Приоритеты государственной политики занятости в условиях глобализации экономики

Тем самым актуализируется важность эффективной государственной политики занятости ГПЗ. В узком понимании политика занятости направлена на максимальное вовлечение экономически активного населения в трудовую деятельность. В широком понимании политика занятости представляет собой относительно самостоятельную часть социально-экономической политики направленную на: расширение возможностей занятости посредством содействия созданию достойных рабочих мест; формирование рабочей силы определенного качества в соответствии с требованиями и...

2015-09-03

29.91 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Приоритеты государственной политики занятости в условиях глобализации экономики

Татьяна Юрьевна Базыленко

г. Москва, Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

Возрастающая интегрированность в мировое сообщество, в том числе вступление в ВТО, усиливают «волатильность» российского рынка труда. Тем самым актуализируется важность эффективной государственной политики занятости (ГПЗ). В узком понимании политика занятости направлена на максимальное вовлечение экономически активного населения в трудовую деятельность. В этом случае объектом государственного воздействия является безработное население, а целью политики  – минимизация безработицы и смягчение ее последствий. В широком понимании политика занятости представляет собой  относительно самостоятельную часть социально-экономической политики, направленную на: расширение возможностей занятости посредством содействия созданию достойных рабочих мест;  формирование рабочей силы определенного качества в соответствии с требованиями и перспективами развития экономики; рациональное распределение и перераспределение рабочей силы по отраслям и регионам; эффективное использование рабочей силы. Объектом политики занятости в этом случае является все трудоспособное население, а целью – реализация права не только на свободно избранную и полную, но и продуктивную занятость, сопряженную с высоким уровнем социальной защиты граждан.  

Традиционное разделение ГПЗ на активную и пассивную политику, является упрощенным, поскольку в чистом виде они встречаются крайне редко. Более корректным было бы говорить о преобладании одного из видов. Критерием зрелости ГПЗ, на наш взгляд, может являться факт переноса центра тяжести из области борьбы с последствиями негативных явлений в занятости в область применения превентивных мер и создания благоприятной среды для развития занятости, то есть реализация преимущественно активной политики занятости (АПЗ). По оценкам исследователей, часто наблюдается неэффективность ГПЗ, а в условиях трансформации экономики из-за повышенной нестабильности вероятность ее тем более возрастает. Это вызвано, прежде всего, сложностью абсолютно точного прогноза эффекта проводимых реформ в силу многофакторности самой экономики. Проблемы точного диагноза состояния занятости связаны с весьма медленным переходом к международной системе показателей занятости. Ощутим недостаток специальных обследований, а те локальные, которые проводятся, недостаточно репрезентативны, чтобы служить основанием для разработки ГПЗ. Более того, и это признают эксперты1, статистика безработицы отражена значительно детальнее, чем статистика занятости. В связи с этим, регулярные выборочные обследования домашних хозяйств должны являться основным источником информации о занятости. Главным образом, вышеуказанное - это следствие недооценки роли статистики как источника важнейшей информации для принятия решений в рамках ГПЗ.

Реализация активной политики занятости базируется на основных закономерностях развития региональных рынков труда в России, среди которых могут быть выделены:

- универсальные – вызываемые глобализацией экономики, ускорением процессов диверсификации и развитием инновационного сектора, опережающим развитием рынков труда мегаполисов и стагнацией рынков труда периферийных районов в связи со снижением конкурентоспособности их экономики, что ведет к росту интенсивности миграции, особенно маятниковой;

- общероссийские – связанные с усилением территориальных диспропорций развития региональных рынков труда; критическим уровнем безработицы в сельской местности и небольших городских поселениях; ростом рынков труда в мегаполисах; сокращением численности  трудоспособного населения; ростом структурной безработицы и др.; высоким удельным весом занятых в теневой экономике; низким уровнем межрегиональной трудовой миграции; слабой зависимостью показателя уровня занятости от темпов экономического роста в регионах;

