Оценка влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов России

Важнейшим целевым направлением государства в отношении использования природных ресурсов которое согласуется с положением о возможности обживания северных территорий наряду с их рациональным использованием и воспроизводством получением доходов от их освоения является поддержание стабильного долговременного социального развития. Активизация процесса вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот в целях повышения качества жизни населения предопределяет необходимость совершенствования теоретико-методологических аспектов оценки влияния...

2015-09-03

139.61 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


На правах рукописи

Губина Ольга Владимировна

Оценка влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов России

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Екатеринбург - 2011


Диссертационная работа выполнена в Учреждении Российской академии наук Институте экономики Уральского отделения РАН.

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Шеломенцев Андрей Геннадьевич (Россия),

заведующий отделом развития региональных социально-экономических систем Учреждения Российской академии наук Института экономики Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, доцент

Логинов Владимир Григорьевич (Россия),

заведующий сектором регионального природопользования и геоэкологии Учреждения Российской академии наук Института экономики Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург

кандидат экономических наук,

Гаджиев Юсиф Алимович (Россия),

старший научный сотрудник, заведующий лабораторией проблем регионального воспроизводства Учреждения Российской академии наук Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН, г. Сыктывкар

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень

Защита состоится  « 29 »    марта 2011 г. в 10-00 час. на заседании диссертационного совета Д 004.022.01. при Учреждении Российской академии наук Институте экономики Уральского отделения РАН по адресу: 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Институте экономики Уральского отделения РАН. Автореферат диссертации размещен на сайте Учреждения Российской академии наук Института экономики Уральского отделения РАН (www.uiec.ru).

Автореферат разослан   «  26  »    февраля 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

Кандидат экономических наук, профессор     В.С. Бочко 


  1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. В современных экономических условиях возрастает роль Севера России как стратегического, ресурсного, территориального резерва, обеспечивающего повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации в мировом экономическом сообществе. Территория российского Севера, составляет 69% площади страны. Здесь проживает 7,5% населения России. Территория представляет собой мощный производственный, экспортный и финансовый потенциал государства: на Севере производится более 20% суммарного ВРП страны, обеспечивается около 70% внешнеторговых валютных доходов и 37,5% всех поступлений в бюджетную систему России.

Программными и стратегическими документами федерального уровня северным регионам определена роль финансово-экономического катализатора первых этапов перехода страны на инновационный путь развития. По мнению большинства ученых-североведов, выполнение этой функции возможно исключительно в условиях стабильного экономического роста и развития, а также повышения качества жизни проживающего здесь населения.

Природно-ресурсный потенциал, являясь основой существования и развития общества, остается одним из ведущих факторов экономического роста и развития северных регионов России. Важнейшим целевым направлением государства в отношении использования природных ресурсов, которое согласуется с положением о возможности «обживания» северных территорий, наряду с их рациональным использованием и воспроизводством, получением доходов от их освоения, является поддержание стабильного долговременного социального развития. Данная цель направлена на обеспечение занятости населения, инфраструктурное развитие территорий, качественное улучшение экологической обстановки в регионах, сохранение этнокультурных ареалов.

Активизация процесса вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот в целях повышения качества жизни населения предопределяет необходимость совершенствования теоретико-методологических аспектов оценки влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов России. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью количественного определения влияния освоения природных ресурсов на региональное развитие с последующей целью совершенствования институциональной среды процесса их эксплуатации для увеличения совокупности социально-экономических эффектов влияния их освоения.

Степень разработанности проблемы. Среди важнейших работ, содержащих комплексное обоснование понятия «Север» и перечень критериев северности, особого внимания заслуживают труды зарубежных исследователей: Л.Э. Амлена, Т. Армстронга, Р. Гайда, Г. Ошеренко, К. Дж. Ри, Дж. Роджерса, Д. Роулея, О. Янга, а также отечественных ученых: Г.А. Аграната, В.В. Васильева, И.А. Вижиной, Е.Г. Егорова, М.А. Жукова, Г.П. Лузина, В.С. Селина, С.В. Славина, А.П. Ткачева, В.Н. Харитоновой и др. Ключевыми особенностями северных территорий, по мнению данных авторов, являются суровость природно-климатических, а также неблагоприятность социально-экономических и медико-биологических условий для проживания человека.

Значительный вклад в разработку теоретических подходов и концептуальных положений развития северных регионов России внесли видные отечественные исследователи А.Г. Аганбегян, П.М. Алампиев, В.А. Витязева, С.Н. Голубчиков, А.Г. Гранберг, В.В. Жиделева, В.И. Истомин, Н.Н. Колосовский, К.П. Космачев, В.М. Котляков, Е.С. Котырло, О.П. Литовка, В.Г. Логинов, А.А. Макаров, П.А. Минакир, Н.Н. Некрасов, Г.Д. Олейник, В.И. Павленко, А.Н. Пилясов, О.С. Пчелинцев, Л.Л. Рыбаковский, П.Е. Терлецкий, В.А. Черешнев, Б.М. Штульберг. В широком перечне трудов этих ученых, свидетельствующем об актуальности данной тематики в экономических исследованиях, особое внимание на фоне обоснования значения Севера в социально-экономическом развитии России уделяется остро дискуссионным проблемам развития северных регионов и вариантам их решения. Несомненный интерес в этом отношении вызывают исследования междисциплинарного характера по формированию концепции развития Севера, выполняемые в Коми научном центре РАН под руководством В.Н. Лаженцева, результаты которых представлены в работах В.И. Акопова, Ю.А. Гаджиева, Т.Е. Дмитриевой, В.В. Фаузера и др.

Теоретико-методологические основы оценки роли природно-ресурсного фактора в развитии социально-экономических систем различного уровня изложены в классических работах Ф. Кенэ, Ю. Крижанича, Т. Мальтуса, К. Маркса, А. Маршалла, У. Петти, Д. Рикардо, А. Серра, А. Смита, А. Тюрго, и др. Важным теоретическим выводом данных исследований является положение о необходимости вовлечения имеющихся на территории страны природных ресурсов в хозяйственный оборот для целей экономического роста и развития, так как неэксплуатируемые природные ресурсы не могут принимать участия в социально-экономическом развитии.

Значительный опыт исследований в области влияния эксплуатации природных ресурсов на социально-экономическое развитие, накопленный зарубежными и отечественными учеными и практиками, раскрывается в трудах М. Алексеева, Р. Аути, Р. Болдуина, Дж. Вейдмана, Р. Герлаха, С. Гуриева, Т. Джилфасона, Х. Инниса, Г.Р. Карташова, Р. Конрада, К. Мацуямы, Х. Мехлума, К. Моене, Е. Папиракиса, В. Полтеровича, В. Попова, Дж. Сакса, Х. Сала-и-Мартина, К. Сонина, А. Тониса, Р. Торвика, А. Торнелла, Э. Уорнера, М. Уоткинса, Т. Хербертсона, А. Хиршмана и др.

Разработке методических рекомендаций по оценке влияния вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот на функционирование отдельных блоков региональных социально-экономических систем посвящены работы прикладного характера А.М. Аникиной, В.Н. Беляева, М.Н. Игнатьевой, Е.М. Козакова, О.А. Козловой, Б.И. Кочурова, В.А. Крюкова, С.М. Лавлинского, В.А. Лобковского, В.Н. Незамайкина, В.П. Пахомова, Г.А. Приваловской, Е.В. Рюминой, А.Е. Севастьяновой, В.Ю. Силкина, А.Я. Смирнова, А.Н. Токарева, В.Э. Тоскуниной, В.В. Шмата, А.Г. Шеломенцева и др.

