УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, СТРАДАЮЩИХ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Несмотря на то что статистика освобожденных условно-досрочно осужденных-наркоманов не ведется опрошенные автором эксперты считают что число таких лиц составляет примерно 30 от общего количества осужденных освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно. Более того согласно проведенного автором анкетирования осужденных освобождаемых условно-досрочно и причастных к незаконному обороту наркотических средств 70 опрошенных подтвердили что являлись сами потребителями наркотических средств. В том числе не урегулированы и специальными...

2015-09-03

37.95 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE  29

На правах рукописи

ДОЛГОПОЛОВ

ДМИТРИЙ  ВЛАДИМИРОВИЧ

УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, СТРАДАЮЩИХ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

                                                              Москва – 2013

Работа выполнена на кафедре уголовного права в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»

Научный руководитель:

доктор юридических наук, профессор

Арямов Андрей Анатольевич

Официальные оппоненты:

Малинин Василий Борисович

доктор юридических наук, профессор

АНОО ВПО «Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС»,

заведующий кафедрой уголовного права и криминологии;

Орлов Владислав Николаевич

кандидат юридических наук, доцент 

ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права

Ведущая организация:

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний»

Защита состоится 19 ноября 2013 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 170.003.01, созданного на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69А, ауд. 910.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия».

Автореферат разослан «____» октября 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета                                                               С.П.Ломтев                                                                                                        

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современном мире злоупотребление наркотиками стало одной из наиболее острых социальных проблем, которая представляет угрозу, как здоровью населения, так и охраняемым законом правам и свободам человека и гражданина от преступных посягательств. По официальным данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, при общем сокращении количества зарегистрированных преступлений, продолжает сохраняться стабильно высоким число лиц, осужденных за незаконный оборот наркотических средств,  91 610 в 2007 году и 106 393 в 2012 году. При этом наблюдается и рост осужденных, совершивших преступление в состоянии наркотического опьянения, 5 982 в 2007 году и 7473 в 2012 году.

Несмотря на то, что статистика освобожденных условно-досрочно осужденных-наркоманов не ведется, опрошенные автором эксперты считают, что число таких лиц составляет примерно 30% от общего количества осужденных, освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно. Более того, согласно проведенного автором анкетирования осужденных, освобождаемых условно-досрочно и причастных к незаконному обороту наркотических средств, 70% опрошенных подтвердили, что являлись сами потребителями наркотических средств. Приведенные данные, позволяют сделать вывод, что большая часть таких осужденных, после освобождения вернется вновь к потреблению наркотических средств. Объективное подтверждение этому содержится и в материалах, собранных Всемирной организацией здравоохранения (серия аналитических обзоров за 2007 год), согласно  которым, 41% участников проведенного исследования сообщили о том, что вернулись к  инъекционному потреблению наркотиков в первую неделю после освобождения, и 82% из них сделали это в первый же день пребывания на свободе.

Возврат осужденных после освобождения к употреблению наркотических средств и совершение ими новых преступлений,  является следствием того, что в процессе исполнения наказания к указанной категории осужденных применяются те же средства исправления, что и в отношении других осужденных, а мероприятия, направленные на их исправительное воздействие, осуществляются без учета специфики их личности и пагубной зависимости от наркотических средств. В том числе не урегулированы и специальными нормами правоотношения, возникающие в процессе реализации права на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания осужденными-наркоманами. Несмотря на высокую степень научной разработанности института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, применительно к рассматриваемым правоотношениям комплексных исследований не проводилось, в том числе отсутствует сложившаяся классификация групп осужденных, подпадающих под понятие «осужденный-наркоман», не определены критерии, которые свидетельствуют об исправлении осужденных-наркоманов, не определены основания, при наличии которых возможно условно-досрочное освобождение осужденных-наркоманов, не регламентирована процедура осуществления контроля за осужденными-наркоманами в период их условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Таким образом, изложенные доводы свидетельствуют о наличии пробела в правовом регулировании правоотношений, возникающих в процессе исполнения наказания и применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к осужденным-наркоманам. Теоретическое осмысление и научное обоснование практически значимых предложений, направленных на совершенствование правотворческих и правореализационных процессов, связанных с применением рассматриваемого вида освобождения от отбывания наказания к осужденным-наркоманам, представляется безусловно актуальным.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросам исследования института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания были посвящены работы В. А. Авдеева, И. И. Евтушенко,             П. М. Малина, А. С. Михлина, А. А. Нечепуренко, А. М. Плюснина, Н. А. Стручкова, Ю. М. Ткачевского, С. Я. Улицкого, Д. А. Щербы и других ученых, которыми был внесен весомый вклад в понимание юридической природы данного института, определение критериев, характеризующих степень исправления осужденных, и установление оснований, при наличии которых возможно применение к осужденным условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Достаточно детально изучались и вопросы, касающиеся как особенностей отбывания наказания в исправительных учреждениях осужденных-наркоманов, так и проблем противодействия наркомании. Указанные аспекты рассматривались в исследованиях А. Я. Гришко, С. У. Дикаева, А. В. Зелика, Ю. Н. Канибера, Т. М. Клименко, О. Н. Куликовой, А. А. Майорова.

