Социально-экономическая оценка развития инновационной среды региона

В процессе формирования инновационной модели экономики особое внимание должно быть уделено инновационной среде, поскольку именно здесь происходит превращение новых идей, открытий, научно-технических разработок, изобретений в конкретный продукт, имеющий спрос на рынке, товар с высокими потребительскими свойствами.

2015-09-03

93.27 KB

5 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


На правах рукописи

Семенов Антон Владимирович

Социально-экономическая оценка  развития

инновационной среды региона

Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности

08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)

Екатеринбург - 2013


Работа выполнена в Пермском филиале Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экономики Уральского отделения Российской академии наук

Научный руководитель:     

доктор экономических наук, профессор

Максимов Андрей Дмитриевич, профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г.Пермь

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, доцент

Кортов Сергей Всеволодович, проректор по инновационной деятельности ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»,

г. Екатеринбург

кандидат экономических наук

Владыкин Анатолий Анатольевич, начальник сектора НИР по хозяйственно-договорной работе и коммерциализации научных разработок Лысьвенского филиала ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Лысьва

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь

Защита состоится «20» ноября 2013 г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д 004.022.02 на базе Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экономики Уральского отделения Российской академии наук по адресу: 620014, г.Екатеринбург, ул.Московская, д.29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экономики Уральского отделения Российской академии наук

Автореферат разослан  «___»  _________  2013 г.

Учёный секретарь диссертационного совета,

доктор экономических наук      Лаврикова Ю.Г.


I
. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Возможности успешной модернизации экономики России и ее регионов, выход на траекторию устойчивого развития, повышение уровня жизни населения в последние годы все больше связываются с ее переходом к инновационной модели экономики. Наша страна имеет реальные возможности эффективно использовать свой интеллектуальный и научный потенциал, имеющиеся и развивающиеся отрасли высокотехнологичного производства, а также имеющийся в ряде регионов высокий инновационный потенциал для преодоления негативных тенденций в экономике на основе активизации инновационной деятельности. Четкое осознание нацеленность на создание инновационной модели развития экономики в России приводит к необходимости выработки определенной стратегии по организации инновационной деятельности, созданию эффективного механизма возникновения, распространения и использования инноваций. Однако для создания такого механизма необходимо формирование определенных институциональных условий и соответствующих организационных структур, обеспечивающих рациональное протекание указанных процессов и эффективное взаимодействие их участников, которые в совокупности представляют собой инновационную среду региона.

В процессе формирования инновационной модели экономики особое внимание должно быть уделено инновационной среде, поскольку именно здесь происходит превращение новых идей, открытий, научно-технических разработок, изобретений в конкретный продукт, имеющий спрос на рынке, товар с высокими потребительскими свойствами.

Изучение состава и структуры инновационной среды, протекающих в ней процессов, сложившихся и потенциальных взаимосвязей и взаимозависимостей между ее элементами является важным для создания эффективных механизмов возникновения, передачи, распространения и коммерциализации новшеств, их превращения в инновации. Исследование состояния и перспектив развития инновационной среды также связано с анализом инновационной политики федеральных и региональных органов власти и управления. В силу вышеизложенного изучение и анализ основных характеристик состояния инновационной среды, выявление перспектив ее развития, разработка современных подходов к ее моделированию и оценке, являются важнейшими задачами исследования в рамках инновационной проблематики в целом. Этим обусловлена актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. 

Исследование понятия инновационной среды, ее сущности, состава, места и роли в современной социально-экономической системе связано с именами М.Кастельса, Я.Сааринена, Т. Ранта и М.Рила. Ф.Айдало и П.Холла используют понятие инновационной среды для анализа системных условий, имеющихся у регионов для производства новых идей, продуктов, создания новых производств и развития новых рынков.

Методологические основы исследования закономерностей функционирования и развития сложных систем, а также роль инноваций в этих процессах отражены в трудах: Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, И.Пригожина, И.Стенгерса и др.

Особенности реализации инновационной политики на региональном уровне, международный опыт управления и активизации инновационных процессов, современные тенденции развития инновационной сферы России и ее регионов нашли отражение в работах Г.М.Доброва, Н.И.Ивановой, Д. И. Кокурина, В.Л.Макарова, А.Нестеренко, Р.А.Фатхутдинова, Ю.В.Яковца и др. Для описания развития периферийных территорий Дж. Фридманом, М. Сонисом, А.И. Пригожиной и другими учеными используется теория «диффузии инноваций», предложенная Т.Хэгерстрандом.

Исследования инновационной среды регионов начаты в работах Васильевой З.А., М.И.Дли, Лихачевой Т.П. Мазикина В.П., Потапова В.П., Качагина Е.А., Гончаровой А.А., Какатуновой Т.В., Морозовой О.И., Торгачёва Д.Н. Однако в этих работах даются лишь первые результаты анализа.

Отдельные аспекты развития региональных и национальных инновационных систем отражены в работах Н.В.Бекетова, В.А.Васина, Э.П.Дунаева, А.Ю.Егорова, В.В.Иванова, Е.А.Лурье Л.Э.Миндели, В.И.Суслова, А.Е.Чаленко и др. Актуальные и перспективные вопросы научно-технической политики в современной России, определения роли государства и других субъектов в разработке экономических аспектов формирования отечественных национальных инновационных систем анализируются в работах А.Асаула, М.Бендикова, Б.Кузыка, В.Стасева, И.Фролова, В.Черковца и др.

Проблематика формирования инновационной восприимчивости на национальном и фирменном уровнях была поставлена в работах В.И.Бородина, Г.Я.Беляковой, В.И.Винокрова, О.Н.Владимировой, Л.П.Гончаровой, М.В.Егоровой, Н.П.Масленниковой, О.А.Романовой, А.Ф.Суховей, В.А.Шамликашвили и др.

