Основные виды форм (источников) права

Понятие формы источника права. Внешнюю форму выражения права официального закрепления называют формой права. Трудно перечислить все когда-либо имевшие место источники формы права. Сегодня в теории выделяются следующие широко известные: естественное право; нормативный правовой акт; нормативный договор; правовой прецедент судебный или административный прецедент; правовой обычай; религиозные догмы; правовая доктрина; принцип права; правосознание.

2015-07-13

59.56 KB

6 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE   \* MERGEFORMAT3

СОДЕРЖАНИЕ

[1] СОДЕРЖАНИЕ

[1.1] 1.1 Понятие формы (источника) права

[2] 2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ,    В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ


ВВЕДЕНИЕ

Право берет свое начало в жизни человека и общества, и его источником, говоря научно, служит объективная реальность, общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), воля граждан, воля народа, воля государства. Потребность в праве была обусловлена тем, что прежние социальные регуляторы не могли успешно согласовывать столь различающиеся и даже противоположные интересы. При этом, упорядочить взаимоотношения людей - носителей разнородных интересов можно было только с помощью четких правил поведения, формально закрепленных в официальных действующих документах государства (законах, указах, постановлениях) и обеспеченных его принудительной силой.

Становясь юридической реальностью, право должно иметь доступную форму выражения. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя находит свое выражение в правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Внешнюю форму выражения права (официального закрепления) называют формой права. Трудно перечислить все, когда-либо имевшие место источники (формы) права. При этом первые идеи о государстве и праве были выдвинуты ещё в эпоху рабовладения. Наиболее полные, системные знания были изложены в трудах Платона и Аристотеля.1 

Сегодня в теории выделяются следующие широко известные: естественное право; нормативный правовой акт; нормативный договор; правовой прецедент (судебный или административный прецедент); правовой обычай; религиозные догмы; правовая доктрина; принцип права; правосознание.

Актуальность данной темы заключается в том, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве.

В России проблемы развития источников права были предметом теоретико-правового анализа еще в дореволюционной правовой науке. Так, в конце XIX - начале ХХ вв. различные аспекты названной проблемы нашли свое отражение в трудах Н.М. Коркунова, И.В. Михайловского, Л.И. Петражицкого, Г.Ф. Шершеневича и др. В советский период комплексным исследованием занимались Н.Г. Александров, С.Л. Зивс, С.Ф. Кечекьян, М.С. Строгович, Л.С. Явич и др. В постсоветское время проблемы, связанные с источниками права, разрабатывались О.А. Иванюк, М.Н. Марченко, Г.И. Муромцев, О.А. Плоцкая, Р.А. Ромашов, Б.Н. Топорнин и др.

Наряду с комплексными исследованиями проблем источников права имеется множество работ, посвященных отдельным источникам права: общетеоретических позиций М.Н. Марченко, с конституционно-правовых позиций Е.В. Колесников, Т.М. Пряхина; нормативным правовым актам О.В. Богатова, С.А. Иванов, нормативным правовым договорам Ю.Ю. Кулакова, М.А. Нечитайло, правовым обычаям О.В. Малова, А.И. Поротиков, Т.В. Сергеева и др. Данный вопрос полно освещается в трудах С.С. Алексеева, С.А. Комарова, А.С. Пиголкина, В.В. Лазарева, Н.Н. Разумовича, А.А. Максимова, Г.И. Муромцева, В.Н. Хропанюка и др.

Цель данной работы: изучить основные виды форм (источников) права.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать труды отечественных авторов по названной теме;

- раскрыть основные источники (формы) права;

- определить особенности действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Теоретической основой написания работы явились: действующее законодательство РФ, труды вышеназванных авторов, учебно-методическая литература по теме курсовой работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

1. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

1.1 Понятие формы (источника) права

Источник (форма) права - это внешний способ выражения государством норм права.2 

Источники (формы) права - это официально определенные формы внешнего выражения содержания права.3

То есть, если содержанием права является совокупность правил поведения, а его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли.

Г.Ф Шершеневич указывал, что понятие источника права является не вполне точным (источник происхождения, существования, изготовления, познания и т.д.), предлагая категорию «форма права», под которой понимаются «различные виды права, отличающиеся по способу выработки содержания норм».4 По его мнению, правовая форма как категория обозначает всю правовую реальность в отличие от формы права. Под формой права понимаются «определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы - упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера». 5 При этом в самой форме права различается ее внутренняя (структура права, т.е. отрасли, институты, нормы права) форма и внешняя (система нормативно-правовых актов или система законодательства).

