Философия Востока

Понятие философия происходит от греческих слов phileo - любовь и sophi - мудрость и означает любовь к мудрости. В практическом понимании философия- это форма общественного познания мировоззрения система идей взглядов на мир и на место человека в нем. Одна из категорий обращается к богу другая к человеку; одни утверждают что самодостаточность философии очередные говорят что философия призвана на службу обществу человеку и пр.

2015-09-07

15.38 KB

3 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Филиал Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» - Дмитровский институт непрерывного образования» (филиал ДИНО университета «Дубна»)

Эссе по дисциплине «Философия» на тему: «Философия Востока»

Выполнил студент Ф.И.О, специальность, группа

Проверил к.и.н., доцент Анисимов В.Д.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………….5

Заключение………………………………………………………………...8

Список источников и литературы……………………………………….10

ВВЕДЕНИЕ

Понятие философия происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. В практическом понимании философия- это  форма общественного познания, мировоззрения, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Данная наука исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Ученые видели суть философии по-разному. Одни считали, что она в поиске истины (Пифагор), другая категория считает, что истину нужно утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам (софисты). Некоторые мыслители уповают не  небо, следующие - на землю. Одна из категорий  обращается к богу, другая к человеку; одни утверждают, что самодостаточность философии, очередные говорят, что философия призвана на службу обществу, человеку и пр. Все приведенные доводы доказывают, что философию отличает многообразие подходов к собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Философия нацелена на:

1) Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и не бытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (то греческого ontos -  сущее и logos - учение);

2) Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или не познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.п. Данное философское учение стали именовать гносеологией (от греческого gnosis - знание, познание и logos - учение)

3)Изучение всеобщих вопросов функционирования и прогрессирования общества. Формально эта проблема присутствует в учении о бытие. Но так как, именно общество формирует социальные качества человека, данную проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4) Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Данный раздел также представляется одним из важнейших для философии, так как конкретно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека носит название философской антропологии.

Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Под философией Древнего Востока понимается совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Приоритетными чертами указанной философии, выделяющей её в чреде прочих философских систем, являются:

  •  Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.
  •  Ярко выраженный иррационализм.
  •  Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.
  •  Интровертность мышления.
  •  Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.

Традиционную форму мысль Древнего Востока обрела в Индии и Китае. И по сей день в достаточной мере сохранилось большое количество письменных источников, подтверждающих, что  на базе анализа религиозно-философских систем Индии и Китая, возможно составить представление о сущности и содержании древневосточного способа философствования. 

Специфика восточной философии заключена в своеобразии Востока как культурного типа. Причины своеобразия восточной культуры;

  •  Климат и география.
  •  Традиционализм культуры.
  •  Громадная роль религии в общественной и индивидуальной жизни. 
  •  Особенности антропологии и психологии людей Востока.

Особенности восточного мышления:

Восточное мышление более интровертно, нежели западное. Данное мышление скорее эмоционально-образное, чем логическое.

Разум имеет здесь более широкие границы, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила.

Для восточного мышления не присущ антропоцентризм.
Религия и философия в Древней Индии

Восток разнообразен по своему составу и, несмотря на наличие общих существенных признаков, представлен цивилизациями и культурами, которые часто не просто различаются, а конфликтуют друг с другом. Свои особенные черты имеет и древнеиндийская цивилизация. Это, прежде всего:

  •  Жесткая кастовая социальная структура.
  •  Интеллектуальная и религиозная пассивность людей. 
  •  Интровертный характер религиозности
  •  Приоритет иррационального над рациональны

Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными системами мимамси, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и неортодоксальными - чарвака, буддизм, джайнизм.

Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара, колесо перевоплощений живых существ,- бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я".

Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира - пракрити и абсолютной души - пуруши, независимой от материальной основы мира.

Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.

В древнекитайской школе выделяют шесть школ:

  1.  конфуцианство;
  2.  моизм;
  3.  школа закона;
  4.  даосизм;
  5.  школа "инь-янь" (натурфилософы);
  6.  школа имен.

Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическая направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала.

Наиболее влиятельной школой стало конфуцианство. В ней разработана концепция идеального человека, благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Человек идеальный должен обладать гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявлениями этого являются справедливость, верность, искренность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древние философы впервые задались вопросом; «Что лежит в основе мира?»   Ясно, что при формировании мировоззрения вопрос о первом начале и основе единства многообразных явлений окружающей человека реальности вышел  на первый план. По сути, философская задача  в данный момент и заключалась в том, чтобы совершить попытку охвата целостным взглядом все пестрое и величественное многообразие явлений природы и общества, найти единение и связь там, где на виду выступает хаотическое сплетение вещей и процессов.

Происхождение философии относится к той эпохе глобальной истории, когда на смену первобытнообщинному строю приходит развитый строй - рабовладельческий.

Материальность мира и его целостность воспринималась древними философами как некое само собой разумеющееся, необходимо было показать, какая же конкретно единая материальная основа вещей. Одна категория философов за материальную основу и «первоначало» вещей принимали огонь. Другая  - воду, третья - воздух, четвертая - материальную основу всех вещей видели не в одном, а в синтезе ряда радикально различных элементов: в огне, воздухе, воде, земле и пр. Это были, хотя и наивные, но отчаянные попытки объяснить мир из него самого, с помощью естественных причин. Рассуждения мыслителей древности о материальной основе любых вещей стали базисным естественнонаучным подходом к явлениям природы.

В разнообразных философских учениях и школах древнего мира предвосхищены главные тенденции предстоящего развития философской мысли.