Вопросы создания самоорганизующихся, саморазвивающихся систем, в том числе региона, разработаны в трудах В.В.Акбердиной, И.М.Головой, А.В.Душина, А.В.Молодчика, А.Ф.Суховей, А.И.Татаркина. Математические модели процессов саморазвития предложены в работах К.А.Багриновского, М.К.Исаевой.

Однако, несмотря на значительное число научных трудов в области исследования инновационной деятельности на региональном уровне, не нашли должного отражения и требуют дальнейшего исследования вопросы, связанные с выявлением сущности и значения региональной инновационной среды, особенностями ее функционирования и развития. Недостаточно проработаны методические подходы к моделированию и оценке качества региональной инновационной среды, что вызывает необходимость проведения дальнейших исследований в этой области.

Объектом исследования является инновационная среда региона.

Предметом исследования выступает система социально-экономических отношений, возникающих в процессе формирования, функционирования и развития инновационной среды региона.

Цель диссертационного исследования состоит в совершенствовании теоретических основ и методического инструментария оценки развития инновационной среды региона

Постановка указанной цели предопределила решение следующих задач:

  1.  Уточнить основные понятия в концепции инновационной среды региона, отграничить смежные понятия, определить роль инновационной среды в системе социально-экономического развития региона.  
  2.  Определить методические особенности и разработать методику социально-экономической оценки состояния инновационной среды региона. Выявить основные факторы, влияющие на развитие инновационной среды региона, дать их оценку и классификацию.
  3.  Разработать направления совершенствования механизма развития инновационной среды региона.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории инноваций, инновационной экономики, синергетической экономики, системного анализа, инновационного менеджмента. При проведении исследования использовались иерархический, самоорганизационный и системный подходы, а также методы анализа и синтеза, экономико-статистический метод, метод экспертных оценок и метод моделирования.

Информационно-статистическую базу исследования  составили законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовые и статистические материалы и сборники, материалы монографий, научных статей, пособий, тематических периодических изданий, интернет-ресурсов; данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики (Пермьстат); данные, полученные автором в процессе исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретических и методических положений по оценке качества инновационной среды региона, разработке подходов и рекомендаций по управлению развитием инновационной среды региона.

Наиболее значимые результаты, полученные лично автором, имеющие научную новизну и выносимые на защиту:

  1.  Уточнено понятие инновационной среды региона, под которой понимается особый тип установления социально-экономических связей, возникающих и складывающихся между отдельными экономическими субъектами региона и их группами в рамках одного или нескольких регионов по поводу осуществления инновационной деятельности и создания условий для эффективной и своевременной передачи знаний и нововведений между основными субъектами хозяйственной деятельности региона.  В основу уточненного определения инновационной среды региона положено расширенное авторское толкование принципов самоорганизации и синергизма, обеспечивающих дополнительные преимущества в ее развитии, выделены основные пути реализации этих принципов применительно к понятию инновационной среды региона (пункт 2.3 «Формирование инновационной среды как важнейшее условие осуществления эффективных инноваций. Определение подходов, форм и способов создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности» Паспорта специальности ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством — управление инновациями).
  2.  Определены методические особенности социально-экономической оценки инновационной среды региона, опирающиеся на дополненную систему внешних и внутренних социально-экономических факторов ее развития исходя из принципов самоорганизации и синергии. Предложена методика социально-экономической оценки инновационной среды, опирающаяся на авторскую факторную функциональную модель инновационной среды и включающая уточненную и расширенную систему показателей оценки, их авторскую группировку, разработанные в соответствии с ними индикаторы оценки (пункт 2.3 «Формирование инновационной среды как важнейшее условие осуществления эффективных инноваций. Определение подходов, форм и способов создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности» Паспорта специальности ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством — управление инновациями).
  3.  Разработана модель развития инновационной среды региона, сочетающая в себе применение различных технологий управления (операционных, аналитических и коммуникационных) на основе авторского определения их соотношения с уровнями и содержанием основных видов управленческих работ и обеспечивающая их эффективное сочетание. Модель включает набор инструментов и методов прямого и косвенного воздействия на факторы инновационной среды, обеспечивающих ее комплексное развитие, и базируется на следующих постулатах: использование системного подхода, рост экономической важности знаний, увеличение числа институтов (пункт 2.3 «Формирование инновационной среды как важнейшее условие осуществления эффективных инноваций. Определение подходов, форм и способов создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности» Паспорта специальности ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством — управление инновациями).

Теоретическая значимость исследования. 

Диссертационное исследование способствует приращению научного знания в области теории и методологии управления инновационной деятельностью субъектов экономики, инновационного менеджмента, научно-технической и инновационной политики.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке и апробации методики оценки состояния региональной инновационной среды на примере пяти регионов Приволжского федерального округа; разработке модели управления развитием инновационной среды региона, позволяющих транслировать полученные характеристики и закономерности на других субъектов инновационной деятельности. Результаты работы могут быть использованы на практике для разработки стратегии инновационного развития других регионов России, отдельных муниципальных образований

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на ряде научно-практических конференций в 2008-2012 гг., в числе которых: XI и XV Международные научно-практические конференции «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд», XVII Международная научно-практическая конференция «Наука и современность – 2012», IV Международная научно-практическая конференция «Проблемы современной экономики», XV Международная научно-практическая конференция «Новые научные тенденции», XXII Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Новосибирск, Пермь, Горловка (Украина)).

Публикации. Результаты научных исследований нашли отражение в 19 публикациях, в том числе в 6 статях в журналах, рекомендуемых ВАК для опубликования результатов диссертационной работы, общим объемом 10,1 п.л.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Объем работы 183 страниц основного машинописного текста, работа содержит 27 рисунков и 22 таблицы. Список использованной литературы включает 189 наименований.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначена логика работы, указаны цель и задачи исследования, раскрывается научная новизна работы, ее практическая значимость и степень апробации.

