Влияние на политизацию индивидов факторов социально-экономического развития общества

Оно должно способствовать формированию сознания и политической активности индивидов. Безусловно так понимаемое государственное сознание зависит от переплетения сложных факторов от степени демократизма государства статуса социальной группы к которой относится индивид традиций политической культуры данного класса и всего общества. личности должны быть представлены возможности защиты от жестких политических решений против интересов граждан творческой реализации ее в политической деятельности ибо подлинным субъектом политики человек...

2015-09-05

21.04 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Влияние на политизацию индивидов факторов социально-экономического развития общества

 


Оглавление

[1] Влияние на политизацию индивидов факторов социально-экономического развития общества

[2]
Оглавление

[3]
1 Понятие политизации личности

[4] 2 Сущность и структура политического сознания индивида

[5] 3 Влияние социально-экономических факторов на политизацию индивида

[6]
Заключение

[7]
Список использованной литературы


Введение

Уже с начала ХХ века проблема политизации индивидов, а также больших и малых социальных групп рассматривалась в социальной мысли Запада под мощным влиянием социологии. В таком ключе вели исследования Ф. Теннис, П. Сорокин, В. Парето, Г. Моска, Г. Тард, Р. Михельс. На стыке социальной философии и социологии данные проблемы обсуждались Т. Парсонсом, а позднее Л. Альтюссером, Н. Пуланзасом, Н. Луманом. Пожалуй, за исключением Ф. Тенниса и П. Сорокина, подавляющее большинство исследователей анализировали преимущественно отношения личности и групп не к политике как таковой, а прежде всего к власти. Ситуации альтернативного выбора человека, оказавшегося втянутым в отчужденный мир политики, рассматривали философы-экзистенциалисты (А. Камю, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр) и их духовные предшественники (Н. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет).

Сегодня мы являемся свидетелями того, как различные общественные силы стремятся найти политическое решение разнообразных неполитических по своей природе проблем, подчиняя большую часть общественной, а иногда и частной жизни государству. В то же самое время противостоящая обществу правящая элита, опираясь на партийно-государственный аппарат, настойчиво и бесцеремонно вмешивалась в социальную жизнь, пытаясь в соответствии с идеологическими и пропагандистскими конструкциями и догмами регулировать жизнь десятков миллионов людей, произвольно изменять формы жизнедеятельности и социальную структуру. В водовороте социально-политических потрясений жизнь отдельного человека теряла уникальность, автономию, самоценность, сливалась с безликой массой или оказывалась в вакууме отчужденности и одиночества.

Все это убедительно свидетельствует об актуальности исследования проблем взаимодействия общества и политики, влияния факторов социально-экономического развития общества на политизацию индивида.

Цель работы: изучить влияние социально-экономических факторов на политизацию индивида.

Задачи работы:

- рассмотреть понятие политизации личности;

- изучить сущность и структуру политического сознания индивида;

- исследовать влияние социально-экономических факторов на политизацию индивида.


1 Понятие политизации личности

В политологии субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.

Взаимоотношения человека и политики в обществе политология рассматривает с различных точек зрения. Поскольку человек существо биосоциальное - на первое место может быть поставлены решения политических проблем или удовлетворения биологических потребностей людей, их социальной жизни. Человек находится в гармонии с государством, только в том случае, считал Гегель, если государство провозглашает стремление к свободе высшей формой своей деятельности. В свою очередь человек должен старательно выполнять свои обязанности перед государством.

Таким образом, взаимосвязь гражданина и государства - это основа политического развития общества. Государство должно выступать главным гарантом и регулятором требований личности и сплоченности общества. Оно должно способствовать формированию сознания и политической активности индивидов.1

Субъективной стороной политизации личности через государственную принадлежность является: во-первых, осознание существования государства, его характера и общественных функций, а также собственной государственной принадлежности; во-вторых, осознание установленных законом и политикой рамок для собственных стремлений и форм активности, прав и обязанностей, статуса гражданина.

Безусловно, так понимаемое государственное сознание зависит от переплетения сложных факторов, от степени демократизма государства, статуса социальной группы к которой относится индивид, традиций политической культуры данного класса и всего общества.