Переход к феодальному общественному строю ознаменовался упадком значения философии, как самостоятельной науки. Его сопровождало вытеснение многобожия единобожием. Доминирующей формой религии в Европе стало христианство. По христианскому учению мир создан единым богом. Торжество христианства можно разъяснить тем, что оно наиболее всецело соответствовало социальным, политическим и культурным запросам феодального общества. Философия практически на целое тысячелетие было превращено в служанку богословия. Для мировоззрения античности был характерен космоцентризм, то для средневекового - теоцентризм.

В данный момент наблюдается тенденция к возобновлению интереса в восточной философии. Многие вещи не претерпевают метаморфозы со временем, и философские мысли  успешно отвечают на многие вопросы, и, конечно, помогают жить. Многие из людей используют восточную медицину, основанную на философии Востока.

Философия Востока одна из самых сложных. При ее изучении необходимо понимать, вникать и думать.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Алексеев, П. В. Философия: учеб. / П. В. Панин, А. В. Панин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008
  2.  Антонов Е.А. История философии: Курс лекций. – Белгород, 2000. – Тема 2.
  3.  Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 2.
  4.  Бродов В.В. Древнеиндийская философия. – М., 1972.
  5.  Введение в философию: В 2 тт. Т.1. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. – Глава 2, §2.
  6.  История и философия науки (Философия науки) Крянев Ю.В., Моторина Л.Е. - Москва Альфа-М, ИНФРА-М, 2007. -336c.
  7.  Кармин, А. С. Философия : учеб. для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - СПб. : Питер,2009.
  8.  Краткий очерк истории философии /Под ред. М.Т. Йовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. – М., 1971. – Глава II, IV.1.
  9.  Основы философии Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П. - Ростов-на-Дону Феникс, 2007.-320c.
  10.  Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел II, глава 1.
  11.  Философия : учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В. П. Кохановский. - Ростов н/Д : Феникс, 2008.
  12.  Философия : учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2007.
  13.  http://www.filosofio.ru/filosofiya-drevnego-vostoka/ponyatie-filosofii-drevnego-vostoka.html
  14.  http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st004.shtml



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
2457. Философия Средних веков. Философия эпохи Возрождения 1.5 MB
  Если переводить дословно то теоцентризм означает Бог в центре мира. Средневековый теоцентризм предполагает чёткую противопоставленность Бога и сотворенного им мира. Бог вечен неизменен и абсолютен. Сотворенный Богом мир конечен и неизменчив.
2304. Философия Карла Маркса. Неклассическая современная философия 2.06 MB
  Всё что есть – материя. Материя вечна и неуничтожима но она постоянно переходит из одной формы существования в другую при этом в процессе развития материи повышается уровень сложности в котором она реализуется. Бытие – это то что всегда ускользает от разума что смеётся над ним что оставляет разум в дураках . Как видно из текста это полностью противоположно тому что было в метафизике познания и философии Нового времени: в этих учениях наоборот разум не может ничего.
12837. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА 61.05 KB
  Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.
12943. Климат Дальнего Востока 28.11 KB
  Качественно и количественно физическое состояние атмосферы и процессы, совершающиеся в ней, выражаются при помощи определенных величин, так называемых метеорологических элементов и атмосферных явлений. Наиболее важным для жизни и хозяйственной деятельности человека являются следующие из них: давление воздуха
10489. ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 37.52 KB
  Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций, классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.
12838. ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВЫХ СТРАН ВОСТОКА 75.75 KB
  После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение но приобрело как бы вторую жизнь подобно римскому праву в средневековой Европе и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки принявших в той или иной степени ислам Египет Индия Оттоманская империя и т. Но не они определили в конечном счете неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Шариат с самого начала сложился и развивался по крайней мере в первые два века как...
13588. Процессы модернизации в мусульманских странах Востока 21.06 KB
  Опыт истории Афганистана и других стран Востока дает поучительные примеры выхода из кризисных ситуаций содержит уроки ошибок и просчетов при решении проблем модернизации. Научная значимость определяется тем что исторический опыт модернизации Ирана и Афганистана является ключевым для понимания значения взаимосвязи всех факторов экономической общественнополитической религиозной жизни при осуществлении реформ и способов проведения модернизации. Целью данной работы является рассмотрение процессов модернизации в мусульманских странах...
10833. Государства Западной Европы и Востока в Средние века 210.13 KB
  Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни характер которой был преимущественно муниципальный и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права то в Средневековой Европе особенно в первые семь веков роль городов была незначительной хотя с течением времени влияние городов усиливается. Особенностями политической власти были ее раздробленность а также соединение с условной собственностью на землю. Это были крупные феодалы – герцоги графы; архиепископы епископы аббаты....
13185. Изучение особенностей костюмов народов Ближнего Востока 7.4 MB
  В гардеробе должно быть достаточное количество изделий разнообразного функционального назначения повседневных торжественных для отдыха занятий спортом и др. Коллекции от кутюр предполагают ручной пошив изделий по индивидуальным меркам для конкретного человека. Источником вдохновения для разработки коллекции послужило использование исторического костюма. Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изучение особенностей костюмов народов Ближнего Востока для последующей разработки коллекции моделей женской одежды.
16302. Прогнозирование экономики Дальнего Востока: опыт инструментального моделирования 17.34 KB
  Начиная с 70-80 годов прошлого столетия проведение региональных прогнозных исследований стимулировалось необходимостью разработки предплановых документов определяющих перспективы развития отдельных территорий прежде всего Комплексных программ научно-технического прогресса схем развития и размещения производительных сил а также составлением целевых долгосрочных программ развития отдельных территорий. Активно разрабатываются стратегии развития субъектов РФ и федеральных округов которые в идеале должны базироваться и согласовываться со...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.