Социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации и стратегическое управление им (на примере Красноярского края)

Основная цель исследования - выявить экономико-географическую специфику формирования современного социально-экономического состояния организации и приоритеты развития Красноярского края. Предметом исследования является природные условия тенденции и приоритеты социально-экономического развития Красноярского края. Самая северная точка края - мыс Челюскина - расположена на 77 градусах 41 минуте северной широты и является самой северной точкой России и Азиатского материка.

2015-09-08

176.55 KB

47 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра экономики

Курсовая работа

по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование»

Вариант №1

Социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации и стратегическое  управление  им  (на  примере Красноярского края)

Выполнил студент

                                                             группа: з-471С-б

специальности: 08110062

Мохницкая Марина Владимировна

                                                                                          

                                                                                                    09 июня 2015 г.

г. Норильск 2015

Содержание

[1]
Введение

[2]
1 Состояние и тенденции развития экономики

[3] 1.1 Экономико-географическое положение региона и его административно-территориальная структура

[4] 1.2 Отраслевая и территориальная структура экономики

[5] 1.3 Макроэкономический анализ регионального развития

[6]
2 Состояние и тенденции развития социальной сферы

[7] 2.1 Демографическая ситуация и рынок труда

[8] 2.2 Благосостояние населения

[9]
3  Стратегическое  социально-экономическое  развитие  субъекта  Российской Федерации

[10] 3.1 Система стратегических планово-прогнозных документов

[11] 3.2 Анализ достижимости стратегических целей

[12] 3.3 Корректировка параметров социально-экономического развития

[13]
Заключение

[14]
Список использованных источников


Введение

Актуальность темы исследования. Россия отличается высокой неравномерностью экономического развития в территориальном разрезе. Эта неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера. Если, например, экспортная ориентированность регионов, добывающих нефть и газ, задана географически и геологически, то промышленная ориентированность во многом определяется особенностями раз- вития страны в период индустриализации 30- х годов прошлого века.

В то же время о степени развития региона нельзя судить только по его географическому положению, наличию и величине запасов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с объективными факторами, существенное влияние на развитие субъектов РФ оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. Несмотря на то, что в ряде регионов влияние этих факторов не способно в корне переломить ситуацию, есть примеры того, как благодаря действиям губернатора и администрации регион из депрессивного превращался в инвестиционно-привлекательный и демонстрировал высокие экономические показатели. Важно насколько эффективно в регионе используются природные или исторические преимущества, или, напротив, насколько восполняется недостаток этих преимуществ за счет каких-то собственных уникальных инициатив. Все это находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы регионов.

Социально-экономическим проблемам развития на примере регионов -субъектов РФ посвящены работы географов Л.В. Азаровой, O.A. Барановой, П.В. Болыпаника, Е.В. Горшениной, С.А. Суспицина, А.Г. Зинченко, А.Ф. Куракина, В.В. Малыхина, Л.А. Еловикова и др.

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования - выявить экономико-географическую специфику формирования современного социально-экономического состояния, организации и приоритеты развития Красноярского края.

Задачи:

- характеристика состояния и тенденции развития экономики;

- исследование состояния и тенденций развития социальной сферы;

- анализ стратегического социально-экономического развития субъекта  Российской Федерации.

Объект исследования: Красноярский край как субъект РФ.

Предметом исследования является природные условия, тенденции и приоритеты социально-экономического развития Красноярского края.

 


1 Состояние и тенденции развития экономики

1.1 Экономико-географическое положение региона и его административно-территориальная структура

Красноярский край простирается от берегов Северного Ледовитого океана до гор Южной Сибири (высота до 2930 м). Красноярский край занимает центр Азиатской части России и расположен между 51 и 81 градусами северной широты и 78 и 113 градусами восточной долготы.

От Северного Ледовитого океана до Саянских гор на юге Красноярский край протянулся почти на 3000 километров. Протяженность с запада на восток в самом широком месте - 1250 километров, а вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали - 650 километров. Самая северная точка края - мыс Челюскина - расположена на 77 градусах 41 минуте северной широты и является самой северной точкой России и Азиатского материка. 

На юго-востоке и юге Красноярский край граничит с Республикой Тывой, на юге - с Алтайским краем, на юго-западе - с Кемеровской областью, на западе - с Томской областью, на западе и северо-западе - с Тюменской областью, на северо-востоке и востоке - с Республикой Саха, на востоке и юго-востоке - с Иркутской областью [1, c. 39].

В рельефе края выделяются: полуостров Таймыр с горами Бырранга, обрывающимися к Северо-Сибирской низменности; Западно-Сибирская равнина и Среднесибирское плоскогорье. Наиболее крупные возвышенности: Восточные Саяны (высота до 2930 м), Кузнецкий Алатау. Главные реки: Енисей с притоками, на севере - Хатанга, Пясина, Таймыра. На территории края находятся крупные озера - Таймыр и Пясино.

Климат - резко континентальный, особенно суровый на севере; средняя температура января - от -36 градусов на севере до -18 градусов на юге, средняя температура июля - от +13 градусов на севере до +20 градусов на юге; количество осадков - от 200-300 мм в год на севере до 800-1200 мм в год в горах Сибири.

На севере - многолетняя мерзлота, там распространены заболоченные торфяные почвы, к югу - мерзлотно-таежные, серые лесные, черноземные и каштановые. Большая часть территории покрыта тайгой (главным образом кедрово-лиственничной), на севере - арктические тундры, на юге в межгорных котловинах - степи.

Красноярский край простирается от берегов Северного Ледовитого океана до гор Южной Сибири (высота до 2930 м). Красноярский край занимает центр Азиатской части России и расположен между 51 и 81 градусами северной широты и 78 и 113 градусами восточной долготы.

От Северного Ледовитого океана до Саянских гор на юге Красноярский край протянулся почти на 3000 километров. Протяженность с запада на восток в самом широком месте - 1250 километров, а вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали - 650 километров. Самая северная точка края - мыс Челюскина - расположена на 77 градусах 41 минуте северной широты и является самой северной точкой России и Азиатского материка. 

На юго-востоке и юге Красноярский край граничит с Республикой Тывой, на юге - с Алтайским краем, на юго-западе - с Кемеровской областью, на западе - с Томской областью, на западе и северо-западе - с Тюменской областью, на северо-востоке и востоке - с Республикой Саха, на востоке и юго-востоке - с Иркутской областью.

В рельефе края выделяются: полуостров Таймыр с горами Бырранга, обрывающимися к Северо-Сибирской низменности; Западно-Сибирская равнина и Среднесибирское плоскогорье. Наиболее крупные возвышенности: Восточные Саяны (высота до 2930 м), Кузнецкий Алатау. Главные реки: Енисей с притоками, на севере - Хатанга, Пясина, Таймыра. На территории края находятся крупные озера - Таймыр и Пясино [2, c. 63].

Климат - резко континентальный, особенно суровый на севере; средняя температура января - от -36 градусов на севере до -18 градусов на юге, средняя температура июля - от +13 градусов на севере до +20 градусов на юге; количество осадков - от 200-300 мм в год на севере до 800-1200 мм в год в горах Сибири.

На севере - многолетняя мерзлота, там распространены заболоченные торфяные почвы, к югу - мерзлотно-таежные, серые лесные, черноземные и каштановые. Большая часть территории покрыта тайгой (главным образом кедрово-лиственничной), на севере - арктические тундры, на юге в межгорных котловинах - степи.