Поворот к человеку, утверждение социальной справедливости, возвышение творческого труда как важнейшего фактора, определяющего место человека в обществе, находит свое выражение в изменении социального статуса личности, т.е. ее места в системе общественных отношений.

Социальный статус человека зависит не только от материальных, социальных и духовных условий, созданных в обществе, но и от того, насколько эти условия освоены личностью, от уровня ее сознания, культуры и активности. Эти условия можно разделить на внешние, т.е. такие, которые от человека не зависят, и какими бы творческими возможностями он не обладал, они не могут быть реализованы и внутренние условия - это мировоззрение, профессиональные знания, культура, желание работать, компетентность и т.д.

Внутренние условия формируются под воздействием политики государства, которая должна способствовать развитию творческих начал личности. С другой стороны сам человек должен стремиться повлиять на условия, в которых он живет и действует, а не ссылаться на объективные условия, с помощью которых нередко оправдывается бездеятельность, халатность, а то и просто лень.2

Человек, являясь субъектом политики, требует от нее обеспечить такие условия своего существования, чтобы он был свободен. Иногда, в повседневной жизни, под свободой понимается только право говорить и делать, что захочется. На самом деле свобода предполагает свободную деятельность, возможность самостоятельно принимать решения и отвечать за их результаты.

Политика в отношении к человеку должна руководствоваться принципом: «не человек для общества, а общество для человека», т.е. личности должны быть представлены возможности защиты от жестких политических решений против интересов граждан, творческой реализации ее в политической деятельности ибо подлинным субъектом политики человек становится тогда, когда он четко определяет свое место в политической жизни общества и его деятельность отвечает объективным законам общественного развития.

2 Сущность и структура политического сознания индивида

Под политическим сознанием понимаем сознание участников политического процесса, всех тех сил которые борются за власть и ее осуществляют. К нему относятся также мотивы, которые стимулировали политическую активность, оценки, потребности, осмысленные интересы, социальные ожидания и притязания.

Прежде, чем человек, представитель нации, социального слоя, региональной группы включается в политический процесс и борьбу за власть, в его сознании постепенно формируется политическая установка, т.е. состояние готовности или предрасположенности к действию. Таким образом, политическим сознанием обладают не только те, кто активно включился в политический процесс, а и те индивиды и группы, у которых сформировались политические ориентации, нормативные представления, соответствующие их политическим целям и средствам достижения этих целей. 3

Поскольку политическое сознание не является однородным, перед политологами возникла необходимость типологизации сознания, прежде всего, по критериям объективности отражения и условиям формирования. При этом выделяют следующие уровни: теоретический, эмпирический, обыденный и массовый.

Теоретический уровень политического сознания представляет собой совокупность ценностных ориентаций, нормативных представлений, стремлений, осмысленных политических целей, идеологических установок. Формируется этот уровень на основе научного исследования политических отношений и процессов, претензий на раскрытие объективных закономерностей, действующих в политической сфере. Необходимо подчеркнуть, что теоретически обоснованные идеи, представления, установки и цели отнюдь не всегда являются истинными. Вместе с тем, именно теоретический метод анализа позволяет проникать в сущность политических явлений, улавливать глубинные взаимосвязи, отсеивать случайное, прослеживать закономерное.

Эмпирический уровень политического сознания основывается на фиксации реалий политического бытия, практического опыта людей. При характеристике этого уровня необходимо отметить, что эмпирический путь формирования политического сознания не обязательно неверный. Индивид, обладая достаточной эрудицией, общей и политической культурой, нередко схватывает глубинные характеристики, тенденции, процессы. Однако, эмпирический уровень политического сознания, в отличие от теоретического, все же не в полной мере свободен от эмоций, социальных чувств. 4

Обыденное сознание отражает лишь весьма поверхностные процессы и отношения, не способно проникать в сущность, изобилует эмоциональной окрашенностью, деформировано стереотипами, мифами, предрассудками, иллюзиями.