Тем не менее, сложность и противоречивость теоретико-методологических подходов к определению вектора влияния природно-ресурсного фактора на социально-экономическое развитие в современных экономических условиях требует дальнейшего анализа этих подходов с целью выявления направлений данного воздействия и последующей разработки методологических положений по оценке влияния освоения природных ресурсов на развитие региона. Вместе с тем, недостаточная разработанность методических вопросов предопределяет необходимость совершенствования методического подхода для определения влияния эксплуатируемых на территории региона ресурсов на развитие северных социально-экономических систем с позиций комплексности и междисциплинарности.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является обоснование теоретико-методологических и методических подходов к оценке влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов России.

Реализация цели потребовала постановки и решения следующих задач:

  •  уточнить методологические положения по оценке влияния освоения природных ресурсов на развитие северных региональных социально-экономических систем;
  •  предложить систему инструментов государственного регулирования влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов;
  •  предложить методический подход к оценке влияния освоения природно-ресурсной базы на развитие регионов Российского Севера.

Объектом диссертационного исследования являются северные регионы России.

Предмет диссертационного исследования - социально-экономические отношения всех сторон (природопользователей, местного населения, органов власти субъектов) по поводу освоения природных ресурсов.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили классическая экономическая теория, теория ресурсного роста, институциональная теория, концептуальные основы сбалансированного развития, ресурсно-трансформационная концепция территориального развития и регионалистика. В методологическом смысле диссертация опирается на труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам развития северных регионов, а также раскрывающие суть механизма влияния освоения природных ресурсов на социально-экономический рост и развитие.

В исследовании были применены следующие методы:

- общенаучные методы и приемы теоретического и эмпирического познания: причинно-следственный и логико-структурный анализ и синтез;

- методы социально-экономического анализа: качественный, сравнительный и критериальный анализ, метод количественных оценок;

- прикладные экономико-статистические методы: сбор, обобщение и систематизация статистической информации, формирование и ведение информационно-аналитической базы данных.

Применение данных методов позволило обеспечить необходимую глубину, качество и достоверность результатов исследования и обоснованность выводов.

Информационную базу диссертационного исследования составили программные и стратегические документы федерального и регионального уровня, законодательные и нормативные акты; статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных подразделений; аналитические материалы Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, Арктического Совета, прогнозные и аналитические материалы органов исполнительной власти Архангельской области; результаты исследований академических институтов (Институт экономики УрО РАН, Архангельский научный центр УрО РАН, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН); публикации отечественных и зарубежных авторов, размещенные в научной и периодической печати и интернет-ресурсах; результаты собственных разработок и расчетов автора.

Основные научные и практические результаты, полученные лично автором, их научная новизна:

Уточнены методологические положения по оценке влияния освоения природных ресурсов как основы социально-экономического развития северных регионов, учитывающие функции, макроэкономические ориентиры, специфические особенности и проблемы Севера. Показано, что эффект влияния освоения природных ресурсов на экономический рост и развитие на основе реинвестирования прибылей ресурсодобывающего сектора, проводимого в целях совершенствования отраслевой структуры экономики, определяется уровнем развития институциональной среды и ограничивается хозяйственной емкостью биосферы (п. 5.1 паспорта специальности ВАК РФ).

  1.  Предложен комплекс системных и частных инструментов государственного регулирования влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов России, учитывающий: совокупность стратегических целей и тактических задач социально-экономического развития северных регионов; степень обеспеченности природными ресурсами и их изученность; систему социально-экономических факторов, определяющих темпы и масштабы эксплуатации природных ресурсов; функционально-структурные блоки северных региональных социально-экономических систем, на которые влияет освоение природных ресурсов; частно-государственное партнерство (п. 5.9 паспорта специальности ВАК РФ).
  2.  Предложен методический подход к оценке влияния освоения природно-ресурсной базы на развитие северных региональных социально-экономических систем. Подход включает: положения по оценке влияния освоения природных ресурсов; классификацию факторов, определяющих масштабы освоения природных ресурсов, - в зависимости от возможности динамики, отношения к природным ресурсам, источников влияния, длительности воздействия и возможности государственного регулирования; аналитический инструментарий; трехуровневую систему динамических критериев (п. 5.18 паспорта специальности ВАК РФ).

Основные научные положения были апробированы на примере Архангельской области: определена числовая интерпретация степени влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие региона и функционирование природно-ресурсных отраслей экономики государства, разработаны рекомендации по совершенствованию институциональной среды процесса эксплуатации природных ресурсов для увеличения совокупности социально-экономических эффектов влияния их освоения.

Область исследования. Содержание диссертации соответствует следующим пунктам специализации «Региональная экономика»: п. 5.1. «Развитие теории региональной экономики; методы и инструментарий региональных экономических исследований; проблемы региональных экономических измерений»; п. 5.9. «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем»; п. 5.18. «Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионах; рациональное использование природно-ресурсной базы» специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» Паспорта специальностей ВАК РФ.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработок органами государственной власти при формировании государственной политики и корректировке стратегических направлений использования природно-ресурсного потенциала на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Практическую ценность представляет также формирование методических положений комплексной оценки влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие, а также апробация предложенной методики на конкретном регионе. Для северных регионов природные ресурсы являются основным фактором экономического роста и развития, вследствие чего полученные результаты могут быть использованы при разработке программных и стратегических документов регионального и отраслевого развития.

Вместе с тем положения диссертационной работы могут применяться в преподавательской деятельности при чтении таких курсов, как «Региональная экономика» и «Экономика отрасли».

Реализация и апробация результатов исследования. Основные научные результаты проведенных исследований были доложены и стали предметом дискуссий на международных и всероссийских конференциях: Всероссийской конференции с международным участием «Академическая наука и ее роль в развитии производительных сил в северных регионах России» (Архангельск, 2006 г.); Всероссийской конференции «Роль природных ресурсов в социально-экономическом развитии регионов России» (Екатеринбург, 2007 г.); V, VI и VII Всероссийских конференциях молодых ученых по институциональной экономике (Екатеринбург, 2007, 2008 и 2010 гг.); Всероссийской конференции с международным участием «Северные территории России: проблемы и перспективы развития» (Архангельск, 2008 г.); III Всероссийском симпозиуме по экономической теории (Екатеринбург, 2008 г.); Международной научно-практической конференции «Мировой экономический кризис ХХI века и социально-экономическое положение Архангельской области» (Архангельск, 2009 г.); Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие России: правовой, экономический, организационный, гуманитарный аспекты» (Архангельск, 2010 г.)

Разработанные в диссертации теоретико-методологические положения, методические рекомендации и полученные выводы реализованы в научно-исследовательской работе отдела экономических исследований АНЦ УрО РАН, а также получили поддержку гранта для молодых ученых и аспирантов УрО РАН в 2008 г.; интеграционного проекта фундаментальных исследований, выполняемых в учреждениях Российской академии наук УрО РАН «Концептуальные основы формирования региональной социально-экономической политики северных территорий с учетом фактора освоения природных ресурсов» на 2009-2011 гг.; гранта РГНФ №10-02-00694а/G; гранта РГНФ №08-02-00369а.

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования представлены в 26 научных публикациях общим объемом 11,3 авторских п.л., в т.ч. в 3 статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ (журналах «Региональная экономика», «Экономика региона», «Вестник Поморского университета»).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание работы изложено на 158 страницах машинописного текста, включает 5 таблиц и 17 рисунков. Библиографический список содержит 288 литературных источников.