Весьма интересное понятие источника дает Л.И. Спиридонов. По его мнению, источник права -  процесс селективной эволюции культуры, аккумулирующей в своих нормах поведения социальный опыт человечества (или опыт того общества, в котором они действуют). Если нормы культуры обеспечивают существование социального целого, то они объективно становятся общеобязательными, т.е. правом. Роль государства в этом процессе ограничивается тем, что оно, будучи органом выполнения общих дел населения страны, обеспечивает соблюдение общеобязательных правил поведения принудительной силой. Государство участвует лишь в правореализации, но не в правотворчестве, кроме, разумеется, тех случаев, когда оно издает законы, санкционируя уже сложившиеся социальные нормы или пытаясь уловить и зафиксировать в законе потребность (тенденцию) в правовом нормировании сформировавшихся общественных отношений.

Источникам права присущи такие черты, как:

- обязательность означает категоричность и не отрицательность правовых установок;

- формальная определенность предполагает конкретное и четкое оформление правовых предписаний в различных формах права;

- общеизвестность - качественный признак форм права, связанный с информированием о правилах поведения, пределах их действия.

В общей теории права принято различать понятие источника права в материальном (материальные условия жизни общества и потребности людей), идеологическом (идейном: доктрина, мораль, правосознание) и юридическом (как способ внешнего выражения и закрепления правовых норм) смыслах.6 

В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. Это материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения, существующие в обществе формы собственности и т.п.

В идеологическом (идейном) смысле источником права является правосознание, правовая идеология, правовая культура. При этом имеется в виду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Т.к. право, прежде чем сложиться в конкретные нормы, проходит через волю и сознание общества, граждан и конечно законодателей, которые принимают конкретные законы.

Источник права в формальном (юридическом) смысле - это способ закрепления и существования норм права. В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты.

При этом, все юридические источники права разделяются на установленные государством и санкционированные им (рис. 1).

Рисунок 1 - Юридические источники прав

Деление источников права на установленные государством и санкционированные им имеет исключительно важное познавательное и практическое значение. Оно позволяет не только «разложить по полочкам», т.е. привести в единую систему многочисленные юридические источники права, но и прогнозировать их юридическую силу в зависимости от правотворческой «близости» к органам государственной власти, их породившей.7

Следует сказать, что представление об источниках права, так же, как и их виды, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи, утратив свою значимость, сохранили лишь историческую ценность. Однако, формы (источники) права варьировались и варьируются не только в зависимости от этапов развития общества, государства и права, но и в зависимости от особенностей самих правовых систем. Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.).8 

В конкретной системе права обычно признается несколько источников права, но их значение в каждый исторический период может быть неодинаково. При этом, в ходе исторического развития изменяются не только представления об источниках права, но и их виды. Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности.

В некоторых странах источником права служат богословские доктрины, религиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду, Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, и др.9

Таким образом, источники права - это исходящие от государства или признанные им официально документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического общеобязательного значения, рассчитанной на неоднократное применение. Формирование таких правил поведения может осуществляться путем прямого установления государством в процессе его правотворческой деятельности в виде актов компетентных государственных органов либо путем санкционирования сложившихся правил, норм поведения, судебных решений и пр.

Следует особо подчеркнуть, что не любой государственный правовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения, общие правила, другими словами, представляет собой нормативный акт. Например, указы Президента о присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и т.д. не есть источник права, хотя налицо их государственно-правовой характер. Они не могут выступать источниками права, ибо не содержат каких-либо общих правил, то есть юридических норм. Такие акты, разрешающие индивидуальные, конкретные дела, именуются индивидуальными. Издаются они всеми государственными органами, но, естественно, в пределах их компетенции (например, соответствующие структуры власти принимают решение о предоставлении гражданам жилой площади, о назначении пенсии и т.д.), но от этого источниками права не становятся.

1.2 Основные формы (источника) права 

Как уже было сказано ранее, за долгую историю права было выработано множество различных форм его закрепления. При этом, традиционно в группу основных включают: правовой обычай, судебный прецедент и нормативно-правовой акт. К числу основных источников, крупнейшие современные правоведы (академик В.С. Нерсесянц, профессор С.С. Алексеев и др.), относят и естественное право (табл. 1).10

Таблица 1 - Основные источники права11

Правовой обычай

Вошедшее в привычку народа правило, которому государство придает общеобязательное значение и гарантирует eгo соблюдение

Судебный прецедент

Судебное решение по конкретному юридическому делу, служит образцом при рассмотрении аналогичных дел

Нормативно-правовой акт

Созданный компетентными государственными органами официальный документ, содержащий нормы права

Естественное право

Прирожденные и неотчуждаемые права человека, официально признанные государством и закрепленные в eгo конституции и других законах

Рассмотрим основные формы: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт. При этом особенности нормативно-правовой акт в РФ рассмотрим более подробно.

Исторически первым источником права был обычай. Обычай связан с традицией и способен передаваться от поколения к поколению. Обычное право господствовало только на ранних этапах развития правовых систем. Так, первые законы античного и феодальных обществ были по существу сводами обычного права отдельных племен. Примерами могут служить, так называемые «варварские правды», Судебник Альфреда Великого в Англии, законы Этельстана. В ходе истории оно постепенно вытесняется другими юридическими источниками.

