Уголовно-исполнительное право

вропейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; Европейская конвенция о выдаче; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам; Конвенция о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским семейным и уголовным делам и другие. Свидания осужденным не предоставляются лишь в исключительных случаях: при переводе ИУ на режим особых условий может быть изменен порядок предоставления свиданий при эпидемиях и по вине...

2015-09-05

24.09 KB

5 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


 

Уголовно - исполнительное право

Вариант 3


Оглавление

[1]  

[2] Уголовно - исполнительное право

[3] Вариант 3

[4]
Оглавление

[5]
Введение

[6] Задача № 1

[6.1] К несовершеннолетнему осужденному к аресту Н. прибыл на краткосрочное свидание его совешеннолетний брат. Администрация арестного дома отказала Н. в предоставлении свидания. Правомерны ли действия администрации арестного дома?

[7] Задача № 2

[7.1] Через год после освобождения из исправительной колонии, где К. отбывал наказание за преступление по ч. 1 ст.105 УК РФ, он вновь, совершил преступление и был осужден по ч. 1 ст. 162 УК РФ. В каком исправительном учреждении К. будет отбывать наказание? Какие там установлены условия отбывания наказания?

[7.2] 3 Какие положения международно-правовых актов об обращении с осужденными нашли отражение в российском уголовно-исполнительном законодательстве?

[8] Выводы

[9]
Список использованной литературы


Введение

За последние годы российское право претерпело кардинальные преобразования, свидетельствующие о стремлении привести в соответствие с общепризнанными нормами международного права порядок и условия исполнения наказаний, а также содержания под стражей. Наша страна приняла на себя ряд обязательств, одним из которых является приведение национального законодательства в соответствие с общепринятыми международными нормами и стандартами.

Российской Федерацией были ратифицированы: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; Европейская конвенция о выдаче; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам; Конвенция о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам и другие.

Приняты федеральные законы, направленные на обеспечение основных прав и свобод граждан, - «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об общественных объединениях», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и многие другие.

Одновременно с этим, проводилась работа, направленная на приведение российского законодательства по вопросам, относящимся к деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствие с требованиями международных европейских стандартов.

Тем не менее, остается еще немало проблем, негативно сказывающихся на деятельности уголовно-исполнительной системы России. Это касается прежде всего медицинского обеспечения осужденных в местах лишения свободы, а также обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах. Серьезной проблемой в деятельности уголовно-исполнительной системы  остается обеспечение трудовой занятости осужденных.

Именно поэтому изучение Уголовно - исполнительного права является очень актуальным в наши дни.

Цель и задачи работы: изучение отдельных аспектов Уголовно – исполнительного права.

Задача № 1

К несовершеннолетнему осужденному к аресту Н. прибыл на краткосрочное свидание его совешеннолетний брат. Администрация арестного дома отказала Н. в предоставлении свидания. Правомерны ли действия администрации арестного дома?

Не правомерны, согласно ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Закон предусматривает несколько видов свиданий: краткосрочные - продолжительностью четыре часа (ранее было до четырех часов) и длительные - продолжительностью трое суток (ранее было до трех суток) на территории ИУ, а также длительные - продолжительностью пять суток с проживанием вне ИУ. Количество предоставляемых осужденным свиданий зависит от вида ИУ, в котором отбывается наказание, и условий отбывания наказания, в которых осужденный находится (обычные, облегченные и строгие).

Свидания осужденным не предоставляются лишь в исключительных случаях: при переводе ИУ на режим особых условий (может быть изменен порядок предоставления свиданий), при эпидемиях и по вине самих осужденных (отбытие дисциплинарного наказания в ШИЗО; нахождение в ПКТ, ЕПКТ или одиночной камере - в этом случае предоставляется одно краткосрочное свидание раз в шесть месяцев). Данные правила согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2003 г. N 20-П не распространяются на свидания с адвокатом или иным лицом, имеющим право на оказание юридической помощи. Эти свидания не включаются в число свиданий, разрешенных осужденному, и должны предоставляться по заявлению осужденного в любое время и вне зависимости от места нахождения.

Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками и иными лицами в присутствии представителя администрации ИУ. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания не только с родственниками (супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками), как это имело место раньше, но и с иными лицами. С последними длительные свидания могут предоставляться лишь в исключительных случаях с разрешения начальника ИУ.

Исключительность случая определяется конкретными обстоятельствами, которые должны быть действительно неординарными.

Задача № 2

Через год после освобождения из исправительной колонии, где К. отбывал наказание за преступление по ч. 1 ст.105 УК РФ, он вновь, совершил преступление и был осужден по ч. 1 ст. 162 УК РФ. В каком исправительном учреждении К. будет отбывать наказание? Какие там установлены условия отбывания наказания?

Согласно статьи 105 УК РФ. Убийство, ч.1. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, — наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.1

Согласно статьи 162 УК РФ. Разбой. Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Отягчающие обстоятельства, указанные в ст. 63 УК, свидетельствуют о повышенной опасности совершенного преступления и личности виновного, что дает суду основание для усиления назначаемого наказания.

В ст. 63 УК предусмотрен один из  видов обстоятельств, отягчающих наказание: а) рецидив преступлений.

Это отягчающее обстоятельство объединенно свидетельствует о более значительной опасности виновного, упорно не желающего вести законопослушный образ жизни даже после применения к нему мер уголовно-правового характера.

Под рецидивом преступлений понимается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

Рецидив преступлений влечет особый порядок отбывания наказания. Так, в соответствии со ст. 58 УК РФ отбывание наказания в виде лишения свободы осужденного мужского пола назначается: 2

а) при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, - в исправительных колониях строгого режима;

б) при особо опасном рецидиве - в исправительных колониях особого режима;

в) при особо опасном рецидиве может быть назначено отбывание части срока в тюрьме.

Согласно ст. 74 уголовно-исполнительного кодекса РФ К. будет отбывать наказание в колонии строгого режима.

В ИК строгого режима содержатся мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при  рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы.

Колония строгого режима — категория исправительного учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы за особо тяжкое уголовное преступление, а также уголовное преступление, совершенное лицом, ранее судимым. Также к отбыванию наказания в колонии строгого режима может быть осуждено лицо, совершившее тяжкое преступление во время отбывания наказания в колонии общего или усиленного режима («замена режима»). Колония строгого режима отличается повышенными требованиями безопасности, ограничением количества свиданий для осужденных и др.. На уголовном жаргоне колонию строгого режима называют «строгач».

В колониях строгого режима имеются такие же условия содержания как и в колониях общего режима.3

Осужденные, поступающие в колонию строгого режима из следственного изолятора после вступления приговора в законную силу, направляются в обычные условия отбывания наказания, кроме осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, которые сразу поступают в строгие условия.

В обычные условия могут быть переведены осужденные, отбывавшие наказание в облегченных условиях, если они признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Вместе с тем, в обычные условия могут быть переведены осужденные, находившиеся в строгих условиях, при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду по отбытии не менее 9 месяцев срока наказания в строгих условиях.

В обычных условиях осужденный отбывает наказание не менее 9 месяцев, после чего при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду он может быть переведен в облегченные условия. Если же осужденный характеризуется отрицательно и признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания — он переводится в строгие условия отбывания наказания.

В облегченных условиях отбывают наказание осужденные, переведенные туда из обычных условий, если они не имели нарушений установленного порядка отбывания наказания и добросовестно относились к труду в течение не менее 9 месяцев. Если эти лица не совершают нарушений, позволяющих признать их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, они находятся в этих условиях до их освобождения.

В том случае, если осужденный, отбывающий наказание в облегченных условиях, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания – он переводится, в зависимости от тяжести и числа совершенных нарушений и характеристики его личности, в обычные или в строгие условия отбывания наказания.4

Осужденные находятся в строгих условиях не менее 9 месяцев, после чего, при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания они могут быть переведены в обычные условия. Повторные переводы с одних условий отбывания наказания на другие производятся на тех же основаниях.

