Античная литература

Античной литературой принято называть литературу Древней Греции и Древнего Рима. Предводитель ахейского войска Агамемнон отбирает у него его пленницу Брисеиду; Оскорбленный Ахилл отказывается от участия в сражениях и возращается к войску лишь после гибели его лучшего друга Патрокла. Мстя за смерть друга он вступил в поединок с предводителем троянского войска Гектором виновником смерти Патрокла и убил его. Гуманизм Гомера сострадание человеческому горю восхищение внутренними достоинствами...

2015-05-02

26.79 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 1. Античная литература

 

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Античной литературой принято называть литературу Древней Греции и Древнего Рима. Термин «античный» образован от латинского прилагательного antiquus («древний»). Это название стало синонимом классической древности, т.е. того мира, в лоне которого возникла европейская цивилизация.

Хронологические рамки античной литературы охватывают период от IX-VIII вв. до н.э. до V в. н.э. включительно

Для понимания античной литературы и отличия её от европейских литератур не следует забывать, что рабовладение наложило отпечаток на развитие античной литературы – в этом её первая особенность. Второй особенностью – является органическая связь античной литературы с мифологией.

Историческое значение античной литературы велико и в том плане, что она оказала огромное влияние на развитие европейской литературы и, по сути, она была невозможна без великих идей античности. Говоря о значении античной литературы, необходимо помнить о том, что в её русле зародились и оформились такие науки, как теория литературы, историческая наука, теория красноречия, философские учения, филология, грамматика. Следует помнить, что все стихотворные размеры европейских языков основ стихосложения и носят греческие наименования: ямб, хорей, дактиль, анапест и амфибрахий. «Стопа», «ритм», «метр» тоже заимствованы из греческого языка.

Греческая литература возникла и сформировалась на базе устного народного творчества, где наиважнейшую роль сыграла древнегреческая мифология.

Для поэтического народного творчества древних греков характерен синкретизм, т.е. соединение искусства слова с музыкой, танцами, играми.

Так, рабочая песня распевалась в такт движениям жнеца, при выжимании винограда, размалывании зерна, гребле и т.п.

Обрядовая игра предшествовала многим важным актам в жизни первоначального коллектива и имела цель – магически воздействовать на природу или обеспечить благосклонность богов. Обрядовые игры сопровождались обрядовыми песнями. К ним относятся и плачи (причитания над умершими) и эпиталамии и (свадебные песни). Плачи мы находим «в Илиаде» (оплакивание Гектора, Патрокла). Образцы свадебных песен мы находим у Сапфо. Они имели разнообразное содержание: любовное, шуточное, насмешливое. Деяния богов и героев воспевались в эпических песнях, исполнявшихся участниками пиров; позже появились профессиональные певцы, аэды.

Аэды (певцы) пользовались у греков глубоким уважением: считалось, что их устами говорят музы. Певец только инструмент, к которому они прибегают. Имея в своем распоряжении целый арсенал эпитетов, сравнений, стихотворных форм, аэд был скорее импровизатором, чем исполнителем готовой песни.

Рапсоды («сшиватели песен») были исполнителями уже готовых песен (они сменили аэдов с 8 в.). Постепенно они отказывались от песенного исполнения и перешли к декламации эпических преданий, сохранивших характер некоторой напевности и сопровождаемый выразительной жестикуляцией, поэтому место лиры занял увитый зеленью жезл-символ чудесной власти певца.

Эпос как литературный жанр восходит к устной традиции народных певцов. Сказания о Троянской войне, складывались в течение нескольких веков и облекались аэдами в художественную форму. Так сложились две большие эпические поэмы: военно-героическая «Илиада» и сказочно-бытовая «Одиссея». Их создание и окончательную реакцию древние греки приписывали одному из аэдов, которого предание называет Гомером.

В основу содержания «Илиады», «Одиссеи» легли предания из цикла мифов о Троянской войне. «Илиада», повествует о событиях 10 года войны, и рассказывает о гневе Ахиллеса, царя Фтии. Предводитель ахейского войска Агамемнон, отбирает у него его пленницу Брисеиду; Оскорбленный Ахилл отказывается от участия в сражениях и возращается к войску лишь после гибели его лучшего друга Патрокла. Мстя за смерть друга, он вступил в поединок с предводителем троянского войска Гектором, виновником смерти Патрокла и убил его.

