индивидов человеческого рода (Современный психологический словарь).

Психология – это наука о конкретных фактах психической жизни (Общая психология – М.,1976).

Предметом психологии является ориентировочная деятельность субъекта. Основная функция психики – это ориентировка субъекта в различных жизненных ситуациях, начиная с элементарного интереса (Гальперин).

Раздел II. Основные категории отечественной психологии и их проявление в праве: сознание и личность

Тема 2. Психические феномены и их проявление в сфере права

Формы психического отражения окружающей действительности. Понятие психики и ее основные функции. Понятие и содержание сознания как формы отражения действительности. Функции сознания. Психологический механизм воздействия правовых норм на личность  и формирования правомерного поведения. Классификация психических явлений и их характеристика. Понятие и классификация познавательных психических процессов.

Понятие и характеристика ощущения. Учет закономерностей проявления ощущений в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика восприятия. Учет закономерностей проявления восприятий в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика внимания. Учет закономерностей проявления внимания в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика памяти. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события преступления участниками уголовного процесса.

Понятие и характеристика представления. Учет индивидуальных особенностей представлений в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика воображения. Учет индивидуальных особенностей воображения в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика мышления. Характеристика интуиции. Характеристика и структура интеллекта.

Понятие и характеристика речи. Учет особенностей речи в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Культура речи сотрудника органов внутренних дел.

Ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Ощущение – активный процесс.

Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций.

Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития.

Виды ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущении по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б. Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А. Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам — систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой)

Систематическая классификация ощущений (Ч. Шеррингтон): интероцептивные, проприоцептивпые и экстероцептивные ощущения.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.

Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Тема 3. Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния, особенности  их проявления в сфере права

Понятие и характеристика эмоций и чувств. Психологические теории возникновения и протекания эмоций. Сущность, классификация эмоций и чувств. Классификация психических состояний. Понятие и характеристика настроения, аффекта, фрустрации как эмоциональных состояний. Аффект как юридически значимое эмоциональное состояние. Динамика протекания аффекта. Понятие и общая характеристика стресса. Учение о стрессе как адаптивном синдроме. Причины возникновения стрессов у сотрудников ОВД. Факторы, влияющие на характер дезадаптивных реакций у сотрудников ОВД. Признаки стрессового состояния, проявляющиеся в поведении сотрудников ОВД. Способы противодействия негативным эмоциональным состояниям. Управление стрессом и его профилактика в деятельности сотрудников ОВД. Методы саморегуляции психического состояния.

Понятие и характеристика воли. Структура волевого акта. Волевая регуляция поведения человека. Характеристика волевых компонентов правонарушений. Развитие воли у сотрудников правоохранительных органов.

Как можно управлять эмоциями?

Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоций. Изобразите гнев - и вы сами начнете переживать это чувство; начните смеяться - и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице - и у вас действительно испортится настроение. С другой стороны, подавите внешнее проявление эмоции, и она исчезнет.

В русле теории Джемса-Ланге понимал механизм возникновения эмоций и Г. Мюнстерберг. (управление эмоциями учеников.)

Примирить «классическую» теорию (восприятие - эмоция - переживание эмоции - органические реакции) с «периферической» теорией попытался Э. Клапаред (Claparede, 1928). Для этого он между восприятием опасной ситуации и эмоцией страха ввел «чувство опасности», являющееся отражением предшествующей ему моторной установки. В результате вся цепь развертывающихся событий приобретает такой вид:

восприятие - установка на бегство - чувство опасности - органические реакции - эмоция (страх).

