Педагогика изобразительного творчества: история и основные тенденции развития

Задача контрольной работы рассмотреть понятие детского художественного творчества выявить исследования выдающихся педагогов и психологов и истории становления детского художественного творчества. Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки лепка устное и письменное художественное слово мелодии драматизации танцы а также хоровое пение театральные постановки декоративно-прикладные работы резьба кукольный театр рисованные и игровые фильмы и...

2015-09-08

25.96 KB

10 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание

[1] Содержание


Введение

Тема данной контрольной работы «Педагогика изобразительного творчества: история и основные тенденции развития» по вопросу  «Трактовка понятия «Детское художественное творчество» в истории педагогики и педагогической психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Ветлугина и др.)».

Детское художественное творчество может носить не только профессионально-ориентированный характер, но и решать задачи социально-культурного развития личности.

Задача контрольной работы рассмотреть понятие детского художественного творчества, выявить исследования выдающихся педагогов и психологов, и  истории становления детского художественного творчества.


I. Трактовка понятия «Детское художественное творчество» в истории педагогики и педагогической психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Ветлугина и др.)

1.1 Понятие «Детское художественное творчество»

Художественное творчество детей - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме, художественное творчество - это составная часть системы эстетического и художественного воспитания, средство развития личности. Проявлением художественного творчества  могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, декоративно-прикладные работы, резьба, кукольный театр, рисованные и игровые фильмы и т.д.

Существует собственное и исполнительское художественное творчество. Последнее включает, например, игру на музыкальном инструменте, выразительное  чтение, традиционные виды народного художественного творчества, то есть воспроизведение детьми готовых образцов или произведений других авторов, в т.ч. своих товарищей

В узком смысле к художественному творчеству относят продукты самостоятельного творческого проявления ребенка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретенных самостоятельно или под руководством взрослых. Многоплановостью замысла, процесса и продукта художественного творчества отличается от учебных работ по искусству, где ребенок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический прием, задача и план которых заранее определены учителем. В творческом процессе ребенок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д. Художественная творческая деятельность в часы досуга, организованная по инициативе детских и молодежных организаций, называется детской художественной самодеятельностью. Однако и в этом случае имеет место опосредованное педагогическое руководство художественного творчества. Следует различать массовое художественное творчество, то есть приобщение к художественной деятельности всех детей независимо от таланта, и творчества одаренных детей, которые уже в раннем возрасте достигли выдающихся художественных результатов. В этом случае продукты художественного творчества могут иметь не только относительную, в сравнении с взрослыми мастерами, но и абсолютную творческую ценность. В теории и практике художественного воспитания не следует противопоставлять одаренного ребенка обычному, жизнь и творчество выдающихся детей пронизывает нечто детское, характерное их возрасту, а общие закономерности художественного творчества лучше прослеживаются на «обыкновенных детях, а не на „вундеркиндах"» (Л С Выготский). Особенности художественного творчества исторически изменчивы Установлено (Г. В. Лабунской в России, Г. Павловичем в Чехии), что в результате общего прогресса образования и культуры современные дети раньше, чем их сверстники 20—30 лет назад, осваивают, например, навыки изображения перспективы пространства, пропорций.

1.2 Педагогические и психологические особенности детского художественного творчества

Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребенка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребенка и его роли в системе общественных отношений. С научно - педагогической точки зрения художественное творчество - незаменимый, документально достоверный показатель общего психологического  и педагогического развития ребенка и представляет большую исследовательскую ценность.

Педагогически важно понимание  художественного творчества  как отражения ребенком окружающего мира и социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, то есть таким характером деятельности, когда ребенок стремится, а педагог создает предпосылки для выражения ребенком собственного представления о мире, о самом себе и о своем месте в мире. В теории и практике художественного творчества различают внешне обращенный - рецептивный, репродуктивный план деятельности (Л.С.Выготский, А.Р. Лурия), и внутренний - творческий план, выражающий личностное отношение к тому, что ребенок передает в своем творчестве (А.Н. Леонтьев, H.H. Поддьяков, II.Я. Пономарев).