В соответствии с Уставом Красноярского края, принятым Законодательным Собранием края 5 июня 2008 года, территория края является составной частью территории Российской Федерации и обладает внутренним единством и целостностью. Территория края не делится на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования. Территория края есть установленная в границах края часть земной поверхности, включающая сушу, внутренние воды и недра.

Границами края признаются его границы, существующие на момент принятия Устава Красноярского края, определенные в установленном порядке органами государственной власти РСФСР и Российской Федерации. Границы края с субъектами Российской Федерации изменяются по соглашению края с соответствующим субъектом (субъектами) Российской Федерации, утверждаемому Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.  Согласие края на изменение его границ должно быть выражено путем принятия закона края о внесении изменений в Устав Красноярского края в соответствии с выраженной на краевом референдуме волей граждан, проживающих на территории края [3, c. 52].

Для целей осуществления местного самоуправления на территории края образуются муниципально-территориальные единицы — муниципальные образования: городские округа, муниципальные районы, поселения (городские и сельские). Поселения (городские и сельские) входят в муниципальные районы с сохранением своей самостоятельности в качестве муниципальных образований.

Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований, наделение их соответствующим статусом, установление их административного центра, границ муниципальных образований и их изменение осуществляются законами края в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральными законами.

Муниципально-территориальное деление на территориях административно-территориальных единиц с особым статусом — территориях бывших Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов устанавливается законом края с учетом предписаний федерального конституционного закона. В соответствии с федеральными законами и в предусмотренном ими порядке муниципальным образованиям на территории края может быть присвоен особый статус.

Для целей осуществления государственной власти территория края делится на административно-территориальные единицы: районы, краевые города, районные города, поселки, сельсоветы (целостные системы административно несамостоятельных территориальных единиц — поселков, сел и других населенных пунктов), закрытые административно-территориальные образования.

Районные города, поселки и сельсоветы объединяются в административно-территориальном отношении в районы. Краевые города могут делиться на административно-территориальные единицы — районы в городах. Отдельные населенные пункты в административно-территориальном отношении могут входить в состав краевых городов.

Перечень административно-территориальных единиц и территориальных единиц на территории края, за исключением закрытых административно-территориальных образований, устанавливается законом края. На территории края могут образовываться территории со специальным статусом. Специальный статус территориям может придаваться путем образования специальных административно-территориальных единиц или придания этого статуса уже образованным административно-территориальным единицам.

С целью эффективной защиты прав коренных малочисленных народов по предложению соответствующих представительных органов местного самоуправления районам, поселкам и сельсоветам, на территории которых проживают коренные малочисленные народы, может быть присвоен статус национальных административно-территориальных единиц.

С целью организации административного управления в отдельных областях и сферах на территории края могут быть образованы специальные административные округа и зоны, границы которых возможно определять с учетом или без учета административно-территориального деления края [4, c. 52].

Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский районы являются административно-территориальными единицами с особым статусом, гарантирующим учет интересов данных территорий органами государственной власти края в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Красноярского края и законами края. Интересы указанных административно-территориальных единиц обеспечиваются путем учета их особого статуса в принимаемых органами государственной власти края нормативных правовых актах.

Вопросы административно-территориального устройства края (образования, упразднения, объединения, разделения, выделения, присоединения, придания и изменения статуса, установления и изменения границ административно-территориальных и территориальных единиц, территорий с особым статусом, административных округов и зон, установления и перенесения административных центров административно-территориальных единиц, территорий с особым статусом, административных округов и зон) решаются путем принятия законов края. Указанные законы края принимаются по представлению или при наличии заключения Губернатора края.

Административно-территориальное деление края устанавливается и изменяется с учетом муниципально-территориального деления. Органы государственной власти края решают вопросы административно-территориального устройства в отношении территорий закрытых административно-территориальных образований, а также вопросы наименований административно-территориальных единиц в пределах и порядке, определенных федеральными законами.

В Красноярском крае насчитывается 576 муниципальных образований. Из них:

  •  городских округов - 17,
  •  муниципальных районов - 44,
  •  городских поселений - 27,
  •  сельских поселений - 488.

Наиболее важное социальное и экономическое значение для края имеют такие города, как Красноярск, Норильск, Ачинск, Канск, Минусинск, Лесосибирск.

1.2 Отраслевая и территориальная структура экономики 

Красноярский край располагает развитой промышленностью и активно участвует в российском и международном рынках.  Красноярский край обладает мощным топливно-энергетическим комплексом с энергоёмкими производствами цветной металлургии, химической промышленности и машиностроения, добычей ценного минерального сырья, лесопромышленными отраслями. Удельный вес края в промышленности Восточно-Сибирского региона составляет более 40%, в промышленности России - 3%. По экспортному потенциалу край входит в пятёрку лидирующих регионов России и занимает ведущее место в Сибири.

Основные отрасли промышленности: цветная металлургия (Норильский горно-металлургический комбинат, вырабатывающий медь, никель, кобальт; Красноярский алюминиевый завод, Сорский молибденовый комбинат); машиностроение и металлообработка; горнодобывающая (добыча каменного угля, железной руды, руд цветных и редких металлов, золота, графита, исландского шпата); химическая; лесная и деревообрабатывающая; лёгкая (текстильная, кожевенно-обувная) и пищевая [5, c. 59].

Топливно-энергетический комплекс. Профилирующей отраслью специализации края является энергетика. 

Красноярский край вырабатывает около 6% от общего объёма электроэнергии, производимой страной. На территории края расположены крупные энергетические объекты - Красноярская ГЭС, Красноярская ГРЭС-2, Назаровская ГРЭС, строящаяся Богучанская ГЭС и Берёзовская ГРЭС-1.

По производству электроэнергии на одного человека Красноярский край занимает второе место в России. На Енисее построены две самые крупные в Евразии гидроэлектростанции: Красноярская и Саяно-Шушенская. На базе Канско-Ачинского угольного бассейна создан Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК) с мощнейшими в мире Берёзовскими ГРЭС-1 и ГРЭС-2. Действующие разрезы бассейна (Бородинский, Назаровский, Берёзовский) ежегодно поставляют для нужд энергетиков около 55 миллионов тонн угля. Значительная часть угля поступает на тепловые станции соседних регионов - Новосибирской, Иркутской и других областей.

Металлургия. Традиционно базовой отраслью промышленности в крае является металлургическая, объединяющая цветную и чёрную металлургию. Всего в крае производится более 30 тяжёлых, лёгких, легирующих и редкоземельных металлов и элементов, наиболее важными из них считаются алюминий, никель, кобальт, медь, платина и золото. Цветная и чёрная металлургия дают около 45% промышленной продукции края. На территории края расположены крупные металлургические предприятия: красноярские заводы - алюминиевый, металлургический и цветных металлов, Ачинский глинозёмный комбинат, Горевский полиметаллический горно-обогатительный комбинат.

Флагманом цветной металлургии не только края, но и России является самый северный в мире Норильский горно-металлургический комбинат, который производит 1/6 часть промышленной продукции края. С началом конверсии в крае получило развитие производство особо чистых металлов для радиоэлектронной промышленности, таких как теллур, германий, кремний, сверхчистый алюминий. В целом цветная и чёрная металлургия дают более 50% промышленной продукции края. Этим же отраслям принадлежит ведущая роль во внешнеэкономической деятельности края.

Химический комплекс края представлен предприятиями химической, нефтехимической, микробиологической и медицинской промышленности. Среди основных продуктов предприятий химического комплекса прежде всего выделяются продукты нефтепереработки, синтетический каучук и продукция, создаваемая на его основе.