И надо отметить, что предложения индивидуального подхода к условно-досрочному освобождению лиц, страдающих наркотической зависимостью, под определенным условием, исходя из особенностей их криминологической характеристики, были высказаны в исследованиях С. Г. Барсуковой, А. А. Горшенина, В. В. Степанова, А. П. Скиба, В. В. Чернышева. В частности, были высказаны предложения о том, что само по себе нахождение лиц, страдающих наркотической зависимостью, в исправительных учреждениях и изоляция их от общества, не гарантирует их избавления от наркозависимости, а решение об условно-досрочном освобождении указанных лиц должно приниматься, исходя из их отношения к лечению от наркомании и после окончания такого лечения.

Вместе с тем, о недостаточной степени научной разработанности данной темы исследования свидетельствует то, что  в современный период

отсутствуют комплексные исследования применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к осужденным-наркоманам с позиции определения единого подхода к установлению критериев их исправления, оснований освобождения и процедуры последующего контроля за исполнением условий условно-досрочного освобождения. Приведенные теоретические аргументы и практические доводы   определили выбор темы диссертации.  

Объектом диссертационного исследования являются правоотношения, возникающие в процессе применения к осужденным, страдающим наркотической зависимостью условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Предметом диссертационного исследования являются нормы уголовного и уголовно-исполнительного права, регулирующие порядок и условия применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и обеспечивающие его исполнение применительно к осужденным, страдающим наркотической зависимостью; судебная практика их реализации.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических положений применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к осужденным, страдающим наркотической зависимостью.

В этой связи задачами диссертационного исследования являются: 

- определение категориально - понятийного аппарата, используемого при реализации условно-досрочного освобождения от отбывания наказания осужденных, страдающих наркотической зависимостью;

- обоснование необходимости применения особого порядка условно-досрочного освобождения осужденных-наркоманов;

-формулировка оснований применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и теоретическое обоснование системы критериев исправления применительно к осужденным-наркоманам;

-разработка механизма возложения обязанностей на осужденных-наркоманов и процедуры осуществления за ними контроля в период условно-досрочного освобождения;

-формирование предложений по совершенствованию действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, регламентирующего институт условно-досрочного освобождения;

-обобщение правоприменительной практики судебных органов по вопросам применения института условно-досрочного освобождения к осужденным, страдающим наркотической зависимостью.

 Методологическую основу исследования составили общенаучные (анализ, синтез, описание, системный ) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, анализа документов, метод экспертного опроса).

  Теоретическую основу исследования составляют общепринятые положения, содержащиеся в  научных работах по уголовному и уголовно-исполнительному праву, криминологии (А. А. Арямова, Ю. В. Баранова, А. В. Бриллиантова, А. Я. Гришко, М. И. Евтушенко, В. А. Зелик, Т. М. Клименко, В. Б. Малинина, А. С. Михлина, К. В. Михайлова, А. А. Нечепуренко, А. А. Пионтковского, А. М. Плюснина, И. С. Скифского, В. В. Степанова, Н. С. Таганцева, Ю. М. Ткаческого, В. В. Чернышева, Д. А. Щербы,),  международного права (А. Л. Буркова, В. В. Ершова, Е. А. Ершовой, Е. М. Переплесниной), психологии и наркологии (Л. А. Высотиной, Е. А. Мильчаковой, И. Н. Пятницкой).

  Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, современное антинаркотическое законодательство, нормы международного права, зарубежное законодательство.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты изучения  судебной практики судов общей юрисдикции и постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, статистических данных Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, УФСИН России по Удмуртской Республике, УФСИН России по Пермскому краю за период 2007-2012 г.г., материалы личной 12-летней судебной практики, касающихся рассмотрения вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, в том числе и осужденных страдающих наркотической зависимостью.

Изучено 120 материалов судебных заседаний в отношении осужденных, к которым применялось условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и в отношении которых имелись данные об употреблении ими наркотических средств, проанкетировано 334 осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в отношении которых имелись данные об употреблении ими до осуждения наркотических средств, а также проанкетировано 89 сотрудников ФСИН России, исполняющих наказание в отношении осужденных, употребляющих наркотические средства, 24 судьи, непосредственно участвовавших в рассмотрение ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении от наказания.

Научная новизна диссертационного исследования, заключается в усовершенствовании теоретических положений применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к осужденным-наркоманам как на стадии принятия решения об освобождении, так и на стадии осуществления контроля за указанной категорией осужденных в период их условно-досрочного освобождения. В том числе, предложено выделение категории «осужденные-наркоманы» в качестве самостоятельных субъектов, к которым применяется условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; обосновано применение особого порядка условно-досрочного освобождения к данной категории осужденных; определены правила применения особого порядка условно-досрочного освобождения, с уточнением и дополнением критериев, свидетельствующих об исправлении осужденных-наркоманов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выработано предложение рассматривать условно-досрочное освобождение от отбывания наказания осужденных, страдающих наркотической зависимостью, как специальную процедуру (особый порядок), предусматривающую формирование дополнительных критериев исправления осужденных, исходя из особенностей наркомании как заболевания и, включающую в себя как стадию принятия решения об освобождении, так и  стадию осуществления контроля за указанной категорией осужденных в период их условно-досрочного освобождения.

2. Предложенный особый порядок условно-досрочного освобождения от отбывания наказания для осужденных-наркоманов, определен, как способ мотивации  лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, на участие в реабилитационных программах, отказ от употребления в дальнейшем наркотических средств, предупреждения рецидива преступлений и возвращения осужденных-наркоманов в общество и общественно-полезную жизнь.