Среди отечественных психологов этой концепции придерживается К. К. Платонов (1972). Он пишет, что элементарные анализаторы у простейших животных вначале давали только два субъективно улавливаемых качественных сигнала: жизненно полезно и жизненно вредно. Они являлись двумя элементарными переживаниями, в дальнейшем принявших форму удовольствия и неудовольствия. В такой элементарной форме эмоции почти не отличаются от простейшей потребности как отражения нужды в чем-либо. Переживание потребности становится эффективным пусковым механизмом биологически целесообразной двигательной реакции. В то же время эмоции явились той основой, на которой развились ощущения как более высокий вид отражения, дающий субъективный образ объективного мира. С развитием ощущений эмоции также совершенствовались, но до сих пор продолжают оставаться полярными безобразными переживаниями дыхания возникает вследствие резкого падения содержания кислорода в крови. Другой отрицательный эмоциональный тон - неприятное, тягостное ощущение усталости (дискомфорта) при физической работе - является следствием физико-химических изменений в мышцах, учащения дыхания и т. п., а не физиологических изменений вследствие появления чувства усталости. Среди отечественных психологов идею о том, что органические изменения играют роль в развитии определенных эмоциональных состояний, защищал С. Л. Рубинштейн.

3.4. Теория У. Кеннона - П. Барда

Теорию Джемса-Ланге резко критиковал и физиолог У. Кеннон (Cannon, 1927), и для этого у него тоже были основания. Так, при исключении в эксперименте всех физиологических проявлений (при рассечении нервных путей между внутренними органами и корой головного мозга) субъективное переживание все равно сохранялось.

Кеннон отмечал два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие. Во-вторых, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции.

раздражитель —> возбуждение таламуса —> эмоция —>физиологические изменения

В более поздних исследованиях П. Барда (Bard, 1934 а, б) было показано, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно. Таким образом, схема (2) получает несколько иной вид:

3.5. Психоаналитическая теория эмоций

Центральное понятие аффект и аффективный комплекс, которые являются вместилищем инстинктивной энергии. 3. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории о влечениях и по сути отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. Суть этих представлений в следующем: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии; если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности; разными видами такой активности являются «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание». Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга.

Фрейд и его последователи рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений. Поэтому они выделяют в аффекте три аспекта: энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или переживание эмоции).

3.6.Выражение эмоций и кровоток И. Уэйнбаума

В начале XX века И. Уэйнбаум отметил тесное взаимодействие между лицевыми мышцами и мозговым кровотоком, откуда высказал предположение, что мышцы лица регулируют кровоток. Воздействуя противоположно на вены и артерии, они усиливают приток или отток крови в мозг. Последнее же сопровождается сменой субъективных переживаний.

3.7. Биологическая теория эмоций П. К. Анохина.

В рамках этой теории эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных.

Возникновение потребностей приводит, по П. К. Анохину (1949,1968), к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т. е. что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.

Тема 4. Личность как объект психологического познания в сфере деятельности   органов внутренних дел

Понятие личности и ее психологические признаки. Основные подходы к пониманию личности в психологической науке. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности. Направленность личности и учет ее особенностей в сфере права. Темперамент и особенности его влияния на формирование характерологических черт личности. Описательная характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной  деятельности. Характер, критерии его оценки в юридически значимых ситуациях. Понятие «акцентуации характера». Типы акцентуаций характера, их влияние на выбор поведения в сфере права. Понятие «способности человека». Психологические особенности личности преступника (правонарушителя). Классификация типов преступников по критерию доминирующих мотивов совершения ими противоправных деяний.

«Личность» - это одна из базовых категорий психологии, как отечественной, так и зарубежной. Почему это так? Что же придает этому понятию категориальный статус? И чем отличается понятие и категория? Категория это наиболее общее понятие, вокруг которого образуется множество взаимосвязей с другими понятиями, придает целостность какому-либо теоретическому знанию. В каждой научной теории должен иметься свой категориальный аппарат, иначе она не отвечает статусу теории. Наряду с личностью в психологии можно выделить и другие категории: деятельность, общение, человек индивид и др. Понятия и категории включают в себя обобщенные, абстрактные сущностные характеристики каких-либо явлений. С позиций категориально-понятийного аппарата мы объясняем феномены, т.е. он задает рамки для объяснения. Категория – это один из методологических уровней. Откуда берутся понятия и категории? (Рассуждение: от феномена к признаку и т.д., либо наоборот мы сразу задаем абстрактные рамки, которые строятся с опорой на другие понятия).

Почему же в психологии такое внимание уделяется изучению личности? Зачем оно необходимо? (Рассуждение студентов).