«Одиссея» - сказочная поэма. В ней рассказывается о событиях, произошедших после окончания троянской войны, о возвращении на родину одного из греческих военачальников Одиссея, царя Итаки. В структуре «Одиссея» использует – первый в мировой литературе приём транспозиции (изложение прошлых событий в виде рассказа Одиссея).

Гуманизм Гомера, сострадание человеческому горю, восхищение внутренними достоинствами человека, мужеством, верностью долгу достигает ярчайшего выражения в сцене прощания Гектора с Андромахой. Это один из самых ярких эпизодов жертвенной любви в мировой литературе.

Персонажи Гомера статичны, односторонни. Каждый герой имеет своё лицо, отличное от других: Одиссей – хитроумный, Агамемнон – надменный, Парис – изнеженный. Елена – красива, Пенелопа – верная и мудрая жена, Гектор – мужественный. Односторонность в изображении оттого, что они предстают только в одной обстановке, и соответственно не могут проявиться все черты их характеров. Что касается развития характеров, то оно ещё не доступно Гомеру, и такие попытки изображения появятся только в конце V в. до н.э., в творчестве Еврипида. Для того, чтобы изобразить движение души, поэт использует весьма своеобразный приём: вмешательство богов. Это приём характерен для эпической традиции и призван, по-видимому, приподнять дух героев, так как тут руководят только достойными.

Эпос повествует о событиях и делах коллектива, а отдельной личностью интересуется мало. Боги Гомера антропоморфны: они обладают всеми человеческими слабостями, а иной раз даже пороками. От людей они отличаются только бессмертием.

 

Обострившиеся в VII-VI в. до н.э., в связи с идеологической борьбой противоречия между коллективом и личностью, привели к преобладанию в литературе этого периода жанра лирики, представляющей возможность самовыражения личности.

Термин «лирика» происходит от названия музыкального инструмента – лиры, под аккомпонемент которой исполнялись произведения лирического жанра. Греческую лирику VII-VI вв. до н.э. принято делить на три жанра: элегию, ямб и мелику.

В основе лирики лежит культурная, обрядовая и фольклорная песня. За каждым видом (жанром) лирики, как и за всяким жанром греческой поэзии, был закреплен определённый стихотворный размер (только мелические поэмы могли пользоваться различными размерами даже внутри одного стиха). Для элегии, развившейся согласно античной традиции из обрядной заплачки, причитания, характерно чередование гекзаметра, пентаметра, которое называют элегическим дистихом.

«Меж дурными людьми никогда не ищи себе друга –

Гавань плохая она. Мимо свой путь направляй».

В Греции элегия не имела обязательного скорбного характера. Она могла нести размышления на разные темы: военного, политического, любовного характера. Как все другие виды лирики, элегии большинства поэтов сохранились в незначительных фрагментах. До нас дошли фрагменты элегий таких поэтов, как Тиртей (военная элегия), Мимнерм (любовная элегия), Салон (политическая элегия).

Ямбическая поэзия была связана с культом богини плодородия Деметры. Для праздников плодородия был характерен разгул, перебранка, сквернословие, пение насмешливых и обличительных песен. Народ верил, что это помогает плодородию земли. Такие песни назывались ямбами.

Архилох (VII в. до н.э.) – крупнейший представитель этого жанра, писал двухсложным стихотворным размером (с ударением на втором слоге). Этот размер мы теперь называем ямбом. Архилох вел суровую жизнь наёмного воина, невзгоды ожесточили его. Язвительные насмешки, циническая откровенность, отчаянная брань – все это характерно для поэзии Архилоха. Несмотря на это, сила темперамента поэта и его талант были таковы, что современники высоко ценили его поэзию, ставя в один ряд с такими поэтами, как Гомер, Пиндар, Софокл.

Мелическая поэзия была в большей степени связана с музыкальным сопровождением. Её принято делить на сольную и хоровую.