Порядок отбывания наказания в колониях в обычных, облегченных и строгих условиях имеет отличия. В обычных и в облегченных условиях осужденные проживают в общежитиях, в строгих — в запираемых помещениях. Поэтому они пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа, если не работают на открытом воздухе.

Размер средств, имеющихся на лицевых счетах осужденных, которые осужденные могут расходовать для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, кроме заработанных во время отбывания наказания и полученных в качестве пенсий и социальных пособий, в обычных условиях установлен в размере двух минимальных размеров оплаты труда, в облегченных – трех, в строгих условиях осужденные могут расходовать только деньги, заработанные во время отбывания наказания или полученные в качестве пенсий или социальных пособий.

Количество свидании, которые осужденный вправе иметь в течение года в обычных условиях – это три краткосрочных и три длительных, в облегченных – соответственно четыре и четыре, в строгих – два и одно.

В обычных условиях отбывания наказания осужденный вправе получать четыре посылки или передачи и четыре бандероли в течение года, в облегченных – шесть и шесть, в строгих – две и две.5

Осужденные, находящиеся на обычных и облегченных условиях содержания, имеют право на четыре телефонных разговора продолжительностью до 15 минут каждый в течение года. Кроме того, им может быть разрешен такой разговор но прибытии в исправительное учреждение и при исключительных личных обстоятельствах. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, имеют право на телефонный разговор только при исключительных личных обстоятельствах.

3 Какие положения международно-правовых актов об обращении с осужденными нашли отражение в российском уголовно-исполнительном законодательстве?

Существенным фактором обновления российского уголовно-исполнительного законодательства с начала 90-х гг. стала более активная интеграция Российской Федерации в мировое сообщество. В 1996 г. она вступила в Совет Европы, принимая на себя обязательства более последовательно реализовать в законодательстве и практике общепризнанные международные нормы, составляющие юридическую основу деятельности мирового сообщества, и прежде всего — положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Значительная их часть относится к сфере уголовной юстиции.

Последняя, по сложившейся международной терминологии, охватывает не только собственно правосудие, но и предупреждение преступлений правоохранительными органами, а также исполнение назначенных судом уголовных наказаний. Очевидно поэтому стремление государств максимально скоординировать уголовную и уголовно-исполнительную политику, средства и методы обращения с лицами, подвергнутыми уголовному наказанию, в духе международно-признанных гуманистических принципов.

В результате международного сотрудничества в сфере прав человека применительно к системе исполнения наказаний разрабатываются и принимаются положения, которые в современной пенитенциарной теории именуются международными стандартами обращения с осужденными. В них сконцентрирован мировой опыт уголовно-исполнительной практики, гуманистические тенденции развития системы исполнения наказаний.

По степени общности рассматриваемые международные стандарты можно классифицировать на общие универсальные и специальные. Первые относятся к правам человека в целом и лишь в отдельных их частях определяют специфическое положение личности в системе исполнения уголовного наказания. Вторая группа стандартов принимается специально для отношений по исполнению наказаний (либо для системы уголовной юстиции в целом).

По степени обязательности различают положения, обязательные для национальных систем исполнения наказания, и положения рекомендательного характера.

По источникам происхождения межгосударственные договоры (пакты, конвенции) отличают от норм и принципов, принятых международными, правительственными или неправительственными организациями. К числу международных правительственных организаций можно отнести, например, ООН и ее рабочие органы, к неправительственным международным организациям — Международную амнистию, Penal Reform International и др. Международные договоры (пакты, конвенции) обязательны для государств, их подписавших и ратифицировавших. Стандарты международных организаций чаще имеют рекомендательный характер.

По широте (территориальным масштабам) действия выделяют общемировые и региональные международные стандарты.

Наконец, некоторые международные стандарты принимаются специально в отношении отдельных категорий правонарушителей (например, женщин, несовершеннолетних) либо применительно к определенным профессиональным группам из числа персонала пенитенциарных учреждений (врачам, должностным лицам по охране правопорядка).