Горнодобывающая промышленность. Сырьё для металлургии поставляется предприятиями горнодобывающей промышленности. В регионе ведётся промышленное освоение месторождений золота, свинца, цинка, магнезитов и других полезных ископаемых. В настоящее время почти 90% выпускаемой продукции отрасли приходится на добычу сырья для производства цветных металлов. Второй по объёмам производимой продукции является добыча угля. Основные месторождения - Канско-Ачинский бассейн, Назаровское, Берёзовское, Ирша-Бородинское месторождения [6, c. 63].

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Совокупность отраслей лесопромышленного комплекса - лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная - имеет общероссийское и международное значение. В крае складывается лесопромышленная и лесоэкспортная база страны. Леса занимают 168,2 миллионов гектаров, что составляет 45% территории края. Среди основных лесообразующих пород представлены лиственница сибирская, кедр, сосна, осина, берёза. Ежегодно в крае заготавливается 55 миллионов кубометров древесины. По объёмам лесозаготовок Красноярский край занимает третье место в России, по производству пиломатериалов занимает ведущее место в стране. Транспортировка древесины осуществляется водным путём по крупным рекам края и железнодорожным транспортом.

Сельское хозяйство. Красноярский край по праву считается крупнейшим сельскохозяйственным регионом Центральной и Восточной Сибири, полностью обеспечивающим потребности населения в основных продуктах питания. На долю края в Восточно-Сибирском регионе приходятся более половины общих объёмов производства зерна, более 40% картофеля, 37% овощей, 43% молока, 36-43% мяса и яиц. Из-за суровых климатических условий Красноярского края сельское хозяйство развито в основном в южных районах. Ведущие отрасли сельского хозяйства - растениеводство, мясомолочное скотоводство и птицеводство. На юге развито тонкорунное овцеводство, в средней полосе разводят коров, свиней, овец, на севере преобладает оленеводство и звероводство, пушной промысел. Красноярский край является важным пушным регионом страны. В среднем на его территории добывается до 15 тыс. белых песцов, более 50 тыс. промысловых соболей, 400 тыс. белок.

Среди отраслей лёгкой промышленности развиты текстильная и кожевенно-обувная. Пищевая промышленность, связанная в основном с переработкой местного сельскохозяйственного сырья (маслозаводы, заводы сгущённого и сухого молока, мясокомбинаты, мелькомбинаты, фабрики мучных и макаронных изделий, ликёроводочные и пивоваренные заводы и др.), сосредоточена главным образом в городах южной части края [7, c. 63].

Рис.1.1  Доля отраслей промышленности в экономике территорий юга Красноярского края

Районы  разделяются на три категории.

1 категория – районы, имеющие выраженную сельскохозяйственную ориентацию.

К ним относятся: Шушенский – 33%, Идринский – 36% и Краснотуранский 45% 2 категория – районы, в которых значимую долю в объёме выпуска занимает промышленность добывающая и обрабатывающая. К таким районам относятся: Минусинский – 61%, Курагинский – 37%, Шушенский – 33% и г. Минусинск – 51%.

3 категория – территории, в которых на первом месте в совокупном объёме выпуска находится строительство. К этой категории относится Каратузский район - 51%.

Рассмотрим ВРП по Красноярскому краю за 2000−2013  гг.  В 2009  году произошло падение экономики края в связи со спадом промышленного производства в обрабатывающих отраслях (рисунок 1.2).  Положительная динамика валового регионального продукта в 2010  году была обеспечена,  в основном,  ростом добычи нефти на Ванкорском месторождении,  прирост валовой добавленной стоимости в данной сфере составил 22,5% в сопоставимых ценах. В 2011 году темпы роста объема валового регионального продукта находятся в пределах 105,7%.  

Рис. 1.2 Динамика валового  регионального продукта, в % к предыдущему году

С позиции анализа базовых структурных сдвигов,  характеризующих движение экономики Красноярского края, интересен анализ отраслевых структурных сдвигов.

Таблица 1.1

Структурные сдвиги индексов физического объема валовой добавленной стоимости  видов экономической деятельности и валового регионального продукта по Красноярскому краю, в процентах к предыдущему году

Вид экономической деятельности

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

-15,5

6,4

0,3

-8,2

-3,6

6,3

Добыча полезных ископаемых

-0,9

10,6

-8,3

50,7

27,8

-59

Обрабатывающие производства

4,7

-2,7

-1,5

-4,5

5,8

1,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

-3

-4,5

11,5

16,5

5,6

-7,1

Строительство

9,8

15,7

13,7

18,6

7,9

-5,6

Оптовая и розничная торговая; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

-1,9

20,4

5

28,1

8,5

3,5

Гостиницы и рестораны

18,2

5,3

0,8

35,9

20,2

17,2

Транспорт и связь

-11,2

0,8

2,8

15,8

10,4

1,5

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

5,4

11,1

22,9

12,7

16

-7

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование

-4,3

-14,6

-2,2

0,1

-2,9

-1,1

Образование

6,5

1,1

0,4

-0,9

-4,5

4,4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

2,1

0,3

0,5

1,6

-4,1

3,6

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

-25,3

20,5

2,8

-9,6

1,6

20,2

В основы для расчета возьмем официальные данные Росстата РФ валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности.  Наиболее простой показатель, который учитывает изменения доли структурного элемента в текущем периоде относительно его доли в базовом периоде, является масса структурного сдвига.

Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы:  сельское хозяйство,  гостиницы и рестораны,  транспорт и связь, государственное управление,  образование,  здравоохранение примерно шли по одной волне:  рост показателей с 2006  по 2008гг,  резкий спад в 2009  году,  объясняемый кризисом, и снова подъем отраслей, выход из кризисной ситуации. А такие отрасли, как добыча полезных ископаемых,  обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии,  строительство,  оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом также были подвержены кризису 2009  года, их показатели падали (кроме добычи полезных ископаемых),  но в 2011  году показатели данных отраслей значительно ухудшились.

1.3 Макроэкономический анализ регионального развития 

Красноярский край традиционно является одним из крупнейших экспортно-ориентированных регионов страны.  Значительная часть продукции лесопереработки, цветной металлургии, химической промышленности вывозится из страны. Доля Красноярского края во внешнеторговом обороте России постоянно увеличивается.

Структуру экспорта края определяют в большей степени сырьё и продукты его переработки. В основу экспорта входят цветные металлы (алюминий, никель, медь), лес и лесоматериалы. Основные потребители этой продукции - Япония, Италия, Египет, Турция. Экспортируются также чёрные металлы, нефть и нефтепродукты, уголь, удобрения азотные и калийные, синтетический каучук, механическое и электрическое оборудование.

Ведущее положение во внешней торговле Красноярского края занимают несколько крупных промышленных предприятий, таких как Красноярский алюминиевый завод, Норильский комбинат, Электрохимический завод, Норильская горная компания, АО "КраМЗ", Лесосибирский ЛДК, Красноярский ЦБК. Эти предприятия имеют устойчивые связи с зарубежными партнёрами и большой опыт осуществления внешнеэкономических сделок.