Правовой обычай исторически сложился в определенное правило поведения и вошел в привычку в результате многократного применения, имеющего юридические последствия. Обычаи связаны с мощной этнокультурой, даже после укрепления государственности они сохранили свое значение в качестве источников (форм) права.

Таким образом, правовой обычай – это санкционированное и охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в обществе в результате его фактического применения в течение длительного времени независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение.12 

Первоначально обычные нормы не имели документального выражения, но на определенном этапе исторического развития правовой обычай начал письменно санкционироваться, инкорпорируясь в нормативно-правовые акты («Русская Правда»).

Однако, не каждый обычай является правовым. Для того чтобы обычай из источника социального поведения превратился в источник права, необходимо наличие следующих условий:13

- признание обычая в качестве правового обществом и государством;

- наличие определенного срока действия обычая;

- непротиворечивость обычая публично-правовому порядку отношений.

Использование правовых обычаев в современных условиях сведено к минимуму. По мере совершенствования деятельности правотворческих органов пространство действия обычая сокращается. Но такое положение характерно только для государств с развитыми системами права. Напротив, в странах Азии и Африки правовой обычай продолжает оставаться ведущим источником права.

Правовой обычай и в современных условиях остается значимой и весьма распространенной формой права в ряде государств современных демократий, например, в Швеции, Великобритании, Испании и др. Правовые обычаи сохраняют значение источников права не только в отраслях частного, но и в отраслях публичного, особенно государственного права.14 

Действие обычного права начинается там, где молчит закон. Например, суды в дореволюционной России за недостатком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.). Обычное право не должно противоречить закону.

Советское право обычай практически не восприняло. В современной России, несмотря на то, что правовой обычай не является типичным источником права для правовой системы, он сохраняет свое значение в отраслях частного права, особенно гражданского, в соответствии с которым на территории России признаются в качестве формы права обычаи делового оборота, не противоречащие законодательству России.

Признание обычая и превращение его в норму права осуществляется разными путями. В условиях рыночных отношений широкое распространение получили «обыкновения», сложившиеся в хозяйственной практике. Это в частности, торговые обыкновения, обычаи данного порта, применяемые при регулировании морских перевозок, и другое.

Иногда государство санкционирует обычай в официальной, документальной форме. Так, в Гражданском кодексе РФ есть статья 5, в которой признается так называемый «обычай делового оборота», т. е. не предусмотренное законом правило поведения, которое складывается и широко применяется в какой-либо области предпринимательской деятельности (конечно, если это правило не нарушает никаких других законов).

Но может быть и другой путь: обычай нигде документально не закреплен, а государство фактически, хотя и не официально («молчаливо») санкционирует его. Так, суды России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью, хотя такой правовой нормы в нашем законодательстве нет.

В целом же следует отметить, что в России этот источник права распространен очень мало.

Особое значение сохраняет правовой обычай в области международного права. Он становится источником международного права, когда отношения между субъектами международных отношений не урегулированы международными договорами. Для этого правовой обычай должен быть признан всеми государствами, на территорию которых он будет распространяться.

В ряде случаев правовой обычай является более оптимальным и гибким источником права по сравнению с международным договором, так как для возникновения последствий по международному договору требуется согласование воль многих членов международного сообщества. В ряде случаев может возникать ситуация, связанная с необходимостью в подчинении субъектов права нормам международного договора в порядке правового обычая, если договор еще не вступил в юридическую силу.

Юридическим прецедентом является судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права при разрешении аналогичных дел в дальнейшем.15 

Судебный прецедент имеет значение источника права в том случае, когда признается, что судебное решение, вынесенное по конкретному юридическому делу, может стать правилом, своеобразным эталоном, моделью для разрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное решение, по существу, становится нормой права, и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Он создается не правотворческим органом, а непосредственно судебными или административными органами.

Например, судья рассматривает дело, но в законах страны нет необходимой именно для данного случая нормы права. В этом случае судья сам принимает решение, руководствуясь, конечно, общими принципами права, своим мировоззрением, моральными ценностями, опираясь на свой опыт и житейскую мудрость. Если принятое судьей решение окажется достаточно убедительным образцом при рассмотрении аналогичных дел, оно становится судебным прецедентом. Таким образом, получается, что суд не только применяет, но и сам создает правовые нормы.

Судебный прецедент признавался ещё в Древнем Риме. Решения преторов и других магистратов по конкретным делам считались там обязательными образцами (источниками права) для решения всех аналогичных дел. В результате сложилась целая система преторского права.

Распространенный в Средневековье судебный прецедент постепенно теряет своё значение в Новое  время, играя главную роль лишь в  Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англо-саксонское общее право.

В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как на источнике права. Юридический прецедент является преобладающим источником права в странах общего права (Великобритания, США, Новая Зеландия, Канада). Законы, которыми руководствуются в этих странах, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело. При этом, в разных странах даже одной правовой семьи юридический прецедент применяется по-разному. Особенное распространение судебный прецедент получил в Великобритании.