Во введении обоснована актуальность темы, дана характеристика ее научной разработанности, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, а также сформулированы основные элементы научной новизны и практическая значимость диссертационной работы.

В первой главе «Теоретико-методологические основы влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие Севера» выявлены функции, стратегические цели, тактические задачи, ключевые проблемы функционирования северных регионов и определена их роль в социально-экономическом развитии страны. Предложен комплекс инструментов государственного регулирования влияния освоения природных ресурсов и уточнены основные положения методологии оценки такого влияния на функционирование региональных социально-экономических систем.

Во второй главе «Методика оценки влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов России» разработаны положения по оценке степени влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие регионов российского Севера, предложены рекомендации по учету факторов, определяющих темпы и масштабы вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот на Севере России, разработан аналитический инструментарий оценки.

В третьей главе «Оценка влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие Архангельской области» представлены результаты статического и динамического анализа количественной оценки регионального и отраслевого влияния освоения природных ресурсов на развитие северного региона России (на примере Архангельской области). На основе критериального анализа с использованием результатов прогнозной оценки выявлены зоны применения инструментов государственного регулирования, использующихся в целях усиления влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие Архангельской области.

В заключении сформулированы основные выводы, обобщены результаты исследования.


  1.  ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

  1.  Уточнены методологические положения по оценке влияния освоения природных ресурсов как основы социально-экономического развития северных регионов, учитывающие функции, макроэкономические ориентиры, специфические особенности и проблемы Севера. Показано, что эффект влияния освоения природных ресурсов на экономический рост и развитие на основе реинвестирования прибылей ресурсодобывающего сектора, проводимого в целях совершенствования отраслевой структуры экономики, определяется уровнем развития институциональной среды и ограничивается хозяйственной емкостью биосферы.

Основу методологии оценки влияния освоения природных ресурсов на развитие северных региональных социально-экономических систем составляют следующие положения, опирающиеся на сочетание отраслевого, социально-экономического, экономико-географического и экологического подходов к анализу и прогнозированию регионального развития:

  1.  Освоение природных ресурсов определяет экономический рост и развитие на основе реинвестирования прибылей ресурсодобывающего сектора, проводимого в целях совершенствования отраслевой структуры экономики северных регионов России. Природные ресурсы, являясь основной составляющей регионального потенциала северных социально-экономических систем, обеспечивают приток финансовых, трудовых, инвестиционных и др. ресурсов в регион. В дальнейшем инвестирование прибылей ресурсодобывающего сектора в развитие новых отраслей промышленности на основе внедрения современных технологий обработки природных ресурсов способствует диверсификации промышленности. Развитие промышленности, в которой производится бо́льший по сравнению с сырьевым и сервисным секторами объем валовой добавленной стоимости, обеспечивает рост валового регионального продукта и стимулирует экономическое развитие северных регионов.
  2.  Совокупность социально-экономических эффектов влияния освоения ресурсов определяется уровнем развития институциональной среды. Институциональные условия, в которых осуществляется освоение природных ресурсов, определяют, положительным или отрицательным будет влияние освоения на социально-экономическое развитие регионов. Так, в условиях неэффективных институтов ключевой угрозой возникновения негативных последствий влияния развития ресурсного сектора будет стремление предпринимателей к извлечению ресурсной ренты, в результате чего повышается риск попадания экономики региона в ресурсную ловушку. В условиях эффективных институтов, когда получаемая при освоении природных ресурсов рента инвестируется в воспроизводимый (финансовый, человеческий, природно-ресурсный) капитал, социально-экономический эффект от их эксплуатации приобретает положительный вектор.
  3.  Реализация целей и задач социально-экономического развития северных регионов в результате освоения природных ресурсов должна осуществляться в пределах хозяйственной емкости биосферы. Данное положение позволяет увязать два полярных отношения к природным ресурсам, во-первых, как к ресурсной основе экономического развития северных регионов, и, во-вторых, как к окружающей природной среде с присущими ей экологическими функциями. Следует заметить, что основным целевым ориентиром развития северных регионов России является повышение качества жизни населения посредством решения социально-экономических задач при условии сохранения благоприятной окружающей среды. Достижение данной цели осложняется высокой степенью уязвимости северных экосистем и последующим длительным периодом их восстановления.
  4.  Освоение природных ресурсов северных регионов должно осуществляться с учетом функциональных социально-экономических особенностей развития этих регионов. В границах проблемного поля, индуцированного северностью, учеными определяется ряд специфических особенностей и проблем мезоэкономического характера, имеющих особую актуальность при освоении природных ресурсов: северное удорожание стоимости жизни и производственных процессов; низкая хозяйственная освоенность территорий; необходимость повышения технической оснащенности производства; высокая текучесть кадров; проблема выбора стратегии освоения природных ресурсов - на основе вахтового метода работ или постоянного проживания населения; проблема сохранения этнокультурных ареалов проживания коренных малочисленных народов Севера.

Данные методологические положения сформулированы с учетом следующих функций, макроэкономических ориентиров, специфических особенностей и проблем развития северных регионов.

На законодательном уровне в состав Российского Севера входит территория 24 субъектов площадью 11,8 км2 с населением 10,54 млн. чел. В социально-экономическом развитии России Север выполняет следующие функции:

- территориального резерва: территория Севера составляет около 70% площади Российской Федерации.

- ресурсного резерва: северные регионы обладают уникальным природно-ресурсным потенциалом, характеризующимся богатством и разнообразием.

- геополитическая и оборонная: в настоящее время Арктика становится площадкой для развития территориальных, ресурсных и военно-стратегических взаимоотношений ведущих мировых держав.

- источника валютных поступлений: Север обладает уникальными природными ресурсами, пользующимися на мировом рынке постоянным спросом;

- демографическая: реализация данной функции связана с особенностями процессов рождаемости, смертности, миграции, а также проживанием здесь более 200 тыс. представителей коренных малочисленных народов, сохранением и обеспечением их жизнедеятельности и возрождения.

- эколого-географического резерва: обусловлена уникальными качествами северных экосистем.

Выполняемые Севером функции определяют перечень макроэкономических ориентиров, достижение которых обеспечивается в результате государственной поддержки северных регионов на федеральном уровне с целью формирования внутренних факторов экономического развития этих территорий:

- в экономической сфере: расширение ресурсной базы северных регионов; поддержка базовых предприятий; регулирование рынков труда; обеспечение развития транспортной инфраструктуры; обеспечение развития международного сотрудничества; формирование научно-информационного пространства.

- в социальной сфере: трансформация системы государственных гарантий и компенсаций для северян; совершенствование механизма северного завоза; обеспечение поддержки развития коренных малочисленных народов Севера.

- в экологической сфере: обеспечение охраны окружающей среды; развитие сети ООПТ и заповедников; обеспечение равновесного состояния северных экосистем.

Регионы Севера России характеризуются наличием следующих специфических особенностей:

- во-первых, суровость климатических условий, выражающаяся в низких температурах, сильных ветрах, большой продолжительности зимнего периода, широком распространении мерзлоты.

- во-вторых, периферийность положения, обуславливающая низкую доступность этих регионов и предполагающая некоторую степень их исключения из социально-экономических связей государства.

- в-третьих, природно-ресурсная ориентация региональных хозяйственных комплексов.

