Реализация принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми среднего дошкольного возраста

Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

2015-05-22

59.31 KB

28 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


КУРСОВАЯ РАБОТА

Реализация принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми среднего дошкольного возраста


Содержание.

Введение.

3

1.

Теоретические основы реализации принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

8

1.1

Основные принципы обучения дошкольников

8

1.2

Педагогический потенциал принципа наглядности во всестороннем развитии личности ребенка 4-5 лет

15

1.3

Особенности реализации принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми 4-5 лет

18

II.

Опытно-экспериментальные  исследования изучения принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми 4-5 лет

24

2.1

Анализ  реализации  принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми среднего дошкольного возраста

24

2.2

Система работы по реализации  принципа наглядности

29

2.3

Психолого-педагогические рекомендации  по реализация принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми 4-5 лет

32

Заключение       

34

Список использованных источников                                                                     

37

Приложение А (обязательное).

40

Приложение Б (обязательное).

48

Введение.

Умственное воспитание - целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно – как-то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка.      

Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания объективной реальности».

         Первая ступень познания - живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.

Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)

Вторая и высшая ступень познания - абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, «живыми» образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребенок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, решение - являются примером экономной работы человеческого мозга.

Теоретическое обоснование принципу наглядности  впервые было дано чешским педагогом  Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить детей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них.

Русский педагог К.Д. Ушинский указывал, что  наглядность отвечает психологическим  особенностям детей, мыслящих; формами, звуками, красками, ощущениями.

Наглядное  обучение, по словам К. Д. Ушинского; строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых  ребенком [31, 45] Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.

Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения  учащимися изучаемого материала. Таким  образом,  дидактика исходит  из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного  мышления, во многих случаях служит его опорой.

Принцип наглядности, по выражению Я. А. Коменского, является; золотым правилом дидактики;. [20, 25] Он требует сочетания наглядности и мысленных действий,  наглядности и слова.

Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности.

Их недостаток приводит к формальным знаниям, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного

представления и воображения. Встречаются примеры нетрадиционного применения принципа наглядность. Данная  тема является актуальной и современной,  т.к. принцип наглядности в обучении и его осуществление на занятиях в детских дошкольных учреждениях, получает все большее свое распространение  в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в воспитании дошкольников.

Целью написания данной работы является исследование возможности наиболее эффективного использования наглядности на занятиях.

Объектом являются средства наглядности, используемые при формировании  знаний в процессе воспитания.

Предметом исследования выступают особенности реализации принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми 4-5 лет.    

Гипотеза исследования  использование принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе для повышения мыслительных способностей детей 4-5 лет будет эффективным при наборе следующих педагогических условий:

необходимых знаний об дидактических принципах обучения детей дошкольного возраста;

учет индивидуальных особенностей детей среднего дошкольного возраста при использовании принципа наглядности; 

учет индивидуального поведения ребенка в процессе воспитания и обучения.

Задачи: 

изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

раскрыть сущность понятия наглядности в дошкольном образовании;

определить роль наглядности в воспитательном процессе дошкольников;

выделить дидактичные условия эффективности использования наглядности в процессе изучения учебного материала на занятиях в детском саду;

рассмотреть методику использования наглядности в воспитательном процессе дошкольников;

проанализировать состояние исследуемой проблемы в Муниципальном образовательном учреждении «Детский сад №99 комбинированного вида» городского округа Саранск;

выполнить сравнительный  анализ  практической значимости исследования результатов работы с применением наглядности и без нее.

Теоретическую основу исследования составляют труды: Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского,  Л.Н.Толстого, А.К.Крупской,  С.Т.Шацкого,  Л.С.Выготского,

С.Н.Лысенкова и др.

Методы исследования - анализ научной литературы, синтез теоретических знаний, анализ состояния реализации принципа наглядности  в  Муниципальном дошкольном образовательном учреждении  «Детский сад №99 комбинированного вида» г. о. Саранск в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

1.  Теоретические основы реализации принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

1.1  Основные принципы обучения дошкольников.

         Успешность процесса обучения во многом зависит от положений, которыми руководствуется педагог в его организации. Данные положения или законы обучения получили в педагогике название – дидактические принципы. Впервые дидактические принципы были сформулированы Яном Амосом Коменским в 17 веке в книге «Великая дидактика, или Как всех учить всему». Впоследствии К.Д. Ушинский дал им научное обоснование, опираясь на достижения физиологии и психологии 19 века. 
         
Современная дидактика выделяет ряд принципов обучения.

Принцип развивающего обучения. Обучение должно вести за собой развитие – данное положение Л.С. Выготского лежит в основе организации взаимодействия педагога и ребенка. Суть заключается в том, что обучение не должно ориентироваться только на достигнутый уровень, а всегда опережать его, чтобы ребенок затрачивал усилия для овладения новым материалом.

Принцип воспитывающего обучения. Обучение и воспитание неразрывные процессы, поэтому, когда воспитатель определяет содержание знаний, он намечает и воспитательные задачи, которые должны быть решены в процессе обучения.

Принцип доступности обучения. По мнению ученых, обучение только тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям. Доступным должно быть и содержание обучения, и его методы. Данный принцип лежит в основе содержания всех образовательных программ, дети должны, прежде всего, изучать те предметы и явления окружающего мира, которые им понятны и доступны. Я.А. Коменский так сформулировал данный принцип: «От близкого к далекому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому».

Принцип системности и последовательности. Новые знания всегда должны опираться на имеющиеся у ребенка, быть связанными с ними и способствовать упрочению и уточнению их. На основе последовательного накопления знаний об окружающем мире у детей формируется система знаний, обобщенные понятия.

Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Исследованиями ученых доказано, что знания прочны тогда, когда они осознанны и осмыслены. Освоение знаний происходит тем результативнее, чем активнее ребенок ими оперирует. Для развития активности детей в процессе обучения педагог использует различные приемы: вопросы, сравнения, проблемные ситуации, элементарные опыты, эвристические беседы и т.д.