Под массовым сознанием политологи подразумевают совокупность идей, представлений, чувств, которые не в полной степени адекватны реальным, политическим событиям, процессам, историческим фактам и личностям. Для носителей массового сознания типичны конформизм, отчуждение от политической жизни, нигилизм и цинизм. При отсутствии индивидуальных осмысленных ориентаций на цивилизованное участие в политической жизни, они (носители черт массового сознания), подвержены эмоционально-взрывной реакции и деконструктивной активности, характерной для охлократии.

Формирование политического сознания вообще и тем более его обыденного, массового уровня - это не только самостоятельное осмысление общественными субъектами фактов, событий, личностей, идеологических ценностей, но и результат воздействий как обстоятельств, обусловленных политическим режимом, так  и целенаправленных идейно-воспитательных усилий. Тоталитарно-авторитарные режимы сознательно и целенаправленно создают условия для формирования на массовом уровне определенных, убеждений, верований, мифов.

Политический миф, деформирующий сознание, парализует способность критического, аналитического подхода к оценке явлений, фактов, процессов. Мифичность сознания основывается на различных "верованиях" - в доброго и мудрого царя, авторитет вождей, указания и суждения которых - истина в последней инстанции. Каждый, кто смеет сомневаться, вносить в души "смуту"  и  "крамолу" - враг. "Если враг не сдается - его уничтожают" - эту формулу деформированное сознание воспринимало как норму.5

При рассмотрении общественно-политических условий, благоприятствующих росту мифического потенциала в политическом сознании, следует учитывать функции мифа на двух уровнях: общественных целей и единичного восприятия.

В единичном аспекте мифические представления опираются не на факты, реальные события и процессы, а на веру, авторитеты вождей, идеологов, пропагандистов. Вера эта, а нередко и убеждения, являются не результатом личных оценок, а навязаны извне. Они - мифические представления - не проверяются, не корректируются личным опытом, однако существенно влияют на жизнь.

На уровне группы миф, как разновидность деформированного политического сознания, выполняет важную для режима интегрирующую функцию. Навязанные представления предназначаются для осознания индивидом своей принадлежности к "передовому классу", "самому прогрессивному, самому гуманному и справедливому общественному строю", или же свою принадлежность к "великой  богоизбранной нации". Мифы используют и для того, чтобы организовать общественное сознание вокруг какого либо одного события, не затрагивающего реальные интересы людей. Концентрируя внимание на этой проблеме, власть придержащие отвлекают людей от проблем социально-экономических.           

Политическое сознание, формирование которого осуществлялось в условиях целенаправленно внушаемых мифов, порождает психологию "человека-винтика", основными принципами которого являются:

а) не думать;

б) если действовать, то лишь подчиняясь начальству;

в) ни за что не отвечать.

Для социологического "замера" подобных деформаций М.Мароди разработал классификацию в которой типы сознания дифференцируются по критерию отношения к политике. К первому относится так называемый "Автомат" - лицо, которое бежит от свободы. Это человек, лишенный личной самобытности. Он не привык, не умеет самостоятельно оценивать факты, события политической жизни, делать свои выводы. У него нет личной политической позиции. На все политические стимулы, в том числе и те, которые затрагивают его интересы, реагирует без какой бы то ни было индивидуально-особенной ориентации, действовать он привык как все, а чаще всего вообще не действовать. 6

Ко второму типу относится так называемое  индиферентное сознание. Как и "автомат", данный тип политически пассивен, н не столь примитивен. Будучи прагматиком и типичным обывателем индиферентный тип не имеет ни эмоционального, ни интелектуального отношения к политике и избегает быть втянутым в нее. И если "автомат", при его нолевой политической культуре, не лишен импульсивности, конфронтационной реакции, легко может быть затянут толпой в уличные беспорядки, индиферентный тип толпу презирает, держится от нее подальше.

К третьему типу М.Мароди относит бюрократическую разновидность сознания. Такой тип - не глуп, не примитивен, но привык действовать лишь по предписаниям вышестоящих инстанций. Его личная политическая позиция привычно парализована условиями жизни.