- это понятие помогает целостно подойти к изучению психики (представить психические процессы и механизмы в единстве, не как абстрактные, а как принадлежащие конкретному человеку);

- предполагает возможность изучения индивидуальности человека;

- помогает определить общие закономерности функционирования психики;

- предполагает возможность изучения психики человека во взаимодействии с окружающей средой.

Это понятие не возникает в процессе развития науки психологии, оно имплицитно представлено в древнем психологическом знании, со временем оформляется и, можно сказать, во многом определят направление развития психологии. Психологи, так или иначе, обращаются к этому понятию, пытаются создавать теоретические конструкты личности, с позиций которых, изучается человек, его психические процессы.

Этимология слова: persona (лат) – маска, личина, лик; (греч.) – драма.

Personality (англ.) – личность, индивидуальность.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков).

Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. Основными функциями теории личности являются объяснение и предсказание поведения. Нужно принимать во внимание и то, что теории личности составляют люди. Несомненно это накладывает определенный отпечаток на суть теорий. Какие же теории считать имеющими право на существование и оправдывающие статус теории.

Приведем несколько взглядов на понимание личности в психологии.

Понимание личности в основных психологических направлениях:

Психоанализ: личность = Эго.

Гуманистическая психология: личность = уникум, целостный, неделимый, саморазвивающийся. Карл Роджерс описывал личность в терминах самости, как организованную долговременную, субъективно воспринимаемую сущность. Составляющую самую сердцевину наших переживаний.

Бихевиористическое направление: личность = набор внешних поведенческих реакций на воздействие среды. Альберт Бандура – личность – это сложный паттерн непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации.

Экзистенциализм: личность = человек в истинно человеческом существовании с присущими ему переживаниями.

Гештальт: личность – это есть целостная структура.

Гордон Олпорт определял личность как - то, что индивидуум представляет собой на самом деле – внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром.

Реймонд Кеттел – определял личность как набор определенных черт, которые имеют индивидуальную сочетаемость и выраженность.

Эрик Эриксон – личность – это факт результатов возрастных кризисов.

Деятельностная психология: личность – это социальное явление, на уровне личности может осуществляться деятельность. Устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков характеризующих человека, называется Личностью. В отечественной психологии в понимании личности отдается приоритет пониманию личности как социальному явлению. Можно сказать, что личность это – что формируется только в социуме и проявляется в нем. Личность характеризует включенность в жизнь общества. Леонтьев А.Н.: «Личность – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью в обществе.» Петровский А.В.: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

В большинстве определений подчеркивается:

- индивидуальность человека;

- взаимоотношение с окружающим миром;

- характеристики, которые отвечают за устойчивые формы поведения человека;

- гипотетическая структура или организация.

При изучении личности авторы, как правило, обращаются к таким понятиям как человек, индивид, индивидуальность, субъект. В зарубежной психологии мы найдем примеры, когда человек и личность понимаются как дно и тоже. В отечественной психологии впервые в категориальный аппарат ввел понятие «человек» Б.Г. Ананьев. На соотношение понятий человек, индивид, личность существуют различные точки зрения:

*Человек и человеческое – это сущность личности, тогда как сама личность – это явление в социуме, психологическое средство или орудие.

*Человек часто используется как собирательное понятие, куда входят индивид и личность.

*Человек как представитель биологического вида.

*Человек как представитель культуры.

Индивид – это представитель биологического вида со всеми присущими ему характеристиками этого вида, которые имеют специфику, характерную только для него. Человек, как носитель общевидовых свойств и определенного генотипа, на базе которого в течение жизни формируется фенотип называется Индивидом

Тема 5. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности

Понятие и классификация социальных групп. Психологические причины и динамика образования социальных групп. Психологическая структура социальной группы. Групповые социально-психологические  явления. Природа явления лидерства и теоретические подходы к этой проблеме. Теория черт. Стили управления в социальных группах. Психология преступной группы. Психологические особенности и структура примитивной (преступной группы). Психология организованной преступности. Субъекты стихийного массового поведения: публика, масса, толпа. Случайная, экспрессивная, действующая толпа. Агрессивная толпа. Особенности функционирования психики человека в условиях стихийного массового поведения. Паника как особое состояние людей в толпе. Психологическая характеристика слухов. Психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности.