Так, например, практика применения прецедента связана следующими правилами: решения, вынесенные Палатой лордов, обязательны для всех судов; решения, принятые апелляционным судом, обязательны для него самого и для нижестоящих судов. Кроме того, в Великобритании авторитет юридического прецедента тем выше, чем старше его возраст.

В США, в силу особенностей федеративного устройства страны, правило прецедента не действует так строго: Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям; штаты независимы и каждый имеет собственную судебную систему и, соответственно, судебную практику.16

В России юридический прецедент имеет форму Постановлений Верховного Суда, в которых конкретизируются и детализируются общие нормы закона. Таким образом, в нашей стране подход к судебной практике, к судебным решениям, можно выразить так: задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права.

Источником права может стать прецедент не любого суда, а лишь решения по конкретным делам судов высших судебных инстанций. Но в случаях наличия коллизий норм права в законах, для решения конкретного дела применяется юридический прецедент. В странах романо-германской правовой системы юридический прецедент даже обладает определенным авторитетом. Но он рассматривается в качестве способа фиксации норм права лишь в чрезвычайных ситуациях. В основном роль прецедента в странах романо-германской системы не выходит за рамки толкования права.17

Нормативно-правовой акт - это письменный документ, созданный в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера, который содержит нормы права и направлен на урегулирование определенных общественных отношений. 

Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правом на издание нормативно-правовых актов наделены органы, специально указанные в законе.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Особенности нормативно-правового акта состоят в следующем:18

- это акт нормативного характера (содержит нормативные предписания);

- это правовой акт (содержит только нормы права, в отличие от актов нормативного содержания, напр., инструкции по правилам эксплуатации техники);

- это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или на референдуме (процедура, предусматривающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, «чтения законов», промульгацию и др.);

- это акт, обладающий общеобязательностью (рассчитан на неопределенный круг лиц);

- это акт, оформляемый в виде официального государственного документа (с соблюдением необходимых реквизитов и указанием порядка вступления его в законную силу);

- это акт, в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, главы, разделы).

Классификация законов может иметь следующий вид:19

- по юридической силе (Конституция, ФКЗ);

- по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);

- по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);

- по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские);

- по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);

- по сроку действия (постоянные и временные);

- по кругу лиц (действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства);

- по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).

Статьи нормативно-правовых актов четко формулируют предписываемые правила поведения, при этом они могут подвергаться быстрым изменениям по сравнению с иными актами.

Нормативный договор - это соглашение «двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.)».20 

Закон не устанавливает права и обязанности сторон на основе уже существующих норм права, но, в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым обязуются в будущем подчиняться их участники.

Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для субъектов внутригосударственного договора эти нормы являются источником права, в соответствии с которым могут издаваться нормативно-правовые акты.

Среди договоров нормативного содержания выделяют внутри-национальный и международный договоры.

Внутринациональный договор как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов и т.д.21 

Международный договор является соглашением между государствами. Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Если внутринациональный договор имеет субординационную природу по отношению к национальному законодательству, то между-народный договор имеет координационную природу, определяя взаимо-отношения равноправных субъектов правотворчества. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству.

В Российской Федерации, среди них важное место занимают международные договоры и договоры между Федерацией и ее субъектами. При этом, договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия) или учредительными (например, Соглашение о создании Содружества Независимых Государств).

Таким образом, формы (источники) права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Они имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково. Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права.

В целом, применительно к разным системам права, известны следующие основные виды источников (форм) позитивного права: правовой обычай (обычное право), судебный прецедент, юридическая доктрина, религиозный памятник («священные книги» различных религий), нормативно-правовой договор, нормативно-правовой акт, естественное право.


2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ,    В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Любой нормативно-правовой акт имеет пределы своего действия. Они распространяются на определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие, и:

- ограничены временными границами (действуют во времени);

- им присущи территориальные ограничения (действие в пространстве);

- относятся ко всем или конкретным субъектам (действие по кругу лиц).

При этом, в первую очередь, важно уяснить начальный и конечный моменты действия закона, вступление его в силу с даты принятия или опубликования, или в порядке, определенном самим нормативно-правовым актом, другими актами, специально регулирующими порядок введения их в действие.22

2.1 Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие во времени предполагает необходимость учета времени вступления акта в законную силу и утрату законной силы. Обычно акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом или начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования.

В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу:

- указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия;

- указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу (с момента принятия, с момента опубликования и т.д.).

Если в принятом нормативном акте не определены такие дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила вступления акта в силу. Так, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрания законодательства Российской Федерации». Федеральные законы публикуются в «Российской газете», а также в «Парламентской газете» и передаются для внесения в банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Публикация нормативно-правовых актов в названных изданиях является официальной.

Акты Президента РФ, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Названные сроки вступления нормативно-правовых актов в силу не применяются в случаях, когда при их принятии установлен другой срок введения их в действие.

Акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления - со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, официальное опубликование. Эти акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование этих актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу.

Нормативно-правовые акты во времени перестают действовать в силу различных обстоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.).

В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике.

Нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному РФ, и если он специальным решением Конституционного суда признается неконституционным.

Необходимо учитывать правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на отношения, существовавшие до момента принятия нового закона (новой редакции). Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие.

Придание закону обратной силы возможно лишь в двух случаях:23

- во-первых, он имеет обратную силу, если специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу;

- во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие уголовную либо административную ответственность или иным способом улучшающие положение правонарушителя.

2.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве 

Действие в пространстве определяется территорией распространения властных полномочий органов, издающих акт. По общему правилу нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган.  

Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. В соответствии с территорией действия свое пространство имеют федеральные нормативные акты, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты.

Федеральные законы имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы и иные нормативные акты субъектов действуют лишь на их территории: республики, края, области, автономные округа, города федерального подчинения; акты местного самоуправления - на территорию соответствующих административных единиц (города, районы и т.д.).

При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативно-правовые акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации (например, акты о труде для работников Крайнего Севера, для работников пустынных или высокогорных районов, зона Чернобыльской аварии и др.).

На территории Российской Федерации законодательство действует на всех субъектов права, находящихся на ее территории - на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), на государственные органы, общественные организации, юридические лица.

Нормативные акты РФ распространяются также на территории посольств, представительств, военных, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом. Отдельные нормативные акты могут распространяться на российских граждан, работающих за рубежом.

Действие нормативно-правовых актов по территории регулируется также международно-правовыми актами и договорами. Так, международными договорами также регулируется экстерриториальное действие правовых актов РФ (распространение законодательства страны за ее пределами).

Таким образом, принцип территориального применения нормативно-правовых актов означает, что акты федеральных органов действуют на всей территории, акты субъектов федерации - на территории данного субъекта, акты органов местного самоуправления - на территории, управляемой этим органом.24

2.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

На территории России нормативные акты действуют в отношении всех её граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, действие которых распространяется не на всех, а только на отдельные категории граждан или должностных лиц, определяемую каким-либо общим признаком (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей, работников железнодорожного транспорта и т.д.).

Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориального действия того или иного акта. В одних случаях различия в действии норм права по лицам предопределены уже различиями действия норм в пространстве.

Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов, организаций), находящихся на данной территории. Так, например, нормы обязательного на всей территории России избирательного закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных граждан, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Или, например, в отношении иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, или в отношении определенного круга лиц, очерченного законом - военнослужащих, прокуроров, милиции и др. В последнем случае речь идет о специальных нормативных актах.

Из общего принципа равноправного правового положения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства есть определенные исключения, связанные с отсутствием российского гражданства у последних категорий лиц. Так, они не могут служить в Вооруженных силах страны, пользоваться избирательными правами, занимать ряд должностей в государственном аппарате. На иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности), в соответствии с действующим законом и международными договорами в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.25

Специфика различных отраслей хозяйства обусловливает появление норм, действие которых распространяется лишь на работников данной отрасли. Известны, например, установленные законом льготы в пенсионном обеспечении для работников угольной и металлургической промышленности.

Нормативные акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение. Так, уголовную ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ) могут нести только должностные лица, признанные таковыми в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ.26

В трудовом законодательстве применяется также принцип действия нормативно-правовых актов о труде по категориям работников (специальные нормы в отношении труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов, лиц, занятых в отдельных сферах деятельности, работников бюджетной сферы, работающих на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.). В данном случае для различных категорий лиц, исполняющих трудовые или служебные функции, специальными нормами устанавливается особый порядок приема на работу и увольнения, особенности регулирования времени труда и отдыха, льготы и преимущества по оплате труда и др. Это в свою очередь предполагает наделение определенных категорий работников определенными льготами, правами и преимуществами.

В тоже время могут вводиться ограничительные меры в отношении, например, госслужащих - на совмещение должностей, на занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью и др.

Должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, нарушившие федеральные законы, указы Президента РФ и вступившие в законную силу решения судов, могут быть направлены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификационного разряда.

В гражданском законодательстве также предусмотрено его действие в отношении определенных лиц - предпринимателей, потребителей, публичных и физических лиц, лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, банковские операции и др.

Важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несёт уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил. Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) и в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

Таким образом, нормативно-правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Действие закона во времени неразрывно с его действием в пространстве и по кругу лиц, так как даже само определение понятия закона отмечает зависимость его распространения на время и место действия, а также, на всех лиц, находящихся на пространстве действия закона. Даже всевозможные исключения в законах, затрагивающие, казалось бы, совершенно отдельную область права, оказываются при более внимательном рассмотрении очень тесно связанными.