Процесс художественного творчества у детей качественно адекватен творчеству профессионального художника, как по своей сущности, так и по форме применяемых художником средств. Истоки художественного творчества прослеживаются уже на втором году жизни ребенка. Так, К. И. Чуковский изучал словесное творчество детей в «классическом» для овладения речью возрасте - «От двух до пяти». Начальная, «интерпсихическая » (А. Валлон, Л. С.Выготский) фаза художественного творчества, осуществляемая совместно со взрослыми, - это мало критически корректируемая ребенком 1,5—3 лет деятельность, когда восприятие чужого опыта, общение со взрослыми, их реакция служат решающим стимулом художественной деятельности детей, ее совершенствования. Вторая, «интерпсихическая» фаза художественного творчества характеризуется тем, что ребенок 4—5 лет, как правило, в результате собственных попыток, а также воздействия готовых образцов (услышанных и увиденных) и обучения начинает более или менее самостоятельно выделять, ставить и решать посильные творческие задачи, используя усвоенные им средства и способы действия в данном виде искусства.

Раннее художественное творчество имеет вид импровизации. Основой простых изобразительных, музыкальных и танцевально-игровых импровизаций детей могут служить не только игровое подражание, но и непосредственные впечатления от действительности звуки ветра, голоса животных и птиц, ритм капели, услышанная мелодия, цвет и форма предметов (Н. А. Ветлугина). Эти импровизации опираются на социально усвоенный опыт художественной деятельности или предметно-конструктивные действия неигрового типа с материалами и инструментами (Поддьяков, Б. II. Юсов). Позже возникают инструментально опосредованные виды художественного творчества рисование красками, конструирование, аппликация, лепка и другие, требующие сложных навыков действий, знания способов обращения с бумагой, красками, кистью, ножницами и др., а также знания нот, букв, умения писать.

Неправомерно сводить художественное творчество к физиологии эмоций, психомоторному самовыражению, речевому потоку и др. элементарным, непроизвольным, аффективным или врожденным реакциям художественного творчества - сложное образование, оно восходит к формированию у ребенка высших, собственно человеческих функций (Выготский). Основой содержания художественного творчества выступают живые впечатления и переживания, а его формой - система средств того или иного искусства.

  При участии второй сигнальной системы живое восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление совершенствуются (А. В. Запорожец, В. II. Зинченко, Поддьяков). Художественное творчество тесно связано с общим развитием личности. Эстетический мотив деятельности надстраивается над познавательным, этим и органическими мотивами и включается в наиболее сложные формы поведения (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн), в различной связи с игровой, учебно - познавательной, трудовой и спортивной деятельностью детей, в разнообразные формы общения.

1.3 Исследования выдающихся педагогов и психологов в области детского художественного творчества

Существуют разные точки зрения на истоки художественного творчества. Выготский считал, что художественное творчество возникает из игры и вначале является синкретическим, т.е. все виды художественного проявления ребенка выступают еще не разделенными. Такой взгляд восходит к ранним теориям происхождения искусства у первобытных людей. Другие ученые отождествляли художественное творчество  с игрой (Е. И. Игнатьев, Лабунская), третьи подчеркивали, что художественное творчество и  игра сосуществуют, но развиваются по особым законам (Ветлугина). Художественное творчество следует отличать также от научно -познавательной деятельности школьников, отражающей мир в форме понятий и искусств языков математических и графических символов, проекций, звуковых шкал и т.д. Искусство отражает мир в виде художественных образов. В результате художественное творчество создает посильный ребенку художественный образ, который совершенствуется по мере того, как дети овладевают навыками и знаниями в области данного вида искусства.

Основатель отечественной школы психологии Выготский рассматривал жизнь как непрерывный процесс творчества, «постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому».

Детальный анализ психологии художественного творчества был сделан в работе Л. С. Выготского « Психология искусства».

Признавая заслуги Фрейда в области раскрытия им бессознательных механизмов художественного творчества, Выготский далеко уходит от пансексуализма основателя психоанализа и предлагает совершенно новую концепцию искусства и природу его воздействия на человека.

В вопросах творчества Выготский был несогласен с Фрейдом и критиковал егоза приверженность к комплексу Эдипа, из которого, по мнению основателя психоанализа, берет свое начало природа искусства. У общественного человека, по убеждению Выготского, существуют и разного рода другие влечения, которые не менее, чем сексуальные, могут определять его поведение. «Искусство, - писал Выготский, - никогда не сможет быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно требует объяснения из большого круга жизни социальной. Искусство как бессознательное есть только проблема; искусство как  социальное решение бессознательного – вот ее наиболее вероятный ответ».