Определение малой группы и ее границы 

"Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов".

"малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов".

При таком понимании малая группа – это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, "как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры" (Буева, 1968. С. 145).

В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев).

Не менее остро стоит вопрос и о "верхнем" пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж.Миллером "магического числа" 7+2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Для социальной психологии оказалась заманчивой определенность, вносимая введением "магического числа", и долгое время исследователи принимали число 7+2 за верхний предел малой группы. Однако впоследствии появились исследования, которые показали, что если число 7+2 справедливо при характеристике объема оперативной памяти (что тоже, впрочем, спорно), то оно является абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы. Хотя выдвигались известные аргументы в пользу такого определения (поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, а это, по аналогии с памятью, может быть обеспечено в случае присутствия в группе 7+2 членов), они оказались не подтвержденными экспериментально.

Если обратиться к практике исследований, то там находим самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Классификация малых групп 

Наиболее распространенные являются три классификации: 1) деление малых групп на "первичные" и "вторичные", 2) деление их на "формальные" "неформальные", 3) деление на "группы членства" и "референтные группы". Как видно, каждая из этих трех классификаций задает некоторую дихотомию.

Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии 

Три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа "групповой динамики".

Школа "групповой динамики" представляет собой наиболее "психологическое" направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Американский период деятельности Левина после эмиграции из фашистской Германии начался с создания в Массачусетсском технологическом институте специального Центра изучения групповой динамики (позже был перенесен в Мичиганский университет, где существует до сих пор). Направление исследований в этом центре опиралось на созданную Левиным "теорию поля". Центральная идея теории поля, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, была развита применительно к науке о группах, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований получила название "групповой динамики". Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах.

Общая характеристика динамических процессов в малой группе 

Термин "групповая динамика" может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К.Левина. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. Третье употребление понятия, когда термином "групповая динамика" обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Образование малой группы 

При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, следуя принятому принципу, будем иметь в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс – в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда – в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, наконец, цели групповой деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.

Вторая часть вопроса: как осуществляется психологическое оформление этой возникшей, заданной внешними обстоятельствами группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны все психологические характеристики группы? Иными словами, это вопрос о том, как внешне заданная группа становится группой в психологическом значении этого слова. При таком подходе к вопросу снимается проблема, неоднократно возникавшая в истории социальной психологии, а именно: что заставляет людей объединяться в группы? Ответы, которые давались на этот вопрос, обычно абстрагировались от реального факта возникновения группы в связи определенными потребностями общества, т.е. пытались объяснить социальный процесс (а возникновение социальных групп есть социальный процесс) чисто психологическими причинами. Социальные группы, в том числе малые, даны социальному психологу как объект исследования, и его задача – шаг за шагом проследить факт превращения объективно возникших групп в подлинно психологическую общность. На этом пути возникают две возможности для исследований.

Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Это не столько проблема собственно образования группы, сколько "подключения" к ней нового члена. В этом случае анализ можно свести к исследованию феномена давления группы на индивида, подчинения его группой.

Вторая, когда изучается процесс становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае анализ можно свести к изучению формирования групповой сплоченности.

Хотя первая возможность в традиционной социальной психологии была реализована не в рамках групповой динамики, а в отдельной ветви, получившей название исследования конформизма, важно внимательно проанализировать характер этих исследований, чтобы более точно определить место проблемы конформизма в новом подходе к изучению малых групп.

То же можно сказать и о групповой сплоченности. Традиционно и она исследовалась не как условие развития реальных социальных групп, а как некоторая общая, абстрактная характеристика всякой, в том числе, лабораторной группы. Оба эти явления необходимо переосмыслить с точки зрения процесса превращения созданной внешними обстоятельствами группы в психологическую общность людей, в рамках которой организуется их деятельность, не просто как внешне предписанная, но как "присвоенная" группой. Точнее, по-видимому, в данном случае говорить не об образовании, а о формировании малой группы.