Принцип наглядности. Так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер, то данный принцип имеет особое значение в обучении детей. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, образцов, применение ТСО, использование схем, моделей в процессе обучения и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Я.А. Коменский считал его «золотым правилом» дидактики.

Принцип индивидуального подхода к детям. Индивидуальные особенности развития детей диктуют необходимость их учета и в процессе обучения малышей. Дифференцированный подход в обучении требует от воспитателя определенной гибкости, все задания, которые получают дети, должны соответствовать их уровню ближайшего развития, поэтому и степень сложности заданий должна быть различной для каждого ребенка, так как дети могут развиваться по-разному.

Руководствуясь дидактическими принципами, воспитатель достигает лучших результатов в обучении детей.
          Наглядные учебные
 пособия - плоскостные и  объёмные изображения предметов  и явлений, создаваемые для целей  обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий

способствует формированию у детей материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. «Наглядные учебные пособия используются в детских садах и школах на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе». [2, 77]

Классификация наглядных пособий.

Особую роль наглядность играет в обучении детей дошкольного возраста, так  как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя  на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полюс формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью».

В зависимости от дидактических функций  различаются следующие виды наглядности:

естественная  наглядность растения, животные, полезные ископаемые ее функция — знакомство воспитанников с реальными объектами природы.

экспериментальная наглядность явления испарения, таяния льда функция — знакомство с явлениями природы

символическая   и графическая наглядность  (чертежи, схемы, карты, таблицы); ее функция — развитие абстрактного мышления,  знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

смешанная наглядность учебный звуковой кинофильм; функция — воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Прежде  чем отобрать для занятия тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей.

При формировании представлений основное место отводится образной наглядности.

Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид - печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные. [6, 38]

Картина как средство обучения известна с XIX века.

В учебно-воспитательном процессе (на занятиях и вне) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок;  в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках.

Картины обладают одной особенностью, которая  объясняет их систематическое применение в детсадах: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни.

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: «Грибы», «Береза и ель», «Птицы» и т. п.). Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие — как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний воспитанников.

Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния.   Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни.

Препараты. Препаратами принято считать все природные объекты, подвергавшиеся для  учебных  целей  консервированию и препарированию (сухие и   влажные зоологические препараты,   гербарии  и т.  д.) как в качестве демонстрационного при фронтальной работе, организации самостоятельной деятельности дошкольников

Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком коллекции полезных ископаемых, тканей, семян, почв и т. д.

Модели, макеты, муляжи — это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В дошкольных учреждениях используются некоторые технические модели — часовой циферблат, термометр и т. д.  В    качестве   демонстрационных    пособий    на  занятиях    применяются муляжи плодов овощей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные макеты ландшафта.

Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуального пользования, широко применяются в учебном процессе. К ним относятся: гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы полезных ископаемых (для ознакомления с окружающим), образцы готовых изделий и инструкционные карточки для занятий по конструированию, индивидуальные модели из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы и пр.) к занятиям по изобразительной деятельности.  

Особое место среди учебно-наглядных пособий занимают экранные,

звуковые, экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств (фильм, диафильм, диапозитив) имеет свою

специфику.

Учебные диафильмы. Диафильм — статичное изображение

на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее определенную последовательность подачи материала темы

Для дошкольников особенно большое значение имеет  изобразительный  ряд диафильмов. Он может состоять из, документального материала (фотографии, документы) и быть рисованным.

Обучение  приемам работы следует начинать на самых простых по содержанию кадрах диафильма. Для этого вначале нужно научить ребенка видеть изображение в кадре. Внимательно, не торопясь, дети рассматривают рисунок, стараясь не упустить ни одной детали. Такое подробное рассматривание поможет понять содержание кадра и ответить на самые простые вопросы: что (кто) изображено в кадре? Что делает действующее лицо? Где происходит действие? Как можно оценить это действие, поступок? На эти или подобные им вопросы по очереди отвечают разные воспитанники. После считывания воспитатель знакомит детей с разными видами заданий диафильма, упражняет их в объяснении смысла и хода выполнения задания.

Учебные диапозитивы. Диапозитивы — фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающееся в специальную картонную или пластмассовую рамку. Они выпускаются сериями до 30 штук в каждой. Диапозитивы отличаются от диафильмов организацией материала. Воспитатель демонстрирует  кадры в той последовательности, которая наиболее целесообразна  при выбранной им методике изложения  материала В настоящее время созданы и  широко используются   серии диапозитивов   

к различным занятиям, например, серии диапозитивов «Времена года», «Животные в разные времена года», «Растения в разные времена года», «Вода в природе», «Лес». Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении воспитателя выполняют главным образом иллюстративную функцию.   

Вывод.

Из всего вышесказанного можно сделать  вывод, что средства наглядности  могут выступать в роли источника  знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае педагог определяет задание, направляет деятельность дошкольников. А также, средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе воспитанников: используя, например, содержание кадров диафильма, дети пересказывают отрывок литературного произведения.

1.2  Педагогический потенциал принципа наглядности во всестороннем развитии личности ребенка 4-5 лет.

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение воспитанниками  знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. К использованию наглядности в  процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности

и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение.

В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности

как общепедагогического принципа.

Метод обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение задач обучения. Также можно добавить, что это еще и сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом (с греч. - буквально: путь к чему- либо). [20, 2]

В двустороннем характере метода обучения нужно уметь  различать  методы преподавания, которые выполняют информативные и управляющие функции (педагог объясняет, показывает, инструктирует), и методы учения (дошкольник слушает, наблюдает.).

Так, закрепляя материал, ребенок выполняет ряд упражнений, предложенных педагогом, в то же время педагог анализирует действия воспитанника, разбирает ошибки, организует новые упражнения для закрепления успехов, контролирует результаты.