- специфические – характерные лишь для некоторых субъектов Российской Федерации (влияние национальных особенностей на структуру занятости; высокий естественный прирост трудовых ресурсов в отдельных национальных образованиях; кризис монопрофильных поселений; отдаленность ряда районов и местностей от центров социально–экономической жизни)

Актуальность «регионализации» решений, принимаемых сверху, обязывает взвешенно относиться к координированию имеющихся противоречий, имеющихся в связи с необходимостью разграничения федеральной и региональной составляющей ГПЗ, что предполагает четкое распределение  полномочий и функций между федеральными и региональными  органами  государственной власти. Объем потенциальных государственных услуг в области содействия занятости населения предполагает оценку регионального «плато» численности граждан, обратившихся в службу занятости (СЗ) за помощью. На сегодняшний момент динамика обращений в СЗ представлена на рис.1.

Рис. 1. Численность граждан, обратившихся в СЗ за содействием в поиске подходящей работы и признанных безработными.

Среди основных результатов реализации ГПЗ в условиях передачи полномочий регионам можно выделить следующие ключевые пункты [1,3]:

участниками мероприятий активной политики занятости – в 2011 г. стали 10,7 млн. человек (в 2010 г. - 12,2 млн. человек), из которых 5,4 млн. человек (в 2010 г. - 6,4 млн. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости трудоустроено 3,4 млн. человек (в 2010 г. - 4,0 млн. человек) или 63,3% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в 2010 году – 62,1%). Финансирование осуществлялось из бюджетов субъектов РФ:

  1.  по организации профессиональной ориентации – 3494,9 тыс. граждан;
  2.  по профессиональному обучению – 379,2 тыс. безработных граждан;
  3.  по социальной адаптации на рынке труда – 293,4 тыс. безработных граждан;
  4.  по психологической поддержке – 255,3 тыс. безработных граждан;

по содействию самозанятости – 226,0 тыс. безработных граждан.

Международные нормы являются базовым ориентиром при разработке ГПЗ [2]. Так, например,  Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» провозглашает именно активную политику занятости главной целью в процессе стимулирования экономического роста, повышения уровня жизни. Согласно докладу МОТ 2004 г. активная политика на рынке труда, сочетающая подготовку профессиональных кадров и создание рабочих мест, способствует большей занятости и стабильности рабочих мест и вносит вклад в достижение более справедливой глобализации. Степень защиты работника в случае потери им своего рабочего места является одним из факторов, формирующим представление работника о гарантированности трудоустройства, и является, таким образом, важным компонентом понятия «достойный труд» [4,5]. Показательны примеры Голландии и Дании, где трудящиеся обеспечены более прочными гарантиями занятости по сравнению с трудящимися Японии и США. Такое положение объясняется тем, что Голландия и Дания расходуют больше средств на проведение активной политики на рынке труда (1,6 % ВВП, в то время как США и Япония - около 0,2%)2.

В нашей стране можно выделить следующие факты, свидетельствующие о развитии АПЗ: 1) расходы государства на пассивные меры выросли в 2,5 раза, а на активные, за исключением затрат на содержание служб занятости — в 12 раз; 2) в 2008 г. все расходы на политику занятости составляли 0,09% от ВВП, в т.ч. пассивные меры - 0,05% от ВВП, а  в 2009 г. все расходы составили 0,28% от ВВП, на пассивные меры - 0,13% ВВП (см. рис.2). В тоже время,  анализ финансирования политики на рынке труда России и стран-членов ОЭСР свидетельствует о том, что меньше России на эти цели (в % к ВВП) тратила только Мексика [6].

Рис. 2. Изменения в структуре расходов на финансирование ГСЗ в РФ (2008-2009 г.г.)

За счет региональных программ резко выросла доля расходов на меры активной политики на рынке труда (*АПРТ - активные программы на рынке труда).

