СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время нередко сложно отличить попытки разъяснить значение тех или иных мероприятий показать их преимущества для большинства населения страны от попыток манипулировать общественным мнением – то есть вводить в заблуждение. Задача политической статистики – организовать объективное статистическое наблюдение за состоянием и динамикой общественного мнения создать систему взаимосвязанных показателей позволяющих однозначно измерить: отношение населения к политическим силам и инициативам; факторы влияющие на мнение электората;...

2015-09-03

9.7 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Программная секция 2

«Статистика и социально-экономическое развитие»

Сессия 2.2. Взаимосвязь официальной статистики и общества: проект CROS (Collaboration between Researchers and Official Statisticians) для России 

Салин В.Н., доц. Архангельская Л.Ю.

(Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации)

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

С развитием демократических институтов реализация любых политических решений должна сопровождаться предварительной подготовкой общественного мнения.  С одной стороны и, прежде всего, необходимо объективно учитывать сложившееся общественное мнение, а с другой – оказывать на него воздействие, чтобы объяснять преимущества тех или иных инициатив.

В настоящее время нередко сложно отличить попытки разъяснить значение тех или иных мероприятий, показать их преимущества для большинства населения страны от попыток манипулировать общественным мнением – то есть  вводить в заблуждение.  

В настоящий момент в государственной статистике России нет единой системы показателей политической статистики, а также единого методологического подхода к трактовке предмета политической статистики.

Задача политической статистики – организовать объективное статистическое наблюдение за состоянием и динамикой общественного мнения, создать систему взаимосвязанных показателей, позволяющих однозначно измерить:

  •  отношение населения к политическим силам и инициативам;
  •  факторы, влияющие на мнение электората;
  •  предложить набор методов статистического анализа, позволяющих оценить политические предпочтения общества.

В настоящее время основными источниками информации о политических предпочтениях в обществе являются результаты референдумов, специально организованных выборочных обследований, проводимых Федеральной службой государственной статистики (ФСГС), Фондом общественного мнения, СМИ, Центральной избирательной комиссией (ЦИК), а также показатели статистики, характеризующие трудовые ресурсы, занятость, уровень жизни, благосостояние, уровень социального обеспечения и социальной защиты и т.д.

В связи с демократизацией и политизацией современного общества, вовлечением в политическую жизнь различных слоев населения, усложнением политических процессов, многопартийностью, изменением личных приоритетов индивидов и отдельных социальных групп необходима разработка системы новых статистических показателей для анализа политической сферы жизни общества на уровне государственной статистики.

Статистическая информация, которую мы находим в перечисленных источниках, часто противоречива и не позволяет сориентироваться в быстро меняющейся общественно-экономической среде.  Общеизвестны случаи, когда уважаемые общественные и политические деятели, обращаясь к одной и той же информации, делают противоположные выводы.  Действительно, используя определенные статистические приемы, можно по-разному представить и интерпретировать одни и те же данные.  Особое внимание при воспитании нового поколения политиков необходимо уделить привитию компетенций практического применения статистической методологии в политическом анализе электората, построении рейтингов политических деятелей, партий, движений, политических платформ и программ.

Систематизация приемов и методов наблюдения, анализа политической статистики позволит выработать, обсудить в профессиональном сообществе и принять статистические процедуры, которые дадут возможность разграничить корректное применение методов оценки и интерпретации событий от некорректных.

Формируя программу, определяющую предметную область политической статистики, для обучающихся, безусловно, необходимо иметь ввиду разделы теоретической статистики, освещающие проблемы статистического наблюдения, сводки и группировки, анализа статистической информации.  Вместе с тем, особое внимание необходимо уделять проблемам организации выборочных наблюдений  общественного мнения и оценки точности их результатов; методам статистического анализа при изучении общественного мнения.  Знание статистической методологии обеспечивает владение навыками политического анализа и прогнозирования, которые в свою очередь опираются на необходимость иметь представление об аналитической и прогностической функциях современной политологии, знание методов сбора и первичной обработки политической информации, методологию и методику политического анализа. Другими словами, они взаимосвязаны.

Изучая проблемы политической статистики необходимо освоить системы показателей, характеризующих развитие отраслей экономики и социальной сферы, наиболее чувствительные для общества.  Например, в настоящее время необходимо внимательно относиться и объективно оценивать систему показателей, характеризующих развитие пенсионной системы, системы социального страхования и обеспечения населения, обороноспособность, развитие таких отраслей как культура, туризм, физическая культура и спорт, здравоохранение, образование и т.д.