Устное  изложение как метод обучения содержит в себе не только информацию педагога, это одновременно и деятельность дошкольника, направленная на  восприятие, осмысление материала.

Метод обучения всегда включает в себя деятельность ведущего и ведомого. В этом заключается  его своеобразие. Своеобразие заключается  и в том, что воспитатель, управляя деятельностью ребенка, должен видеть внешнюю и внутреннюю стороны метода обучения.

Процесс познания, совершаемый дошкольником, зачастую скрыт от преподавателя,  внешняя  сторона его деятельности (ребенок наблюдает,  слушает) еще не раскрывает самого процесса познания, качественной его стороны. Одинаково выражаемая внешне деятельность ученика, внутренне,

по своей качественной характеристике может быть совершенно иной.

Так, наблюдая, ребенок может преследовать лишь цель усвоения готовой информации, но это может быть и поисковая деятельность, направленная на решение познавательной задачи. Знания, приобретенные в поисковой

деятельности, более осознаны, прочны, подвижны. Ребенок легче применяет их

на практике. [20, 12] 

Открытие  знаний стимулирует развитие его  мышления, воображения, творчества. Таким  образом, педагогическая ценность метода определяется внутренней, часто скрытой стороной познавательного процесса, а не внешней формой его выражения.

Своеобразие методов обучения состоит также  в том, что они не статичны, они  развиваются. Развитие метода сопряжено с изменением позиции ребенка в учебном процессе. Задача эта решается педагогом в процессе управления обучением дошкольника.

Современная дидактика пока не имеет  единой  общепризнанной

классификации методов. Чаще всего  прибегают к классификации методов  

по источникам знаний, согласно которой все методы обучения делятся на:

наглядные (демонстрация, иллюстрация, экскурсии),

словесные (живое слово воспиателя, беседа, работа с книгой) и практические (упражнения, творческие работы, лабораторные, графические).

Эта классификация не вскрывает тех внутренних процессов, которые составляют сущность метода.  

В группе методов организации и  осуществления учебных действий

и операций можно выделить подгруппы:

перцептивных методов, в которую  входят методы словесной передачи

и слухового восприятия учебной информации (сокращенно называют их словесными методами: рассказ, лекция, беседа и т.д.);

методы наглядной передачи и  зрительного восприятия учебной  

информации (сокращенно название  наглядные методы: иллюстрации,  

демонстрации, и др.);   

методы передачи учебной информации  посредством практических, трудовых  действий и тактильного восприятия (сокращенное - практические методы: упражнения, лабораторные опыты,  трудовые  действия и др. [14, 33]

Вывод.

Познание всегда начинается из непосредственного созерцания, из наблюдения вещей, явлений, то есть из непосредственного взаимодействия ребенка с выучиваемыми предметами с помощью органов чувств. Чтобы познать неизвестный предмет, ребенок должен его со всех сторон осмотреть, определить форму, цвет, твердость, вкус, запах и тому подобное. Изученный так фактический материал становится основой для дальнейшей умственной его обработки. Всякое мышление осуществляется только на основе данных, приобретенных в результате непосредственного или опосредствованного ознакомления с предметами, явлениями,  процессами.

1.3  Особенности реализации принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми 4-5 лет.

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4— 5 лет, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи.

Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты.   Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе.  

В развитии сознания детей открываются две очень важные возможности, от правильного использования которых существенно зависит общий уровень их умственного развития. Одна из возможностей связана с тем, что на пятом году жизни дети способны в своем познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с этого возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах и явлениях, которых они не видели и о которых знают только со слов взрослого (о животных и машинах, городах и странах и т.п.). Очень важно понимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний об окружающем. У него естественно возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатия к дельфинам и опасливое отношение к акулам, сочувствие к людям, которые месяцами живут в условиях полярной ночи, и уважение к их способности приноравливаться к сложным природным условиям. А это значит, что взрослый не только дает знания, но и принципиально расширяет круг событий и предметов, вызывающих у ребенка эмоциональный отклик: сочувствие и возмущение, уважение и интерес.

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия.  В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4—5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7—8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога — формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека — это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 4—5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, то есть с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения («Снег белый и немножко голубой»; «Блестит, как золотой»). На пятом году жизни ребенка несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них форми¬руются многие элементы связной речи. Размеры детских рассказов таковы же, как в старшей и подготовительной группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24—25 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.

Вывод.

Исходя из особенностей психических и умственных процессов происходящих с дошкольником в этом возрасте, можно утверждать, что педагогический потенциал принципа наглядности во всестороннем развитии личности ребенка 4-5 лет очень высок.

II.  Опытно-экспериментальные  исследования изучения принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми 4-5 лет.

2.1  Анализ  реализации  принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Анализ реализации принципа наглядности проводился на базе муниципального образовательного учреждения «Детский сад №99 комбинированного вида» городского округа Саранск.

Цель: изучить состояние работы по реализации принципа наглядности для детей 4-5 лет.

Методы, используемые на данном этапе:

анализ наличия наглядности в детском саду;

анализ планов воспитателей;

анализ разработок конспектов занятий по разделам: «ознакомление с окружающим», «развитие речи», «изобразительная деятельность», «математика», «конструирование»;

наблюдение за ходом занятия.

Анализ наличия наглядности в детском саду:

Красиво и гармонично оформленная информация всегда привлекает внимание детей. Идеальный вариант оформления - это полноцветная полиграфия.  В методическом кабинете имеются: демонстрационный и раздаточный материалы.

Демонстрационный: в наличии картины, разделённые по сериям:

животные

транспорт

бабочки  

растения

безопасность

сказки

символы России

день Победы

защитники Отечества

азбука

азбука природы

герои любимых сказок 

домашние животные 

музыкальные инструменты 

народное творчество

овощи, фрукты 

окружающий мир

профессии

спорт 

цифры

права ребенка в семье

времена года

советы Айболита 

русские узоры

Все материалы по ознакомлению с окружающем миром разделёны по тематике на младший и старший дошкольный возраст, имеется картотека.