3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА В РОССИИ

Каждая национальная (национально-государственная) система права, наряду с другими особенностями, отличается и своеобразием источников действующего (позитивного) права. В российской системе права, основным источником являются нормативно-правовые акты.27 В них закрепляется большинство социально значимых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

М.Н. Марченко отмечает, что все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов».28

В России существует сложная система нормативно-правовых актов, находящихся между собой в определенной соподчиненности, направленных на регламентацию общественных отношений. Прежде всего, система законодательства имеет деление на законы и подзаконные акты.

Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.29 

3.1 Закон - понятие, признаки, виды 

Закон, в юридическом смысле, – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий наибольшей юридической силой и верховенством по отношению к другим источникам права, и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений, принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке.30 

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чём не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причём в строго оговоренном порядке.31

Законы составляют ядро правовой системы государства, обусловливая структуру всей совокупности нормативно-правовых актов страны. Нормы, содержащиеся в актах всех других видов, основываются на нормах законов, являются производными от них. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования.32 

Законы, будучи едиными по положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, законы в то же время сами делятся на определенные виды. 

1) Конституция – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Красноярского края о муниципальной службе в Красноярском крае).

Конституция РФ как нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в системе всех нормативно-правовых актов страны и вместе с тем является главным правоустанавливающим нормативным актом, определяющим основы системы источников действующего в стране позитивного права.

В Конституции установлены основы конституционного строя и федеративного устройства страны, сформулированы фундаментальные принципы общественной и государственной жизни, закреплены права и свободы человека и гражданина, определены система и правомочия государственных органов, регламентированы основные вопросы местного самоуправления. Ее основополагающие идеи детализируются в других актах, которые не должны противоречить Конституции.

После Конституции РФ в системе нормативно-правовых актов стоят законы. Законы Российской Федерации принимаются представительными и законодательными органами как самой Федерации и ее субъектов, так и непосредственно всенародным голосованием (референдумом). Это обусловливает верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые не могут противоречить закону.

Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен или изменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла.

Отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы, т.е. он всегда нормативен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов, принятых законодательным (представительным) органом, – постановлений, деклараций, посланий, обращений. Законы издаются в определенном порядке, для их принятия предусмотрена особая законотворческая процедура.

Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия являются наиболее существенными их особенностями.

3.2 Подзаконные нормативно-правовые акты

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но конкретизируют принципиальные положения законов применительно к особенностям различных доминирующих интересов в обществе. По юридической силе делятся на:

  1.  Указы и распоряжения Президента РФ.
  2.  Постановления и распоряжения Правительства РФ.
  3.  Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.
  4.  Решения и постановления местных органов государственной власти.
  5.  Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления.
  6.  Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.
  7.  Локальные нормативные акты.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на: общие; местные; ведомственные; внутриорганизационные.33

Общие подзаконные акты - это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц определенного государства. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти (указы и распоряжения Президента России как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые носят нормативный характер).

Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Благодаря Указам Президента РФ глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. Они обязательны для исполнения на всей территории России, не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами.

Особенностью актов Правительства РФ является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Местные подзаконные нормативно-правовые акты - это акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Они издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления (конституции и уставы субъектов, нормативные решения или постановления советов, мэрий, муниципалитетов, регламенты, положения, постановления, распоряжения).

Решения и постановления местных органов государственной власти, например, краевых представительных, законодательных структур – краев и областей). Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных, краевых глав администраций, губернаторов и пр.). Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сёл, посёлков, микрорайонов и т.п.

Ведомственные подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основе законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства. В соответствии с ними регулируют отношения, находящиеся в ведении определенной исполнительной структуры. Но среди них есть акты, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, МВД, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.34

Внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые (локальные) акты - это нормативно-правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распростра-няющиеся на членов данных организаций (ограниченный круг лиц).

Локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка, уставы, положения, инструкции и др.). Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам.

В рыночных экономических отношениях особое значение приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. Например, локальные нормативные акты в трудовых правоотношениях устанавливают максимальные нормы продолжительности рабочего времени, основные положения о порядке и способах его распределения в пределах суток, другого календарного периода и др. Локальные акты могут вводить льготы и поощрения для работников конкретных организаций, но в них не должны устанавливаться санкции, не предусмотренные законами об ответственности.

Таким образом, нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

В зависимости от юридической силы все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты, группируясь в определённую систему, в которой каждый из актов занимает своё место и играет свою роль.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Акты высших правотворческих органов обладают большей юридической силой по сравнению с актами нижестоящих органов, которые должны соответствовать первым.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая работу, кратко остановимся на основных моментах.

1) Одним из признаков права выступает его формальная определённость. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений. Следовательно, источники права – это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

2) Источник права как правообразующий фактор имеет следующие начала: а) материальные – условия бытия, экономические предпосылки, повлекшие возникновение права; б) идеологические – правовые взгляды, учения, на основании которых возникло право; в) формально-юридические – форма, в которой выражено право. Именно в официальном документе оформлена воля государства, данный документ является источником права в формально-юридическом смысле.