Указанные особенности северных регионов России предопределили формирование следующих социально-экономических проблем мезоэкономического характера:

- низкая степень хозяйственной освоенности территорий, характеризующаяся слабой заселенностью и недостаточным развитием всех видов инфраструктуры;

- сырьевая специализация хозяйства, которая в условиях доминирования добывающих отраслей в структуре промышленного производства и высокой централизации природно-ресурсных налогов и платежей в федеральном бюджете становится уязвимой экономической стратегией для северных регионов;

- удорожание хозяйственной деятельности в связи с воздействием на производственные процессы экстремальных биоклиматических условий, что определяет ускоренный износ производственных фондов, рост топливо- и энергопотребления и увеличение трудозатрат;

- проблема выбора стратегии освоения северных регионов между освоением на основе «обживания» территорий и освоением на основе использования преимущественно вахтового метода работ;

- низкая инновационность экономики, связанная с отставанием северных регионов в создании, внедрении и распространении инноваций;

- высокая стоимость жизни населения, обусловленная необходимостью покрытия затрат на компенсацию воздействия фактора холодовой дискомфортности;

- охрана здоровья людей - проблема, являющаяся следствием высокой заболеваемости северян, своеобразного течения болезней, роста числа хронических заболеваний, что в результате приводит к сокращению продолжительности жизни;

- сохранение коренных малочисленных народов – проблема, появившаяся в результате нарушения их традиционного жизнеобеспечения и ослабления их этнокультурной идентичности;

- акклиматизация мигрантов к северным условиям – проблема, возникшая в связи с длительным периодом и сложностью процесса адаптации организма;

- высокая уязвимость северных экосистем, обусловленная неустойчивостью и длительным периодом восстановления биоценозов, и налагающая строгие ограничения на хозяйственную деятельность;

- высокий уровень локальной техногенной нагрузки на окружающую природную среду, связанный с развитием преимущественно производственного сектора экономики северных регионов.

Уточненные с учетом анализа функций, макроэкономических ориентиров, специфических особенностей и проблем Севера методологические положения являются основой для разработки: методики оценки влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов; методов комплексного анализа развития северных региональных социально-экономических систем; рекомендаций для органов власти регионального и федерального уровня; программных и стратегических документов социально-экономического развития северных регионов.

  1.  Предложен комплекс системных и частных инструментов государственного регулирования влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов России, учитывающий: совокупность стратегических целей и тактических задач социально-экономического развития северных регионов; степень обеспеченности природными ресурсами и их изученность; систему социально-экономических факторов, определяющих темпы и масштабы эксплуатации природных ресурсов; функционально-структурные блоки северных региональных социально-экономических систем, на которые влияет освоение природных ресурсов; частно-государственное партнерство.

Комплекс инструментов государственного регулирования влияния освоения природных ресурсов включает в себя инструменты системного и частного характера федерального и регионального уровней. К системным инструментам федерального уровня относятся: федеральные целевые программы (в т.ч. ведомственные); налоги и платежи общего и природно-ресурсного характера; политика в сфере малого бизнеса; долевое государственное финансирование инфраструктурных проектов; государственный надзор; кредитная политика; антимонопольная политика; экспортная политика, научно-техническая и инновационная политика. В перечень системных инструментов регионального уровня входят: региональные целевые программы; налоговая политика; кредитование малого предпринимательства; инвестиционные соглашения; долевое государственное финансирование инфраструктурных проектов. К частным инструментам регулирования (в сфере природопользования) на федеральном и региональном уровнях относятся: условия и порядок предоставления ресурсов в пользование; стандарты и нормативы природопользования; государственные кадастры природных ресурсов; государственный надзор в сфере природопользования; финансирование изучения природно-ресурсных объектов; политика квотирования; система планирования мер по охране и воспроизводству ресурсов и возмещению нанесенного ущерба.

Предложенный комплекс инструментов государственного регулирования влияния освоения природных ресурсов на региональное развитие учитывает совокупность стратегических целей и тактических задач социально-экономического развития северных регионов России, которые формируются на базе макроэкономических ориентиров развития национальной экономики, а также мезоэкономических особенностей и наиболее острых проблем этих регионов.

Обобщение стратегических и программных документов, предопределяющих социально-экономическое развитие северных регионов России, позволило автору сделать вывод, что в качестве генеральной цели традиционно устанавливается повышение качества жизни населения на основе сбалансированного развития экономики и социальной сферы. При этом главная цель раскладывается на следующие целевые блоки: социальный, экономический, финансовый, экологический и инфраструктурный. Основной целью социального блока развития северных регионов является повышение уровня жизни населения. Экономический целевой блок ориентирован на рост производства. Главная цель финансового блока заключается в стабильном обеспечении региона финансовыми ресурсами. Повышение качества окружающей природной среды значится основной целью экологического блока. Инфраструктурный целевой блок ориентирован на создание условий с одной стороны для успешного функционирования производства, с другой – для формирования благоприятной социально-духовной среды населения.

В работе выявлены следующие взаимосвязи между целевыми ориентирами развития северных регионов и функционально-структурными блоками социально-экономических систем, на развитие которых влияет освоение природных ресурсов.

Оказывая влияние на повышение уровня жизни населения северного региона, процесс эксплуатации природных ресурсов благодаря участию в реализации таких задач, как обеспечение занятости населения и обеспечение роста доходов населения, способствует достижению основной целевой установки социального целевого блока.

Участие видов экономической деятельности по добыче и обработке природных ресурсов в формировании валового регионального продукта и в развитии внешнеэкономической деятельности за счет реализации задач обеспечения роста ВРП и создания условий для развития внешнеэкономических и межрегиональных связей способствует решению главной цели экономического целевого блока, заключающейся в обеспечении роста производства.

Влияние освоения природных ресурсов на рост бюджетной обеспеченности, активизацию инвестиционной деятельности и увеличение обеспеченности региона финансами путем участия в решении таких задач как обеспечение роста собственных доходов бюджета региона; мобилизация инвестиционных ресурсов; создание условий для улучшения финансового положения предприятий, способствует достижению основополагающей цели финансового блока – стабильному обеспечению региона финансами.

Предприятия видов деятельности по добыче и обработке природных ресурсов, оказывая влияние на экологическую ситуацию, посредством реализации задачи обеспечения снижения негативного воздействия на окружающую среду принимают участие в решении ведущей цели экологического блока, заключающейся в повышении качества окружающей природной среды.

В результате участия освоения природных ресурсов в инфраструктурном развитии региона посредством стимулирования развития производственной, транспортной, энергетической, социальной и экологической инфраструктуры достигается реализация главной цели инфраструктурного целевого блока, которая заключается в создании условий для успешного функционирования производства и формирования благоприятной социально-духовной среды населения.

Совокупность социально-экономических эффектов влияния освоения природных ресурсов зависит от степени обеспеченности региона ресурсами, а также от степени их изученности. Освоение природных ресурсов включает выявление (разведку) природных ресурсов, их изучение, составление кадастров природно-ресурсных объектов, извлечение (добычу) природных ресурсов, обработку и переработку сырья, охрану и воспроизводство ресурсов. По мнению автора необходимо учитывать, что эксплуатация природных ресурсов требует создания инфраструктуры: социальной, производственной, транспортной, энергетической и экологической.

К основным социально-экономическим факторам, определяющим темпы и масштабы эксплуатации природных ресурсов, автор относит: величину, качество и изученность запасов ресурсов, их возобновимость, уникальность, исчерпаемость, периферийность территорий, природно-климатические условия, уязвимость экосистем, освоенность территории, количество трудовых ресурсов, квалификацию рабочей силы, миграцию трудовых ресурсов, этничность, инвестиционную привлекательность, колебания спроса и динамику цен, внешнеторговую деятельность, инвестиционные ресурсы, энергообеспеченность региона, низкую инновационность, а также платность природопользования и реализацию прав собственности.