Сольная мелика развилась на острове Лесбос, родине двух крупных поэтов: Алкея и Сапфо.

Алкей – (конец VII- нач. VI вв. до н.э.) – аристократ. Ненависть к черни привела его к изгнанию с родины и до нас дошел цикл его стихотворений «Песни борьбы», в котором отражены политическая жизнь Метилен.

В его творчестве присутствовали политические, застольные, любовные темы. Оно близко к народным песням и высоко ценилось его современниками.

Сапфо – (конец VII – первой половине VI в.в. до н.э.) – принадлежала к родовой аристократии, тоже долгое время жила в изгнании на о. Сицилия, но в конце жизни вернулась на родину, где умерла, бросившись в море из-за безответной любви. Эта легенда отражает характер лирики Сапфо, главной тягой которой была любовь

Анакреонт (VI в. до н.э.) – жил при дворах тиранов. Главные темы его творчества – вино и любовь, воспеваемые от имени жизнерадостного старика, считающего, что человек должен наслаждаться удовольствиями жизни. Глубоких и скорбных переживаний в эротической лирике Анакреонта нет. Увлечения поэта легковесны, он иронизирует над собой и любовными неудачами. Мрачного настроения он советует избегать при помощи дружеских пирушек, где разбавленное вино – спасение человека. У Анакреонта было многочисленное количество подражателей, а это говорит о чрезвычайной популярности поэта. Анакреонт был особенно любим Батюшковым, Пушкиным.

Древнегреческая трагедия происходит от ритуальных действ в честь Диониса.

Первыми драматургами считаются Феспис (современник Писистрата),Фриних, Херил. Они ввели актёра (второго и третьего ввели затем Эсхил и Софокл). Авторы же исполняли главные роли (крупным актёром был Эсхил, выступал как актёр и Софокл), сами писали музыку для трагедий, руководили танцами.

Три крупнейших трагика Греции  Эсхил, Софокл и Еврипид 

Основной мотив трагедии Эсхила — идея всемогущества рока и обречённость борьбы с ним. Общественный порядок мыслился определённым сверхчеловеческими силами, установленным раз и навсегда.

В центре трагедий Софокла стоит конфликт между родовой традицией и государственным авторитетом.

Еврипид отрицает религию. Его «Беллерофонт» изображает борца, поднявшего бунт против богов за то, что они покровительствуют вероломным правителям из аристократии. «Их (богов) нет там (на небе), — говорит он, — если люди не хотят безумно верить старым сказкам». В произведениях настроенного атеистически Еврипида действующими лицами драма являются исключительно люди. Если он и вводит богов, то лишь в тех случаях, когда требуется разрешить какую-нибудь сложную интригу. Драматическое действие мотивируется у него реальными свойствами человеческой психики. Величавых, но душевно упрощённых героев Эсхила и Софокла сменяют в произведениях младшего трагика если и более прозаичные, то усложнённые характеры. Софокл так отзывался об Еврипиде: «Я изображал людей такими, какими они должны быть; Еврипид же их изображает такими, каковы они в действительности».

Трагедия Софокла признается канонической формой греческой трагедии. Он впервые вводит перипетию. Он замедляет стремительность действия, характеризующую трагедию его предшественника Эсхила. Действие у Софокла как бы нарастает, приближаясь к катастрофе, за которой ещё следует развязка. Этому способствовало введение им третьего актёра. Классическое строение трагедии (устновившееся у Софокла) таково.

Трагедия начинается с (декламационного) пролога, за ним следует выход хора с песней (парод), затем — эписодии (эпизоды), которые прерываются песнями хора (стасимами), последняя часть — заключительный стасим (как правило, решённый в жанре коммоса) и уход актёров и хора — эксод. Хоровые песни делили трагедию таким образом на части, которые в современной драме называются актами. Хор (во времена Эсхила 12 человек, позже 15) в течение всего представления не покидал своего места, поскольку постоянно вмешивался в действие: он содействовал автору в выяснении смысла трагедии, раскрывал душевные переживания его героев, давал оценку их поступков с точки зрения господствующей морали. Присутствие хора, а также отсутствие декораций в театре лишало возможности переносить действие с одного места на другое. Надо прибавить ещё отсутствие у греческого театра возможности изобразить смену дня и ночи — состояние техники не позволяло пользоваться световыми эффектами.