3) Источникам права присущи такие черты, как обязательность означает категоричность и не отрицательность правовых установок; формальная определенность предполагает конкретное и четкое оформление правовых предписаний в различных формах права; общеизвестность - качественный признак форм права, связанный с информированием о правилах поведения, пределах их действия.

4) Для придания источнику права характера нормативного документа необходимо, во-первых, издание его государственным органом в соответствии с полномочиями законодательных органов; во-вторых санкционирование его государственным органом.

5) Основные виды источников права:

- правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения; правовыми становятся не только общепризнанные, но и одобряемые государством обычаи. Используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна;

- судебный прецедент – судебные решения (принципы), которые суды применяют как образец при рассмотрении подобных ситуаций. Распространён преимущественно в странах общей правовой семьи – Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчёты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда. В РФ практически не используется;

- нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права. Принимается с соблюдением соответствующей процедуры, имеет предусмотренную законодательством форму, вступает в силу согласно определенному порядку, подлежит обязательному опубликованию в оговоренные в законодательстве сроки с момента его принятия;

- нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

6) Любой нормативно-правовой акт имеет пределы своего действия: во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. При этом, закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу на основаниях: по истечении срока действия акта, на который он был принят; в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего, и зависит от: уровня государственного органа, принявшего данный акт; юридической силы акта. Нормативные акты распространяют свое действие: на территорию своей страны; на территорию субъекта Федерации; на территорию, указанную в самом нормативном акте; на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех её граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

7) На территории РФ нормативно-правовые акты являются основными источниками права. Классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов. Нормативные правовые акты РФ: конституция - основной закон государства; конституционные законы; обыкновенные законы; подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.). Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2.  Абдулаев М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2004. - 410 с.
  3.  Беляева О.М. Теория государства и права в схемах Учебное пособие / О.М. Беляева. - М.: Эксмо, 2011. - 93 с.
  4.  Вопленко Н.Н. Источники и формы права: Учеб. пособие / Н.Н. Вопленко. - Волгоград ВолГУ, 2004. - 102 с. С. 19.
  5.  Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 304 с.
  6.  Емельянов Б.М. Теория государства и права. Учебный курс / Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. – М.: МИЭМП, 2011. – 344 с.
  7.  Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник / С.А. Комаров. - СПб.: Питер, 2012. - 520 с.
  8.  Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций / А.В. Малько, Н.И. Матузов. – М.: Юристъ, 2009. – 776 с.
  9.  Марченко М.Н. Теория государства и права. Часть 2. Теория права: Учебник / М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2011. – 336 с.
  10.  Мелехин А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2009. – 545 с.
  11.  Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма, 2004. - 832 с.-С. 400.
  12.   Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 560 с.
  13.  Нерсесянц В.С. Теория права и государства / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма, 2013. - 272 с.
  14.  Общая теория государства и права. Академический курс: В 2-х томах / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. - М.: Норма, 2007. – 640 с.
  15.  Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
  16.  Овсепян Ж.И. Источники российского конституционного права / Ж.И. Овсепян // Северо-Кавказский юрид. вестник. - 2003. - № 1. - С. 29-52.
  17.  Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник / А.С. Пиголкин. – М.: Городец, 2006. – 613 с. С. 118
  18.  Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Инфра-М, 2004. – 496 с.
  19.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник / В.Н. Хропанюк. - М.: Омега-Л, 2008. - 384 с.
  20.  Ямбушев Ф.Ш. Юридическая природа судебного прецедента в правовой системе России / Ф.Ш. Ямбушев.  – Саранск: Саран. кооп. ин-т, 2010. – 156 с.

1 Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций / А.В. Малько, Н.И. Матузов. – М.: Юристъ, 2009. – С. 91.

2 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник / С.А. Комаров. - М.: Изд-во Юридического института, 2012. - С. 188.

3 Нерсесянц В.С. Теория права и государства. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2013. - 272 с. С. 133.

4 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права, 1911. - №. 2. - С. 368. Цит. по: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие / В.Н. Хропанюк. - М.: Омега-Л, 2008. – С. 92.

5 Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций / А.В. Малько, Н.И. Матузов. – М.: Юристъ, 2009. – С. 374.

6 Емельянов Б.М. Теория государства и права. Учебный курс / Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. – М.: МИЭМП, 2011. – С. 151.

7 Вопленко Н.Н. Источники и формы права: Учеб. пособие / Н.Н. Вопленко. - Волгоград ВолГУ, 2004. - 102 с. С. 19.

8 Марченко М.Н. Теория государства и права. Часть 2. Теория права: Учебник. - М.: Зерцало, 2011. – С. 125.

9 Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник / А.С. Пиголкин. – М.: Городец, 2006. – 613 с. С. 118.

10 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма, 2004. - 832 с.-С. 400.