В первой главе «Теоретические основы развития инновационной среды региона» рассматриваются основные теоретические подходы к трактовке понятия инновационной среды, существующие в отечественной и зарубежной науке, дается ее отличие от понятия инновационного климата, анализируются основные элементы и характеристики инновационной среды, приводится ее структура. Также в первой главе даются основные положения по функционированию механизма развития инновационной среды региона.

Во второй главе «Методические основы социально-экономической оценки развития инновационной среды региона» предложены основные методологические подходы к оценке инновационной среды региона, дана характеристика основных факторов воздействия на инновационную среду, разработана методика оценки инновационной среды региона.

В третьей главе «Совершенствование  механизма развития инновационной среды региона» проведено практическое исследование состояния инновационной среды российских регионов на основе ее количественно-качественной оценки на основе результатов которого предложены основные подходы к совершенствованию механизма развития инновационной среды региона. С этой целью дана оценка институциональных составляющих политики развития инновационной среды в рамках отдельных регионов, разработаны основные направления совершенствования механизма развития инновационной среды.

 В «Заключении» подведены итоги, определены основные результаты исследования и возможности их использования в теории и практической деятельности по управлению инновационным развитием различных хозяйствующих субъектов.

II. Основные положения, выносимые на защиту

1. Уточнено понятие инновационной среды региона, под которой понимается особый тип установления социально-экономических связей, возникающих и складывающихся между отдельными экономическими субъектами региона и их группами в рамках одного или нескольких регионов по поводу осуществления инновационной деятельности и создания условий для эффективной и своевременной передачи знаний и нововведений между основными субъектами хозяйственной деятельности региона. В основу уточненного определения инновационной среды региона положено расширенное авторское толкование принципов самоорганизации и синергизма, обеспечивающих дополнительные преимущества в ее развитии, выделены основные пути реализации этих принципов применительно к понятию инновационной среды региона.  

В первой главе диссертации автором исследованы наиболее распространенные в отечественной науке понятия инновационной среды, инновационного климата и инновационной инфраструктуры, выделены их общие элементы и различия. Анализ отечественных и зарубежных источников в области исследования инновационной среды показал значительное разнообразие подходов к определению сущности этого понятия в целом и инновационной среды региона, в частности. В ходе исследования автором было выделено четыре основных подхода к определению инновационной среды, сущность которых можно свести к следующему.

В рамках первого подхода под инновационной средой понимается  социально-экономическая, политическая и нормативно-правовая обстановка, связанная с созданием новшеств, реализацией и распространением инноваций – тормозящая их или обеспечивающая развитие инновационной деятельности. В рамках второго подхода под инновационной средой подразумевается сочетание внутренней и внешней среды участника инновационного процесса. Третье направление составляют работы, трактующие инновационную среду как окружение участника инновационного процесса, оказывающее косвенное либо прямое влияние на условия инновационной деятельности и ее результат. В четвертую группу можно отнести те определения инновационной среды, которые трактуют ее предельно широко, например, как систему взаимодействия экономических объектов и место протекания инновационных процессов. Наконец, в ряде работ, инновационной среда рассматривается как комплексное понятие, включающее государственную политику в научной, инновационной сфере, кадровую, организационную и технологическую инфраструктуру инновационно-инвестиционного процесса.

На основании проведенного анализа наиболее распространенных подходов автором было предложено следующее определение инновационной среды региона.

Инновационная среда региона - особый тип установления социально-экономических связей, возникающих и складывающихся между отдельными экономическими субъектами региона и их группами в рамках одного или нескольких регионов по поводу осуществления инновационной деятельности и создания условий для эффективной и своевременной передачи знаний и нововведений между основными субъектами хозяйственной деятельности региона, опирающихся на принципы самоорганизации и синергизма и охватывающих несколько взаимодополняющих подсистем.

Достоинством данного определения является то, что в нем учтены:  комплексный характер возникающих социально-экономических связей; особая значимость принципов самоорганизации и синергизма для формирования и развития инновационной среды региона, основная задача ее функционирования, основные отличия от понятий инновационного климата и инновационной инфраструктуры.

Сравнительный анализ понятий инновационной среды и инновационного климата, которые часто используются в научной литературе как синонимы, позволил сформулировать следующий вывод - взаимосвязь между понятиями инновационный климат региона и инновационная среда региона определяется классической трактовкой соотношений базовых понятий «среда» и «климат». Таким образом, инновационный климат определяется как объективная характеристика среды, оказывающая влияние на деятельность человека, отражает состояние внешней инновационной среды участника инновационного процесса, а также является одним из факторов формирующих инновационную среду. В результате исследования был сделан вывод, что инновационная среда представляет собой более сложное, комплексное понятие, чем инновационный климат и характеризует не только совокупность различного рода условий, в которых осуществляется инновационная деятельность, но также включает в себя совокупность субъектов, которые организуют и реализуют эту инновационную деятельность в рамках конкретной территории. Таким образом, среда – это потенциальное средство управления, а не только условие для успешного осуществления процесса управления.

Научное определение инновационной среды региона позволило выделить ее основные элементы, а также взаимосвязи между ними.

Центральным элементом инновационной среды региона являются инновации. Ради их успешного внедрения и осуществления создаются специальные условия благоприятствования, стимулирования, защиты и пр.

Субъекты инновационной деятельности выступают в качестве заказчиков, исполнителей или инвесторов инновационных проектов и программ, а также разработчиками и исполнителями комплексов мероприятий поддержки инновационной деятельности. Они могут обладать или не обладать всеми необходимыми для осуществления инноваций видами ресурсов, однако, их включение в инновационную среду региона определяется их стремлением к инновациям. Другим важным элементом инновационной среды выступают инвесторы, или инновационные финансовые ресурсы. Возможность финансирования инновационных проектов определяется физическим наличием и доступностью капитала, вкладываемого сегодня во имя будущей высокой отдачи в случае не совсем очевидного успеха.