Сюжетные картины (с картотекой). Размер сюжетных картин – не менее альбомного листа, наклеенные на паспарту, оформленные в одном стиле (соответствуют программе воспитания в детском саду «Детство»).  Сюжетные картины разобраны на картины с простым сюжетом и сложным сюжетом.

Предметные картины (с картотекой). Размер  10х10 см.

Серии картин (4-5 картин). В методическом кабинете имеется 7 разных серий, по 5-6 наборов каждой серии (для подгрупповой работы с детьми)

Подборка детских рисунков для рассказывания: подбираются на группу детей.

Символика – герб, флаг России и Мордовии

Предметы и игрушки по 3 экземпляра каждого наименования, по паре игрушек среднего размера: 2 куклы, 2 белки, 2 медвежонка, 2 утёнка; одно наименование, но разный внешний вид.

Раздаточные игрушки, небольшого размера, 10-12 см; набор на группу – 20-25 игрушек. Тематика: домашние животные, дикие животные, транспорт.

К разделу «Ознакомление детей с художественной литературой»:  биографии детских писателей, карточки с днями рождения; для нескольких любимых детьми писателей – портреты, методические организации различных форм работы с детьми по творчеству этих писателей.

Аудиокассеты или пластинки с записями детских произведений – 66 шт.

Иллюстративный материал по художественной литературе

Методические материалы. Все материалы с выходными данными: название, автор, место, год издания, краткая аннотация – на карточках.

Анализ планов воспитателей средней группы показал, что воспитатели активно используют в воспитательно-образовательной работе наглядные пособия и раздаточный материал, но практически не используют в образовательной работе технические средства наглядности.

Анализ конспектов занятий показал, что воспитатели включают раздел «наглядные пособия» в конспекты занятий.

Анализ занятия (конспект занятия см. в приложении А) в разделе наглядные методы представлены:

Демонстрационный: игрушка зайца, ширма, нарисованный шкаф, карточки с изображением брюк, шапки, свитера, шарфа, варежек, носок, коньков, шорты, пляжный тапочек, шляпы, ботинка, перчатки, картинка с изображением ботинка, тапочка, перчатки и рубашки, стулья с номерами 1-5.

Раздаточный: карточки с изображением 1-5 фигур, варежка, вырезанная из бумаги, геометрические фигуры, кубики с цифрами.

В данном занятии весь наглядный материал полностью соответствует теме занятия, целям, образовательным, закрепляющим, воспитательным задачам, которые были поставлены  и  решены в ходе занятия.

Вывод.

В методическом кабинете и в группах детского сада собран большой демонстрационный и раздаточный материал. Вся наглядность сгруппирована по возрастам, темам, что значительно упрощает подготовку воспитателя к занятиям. Яркие картинки делают процесс усвоения материла доступным и интересным для дошкольника,  при этом, наполняя  занятия динамикой, помогают малышам закрепить навыки, а также развить зрительное восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.

2.2   Система работы по реализации  принципа наглядности.

Повторюсь: наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. 

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.); 

 за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т.д.) -дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

 репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.
Метод демонстрации,
 включает различные приемы: 

показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.; 

 показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка; 

показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным; 

демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции. 

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи. Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы. Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы. 

Совместно с воспитателями группы провела эксперимент по использованию принципа наглядности при ознакомлении с окружающим.

Разработали два конспекта занятия «Весна» с использованием в одном только  словесные методы и приемы, в другом дополнительно использовали  наглядные методы и приемы.  Группу разделили на две подгруппы по 9  детей.  (конспект занятия см.приложение Б ). Демонстрационный материал в одной из подгрупп заменили описательным рассказами.

Первая подгруппа ( использование словесных методов и приемов).

1 часть занятия д/и с мячом «Земля, вода, воздух» – 7 детей из 9 справились с заданием (63%).

2 часть занятия  описательный рассказ о весне - 2 детей из 9 стравились с заданием (18%).

3 часть занятия д/и "Собери фигуру"– ни один ребенок не справился  с заданием (0%).

Вторая подгруппа ( использование словесных и наглядных методов и приемов).

1 часть занятия д/и с мячом «Земля, вода, воздух» – 8 детей из 9 справились с заданием (72%).

2 часть занятия  описательный рассказ о весне - 7 детей из 9 стравились с заданием (63%).

3 часть занятия д/и "Собери фигуру"– 9 детей из 9 стравились с заданием (100%).

Диаграммой это можно представить так:

Из диаграммы наглядно видно, что использование наглядных средств обучения, активирует мыслительную способность дошкольника,  стимулирует развитие его  мышления, воображения, творчества, доказывая, что на данном этапе у дошкольника 4-5 лет сильнее развито наглядно-образное мышление.

Вывод

Принцип наглядности, наглядные методы обучения и пособия издавна является важной сферой психологических, педагогических и методических исследований. Необходимость использования наглядных пособий в детском саду предопределяется особенностями мыслительной деятельности дошкольников- доминированием наглядно-образного вида мышления. В психологическом же плане применения средств показа наглядно основывается на большом значении чувственного восприятия для изучения свойств предметов и явлений действительности. Чувственное познание в учебном процессе может выступать и как самостоятельная сторона развития личности ребенка, и как средство формирования абстрактных понятий.

2.3   Психолого - педагогические рекомендации  по реализация принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми 4-5 лет.

         В рамках данной курсовой работы хотелось бы дать психолого-педагогические рекомендации воспитателям детского сада по реализации принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми среднего дошкольного возраста:

Обновить разделы демонстрационный материал картины семья, животные, транспорт – на более современные  картины полноцветной полиграфии.