Таблица 1.2

Товарная структура внешней торговли Красноярского края

Продукция

Экспорт, млн. долл

Импорт, млн. долл

Всего, в том числе:

6 540,80

973,5

никель необработанный

2415,0

0,0

алюминий и изделия из него

1506,8

2,6

медь рафинированная и сплавы медные необработанные

883,1

0,0

продукты неорганической химии

715,3

424,0

древесина и изделия из нее

585,5

0,1

черные металлы

27,6

3,8

прочее

407,5

543,0 [8]

Торговые связи Красноярского края во многом определяют картину внешнеэкономической деятельности всего Восточно-Сибирского региона. В последние годы край постоянно занимает лидирующее положение по объёмам экспортно-импортных операций среди субъектов, входящих в Восточно-Сибирский регион, и обеспечивает более 50% всего объёма экспорта и 40% импорта.

Основную долю в структуре  импорта занимает продукция  нефтехимического комплекса. Эта группа товаров представлена в основном продуктами неорганической химии, а именно оксидом алюминия (глинозём), пластмассами и изделиями из них. На втором месте находится продукция машиностроения. Ввоз машиностроительной продукции производится из США, Германии, Австрии, Швеции. Импорт продукции топливно-энергетического комплекса составляет 4,2% от общего объёма [8].


2 Состояние и тенденции развития социальной сферы 

2.1 Демографическая ситуация и рынок труда 

По предварительной оценке, численность постоянного населения края на 1 апреля  2015 г. составила 2858,4 тыс. человек и с начала года уменьшилась на 0,4 тыс. человек.

Таблица 2.1 

Показатели естественного движения населения

 

Январь-март

всего

на 1000 человек
 населения

2015 г.

2014 г.

прирост, 
сниже-ние (-)

2015 г.

в % к 2014, г.

2015 г.

2014 г.

Родившиеся, человек

9750

9966

-216

97,8

13,8

14,2

Умершие, человек

9433

9178

255

102,8

13,4

13,0

 в том числе дети в возрасте до 1 года

59

79

-20

74,7

5,71)

7,71)

Естественный прирост, убыль (-), человек

317

788

-471

40,2

0,4

1,2

Браки, единиц

4363

5224

-861

83,5

6,2

7,4

Разводы, единиц

3244

3606

-362

90,0

4,6

5,1

1) На 1000 родившихся.

 

Рис. 2.1 Число родившихся и умерших(тысяч человек)

 

Таблица 2.2 

Распределение умерших по причинам смерти

 

Январь-март

человек

на 100 000 человек населения

2015 г.

2014 г.

прирост, сниже-ние (-)

2015 г.
в % ко
всем
умершим

2015 г.

2014 г.

2015 г.
в % к
2014 г.

Всего

9433

9178

255

100

1338,3

1304,7

102,6

 из них от:

 болезней системы

 кровообращения

4914

4303

611

52,1

697,2

611,7

114,0

 внешних причин смерти

953

1110

-157

10,1

135,2

157,8

85,7

 из них от:

 случайных отравлений алкоголем

39

109

-70

0,4

5,5

15,5

35,5

 самоубийств

112

102

10

1,2

15,9

14,5

109,7

 убийств

98

110

-12

1,0

13,9

15,6

89,1

 транспортных травм

 (всех видов)

128

121

7

1,4

18,2

17,2

105,8

 новообразований

1591

1619

-28

16,9

225,7

230,2

98,0

 болезней органов

 пищеварения

539

501

38

5,7

76,5

71,2

107,4

 болезней органов

 дыхания

632

556

76

6,7

89,7

79,0

113,5

 некоторых инфекционных и паразитарных болезней

219

198

21

2,3

31,1

28,1

110,7

По данным оперативного мониторинга агентства труда и занятости населения Красноярского края, по состоянию на26.05.2015 численность зарегистрированных безработных граждан составила 20,7 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы, рассчитанный к численности экономически активного населения, - 1,4% (в аналогичный период 2014 года – 1,3%); число вакансий, заявленных в службу занятости, – 39,0 тыс. единиц (в аналогичном периоде 2014 года – 56,6 тыс. единиц) [9].

В период c 20 по 26 мая 2015 года в службу занятости населения края от работодателей поступили сведения о потребности 5,8 тыс. работников.

В январе-апреле 2015 года в органы службы занятости населения края поступило 165,9 тысячи заявлений о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе в поиске работы – 37,6 тысячи.

По состоянию на 01 мая 2015 года в органах службы занятости населения края зарегистрированы 21,4 тысячи безработных граждан. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,4% экономически активного населения (на 1 января 2015 года – 1,2%).

Наиболее низкий уровень безработицы зарегистрирован в городах: Ачинске, Дивногорске, Железногорске, Красноярске, Норильске и Березовском, Богучанском, Назаровском, Рыбинском, Северо-Енисейском районах, наиболее высокий - в Бирилюсском и Енисейском районах. В 3 муниципальных районах края ситуация на рынке труда характеризуется как напряженная (уровень зарегистрированной безработицы составил от 5% и более от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте) (на 1 января 2015 года – в 3 территориях).

В органы службы занятости населения работодателями заявлены 61,6 тысячи вакансий. По состоянию на 01 мая 2015 года имеются сведения о 36,8 тысячи свободных рабочих мест (вакантных должностей, с учетом временных работ) (на 01.01.2015 – 29,6 тысячи).

В январе-апреле 2015 года 96,7 тысячи человек и 5,8 тысячи работодателей получили информацию о положении на рынке труда.

При содействии органов службы занятости:

- нашли работу 22,9 тысячи человек, в том числе 8,6 тысячи безработных граждан;

- приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости 3,0 тысячи безработных граждан [9].

2.2 Благосостояние населения 

Уровень жизни населения представляет собой социально-экономическое понятие, знание о котором, прежде всего, даёт анализ потребностей, удовлетворение которых необходимо для жизнедеятельности человека.  

Важнейшие среди них: питание, потребление одежды, обуви и других предметов, составляющих физиологические элементы потребностей. 

Вторую группу потребностей образуют интеллектуальные (духовные) условия жизни и, наконец, третью - социальные потребности, удовлетворяемые в процессе общественной деятельности. 

Все три группы потребностей в своих главных чертах можно обнаружить в пирамиде, согласно которой стремление к удовлетворению потребностей у человека происходит снизу вверх. 

Основным источником удовлетворения физиологических потребностей служат денежные доходы населения, которые формируются из следующих ключевых источников.

Таблица 2.3 

Среднедушевые денежные доходы населения Красноярского края

Рублей в месяц

В % к

соответствующему периоду

предыдущего года

предыдущему периоду

2014 г.

январь

16434,4

92,0

42,1

февраль

25943,4

110,4

157,9

март

25952,6

106,8

100,0

I квартал

22776,8

104,1

77,5

апрель

25595,7

98,4

98,6

май

23296,2

100,7

91,0

июнь

24107,5

97,8

103,5

II квартал

24333,1

98,9

106,8

I полугодие

23555,0

101,3

х

июль

22796,1

93,5

94,6

август

23646,8

100,2

103,7

сентябрь

22351,4

94,2

94,5

III квартал

22931,4

95,9

94,2

январь-сентябрь

23347,1

99,5

х

октябрь

23280,6

97,8

104,2

ноябрь

24303,0

95,8

104,4

декабрь

34777,7

89,0

143,1

IV квартал

27453,7

93,4

119,7

год

24348,3

97,7

х

2015 г.

январь

20136,2

122,5

57,9

февраль

25809,7

99,5

128,2

март

25974,6

100,1

100,6

I квартал

23973,5

105,3

87,3 [10]

Динамика изменений доходов населения региона, их структуры, способов получения выступают важной характеристикой не только социально-экономической ситуации в регионе, но и «социальной цены» проводящихся в стране реформ [10]. 