Программа подготовки политологов в Финансовом Университете при Правительстве Российской Федерации предполагает изучение статистики населения, где рассматриваются особенности статистического изучения социальной структуры населения, социальной мобильности, миграционного движения населения. Основные группировки, применяемые для изучения социальной структуры населения страны (по полу и возрасту, профессии, национальности, городское и сельское население, уровень образования, социальный статус и др.). Показатели изменения численности групп населения в соответствии с классификациями. Общие и частные показатели миграционного движения населения. Показатели социальной мобильности.

Поскольку низкий уровень безработицы является индикатором уровня развития демократического общества программа подготовки политологов предполагает (в соответствии с международной классификацией населения по статусу в занятости) изучение общих и частных показателей занятости и безработицы, изучение движения численности занятых и безработных.  Также следует учитывать такие показатели как коэффициенты оборота по приему, увольнению, текучести кадров, постоянства состава и замещения, показателей трудовых конфликтов и их классификацию.

Следующий важный раздел – статистика условий жизни населения.  В данном разделе анализируется уровень доходов населения, их структура. Понятие реальных и номинальных доходов. Статистические группировки населения по уровню доходов. Бюджеты домохозяйств. Организация статистического наблюдения за домохозяйствами.

Одним из центральных моментов, определяющих содержание политической статистики, является изучение расслоения общества по уровню дохода, показателей дифференциации,  уровня, глубины и остроты бедности.  Необходимо измерять степень влияния уровня доходов населения на политическую активность.

В этом разделе политической статистики, наряду с вышеперечисленными, рассчитываются макроэкономические показатели потребления населения: фактическое конечное потребление домашних хозяйств, баланс денежных доходов и расходов населения, социальные трансферты в денежной и натуральной форме, структурные группировки домашних хозяйств по уровню потребительских расходов; изучается дифференциация и концентрация домашних хозяйств по уровню потребительских расходов.  Методология проведения выборочных обследований домашних хозяйств. Статистика потребления продовольственных и непродовольственных товаров, статистика потребления рыночных и нерыночных услуг населением.

Одной из проблем, затрудняющих использование данных макроэкономической статистики, является непонимание содержания разрабатываемых показателей большинством населения.  Например, макроэкономические показатели статистики социального обеспечения и социальной защиты населения: доля в структуре ВВП и ВНД  затрат на социальные трансферты,  доля затрат на социальное обеспечение и социальную защиту населения в показателях конечного использования ВВП, ВРНД, ЧРНД и др. нуждаются в соответствующей адаптации для понимания большинством.

Значительное место в системе показателей политической статистики принадлежит показателям сферы социального обеспечения и социальной защиты населения, характеризующих совокупность законодательно определенных механизмов предоставления населению (домашним хозяйствам) на безвозмездной основе  в денежной и натуральной форме социальных трансфертов (гуманитарная помощь, пособия, дотации, компенсации), гарантий обеспечения прав в социальной сфере.

На политическое состояние общества большое влияние оказывает такой фактор как наличие и использование свободного времени.  Бюджеты свободного времени населения в целом и по отдельным его группам: по полу, возрасту, национальности, уровню образования, социальному статусу – одно из направлений исследований политической статистики.

Большое политическое значение имеют результаты международных сопоставлений показателей, характеризующих уровень жизни в обществе.  Прежде всего, это индекс развития человеческого потенциала как интегральная характеристика уровня социального развития страны за определенный период.  Анализ составляющих индекса развития человеческого потенциала страны предполагает расчет показателей долголетия (средней продолжительности жизни для условного поколения базисного года), уровня образования населения (средневзвешенный индекс из индексов грамотности взрослого населения и индекса совокупной доли учащихся в учебных заведениях в общей численности населения от 6 до 24 лет), уровня жизни населения (индекс  реального ВВП на душу населения в долл. США, определенного по паритету покупательной способности валюты).

Предложенная система показателей политической статистики в той или иной степени определяет отношение населения к политической и общественной жизни общества.  Основные показатели, характеризующие политическую и общественную жизнь общества, изучаемые при подготовке политологов в Финансовом Университете, сводятся к характеристике избирательной системы, выборных органов государственной власти, органов государственного управления и местного самоуправления, политических и массовых общественных организаций, результатов изучения общественного мнения, социальной напряженности в обществе и методологии их анализа.