Система международных стандартов, имеющих отношение к исполнению уголовных наказаний, достаточно обширна. Многие из актов, содержащие такие стандарты, частично совпадают по смыслу. Однако то, что ряд их положений повторяется, дает возможность придать им больший вес путем перекрестной ссылки, т. е. использовать подробную статью в одном документе как толкование более общей статьи в другом. Это особенно важно, если какое-либо положение имеет обязательную силу в одном документе и не имеет ее в другом.

Универсальные международные стандарты. Большинство важнейших общемировых универсальных международных соглашений о защите прав и свобод человека разработано в рамках Организации Объединенных Наций. Среди них главное место занимают Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ратифицирован СССР в 1973 г. и вступил в силу в 1976 г.)6.

Все положения упомянутых документов применимы для определения коренных основ правового статуса лиц в сфере уголовной юстиции3. Некоторые из них имеют непосредственное отношение к исполнению наказаний и обращению с осужденными. Ст. 9 Всеобщей декларации прав человека гласит: "Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию". В соответствии со ст. 5 Декларации и ст. 7 Пакта никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Кроме того, ст. 7 Пакта запрещает привлечение человека к медицинским или научным опытам без его свободного согласия.

Закрепляя право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, Международный пакт о гражданских и политических правах определяет, что "никто не должен быть лишен свободы иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом".

Принципиальное значение для уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения имеет ст. 10 Пакта, в которой, в частности, говорится, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. В соответствии с данной статьей пенитенциарной системой для заключенных должен предусматриваться режим, "существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание". Несовершеннолетних правонарушителей следует отделять от совершеннолетних и предоставлять им режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу.

Как известно, еще в 1930 г. Международной организацией труда (МОТ) была принята Конвенция о принудительном или обязательном труде (ратифицирована СССР в 1956 г.)7 - Запрещая такой труд, Конвенция тем не менее не включает в него, в частности, "всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ" (ст. 2). Впоследствии это положение частично было воспроизведено в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, который одновременно допустил привлечение к обязательному труду лиц, условно освобожденных из мест лишения свободы.

В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН на основе консенсуса приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Ст. 5 Декларации гласит: "Подготовка персонала, стоящего на страже соблюдения закона, и подготовка других официальных лиц, которые могут нести ответственность за лиц, лишенных свободы, должна обеспечить такое положение, при котором полностью учитывалось бы запрещение пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания".

Вместе с тем в приведенное в Декларации толкование пытки не включаются боль или страдание, "возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому, или вследствие этого, в той степени, насколько это совместимо с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными".

Декларация в конечном итоге привела к принятию Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Конвенция исходит из основных принципов Декларации и была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1984 г. (ратифицирована СССР в 1987 г. и в том же году вступила в силу).

Конвенция предусматривает, что государства-участники должны рассматривать пытки в соответствующем национальном законодательстве как преступления. Она недвусмысленно запрещает любые ссылки в оправдание пыток на "приказ вышестоящего начальника или государственной власти" или "исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, включая состояние войны или угрозу войны, внутреннюю политическую нестабильность или любое другое чрезвычайное положение".

Согласно ст. 1 Конвенции пытка означает "любое действие, которым какому-либо лицу причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия". Следует, однако, иметь в виду, что в предусмотренное Конвенцией определение пытки "не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно". Как видно, в отличие от упомянутой выше Декларации, Конвенция в принципе допускает причинение боли или страданий не только при "законном лишении свободы", но и в результате действия иных "законных санкций".

Конвенция предусматривает возможность проведения международного расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки. Такое расследование может включать посещение территории государства с его согласия членами Комитета против пыток, созданного в соответствии с Конвенцией.

Принципиальные положения о защите прав и свобод человека содержатся и в региональных международно-правовых документах универсального характера. На европейском континенте в послевоенное время они разрабатывались и принимались под эгидой Совета Европы, образованного в 1949 г. В соответствии с его Уставом Совет является правительственной организацией и занимается вопросами развития социальной сферы, обеспечением прав и свобод человека в Европе. Помимо международных актов общемирового значения юридическую основу деятельности Совета составляют Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с протоколами) и Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. (с протоколами)8.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод зиждется на Всеобщей декларации прав человека. Ст. 3 Конвенции определяет, что "никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию". Согласно ст. 5 никто не может быть лишен свободы иначе как в предусмотренных Конвенцией случаях и в порядке, установленном законом. К таким случаям, в частности, относится "законное содержание лица под стражей на основании признания его виновным компетентным судом".