К четвертому типу он относит, так называемого, "Политического моралиста", негодующего или восторженного. При высокой эмоциональной вовлеченности он не способен использовать законные средства и возможности для изменения ситуации. Сути происходящих политических событий он не понимает. Его политическая информированность основывается на слухах, случайных и неполных сведениях.

Следующий тип назван М.Мароди "псевдоконсерватором". Консерватор, а по личным поводам - радикал, не способен понимать объективную закономерность происходящих событий. Мыслит он стереотипами, которые могут быть революционно-марксистскими, великодержавно-шовинистическими, агрессивно-националистическими и т.д.

К пятому типу М.Мароди относит сознание, так называемого "политического администратора". Носитель данного типа сознания отличается прежде всего, тем, что умеет манипулировать делами, ситуациями и массовым политическим сознанием, в соответствии с идеологическими постулатами. Завершает классификацию М.Мароди описанием черт и особенностей так называемого "политического теоретика". К этому типу относится субъект, умеющий манипулировать идеями.

В период демократической эйфории и суверенизации некоторые авторы наивно полагали, что манипулированием массовым сознанием возможно лишь в недемократических режимах. Тоталитарно-авторитарный режим действительно создает сложную, четко скоординируемую систему, призванную целенаправленно формировать соответствующее общественное сознание. Человеку буквально с пеленок  навязывали определенные идеи, концепции, идеологические установки и в обществе, как известно, царило единодушное одобрение всех мудрых решений партий и действий правительства. Проблемами отклоняющегося сознания и поведения занимались органы государственной безопасности. 7

Демократические режимы, в которых утвердился политический плюрализм, политические партии, исповедующие несовпадающие ценности, сосуществуют и ведут постоянную борьбу между собой,  строят свою тактику с учетом не только классовых интересов и базовых целей, но и массового сознания. Для этого необходим соответствующий аппарат, инструментарий, который бы "замерял" и соответственно формировал общественное мнение, которое совокупностью совпадающих оценок, отражает отношение к фактам, процессам, политическим лидерам, политическим партиям, их декламируемым программным целям и средствам достижения, становится опосредствованным фактором управления.

В условиях демократических общественно-политических систем обработка общественного мнения была поставлена на индустриальную основу. Используя технические приемы и методы, первоначально применявшиеся в коммерческой рекламе, была разработана технология создания и "продажи" имиджей политических деятелей. Такие имиджи, являются как бы ярлыками, которые наряду с реальными особенностями и чертами личностей и партий  содержат искусственно сконструированные характеристики, стремясь навязать общественному мнению определенные политические ориентации, установки, симпатии и антипатии.

Достаточный уровень общей, правовой, экономической и политической культуры затрудняет манипулирование общественным мнением. Развитие общественно-политической самодеятельности, социальной, гражданской активности способствует тому, что личность избавляется от тоталитарно-авторитарной зашоренности, идеологической закомплексованности. Раскрепощенное сознание, цивилизованная политическая активность создают условия для формирования демократического, правового государства.

Политическое сознание как сфера общественного сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, то есть - политических отношений. Политическое сознание - это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям. Политическая деятельность является именно той основой, на которой формируется политическое сознание. Оно предстает прежде всего как осознанное, осмысленное через призму социально-политических потребностей политическое знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения и оценки. Политическое сознание является продуктом рационального, эмоционального и волевого освоения людьми содержания и особенностей политических отношений.8

Политическое сознание можно определить как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений.

Политическое сознание является естественным субъективным компонентом политической деятельности, политического поведения.

Политизация общественного и индивидуального сознания, его выделение в относительно самостоятельную сферу происходит там и тогда, где и когда возникают социальные неравенства, формируются институты социального управления и публичной власти.