Сложный, комплексный характер инновационных процессов, высокий уровень рисков инновационной деятельности делают невозможным успешное функционирование инновационных организаций без формирования специальной поддерживающей инфраструктуры, создания благоприятных условий для деятельности всех субъектов инновационного процесса. В отсутствие элементов такой инфраструктуры успешное осуществление инновационных проектов становится случайным, исключительным явлением, что неблагоприятным образом сказывается на инновационном развитии субъекта. При этом активность использования инфраструктурных элементов позволяет получить синергетический эффект, складывающийся из взаимодействия всех элементов инновационной среды.

В наиболее общем виде инновационная инфраструктура представляет собой комплекс ряда взаимосвязанных подсистем, обеспечивающих создание и внедрение инноваций. По своему целевому назначению инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных разработок и рынком (потребителями инноваций), содействует переводу научных знаний в коммерчески привлекаемые продукты (коммерциализация результатов НИОКР), а ее особое значение для поддержания хорошего состояния инновационной среды региона и его инновационного развития заключается в том, что с ее помощью обеспечивается взаимосвязь инновационной среды и национальной инновационной системы.

На основе расширенного толкования принципов самоорганизации и синергизма, примененного автором относительно определения инновационной среды региона, в диссертации было обосновано, что эти два принципа является базовыми для формирования благоприятной инновационной среды региона в современных условиях.

Автором определено, что применение принципа самоорганизации к построению механизма управления развитием инновационной среды региона обеспечивает самому процессу управления ряд преимуществ по сравнению с классической формой управления «сверху-вниз», а именно: 1) гибкость; 2) устойчивость; 3) взаимозаменяемость; 4) совершенствование.

На основе анализа был сделан вывод, что основным преимуществом самоорганизующейся системы управления процессом развития инновационной среды является то, что инновационная среда и все ее элементы могут функционировать в условиях относительно слабого контроля за их состоянием «сверху», что позволяет составляющим ее субъектам (акторам) самостоятельно и согласованно (т.е. с учетом согласования всех имеющихся у субъектов индивидуальных интересов и предпочтений) решать проблемы, которые могут оказаться неразрешимыми или недопустимо дорогостоящими при использовании централизованного управления (основная причина последнего – возникновение недопустимо высоких трансакционных издержек оппортунистического поведения в ситуации взаимоотношения «периферия-центр»). Основным преимуществом построения такой системы для органов власти и управления является возможность значительного ослабления прямого контроля за действиями всех субъектов инновационной среды по каждому в отдельности и вместе взятых, а также инновационной среды в целом. Кроме того, в контексте исследования самоорганизация может быть интерпретирована как такое важнейшее свойство группы агентов, как способность автономно организовывать свои действия, создавая на этой основе более сложные структуры или системы, способные решать и более сложные задачи (т.е. задачи, решение которых недоступно отдельному агенту). Тем самым начинает проявляться второе важнейшее свойство инновационной среды и ключевой принцип управления развития инновационной среды - принцип синергизма.

Автором выделены три основных пути реализации принципа синергизма применительно к понятию инновационной среды региона.

Во-первых, практическое применение принципа синергизма и достижение синергетического эффекта обеспечивается при совместном использовании всеми субъектами инновационной среды существующих в ней знаний, навыков, опыта, информации. Добиться этого эффекта позволяет правильно организованная система взаимосвязей между ключевыми элементами инновационной среды.

Во-вторых, одним из важных механизмов повышения эффективности функционирования инновационной среды региона является разработка скоординированных действий по отдельным вопросам и направлениям инновационной деятельности, для решения конкретных задач развития.

В-третьих, создание совместных исследовательских центров, лабораторий, предприятий, экспериментальных площадок и т.д., вплоть до создания кластеров инновационной деятельности.  

  1.  Определены методические особенности социально-экономической оценки инновационной среды региона, опирающиеся на дополненную систему внешних и внутренних социально-экономических факторов ее развития исходя из принципов самоорганизации и синергии. Предложена методика социально-экономической оценки инновационной среды, опирающаяся на авторскую факторную функциональную модель инновационной среды и включающая уточненную и расширенную систему показателей оценки, их авторскую группировку, разработанные в соответствии с ними индикаторы оценки.

Опираясь на сформулированные цель и задачи исследования, было определено, что целью методологии диагностики уровня развития инновационной среды региона выступает комплексная оценка внутренних и внешних факторов ее развития, являющихся основополагающим условием успешной инновационной деятельности в регионе и которая может быть положена в основу построения прогнозов ее развития.

С целью разработки методики оценки развития инновационной среды региона были сформулированы основные методологические принципы оценки, к числу которых были отнесены: системность; комплексность;  адекватность и объективность; наличие разных участников деятельности; корректность; ограниченная управляемость; результативность; многоэтапность оценки; динамичность (или учет фактора времени);  принцип положительности и максимума эффекта.

Важным элементом методологии оценки является порядок ее проведения. В диссертации был разработан, обоснован и предложен алгоритма оценки инновационной среды региона, включающий шесть этапов: 1)  определение целей оценки; 2) определение показателей оценки; 3) определение методов оценки; 4) проведение оценки; 5) формулировка выводов; 6) разработка рекомендаций.

На основе выделенных методологических принципов в диссертации разработана и предложена система показателей оценки, опирающаяся на группировку факторов, влияющих на развитие инновационной среды. С учетом целей оценки и особенностей инновационной среды как объекта оценки, при отборе показателей были учтены следующие требования: а) доступность и объективность исходных данных; б) простота методики и расчётов; в) наглядность представления результатов; г) возможность оценки с позиций содержания, функционирования и развития; д) применимость к сфере исследованию объекта. Кроме того, было определено, что отобранные для оценки показатели должны отражать все основные стороны и элементы инновационной среды, а также социально-экономические факторы, влияющие на состояние и развитие инновационной среды. Таким образом, специфика объекта оценки - инновационная среда региона – закономерно определила  специфику подбора показателей для ее оценки и характеристики.