Отсюда происходят три единства греческой трагедии: места, действия и времени (действие могло совершаться лишь от восхода до захода солнца), которые должны были усилить иллюзию реальности действия. Единство времени и места в значительной мере ограничивало характерное для эволюции рода развитие драматических элементов за счёт эпических. О ряде необходимых в драме событий, изображение которых нарушило бы единства, можно было лишь сообщать зрителю. О происходившем вне сцены рассказывали так называемые «вестники».

В эллинистические времена трагедия следует традициям Еврипида. Традиции древнегреческой трагедии подхватывают драматурги Древнего Рима.

РИМСКАЯ  ЛИТЕРАТУРА.

Римская литература является новым этапом в развитии античной литературы; древнегреческая и римская литературы создавались и развивались в условиях рабовладельческой формации. Рим в основных чертах прошёл тот же путь развития, что и древняя Греция. Преемственные связи римской и греческой культуры обнаруживаются во всех культурных проявлениях этико-эстетического порядка.

Римляне заимствовали у греков множество литературных жанров, различные поэтические формы, стихотворные размеры, сюжеты, приёмы, драму. Однако это не означало полную копию того, что было, это оригинальная культура художественного творчества со своей самобытностью и самостоятельностью.

«Золотой век» римской литературы определяется периодом времени между смертью Цезаря (44г. до н.э.) и смертью Августа (14г. н.э.) этот период в политической истории Рима назывался периодом принципата Октавиана Августа.

Литература этого периода представлена двумя основными течениями официальным, поддерживающим политику Августа и оппозиционным ему.

Из поэтов близких официальной идеологий принципата были Вергилий и Гораций.

Вергилий (70-19гг. до н.э.)

Публий Вергилий Марон создал три крупных произведения «Буколики» («Пастушеские стихотворения»), дидактическую поэму «Георгики» («О земледелии») и эпическую поэму «Энеида».

 «Буколики» - сборник из 10 эклог (буколических стихотворений). При их создании Вергилий ориентируется на пастушескую идиллию греческого поэта Феокрита, заимствуя её композиционную форму, молитвы, а иногда и целые сценки, а также пользуясь характерными для данного жанра образами и приёмами.

Поэт затрагивает злободневную для Рима этого периода тему: воспевает сельское хозяйство, восхваляет труд земледельцев, что соответствовало и позитивной программе принцепса. Настроению же широких масс римских земледельцев были созвучны и мотивы идеализации сельской жизни, и мотивы осуждения войны, пронизывающие пастушеские песни Вергилия.

Самым крупным произведением Вергилия была его эпическая поэма «Энеида».

Поэма повествует о приключениях троянского героя Энея, которому было предназначено богами остаться в живых после гибели Трои, прибыть в Италию и основать там будущее Римское государство. Уже в самом сюжете заложена тенденция к прославлению Октавиана Августа, происходящего от Иула, сына Энея.

В системе выразительных средств поэмы присутствуют специфические элементы, обеспечивающие динамичность и драматизм повествования. Вергилий избегает традиционных эпических повторений; потребляемые им эпитеты непостояные, а выражающие признак предмета или характерную черту героя, важную для них в данной ситуаций.

«Энеида» - эпическая поэма, такова она и по замыслу самого поэта, вступавшего в соревнование с Гомером. Но поэме присущ лирико-драматический характер, направленный на возбуждение у читателя эстетического эффекта – страха, гнева, сострадания и гордости.

Квинт Гораций Флакк – поэт официального направления принципата Августа. В начале своего жизненного пути на стороне республиканцев, сражался в битве при Филиппе в легионах Брута, но после поражения, возвратившись в Рим, изменил свою политическую ориентацию и стал сторонником Августа, певцом его деяний.

Гораций писал «Эподы», «Сатиры», «Оды», «Послания».