3. Сформулировано предложение выделить следующие группы осужденных, в отношении которых применяется особый порядок условно-досрочного освобождения:

а) осужденные, в отношении которых имеются данные о совершении ими преступления в состоянии наркотического опьянения, либо данные об эпизодическом употреблении ими наркотических средств, вне зависимости от того, за совершение каких преступлений они осуждены;

б) осужденные за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, к которым не может быть применена отсрочка отбывания наказания в соответствии с положениями  ст.82.1 УК РФ;

в) осужденные, в отношении которых в соответствии с положениями, закрепленными в ч.3 ст.18 УИК РФ, имеется заключение о необходимости  прохождения ими лечения от наркомании, вне зависимости от того, за совершение каких преступлений они осуждены, и которые в свою очередь подлежат делению на следующие подгруппы:

-осужденные, нуждающиеся в стационарном лечении от наркомании,

-осужденные, нуждающиеся в амбулаторном лечении от наркомании,

-осужденные, прошедшие курс лечения от наркомании и нуждающиеся в медико-социальной реабилитации.

4. Наряду с общими критериями, свидетельствующими об исправлении осужденных ( соблюдение установленного порядка исполнения и отбывания наказания, отношение к общественно полезному труду и воспитательной работе и др.), к дополнительным критериям, свидетельствующим об исправлении осужденных-наркоманов, достижении в отношении них целей наказания и снижении степени общественной опасности данных лиц и, как следствие, возможности нахождения их на свободе вне мест изоляции от общества, предложено отнести:  

- результаты медицинского обследования осужденного как на момент  поступления в исправительное учреждения, так и на момент рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении от наказания, с отражением в них данных о психическом и соматическом состоянии, с уточнением вида и стадии наркомании, а также последующие изменения в состоянии, отсутствии рецидивов заболевания и сведений о ремиссии;

-отношение осужденного к употреблению наркотических средств и его согласие на прохождение лечения (наблюдения) у врача-нарколога, как одного из критериев, свидетельствующих о понимании осужденным проблем наркомании как заболевания, желания вернуться в общество и общественную жизнь, установке на отказ от употребления наркотиков, а, следовательно, и снижении степени общественной опасности данного лица для общества.

   Сделан вывод о том, что только совокупность всех указанных критериев, с учетом положений ст.ст.9, 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, дает объективную оценку личности осужденного-наркомана и позволяет сделать вывод о наличии обстоятельств, при которых возможно применение условно-досрочного освобождения.

5. Сформулировано предложение рассматривать «окончание стационарного лечения от наркомании», в качестве дополнительного формального основания для условно-досрочного освобождения от отбывания наказания осужденных-наркоманов.  

До появления необходимого для осуществления этого лечения достаточного числа специализированных наркологических стационаров на базе лечебно-исправительных учреждений, стационарное лечение осужденных-наркоманов предлагается осуществлять в лечебно-профилактических учреждениях (больницах) и медицинских частях, имеющихся  в каждом региональном управлении службы исполнения наказаний.  

6. Разработан порядок осуществления контроля за исполнением осужденными-наркоманами условий условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Сформулированные положения предложено закрепить в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, дополнив его статьей 178.2 «Контроль за соблюдением обязанностей, возложенных на осужденных-наркоманов, в период  условно-досрочного освобождения от отбывания наказания».  

На этапе, пока структура и организационная форма органа осуществляющего контроль за условно-досрочно освобожденными не определены, выработано предложение возложить указанную функцию на  уголовно-исполнительные инспекции (общий контроль), с привлечением к этой работе органов полиции (контроль за поведением осужденных в быту и соблюдением установленных судом обязанностей, за исключением связанных с лечением от наркомании) и наркологических служб (диспансеров) Министерства здравоохранения Российской Федерации ( мероприятия связанные с прохождением лечения и наблюдения осужденными).

  7. Сформулировано предложение о расширении традиционно сложившихся и установленных в федеральном законе видов административных правонарушений, совершение которых в соответствии с п. «а» ч.7 ст.79 УК РФ, является основанием для отмены условно-досрочного освобождения, в том числе в отношении осужденных-наркоманов. Предлагается отнести к ним правонарушения, посягающие на нравственность и безопасность, а равно иные правонарушения, совершенные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Теоретическая значимость исследования заключается в модернизации института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания применительно к осужденным, страдающим наркотической зависимостью. Разработанные положения по применению правовых норм, регламентирующих условно-досрочное освобождение от отбывания наказания осужденных-наркоманов, развивают и углубляют накопленные в  области применения данного института научные знания, в том числе в части  предложенной новой классификации групп осужденных, подпадающих по понятие «осужденный-наркоман», установления правил реализации особого порядка их условно-досрочного освобождения  и дополнении формальных и материальных оснований такого освобождения.

 Практическое значение исследования состоит в том, что предложения и выводы исследования могут быть использованы в образовательной деятельности и научных исследованиях; в правоприменительной деятельности судами общей юрисдикции при рассмотрении вопросов условно-досрочного освобождения              осужденных-наркоманов; сотрудниками исправительных учреждений и иных государственных органов при работе с осужденными как в период подготовки их к условно-досрочному освобождению, так и в период условно-досрочного освобождения при осуществлении за ними контроля.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования представлены и опубликованы в виде докладов на конференции аспирантов «Право и суд в современном мире» (Российская Академия Правосудия г.Москва, 2010 г.), международной научно-практической конференции «Проблемы уголовной политики, экологии и права» (Санкт-Петербург, 2010 г.), международной научно-практической конференции в рамках Евразийского научного форума в Межрегиональном институте экономики и права «Государственная антикриминальная политика на Евразийском пространстве» (Санкт-Петербург, 2010), международной научно-практической конференции «Антинаркотическая политика: история, современное состояние, перспективы» (Москва, 2011).