В результате исследования был выявлен обширный набор факторов, влияющих на состояние и развитие инновационной среды региона. С учетом целей и задач оценки, часть факторов была принята для оценки без изменения, часть трансформирована, а от части факторов было принято решение отказаться. Также в диссертационном исследовании было предложено несколько качественных показателей оценки, характеризующих состояние и взаимосвязи элементов инновационной среды и оказывающих глубокое и всестороннее воздействие на развитие инновационной деятельности в регионе. Наконец, была осуществлена декомпозиция факторов с целью выявления различных элементов в большей или меньшей степени, воздействующих на основные свойства инновационной среды.

Для отбора показателей и построения авторской системы показателей инновационной среды региона были взяты имеющиеся в отечественной и зарубежной науке наборы качественных и количественных показателей оценки инновационной среды макроуровня и была проведена экспертиза каждого из этих показателей с точки зрения их соответствия выбранным требованиям, принципам оценки, социально-экономическим факторам.

Также с учетом специфики объекта оценки и целей оценки была разработана методика оценки инновационной среды региона. В соответствии с предложенным в диссертации подходом, оценку инновационной среды необходимо проводить на основе комплексного подхода с использованием экспертных методов оценки. Применение экспертных методов обосновано их широкой распространенностью в наиболее применяемых и зарубежных методиках оценки (например, первая из методик оценки инновационной среды – Гарвардская методика, а также методика комплексной оценки научно-технического потенциала страны, разработанная сотрудниками Технологического института штата Джорджия и др.).

В основу предлагаемой методики были положены два методологических положения: 1) оценка состояния инновационной среды проводится на основе группировки основных показателей в укрупненные кластеры. Группировка показателей в кластеры должна производиться равномерно; 2) при отборе показателей в рамках каждой группы базовыми принципами выступали: применимость к сфере исследованию объекта и наибольшее влияние на инновационное развитие; максимальная полнота статистической информации; доступность и объективность исходных данных; простота расчётов; достоверность экспертных оценок; наглядность представления результатов; возможность оценки с позиций содержания, функционирования и развития; использование в мировой практике.

В результате отбора и группировки частных показателей была разработана авторская система показателей оценки, содержащая 63 частных показателя, объединенных в 5 пять групп, отражающих состояние и динамику развития основных элементов инновационной среды, а также позволяющие оценить их вклад в развитие инновационной среды в целом. Это: 1) инновационный климат (12 показателей); 2) инновационная инфраструктура (13 показателей); 3) инновационный менеджмент (14 показателей); 4) институты инновационной сферы и инновационное законодательство (13 показателей); 5) общие факторы развития (11 показателей). Сумма удельных весов показателей в каждой из групп составляет 100% (или 1). Удельный вес каждого показателя в группе был выведен как средняя оценка из оценок важности каждого показателя, полученная от всех респондентов. Максимальный балл оценки каждого показателя был определен в 5 баллов. Удельный вес каждого показателя в группе был выведен как средневзвешенная из оценок важности каждого показателя, полученная от всех респондентов.

Оценка была произведена на основе использования экспертного метода следующим образом.

  1.  Был проведен отбор показателей для оценки.
  2.  Был проведен отбор регионов для оценки.
  3.  Проведено анкетирование и сделан расчет среднего значения каждого показателя по региону.
  4.  Проведено взвешивание показателей в рамках каждой группы по каждому региону.
  5.  Проведен расчет значения каждой интегрированной группы показателей произведен по формуле cуммирования значений средневзвешенных показателей по каждой группе

Далее, на основе расчетов были построены графических карт инновационной среды по регионам и по показателям.

Оценка состояния элементов инновационной среды российских регионов была произведена на основе 5 регионов Приволжского Федерального округа. В основу расчетов положен экспертный метод. Опрос и обработка анкет были проведены в январе-апреле 2013 г.

На рис.1 приведен пример графической карты инновационной среды по интегрированной группе показателей.

Рисунок 1. -  Сводная карта состояния инновационной среды по регионам

Сравнительный анализ регионов показал, что самые хорошие показатели развития основных элементов инновационной среды среди анализируемых регионов были у Республики Татарстан.

Также в рамках исследования была проведена более глубокая оценка состояния факторов инновационной среды. В результате анализа было выявлено, что наиболее низкая оценка во всех регионах дана группе показателей «Институты инновационной сферы и инновационное законодательство», а в составе этой группы наиболее низкие оценки получили все показатели, связанные с правовым обеспечением научно-технической и инновационной деятельности, а именно:

- законные и подзаконные акты в области научно-технической и инновационной деятельности (совокупный суммарный индекс по всем регионам и всем экспертам - 1,68);

- соблюдение требований конфиденциальности информации (совокупный суммарный индекс - 1,7);

- уровень защиты информации (совокупный суммарный индекс - 1,7);

- состояние защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (совокупный суммарный индекс - 1,7).

Как показал анализ состояния двух других важнейших элементов инновационной среды - степень активности рынка инновационной продукции и формы технологического обмена - современный уровень их развития в России является критически низким: весьма низкая экспертная оценка была дана таким элементам как:

- активность рынка инновационной продукции (совокупный суммарный индекс - 1,96);

- формы технологического обмена (совокупный суммарный индекс - 2,38).

Еще ниже оказалась оценка состояния развития рынка разработок и научно-технической информации, которая по совокупному суммарному индексу составила всего 1,82 балла.

Другая группа показателей, также получившая достаточно низкие оценки, включает показатели характеристики инновационного менталитета, а также склонности к инновационной деятельности. И здесь оценки таких показателей как «установка на инновации», «готовность к риску», «склонность к риску», «стремление людей к радикальным новшествам», «открытость общества для новых технологий» также были преимущественно негативными.

В целом, расчет показателей состояния инновационной среды нескольких российских регионов, а также анализ сводной карты инновационной среды регионов показал, что, несмотря на присущие регионам различия в природно-географическом положении, уровне социально-экономического развития, религиозным, культурным особенностям, комплексное влияние факторов на состояние их инновационной среды в каждом регионе было практически одинаковым: математические расчеты дают весьма близкие значения итоговых показателей, а карты – их очень близкую графическую конфигурацию. Это позволяет сделать вывод о том, что большинство факторов инновационной среды носят национальный характер, а выводы и рекомендации, сделанные для одного региона, могут быть применены ко всем остальным.