11 Овсепян Ж.И. Источники российского конституционного права / Ж.И. Овсепян // Северо-Кавказский юрид. вестник. - 2003. - № 1. - С. 29-52.

12 Мелехин А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2009. – С. 134.

13 Общая теория государства и права. Академический курс: В 2-х томах / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. - М. : Норма, 2007. – С. 504.

14 Емельянов Б.М. Теория государства и права. Учебный курс / Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. – М.: МИЭМП, 2011. – С. 126.

15 Ямбушев Ф.Ш. Юридическая природа судебного прецедента. Теоретическое понимание и практическое выражение судебного прецедента в правовой системе России / Ф.Ш. Ямбушев.  – Саранск: Саран. кооп. ин-т, 2010. – С. 12.

16 Емельянов Б.М. Теория государства и права. Учебный курс / Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. – М.: МИЭМП, 2011. – С. 129.

17 Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник / С.А. Комаров. – СПб: Питер, 2012. – С. 196.

18 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник / В.Н. Хропанюк. - М.: Омега-Л, 2008. - С. 130.

19 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2001. – С. 103.

20 Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 172.

21 Абдулаев М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2004. - С. 222.

22 Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2011. – С. 307.

23 Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 199.

24 Емельянов Б.М. Теория государства и права. Учебный курс / Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. – М.: МИЭМП, 2011. – С. 127.

25 Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник / А.С. Пиголкин. – М.: Городец, 2006. – С. 126.

26 Там же. – С. 127.

27 Нерсесянц С. 139.

28 Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2011. – С. 292.

29 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник / В.Н. Хропанюк. - М.: Омега-Л, 2008. - С. 130.

30 Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2011. – С. 299.

31 Григорьева С. 69.

32 Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник / С.А. Комаров. – СПб: Питер, 2012. – С. 191.

33 Емельянов Б.М. Теория государства и права. Учебный курс / Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. – М.: МИЭМП, 2011. – С. 127.

34 Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник / С.А. Комаров. – СПб: Питер, 2012. – С. 199.


ЮРИДИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

ормы права,

установленные государством

Формы права,

санкционированные государством

Нормативные акты

Законы

Подзаконные акты

Правовые обычаи

Нормативные договоры

Акты общественных объединений

Юридическая практика

Правовая доктрина

Религиозные нормы

  1.  


 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
1336. Виды источников (форм) права 39.97 KB
  Тема источников российского права традиционно является одной из ключевых для отечественной правовой науки и неизменно привлекает повышенное внимание исследователей. При этом, несмотря на весьма внушительную историю разработки проблем, связанных с сущностью, содержанием, эволюцией источников права...
8196. Конституционное права РФ и основные виды его источников 16.39 KB
  Понятие Конституционного права Российской Федерации и основные виды его источников. Законы субъектов Российской Федерации.Роль закона как основного источника конституционного права Российской Федерации. Роль нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источников конституционного права России .
929. Система источников административного права 71.54 KB
  Систематизация норм административного права может быть проведена по различным основаниям. При этом должны соблюдаться два требования. Во-первых, чтобы систематизация исходила из объективного наличия и объективной дифференциации норм, и, во-вторых, чтобы систематизация приносила определенную пользу науке и практике.
21407. Классификация источников трудового права России 32.27 KB
  Общая характеристика источников российского трудового права. Источники права как правовая категория и источники трудового права. Понятие источников трудового права современной России их основные особенности. Классификация источников трудового права России.
15117. Особенности законов как разновидности источников конституционного права Российской Федерации 490.31 KB
  Система источников конституционного права России. Особенности законов как разновидности источников конституционного права Российской Федерации. Законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Законы субъекта федерации...
325. Виды форм осуществления местного самоуправления 9.49 KB
  В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя. Наделенные реальными полномочиями органы местного самоуправления обеспечивают одновременно и эффективное и приближенное к гражданам решение вопросов местного значения.
3187. Толкование права. Виды актов толкования права 4.66 KB
  Толкование права Материал по данной теме представлен в большинстве учебников теории государства и права. Для подготовки данной темы необходимо обратиться к работе Толкование права: новые подходы к методологии исследования...
1243. Толкование права. Основные приемы (способы) толкования норм права 799.09 KB
  Толкование права имеет место в тех случаях, когда в ходе законотворческой и правоприменительной деятельности возникают различные юридические ситуации, требующие уяснения и разъяснения точного смысла и содержания предписаний правовых норм.
5796. Понятие и виды анимационного сопровождения экскурсииак одна из форм туристского обслуживани. 59.06 KB
  Технология разработки экскурсии. Понятие и виды анимационного сопровождения экскурсии. Разработка анимационной составляющей экскурсии. Экскурсии расширяют кругозор развивают интеллект и конечно же развлекают.
4874. Анализ форм и причин совершения бомбового терроризма в области международного права 54.81 KB
  Основные черты терроризма. Причины возникновения и современное состояние терроризма. Классификация современных форм терроризма. Особенности современного терроризма в России.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.