3 Влияние социально-экономических факторов на политизацию индивида

Конкретные формы и уровень политического участия в том или ином обществе зависят от многих факторов: особенностей политического режима, политических традиций и политической культуры; стабильности политических институтов и четкого разделения функций между ними; расстановки социально-классовых и групповых сил; культурно-образовательного уровня, материального положения, а также половозрастных, нравственных и религиозных особенностей индивидов.9

В современной политической мысли принято различать предпосылки (условия) и факторы (непосредственные причины, обуславливающие действия индивида) политического участия. К первым относятся материальные, политико-правовые, социокультурные и информационные отношения и структуры, которые создают наиболее широкую среду для различных проявлений индивидуальной активности. В границах этой среды складываются те главные причины, к которым можно отнести макро- (способность государства к принуждению, благосостояние, пол, возраст, род занятий) и микрофакторы (культурно-образовательный уровень человека, его религиозная принадлежность, психологический тип и т.д.) политического участия. Каждый фактор способен оказывать решающее влияние на те или иные формы политического участия людей, в зависимости от временных и пространственных условий их жизни. Но наибольшее значение в науке придается психологическим состояниям личности, например, ощущению угрозы своему общественному положению; рациональному осознанию своих интересов и завоеванию нового статуса; желанию жизненного успеха и общественного признания; пониманию общественного долга и реализации собственных прав, страху за самосохранение в общественной системе и т.д.10

В сочетании различных факторов и предпосылок выявлены определенные зависимости. Например, данные разнообразных и долголетних социологических наблюдений показывают, что чем богаче общество, тем больше оно открыто к демократии и способствует более широкому и активному политическому участию граждан. Более образованные граждане чаще других предрасположены к участию в политической жизни, у них сильнее развито чувство восприятия эффективности своего участия, и чем больше у таких людей доступ к информации, тем больше вероятности, что они будут политически активными.

Вместе с тем анализ политических процессов в демократических странах выявил и то, что неучастие является показателем не только пассивности или убежденности граждан в том, что их голос ничего не изменит, но и уважения и доверия людей к своим представителям. Так, во многих демократических странах Запада широкие возможности контроля общественности за правящими кругами, традиции публичной критики действий властей в СМИ, отбор профессионально подготовленных лиц для руководства и управления снижает степень повседневной вовлеченности граждан в политический процесс. Иными словами, в условиях высокой гарантированности своих политических и гражданских прав люди весьма рационально относятся к формам участия в политике, доверяя правящим кругам осуществлять повседневные функции по управлению государством и обществом и оставляя за собой право контроля и оценки их деятельности на выборах и референдумах.

Одновременно политическая практика XX в. дала и множество примеров «кризиса личности в политике», выражающегося в распространении насилия и террора или таких явлений, как коррупция, неповиновение граждан закону и т.д. Широкое распространение и воспроизводство таких форм политического участия многие ученые связывают с кризисом базовых демократических ценностей, нарастанием интенсивности жизни в крупных городах, негибкостью политических форм для самовыражения все более усложняющейся личности, нарастанием отчужденнности индивида, кризисом прежних форм его договора с государством и т.д.

Важную роль в политизации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида общественные  факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и тд. В определенных общественных ситуациях неполитические факторы могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимосвязанного общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены. В качестве примера можно  привести роль шахтеров, недовольных своим экономическим положением, в политической жизни современной России.11

Изменения, произошедшие в социально-политической сфере в нашей стране переориентировали политические ценности. Прежняя система ценностей позволяла эффективно регулировать отношения личности с обществом. Социально-политические перемены в России трансформировали базовые социальные институты. Феномен «советского человека» оказался подвержен эволюции. Ценности, казавшиеся незыблемыми в течение многих десятков лет, на современном этапе утратили свое значение. Снижение жизненного уровня населения, отсутствие стабильности в экономике, спад производства привели к формированию новой системы ценностей в обществе.

Кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на духовный потенциал людей, порождая безнадежность и напряженность. Тяжелое экономическое положение страны привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространенности и многообразия форм отклоняющегося поведения, снижению политической активности и политической культуры среди молодежи. Особенно трудно в этот период приходится городской молодежи. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Современная молодежь также является активным участником происходящих изменений в социальной структуре общества, характеризующейся интенсивным процессом расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности.

Снижение духовного потенциала среди молодежи отражает одну из острейших социальных проблем общества. Его повышение и стабилизация возможны через привитие политической культуры, повышение политической активности молодежи.