Таким образом, возможности при реализации АПЗ в условиях глобализации экономики заключаются в разработке новых направлений активной политики занятости населения, которые должны проводиться на основе ее адресности, решении конкретных задач по содействию в трудоустройстве гражданам, испытывающим трудности в поиске работы.  Крайне важно то, что активная политика занятости должна способствовать уменьшению структурных перекосов на рынке труда в результате повышения мобильности работников, их профессиональной адаптации к заявленному спросу и содействия трудовой миграции в регионы с благоприятной конъюнктурой. Повышение трудовой мобильности становится важным средством сдерживания роста безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда, а потому государству совместно с работодателями следует в ближайшей перспективе наладить механизм внутренней трудовой миграции, в том числе для того, чтобы окончательно не потерять российские регионы. Насущным остается выбор приоритетных направлений программ активной политики занятости на уровне конкретных регионов-субъектов РФ, обладающих территориальной спецификой, особенно в условиях уменьшающегося финансирования АПЗ из средств местных бюджетов. Это позволит сохранить в прежнем объеме и не допустить «провалы» в реализации традиционных мероприятий АПЗ с целью скорейшего трудоустройства безработных и реинтеграцию их в социум и преодолеть те объективные ограничения, которые выдвигает современное состояние рынка труда. Стратегия активной политики занятости должна заключаться в переходе от сиюминутного решения кризисных ситуаций к устойчивым и постоянным мерам и стать гибким инструментом компенсации издержек глобализации. При этом следует учитывать как зарубежный опыт проведения АПЗ, так и специфику различных регионов РФ. В целом, для нахождения оптимальных путей  совершенствования программ активной политики содействия занятости населения в регулировании регионального рынка труда представляется крайне важным вычленять ключевые факторы, влияющие на реализацию АПЗ, и применять адаптированные к условиям конкретного региона методики оценки эффективности активных программ на рынке труда.

Литература:

1. Доклад Руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ю.В. Герция «Об осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения в 2011 г.», М. – 2012.-254 с.

2. Алле М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. Эмпирическая очевидность. М.: ТЕИС, 2003. - 314 с.

3. Государственная политика на российском рынке труда: реалии и перспективы / Под общ. ред. Л.Ю. Ельцовой. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. - 316 с.

4. Колосова Р.П., Артамонова М.В., Василюк Т.Н., Луданик М.В., Разумова Т.О. Глобализация экономики и занятость населения. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000. - 106 с.

5. Филиппова Н.А. Формирование рынка труда и механизм реализации политики занятости: федеральный и региональный аспекты. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - 232 с.

6. Доступ к эл.источнику : http://www.opec.ru/1245528.html

 

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

6 031 028

8 477 422

6 413 300

5 364 342

2 758 871

4 561 537

3 539 191

2 862 224

обратилось в поиске работы

признано безработными

35%

13%

55%

48%

10%

6%

33%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

2008

2009

Региональные программы

Регулярные АПРТ*

Пассивные меры, всего

Услуги  на рынке труда

1 Подробнее  см. подборку журнала «Вопросы статистики 2010-2012 г.г.

2 Специалистами МОТ в области глобализации(ILO Global Employment Agenda), также отмечается, что большинство стран, которые считаются открытыми к глобальным рынкам – Бельгия, Дания, Ирландия и Швеция (в расчете на долю ВВП, приходящуюся на торговлю) - являются еще и странами с хорошо развитой и структурированной политикой и инфраструктурой в сфере рынка труда. Другими словами, это такие страны, которые расходуют больше всего средств на защиту своих работников от воздействия на занятость отрицательных последствий глобализации