Обновить дидактические игрушки в методическом кабинете, исходя из современных требований к игрушке.

Дополнить  картотеку детских писателей современными фотографиями.

В летний период обновить  альбомы с гербариями.

Приобрести технические виды наглядности, такие как: магнитофон, диапроектор, DVD – плеер.

Поставить перед руководством о возможности создания компьютерного класса в детском саду.

Не загромождать занятия  наглядным материалом, при составлении конспекта учитывать психические особенности ребенка данного возраста.

В индивидуальной работе с детьми активнее использовать раздаточный материал.

Сконструировать совместно с детьми макет ландшафта территории детского сада.

Пополнить уголок «Библиотека» в группе фотографиями любимых писателей детей, репродукциями из любимых сказок.

Пополнить уголок «Математика» раздаточным материалом по количеству детей в подгруппе.

Обновить уголок  «Зоопарк» в соответствии с требования программы «Детство».

Заключение.

Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п. Так, для программы «Наш дом — природа» разработан ряд наглядных пособий, игр, созданы списки рекомендуемых для использования по той или иной теме репродукций картин, слайдов, видеофильмов, мультфильмов. Принцип наглядности учитывается и при организации различных видов деятельности ребенка в развивающей предметной среде.

Таким образом, наглядность обучения - это одно из важнейших условий, что обеспечивает успешное формирование у дошкольников  всех форм мышления, служит для них источником получения объективных научных знаний, развития вещания и самостоятельного понимания материала.

В процессе восприятия объекта рядом с восприятием участвуют память и мышление. Образ объекта, который воспринимается является наглядным только тогда, когда ребенок анализирует объект, сопоставляет его с уже приобретенным опытом. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Степень наглядности может быть разным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, от уровня развития ее познавательных способностей, знаний, степени наглядности начальных образов восприятия.

Принцип наглядности выходит из самого процесса восприятие, осмысление и обобщение учениками учебного материала. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, участвует в развитии абстрактного мышления, во многих случаях является его почвой

Использование наглядности на занятиях должно быть целеустремленным и методически оправданным. А это требует серьезного подхода к их адекватному выбору. Следовательно, целесообразно выделить такие требования к использованию наглядности в учебном процессе дошкольного учреждения:

1) соответствие наглядности содержания выучиваемого материала;

2) выделения важнейших признаков предмета;

3) эстетическое оформление наглядности;

4) своевременное использование наглядности;

5) умеренное использование наглядности;

6) соответствие наглядности психологическим закономерностям восприятия;

7) соответствие наглядности уровню развития наблюдательности дошкольников;

8) интерес детей к рассматриваемым наглядным объектам;

9) связок содержания наглядного пособия по опыту дошкольников.

Знание дидактичных требований к наглядности и методическим особенностям ее использования поможет избежать распространенных в дошкольной  практике недостатков и ошибок. Правильно подобранная и использованная наглядность активизирует учебно-воспитательный процесс и сформирует у дошкольника соответствующие знания, навыки и умения.

             В своей работе  подробно раскрыла роль наглядных пособий в разностороннем воспитании дошкольников. Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение, имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на занятиях по развитию речи — условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать занятия большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает дошкольникам сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию детей..

Список использованных источников.

  1.  Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2010. – 326с.
  2.  Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - / В.А.  Артемов  – М.: Просвещение, 2012.- 345с.
  3.  Баранов С.П. Принципы обучения. - / С.П. Баранов – М., Просвещение, 1981. - 354с.
  4.  Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. - / С.П.Баранов – М., - АПН РСФСР, 1963. – 124с.
  5.  Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - / П.П.Блонский- М.: Просвещение, -1964. – 380с.
  6.  Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика /Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. - М.: Академия, 1997. – 216с.
  7.  Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности  к самообразованию: Кн. для учителя. -/ В.Б. Бондаревский -  М.: Просвещение,  1985, - 144с.
  8.  Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - / В.В.Воронов - М.: Педагогическое общество России ,-2012. – 144с. 
  9.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – / Л.С. Выготский  - С-Пб.: Союз,  2008. – 96с.
  10.  Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - / В.В.Давыдов - М.: ИНТОР,   1996. – 544с.
  11.  Дидактические принципы // Педагогическая  энциклопедия: В 4-х, т. 1. - М.: Советская Энциклопедия, 1964. - 832 столб.
  12.  Дименштейн Л.И. Филателия в помощь учению / Л.И.Дименштейн // Начальная школа.  - 1987. - № 6. с. 48.
  13.  Дошкольное воспитание. – М.: 2009. - №4. с.54-59
  14.  Елухина Н.В. Устное обучение на уроке, средства и приемы его организации. - / Н.В.Велухина - М.: Веконт, 1994. – 49с.
  15.  Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов -  / В.И.Загвязинский // Советская педагогика. - 2008. - № 10. с. 22.
  16.  Загвязинский В.И Анализ учебно- воспитательных ситуаций и решение педагогических задач- / В.И.Загвязинский// Советская педагогика. - 1975. - №8. - . 145 - 146.
  17.  Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.  - / В.И.Загвязинский //- М.: Знание, 1987. – 77с.
  18.   Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - / Занков Л. В. //  Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. —М.: Дом педагогики, 2009. — 608 с.
  19.  Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. - / З.И.Калмыкова -  М.: Знания, 2009. – 48с.
  20.  Коменский Я.А. Великая дидактика. - / Я.Л. Коменский. // Избранные педагогические сочинения в 2-х т. — М.: Педагогика,1982, т. 1., с. 384
  21.  Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет. сада и родителей. – / Е.Е.Кравцова - М.: Просвещение; 1996. – 160с.
  22.  Крупская Н. К. Об учителе. Избранные статьи и речи. – / Н.К.Крупская - М.:  Академия пед. наук РСФСР, 1960. – 360с.
  23.  Лернер И.Н. Процесс обучения и его закономерности. - / И.Н. Лернер - М.: Советская педагогика, 2010. – 96с.
  24.  Леонтьев А.Б. Психологические вопросы сознательности учения. - / А.Б.Леонтьев - М., Советская педагогика, т. 1.  - 1983.- с. 360
  25.  Мир детства: Дошкольник // Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981, - 256с.
  26.  Оборудование педагогического процесса в начальной школе. – М.: Просвещение, 1975. – 56с.
  27.  Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей.  -/ Под ред. П.И. Пидкасисктого./ - М.: , Российское педагогическое агентство,  2010. – с. 172- 184.
  28.  Педагогический энциклопедический словарь. - М., Большая Российская энциклопедия, 2011. 
  29.  Петрова И.А. Использование игры в учебном процессе. / И.А.Петрова // Начальная школа. - 2008. - № 3. с. 23.
  30.  Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - / М.М.Поташник - М.:  Знание, 1987 - 80 с.
  31.  Ушинский К.Д.. Родное слово. Книга для учащих. Собрание сочинений,  М., Л., 1974.