Феномен группового давления 

Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле (Кон, 1967). Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие "конформизм" приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. В работах последних лет часто употребляется термин "социальное влияние". Противоположными конформности понятиями являются понятия "независимость", "самостоятельность позиции", "устойчивость к групповому давлению" и т.п. Напротив, сходными понятиями могут быть понятия "единообразие", "условность", хотя в них содержится и иной оттенок. Единообразие, например, тоже означает принятие определенных стандартов, но принятие, осуществляемое не в результате давления.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это – позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, "конформность наизнанку": если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки – в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке – три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом "подставной группы". Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного ("наивного субъекта"). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам "подставной" группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал "наивный субъект", и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) "наивных субъектов" дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже "независимые" признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.

Стиль лидерства 

Сразу же нужно оговориться, что в традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства. К сожалению, отсутствие строгости характерно и для многих классических экспериментов по этой проблеме, в частности для эксперимента, выполненного под руководством К.Левина, Р.Липпита и Р.Уайта в школе групповой динамики. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 11-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (заметим, что речь идет о взрослых руководителях, а не о лидерах, стихийно выдвинувшихся из среды детей) демонстрировали разный стиль и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства, продемонстрированные взрослыми, получили обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: "авторитарный", "демократический" и "попустительский" (достаточно вольный перевод термина, предложенного Левиным). Обозначение трех стилей в предложенных терминах имеет свое обоснование, связанное с личной биографией и позицией Левина. Эксперименты были осуществлены им после эмиграции из фашистской Германии, во время начавшейся второй мировой войны. Демонстрируя свою антифашистскую позицию, Левин употребил термины "авторитарный", "демократический", как имеющие определенный политический смысл. Однако это были своего рода метафоры, и наивно было бы думать, что в чисто психологических экспериментах отыскивались черты авторитаризма или демократизма в том их значении, которое они имеют в политической жизни. В действительности речь шла о психологическом рисунке типа принятия решения, не более того. Никакого политического значения ни один из выявленных стилей руководства, естественно, не имел.

Однако принятая терминология вносит ряд трудностей в исследования, именно в силу возможных коннотаций и ассоциаций. Нужно очень точно обозначать всякий раз, что имеется в виду, когда речь идет об "авторитарном", "демократическом" или "попустительском" стиле лидерства. Ряд авторов предлагают вообще отказаться от этой терминологии и ввести новые обозначения, чтобы исключить недоразумения. Так, например, вводятся определения "директивный", "коллегиальный" и "разрешительный" (либеральный) стиль (Журавлев, 1977, С. 116), хотя очевидно, что психологический рисунок обозначенных стилей сохраняет известную стабильность.

Поэтому прежде всего нужно отдать себе отчет в том, что обозначает каждый из выделенных Левиным стилей лидерства. Таких попыток было сделано достаточно много, и главным результатом их являются уточнение и конкретизация как минимум двух сторон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Тогда можно "расписать" каждый из трех стилей по двум характеристикам:

Формальная сторона

Содержательная сторона

Авторитарный стиль

Деловые, краткие распоряжения
Запреты без снисхождения, с угрозой
Четкий язык, неприветливый тон
Похвала и порицания субъективны
Эмоции не принимаются в расчет
Показ приемов – не система
Позиция лидера – вне группы

Дела и группе планируются заранее (во всем их объеме)
Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны
Голос руководится – решающий

Демократический стиль

Инструкции в форме предложений
Не сухая речь, а товарищеский тон
Похвала и порицание – с советами  
Распоряжения и запреты – с дискуссиями
Позиция лидера – внутри группы

Мероприятия планируются не заранее, а в группе
За реализацию предложений отвечают все
Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

Попустительский стиль

Тон – конвенциональный
Отсутствие похвалы, порицаний    
Никакого сотрудничества  
Позиция лидера – незаметно в стороне от группы

Дела в группе идут сами собой
Лидер не дает указаний
Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера

Естественно, что ни эта схема, ни какая-либо другая не могут охватить все стороны и все проявления стиля лидерства. Можно идти по пути еще большего усложнения схемы, что и делается в практике экспериментальных исследований. Например, названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю. Однако суть проблемы заключается в том, что сам феномен лидерства еще не описан достаточно полно, прежде всего не выяснены до конца различия в позиции лидера и руководителя. В вопросе о стиле лидерства эта недоработка чувствуется особенно сильно.