Анализ фактического материала опыта освоения природных ресурсов северных территорий, позволил автору выделить следующие функционально-структурные блоки северных региональных социально-экономических систем, на которые оказывает влияние эксплуатация природных ресурсов: уровень жизни, валовой региональный продукт, внешнеэкономическая деятельность, бюджетная обеспеченность, инвестиционная деятельность, обеспеченность региона финансами, экологическая ситуация и инфраструктурное развитие.

Эффективные инструменты государственного регулирования создают условия, способствующие развитию частно-государственного партнерства для достижения общих целей социально-экономического развития. Частно-государственное партнерство осуществляется в форме контрактов, аренды, соглашений о разделе продукции, инвестиционных контрактов, концессий, акционирования, долевого участия частного капитала в государственных предприятиях.

Установленные четкие взаимосвязи комплекса системных и частных инструментов государственного регулирования влияния освоения природных ресурсов   на социально-экономическое   развитие   северных  регионов  отражены  на

рисунке 1.


Рисунок 1 – Комплекс инструментов государственного регулирования влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов


  1.  Предложен методический подход к оценке влияния освоения природно-ресурсной базы на развитие северных региональных социально-экономических систем. Подход включает: положения по оценке влияния освоения природных ресурсов; классификацию факторов, определяющих масштабы освоения природных ресурсов, - в зависимости от возможности динамики, отношения к природным ресурсам, источников влияния, длительности воздействия и возможности государственного регулирования; аналитический инструментарий; трехуровневую систему динамических критериев.

На основе анализа методических подходов к оценке воздействия ресурсного фактора автором были разработаны следующие положения по оценке влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие:

  1.  Оценка влияния освоения природных ресурсов основывается на междисциплинарности и предполагает использование синтеза знаний отраслевой и региональной экономики и экономики природопользования.
  2.  Влияние освоения природных ресурсов носит комплексный характер, что определяет адекватность оценки состояния сложноорганизованных региональных социально-экономических систем.
  3.  Оценка влияния освоения природных ресурсов является сбалансированной, что подразумевает равнозначность и пропорциональное развитие функционально-структурных блоков социально-экономической системы региона.
  4.  Оценка основывается на комплементарности целевых ориентиров развития северных регионов и функционально-структурных блоков региональных социально-экономических систем, на которые влияет освоение природных ресурсов. В результате определяется перечень тактических задач социально-экономического развития региона, реализации которых способствует эксплуатация природных ресурсов, а также перечень соответствующих статистических показателей, характеристика которых дает воможность определить участие освоения природных ресурсов в их решении.
  5.  Оценка влияния освоения природных ресурсов обеспечивает согласованность отраслевого и регионального развития. Используемый в исследовании метод количественных оценок позволяет установить числовую интерпретацию степени влияния освоения природных ресурсов и определить их региональное и отраслевое влияние. В результате оценки регионального влияния определяется участие освоения собственных природных ресурсов северного региона в его социально-экономическом развитии. Отраслевое влияние показывает участие освоения природных ресурсов исследуемых северных регионов в развитии природно-ресурсных отраслей экономики России в целом.
  6.  Анализ влияния освоения природных ресурсов учитывает динамические особенности этого процесса. В связи с использованием в работе показателей, характеризующих виды экономической деятельности по добыче и обработке природных ресурсов, которые являются объектами классификации Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенного в действие с 2005 г., временные рамки исследования ограничиваются 2005 и текущим годом. Блочное включение методики прогнозной оценки социально-экономических последствий влияния освоения природных ресурсов позволяет расширить временные границы исследования на долгосрочный период (до 2030 г).
  7.  Исследование влияния освоения природных ресурсов как социально-экономического процесса, протекающего во времени, обуславливает использование динамических критериев, которые задают тенденцию развития экономической системы, отображая в каждый момент времени то состояние, к которому она должна стремиться. Таким образом, динамические критерии определяют порядок изменения параметров функционирования системы с учетом фактора времени.
  8.  В результате оценки определяются направления совершенствования инструментов государственного регулирования освоения природных ресурсов в целях усиления влияния природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов. Критериальный анализ на основе сравнительного подхода, используемый в оценке для выявления соответствия темпов динамики развития природно-ресурсных отраслей региона рассчитанным критериям, позволяет выделить «зоны регулирования». Каждая из таких зон свидетельствует об отставании темпов развития природно-ресурсных отраслей экономики региона от приведенных критериев, что указывает на наличие проблем в этих отраслях по каждому из исследуемых показателей, и, следовательно, требует государственного регулирования.

Автором разработана классификация факторов, оказывающих влияние на освоение природных ресурсов северных регионов. Классификация опирается на следующие признаки: возможность динамики, отношение к природным ресурсам, источники влияния, длительность воздействия; возможность государственного регулирования.

Способность к динамике позволяет определить относительно неизменные и переменные факторы.

По отношению к природным ресурсам факторы подразделяются на экзогенные и эндогенные: эндогенные присущи самим природным ресурсам, экзогенные оказывают влияние на процесс освоения ресурсов из внешней среды.

В зависимости от источников воздействия факторы разбиваются на следующие группы: природно-ресурсные, географические, социально-демографические, экономические и институциональные.

По длительности влияния факторы можно отнести к краткосрочным (до 1 г.), среднесрочным (0-5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет) и практически постоянным.

В зависимости от возможности государственного регулирования их влияния факторы относятся к регулируемым или слаборегулируемым.

Предложенная авторская классификация ключевых социально-экономических факторов, определяющих масштабы и перспективы эксплуатации природных ресурсов северных регионов России, позволяет разработать рекомендации по их дифференцированному учету для каждого вида природного ресурса, вовлекаемого в хозяйственный оборот.

Аналитический инструментарий предлагаемого методического подхода опирается на: структурированную систему показателей оценки влияния освоения природных ресурсов и алгоритм оценки. Важным условием выбора показателей является их доступность и возможность расчета удельных значений. В исследовании используется четыре вида показателей: абсолютные, удельные, динамические и пороговые.

Абсолютные значения используются для расчета удельных и пороговых показателей. Удельные представляют собой удельный вес значения соответствующего показателя по каждому виду природного ресурса в значении показателя «Всего по региону» или «Всего по отрасли в России» и характеризуют региональное и отраслевое влияние природных ресурсов соответственно. Динамические показатели отражают изменение степени регионального и отраслевого влияния природных ресурсов в пределах временных рамок исследования. Пороговые показатели, представляющие собой средний темп роста, используются в качестве динамических критериев для выявления «зон регулирования».

На рисунке 2 представлена система базовых показателей оценки влияния освоения природных ресурсов.

При оценке отраслевого влияния перечень первоначально отобранных показателей был сужен. Оценке подверглось влияние природно-ресурсных отраслей региона на развитие соответствующих природно-ресурсных отраслей экономики России в целом по следующим целевым направлениям: повышение уровня жизни работников отрасли; рост производства на предприятиях отрасли; улучшение финансовой обеспеченности предприятий отрасли. В перечень базовых показателей оценки отраслевого влияния вошли: Фонд заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей, тыс. руб.; Численность работников, чел.; Валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности, тыс. руб.; Объем заказов на поставку продукции на экспорт, тыс. руб.; Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб.; Финансовый результат прибыльных предприятий, тыс. руб.; Финансовый результат убыточных предприятий, тыс. руб.

Оценка влияния освоения природных ресурсов осуществляется по следующему алгоритму (рис. 3). При этом фиксация северной специфики осуществляется на втором этапе, когда определяются целевые установки социально-экономического развития северных регионов, а также на седьмом этапе, где выявляется влияние факторов, воздействующих на освоение природных ресурсов в условиях Севера. Реализация остальных этапов происходит с учетом особенностей     природно  -  ресурсного     потенциала     и    тенденций    развития

исследуемого северного субъекта.