Использованная литература:

  1.  Бычкова С. Г. Социальная статистика. /Учебник – М.: ФиС, 2012
  2.  Международная статистика: учебник/ Под ред. Б.И. Башкатова, А.Е. Суринова. - М.: Издательство Юрайт, 2010.-671 с.
  3.  Основы международной статистики Учебник/Под общ. Ред. д-ра экон. Наук Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  4.  Салин В.Н., Архангельская Л.Ю. «Политическая статистика»: Рабочая программа дисциплины по выбору. – М.: Финуниверситет, 2011.
  5.  Салин В.Н., Архангельская Л.Ю. «Политическая статистика»: Учебное пособие М.: Финуниверстет, 2012
  6.  Социальная статистика: Учебник./Под ред. И.И. Елисеевой- М.: Финансы и статистика, 2001.
  7.  Социально- экономическая статистика: Учебник/ Под ред. Ефимовой М.Р. – М.: Финансы и статистика,2009.
  8.  Социально- экономическая статистика: Учебник/В.Н. Салин и Е.П. Шпаковская. – М.: Юристъ, 2001



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16625. Вступление России в ВТО и ОЭСР: перспективы и роль российской статистики 3.5 KB
  Перспективы и роль российской статистики Процесс вступления России в ВТО и ОЭСР поставил перед российской государственной статистикой новые вызовы связанные с обеспечением международных организаций своевременными и гармонизированными данными. Приведение отечественной статистической методологии и практики в...
16521. Некоторые проблемы современной экономической статистики России и других стран СНГ 10.96 KB
  Заместитель Председателя Статкомитета СНГ г. Москва Некоторые проблемы современной экономической статистики России и других стран СНГ 1. В настоящем докладе имеется в виду кратко рассмотреть проблемы в ключевых разделах экономической статистики данные которых используются органами государственного управления для анализа различных аспектов экономического процесса и принятия решений по вопросам формирования экономической и социальной политики а также для представления их различным международным организациям в том числе органам СНГ на которые...
19775. Инфляционные процессы в России. Проблемы и перспективы 32.12 KB
  Интенсивный инфляционный пресс всегда сопровождает преобразование административно-коммерческой системы в рыночную. Корни его находятся в структурно-системных диспропорциях развивающегося хозяйства, поэтому антиинфляционная политика государства должна включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых мер, нужно снять все барьеры на пути действия рыночных механизмов, чтобы преодолеть все структурные, управленческие и монетарные глубинные причины инфляции.
13993. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 489.52 KB
  Тенденции глобализации бизнеса, развития международной конкуренции, телекоммуникаций и Интернета и другие формирующиеся особенности новой экономики обусловливают необходимость пересмотра взглядов отечественного менеджмента на проблемы эффективного управления предприятиями в направлении обеспечения адекватности применяемых методов и инструментов принципам современной управленческой парадигмы.
21704. Предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития 152.75 KB
  Выявить различные подходы к понятию предпринимательства в современной экономической науке; определить особенности предпринимательства как фактора производства; описать последствия предпринимательства в производственной деятельности; проанализировать исторический опыт развития предпринимательства в России и сформулировать основные особенности предпринимательства на современном этапе;
16933. Инновационное развитие России: проблемы становления и перспективы развития 190.62 KB
  Особенности современного этапа развития мирового сообщества проявляются в интеграции хозяйственной деятельности и глобализации экономического пространства что приводит к обострению конкурентной борьбы на мировом рынке в результате чего улучшение социально-экономического положения происходит исключительно в наиболее эффективных странах. Необходимость перехода России к инновационной модели функционирования сопряжена с нарастающими противоречиями в эффективности существующей модели развития отсутствием значительной диверсификации экономики и...
16437. Москва МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. 19.13 KB
  Малый инновационный бизнес – это основная питательная среда не только для российской экономики в целом но и для крупного бизнеса в частности. Предприниматели не хотят заниматься инновационной деятельностью в связи с высокой рискованностью бизнеса и отсутствием спроса на инновации а так же в связи с отсутствием достаточной поддержки инновационной деятельности со стороны государства которая свойственна для развитых стран. Дело в том что бизнес-образование в России ещё только начинает развиваться часто оно неэффективно и является копией...
18000. Социальное страхование. Проблемы и перспективы социального страхования в России 37.88 KB
  Сравнительная характеристика форм социального страхования. Понятие социального страхования и его особенности. Роль социального страхования в современных условиях. Добровольное социальное страхование
7437. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ НА РЫНКЕ ЛЕЧЕБНО–ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА РОССИИ И МИРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 5.32 MB
  Оздоровительный отдых – это многогранная поддержка для тех, кто желает поправить своё здоровье, получить медицинскую консультацию у специалистов мирового уровня, отдохнуть, расслабиться, похудеть и изменить внешность на курортах и центрах талассотерапии в здравницах различного уровня сервиса.
20281. Языковая политика России и Европы в условиях современной миграционной ситуации: проблемы и перспективы адаптации мигрантов 2.24 MB
  Проблема социокультурной правовой языковой адаптации и интеграции трудовых мигрантов остается в центре внимания исследования социологических лингвистических и педагогических наук. Актуальность данной проблемы в первую очередь связана с увеличивающимся потоком мигрантов и влиянием взаимообратных процессов между принимающим населением и мигрантами. Язык и культура это эффективные инструменты в адаптации и интеграции мигрантов.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.