В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляются и стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются годными и для определения стиля руководства. В действительности не во всех случаях эти методики могут быть релевантными: учитывая разведение функций лидера и руководителя и характера их деятельности, необходимо видеть, в каких конкретно функциях руководитель повторяет психологический рисунок деятельности лидера, а в каких он детерминирован иными обстоятельствами.


ДУША

акономерности и механизмы функционирования психики

ПОВЕДЕНИЕ

СОЗНАНИЕ



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
10725. Предмет, цели и задачи курса. Теоретические основы изучения и практического использования закономерностей и механизмов возникновения и развития конфликтов, принципов и технологий управления ими в деятельности ОВД 47.97 KB
  Вопросы: Предмет цели и задачи курса Психология конфликта. Теоретикометодологические основы психологии конфликта. Роль и специфика применения знаний психологии конфликта в деятельности органов внутренних дел. Краткое содержание Актуальность данной темы обусловливается не только тем что она вводит в курс нового предмета для изучения – психологии конфликта но и помогает в нем сориентироваться понять что традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю.
14525. Психология и педагогика как отрасли знания. Предмет изучения. Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками 8.63 KB
  Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками. Пять научных направлений ставшие базой для развития психологии как науки. Сеченов считается основоположником отечественной научной психологии.
7340. Предмет, задачи и методы изучения ботаники. Основные систематические категории. Различия между высшими и низшими растениями 15.86 KB
  Она изучает все стороны жизни и существования растений. Ее разделами являются: морфология растений – наука о разнообразии внешнего строения растений: цветков плодов корней. Физиология растений изучает жизненные процессы фотосинтеза дыхания. К физиологии примыкает Биохимия растений – наука о химическом составе изменении веществ в результате метаболизма и География растений наука о границах их распространения.
10386. Предмет социальной психологии. Методы социально-психологических исследований 33.4 KB
  Предмет социальной психологии. Вопросы лекции: Основные этапы истории социальной психологии. Взгляды на предмет социальной психологии в некоторых психологических теориях 3. Предмет структура и задачи современной социальной психологии.
2671. История становления специальной психологии. Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками 33.36 KB
  Предмет специальной психологии ее задачи связь с другими науками Вопросы: История становления специальной психологии. Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Предмет отрасли специальной психологии.
8336. Предмет, задачи и история развития информатики. Определение информации, её свойства 22.3 KB
  Определение информации её свойства Предмет и задачи информатики Информатика техническая наука систематизирующая приемы создания хранения воспроизведения обработки и передачи данных средствами вычислительной техники ВТ а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Другими словами можно сказать что информатика – это наука об информации и технических средствах ее сбора хранения обработки передачи. В составе основной задачи информатики выделяются следующие направления её практического приложения:...
7774. Предмет и задачи курса «Охрана труда» 21.72 KB
  В Республике Беларусь РБ по официальным данным ежегодно изза нарушений требований охраны труда на производстве травмируется свыше 5 тысяч работников из них около 250 погибает свыше 800 человек получает тяжелые травмы. На промышленных предприятиях республики и в сельском хозяйстве во вредных условиях труда занято более 30 работающих. Так в РБ изза травматизма на производстве теряется порядка 180 – 200 тысяч человекодней ежегодно страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний...
2042. Управление качеством: предмет и задачи курса 18.79 KB
  Говоря о проблеме качества следует отметить что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности.
3862. Предмет, методология и функции курса «История политических учений Запада» 13.32 KB
  В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет история возникновения и развития теоретических знаний о государстве праве политике и законодательстве история политических и правовых теорий история теорий права и государства. Под соответствующими...
10454. Цель и задачи развития речи детей 18.8 KB
  Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка как ее правильность. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.