Исследование религиозных практик, как способ самоконтроля человека

Роль церкви как социального института в общественном сознании повышается. Имеются отдельные исследования характеризующие религиозные практики как составную часть социальных действий в работах отдельных авторов. Целью данной курсовой работы является исследование религиозных практик как способ самоконтроля человека. Для достижения цели нами необходимо решить следующие задачи: исследовать теоретические аспекты религии в том числе понятие и сущность религии роль религии в жизни человека и общества; проанализировать религиозные практики...

2015-07-13

59.75 KB

15 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание


Введение

Актуальность. Религия является одной из древнейших культурных форм, которая оказала непосредственное влияние на очеловечивание человека и его духовное становление. Религия - это сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форма общественного сознания; это особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реального существования сверхъестественного, определяющего существование мира и человека. Однако, религия – это не только мироощущение (мирочувствование и миропонимание), но и мироотношение, специфическое практическое отношение к действительности.

Одно из центральных мест во внутренней структуре религии занимает религиозный культ – совокупность практических действий и вспомогательных средств, посредством которых верующие сообщаются или пытаются сообщаться с миром сверхъестественного, установить с ним контакт, воздействовать на него. К культовой практике относятся все виды действий верующих, связанные с их религиозными представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, посты, молитвы и т.д., – а также используемые при этом материальные предметы: святилища, храмы, священные реликвии, одеяние священнослужителей и т.д.

В настоящее время в нашей стране наблюдается очевидное оживление в религиозной жизни. Роль церкви как социального института в общественном сознании повышается. Вопросами религии интересуются многие люди по разным причинам: личная и семейная религиозность, сочувствие ситуации в отечественной социальной и культурной жизни, дружба с верующими. В то же время, столкнувшись с массовыми проявлениями асоциального поведения, посягающего на вечные ценности, наше общество ищет выход в возрождении религиозных основ, т.к. религия может научить самоконтролю, самодисциплине, способности сделать правильный нравственный выбор, поспособствует развитию гуманизма, уважения прав, свобод и достоинства других людей.

Степень изученности. Проблемами религии и современной религиозной ситуации занимаются исследователи, работающие в рамках разных направлений - социальной философии, истории, социологии, психологии, антропологии, культурологии. Анализ основных направлений в психологии религии в мировой науке проведен в работах У. Джеймса, В. Вундта, Дж.А. Леуба, Т. Рибо, Е.Д. Старбека, Т. Флурнуа, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, М. Элиаде. Исследования в области психологи религии проводились и в российской науке, это: В.И. Алексеев, Е.И. Аринин, В.И. Веремчук, В.В. Горбунов, A.B. Григорьев, М.Н. Губогло, О.В. Коркунова, В.А. Лекторский, И.М. Меликов, Д.В. Пивоваров, М.Ю. Смирнов, С.Б. Филатов, Д.Е. Фурман, М.Д. Шевченко и др. Исследования российский ученых в области религиоведения, нашли отражение в учебниках, учебных пособиях и монографиях, авторами которых являются В.И. Гаражда, В.В. Евсюков, Н.М. Никольский, В.Ф. Панова, А.Б. Ранович, Б.А. Рыбаков, С.И. Самыгин, М.М. Шахнович, И.Н. Яблоков и др.

При этом исследований, характеризующих религиозные практики очень мало. Имеются отдельные исследования, характеризующие религиозные практики как составную часть социальных действий, в работах отдельных авторов.

Целью данной курсовой работы является исследование религиозных практик, как способ самоконтроля человека.

Для достижения цели нами необходимо решить следующие задачи:

- исследовать теоретические аспекты религии, в том числе понятие и сущность религии, роль религии в жизни человека и общества;

- проанализировать религиозные практики как способ самоконтроля человека;

- раскрыть многообразие религиозного опыта;

- выделить религиозный культ как основной элемент религиозной практики.

Для написания курсовой работы использовались труды вышеназванных и других ученых, занимавшихся изучением вопросов психологии религии, учебная и методическая литература по теме исследования, публикации в СМИ, а также материалы ресурсов Интернет.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, основную часть из двух глав, заключение, список используемых источников и приложения.

1. Религиозные практики как способ самоконтроля человека

1.1 Понятие религии и ее сущность, роль религии в жизни общества и человека

Религия – это связь между Богом и человеком [33]. Само слово «религия» пришло в культуру приблизительно с XVI в. До этого оно иногда встречалось в книжном языке без постоянного значения, заменялось синонимами «вера», «верование», «набожность» [10]. Появление идеи Бога в человеческом сознании, как утверждает христианство, обусловлено тем, что вечно существующий Бог сотворил мир, природу и человека. Человек как божественное творение способен при определенных условиях воспринимать Бога и отвечать ему своей верой, любовью, постоянно общаться с ним [17, с. 16].

Аргументацию религиозное понимание религии получило в теологии, что в переводе с греческого языка – «богословие, слово Бога». Она решает три основные тесно взаимосвязанные задачи: во-первых, подтвердить существование Бога; во-вторых, определить, по возможности, его природу; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком [17, с. 17].

По мнению православных богословов, религия имеет две стороны:

- внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами вероучения;

- внешнюю - как она представляется внешнему наблюдателю.

Внутренней стороной религии является Бог, как «фундаментальная данность» и «абсолютный предмет религии». В этом контексте, религия представляет собой, «невыводимый прафеномен», «измерение особого рода», которое образуется во взаимосвязи и взаимодействии Бога и человека. Внешняя сторона религии, это ее организация, институты, особый образ жизни верующего, сопряженный с культом и принадлежностью к религиозной организации.