3  Стратегическое  социально-экономическое  развитие  субъекта  Российской Федерации

3.1 Система стратегических планово-прогнозных документов

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» [11], распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2550-р, [12] статьей 90 Устава Красноярского края [13] было утверждено Инвестиционную стратегию Красноярского края на период до 2030 года [14].

Стратегия разработана с учетом краевых и муниципальных программ развития, схем территориального планирования, а также положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р [15], Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р [16], Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [17], разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.

Стратегия разработана с учетом требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 03.05.2012.

Красноярск имеет опыт стратегического планирования, еще в 2000 году город перешел к стратегическому планированию, разработав Программу социально-экономического развития города Красноярска на период до 2005 года. В 2005 году решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.03.2008 №В-94 утверждена Программа социально-экономического развития города Красноярска на период до 2010 года. Ее главной целью было определено стабильное повышение качества жизни горожан. С 2005 года Программа успешно реализуется и ряд показателей, планируемых на перспективу, уже достигнут. Более быстрыми темпами, чем планировалось, выросла численность населения, оборот розничной торговли, покупательская способность доходов населения, объемы строительства и инвестиций в основной капитал.

Динамичное развитие общегородских, краевых и общероссийских процессов диктует необходимость корректировки стратегических ориентиров развития. В условиях унификации на уровне Федерального округа и субъекта программ развития муниципальных образований в соответствии с постановлением Совета администрации края от 13.04.2007 №135-п и преемственным распоряжением Главы города от 12.01.2007 №4-р администрацией города разработан проект Программы социально-экономического развития города Красноярска на период до 2017 года.

Проект Программы развития до 2017 года разрабатывался в условиях взаимодействия соответствующих отраслевых органов администраций города и края с учетом принятых и планируемых к принятию краевых ведомственных программ, программ федерального уровня, что обеспечило единство, интеграцию и взаимосвязь отраслевых стратегий развития города и края.

Учитывая объективную эволюционную необходимость перемен, и желание развиваться в русле современных вызовов экономики в Красноярском крае  получил развитие проект формирования Красноярской  агломерации  моноцентрического типа с ядром на базе краевого центра –Красноярска. Инициатива по созданию и развитию проекта Красноярской агломерации принадлежит Губернатору Красноярского края – А.Г. Хлопонину. Соглашение о реализации проекта Красноярской агломерации заключено между главами трех городских округов и четырех муниципальных районов Красноярского края. Разработана Концепция социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года в условиях Красноярской агломерации, ведется работа по формированию проекта Программы развития города Красноярска до 2020 года в условиях Красноярской агломерации, базирующегося, в том числе на проекте Программы развития города до 2017 года.

 «Стратегия управления рынком труда Красноярского края до 2020 года» утверждена распоряжением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 992-р [18] и разработана в целях координации мер по совершенствованию управления рынком труда с мерами социально-экономического развития региона, выработки согласованных мер опережающего кадрового обеспечения модернизации и инновационного развития.

Стратегия подготовлена агентством труда и занятости населения Красноярского края в сотрудничестве с министерствами и агентствами края, представителями органов местного самоуправления края, науки, образования, работодателями.

Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года [19] определяет стратегические цели и долгосрочные целевые ориентиры развития Красноярского края, основные направления, механизмы и инструменты их достижения. Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.02.2009 № 537 [20], Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р [21], Стратегии социально – экономического развития Сибири, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10.07.2010 № 1120-р [22], Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-602, 606, а также отраслевых, корпоративных и территориальных стратегий и концепций развития.

Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года является важнейшей составной частью системы стратегического планирования Красноярского края, которая включает Стратегию и схему территориального планирования Красноярского края, программы социально-экономического развития и документы территориального планирования муниципальных образований края, комплекс целевых программ федерального и краевого уровня, реализующих выбранные стратегические направления.

Публичное обсуждение Программы социально-экономического развития города Красноярска проходит на площадке Красноярского городского форума, в рамках Красноярского молодежного форума, на встречах с молодежью и представителями бизнеса, в средствах массовой информации.

На площадке Красноярского городского форума в 2006 году рассмотрены промежуточные итоги реализации Программы развития города до 2010 года, в 2007 году рассмотрен проект Программы развития города до 2017 года, в 2008 году – Концепция развития города до 2020 года в условиях Красноярской агломерации. Проект Программы с учетом наиболее значимых и актуальных предложений участников форума – жителей, общественных организаций, представителей бизнеса в дальнейшем дорабатывается. Информация о разработке программы, промежуточных итогах ее реализации публикуется в статьях периодических изданий, размещается на официальном сайте администрации города: www.admkrsk.ru.

3.2 Анализ достижимости стратегических целей 

В Программе социально-экономического развития города Красноярска до 2020 г. сформирована система программных мероприятий, определены объемы, источники финансирования и целевые ориентиры выполнения программных мероприятий; выявлен комплекс приоритетных инвестиционных проектов, намеченных к реализации на территории города, в том числе перечень объектов капитального строительства. 

На сегодняшний день финансирование мероприятий Программы осуществляется посредством программно-целевого подхода, учитывающего как долгосрочное планирование (саму комплексную Программу социального экономического развития города Красноярска до 2020 г. и отдельные стратегические программы развития отраслей), так и среднесрочное планирование (городские целевые программы) и трехлетнее бюджетное планирование (адресная инвестиционная программа, 11 ведомственных целевых программ). 

При этом стратегические программы развития отраслей должны жестко соответствовать приоритетам комплексной программы социально-экономического развития города, а в идеале, являться ее составными частями, а не отдельными документами. А охват программно-целевым походом к финансированию бюджетов отраслей в перспективе должен возрастать. Так, если в 2011 г. в Красноярске действуют 24 городские целевые программы, то к 2013 г. с учетом передачи полномочий по текущему содержанию учреждений здравоохранения, количество ГЦП может возрасти до 27. Охват программно-целевым походом к финансированию бюджетов отраслей возрастет с 87 % в 2011 г. до 97 % [23].

Учитывая планируемый с 2013 г. переход от действующей системы ведомственных целевых программ к формированию системы муниципальных программ города и внедрению инструмента ДРОНД (докладов о результатах и основных направлениях деятельности), во всех органах местного самоуправления вне зависимости от реализации ими муниципальных программ был разработан и включен в Программу перечень целевых ориентиров - отраслевых индикаторов реализации мероприятий по заявленным приоритетам Программы на среднесрочный период (до 2015 г.). Всего в программе определено 154 целевых индикатора. 

При этом перечень целевых ориентиров и порядок мониторинга и отчетности о реализации Программы установлены с учетом системы оценки эффективности деятельности органов администрации города в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 № 1313-р «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607». Таким образом, степень достижения целевого ориентира показывает не только степень реализации того или иного мероприятия по заявленным приоритетам Программы, но и степень эффективности деятельности органов администрации города Красноярска. 

Программа социально-экономического развития города Красноярска до 2020 г. предусматривает два сценария: инерционный и целевой (инфраструктурный). Сценарии отличаются, прежде всего, интенсивностью реализации инвестиционных проектов. Базовым сценарием выбран инфраструктурный. В качестве критерия выбора применена доля объема капитальных вложений на создание инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки предпринимательства по отношению к собственным доходам бюджета города: 16 % в среднем до 2015 г. и 18 % в среднем до 2020 г. При этом ежегодный дрейф между инерционным и инфраструктурным сценариями составляет 4-5 %. 