Сложный, комплексный характер инновационных процессов, высокий уровень технических, производственных, коммерческих и других рисков инновационной деятельности делают невозможным успешное функционирование инновационных организаций без формирования специальной поддерживающей инфраструктуры, создания благоприятной среды для деятельности всех субъектов инновационного процесса. В отсутствие элементов такой инфраструктуры успешное осуществление инновационных проектов становится случайным, исключительным явлением, что неблагоприятным образом сказывается на инновационном развитии субъекта.

  1.  Разработана модель развития инновационной среды региона, сочетающая в себе применение различных технологий управления (операционных, аналитических и коммуникационных) на основе авторского определения их соотношения с уровнями и содержанием основных видов управленческих работ и обеспечивающая их эффективное сочетание. Модель включает набор инструментов и методов прямого и косвенного воздействия на факторы инновационной среды, обеспечивающих ее комплексное развитие, и базируется на следующих постулатах: использование системного подхода, рост экономической важности знаний, увеличение числа институтов.

В процессе исследования было обосновано, что основными принципами управления, наиболее применимыми по отношению к характеристике процессов управления развитием инновационной среды, являются такие принципы как принцип самоорганизации и принцип синергизма. Применение принципа самоорганизации к построению механизма развития инновационной среды региона обеспечивает самому процессу развития ряд преимуществ по сравнению с классической формой управления «сверху-вниз». Действие принципа синергизма проявляется в способности субъектов инновационной деятельности автономно организовывать свои действия, создавая на этой основе более сложные структуры или системы, способные решать и более сложные задачи, т.е. задачи, решение которых недоступно отдельному агенту. Эти два принципа были положены в основу построения модели механизма управления процессами развития инновационной среды.

Однако, построение такой модели невозможно без четкого понимания основного содержания функций управления в рамках самоорганизующейся системы, а также учета того факта, что инновационная деятельность предполагает активную координацию между действиями и субъектами, что не достижимо при использовании исключительно формальных структур управления.

Значительная часть задач по развитию инновационной среды решается путем разработки и последовательной реализации адекватных методов и форм стимулирования интеллектуальной и инновационной деятельности, а также эффективного сочетания различных технологий управления. При этом механизм управления развитием инновационной среды должен иметь различные технологии управления для решения разно-нацеленных и разно-уровневых задач. Все эти технологии были сгруппированы в диссертации следующим образом:

- операционные технологии управления;

- аналитические технологии управления;

- коммуникационные технологии управления.

Дадим их краткую характеристику с точки зрения основных задач, решаемых в рамках процесса управления развитием инновационной среды, функций и результатов применения.

  1.  Операционные технологии управления. С их помощью обеспечивается оперативный доступ всех субъектов к информации. Позволяют аккумулировать и систематизировать информацию, а также формировать базы данных по основным субъектам и направлениям развития инновационной среды. Данный вид технологий управления наиболее эффективен для тех видов инновационной деятельности и инновационных проектов, которые характеризуются длительными сроками реализации, наличием множества этапов работ, участием большого числа разнонацеленных субъектов.  
  2.  Аналитические технологии управления. Позволяют синхронизировать большие массивы разрозненной информации для поиска закономерностей развития, построения тенденций и прогнозов. Технологии управления этого типа предназначены для выработки эффективных управленческих решений, а также для создания механизмов, стимулирующих заинтересованность и лояльность субъектов инновационной среды. Для их реализации требуется хорошая интеграция всех подсистем механизма управления инновационной средой в единое целое, эффективный аналитический инструментарий, интеграция с другими инструментами управления.
  3.  Коммуникационные технологии управления. Предназначены для интеграции всех звеньев цепочки создания ценности в инновационном процессе. Обеспечивают вовлеченность всех субъектов инновационной среды в процесс создания ценности. Обеспечивают возникновение и развитие механизмов формирования приверженности. Обеспечивают формирование персонализированного продуктового предложения.

Варианты их применения в отношении решения конкретных задач представлены на рис.2.

Рисунок 2 -  Применение различных технологий управления в рамках решения задач по развитию инновационной среды

Изучение опыта инновационного развития зарубежных стран последних лет, а также состояния основных элементов отечественной инновационной среды показало, что эффективный механизм развития инновационной среды должен включать комплекс мероприятий, объединенных в два основных направления работ.

  1.  Социокультурные аспекты развития инновационной среды, в свою очередь включающие следующие направления:

- развитие общественного восприятия инноваций;

- популяризация научно-технической и изобретательской деятельности среди молодежи;

- разнообразные программы продвижения «историй успеха» для всех категорий инноваторов и инноваций

- популяризация инновационно-предпринимательской деятельности среди молодежи и инженерно-технических работников;

- формирование положительного образа «героя нашего времени» -ученого, преподавателя, инженера, технологического предпринимателя (позитивное идеологическое влияние);

- поддержка создания малых фирм не только на базе научно-исследовательских институтов и университетов, но и на базе крупных инновационных компаний;

- внедрение программ по основам естественнонаучных знаний в общеобразовательной школе и среднем специальном образовании и т.д.

2. Инфраструктурные аспекты, включающие:

- создание центров коллективного интернет-доступа, программ повышения компьютерной грамотности и языковых навыков;

- эффективное содействие безработным гражданам в поиске работы на основе средств ИКТ (в т.ч. на малых инновационных предприятиях);

- микрофинансирование инновационных проектов и малых инновационных предприятий;

- субсидирование мобильной связи и широкополосного интернета в удаленных регионах;

- повышение доступности государственных услуг (в т.ч. для уязвимых групп граждан);

- поддержка массового малого бизнеса и инновационного предпринимательства, развивающего нетехнологические инновации и пр.