Также результаты диссертационного исследования были использованы при повышении квалификации и служебной подготовке сотрудников ФКУ Ижевская ВК УФСИН России по Удмуртской Республике и внедрены в практическую деятельность исправительного учреждения в части оформления материалов, предоставляемых суду для рассмотрения ходатайств осужденных-наркоманов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

Кроме того, результаты диссертационного исследования были использованы в научно-исследовательской деятельности Канадской правовой сети по ВИЧ/СПИД и Экспертного центра по ВИЧ/СПИД при Университете Британской Колумбии, Канада, при подготовке вопросов и разработке руководства по изучению уголовных дел, опросе представителей судебных и правоохранительных органов, работающих с уголовными делами в сфере оборота наркотических средств.

  

  Структура работы. Исходя из предмета, цели и задач диссертационного исследования, определена его структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и пяти приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, раскрывается степень научной разработанности темы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, теоретическая, нормативная и эмпирическая основа работы, излагаются положения, выносимые на защиту, обосновывается теоретическая и практическая значимость исследования, ее апробация и внедрение результатов исследования.

Первая глава «Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания» содержит три параграфа.

В первом параграфе «Этапы развития института условно-досрочного освобождения в отечественном законодательстве» делается вывод об исторической преемственности норм, регулирующих условно-досрочное освобождение. Отмечается, что значимым этапом развития института условно-досрочного освобождения от наказания стало принятие  22 июня 1909 года Закона «Об условном досрочном освобождении». Содержащиеся в указанном законе положения настолько детализированы и прогрессивны, что ряд его положений могут быть применимы и сейчас при совершенствовании института условно-досрочного освобождения, а некоторые из норм закона фактически нашли применение в действующем законодательстве. Так, например, в соответствии со ст.2 данного Закона, «условное досрочное освобождение может быть предоставлено заключенным в том случае, если их одобрительное поведение во время заключения дает достаточные основания предполагать, что по освобождении из заключения они будут вести добропорядочный образ жизни».   

Анализ указанных правовых норм, показывает, что данные нормы схожи с положениями, закрепленными в ст. 79 УК РФ как в части возложения обязанностей при условно-досрочном освобождении, так и в части, касающейся оснований отмены условно-досрочного освобождения в случае совершения осужденным в период не отбытой части наказания нового преступления, либо в случае нарушения общественного порядка или злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных судом  при применении условно-досрочного освобождения.

            Во втором параграфе «Правовая природа и правоприменительные проблемы института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания» дается анализ существующим подходам к пониманию юридической природы условно-досрочного освобождения,  где, в частности, автор соглашается с мнением, высказанным рядом ученых о том, что данный вид освобождения от наказания представляет собой поощрительную меру уголовно-правового характера.

Акцентируя внимание на отсутствие четких критериев в определении материальных оснований условно-досрочного освобождения, в параграфе дан обзор  существующей практики применения судами условно-досрочного освобождения и проведен анализ рекомендаций, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания».

Автор обращает внимание на то, что в данном Постановлении отсутствуют четко сформулированные критерии признания осужденного не нуждающимся в полном отбывании наказания, а содержащиеся в нем разъяснения в большей своей части касаются процедурных вопросов, возникающих при рассмотрении ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

Предлагается, что к «совокупности других характеризующих материалов» следует относить сведения о месте жительства и трудоустройстве осужденных, подлежащих условно-досрочному освобождению.

Получение сведений о месте жительства осужденного не следует расценивать как нарушение прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, поскольку это не препятствует и не ограничивает осужденного по своему усмотрению выбирать место жительства, селиться в любом городе или сельской местности. Вместе с тем, наличие таких сведений, предоставленных самим осужденным, будет гарантировать, что он не скроется от контроля после освобождения.

Данная позиция согласуется со ст. 43 УК РФ, в соответствии с которой наказание есть мера государственного принуждения, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. И это, несомненно, надо учитывать, поскольку в случае условно-досрочного освобождения, освобождаемое лицо не теряет статуса осужденного, и на него также продолжают распространяться определенные  ограничения прав и свобод.

Исходя из изложенной позиции, а также положения ч. 5 ст. 73 УК РФ, в соответствии с которым суд наделен полномочиями по возложению обязанностей на осужденных не менять места работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, в работе делается вывод о том, что наличие сведений о трудоустройстве осужденного в случае его освобождения  должно являться одним из оснований для принятия решения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, которое должно учитываться в совокупности с другими данными об исправлении осужденного. При этом высказывается мнение, что обязательность предоставления осужденным таких сведений также не следует расценивать как ограничение его права свободно выбирать род деятельности, место работы, поскольку сам осужденный решает, где и кем он собирается трудоустроиться.

В третьем параграфе «Международно-правовое регулирование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (на основе практики Европейского суда по правам человека)» дан обзор практики Европейского суда по правам человека и приводятся примеры судебных решений, которые касались рассмотрения вопросов применения условно-досрочного освобождения, а также проведен анализ норм международного законодательства, регламентирующего условно-досрочное освобождение, в том числе и применительно к осужденным наркоманам.