Конвенция запрещает "принудительный или обязательный труд". Однако в этот термин не включается, в частности, "любая работа, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям ст. 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения".

Конвенция в принципе допускает применение смертной казни "во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание". Вместе с тем Протокол № 6 к Конвенции от 28 апреля 1983 г., выражая общегуманистическую тенденцию к отмене смертной казни, в ст. 1 провозгласил ее отмену. Согласно ст. 2 упомянутого Протокола это наказание возможно лишь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны".

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания вступила в силу в феврале 1989 г. Она исходит из принципов, изложенных в упомянутой выше Конвенции против пыток 1984 г., но имеет особенности. Они связаны с созданием специального внесудебного механизма контроля в области предупреждения пыток в местах заключения (Европейский Комитет по предупреждению пыток).

Все участники Конвенции договариваются о том, что Комитет имеет право посещать места заключения (в том числе тюрьмы) с целью выявления и предотвращения нарушений в этой области.

Рекомендации, включаемые Комитетом в свои конфиденциальные доклады, призваны улучшать условия заключения, с тем чтобы устранить всякую возможность пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Международные стандарты, относящиеся к определенным профессиональным группам. Два документа ООН относятся к определенным профессиональным группам: один — к медицинскому персоналу, а другой — к органам правопорядка.

Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания основываются на Токийской декларации Всемирной медицинской ассоциации, принятой в 1975 г. Ее основные положения изложены в первом параграфе: "Врач не должен санкционировать, допускать или участвовать в пытках и других формах жестокого, бесчеловечного или унизительного обращения с заключенными, независимо от того, в каком преступлении жертва такого обращения подозревается, обвиняется или виновна, а также от ее убеждений или мотивов, в любых ситуациях, включая вооруженные конфликты и гражданские столкновения"9.

Декларация была положена в основу Этического кодекса, разработанного Советом международных медицинских организаций по просьбе Всемирной организации здравоохранения и впоследствии, в 1982 г., принятого Генеральной Ассамблеей ООН.

Первый принцип медицинской этики гласит, что заключенные должны обеспечиваться лечением такого же качества и уровня, как и лица, не являющиеся заключенными или задержанными.

Второй принцип провозглашает, что участие или соучастие в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания является грубым нарушением медицинской этики.

Третий принцип трактует роль врачей в тюремных заведениях. Работники здравоохранения, в особенности врачи, нарушают медицинскую этику, если они вовлечены в любые другие профессиональные отношения с заключенными или задержанными лицами, "целью которых не является исключительно обследование, охрана или улучшение их физического или психического здоровья".

Четвертый принцип рассматривает сложный вопрос участия врачей в вынесении приговора. Он гласит, что медицинский персонал не должен участвовать в допросах заключенных или удостоверять, что состояние здоровья заключенных или задержанных лиц позволяет подвергать их любой форме наказания, которое может оказать отрицательное воздействие на их здоровье и которое не согласуется с соответствующими международными документами.

Применение мер безопасности — это область, в которой возможны наиболее серьезные нарушения прав человека. Пятый принцип определяет, что медицинский персонал может участвовать в процедуре усмирительного характера, только если это необходимо для охраны здоровья самого заключенного или для безопасности окружающих и если она не создает угрозы его здоровью.

В 1979 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН принят Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка10.

В соответствии с Кодексом должностные лица по поддержанию правопорядка — это лица, "которые обладают полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей". В этой связи Кодекс имеет прямое отношение к деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Кодекс содержит восемь статей и в целом носит рекомендательный характер. Генеральная Ассамблея ООН постановила препроводить его правительствам государств — членов ООН, с тем чтобы использовать его в национальном законодательстве и практике в качестве свода принципов.