Приложение А.

Конспект открытого занятия по математике в средней группе 
Тема: «Пара»

Цель:

уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединенных общим признаком;

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода)

закрепить счетные умения, геометрические и пространственные представления, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов.

тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, инициативность; сформировать опыт самоконтроля и коррекции своих ошибок.

формирование познавательного интереса, самостоятельности, качеств товарищества и взаимопомощи, умения понимать правила игры и действовать по согласованному правилу. 
Материалы к занятию:

Демонстрационный: игрушка зайца, ширма, нарисованный шкаф, карточки с изображением брюк, шапки, свитера, шарфа, варежек, носок, коньков, шорты, пляжный тапочек, шляпы, ботинка, перчатки, картинка с изображением ботинка, тапочка, перчатки и рубашки, стулья с номерами 1-5.

Раздаточный: карточки с изображением 1-5 фигур, варежка, вырезанная из бумаги, геометрические фигуры, кубики с цифрами.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: 

мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Звенит звонок. Дети садятся в круг на коврике. 
- Какое сейчас время года? 
- Чем вы любите заниматься зимой?
- Недавно я встретила Зайца. Он сказал, что очень хочет покататься на коньках, только не знает, что ему одеть. Поможем ему собраться?
2. Актуализация знаний.
2. 1. Игра «Билеты на поезд».
Дидактические задачи: 

закрепить умение соотносить цифры 1-5 с количеством предметов, различать левую и правую сторону;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, сформировать опыт самоконтроля.

- А как вы думаете, где живет заяц?
- На чем можно добраться до леса? (дети перечисляют виды транспорта)
- Посмотрите, на станции нас уже ждет поезд. Давайте тогда поедем на поезде.
- Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд?
- Где покупают билеты?
- Кто продает билеты?
- Будьте внимательны. На билетах нарисованы круги. Вы должны их пересчитать и сесть на место, цифра на котором соответствует количеству кругов.
Детям раздаются билеты. Дети садятся на свои места в поезде.
 
- Уважаемые пассажиры, приготовьте, пожалуйста, билеты.
Воспитатель-контролер проверяет и забирает билеты.
- Все пассажиры на местах, билеты проверены - можно ехать.
- Посмотрим в окно направо (налево, назад, вперед).
- Сколько за окном зверюшек… Давайте им помашем правой рукой (левой рукой)
- Приехали в лес. 
- Только для того, чтобы попасть в гости к Зайцу, нам надо превратиться в зайчат. Какие у зайчат уши длинные или короткие? А хвостик?
Дети скачут за воспитателем и рассаживаются на стулья перед ширмой.
2.2. Игра «Собираемся на каток» (начало).
Дидактические задачи:
 

 актуализировать знания детей об окружающем мире;

создать мотивационную ситуацию для уточнения представлений детей о понятии «пара»;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

Заяц (кукольный театр):
- Здравствуйте, ребята!!!
- Мне так хочется пойти покататься на коньках, но я не знаю, что одеть. Поможете мне?
Воспитатель:
- Давайте заглянем в шкаф и посмотрим, какие же вещи приготовил Заяц.
Воспитатель открывает шкаф, в котором висят изображения брюк, шапки, свитера, шарфа, одной варежки, одного носка, одного конька, а также несколько предметов летней одежды (шорты, пляжный тапочек, шляпа).
 
- Как много вещей! Все ли ему пригодиться?
Дети должны заметить и перечислить летние вещи.
После ответов детей воспитатель откладывает летние вещи в сторону.
- А почему эти вещи ему не пригодятся?
- Сумеете ли вы теперь одеть зайца на прогулку?
- Почему вы не сможете этого сделать?
(Не хватает одного носка, конька и одной варежки).
3. Открытие нового знания.
Игра «Собираемся на каток» (окончание).
Дидактические задачи:
 

уточнить значение слова «пара», его правильное использование в речи;

сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать память, речь, творческие способности, инициативность, логическое мышление.

-Что нужно сделать, чтобы заяц все-таки пошел кататься на коньках?
(Надо дать ещё один конек, носок и варежку, что бы их было по два).
После ответов детей воспитатель выставляет на доске еще одно изображение конька, носка и варежки.
- Молодцы! Посмотрите на картинку и скажите, чего ещё бывает только по два?
На картинке изображены ботинок, тапочек, перчатка, рубашка.
- Почему этих предметов не может быть по одному? (Потому что у нас 2 руки, 2 ноги и т.д.)
- Есть предметы, которые используются только вместе. Их называют парой: пара коньков, пара… (ботинок), пара… (варежек) и т.п. (говоря «пара», воспитатель показывает на картинку, а дети продолжают: лыж и т.д.)
- Молодцы! Собрали Зайца! Так пойдемте кататься с ним на коньках! Только каток находится далеко от Зайкиного дома, поэтому мы поедем на автобусе. 
Дети становятся друг за другом и едут на каток (ковер)
4. Включение нового знания в систему знаний.
4.1. Игра «На катке»
Дидактические задачи: 

организовать активный отдых детей,

развивать фантазию, воображение.