На основе изучения законодательства зарубежных стран делается вывод о том, что в уголовных нормах большинства стран нет какого-либо ограничения для применения условно-досрочного освобождения к осужденным, страдающим наркотической зависимостью, либо к осужденным за незаконный оборот наркотических средств. Вместе с тем,  обращено внимание на то, что в Рекомендациях Комитета Министров Совета Европы «Об условно-досрочном освобождении» от 24 сентября 2003 года, содержатся нормы, предписывающие государствам-членам предусмотреть существование возможности, пройти курс лечения от наркотической зависимости        условно-досрочно освобожденными заключенными, если такое заболевание явно связано с фактом совершения преступления.

Обобщая изложенный в параграфе анализ зарубежного законодательства, норм международного права и примеры из судебной практики, указывается, что Европейский суд по правам человека допускает возможность национальных судов, исходя из целей назначенного наказания, отказывать в условно-досрочном освобождении по основаниям, прямо не предусмотренным национальным законодательством. При этом национальное законодательство зарубежных стран допускает возможность условно-досрочного освобождения определенной категории осужденных, таких как наркоманы и лица, страдающие алкоголизмом, только под определенным условием, например, согласия пройти ими лечение.

Вторая глава «Правовое регулирование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания осужденных, страдающих наркотической зависимостью» содержит три параграфа. 

В первом параграфе «Условно-досрочное освобождение от наказания осужденных, страдающих наркотической зависимостью как составная часть антинаркотической политики государства», автором дается анализ применения норм ст. 82.1 УК РФ (в редакции  Федерального закона  № 420-ФЗ от 07.12.2011) как с позиции конкуренции с предлагаемым порядком условно-досрочного освобождения осужденных-наркоманов, так и с позиции общих признаков, характерных для этих видов освобождения от наказания.

По результатам анализа  ст. 82.1 УК РФ сделан вывод, что большая часть осужденных, страдающих наркотической зависимостью и реально отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, в сферу применения ст. 82.1 УК РФ не попадает, и вопрос об их условно-досрочном освобождении законодательно остается не разрешенным.

       На основе приведенных статистических данных обоснована позиция автора, что при общем сокращении числа осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, имеет место рост количества осужденных за незаконный оборот наркотических средств. Следствием этого следует ожидать значительное увеличение числа осужденных данной категории, которые будут ходатайствовать перед судом о применении к ним условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Предлагается рассматривать особый порядок условно-досрочного освобождения осужденных-наркоманов как один из механизмов мотивации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, на участие в реабилитационных программах и отказ от употребления в дальнейшем наркотических средств. При этом применение особого порядка условно-досрочного освобождения осужденных-наркоманов следует рассматривать как составную часть антинаркотической политики государства, в том числе и с  позиции угрозы наркомании для общества, а также с позиции преодоления данной угрозы, возвращения больных наркоманией в общество и общественно-полезную жизнь.

Во втором параграфе «Правовой статус лица, страдающего наркотической зависимостью» на основе приведенного обзора зарубежного уголовного законодательства отмечено, что во многих национальных законодательствах не дается определение наркомана или лица, употребляющего наркотики, и не делается между ними различий.

Также отмечается, что и в Российском законодательстве не существует четкого деления по указанным категориям с определением данных понятий, а имеющиеся предложения по классификации групп осужденных рассматриваемой категории, по мнению автора, более подходят при организации работы с осужденными в период отбывания ими наказания.

На основе положений действующего законодательства, в том числе положений, закрепленных в «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», автором делается вывод, что в числе лиц,  которые могут подпадать под особый порядок условно-досрочного освобождения, можно рассматривать лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств; лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях; больных наркоманией, нуждающихся в лечении и реабилитации. При этом предложена авторская классификация деления на группы осужденных-наркоманов, в отношении которых применяется особый порядок условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

По результатам опроса осужденных к лишению свободы за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, сделан вывод, что большинство из них сами являются потребителями наркотических средств. Согласно полученным сведениям, 38% осужденных указанной категории подтвердили факт систематического употребления наркотических средств, 32%  из опрошенных лиц указали, что наркотические средства употребляли эпизодически.

Осуждение за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и наличие сведений о фактах эпизодического употребления осужденными наркотических средств или психотропных веществ, является основанием для постановки вопроса о назначении в отношении таких лиц медицинской экспертизы на предмет установления диагноза «наркомания».

В третьем параграфе «Особенности применения  условно-досрочного освобождения от наказания к осужденным, страдающим наркотической зависимостью и критерии их исправления, в контексте положений ч. 1 ст. 79 УК РФ» предлагается примерная система критериев  исправления осужденных-наркоманов, совокупность которых позволяет принять решение об условно-досрочном освобождении указанной категории осужденных.

Анализ исследованных материалов по рассмотрению ходатайств об условно-досрочном освобождении лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств и ранее употреблявших наркотики, показал, что 86,2% осужденных данной категории в исправительном учреждении характеризовались положительно, и в отношении них администрация учреждения дала положительное заключение о целесообразности их условно-досрочного освобождения. На основании чего 74,3% осужденных были судом освобождены условно-досрочно. В то же время 66% из числа опрошенных судей и сотрудников исправительных учреждений считают, что осужденные-наркоманы характеризуются хуже по отношению к поведению других осужденных.

Это противоречие может быть вызвано тем, что сотрудники администрации исправительного учреждения знают об имеющейся проблеме, но, желая «освободиться» от осужденных рассматриваемой категории, в материалах личного дела не фиксируют все нарушения и отклонения в поведении данных лиц.