Самой важной отличительной особенностью является то, что оно своей волшебной силой может преобразовывать темные стороны жизни в светлые произведения искусства, приносящие его поклонникам чувство высокого духовного эстетического наслаждения. « Чудо искусства, - писал Выготский,  - напоминает евангельское чудо претворения воды в вино… Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств  в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство». Искусство не может возникнуть там, где есть только простое и яркое чувство, указывал  Выготский. Даже чувство, выраженное техникой, никогда не создаст ни лирического стихотворения, ни музыкальной симфонии; для того и другого необходим еще и творческий акт преодоления этого чувства, его разрешения, победы над ним, и только тогда этот акт является налицо, только тогда осуществляется искусство.

Важнейшим приемом, при помощи которого художник добивается катарсической разрядки аффекта, является прием уничтожения содержания формой. «…Всякое произведение искусства, - писал Л.С. Выготский, - таит в себе внутренний разлад между содержанием и формой, и … именно формой достигает художник того эффекта, что содержание уничтожается, как бы погашается».

Творчество – создание новых комбинаций на основе элементов прошлого опыта. В работе « Психология искусства» Л. С. Выготский приводит мысль А.Ф. Лазурского о том, что уже во время чтения и тотчас после него «наступает в уме распадение прочитанного отрывка, комбинация различных его частей с находившимся ранее в уме запасом мыслей, понятий и представлений». И здесь, как справедливо полагает  Выготский. Видна огромная роль работы сознания. Сводить все творчество только к игре бессознательных, на чем настаивал З. Фрейд, сил было бы неправильно.

Леонтьев выделил 4 признака эстетической деятельности (в сравнении с поздней ролевой игрой дошкольников). Продуктивность (в отличие от процессуальности игры), произвольность творческого построения (в отличие от подражания и имитации в игре), качественная определенность (не только «что», но и «как», насколько совершенно исполнение), мотив воздействия на других людей (который в ранней игре обращен на самого ребенка).

Одна из важных педагогических проблем - акцентирование в художественном творчестве процесса или продукта. Некоторые специалисты (Игнатьев) полагают, что в художественном творчестве, как и в игре, для детей более важно участие в художественной деятельности, чем ее результат. В. Лоуэнфельд (США) различал в художественном творчестве несколько возрастных периодов доминирования процесса или продукта. Однако ведущим педагогическим свойством художественного творчества выступает его продуктивность вне продукта нельзя судить об уровне художественного развития ребенка. Проявление этих общих закономерностей зависит от особенностей природы художественного творчества (словесного, музыкального, изобразительного, драматического и т.д.).