- Вы будете кататься на коньках под музыку, но как только музыка закончится, вы должны разбиться на пары. Сколько человек берутся за руки, когда им нужно встать парами?
Звучит музыка. Дети имитируют катание на коньках. Музыка останавливается – дети становятся парами.
 
- Ребята, вы, наверное, все в снегу, отряхните друг друга от снега. 
- А теперь представьте, что вы замерзли. Как вы будете греться?
Дети могут прыгать, стучать ногой об ногу, тереть себя руками и т.п.
- Молодцы, Зайцу очень понравилось с вами играть и он приглашает вас к себе домой.
Садитесь в автобус и поехали. 
- Рассаживайтесь за столы.
4.2. Игра «Найди варежку».
Дидактические задачи: 

закрепить представления о квадрате, круге, треугольнике, овале и прямоугольнике, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, пространственные отношения «вверху», «внизу», «посередине», «справа», «слева», счетные умения;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, творческие способности, инициативность, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля и коррекции своих ошибок.

- Ребята, на катке заяц потерял одну варежку и просит вас сделать ему такую же, чтобы была пара.
Воспитатель показывает детям варежку, на которой в ряд наклеены три геометрические фигуры: квадрат, круг и треугольник. У каждого ребенка на столе лежит вырезанная из альбомного листа варежка и геометрические фигуры, кубики с цифрами.
- Какой цифрой можно показать пару? Покажите мне эту цифру.
- Сколько фигур нарисовано на варежке? Покажите мне эту цифру.
- Чем фигуры отличаются? (формой, цветом)
- Чем они похожи? (одинаковый размер)
- Какая фигуры стоит посередине? 
- Какая фигура расположена справа от желтого круга, слева от желтого круга?
- Теперь вместе назовем фигуры слева на право.
- Внимательно посмотрите на узор и запомните количество и расположение фигур.
- Зайка хочет с вами поиграть. Он спрячет свою варежку, а вы по памяти выложите точно такой же узор. Положите перед собой варежку и выкладывайте.


После того как задание будет выполнено всеми детьми, оно проверяется. 
- Посмотрите на варежку и исправьте ошибки, если они есть.
- А теперь закройте глаза.
Воспитатель добавляет к узору прямоугольник (над узором) и овал (под узором).
- Открывайте глаза и скажите, что изменилось. 
- Сколько фигур я добавила?
- Какая фигура появилась сверху? (Какая снизу?)
- Какого цвета эти фигуры?
- Сколько всего фигур стало на варежке?
- Покажите мне эту цифру.
- Выложите у себя такой же узор.
Дополнительно. Пальчиковая игра “Заяц и кочан капусты”.
Дидактические задачи:
 

организовать активный отдых детей,

развивать мелкую моторику рук,

тренировать умение согласовывать ритм движений со стихотворным ритмом,

развивать фантазию, воображение.

Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (руки в замок)
Стал зайчишка с хрустом (пальцы одной руки обхватывают кулак другой руки)
Грызть кочан капусты: (руки меняются)
Хруст-хруст, хруст-хруст… 
Съел и уснул. (сложенные руки кладем под щеку, глаза закрываем)
А потом проснулся… (широко открываем глаза)
Сладко потянулся (руки вверх, c усилием растопыриваем все пальцы)
И домой вернулся! (делаем руками домик над головой)
5. Итог занятия.
Дидактические задачи:
 

восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии,

создать ситуацию успеха,

проанализировать работу детей на занятии. 

Заяц: 
- Спасибо, вам ребята. Вы такие умные и веселые! Вы понимаете, что такое пара, умеете считать, отличать зимние вещи от летних.
Заяц рассказывает, кто занимался хорошо, а кому нужно больше стараться.
- В благодарность за вашу помощь Заяц вам приготовил подарок. 

Приложение Б.

Конспект занятия в средней группе по теме «Весна»

Программное содержание:

- уточнять характерные весенние признаки;

- развивать логическое мышление;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику;

- выявлять простейшие причинно-следственные связи;

-развивать память, связную речь, правильное произношение.

-воспитывать любовь к природе.

- активизировать качественный словарь.

-воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Материалы:

 Демонстрационный серия сюжетных картинок о весне; картинка, на которой с помощью палочек изображен парусник, мяч, корзина с подснежниками из бумаги.

 Раздаточный - счётные палочки.

Предварительная работа: Наблюдение за весенними явлениями природы на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о весне, заучивание стихов о весне, рисование на тему «Весна».

Словарная работа: Весна, капель, погода, ручей, проталина, лужа, почки, листья, подснежник трава,. Весенний, первый, зелёный, тёплый, долгожданная. Пришла, капать, таять, светить, течь, набухать, появляться, лопаться, наступила.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель с детьми входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Дети, скажите, какое сейчас время года?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:

Расскажу я всему свету,

Что зимы уж больше нету.

Поглядите, вот она,

По земле идет весна!

(Звучит мелодия, входит весна.)

Весна: Я распускаю почки

В зелёные листочки,

Деревья поливаю

Движением полна,

Зовут меня Весна!

Здравствуйте, ребята! Я слышала, вы беседовали обо мне. А какие, весенние признаки вы знаете?

1 ребенок: Что ни сутки, по минутке,

День длинней, короче ночь.

Потихоньку прогоняем

Зиму прочь!

2 ребенок: Снег растаял, снег растаял,

Это новость непростая,

Это значит наступает

Настоящая Весна!

3 ребенок: Последний снег в апреле тает.

Все рады солнцу и весне,

Весна в апреле прилетает,

С весёлой ласточкой ко мне!

4 ребенок: На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна,

Идёт апрель, звенит капель,

В лесу у нас весна!