Перечень критериев, свидетельствующих об исправлении осужденных, не является закрытым, строго ограниченным законом и не подлежащими расширительному толкованию, а их определение с позиции достаточности для принятия решения целиком относится к судейскому усмотрению в каждом конкретном случае индивидуально к каждому осужденному. При определении критериев исправления осужденных-наркоманов предложено руководствоваться как общими критериями, применяемыми для всех осужденных, в том числе, исходя из основных средств исправления, закрепленных в ст. 9 УИК РФ (установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие), так и дополнительными критериями с учетом характерных для рассматриваемой категории осужденных особенностей.

Дополнительными критериями оценки, свидетельствующими об исправлении осужденных-наркоманов, достижении в отношении них целей наказания и снижении степени общественной опасности данных лиц, а как следствие, и возможности нахождения их на свободе вне мест изоляции от общества, могут быть, в том числе, результаты медицинского обследования, отношение осужденного к употреблению наркотических средств, осознание необходимости лечения либо наблюдения у врача нарколога, согласие на прохождение такого лечения, понимание осужденным проблем наркомании как заболевания, психоэмоциональная установка на отказ от употребления наркотиков.

Автором обоснован вывод о том, что дополнительным формальным основанием для условно-досрочного освобождения осужденных-наркоманов должно являться - «окончание стационарного лечения от наркомании».  

Указанную норму предлагается закрепить в статье 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, дополнив ее частью 4.2 в следующей редакции:

«При рассмотрении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденного, страдающего наркотической зависимостью, а равно осужденного, совершившего преступление в состоянии наркотического опьянения либо в связи с необходимостью употребления наркотических средств, суд учитывает результаты медицинского освидетельствования с уточнением вида и стадии наркомании, а также данных об отсутствии рецидивов заболевания и данных  ремиссии. Не подлежат условно-досрочному освобождению осужденные до окончания стационарного лечения от наркомании, примененного к ним в соответствии с ч.3 ст.18 УИК РФ».  

  Третья глава «Контроль за поведением осужденных, страдающих наркотической зависимостью, в период не отбытой части наказания при условно-досрочном освобождении» содержит два параграфа.

В первом параграфе «Особенности возложения обязанностей на условно-досрочно освобожденных, страдающих наркотической зависимостью» предлагается механизм возложения обязанностей на условно-досрочно освобожденных, страдающих наркотической зависимостью.

Анализ судебной практики показывает, что фактически норма закона, предусматривающая возможность возложения обязанности пройти курс лечения от наркомании, судами не применяется.

В параграфе обосновывается позиция о том, что инициатором возложения обязанностей, способствующих исправлению осужденных, в том числе и необходимости прохождения курса лечения от наркомании, должна выступать администрация исправительного учреждения, где осужденный отбывает наказание, поскольку не кто иной, как администрация исправительного учреждения обладает полной информацией об особенностях отбывания осужденным наказания. При этом заключение администрации о необходимости установления той или иной обязанности, в том числе необходимости пройти курс лечения от наркомании либо установления обязанности амбулаторного наблюдения у врача нарколога,  должно основываться на характеристиках, предоставленных психологической службой и социальными работниками, результатах медицинского обследования (как на момент поступления осужденных-наркоманов в исправительное учреждение, так и на момент рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении от наказания). В указанных документах должны быть отражены результаты обследования психического и соматического состояния с уточнением вида и стадии наркомании, а также последующие изменения в состоянии, сведения об отсутствии рецидивов заболевания и данные о ремиссии.

Предлагается во всех без исключения случаях, когда решается вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденных, страдающих наркотической зависимостью, в том числе и осужденных за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, возлагать на них обязанность прохождения амбулаторного наблюдения (медицинского освидетельствования) у врача - нарколога с установлением периодичности явки прохождения медицинского освидетельствования и обязательной сдачей анализов (тестов) на наличие следов наркотиков в организме.

В целях обеспечения единства судебной практики применения рассматриваемого вида освобождения от отбывания наказания, сформулировано предложение о включении в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 21 апреля 2009 г. «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» следующих предложений:

«При принятии решения о возложения обязанности пройти курс лечения от наркомании рекомендовать судам запрашивать у администрации исправительного учреждения заключение врачей о том, нуждается ли осужденный в таком лечении и если да, то в какой форме: стационарно или амбулаторно.

В случае необходимости осуществления стационарного лечения,  такое лечение должно быть осуществлено в соответствии со ст.18 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а вопрос об условно-досрочном освобождении такого осужденного должен быть отложен до окончания такого лечения. При отсутствии необходимости проведения стационарного лечения, суд принимает решение о возложении на осужденного  обязанности прохождения амбулаторного наблюдения и лечения у врача-нарколога. Когда имеется заключение врача об отсутствии оснований для прохождения стационарного либо амбулаторного лечения, во всех случаях без исключения, когда решается вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденных, страдающих наркотической зависимостью, в том числе и осужденных за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, судам надлежит возлагать на данных осужденных обязанность прохождения амбулаторного наблюдения (медицинского освидетельствования) у врача-нарколога».

Во втором параграфе «Соблюдение условий условно-досрочного освобождения осужденными-наркоманами» предложен механизм реализации функций по осуществлению контроля за исполнением обязанностей осужденными-наркоманами в период условно-досрочного освобождения, в рамках которого предлагается, что на этапе пока не будет создана единая служба пробации, возложить осуществление указанных функций на уголовно-исполнительные инспекции, с привлечением к этой работе органов полиции и наркологических служб (диспансеров) Министерства здравоохранения РФ. При этом уголовно-исполнительная инспекция должна осуществлять функции общего контроля, органы полиции - функции контроля, за поведением осужденных в быту и соблюдением ими установленных судом обязанностей, за исключением связанных с лечением от наркомании, а наркологические диспансеры – функции, связанные с прохождением лечения и наблюдения у врача.