Заключение

Современная Россия находится на стадии подъема в социально-политическом, экономическом и культурном развитии, что предопределяет поиск политическим руководством и институтами гражданского общества наиболее приемлемых и эффективных механизмов реализации власти и управления в ходе осуществления преобразований. В этих условиях возрастает роль и значение формирования политического сознания российских граждан, которое соответствовало бы целям и задачам развития демократического, правового, социального государства, построения партийной и политической системы, способной скрепить поляризованное российское общество. При этом необходимо отметить, что в течение последнего десятилетия в отечественной политической системе произошли изменения, противоречиво отразившиеся на состоянии экономической, политической, социальной сфер жизни российского общества. К их числу относятся неравномерность в экономическом и социальном развитии как государства в целом, так и его отдельных регионов, ряд изменений, связанных с избирательным законодательством, которые привели к ограничению демократических процедур при выстраивании вертикали государственной власти, а также к определенной трансформации многопартийной политической системы в стране. К тому же на авансцене политической борьбы сложилась на первый взгляд, относительно устойчивая ситуация, когда на выборах в федеральные и региональные органы власти соперничают несколько наиболее популярных политических партий. Вместе с тем, как показывает зарубежная и отечественная общественно-политическая практика, сложившиеся в результате преобразований в бывших социалистических странах и республиках СССР многопартийные политические системы не вполне обеспечивают решение сложных внутри- и внешнеполитических задач, возникающих перед обществом и государством. Последовавшие в последние годы в целом ряде государств постсоветского пространства социально-политические трансформации, проявившиеся в форме, так называемых, «цветных революций», дают основания полагать, что наличие трудностей в социально-экономическом и политическом развитии страны, противоречивая динамика функционирования партийно-политической системы, дифференциация и поляризация общества представляют определенные предпосылки для развертывания деятельности массовых оппозиционных политических движений, стремящихся привести к власти те или иные политические фигуры и группировки.


Список использованной литературы

  1.  Бурдье П. Социальная политика. Пер. с фран. - М., 2003.
  2.  Власть. Очерки современной политической философии Запада. - М., 1980. Диалог. 2001. № 8. С.91.
  3.  Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. - 2006. - N 3.
  4.  Зидентоп Л. Демократия в Европе - М., 2006.
  5.  Зуев В.И. власть в системе политических категорий // Государство и право. – 2005. - №5.
  6.  Краснов Б.П. Общая и прикладная политология. М.,2006. С.714.
  7.  Мальцев В.А. Основы политологии. — М., 2008. — С. 198-199.
  8.  Мухаев Р.Т. Политология. – М., 2007. С.247.
  9.  Общественное сознание и его формы. / Предисл. и общ. ред. В.И.Толстых. - М., 2006.
  10.  Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. Пер. с англ. - М., 2006.
  11.  Политическое сознание // Философия политики. М., 2003. Кн. IV. Рук. авт. колл., д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н.
  12.  Политология: Учебник для вузов / Под. ред. М.А. Василика. М.: Юрист. 2006.
  13.  Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 2005. С.250.
  14.  Тавадов Г.Т. Политология: учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2006.
  15.  Теоретическая и прикладная социальная психология. / Отв. ред. А.К.Уледов. - М., 2007

1 Мальцев В.А. Основы политологии. — М., 2008. — С. 198-199.

2 Краснов Б.П. Общая и прикладная политология. М.,2006. С.714.

3Общественное сознание и его формы. / Предисл. и общ. ред. В.И.Толстых. - М., 2006

4 Мальцев В.А. Основы политологии. — М., 2008. — С. 198-199.

5 Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. Пер. с англ. - М., 2006.

6 Политическое сознание // Философия политики. М., 2003. Кн. IV. Рук. авт. колл., д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н.

7 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 2005. С.250.

8 Политическое сознание // Философия политики. М., 2003. Кн. IV. Рук. авт. колл., д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н.

9 Мухаев Р.Т. Политология. – М., 2007. С.247.

10 Краснов Б.П. Общая и прикладная политология. М.,2006. С.714.