Создание такого механизма обеспечит комплексное решение ряда  проблем в области формирования благоприятной инновационной среды, которые до сих пор решаются самостоятельно, без взаимной увязки и мало эффективно.

Что касается определения фокуса внимания при разработке программ развития инновационной среды, то, как уже было выявлено в первой главе диссертационного исследования, инновационная среда экономического субъекта формируется под влиянием множества объективных и субъективных факторов. К числу первых относятся наличие материально-технических, финансовых, природных и иных ресурсов, размеры субъекта, его территориальное положение (для стран и регионов еще и климат), особенности культурного, исторического развития, формы предпринимательской деятельности. Однако более значимыми являются субъективные факторы инновационной среды.

Именно эти факторы являются основными при определении скорости и направлений инновационной деятельности. Что касается региональных (национальных) особенности инновационной среды, то, как показал анализ состояния инновационной среды нескольких регионов Приволжского Федерального округа, эти особенности в первую очередь, проявляются в различной роли федеральных, региональных и местных органов власти в управлении секторами науки и инноваций, в различиях в системе инновационного менеджмента, а также отраслевой структуре бизнеса, в склонности к инновациям в региональном (местном) сообществе, в соотношении фундаментальных, прикладных исследований и разработок во всех региональных (городских, местных) звеньях системы «наука-образование-инновации» и т.д. Также, на состояние и направления развития региональной (национальной) инновационной среды оказывают влияние внешние факторы, среди которых наиболее значимыми являются государственная инновационная политика (в отношении регионов) и глобальные тенденции инновационного развития, инновационные политики других стран (в отношении страны в целом).

Разработка теоретико-методологических положений по трактовке и оценке инновационной среды регионов, а также применение комплексной методики оценки инновационной среды к исследованию ряда российских регионов позволило решить целый набор практических задач:

  1.  выявить сильные и слабые места в инновационной политике и инновационной деятельности региона;
  2.  адекватно оценить состояние инновационной сферы региона и его готовность к внедрению инноваций;
  3.  проанализировать тенденции развития, составить прогнозы развития;
  4.  разработать рекомендации по формированию инновационной стратегии развития региона и улучшения инновационной среды;
  5.  сформировать систему мониторинга за состоянием инновационной среды на основе устойчивых информационных потоков;
  6.  разработать механизм принятия эффективных управленческих решений в области развития инновационной среды.

В заключении диссертации содержатся выводы, обобщающие результаты проведенного исследования, а также авторские предложения, направленные на совершенствование методического инструментария социально-экономической оценки  развития инновационной среды региона.

III. Научные публикации автора по теме диссертации.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Семенов А.В. Механизм формирования благоприятной инновационной среды региона. //Казанская наука. – 2012. - № 7. – С. 103-105. – 0,6 п.л.

2. Семенов А.В. Анализ методик оценки состояния инновационной среды региона. //Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2011. –  № 137. –  С.66-69. – 0,45 п.л.

3. Семенов А.В. Общая характеристика элементов и факторов инновационной среды. //Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2011. –  № 132. –  С.198-202. – 0,5 п.л.

4. Семенов А.В. Основные факторы и свойства инновационной среды. // Российское предпринимательство. – 2012. – № 9, выпуск 2. – С.  – 0,4 п.л.

5. Семенов А.В. Подходы к проведению социально-экономической оценки развития инновационной среды российских регионов./Семенов А.В.//Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 8. – С. 208-211. – 0,45 п.л.

6. Семенов А.В. Самоорганизация и самоуправление как основные принципы развития инновационной среды региона./Семенов А.В.//Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 9. – С. 179-181. – 0,45 п.л.

Статьи в научных сборниках, а также материалы докладов и выступлений, опубликованных по итогам международных, всероссийских научно-практических конференций:

7. Семенов А.В. К вопросу о взаимосвязи и разграничении понятий инновационной среды и инновационного климата // Наука и современность. – 2012.– Новосибирск: ЦРНС, 2012. – С.290-295. – 0,3 п.л.

8.Семенов А.В. Механизм формирования благоприятной инновационной среды региона //Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд.– Новосибирск: ЦРНС, 2012. –  С.88-96. –0,3 п.л.

9.Семенов А.В. Принципы и порядок формирования механизма управления процессом развития инновационной среды региона. – Препринт. – Пермь: Издательство ООО «Полиграф Сити», 2012. – 2,3 п.л.

10.Семенов А.В. Факторы и особенности, влияющие на инновационное развитие региона //Новые научные тенденции: Материалы XV научно-практической конференции. – Горловка, Украина: Издательство НВП «Интерсервис», 2011. – С.11-14. – 0,25 п.л.

11.Семенов А.В. Проблемы развития российского законодательства в сфере инноваций. // Актуальные вопросы экономических наук. Часть 1. – Новосибирск: ЦРНС, 2011. – С.156-160. – 0,3 п.л.

12.Семенов А.В. Изменения в российском законодательстве, способствующие созданию благоприятной инновационной среды.//Проблемы современной экономики. Часть 1. – Новосибирск, ЦРНС, 2011. – С.237-242. – 0,3 п.л.

13.Семенов А.В. Охрана результатов интеллектуальной деятельности как основа для создания благоприятной инновационной среды.//Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. Часть 2. – Новосибирск: ЦРНС, 2011. – С.238-240. – 0,3 п.л.

14.Семенов А.В. Методология оценки инновационной среды, зарубежный опыт// Промышленность и сельское хозяйстворегиона в условиях выхода изкризиса. Сборник научных трудов. Выпуск Х. –  Пермь: Издательство ООО «Полиграф Сити», 2011. – С. 333-336 – 0,2 п.л.

15.Семенов А.В.Правовые коллизии в реализации градостроительной деятельности// Проблемы комплексной реализации градостроительной деятельности, требований земельного, лесного и водного законодательства в территориальном планировании. Сборник научных трудов. Выпуск IХ. –  Пермь: Издательство ООО «Полиграф Сити», 2010. – С. 145-148 – 0,2 п.л.