«Сатиры» Горация представлены двумя сборниками: первый содержит 10 сатир, а второй – 8. В сатирах поэт обращается к морально-философской тематике. Критикуя определённые человеческие пороки и недостатки. Гораций высказывает свои жизненные принципы. Главный принцип «довольства малым», основанный на эпикурейской философии, выливается в проповедь сельской жизни на лоне природы, вдали от волнений городской суеты. Проблемы личного счастья связана с философией умеренности, примером которой он считает собственную жизнь: он довольствуется тихой жизнью в имении, подаренном ему Меценатом, где его обслуживает всего несколько рабов, и плодами земли своего имения.

Наибольшую славу принесли Горацию его «Оды». Тематика горациевых од разнообразно: это и дружеские послания, и философские размышления, и гимны богам, любовная и гражданская лирика. Первая книга открывается стихотворением, где Гораций говорит о своем поэтическом призвании, получившем поддержку могущественного покровителя Мецената. К нему и обращены первые строки оды:

 «Славный внук, Меценат, праотцев царственных,

О отрада моя, честь и прибежище!»

Ода 30 из 3 книги, получившая название «Памятник», обрела наивысшую славу и пользуется всемирной известностью. Вот её заключительные строки:

«… Славой заслуженной,

Мельпомена, гордись и, благосклонная,

Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу».

Римская элегия.

Наряду с официальным литературным направлением эпохи принципата существовало и оппозиционное направление, представители которого культивировали жанр римской любовной элегии. Римская элегия оформилась и достигла расцвета в тех кругах, которые пострадали от гражданских воин, относились оппозиционно к Августу и искали успокоения в уходе от активной политической жизни.

Овидий (43 г. до н.э. –18г. н.э.)

Путлий Овидий – самый крупный из римских поэтов. В его творчестве можно выделить три этапа – любовная поэзия, поэзия на учено-мифологические темы и стихи и периода изгнания.

Первый период творчества ознаменовал сборником «Послания героинь» и дидактической поэмой «Наука о любви». Второй период творчества интересен «Метаморфозами». Поэма «Метамарфозы» - выдающееся произведение римской литературы. В ней около 250 различных мифов, объединенных в единое произведение («непрерывная песня»). Начинается поэма с мифа о сотворения мира, а заканчивается превращением Юлия Цезаря после смерти в звезду.

 «Метаморфозы» сочетают в себе различные жанры: элегию, эпос, дидактику. Для неё характерна динамическая композиция материала, она насыщена глубокими образами. Вместе с тем в ней - глубокий психологизм, поэт умело передает оттенки переживаний героев.

Меткие эпитеты, искусные сравнения, аллегории, красоты и чудесные превращения природы обеспечили ей достаточное место среди памятников мировой культуры.

Третий период ознаменован «Скорбными элегиями». Это период ссылки Овидия (78-18 г. н.э.). В этих элегиях звучат жалобы поэта на свою горькую судьбу, просьбы о помиловании. В «Скорбных элегиях» и «Посланиях», проникнутых сильными, искренними переживаниями самого поэта, открывался новый жанр римской поэзии – субъективной элегии. Пушкин назвал Овидия «певцом любви и страсти нежной».

Луций Анней Сенека (4г. до н.э. – 65г н.э.) родился в Испании, в городе Кордуба (Кордоба), но вырос в Риме, где получил историческое и философское образование.

Сенека был воспитателем Нерона (впоследствии был обвинен в заговоре против Нерона и вынужден был покончить жизнь самоубийством). Сенека – стоик и его философские мысли нашли отражение в «Утешительных посланиях».

Все трагедии написаны Сенекой на греческие сюжеты («Медея», «Эдип», «Федра», «Агамемнон» и т.д.), но в отличие от древнегреческих трагиков, верящих в творческие силы человека. Сенека рисует своих героев игрушкой в руках слепого рока. Центральные образы трагедий (Медея, Эдип, Федра) является демонстрацией гибельности подчинения человека своим страстям. Так, в трагедии «Медея» героиня даёт волю своим безумным страстям, доводящим её до ужасного преступления – убийства собственных детей. В трагедиях Сенеки находит свое отражение жестокая эпоха Нерона: таковы многочисленные картины истязаний и убийств, описания злодейств и ужасов; зловещие гадания, подробности жертвоприношений.