  1.  

Рисунок 2 - Система базовых показателей оценки влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов России


Рисунок 3 – Алгоритм оценки влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов

Оценка влияния природных ресурсов осуществляется с применением трехуровневой системы динамических критериев, которая включает:

- среднеобластной критерий, отражающий темпы динамики социально-экономических процессов в исследуемом регионе;

- среднеотраслевой критерий, учитывающий тенденции развития соответствующих природно-ресурсных отраслей экономики России в целом. Этот вид критериев рассчитывается отдельно для каждой отрасли по добыче и обработке определенного вида природного ресурса;

- средний для макрорегиона (средний для регионов Европейского Севера) критерий необходим для учета динамических особенностей социально-экономических процессов группы регионов, к которым принадлежит исследуемый субъект.

Динамический критерий представляет собой средний темп (коэффициент) роста за расчетный период (2005-2009 гг.)

Предлагаемая методика представляет собой логически завершенный процесс, начинающийся с определения целевых установок социально-экономического развития регионов, для которых природно-ресурсный фактор является определяющим в экономике, и завершающийся разработкой рекомендаций по усилению влияния освоения природных ресурсов в социально-экономическом развитии таких регионов и природно-ресурсных отраслей России в целом. Следует отметить возможность применения предложенной методики для весьма широкого перечня субъектов федерации вследствие комплексности и высокой степени дифференцированности функционально-структурных блоков регионального развития, на которые влияет освоение природных ресурсов. При этом для каждого субъекта в зависимости от видового состава природно-ресурсного потенциала определяется уникальный перечень видов экономической деятельности по добыче и обработке природных ресурсов.

Результаты оценки влияния природных ресурсов на социально-экономическое развитие регионов и функционирование природно-ресурсных отраслей России, выполненной на основе данной методики, могут быть использованы при разработке ведомственных и региональных программ и стратегий, а также для разработки рекомендаций по совершенствованию системы механизмов и инструментов государственного регулирования освоения природных ресурсов.

Основные научные положения были практически реализованы на примере Архангельской области: определено влияние освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие региона и функционирование природно-ресурсных отраслей экономики государства, разработаны рекомендации по совершенствованию институциональной среды в целях усиления влияния эксплуатации природных ресурсов на развитие северного региона России.

Исследование показало, что по сравнению с другими видами природных ресурсов очевидно преобладание влияния освоения лесных ресурсов на социально-экономическое развитие региона (рис. 4). Это влияние наиболее значимо при решении задач охраны окружающей среды, развитии внешнеэкономической деятельности и развитии инфраструктуры региона. На втором месте среди осваиваемых видов природных ресурсов по участию в реализации задач регионального развития находятся минерально-сырьевые ресурсы. Особо значимо влияние их освоения на развитие инвестиционной деятельности региона, развитие инфраструктуры, преимущественно транспортной и экологической, а также значимо отрицательное влияние освоения минерально-сырьевых ресурсов на обеспеченность региона финансами. Влияние освоения земельных, водных и ресурсов животного мира (прежде всего рыбных) на развитие функционально-структурных блоков социально-экономической системы Архангельской области незначительно.

Рисунок 4 – Влияние освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие Архангельской области в 2009 году, %

Различия в числовых значениях влияния учтенных видов природных ресурсов на социально-экономическое развитие Архангельской области обусловлены: во-первых, качественно-количественным составом природно-ресурсного потенциала региона; во-вторых, степенью вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот в зависимости от воздействия факторов, определяющих темпы и масштабы их освоения.

Наиболее значимо влияние освоения всех видов природных ресурсов региона на улучшение экологической ситуации в регионе, на развитие экспортной деятельности, а также на формирование инфраструктуры области, что объясняется развитием видов экономической деятельности по обработке, главным образом, лесных ресурсов. Особо следует отметить отрицательное влияние освоения природных ресурсов на формирование финансовой обеспеченности региона вследствие значительной убыточности предприятий ресурсного сектора. Минимален, в сравнении с другими направлениями влияния, вклад освоения природных ресурсов в повышение уровня жизни населения региона и в повышение его бюджетной обеспеченности.

Расчетно-аналитическая часть исследования также включает оценку динамики влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие исследуемого региона (рис 5).

Рисунок 5 – Изменение удельного веса показателей влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие Архангельской области за период 2005-2009 гг., п.п.

За исследуемый период наибольшую отрицательную динамику показало влияние на развитие региона освоение лесных ресурсов. Исключение составила экспортная деятельность, в развитии которой участие лесных ресурсов выросло на 30 п.п. Главная причина сложившейся ситуации объясняется спадом, наблюдавшимся в лесозаготовке и деревообработке, а в 2008-2009 гг. - и в производстве целлюлозы. Активизация деятельности по освоению минерально-сырьевых ресурсов в связи с пуском первой очереди месторождения алмазов им. М.В. Ломоносова в 2005 г. придала положительный вектор динамике влияния их освоения на социально-экономическое развитие области за исследуемый период. Попыткой устранения стабильной отрицательной динамики влияния освоения земельных ресурсов на развитие региона следует рассматривать увеличение инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий области. Усиление влияния освоения ресурсов животного мира на социально-экономическое развитие области преимущественно следует связывать с успешным прохождением процедуры финансового оздоровления крупнейших предприятий рыбохозяйственного комплекса региона. Влияние освоения водных ресурсов области было наиболее стабильным по сравнению с другими видами ресурсов за период 2005-2009 гг.

В результате проведенного исследования было оценено влияние освоения природных ресурсов северного региона на функционирование соответствующих природно-ресурсных отраслей России в целом (рис. 6). Результаты оценки отражают исторически сложившуюся специализацию Архангельской области на развитии отраслей по добыче и обработке лесных и водных биологических ресурсов. Такая промышленная специализация сформировалась вследствие территориального разделения труда, обусловленного в данном случае особенностями природно-ресурсного потенциала региона.

- удельный вес освоения земельных ресурсов (З), %

- удельный вес освоения минерально-сырьевых ресурсов (М), %

- удельный вес освоения ресурсов животного мира (Ж), %

- удельный вес освоения лесных ресурсов (Л), %

- удельный вес освоения водных ресурсов (В), %

Рисунок 6 – Влияние природных ресурсов, осваиваемых на территории Архангельской области на развитие отраслей по добыче и обработке соответствующих видов природных ресурсов России в 2009 г., %

На основании перспективных темпов и масштабов освоения на примере минерально-сырьевых ресурсов Архангельской области автором была выполнена прогнозная оценка социально-экономических последствий их освоения для региона с учетом введения в эксплуатацию объектов нового освоения (рис. 7).