Выготский выявил возрастное чередование повышенной увлеченности детей тем или иным видом художественного творчества. Эти особенности развития подтверждены и исследованиями Ананьева, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Юсова. У дошкольников преобладает тяга к музыкально - драматическим и словесным импровизациям, танцевальным движениям, особенно к коллективным, групповым, хотя уже к концу дошкольного возраста намечается преимущественный интерес к изобразительному художественному творчеству.  По данным 20-х гг., преобладание изобразительного художественного творчества  завершается к 7—8 годам, по современным данным, изобразительное детское творчество сохраняет характер массового увлечения до 10—12 лет  у 70—80% учащихся (Фохт-Бабушкин). У подростков в 10—14 лет возникает тяга к литературному, собственно поэтическому творчеству, к техническим, исполнительским видам занятий декоративно-прикладному искусству, художественно - трудовой деятельности (вышивка, резьба и пр.), а также к технике звукозаписи, массовым танцам и т.д. К концу среднего и в старшем школьном возрасте популярны: театральная деятельность, хореография, художественное чтение, но в основном как исполнение. Из-за возрастающей требовательности подростков к конечному результату художественной деятельности она переключается на область восприятия («потребления») искусства чтение серьезной литературы, слушание музыки, посещение театров, кино, а также изучение творчества выдающихся мастеров и исполнительство. В старшем школьном возрасте творческое проявление в искусстве выступает преимущественно как сотворчество слушателя, зрителя, читателя с автором произведения (В. И. Лейбсон). А. II. Ершова классифицировала 3 рода мотивов участия средних и старших школьников в театральной самодеятельности «хочу играть» (быть артистом), «хочу знать, как играют настоящие артисты», «хочу научиться играть» (найти «искусство в себе», а не «себя в искусстве»), причем путь художественного развития - это переход от первого рода мотивов к третьему. Подобная линия мотивации характерна и для других видов художественного творчества. С учетом многих психолого - педагогических факторов можно наметить 3 основные линии взаимодействия различных видов художественного творчества, соответствующие 3-ем эпохам детства: доминирование предметной и наглядно-двигательной основы деятельности (дошкольный возраст), доминирование сенсорно-перцептивной основы с преобладанием деятельности зрительной системы (младший школьный возраст), преобладание технико-исполнительной и речевой мыслительной основы деятельности (средний и старший возраст). Разные виды художественного творчества, несмотря на их специфику, в каждую из этих эпох окрашиваются характерным отношением школьников того или иного возраста к занятиям искусством, что согласуется с теорией доминирующих типов деятельности в общей психологии. Так, у малышей драматизация впитывает в себя элементы других видов творчества - музыки, изобразительной деятельности и внешнего оформления. Рисунки малышей - всегда действие, сюжет, рассказ, часто сопровождаемый речью и звуковой имитацией. У младших и средних подростков и танец, и музыка, и театральное действие тяготеют к изобразительности, к техническому исполнению все виды искусства лучше усваиваются на изобразительной основе. Мир выступает перед ребенком в его наглядной объективности при недостаточно критическом внутреннем к нему отношении. Ребенок как бы поглощен окружающим. Изобразительная деятельность у 12-13-летних детей увеличивает эффект других видов художественных занятий. После 12—13 лет изобразительная деятельность начинает тяготеть к композиционной основе творчества (В. С. Щербаков), что совпадает с главной особенностью литературного творчества, склонность к которому свойственна средним и старшим подросткам. У старших школьников критичность к себе и к другим, разрастание сферы общения, «личной жизни» выводят искусство в область творческого переживания, восприятия серьезных произведений. Исследования показывают, что практическим художественным творчеством и  исполнительством в среднем и старшем возрасте продолжают заниматься лишь 3—5% школьников, в основном в специально организованных коллективах - кружках, хорах, студиях и т.д. В отдельных школах при должном педагогическом внимании от 11 до 37% школьников участвуют в организованных формах художественных занятий (факультативы, кружки, студии, мастерские по различным видам искусства). Школьники, вовлеченные в художественное творчество, воздействуют на общий характер интересов и художественных потребностей всего детского коллектива (Т.Н. Сухова), способствуют развитию массового художественного творчества, общению с произведениями искусства коллекционирование репродукций, изучение истории искусства, охрана памятников истории и культуры, художественное краеведение и т.д.

1.4 История возникновения детского художественного творчества

Интерес к художественному творчеству у детей возник в Европе во 2-й половине 19 века. Его научное изучение началось в конце 19 века, в России - в педагогическом сочинении Л. H. Толстого («Дневник Яснополянской школы», 1862). Возникновение интереса к художественному творчеству совпадает по времени с появлением новых, эволюционных отраслей науки эмбриологии, археологии, этнографии, сравнит лингвистики, истории материальной культуры, истории искусства и специальных наук о ребенке (детская психология, экспериментальная педагогика). Исследования по этим отраслям подвели ученых к пониманию художественного творчества как генетически особой ступени развития художественного сознания, находящейся в известном отношении с историей мировой культуры Одним из важных стимулов научно-педагогического изучения художественного творчества явилось распространение всеобщего начального образования и введения в учебный план массовых народных школ обязательного преподавания музыки, рисования и лит чтения.

В наибольшей мере изучено и документировано изобразит творчество детей рисование, лепка, декоративно-прикладные изделия и художественное конструирование (дизайн). По признанию специалистов, в этом виде художественной деятельности наглядно раскрывается педагогическая проблематика всего художественного творчества детей. В целом детский рисунок долго воспринимали как смешную попытку детей рисовать «по-взрослому» как особое «художественное», а позже и «педагогическое» явление. Детский рисунок впервые упоминается Э. Куком (Великобритания, 1885). Первым монография исследованием детского рисунка считают книгу итальянского историка искусства К. Риччи «Искусство детей» (1887, в русском переводе - «Дети-художники», 1911). Специальные  разделы о детском рисунке опубликовали в своих монографиях Дж. Салли (Великобритания, 1894), В. Штерн, Э. Мейман, К. Бюлер (Германия) и др. В конце 19 - начале 20 вв. распространилось собирание детских рисунков Некоторые коллекции (К. Лампрехт и З. Левенштейн, 1903, Г. Кершенштейнер, 1905, и др.). Насчитывали до 500 тыс. и более образцов со всех континентов и многих стран мира.