Каждая из статей Кодекса снабжена комментариями, предоставляющими более подробную информацию в целях содействия использованию положений Кодекса в национальном законодательстве.

Кодекс устанавливает обязанность должностных лиц по поддержанию правопорядка уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права человека. Согласно Кодексу, допустимо применение должностными лицами силы "в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей". Сведения конфиденциального характера, получаемые должностными лицами, должны сохраняться в тайне, "если исполнение обязанностей или требования правопорядка не требуют иного". Кодекс категорически запрещает должностным лицам для оправдания пыток ссылаться на распоряжения вышестоящих лиц, угрозу войны, угрозу национальной безопасности, внутреннюю политическую нестабильность или любое другое чрезвычайное положение. Для должностных лиц по поддержанию правопорядка недопустимы акты коррупции. Большое  значение для уголовно-исполнительной практики и всего государственного управления имеет содержащееся в комментарии к ст. 7 Кодекса морально-политическое обоснование принципа законности: "...правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечивать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений".

Одновременно подчеркивается, что должностные лица, соблюдающие положения настоящего Кодекса, "заслуживают уважения, полной поддержки, сотрудничества со стороны общества и учреждения, в котором они служат".

Выводы

Рассматривая понятие «гуманизация» как смягчение наказания, милосердное отношение к осужденным со стороны общества и государства, представляется правильным видеть в ней один из основных принципов уголовно-исполнительной политики, наряду с принципами законности и справедливости. В этой связи гуманное отношение к лицам, отбывающим наказание, проявляется в правовой регламентации основных средств исправления, под которыми понимаются: формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование их правопослушного поведения. Таким образом, процесс гуманизации исполнения наказания в виде лишения свободы включает в себя не только расширение их прав и изменение отношения к ним общества и государства, не только улучшение и смягчение условий их содержания, но и имеет непосредственное отношение к основной цели уголовной политики - исправлению осужденных и дальнейшей их ресоциализации, т. е. возвращению в общество полноценного гражданина.

Относительно осужденных гуманизм проявляется прежде всего в условиях содержания, представляющих широкие возможности для физического и духовного их развития. Следует отметить, что гуманизм не имеет ничего общего с безнаказанностью, вседозволенностью. Это - шанс, предоставляемый осужденному для возвращения к социальной норме поведения, попытка в процессе исправительного воздействия восстановить утраченный социальный статус, подготовить личность к полноценной жизни на свободе.


Список использованной литературы

  1.  Конституция РФ. М., 2008.
  2.  Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.:2007.
  3.  Уголовно – исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-Ф3. – М. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2009г.)
  4.  Уголовно-процессуальный кодекс РФ. 2007.
  5.  Астемиров З.А. “Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних”. М., 2007
  6.  Бодунов В. Порядок отбывания наказания в тюрьмах. // Преступление и наказание. №6-2005.
  7.  Ветров Н.И Уголовное право. Общая и Особенная части:Учеб. пос.-2-е изд., доп. и перераб.-М.:Книжный мир,2007.-224с.
  8.  Дементьев С.И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии, тюрьмы. Краснодар. 2006.
  9.  Игнатов А. Курс российского уголовного права: В двух томах. Т.2:Особенная часть/А.Н.Игнатов, Ю.А.Красиков.-М.: НОРМА, НОРМА-ИНФРА М,2006.-960с.
  10.  Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право. М. 2005.
  11.  Игошев К.Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетнего. Свердловск, 2006
  12.  Каневский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений
  13.  Комишан С.В. Уголовное право. Общая и Особенная части:Практикум/ Под ред. А.А. Тер-Акопова.-М.:Юрайт,2007.-224с.
  14.  Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. — 3-е изд., перераб. 496. 2007 c.
  15.  Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М, 2009.
  16.  Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М.: Норма, 2006. — 720 с.
  17.   Briefing Penal Reform International. 1993. No. 2. P. 11.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.:2007.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.:2007.

3 Бодунов В. Порядок отбывания наказания в тюрьмах. // Преступление и наказание. №6-2005.