 - валовая добавленная стоимость МСК

- объем отгруженной продукции МСК

- инвестиции в основной капитал МСК

- численность занятых в МСК

- доля МСК нового освоения в соответствующем показателе

Рисунок 7 – Прогнозная оценка социально-экономических последствий освоения минерально-сырьевых ресурсов Архангельской области

В диссертационном исследовании показано, что к 2030 году при существующих темпах развития экономики региона:

- удельный вес объема отгруженной продукции МСК в общем объеме отгруженной продукции промышленного производства Архангельской области составит 3,6%, увеличившись с учетом объектов нового освоения до 5,1%;

- удельный вес валовой добавленной стоимости, произведенной МСК, в общем объеме валового регионального продукта области составит 1%, а с учетом объектов нового освоения 1,4%;

- удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий и организаций МСК в общем объеме инвестиций в основной капитал предприятий и организаций региона составит 3,3%, а с учетом ввода объектов нового освоения 3,6%;

- удельный вес занятых в МСК в общей численности занятых региона составит 2,3%, увеличившись при вводе объектов нового освоения до 3,2%

Таким образом, сохранить достигнутые к 2010 году значения вклада освоения минерально-сырьевых ресурсов в социально-экономическое развитие Архангельской области возможно, преимущественно, за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых, в частности, пуска второй очереди ГОКа на месторождении алмазов им. М.В. Ломоносова. Исключением является удельный вес занятых в МСК в общей численности занятых региона, который увеличится, в основном благодаря снижению общего числа занятых Архангельской области к 2030 г.

Выявленные автором с применением трехуровневой системы динамических критериев направления совершенствования инструментов государственного регулирования освоения природных ресурсов («зоны регулирования») позволяют усилить влияние освоения природных ресурсов на достижение стратегических ориентиров и реализацию тактических задач социально-экономического развития Архангельской области (табл.). В целом наиболее проблемным, требующим усиленных мер регулирования со стороны государства, является участие освоения природных ресурсов в инвестиционной деятельности региона, в обеспечении поступлений в бюджет региона, а также в инфраструктурном обустройстве территории. Не требующими применения механизмов и инструментов государственного регулирования сверх существующего уровня определено участие освоения природных ресурсов в улучшении экологической ситуации в области. Среди природных ресурсов особенно высока необходимость государственного регулирования в отношении освоения лесных и земельных ресурсов Архангельской области. Наименее проблемным в отношении необходимости применения дополнительных мер государственного регулирования, следует считать освоение минерально-сырьевых ресурсов исследуемого региона.


Таблица «Зоны регулирования» влияния освоения природных ресурсов Архангельской области (2005-2009 гг.)

Функционально-структурные блоки

Уровень жизни

ВРП

Внешнеэко-номическая деятельность

Бюджетная обеспечен-ность

Инвестици-онная деятельн.

Обеспеченность региона финансами

Экологи-ческая ситуация

Инфраструктурное развитие

ПОКАЗАТЕЛИ

Фонд заработной платы работников

Численность работников

Валовая добавленная стоимость

Объем заказов на поставку продукции на экспорт

Объем поступлений в бюджет региона

Объем инвестиций в основной капитал

Финансовый результат прибыльных предприятий

Финансовый результат убыточных предприятий

Затраты на охрану окружающей природной среды

Грузооборот автомобильного транспорта

Потребление электроэнергии

Среднегодовая стоимость основных фондов по ООПС

СРЕДНИЙ ТЕМП РОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ВИДАМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, %

Ресурсы:

земельные

114,6

92,0

105,1

0,0

74,8

149,6

152,0

110,1

77,9

101,2

94,2

77,5

мин.-сырьевые

115,4

100,4

119,9

19,7

87,5

87,3

137,3

174,4

157,1

233,3

85,8

172,1

животн. мира

118,0

96,7

136,2

95,7

89,3

96,8

165,7

45,0

174,1

98,5

39,1

0,0

лесные

101,7

89,1

108,5

104,7

104,1

101,7

69,4

125,7

110,6

89,8

99,0

112,7

водные

120,7

100,0

96,9

0,0

108,5

105,2

109,9

214,9

117,9

68,6

92,5

109,7

Среднеобластной критерий (по Архангельской области),%

 

117,9

98,6

119,3

88,7

121,7

106,7

85,2

119,0

106,0

113,0

103,3

107,6

Среднеотраслевой критерий (по России), %

Ресурсы:

земельные

116,7

90,6

119,6

69,4

101,9

125,3

113,6

104,8

-

-

94,6

-

мин.-сырьевые

114,3

98,0

115,4

134,5

94,9

120,3

103,8

131,9

-

-

104,1

-

животн. мира

112,7

97,7

111,7

88,3

91,5

109,4

129,9

93,0

-

-

100,8

-

лесные

109,3

91,8

113,7

112,5

95,6

107,4

104,5

144,4

-

-

102,3

-

водные

116,8

98,6

119,8

0,0

103,1

120,0

118,6

87,2

-

-

92,8

-

Средний по регионам Европейского Севера России, %

118,3

98,5

119,2

105,4

120,8

115,1

110,9

125,1

109,0

102,1

102,4

-

- если значение показателя по виду природного ресурса ниже значения среднеобластного критерия по соответствующему показателю, ячейка с этим значением маркируется серым цветом;

- если значение показателя по виду природного ресурса ниже значения среднеотраслевого критерия по этому же показателю по соответствующему виду природного ресурса, ячейка маркируется  жирным шрифтом;

- если значение показателя по виду природного ресурса ниже значения среднего для макрорегиона критерия по соответствующему показателю, ячейка маркируется чертой


Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что природно-ресурсный сектор экономики северных регионов должен выполнять не только функцию обеспечения роста доходов бюджета государства, но также должен служить источником долгосрочного сбалансированного социально-экономического развития этих регионов, обеспечивая воспроизводство природного и человеческого капитала территорий. В условиях сложившихся последствий мирового финансового кризиса перспективы природно-ресурсных отраслей экономики Архангельской области должны быть обращены в направлении углубления переработки добываемого на территории области сырья, повышения комплексности его использования и ориентации на удовлетворение потребностей в сырье и продуктах его переработки внутри региона и страны.

С учетом результатов диссертационного исследования необходимо отметить, что для усиления влияния освоения природных ресурсов, как основного фактора экономического роста и развития регионов Севера России целесообразно разработать систему оценки эффективности существующих механизмов и инструментов государственного регулирования освоения природных ресурсов. Вместе с тем, необходима разработка комплексной программы (ведомственных программ) освоения природных ресурсов Архангельской области с целью усиления интегрального социально-экономического эффекта их участия в достижении стратегических целевых ориентиров и реализации тактических задач регионального развития. Кроме того необходимо расширение спектра мероприятий, планируемых на уровне региона для включения их в перечень мероприятий федеральных целевых программ, ориентированных на повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала России.

  1.  ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:

  1.  Губина О.В., Тоскунина В.Э. Особенности развития горнопромышленных территорий // Вестник Поморского университета. Сер. «Естественные и точные науки». - 2006. -№1(9). - С.4-11. – 0,6 п.л. (авт. 0,4)
  2.  Шеломенцев А.Г., Губина О.В. Оценка влияния природопользования на социально-экономическое развитие Архангельской области // Экономика региона. - 2009. - №4. - С. 137-144. – 0,7 п.л. (авт. 0,5)
  3.  Губина О.В. Типология факторов и условий, оказывающих влияние на освоение природных ресурсов северных регионов России //Региональная экономика. – 2010.-№40. - С. 62-69. – 0,6 п.л.