Автором предлагается, что исполнение условий условно-досрочного освобождения осужденными-наркоманами в период не отбытого ими наказания является составной частью особого порядка условно-досрочного освобождения, реализуемого в единстве с процедурой принятия решения об условно-досрочном освобождении и возложения обязанностей на период условно-досрочного освобождения.

Контроль за исполнением условий условно-досрочного освобождения предусматривает, что в течение 10 суток после освобождения осужденный обязан обратиться в наркологический диспансер по месту жительства и встать на диспансерный учет, где на основании заключения врача-нарколога  пройти амбулаторное лечение.

В случае отсутствия необходимости прохождения такого лечения, в соответствии с определенным врачом порядком и периодичностью, осужденный обязан являться в диспансер на контрольное медицинское   освидетельствование с обязательной сдачей анализов (тестов) на наличие следов наркотиков в организме.

Орган, осуществляющий контроль за осужденным, обязан проверить факт постановки на учет в наркодиспансере данного осужденного, а также периодически получать информацию у врача о выполнении осужденным обязанности по прохождению лечения, явок на освидетельствование и сдачу тестов на наличие следов наркотических средств в организме.

В случае обнаружения у осужденного при сдаче тестов следов наркотических средств, контролирующий орган без каких-либо предварительных предупреждений обязан выйти в суд с представлением об отмене условно-досрочного освобождения.

При уклонении осужденного от прохождения лечения, нарушения лечебных мероприятий, неявки в диспансер на контрольное освидетельствование либо не сдачу тестов, а равно в случае нарушения иных установленных судом обязанностей, контролирующий орган выносит письменное предупреждение. В случае  повторного нарушения осужденным установленных обязанностей после вынесенного письменного предупреждения, контролирующий орган направляет в суд представление  об отмене условно-досрочного освобождения.

Указанные положения предложено изложить в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, дополнив его статьей 178.2 «Контроль за соблюдением обязанностей, возложенных на осужденных-наркоманов, в период  условно-досрочного освобождения от отбывания наказания».  

Также автором предложено дополнить перечень видов административных правонарушений, совершение которых является основанием для отмены условно-досрочного освобождения. Характер совершенного административного правонарушения, должен объективно свидетельствовать о нежелании осужденного вести на свободе законопослушную жизнь и являться критерием того, что данный осужденный представляет опасность для общества, и такие цели наказания, как исправление и предупреждение совершение новых преступлений до конца не достигнуты.

Исходя из этого, сформулировано предложение о закреплении указанной нормы в пункте «а» части 7 ст.79 Уголовного кодекса Российской Федерации в следующей редакции:

«Если в течение оставшейся не отбытой части наказания:

а) осужденный совершил административное правонарушение, посягающее на общественный порядок, нравственность и безопасность, а равно иное правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, за которое на него было наложено административное взыскание, суд по представлению органов, указанных в части шестой настоящей статьи, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания». 

В заключении подведены итого и сформулированы основные выводы диссертационного исследования.

Основные положения диссертации опубликованы автором в следующих работах:

1. В ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации

1. Долгополов, Д. В. Актуальные вопросы теории и практики применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к осужденным, страдающим наркотической зависимостью / Д. В. Долгополов // Российская юстиция. – 2010. – № 4. – С. 63 - 65 (0,18 п.л.).

 2. Долгополов, Д. В. Практика применения судами условно-досрочного освобождения от отбывания наказания / Д. В. Долгополов // Уголовное право. – 2010. – № 4. – С. 20 - 23 (0,24 п.л.).

3. Арямов, А. А., Долгополов, Д. В. Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в судебной практике / А. А. Арямов, Д. В. Долгополов // Российское правосудие. – 2009. – № 7 (39). – С. 54 - 59 (0,33 п.л. / 0,16 п.л.).

2. В иных научных изданиях

4. Долгополов, Д. В. Виды административных правонарушений, являющихся основанием для отмены условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в соответствии с п. «а» ч.7 ст.79 УК РФ / Д. В. Долгополов // Библиотека уголовного права и криминологии. – 2013. – № 3. – С.28 - 31 (0,28 п.л.).

5. Долгополов, Д. В. Разграничение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, от условного осуждения и ограничения свободы. Особенности правоприменения / Д. В. Долгополов // Библиотека уголовного права и криминологии. – 2013. – № 1. – С. 34 - 39 (0,30 п.л.). 

6. Долгополов, Д. В. Применение отсрочки отбывания наказания к осужденным, больным наркоманией / Д. В. Долгополов // Уголовный процесс. – 2012. – № 6. – С. 25 - 27 (0,15 п.л.).

7. Долгополов, Д. В. Допустимость применения дополнительных оснований для условно-досрочного освобождения осужденных / Д. В. Долгополов // Уголовный процесс. – 2012. – № 1. – С. 23 - 29 (0,39 п.л.).

8. Долгополов, Д. В. Особенности реализации условно-досрочного освобождения и последующего контроля в отношении осужденных-наркоманов, а также лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств / Д. В. Долгополов // Антинаркотическая политика: история, современное состояние, перспективы: Сб. материалов международной научно – практической конференции (Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина; Российская Академия Юридических наук). – М.: Юрист,  2011. – С. 127 – 136 (0,54 п.л.). 