4 Ветров Н.И Уголовное право. Общая и Особенная части:Учеб. пос.-2-е изд., доп. и перераб.-М.:Книжный мир,2007.-224с.

5 Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право. М. 2005.

6  Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М, 2009. С. 14—20, 32—53. 3

7 Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М, 2009. С. 230

8 Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М.: Норма, 2006. — 720 с.

9 Briefing Penal Reform International. 1993. No. 2. P. 11.

10 Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М, 2009. С. 319



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
241. Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальное законодательство 33.91 KB
  Развитие отечественного уголовно-процессуального законодательства берет свое начало с договоров Руси и Византией (911 и 944 гг.). В соответствии с данными договорами все доказательства по делам о преступлениях делились на показания явленные, т. е. материальные следы события, и показания посторонних лиц.
10895. Уголовно-процессуальное право 32.66 KB
  Уголовный процесс регулируется уголовно-процессуальным правом. Отдельные действия по уголовному делу регламентируются уголовно-процессуальными нормами, которые находят свое закрепление в законе – акте государственной власти, обладающем высшей юридической силой.
15058. Каноническое право католической церкви и индусское право: правовой анализ 312.48 KB
  Правовое пространство объединяет одна общая цель. Какими бы ни были цивилизации, каким бы ни был правопорядок, есть одна-единственная, истинная цель – всеобщее благо. Все остальное: принципы демократии, прав человека, законности – вторично. Это не более чем инструменты, которые должны обеспечивать указанную цель.
3512. Право на защиту как субъективное гражданское право 53.64 KB
  Гражданские права и обязанности могут возникать как из правомерных действий, соответствующих закону, иным правовым актам и принципам права (сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления и др.),
14177. Характеристика уголовно-процессуального доказывания 33.85 KB
  Наиболее опасными формами противодействия расследованию являются понуждение следователя к противоправным действиям и решениям путем угроз, физического насилия, подкупа и т.п. Преодоление подобного противодействия требует наличия у следователя таких психических качеств, как мужество, принципиальность, решительность, требует умения просчитывать варианты последствий своих действий по преодолению негативных влияний.
15121. Халатность: уголовно-правовые аспекты 627.32 KB
  В правовой науке делались попытки сформулировать общее определение должностного преступления которое по мнению ученых было бы целесообразно включить в законодательство. В Уголовном кодексе РФ составы служебных преступлений в большей степени расположены в главе 23 Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях раздела VIII Преступления в сфере экономики.
15056. Особенности и содержание уголовно-исполнительных правоотношений 35 KB
  Правоотношения в уголовно-исполнительном праве. Понятие и момент возникновения уголовно-исполнительных правоотношений. Особенности развития уголовно-исполнительных правоотношений на современном этапе. Особенности и содержание уголовно-исполнительных правоотношений.
15096. Уголовно-правовая характеристика преступного сообщества 34.66 KB
  Более полное развитие этот институт получил в Уставе благочиния или Полицейском уставе... Устава Управа Благочиния в городе законом неутвержденное общество товарищество братство и иное подобное собрание под каким бы названием ни состояло не признает за действительное буде у таковых окажутся обязательства правила положения или постановления то ни во что не вменять: буде же такое общество товарищество братство или иное подобное собрание общему добру вред ущерб или убыток наносит либо бесполезно то подлежит уничтожению и...
13047. ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА 29.32 KB
  Иными мерами уголовно-правового характера являются меры государственного принуждения, предусмотренные разделом VI УК РФ, не являющиеся уголовным наказанием и заключающиеся в применении по решению суда мер медицинского характера или конфискации имущества.
17973. Уголовно-правовая охрана интересов семьи 70.76 KB
  В юридической науке вопросы защиты семьи материнства и детства как правило рассматриваются при исследовании социального государства а также в работах посвященных семейному гражданскому жилищному праву социального обеспечения и другим отраслям. Теоретической основой исследования явились труды ученых в области уголовного права и криминологии: А. Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации международно-правовые документы в том числе Конвенция о правах ребенка 1989 г. Неисполнение полный отказ от...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.