Препринты:

  1.  Шеломенцев А.Г., Тоскунина В.Э., Губина О.В. Оценка влияния природопользования на социально-экономическое развитие Архангельской области: препринт. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. – 62 с. – 3,9 п.л. (авт. 2,5)

Статьи в журналах, сборниках научных трудов, материалах конференций:

  1.  О.В. Губина Северное измерение ресурсопользования // Проблемы инновационного развития национальной экономики» / Под ред. А. Г. Шеломенцева. Сборник научных трудов.- Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. – С. 211-228. – авт. 0,8 п.л.
  2.  О.В. Губина Влияние освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие Архангельской области // Труды Всероссийской конференции «Роль природных ресурсов в социально-экономическом развитии регионов России». 22 ноября 2007 г.- Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. – С. 134-140. - 0,3 п.л.
  3.  Губина О.В. Роль природных ресурсов в экономике Архангельской области // Труды V Всероссийской конференции молодых ученых по институциональной экономике. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. – С. 97-100. - 0,2 п.л.
  4.  Губина О.В., Ширикова А.А. Оценка влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие территорий Европейского Севера РФ // Экономика региона. - 2008. - Приложение к 4 (16). - С. 230-247. – 0,6 п.л. (авт. 0,3 п.л.)
  5.  Губина О.В. Обоснование методики оценки социально-экономического влияния освоения природных ресурсов региона // Труды VI Всероссийской конференции молодых ученых по институциональной экономике. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. - Том 2. – С. 22-26. – 0,3 п.л.
  6.  Губина О.В. Методические основы оценки влияния инвестирования в освоение природно-ресурсного потенциала на социально-экономическое развитие региона // Материалы Международной научно-практической конференции «Технологии управления социально-экономическим развитием региона» Т.2. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2008. - С. 179-183. – 0,3 п.л.
  7.  Губина О.В. Разработка показателей и оценка влияния процесса освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие региона // Актуальные проблемы управления экономикой региона: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции 23-24 апреля 2009 г. /редкол.: С.Н. Максимов (отв. ред.) [и др.]. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – С. 42-46. – 0,2 п.л.
  8.  Губина О.В. Разработка и применение критериев для оценки развития природно-ресурсных отраслей Архангельской области // Труды VII Всероссийской конференции молодых ученых по институциональной экономике. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. - С. 148-152. – 0,3 п.л.
  9.  Губина О.В. Разработка методики и оценка влияния процесса природопользования на социально-экономическое развитие региона // Мировой экономический кризис XXI века и социально-экономическое положение Архангельской области: сборник статей по итогам международной научно-практической конференции/ отв. ред. А.В. Сметанин. – Архангельск: Изд-во СГМУ, 2009. – С. 255-263. -0,5 п.л.
  10.  Губина О.В. Типология факторов и условий, определяющих процесс освоения природных ресурсов Севера России // Инновационное развитие России: правовой, экономический, организационный, гуманитарный аспекты: сб. материалов международной научно-практ. конференции 8–9 апреля 2010 г., г. Архангельск. В 2-х частях. Часть 1. М. – Архангельск: Институт управления, 2010. - C. 174-182. – 0,3 п.л.
  11.  Губина О.В. Механизм влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие северных регионов России // Труды VIII Всероссийской конференции молодых ученых по институциональной экономике. 29 октября 2010 г. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. - С. 289-293.- 0,3 п.л.
  12.  Губина О.В. Факторы и условия, влияющие на освоение природных ресурсов северных регионов России//Труды IV Всероссийского симпозиума по экономической теории Труды IV Всероссийского симпозиума по экономической теории: в 3-х т. Т. 3. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. С. 29-31. -0,2 п.л.
  13.  Губина О.В. Направления совершенствования институциональной среды освоения природных ресурсов Архангельской области // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов: сб. науч. тр. – Челябинск: НОУ ВПО «ЧИЭП им. М.В. Ладошина», 2010. – С. 46-50. – 0,3 п.л.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16777. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ 23.01 KB
  Актуальность исследования обуславливается тем что для способствования динамичному развитию экономики региона необходимо определить какие факторы в российских условиях оказывают наибольшее влияние на объем привлеченных в регион инвестиций. Целью данного исследования является конкретизировать влияние на объем региональных инвестиций различных групп факторов и построить зависимость региональных инвестиций от наиболее тесно связанных с ними...
3347. Социально-экономическое развитие России в XVIII века 19.2 KB
  Вторая XVIII – окончательное определение барщинных и оброчных регионов. Со второй половины XVIII в. XVIII в. Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Доном и Бугом, Белоруссия, Курялндия, Литва.
3002. Социально – экономическое развитие России. Реформы Столыпина 20.31 KB
  После революционных событий 1905–1907 гг. наиболее дальновидные политики понимали, что для предотвращения социального взрыва необходимо реформировать многие стороны жизни общества, прежде всего решить крестьянский вопрос. Инициатором реформы стал председатель Совета министров (1906-191 1 гг.) П.А. Столыпин...
16529. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ НА ФОНЕ ЦИКЛОВ КОНДРАТЬЕВА 22.35 KB
  Основную роль в создании этих кризисов играют две волны – волна нормы прибыли НП и волна валового внутреннего продукта ВВП. Волна НП опережает волну ВВП примерно на четверть периода всего цикла т. В одном случае за максимумом волны НП в среднем через 13 лет следует максимум волны ВВП а затем в дальнейшем развитии за минимумом волны НП в среднем через 13 лет следует минимум волны ВВП. Обвал на фондовой бирже в окрестности максимума волны НП происходит на фоне восходящей волны ВВП а обвал на фондовой бирже в окрестности минимума...
3232. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века 7.81 KB
  Крепостническая система = тормоз роста производительных сил и модернизации. нет рынка свободной рабочей силы затягивание процесса начального накопления капитала молодая буржуазия = экономически слабая, политически аморфная, не играет социальной роли низкая покупательная способность населения
3032. Социально-экономическое развитие России после 1861 года 9.01 KB
  Особенности капитализма в России Не было духовнокультурных предпосылок капитализма: высокой грамотности населения давних традиций частной собственности прочного правосознания. Совет съездов промышленников юга России. образование класса пролетариата Класс пролетариата в России XIX в.
3267. Эпоха дворцовых переворотов. Социально-экономическое и политическое развитие России в период с 1725 по 1762 годах 23.07 KB
  Со смерти Петра I в России началась эпоха получившая название дворцовых переворотов. Правление Екатерины I и Петра II Петр скончался после продолжительной болезни 28 января 1725 г. После его смерти лица из ближайшего его окружения возвели на российский престол жену Петра Великого – Екатерину I. В ходе очередного дворцового переворота на русский престол благодаря помощи гвардии была возведена дочь Петра I– Елизавета Петровна.
13179. Стратегическое социально-экономическое развитие субъекта РФ 423.8 KB
  Развитие Омской области происходит в условиях интенсивной конкуренции субъектов Российской Федерации за ресурсы включая высококвалифицированных специалистов инвестиции рынки сбыта транспортные потоки. Предмет исследования – социально-экономические процессы развития Омской области за 20102014 гг.: Задачи исследования: проанализировать состояние и тенденции развития экономики Омской области; рассмотреть тенденции развития социальной сферы Омской области; оценить возможности стратегических планов прогнозных документов. Территория...
16804. Региональная инновационная система: проблемы измерения и оценки влияния на экономическое развитие субъектов Российской Федерации 24.7 KB
  Региональная инновационная система РИС представляет собой совокупность институтов региона которые вместе и каждый в отдельности участвуют в процессе создания трансформации и распространения инноваций. Методологические подходы к оценке РИС Подход Авторы Плюсы Минусы Описательный анализ отдельных РИС Ф.Кальвет Подход позволяет сформулировать рекомендации по реализации инновационной политики в регионе Инструментарий не представляет возможностей для межрегионального сравнения уровня развития РИС и оценки влияние РИС на региональное эк. ...
21470. Социально – экономическое развитие Тибета и его особенности на начало 21 века 86.3 KB
  Население Тибета и проблемы национальной политики КНР в отношении малочисленных народов. Социально – экономическое развитие Тибета и его особенности на начало 21 века. Стратегические цели социально – экономического развития Тибета. Предметом дипломной работы является социально-экономическое развитие Тибета и ее проблемы.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.