11 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 2005. С.250.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16777. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ 23.01 KB
  Актуальность исследования обуславливается тем что для способствования динамичному развитию экономики региона необходимо определить какие факторы в российских условиях оказывают наибольшее влияние на объем привлеченных в регион инвестиций. Целью данного исследования является конкретизировать влияние на объем региональных инвестиций различных групп факторов и построить зависимость региональных инвестиций от наиболее тесно связанных с ними...
12139. Социально-гуманитарная экспертиза и научное сопровождение важных для социально-экономического развития России инновационных проектов 17.55 KB
  По проекту Синтез: доказано что введение в эксплуатацию предусмотренных проектом производственных мощностей окажет положительный мультипликативный эффект на экономическую систему России; установлено что помимо чисто экономического эффекта проект имеет важные социальные последствия выражающиеся в снижении уровня ряда заболеваний косвенно связанных с избыточным содержанием парниковых газов в атмосфере и может способствовать кардинальному и рентабельному решению глобальной экологической проблемы парникового эффекта. По проекту ИЕТС...
20923. Оценка социально-экономического развития МО Котлас 208.04 KB
  По существу, в условиях реформирования российской экономики и развития рынка экономика города и муниципальное управление становятся относительно самостоятельной сферой деятельности, сферой особых отношений экономики и власти, и здесь действуют особые механизмы согласования социальных, экономических и политических интересов власти, населения и бизнеса.
16893. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 456.5 KB
  Рациональный институт стратегических исследований при Президенте Украины Для эффективного моделирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов необходимо дать характеристику региона как объекта моделирования. С позиций концепции устойчивого развития экономический район может быть определен как часть экономического пространства которая характеризуется социо-эколого-экономической целостностью специализацией в рамках национальной и мировой экономики управляемостью...
16679. Проблемы социально-экономического развития локальных территорий 18.92 KB
  Что касается промышленности то следует отметить следующие особенности Вологодской области: – Основные производственные мощности сконцентрированы в городах Вологда и Череповец: в 2010 г. – В промышленном производстве муниципальных районов кризисные явления имели большую глубину чем в среднем по области. – Доля районов в промышленном производстве области снижается: в 2000 г. Большинство районов области – сельскохозяйственные.
16961. Уровень социально-экономического развития Республики Дагестан 15.3 KB
  Уровень социально-экономического развития Республики Дагестан Общая характеристика региона Дагестан располагает достаточным природным производственным инновационным и интеллектуальным потенциалом чтобы достичь поставленных в Стратегии - 2020 целей. Главные особенности Дагестана - наличие минеральных источников и лечебных грязей обилие и разнообразие прекрасных ландшафтов памятников истории и природы мягкий климат обширная песчаная пляжная полоса на побережье Каспия теплое море ионизированный воздух и неповторимая самобытная...
20503. Эллинистический Египет и особенности его социально-экономического развития 663.16 KB
  Ирригационное земледелие как основа экономики Египта Птолемеев Ремесло Египта Птолемеев Торговля в Египте Птолемеев Социальная структура Египта Птолемеев. сатрапом Египта стал один из ближайших соратников Александра энергичный и талантливый Птолемей сын Лага который в 305 г. Поэтому даже до того как Птолемеи вынуждены были отказаться от великодержавной...
13784. Создание модели социально-экономического развития регионов 462.41 KB
  Рассмотреть методы прогнозирования социально-экономического развития регионов. Создать модель устойчивого социально-экономического развития регионов. Сделать заключение о социально-экономическом развитии Российской федерации.
18785. Разработка прогноза социально- экономического развития ОАО «Краснозаводский химический завод» 2.67 MB
  Произошел переход к рыночной экономике, который привел к прекращению планирования. После распада СССР появилось многообразие форм собственности и способов координации экономической деятельности, что и привело к планированию на предприятиях.
2738. К вопросу об изменении социально-экономического приоритета развития современного города 79.27 KB
  Шахты Мировая практика а также научные исследования проводимые в рамках проблематики свидетельствуют о том что современные российские города переживают кризис. Многие города имеют некачественный жилой фонд. В настоящее время современная экономика стоит на пороге смены жизненной парадигмы экономики схематично представленной на рисунке 1 в результате которой изменяются приоритеты развития будущей модели города.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.