Безусловно, дрейф запланированных количественных показателей всегда существует. Он обусловлен как сложностью анализа, так и серьезностью протекающих макроэкономических изменений. Это необходимо прогнозировать и учитывать в стратегических  документах с целью минимизации рисков их выполнения [23].

3.3 Корректировка параметров социально-экономического развития 

Комплексная разработка (корректировка) документов социально-экономического планирования субъекта РФ и входящих его состав муниципальных образований представляет собой работу по приведению в соответствие документов социально-экономического планирования (в частности программ и стратегий развития разных уровней) к разработанной градостроительной документации регионального и муниципального уровней. Взаимное соответствие всех рассматриваемых документов обеспечивается путем формулирования согласованных (непротиворечивых) приоритетов, целей и задач развития, а также конкретных мероприятий по развитию территории.

Оценка ситуации в Красноярском крае позволяет выявить следующие основные характеристики и риски для инновационного развития экономики региона, а также причины появления бюджетного дефицита в еще недавно  успешном регионе-доноре (в 2013г  дефицит стал в 15 раз больше, чем в 2011г. при принятии Стратегии «Инновационный край -2020») [23]. 

Во-первых,  сравнительный анализ стратегий инновационного развития России и Красноярского края на период до 2020г., принятых в 2011г.,  выявляет существенные  расхождения, как показателям  инновационного развития, так и  по механизмам их достижения.

Хотя, согласно региональной стратегии развития,  «Красноярский край является одним из немногих регионов России, в которых имеются все условия для активизации инновационной сферы», и краевая стратегия «отражает основные положения федеральной стратегии», в то же время заявленные в ней показатели в полтора-два раза ниже среднероссийских, в т.ч. по валовой добавленной стоимости инновационного сектора и ее доли в промышленной продукции. Это говорит о том, что либо руководство края, входящего в список 15  субъектов РФ, имеющих наибольший потенциал инновационного развития по ключевым показателям, заранее планирует их реализацию ниже среднероссийского уровня (известный принцип перевыполнения заниженных обязательств), либо следует признать, что Минэкономразвития России существенно завысило ожидамые результаты, показав неспособность к  стратегическому планированию на федеральном уровне.

Во-вторых, в региональной стратегии в отличие от Стратегии России -2020 не предусматривается комплексное применение во взаимосвязи и взаимообусловленности в реализации задач инновационного развития края таких четырех «приводных ремней» инновационной экономики, как технологические платформы, кластерная  политика, контрактная система и рынок интеллектуальной собственности.

  В-третьих, «оригинальность» подхода в использовании механизма технологических платформ состоит в том, что при заявленном   направлении  повышения эффективности  инновационной инфраструктуры края через участие в федеральных и создание региональных технологических платформ, сводится в основном к имитации такой деятельности. На конец 2013г. только 2 вуза на  территории края (Сибирский федеральный университет (СФУ) и  Сибирский государственный  аэрокосмический университет (СибГАУ) входили в состав участников  шести из 31  федеральных технологических платформ. Вместо обеспечения  реального участия большинства промышленных и научно-образовательных организаций края в работе федеральных технологических платформ и, особенно, в органах их управления, чтобы участвовать в отборе  приоритетных инновационных проектов для реализации через государственные и федеральные целевые программы с реальными источниками финансирования,  в регионе был взят курс на создание своих местных платформ в приоритетных секторах экономики края.

В-четвертых, обращает на себя внимание заявленная определенная «уникальность» и  при создании в крае инновационных кластеров. Поскольку инновационный кластер включает в себя всю инновационную цепочку от генерации научных знаний и формирования на их основе бизнес-идей до реализации товарной инновационной продукции на традиционных или новых рынках сбыта, то в  рамках развития инновационных территориальных кластеров государством уделяется особое внимание поддержке реализации совместных проектов научных и образовательных организаций с участием двух и более предприятий — участников кластера, а также стимулированию развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, — в партнерстве с якорными предприятиями, являющимися основой кластера [23]. 

Однако, в крае, как в теории, так и на практике, при  стороннем анализе можно выявить игнорирование научного потенциала, в т.ч. при формировании  и реализации  кластерной политики. Так в стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года  в рамках формирования физической региональной инновационной  инфраструктуры в отношении кластеров  сделан упор на формирование высокотехнологичных кластеров предприятий и организаций, а также сетевых и кластерных образований в традиционных производственных отраслях и сфере услуг; стимулирование формирования кластеров инновационных компаний;  создание и развитие территориальных кластеров инновационного развития в Норильске, Железногорске, Дивногорске и в других муниципальных образованиях; а также создание и развитие Центра кластерного развития (ЦКР).

Реализация стратегической программы развития муниципального образования в перспективе должна предполагать не только наличие бюджетного обеспечения на текущий год, но и разработку стратегического годового баланса финансовых ресурсов, учитывающего государственные финансы, вкладываемые в развитие территории муниципального образования, а также предпринимательскую деятельность на этой территории. Эта перспективная задача влечет за собой следующие задачи, а именно, необходимость разработки механизмов: 

1. Согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. В настоящее время различные аспекты деятельности территориального планирования «разнесены» по различным ведомствам. Реформы инфраструктур (транспорт, связь, энергетика, ЖКХ) и в целом последствия реализации пакета реформ на территориальном уровне не скоординированы и не синхронизированы. 

Любой субъект РФ представляет собой совокупность городских округов, муниципальных районов и поселений. Мысль о том, что всякий ресурс для развития субъекта РФ находится на территории муниципальных образований, должна в явном виде прослеживаться в программах социально-экономического развития регионов. К сожалению, на сегодняшний день Красноярский край не имеет не только законодательно принятого стратегического документа социально-экономического развития региона, но и даже правового поля разработки и реализации отраслевых стратегий развития на долгосрочный период. 

2. Привлечение на развитие территории средств крупных корпораций и частного бизнеса путем их включения в процесс стратегического планирования. 

Инвестиционный портфель Программы на период до 2020 г. насчитывает 305 инвестиционных проектов. Объемы инвестиций за счет всех источников финансирования на 2011-2015 гг. составляют 336,6 млрд руб., на 2016-2020 гг. - 409 млрд руб. [7]. Доля частных инвестиций в среднем 80 % - это жилищная застройка, ключевые проекты частных инвесторов и инвестиционные программы предприятий коммунального комплекса. Безусловно, это только малая часть частных инвестиций, реально поступающих и потенциально возможных к вложению на развитие города. 

Для воплощения заявленной стратегии развития Красноярска очень важна реализация принципов частно-государственного и частно-муниципального партнерства, распределение задач между частм бизнесом, государством и муниципалитетом, разрботка плана их совместных действий, системы координации и процедур распределения рисков. 

Следует отметить, что в реализации мер поддержки хозяйствующих субъектов органы местного самоуправления ограничены полномочиями, установленными Федеральным законом № 131-ФЗ и бюджетным законодательством. Давно назрела необходимость законодательно закрепить в рамках Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочиями органов местного самоуправления «выращивание» бизнеса на своей территории, а также правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с крупным бизнесом; 

3. Кроме того, в планировании развития города необходимо учитывать и то, что в настоящих условиях практически не реализуется механизм межмуници-пального сотрудничества при наличии законодательных для этого основ № 131-ФЗ. Сегодня Красноярск выходит за свои границы. Активно развивается малоэтажное строительство, появляются новые промышленные площадки, укрепляются кооперационные связи между различными организациями Красноярска и близлежащих городов и районов. 