В России в 70-х гг. 19 века Академия художеств учредила специальную комиссию (при участии педагога II. П. Чистякова) и стала проводить выставки ученических рисунков. Одно из первых исследований детского рисунка в России опубликовал В. M. Бехтерев (1910). Собирателем детских рисунков и издателем литературы о них в начале 20 в. был искусствовед Л. Г Оршанский, позже А. В. Бакушинский. В свое время он возглавлял кабинет примитивных искусств при Государственной  академии художественных наук (ГАХН), собрал там крупную коллекцию детских рисунков. Современные собрания изобразительного детского творчества существуют в Русском музее (Санкт - Петербург), в детских картинных галереях Кургана, Ростова-на-Дону и др. городов.

За рубежом наиболее крупные музейные и научные коллекции изобразительного детского творчества имеются в Индии (Бомбей, собственность журнал «Шанкарс Уикли»), Югославии (Нови-Сад, Культурный центр художественного воспитания), во Франции (Севрский международный центр педагогических исследований), в Великобритании (Бирмингемский университет), Италии (Флоренция, Милан - частные коллекции), США (Музей современного искусства в Нью-Йорке, Колумбийский университет). и др.

В России и других странах до конца 19 века детское изобразительное творчество считали развлечением или элементом «изящного» воспитания детей аристократического сословия в семье или в закрытых учебных заведениях, где их обучали так же, как и профессиональных художников. Эти методы переносились и в общедоступные школы для детей из низших сословий. В начале 20 века детский рисунок стали трактовать или по аналогии с изображениями древних народов (биогенетическая теория изобразительного творчества), или как особое «детское искусство» (теория свободного художественного воспитания). Соответствующие теории считали недопустимым вмешательство взрослых в спонтанно протекающий процесс изобразит творчества Формулировались «архетипы» (К. Юнг, Германия), всеобщие законы естественного «развертывания» изобразит формы (Г. Бритш, Швейцария), стадии детского рисунка (Р. Келлог, Ф. Л. Гудинаф, Д. Менделович - США), а также теории, опирающиеся на гешталетпсихологию зрения (Р. Арнхейм - США) и психоанализ 3. Фрейда. В 30—50-х гг. 20 века отдельные стороны этих теорий нашли отражение в работах В. Лоуэнфельда (США), Г. Рида (Великобритания), С. Френе (Франция).

В России после 1917 одним из ведущих теоретиков изобразительного творчества детей был Бакушинский. Существенный вклад в разработку вопросов детского изобразительного творчества внесли по дошкольному возрасту - Ветлугина,Т. Г. Казакова, H. II. Сакулина, E. А. Флерина, по школьному возрасту - Лабунская, С. Д Левин, В. С. Щербаков, по общим вопросам – В. В. Алексеева, З. В. Денисова, H. А. Дмитриева, В. С. Мухина, M. M. Кольцова, Б. M. Неменский, А. В. Щербаков, Юсов.

В России система преподавания искусства детям включает детские сады, общеобразовательные школы, внеклассную и внешкольную работу при домах творчества школьников, клубах и домах культуры, центрах народного творчества, студиях по месту жительства, при музеях, обществах охраны природы, памятников культуры и искусства, хоровых обществах, детских театрах и других организациях культуры. Проводятся осмотры, конкурсы, выставки художественного творчества. В 1947—1962 все выставки детского художественного творчества проводились ежегодно, в 80-х гг. – периодически. Первая Международная выставка изобразительного  детского творчества состоялась в 1934 (Москва), в 50—70-х гг. проводились регулярно. Для желающих заниматься художественным творчеством существуют детские школы искусств, художественные и музыкальные школы, в т.ч. средние школы и интернаты для одаренных детей (содержатся на средства государства).

Для изучения художественного творчества, оказания помощи школам и внешкольным учреждениям в начале 30-х гг. в ряде крупных городов созданы дома художественного воспитания детей (в 1952 объединены с домами пионеров и школьников, ныне большинство их преобразовано в дома детского творчества). В 1946 образован НИИ ХВ АПН СССР (ныне в составе РАО). Научный  метод проблемы художественного творчества разрабатывают также другие педагоги НИИ, методические кабинеты в системе повышения квалификации педагогов.