9. Долгополов, Д. В. Проблемы контроля и особенности возложения обязанностей на осужденных, страдающих наркотической зависимостью, в период условно-досрочного освобождения от отбывания наказания / Д. В. Долгополов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2011. – № 1. – С. 5 - 9 (0,24 п.л.).

10. Долгополов, Д. В. Особенности применения условно-досрочного освобождения к наркозависимым осужденным / Д. В. Долгополов // Уголовный процесс. – 2010. – № 12. – С. 52 - 55 (0,21 п.л.).

11. Долгополов, Д. В. Актуальные вопросы теории и практики применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к осужденным, страдающим наркотической зависимостью / Д. В. Долгополов // Проблемы уголовной политики, экологии и права: Сб. материалов международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 24 – 25 мая 2010 г.). – СПб.: Балтийский институт экологии, политики и права (БИЭПП) - Балтийский институт иностранных языков и межкультурного сотрудничества (БИИЯМС), 2010. – С. 627 - 636 (0,42 п.л.). 

12. Долгополов, Д. В. Особый порядок условно-досрочного освобождения от наказания осужденных, страдающих наркотической зависимостью: «За» и «Против» / Д. В. Долгополов // Государственная антикриминальная политика на Евразийском пространстве: Сб. материалов международной научно-практической конференции в рамках Евразийского научного форума в Межрегиональном институте экономики и права (Санкт-Петербург, 19 мая 2010 г.). – СПб.: МИЭП, 2010. – С. 78 - 81 (0,18 п.л.). 

13. Долгополов, Д. В. Проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания осужденных, страдающих наркотической зависимостью / Д. В. Долгополов //  Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2009. – № 4. – С. 20 - 26 (0,36 п.л.).



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
683. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания 1.73 MB
  Ходатайствовать об условно-досрочном освобождении имеют право: сам осужденный; его адвокат или законный представитель (для несовершеннолетних осужденных законным представителем может быть кто-либо из родителей либо опекун)...
21463. Понятие условно–досрочного освобождение от отбывания наказания 31.11 KB
  Возникновение и понятие института освобождения от отбывания наказания. Возникновение института освобождения от отбывания наказания. Понятие института освобождения от отбывания наказания. Понятие условно–досрочного освобождение от отбывания наказания.
20130. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ 185.21 KB
  Гуманным целям борьбы с преступностью и исправлению правонарушителей соответствуют гуманные средства. В их арсенале важное место занимает уголовно-правовой институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (УДО). Этот институт, диалектически сочетая метод убеждения и принуждения, выражает гуманность и социально-политическую рациональность как принципы организации социальной системы воздействия на преступность в развитом гражданском обществе.
13079. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ 79.43 KB
  Освобождение от уголовной ответственности - это отказ государства от вынесения выраженной в обвинительном приговоре суда отрицательной оценки (осуждения) преступления и лица, его совершившего, в случаях, предусмотренных в законе. Практически это означает отказ от возбуждения уголовного дела или прекращения уже возбужденного уголовного дела
20252. Правовой режим посткриминального контроля при отдельных видах освобождение от наказания 52.26 KB
  Происходящие в стране социально-экономические, политико-правовые преобразования неизбежно отражаются на динамике и структуре преступности, которые оказывают существенное воздействие на процесс социализации лиц, освобожденных от отбывания наказания и лиц, отбывших наказание. Это создает реальные предпосылки для сохранения и развития общей и рецидивной преступности, актуализируя проблему правового контроля над данным социальным явлением.
12813. Отношения, возникающие в процессе исполнения наказания и применения исправительного воздействия (карательно-воспитательный процесс) на осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях 75.63 KB
  Основная задача в этом направлении – создать максимальные условия для ресоциализации осужденных подготовке их к жизни на свободе. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой так как активное участие или безразличное отношение осужденных к проводимым воспитательным мероприятиям является одним из реальных критериев их исправления. Этот критерий учитывается при решении весьма важных юридических...
20118. Возрастно-психологические особенности неоднократно осужденных мужчин 227.8 KB
  Основу исследования составили общенаучный принцип системного подхода, акцентирующий внимание на системной природе исследуемых объектов, и принципы всеобщей связи и развития. Теоретическая основа научного исследования базируется на фундаментальных положениях психологии личности и пенитенциарной психологии (Д.Б. Бромлей, К.К. Платонов, В.Ф. Пирожков, А.И. Ушатиков, В.М. Позняков). В работе представлены такие методы как: метод теоретического анализа
4918. Исследования международных нормативно-правовых актов о правах бывших осужденных 25.36 KB
  Конституции Российской Федерации в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Основной целью исследования курсовой работы является исследования международных нормативно-правовых актов о правах бывших осужденных. Для достижения данной цели нужно выполнить ряд заданий:
6618. Представление условно-постоянной информации в САПР ТП 12.2 KB
  Знание – это разновидность информации, содержащее умозаключение. Знание должно быть сведением о характере связи разнотипных объектов. Например, как связаны между собой обрабатываемая заготовка и станок, станок и режущий инструмент.
17226. Освобождение от уголовной ответственности (понятие, основание, виды) 82 KB
  Процесс развития уголовного и уголовно-процессуального законодательств, к сожалению, не всегда в полной мере отвечает достижению поставленных перед ними целей, потребностям правоприменительной деятельности. Несмотря на интенсивную модификацию законодательных положений об освобождении от уголовной ответственности
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.