Итак, по доходам бюджет прошлого года исполнен в размере 136,9 млрд рублей или 99% от плана, расходы составили 168 млрд рублей или 92% от назначений. Дефицит сложился в размере 31,2 млрд рублей, что ниже планового на 13,6 млрд.

Номинально показатели исполнения находятся на достаточно высоком уровне. Однако все мы с вами помним осеннюю корректировку, когда под влиянием внешних факторов была пересмотрена доходная часть бюджета в сторону уменьшения. Так вот если сравнить поступление собственных доходов бюджета с первоначальным планом, то неисполнение составило 10,9 млрд рублей - в основном по налогу на прибыль.

На снижение поступлений повлияли низкие конъюнктурные позиции на основные бюджетообразующие металлы, неисполнение учтенного в прогнозе курса доллара, а также общее снижение темпов роста объемов производства, работ и услуг.

Кроме этого, существенное влияние оказали решения, принятые на федеральном уровне в части налогообложения. Это создание консолидированных групп налогоплательщиков, применение ускоренной амортизации, возможность сокращения платы за негативное воздействие на окружающую среду, переход производства топлива на более высокий класс, для которого установлены более низкие ставки акцизов.

Неисполнение по источникам финансирования дефицита бюджета относительно первоначального плана составило 3,8 млрд рублей. Это несостоявшаяся приватизация двух акционерных обществ и отложенный возврат бюджетных кредитов, предоставленных территориям края - решение, которым мы обеспечили поддержку органов местного самоуправления.

Таким образом, в общей сумме 14,7 млрд рублей недопоступило в прошлом году в краевой бюджет.  

Год был сложный. Но несмотря ни на что нам с вами удалось решить ряд важнейших задач.

Во-первых, при весенней корректировке бюджета мы провели тщательную «ревизию» всех расходов и выявили резервы, которые были направлены на реализацию указов Президента. Это позволило нам на достаточно высоком уровне отработать дорожные карты.

В том числе были приняты важные решения в части повышения заработной платы. С 1 июня были повышены фонды оплаты труда отдельных категорий работников, предусмотренных указами, - где-то на 20%, где-то на 30%. По решению Губернатора увеличена краевая выплата помощникам воспитателей и младшим воспитателям.

Для корректного отражения уровня оплаты труда работников северных территорий в состав заработной платы включены компенсационные выплаты, ранее предоставляемые им в качестве социальных выплат.

Дополнительно в декабре 2013 года на предоставление разовых стимулирующих выплат отдельным категориям работников бюджетной сферы по результатам их работы за год были направлены средства федеральной дотации, предоставленной бюджету Красноярского края.

В 2013 году завершен эксперимент по введению новых систем оплаты труда. Сегодня все учреждения края - а это более 4 тысяч - работают по новым условиям оплаты труда.

Несмотря на трудности исполнения бюджета, мы обеспечили сбалансированность краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований.

Правительству края с активным участием Губернатора удалось привлечь дополнительные федеральные средства в размере 4,4 млрд рублей в виде дотации и бюджетного кредита [23].

Наиважнейшая задача, с которой мы успешно справились в прошлом году, - переход на программный бюджет. Хочу поблагодарить всех вас за проделанную работу на первом этапе. Очень важно, что реформа проникла вглубь. Сегодня не только 61 муниципальный район и городской округ имеют программный бюджет, но и все 517 поселений. Это большой шаг вперед. Теперь мы не просто направляем бюджетные средства для достижения общественно значимых результатов, но и контролируем степень их достижения.

По итогам 2013 года исполнение консолидированного бюджета края по доходам составило 175,9 млрд рублей или  99,2% к плановым назначениям.

Расходы - 209,1 млрд. рублей или 91,5% к плану.

Дефицит консолидированного бюджета Красноярского края составил 33,2 млрд. рублей.

В прошлом году в отличие от предыдущего периода не произошло значительных изменений в межбюджетных отношениях. Сохранены единые нормативы отчислений налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, а также дифференцированные нормативы, определенные в 2012 году.

В этой связи структура консолидированных бюджетов муниципальных образований не претерпела существенных изменений.

Фактическое исполнение местных бюджетов составило:

по доходам – 51,0 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 39,9 млрд рублей,

по расходам – 52,6 млрд рублей.

Таким образом, объем дополнительных поступлений в бюджеты муниципальных образований края относительно первоначально утвержденных параметров составил +1,0 млрд. рублей, в том числе рост налоговых и неналоговых доходов - 0,4 млрд рублей, а дотации из краевого бюджета - 0,6 миллиарда.

Это еще раз подтверждает тот факт, что основные трудности испытывает именно краевой бюджет, а местные бюджеты являются более защищенными. И это наша политика.

Совокупный дефицит консолидированных бюджетов муниципальных образований составил 1,6 млрд рублей. Основным источником его покрытия стало привлечение заемных средств.

Несмотря на предоставленный Правительством края объем дополнительной помощи в решении вопросов местного значения в сумме 0,6 млрд рублей, муниципальный долг за 2013 год увеличился на 1,6 млрд рублей, при этом задолженность по бюджетным кредитам осталась на уровне 2012 года (2,7 млрд рублей), а объем долга перед кредитными организациями возрос на 1,6 млрд рублей и составил 6,8 млрд рублей.

Считаем, что в условиях нестабильности необходимо проводить достаточно осторожную политику по заимствованиям.

Еще одним отрицательным итогом исполнения местных бюджетов за 2013 год  является увеличение кредиторской задолженности на 229,5 млн рублей. Рост задолженности допущен 13 муниципальными образованиями.

Исполнение отдельных местных бюджетов свидетельствует о том, что дополнительные расходы были запланированы за счет завышения планового объема доходов, а также привлечения дополнительных кредитных ресурсов.

Между тем, министерство финансов Красноярского края неоднократно обращало внимание органов местного самоуправления о недопустимости принятия необеспеченных расходных обязательств, поскольку одним из показателей качественного бюджетного планирования является достоверность принятых показателей.

Говоря о доходах местных бюджетов, хочу отметить, что рост налоговых и неналоговых доходов в 2013 году составил в целом по краю 106,4 процента [23].


Заключение

Региональное развитие представляет собой комплексную категорию многоаспектного процесса, отражающую совокупность экономических, производственных, социальных, трудовых, законодательных, организационных отношений.

Основной проблемой регионального развития на уровне субъекта РФ является эффективность организации процесса управления, предусматривающая рациональное использование природного, социально-экономического потенциала региона на основе учета особенностей территориальной дифференциации.

Красноярский край в общероссийской структуре относится к группе промышленно развитых регионов.

Социальные преимущества края: более высокие доходы населения, обеспечиваемые экспортными отраслями экономики; повышенная экономическая активность, обусловленная сохранением более молодой возрастной структуры населения; близкие к средним по стране показатели обеспеченности основными социальными услугами и жильем, что для Сибири является преимуществом; активная региональная и инвестиционная политика властей.

Социальные проблемы края: сверхконцентрация экономики в двух крупных центрах; повышенная безработица, обусловленная ростом экономики за счет нетрудоемких экспортных отраслей; сильное и растущее отраслевое, территориальное и гендерное неравенство заработной платы; низкий размер пенсий, не достигающий прожиточного минимума; сочетание депопуляции и миграционного оттока; худшее состояние здоровья населения, проявляющееся в пониженной продолжительности жизни, более высокой младенческой и детской смертности, заболеваемости туберкулезом; более низкий уровень образования занятого населения; слаборазвитость сети городов — местных центров и обширность периферийной зоны, что снижает доступность социальных услуг для населения.