5 ребенок : Черёмуха, черёмуха

Ты что стоишь бела?

Для праздника весеннего,

Для мая расцвела!

Весна: Молодцы, ребята! Я вижу, вы знаете много весенних признаков. А значит любите весну, а поиграть со мной хотите?

Дети: (ответы детей)

Д/и с мячом «Земля, вода, воздух».

Весна называет слово «земля» и кидает мяч ребенку. Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать живое существо, живущее на земле. На слово «воздух» -птицу, на слово «вода» - обитателя водоема.

Воспитатель: Ребята, а теперь присаживайтесь на стульчики. Обратите внимание на картину.

На доске – картинка "Весна"

Рассматривание картины по наводящим вопросам:

- какое время года изображено на картине?

(ответы детей)

- почему вы так думаете?

(ответы детей)

- кто изображён на картине?

(ответы детей)

- во что дети одеты?

(ответы детей)

- что они делают?

(ответы детей)

Весна: А теперь, ребята, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка:

Под весенние напевы

повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

Воспитатель: Что любят делать дети весной?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы любите пускать кораблики?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам выложить парусник из счётных палочек, но их должно быть не больше десяти. (детям предлагается образец парусника и набор счетных палочек)

Д/И "Собери фигуру"

Весна: Ребята, а сейчас отгадайте загадки обо мне.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В улей пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Весной)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы.

(Скворечник)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек)

Весна: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях, но мне пора уходить. За то что вы такие умные, дружные и весёлые я дарю вам весеннее настроение!

(Весна передает корзину с цветами воспитателю, корзина прикрыта зеленой тканью) .

Весна: До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Весна!

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что за весеннее настроение подарила нам весна! (заглядываем в корзину, а там цветы)

Воспитатель: Ребята, а что это за цветы? Как они называются?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А давайте нашим весенним настроением поделимся с нашими гостями! (дети дарят цветы гостям) .

Воспитатель: На этом всем спасибо за внимание! До свидания!



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
18203. Изучение эффективности практического применения сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста 99.61 KB
  В последние годы как свидетельствуют специальные экспeриментальные исследования наиболее распространёнными явлениями у детей являются тревoжность и страхи И. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос оoзначении восприятия и переживания сказки для психичeского развития ребенка становления его как личности раскрытия творческого потенциала. Cвязано это с открытием новых возможностей работы со сказкой которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический фенoмен но и...
4852. Использование нетрадиционной техники изображения в работе с детьми средней группы дошкольного возраста 50.63 KB
  Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста т. Дети любят рисовать старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами осваивают отдельные приемы и способы рисования но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей чаще остаются на среднем уровне многие композиции выделяются скудностью содержания штампами. Таким образом возникла необходимость создать такую систему занятий...
11538. Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно – прикладного искусства на уроках технологии 104.42 KB
  Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: 1.1 Общая характеристика средств обучения Для достижения поставленных целей обучения в средней школе предусмотрено использование разнообразных средств обучения которые в методической литературе классифицируются следующим образом: вопервых по той роли которая им отводится в учебновоспитательном процессе на основные и вспомогательные; вовторых по адресату для учителя и для учащихся; втретьих по каналу поступления информации на слуховые зрительные...
5004. Особенности взаимодействия учителя иностранного языка с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения 56.84 KB
  Организация обучения иностранному языку в дошкольных образовательных учреждениях. Цели обучения иностранному языку. Принципы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Основные компоненты содержания обучения. Организационные формы обучения. Методы и приемы обучения и воспитания. Кроме того дошкольные образовательные учреждения получили возможность работать по различным программам которые пришли на смену прежде единственной в России универсальной типовой...
9766. Исследование изобразительных способностей детей среднего дошкольного возраста 285.79 KB
  Проблема способностей в психологии. Исторический аспект изучения проблемы способностей в психологии. Виды способностей. Исследование изобразительных способностей детей среднего дошкольного возраста...
12571. Организация коллективных занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 35.26 KB
  Теоретические основы организации коллективной изобразительной деятельности старших дошкольников. Формы организации коллективной деятельности на занятиях по изобразительной деятельности. Условия организации коллективной деятельности. Экспериментальное изучение проблемы организации коллективных занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
20034. Влияние стиля общения воспитателя с детьми на развитие речи детей дошкольного возраста 39.5 KB
  Столетовых Педагогический институт Факультет дошкольного и начального образования Кафедра дошкольного образования Контрольная работа по дисциплине Теория и методика развития речи на тему: Влияние стиля общения воспитателя с детьми на развитие речи детей дошкольного возраста Выполнила: студентка 2 курса группы ЗДОс– 112 заочной формы обучения факультета ДиНО Рябова З. Понятие и стили педагогического общения 2. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это...
19284. Работа воспитателя дошкольного образовательного учреждения в сенсорной комнате с детьми раннего возраста 35.92 KB
  Именно это возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств накопления представлений об окружающем мире развития сенсорных способностей. Актуальность любых вопросов связанных с сенсорным развитием детей обусловлена тем что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Это обусловлено прежде всего значением сенсорного развития ребенка для его будущей жизни так как развитая сенсорика - это основа для совершенствования практической деятельности современного человека...
15877. Педагогические условия развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр 6.01 MB
  Психолого-педагогические основы развития связной речи детей дошкольного возраста. Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр15 Глава 2. Педагогические условия развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр.
13868. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РФ 603.88 KB
  Основное место в регулировании этих отношений отводится бюджета. За счет средств бюджета полностью содержатся органы власти обороны международные экономические отношения. Распределение доходов между бюджетами разного уровня согласно поставленными перед ними задачами и обусловленными этими задачами расходами объективно требует дифференциации приоритетов в направлении финансовых ресурсов. Целью данной работы является рассмотреть роль федерального бюджета в социальноэкономическом развитии РФ.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.