Под эгидой ЮНЕСКО в начале 50-х гг. действуют международные организации воспитания детей средствами искусства в области изобразительного искусства - International Society for Education through Art, INSEA, музыки - International Society for Music Education, ISME, детской литературы - International Bord on Books for Young People, IBBY, a также Международный совет музеев и другие, имеющие национальные отделения, фонды во многих странах, в т.ч. и в России.


Заключение

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.


Список использованных источников

1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа / В.В. Алексеева – Москва: Советский художник, 1968 – 228с.

2.Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе / О.А. Апраксина – М. Изд-во АПН РСФСР, 1956 – 224с.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина – М. «Просвещение», 1967

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – СПб.: Союз, 1997 – 96с.

5. Лабунская Т.В. Изобразительное творчество детей / Т.В. Лабунская – М., 1965 – 206с.

6. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие  / В.И. Петрушин – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008 – 490с.

7. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина – М, 1961

8. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / В.С. Щербаков – М, 1969

PAGE   \* MERGEFORMAT 3



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
3819. Основные тенденции развития политической мысли в Средневековой Руси 25.56 KB
  Одновременно летописные документы раскрывают стремление их авторов обосновать источник авторитета княжеской власти и их представления об идеальном княжении. Главная тема обоснование княжеской власти через волю Бога роль закона и истины в регулировании поведения человека.
2194. Основные понятия психологии творчества 225.11 KB
  Креативность от англ. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.
10977. Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности 30.42 KB
  Методологические основы психологии как науки. Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины насчитывает менее полтора веков но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор как существует философия. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении.
18073. Уровень развития речевых умений на уроках при обучении детей посредством интеграции уроков русского языка, изобразительного искусства 203.77 KB
  Большой поток учебной информации ее объем так велик что учащемуся становится порой сложно вовремя а главное качественно находить необходимую информацию в любом из направлений научного познания. Что в свою очередь позволит обучаемым без помощи постороннего использовать необходимые в жизни знания и использовать содержание учебного материала в виде некоего целого для решения той или иной проблемной ситуации. Возможно что ранее у человека не было столько возможностей к её удовлетворению. Следует особо отметить что последние - это формы...
19621. Изучение тестопластики для развития художественного творчества детей в детском саду 22.18 KB
  Художественное творчество детей в детском саду. Цель: изучение тестопластики для развития художественного творчества детей в детском саду. Дать характеристику художественного творчества детей в детском саду. Лепка тесно связана с игрой так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними.
869. ГРЭ: Основные тенденции 205.66 KB
  Государственное регулирование экономики: теоретические основы. Понятия функции цели и задачи государственного регулирования экономики. Государственное регулирование экономики России. Планируемые задачи и пути развития государственного регулирования в России В современной экономической науке проблемы связанные с государственным регулированием экономики по-прежнему значимы и актуальны.
19583. Мировой рынок ссудных капиталов: структура, основные потоки, тенденции 130.19 KB
  Сложившиеся условия и необходимость поиска новых источников инвестиционных ресурсов создают предпосылки для выхода российских предприятий на мировом рынке ссудных капиталов, используя, в том числе, один из наиболее прогрессивных инструментов финансовой глобализации - выпуск корпоративных еврооблигаций.
12581. Собственность и управление: связь и тенденции развития 198.6 KB
  Осветить теоретические аспекты связи собственности и управления; Определить форму собственности и организацию управления в ООО «Виктория-Ф»; Предложить пути решения проблемных ситуаций в ООО «Виктория-Ф».
16238. Современные тенденции развития образования в России 17.83 KB
  Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования основанной на инновационных...
11203. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕССЫ С ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА 15.67 KB
  Считается что воздействие которое оказывала на деятельность СМИ новая политическая экономическая и социальная ситуация привела к возникновению стихийно складывающегося дикого информационного рынка неподвластного нормам регулирования отношений в сфере производства и реализации журналистской продукции. Отметим что на общем фоне постсоветской журналистики татарстанские СМИ имеют существенное отличие: в пореформенные годы они не подвергались коммерциализации в той степени как общефедеральные и столичные. В основном СМИ республики...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.