В развитии Красноярского края отражаются наиболее типичные проблемы Сибири, унаследованные от прошлого и усиленные трудностями переходного периода. Экономика края сверхиндустриальна, значительная ее часть локализована в двух крупнейших городах, центральные и сервисные функции этих городов недостаточны для обслуживания всей огромной территории, местные центры слаборазвиты, обширная периферия сохраняет черты депрессивности, особенно на севере региона.

Основное конкурентное преимущество края — природные ресурсы, но существующие проблемы и глубинное положение внутри страны мешают превращению его территории в "стартовую площадку" для ускоренного роста и затрудняют привлечение инвестиций, за исключением инвестиций в добычу нефти.

Обеспеченность социальной инфраструктурой, хотя и близка к средней по стране, отличается сильными внутренними контрастами. Проблемы качества населения проявляются в худших показателях здоровья и образования, только отчасти смягчаемых более молодой возрастной структурой.


Список использованных источников

1 Сушенцева Н.В. Вопросы территориального планирования. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Сибирское книжное изд., 2011. – 429с.

2 Янин А.Н. Региональная экономика и управление (учебное пособие) – М.: Проспект, 2010. – 420c.

3 Андреева А., Борисова Л., Плучевская Э. Региональная экономика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.

4 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 416 с.

5 Андреев А. В. Основы региональной экономики: учебное пособие для вузов/ А. В. Андреев, Л. М. Борисова, Л. М. Борисова, Э. В. Плучевская. - Москва: Кнорус, 2007. - 336 с.

6 Региональная экономика: учебное пособие / К. Н. Юсупов, А. Р. Таймасов, А. В. Янгиров и др. - Москва: Кнорус, 2006. - 232 с.

7 Ермошина Г.П. Региональная экономика: учебное пособие / Под ред. В.Я.Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 737c.

8 Товарная структура внешней торговли Красноярского края [Электронный ресурс] : режим доступа - http://expert.ru/ratings/table_399582/

9 Ситуация на рынке труда Красноярского края http://www.rabota-enisey.ru/market

10 Официальный сайт Красноярскстат [Электронный ресурс] : режим доступа - http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/statistics/ standard/

11 Указ Президента Российской Федерации от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности»

12 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р «Об утверждении методик определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности»

13 Закон Красноярского края "Устав Красноярского края" [Электронный ресурс] : режим доступа -  http://www.krskstate.ru/docs/0/doc/483

14 Указ Губернатора Красноярского края "Об утверждении Инвестиционной стратегии Красноярского края на период до 2030 года" [Электронный ресурс] : режим доступа -  http://zakon.krskstate.ru/doc/16501

15 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")

16 Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 N 1120-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года»

17 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : режим доступа -  http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/ doc20130325_06

18 Распоряжение Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 992-р «Стратегия управления рынком труда Красноярского края до 2020 года» 

19 Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года [Электронный ресурс] : режим доступа -  http://www.econ.krskstate.ru/ser_kray/strateg

20 Указ Президента Российской Федерации от 12.02.2009 № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

21 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

22 Указ Президента Российской Федерации от 10.07.2010 № 1120-р «Стратегия социально – экономического развития Сибири»

23 Лопатин В.Н. Красноярский край: инновации или имитации? [Электронный ресурс] : режим доступа -  http://www.rniiis.ru/index.php/kommentarii-rniiis/306-krasnoyarskij-kraj-innovatsii-ili-imitatsii.html

PAGE  4



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
13179. Стратегическое социально-экономическое развитие субъекта РФ 423.8 KB
  Развитие Омской области происходит в условиях интенсивной конкуренции субъектов Российской Федерации за ресурсы включая высококвалифицированных специалистов инвестиции рынки сбыта транспортные потоки. Предмет исследования – социально-экономические процессы развития Омской области за 20102014 гг.: Задачи исследования: проанализировать состояние и тенденции развития экономики Омской области; рассмотреть тенденции развития социальной сферы Омской области; оценить возможности стратегических планов прогнозных документов. Территория...
19197. Влияние межбюджетных субсидий на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации 1.59 MB
  Еще недавно федеральный бюджет Российской Федерации в отличие от многих других государств являлся профицитным однако сохраняющаяся проблема сбалансированности его доходной и расходной частей расслоения регионов по уровню бюджетной самодостаточности и следовательно необходимости передачи части средств федерального бюджета повлекла за собой его дефицитность. В современных условиях в результате снижения доходов бюджетов регионального и местного уровней Российской Федерации и увеличения диспропорций между регионами и муниципальными...
9747. Разработка стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на основе прогноза экономической динамики (на примере Республики Адыгея) 92.91 KB
  Однако выделить место региональной системы ее финансовую основу развития источники поступления средств и механизм их привлечения можно лишь при условии если региональная экономика будет рассматриваться как целостная система совокупность различных видов воспроизводственных циклов. Рассмотрение проблем управления региональной экономикой требует ответа на вопрос о системе инструментов регулирования регионального развития. Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и...
1067. Развитие организации (на примере МБОУ ДОД ДЮСШ им. Д.Ф. Кудрина» г. Зеленогорска Красноярского края) 678.32 KB
  В современных условиях развития технологий и средств коммуникации главным фактором успешного развития предприятия становится своевременная и адекватная реакция на изменения, происходящие в его окружении. Одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы...
1273. Развитие социальной сферы муниципального образования (на примере ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края 324.45 KB
  Управление социальной сферой на муниципальном уровне. Деятельность органов местного самоуправления в социальной сфере. Развитие социальной сферы муниципального образования на примере ЗАТО. Характеристика социальной сферы ЗАТО г.
17984. Перспективы сокращения и социально-экономическое значение государственного долга Российской Федерации 395.55 KB
  Причины возникновения государственного долга Российской Федерации. Анализ и современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации. Анализ и современное состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Перспективы сокращения и социально-экономическое значение государственного долга Российской Федерации...
16804. Региональная инновационная система: проблемы измерения и оценки влияния на экономическое развитие субъектов Российской Федерации 24.7 KB
  Региональная инновационная система РИС представляет собой совокупность институтов региона которые вместе и каждый в отдельности участвуют в процессе создания трансформации и распространения инноваций. Методологические подходы к оценке РИС Подход Авторы Плюсы Минусы Описательный анализ отдельных РИС Ф.Кальвет Подход позволяет сформулировать рекомендации по реализации инновационной политики в регионе Инструментарий не представляет возможностей для межрегионального сравнения уровня развития РИС и оценки влияние РИС на региональное эк. ...
1275. Реализация принципов муниципального управления (на примере Красноярского края) 40.12 KB
  Принципы муниципального управления в условиях социального государства. Принципы управления: понятие сущность. Основные принципы муниципального управления. Реализация принципов муниципального управления на примере Красноярского края...
1053. Теория управления и ее роль в обществе (на примере МБОУ «СОШ № 172 г. Зеленогорска Красноярского края) 3.11 MB
  Стремительное повышение роли организаций в жизни общества, быстрый рост и увеличение их количества привело к необходимости разработки научного подхода к изучению организаций, методов и принципов эффективного управления ими
1244. Стратегия развития муниципального образования (на примере города Зеленогорска Красноярского края) 77.69 KB
  Результаты реализации стратегии развития ЗАТО Зеленогорск Россия –самая большая страна в мире по занимаемой территории со значительным числом различных по социально-экономическому развитию природным ресурсам и площади регионов и городов. В связи с этим возникает...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.