Сенека является автором ряда философских трактатов и большого числа «Нравственных писем к Луцинию».

Трагедии Сенека оказали влияние на развитие европейской драмы (на творчество Шекспира, Корнеля, Расина).

Апулей (род. ок. 125 г. н.э.) был представителем поздней римской литературы. Считал себя философом – платоником, был плодовитым и разносторонним писателем. Известность Апулей приобрёл романом «Метаморфозы», получившим впоследствии название «Золотой осел». Сюжет романа основан на фантастическом превращении героя романа (Луция) в осла, который, попал в руки разных владельцев, становится свидетелем грязных людских дел. Апулей показал в романе бесправное положение мелких земледельцев, изобразил произвол богачей и императорских чиновников, красочно нарисовал жизнь современной ему римской империи.

Во вставных частях романа имеется богатый фольклорно-новеллистический материал. Всемирной известностью пользуется вставленная в роман сказка об Амуре и Психее – красивейшая легенда о неземной любви и о наказании за излишнее любопытства, а также искупление за порок.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
8121. Античная философия, ее основные школы 40 KB
  Фалес полагал что душа разлита во всем сущем.Пифагор учил что душа бессмертна.Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность.По словам Аристотеля Анаксагор первый трезвый мыслитель: если он не прямо высказал что Вселенная есть Ум одействотворяющийся вечным процессом то он тонко понял что это самодвижущаяся душа.
3694. Зарождение этики. Античная и современная этика 24.3 KB
  Среди многообразия философско-этический учений особое место занимает учение Сократа. Свои философско-нравственные взгляды Сократ излагал в беседах, спорах, главной целью которых было выяснение вопроса о смысле жизни через самопознание...
2594. Литература 1760―1770-х годов 66 KB
  Становление русской художественной прозы: Ф. Особенности развития русской драматургии. – период характеризующийся разнородными нередко трудно совместимыми поисками в русской литературе неоднолинейностью литературного процесса. Истоки сентиментализма и предромантизма в русской литературе обнаруживаются на грани 1750–1760х гг.
3154. Литература проектов. Ф.Салтыков и И.Посошков 48.68 KB
  Посошков Другим видным представителем политической мысли петровского времени был Иван Тихонович Посошков 1652 1726. Посошков начал с должности денежного мастера но уже в 1697 г. Посошков увлекся купеческим делом и с братом открыл винокуренный завод а затем лично сыскал самородную серу и бил челом о помощи в устроении предприятия по серокурению. Посошков открыл фабрику игральных карт затем он некоторое время подвизался на водочном сидении у Каменного моста на Москве а в 1710 г.
15780. Корейская литература: История и современность 14.03 KB
  История корейской литературы восходит к древне корейскому фольклору начало нашей эры. Древнейшими образцами литературы на корейском языке записывавшиеся до середины XV в. Для литературы периода Корё характерно более широкое использование китайских иероглифов. Постепенно художественная проза отделяется от исторической литературы т.
10341. Зарубежная литература XVII-XVIII веков 38.83 KB
  Во внешнем мире: народ, узнав, что есть наследный принц (до этого вопрос наследования престола был открыт, король Басилио приблизил к себе двух племянников, одного из которых и хотел сделать королем) поднимает восстание, свергает Басилио и освобождает Сигизмунда
3558. ГДЗ по литературе. ГДЗ 10 клас, литература. Все сочинения по литературе за 10 класс 121.9 KB
  The grmmticl ctegories which find forml expression in the outwrd structure of the verb re first the ctegory of finitude dividing the verb into finite nd nonfinite forms this ctegory hs lexicogrmmticl force; second the ctegories of person number tense spect voice nd mood. The ctegory of mood expresses the chrcter of connections between the process denoted by the verb nd ctul relity in other words it shows whether the ction is rel or unrel. This ctegory is relized through the opposition of the direct indictive mood forms of the...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.