16.Семенов А.В. Методология и методика оценки инновационной среды. – Препринт. – Пермь: Издательство ООО «Полиграф Сити», 2011. – 1,8 п.л.

17.Семенов А.В. Теоретико-методологические подходы к определению инновационной среды. – Препринт. – Пермь: Издательство ООО «Полиграф Сити», 2010. – 2,38 п.л.

18.Семенов А.В. Баланс социального, экономического, экологического и институционального развития региона в свете «Концепции устойчивого развития».// Вопросы методологии баланса социального, экономического, экологического и институционального развития региона. Сборник научных трудов. Выпуск  VIII. –  Пермь: Издательство ООО «Полиграф Сити», 2009. –  С.168-171. – 0,2 п.л.

19.Семенов А.В. Территориальное планирование как инструмент стратегического развития. // Экономические аспекты территориального планирования. Сборник научных трудов. Выпуск  VII. –  Пермь: Издательство ООО «Полиграф Сити», 2008 – С.185-188. – 0,2 п.л.

_______________________________________________________________

Подписано в печать 17.10.2013 г.

Формат 60х84 1/16. Бумага писчая. П.л. 1,3

Тираж 100 экз. Заказ № 423

ООО «Полиграф Сити»,

г. Пермь, ул. Ленина, 66, оф.222

PAGE   \* MERGEFORMAT 1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16910. Энерго-экономическая оценка новых моделей севооборотов в адаптивно-ландшафтном земледелии Северо-Западного региона Российской Федерации 13.21 KB
  Для рационального использования почвенного покрова агроценозов, расположенных на дерново-подзолистых тяжелосуглинистых и супесчаных почвах, и повышения энергетической эффективности возделывания сельскохозяйственных культур разработали 9 научно обоснованных короткоротационных севооборотов (зернотравяные, льняные и пропашные) для хозяйств различной специализации. В севообороты включались культуры и сорта наиболее адаптированные к природно-климатическим условиям Новгородской области
16874. Разработка стратегии социально-экономического развития аграрного сектора экономики региона 50.52 KB
  Введем три уровня экономики: макро уровень мезо уровень микро уровень. Можно сказать что макро уровень описывает состояние экономической отрасли некоторого региона в целом микро уровень описывает поведение отдельных предприятий мезо уровень представляет объединение ряда предприятий по определенному признаку. Поэтому основой для моделирования кризисного состояния должен быть мезо уровень. В проведении данного исследования предполагается разработка комплексной системы мер воздействия на совокупность сельскохозяйственных предприятий...
16155. Применение программно-целевого метода при реализации стратегии социально-экономического развития региона 12.16 KB
  На современном этапе в условиях преимущественного воздействия на экономику рыночных механизмов целевые программы выступают одним из основных методов государственного регулирования. Необходимо также выделить региональные программы в особый класс программ потому что существует ряд проблем для решения которых достаточно мобилизовать ресурсы нескольких регионов или даже одного субъекта Федерации объектом программирования которых выступает территориальное образование и типологизированы по следующим признакам: по характеру решаемых проблем...
16780. Уровень устойчивого развития региона: интегральная оценка (на материалах Ростовской области) 238.7 KB
  Важно отметить что гармонизировать составляющие устойчивого развития экономическую социальную и экологическую следует с учетом требований заинтересованных в нем сторон. Реализация модели устойчивого развития России возможна путем интеграции управления социально-экономическими системами на всех уровнях федеральном региональном муниципальном. Все это предопределяет необходимость разработки адекватного инструментарно-методического обеспечения оценки уровня устойчивого развития региона.
16730. МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ОСНОВЕ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ 101.12 KB
  Все развитые государства мира выразили свое стремление следовать по направлению к устойчивому развитию. Поэтому вопросы устойчивого развития региона приобретают особую актуальность на современном этапе развития экономики. Обеспечение устойчивого развития требует решения комплекса экологических экономических и социальных проблем. Для отслеживания результатов в достижении...
21082. Оценка использования результатов инновационной деятельности ПО «МТЗ» ТОО «МТЗ Азия Сервис» и основные направления ее развития 335 KB
  Инновационный менеджмент — одно из основных направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства коммерческой организацией. Главная цель инновационного менеджмента — определение направления инновационной деятельности организации в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции и технологии; рационализация менеджмента организацией, совершенствование организации производства продукции или услуг, экономические и социально-психологические изменения
20923. Оценка социально-экономического развития МО Котлас 208.04 KB
  По существу, в условиях реформирования российской экономики и развития рынка экономика города и муниципальное управление становятся относительно самостоятельной сферой деятельности, сферой особых отношений экономики и власти, и здесь действуют особые механизмы согласования социальных, экономических и политических интересов власти, населения и бизнеса.
12144. База данных мониторинга инновационной деятельности предприятий и вузов региона 17.1 KB
  База данных предназначена для хранения систематизации и анализа результатов опросов предприятий и вузов Вологодской области. База данных содержит поля для вопросов дополнительных сведений к ним вариантов ответа и самих ответов. База данных применяется при обеспечении автоматизации взаимодействия с клиентскими приложениями и другими самостоятельными службами в составе специального и технологического программного обеспечения.
16666. Оценка опыта применения программ социально-экономического развития на региональном уровне в 1999-2008 годах 14.43 KB
  Программы социально-экономического развития относятся к широко применяемым инструментам управления субъектами РФ и муниципальными образованиями в современной России. Анализ нормативной правовой базы субъектов РФ в части применения целевых программ свидетельствует о значительных различиях в подходах к использованию программ социально-экономического развития. Применение программ социально экономического развития регламентируется...
17123. ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 4.12 MB
  В сложившихся условиях очевидна необходимость принятия мер по противодействию кризисным явлениям в наиболее проблемных сферах. Выработка правильных и своевременных решений для обеспечения эффективного социально-демографического развития, в т. ч. на региональном уровне
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.