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16997. Выбор модели денежно-кредитной политики в России в условиях глобализации экономики 66.98 KB
  Проблему выбора цели денежно-кредитной политики учитывая что в условиях свободного трансграничного движения капиталов денежные власти должны выбирать между проведением национальной денежно-кредитной политики и использованием режима фиксированного валютного курса. - Усилилась взаимосвязь денежно-кредитной политики с динамикой финансовых рынков как на национальном так...
18397. Приоритеты и направления развития малого предпринимательства в условиях глобализации 124.56 KB
  Концепции и модели развития малого предпринимательства. Институциональная среда малого предпринимательства: возможности и ограничения. Методы анализа институциональной среды малого предпринимательства. Оценка состояния институциональной среды малого предпринимательства в Казахстане.
16584. Коммунальный сектор экономики: приоритеты и масштабы государственной опеки 12.33 KB
  Коммунальный сектор по-прежнему остается непривлекательным для частного бизнеса в связи с низкой эффективностью производства жилищно-коммунальных услуг. Между тем совершенно очевидно что решение проблем ЖКХ напрямую связано с понимаем сущности и содержания услуг производимых в данном секторе экономики как опекаемых благ1 потребление которых порождает два качественно разных эффекта: индивидуальны потребительский эффект и социальный общественный потребительский эффект. Согласно теории в группу опекаемых благ включаются: а...
19761. Становление и тенденции развития банковской системы Республики Казахстан в условиях глобализации мировой экономики 139.33 KB
  В данное время идет поиск и становление оптимальных форм институционального устройства банковской системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов коммерческих структур. Также проводятся работы по улучшению обслуживания частных лиц и привлечению их денежных средств. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших (и в тоже время чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане.
21142. Специфика реализации налоговой политики Республики Беларусь в условиях перехода государства к модели социально ориентированной рыночной экономики 216.63 KB
  В процессе работы проведены следующие исследования: рассмотрены особенности налоговой системы Беларуси; проведен анализ субъектов и объектов налоговых отношений; описаны направления совершенствования механизма взимания налогов и сборов.
16503. Инфляционное таргетирование и приоритеты денежно-кредитной политики 74.89 KB
  Разница между фактическим и потенциальным выпуском – важная переменная модели обозначим ее как отклонение выпуска xt: Пусть πt – инфляция в период t определяемая как процентное изменение уровня цен от периода t-1 к периоду t. Тогда возможно представить модель в виде двух уравнений: кривой IS а также кривой Филипса которая показывает зависимость инфляции от отклонения выпуска: xt = - φ [it – Etπt1] Etxt1 gt 1. Отклонение выпуска зависит не только от шоков спроса и процентной ставки но и от их ожидаемых траектория...
12591. Основы финансовой политики занятости в России 49.28 KB
  Содержание и уровни политики занятости. Основы финансовой политики занятости в России Заключение Список использованной литературы Введение Достижение высокого уровня занятости одна из основных целей макроэкономической политики государства.
19557. Проблемы и возможности развития глобализации экономики 36.18 KB
  Процесс глобализации национальных экономик постоянно сопровождается возникновением новых рынков, появлением новых объектов инфраструктуры мирового рынка (информационных систем, Интернета), выработкой новых правил регулирования международных отношений в виде многосторонних соглашений по вопросам сотрудничества и т. д. Рост объема мировой торговли товарами, услугами, международного движения капитала стимулирует развитие экономической глобализации.
16721. Взаимосвязь банковских и валютных кризисов в условиях глобализации: теоретический анализ 47.37 KB
  Наиболее важным следствием такой финансовой нестабильности является резкий рост числа финансовых кризисов за последние 20 лет. Отличительной чертой новых кризисов стало то, что теперь кризис в одной стране может превратиться в «вирус»
17065. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ КОМПАНИИ ОАО «ГАЗПРОМ» В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА 343.75 KB
  К основным направлениям деятельности данной компании относятся геологоразведка добыча транспортировка хранение переработка и реализация газа газового конденсата и нефти а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии табл. Стратегической целью компании является утверждение компании в роли лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков диверсификации видов деятельности и обеспечения надежности поставок. газета Finncil Times опубликовала 16-й ежегодный список 500 крупнейших компаний мира с...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.