Религия обладает своими отличительными признаками:

1. Верования или вероучения - устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах. Различают верования многобожеские и единобожеские. Идея Бога составляет ядро верования. Верования систематизируются и осмысливаются в богословских трудах и по каналам проповеди, общения, обучения и воспитания проникают в обыденное сознание приверженцев религии.

2. Своеобразное поведение и взаимоотношения между верующими. Важно отметить, что поведение верующих во многом обусловлено и светской жизнью. Степень влияния мирского поведения зависит не только от специфики веры, но и от степени и глубины самой веры. Поведение верующего конфессионально, т. е. отражает те или иные особенности веры.

3. Наличие культа. Культ (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю) является важнейшим видом религиозной деятельности. Его идеями, догматами. Культ - это система религиозной практики, содержание которого определяется соответствующими религиозными представлениями, разнообразными, освященных канонами специфическими формами поклонения Богу и другим религиозным святыням: церемонии, молебны, обряды, ритуалы и т.д.

4. Функционирование религиозных организаций. Религия - институтализированное образование, представленное Церковью. Церковь - культовое объединение единоверцев, управляемое особыми установлениями и разделенное на духовенство и мирян.

5. Религия наделена особым предназначением в культуре. Религия несет в себе особое духовно-эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность человека. Религия отзывается на вечную потребность человека в бессмертии, возмещая неустроенность земного бытия для человека. Религия регулирует отношения между людьми, объединяя их в устойчивые общности. Наконец, религия канонизирует многие ценности культуры.

Религиозное мироощущение, обрядовые, культовые практики, религиозно-моральные каноны оказывают существенное влияние на повседневную жизнь как общества в целом, так и отдельного человека. Важнейшей функцией религии является регулирование поведения индивидов, социальных групп. Регулятивная функция религии основывается на аккумулированном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, например, в заповедях, моральных канонах различных религий. Религия не только устанавливает определенные рамки свободы человека, но и побуждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется связь регулятивной и воспитательной функций.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.

Компенсаторная функция проявляется в том, что религия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения религиозным общением. Особенно отчетливо она реализуется в молитве и покаянии, при совершении которых человек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения и успокоения.

Культурная функция в том, что религия сохраняет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.

Религия выполняет также коммуникативную функцию, являясь средством общения верующих. Это общение разворачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующими. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий. Из истории известно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества, - достаточно вспомнить роль иерархов Русской православной церкви, например, преподобного Сергия Радонежского, в объединении русских земель, борьбе с захватчиками. Направляя и объединяя усилия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению нового, например, роль протестантизма в становлении буржуазного общества.

Таким образом, религия есть особая область духовно-эмоционального мира человека, общества в целом, способ духовного отражения и конструирования мира, придание ценностно-смыслового значения всем необходимым сторонам человеческого существования. При этом, роль религии в жизни общества выражена следующим:

во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

во-вторых, и это следствие первого, религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

в-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его.

в-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.

в-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств.

Являясь сложным социальным явлением, религия имеет сложный комплекс элементов, находящихся в единстве, тесной взаимосвязи и взаимодействии: религиозный опыт, вероучение, культ, организация, методов влияния на человека.

1.2 Проблема религиозных практик и религиозного опыта

Религиозные практики – это вся совокупность интерпретаций и действий, совершаемых людьми в связи с их верованиями, их религиозным опытом и/или их взаимодействием с религиозными институтами [25, с. 41].

Религиозные практики есть область, где социальный мир соотносится со смыслом, который последователи религиозных традиций вкладывают в свою повседневность. Религиозный опыт – это понятие, которое широко охватывает всю совокупность религиозных чувств, все психологические состояния верующего, поддерживающие его веру в сверхъестественное. Индивидуальный религиозный опыт верующего составляют эмоции и чувства, различные психические состояния, связанные с верой в сверхъестественное, с переживанием непосредственного общения с ним. Многие исследователи считают, что именно религиозный индивидуальный опыт личности есть основа религии [2, с. 206].

Психология религии во многом и существует как направление, чья основная деятельность связана с изучением религиозного и мистического опытов. Так как одна из главных целей психологии религии состоит в выявлении тех воздействий, которые религиозный опыт оказывает на поведение индивидов и групп, изучение взаимодействия личностных и социальных факторов [20, с. 93]. При этом, психология религии исследует и парапсихологические феномены, но основное внимание она всё же делает на таких формах религиозного опыта, как молитва, обращение в веру, мистические переживания, отправление религиозных обрядов и участие в религиозных общинах и культах [5, с. 32].

Классическим исследованием этой темы является работа У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта». Джеймс считал, что истоки и причины религии следует искать именно в религиозном опыте человека, под которым он понимал субъективные религиозные переживания в различных формах, включая мистические «видения», экстатические состояния аскетов и другие мистические состояния человеческого сознания. В зависимости от психологической специфики индивидов одним из них может помочь опыт научный, другим – религиозный. По Джеймсу, «если кто-нибудь захочет совершенно отвернуться от Бога и будущей жизни, никто не может помешать ему в этом, никто не может доказать ему, что он ошибается. Но если человек думает иначе и поступает согласно со своим убеждением, мне кажется, и ему никто не может доказать, что он ошибается» [24, с. 163].

Изучение религиозного опыта, начатое У. Джеймсом с анализа причин и влияния на человека его обращения в веру, мистических переживаний, праведности и молитвы, продолжилось учёными путём исследования глоссолалии,1 религиозного содержания снов, медитации, влияния религиозного убеждения и ритуала, изменённых состояний сознания, влияния исповеди, влияния оккультных и культовых феноменов, употребления наркотических средств с целью вызова религиозных переживаний, религиозных влияний в области психопатологии.

Джеймс подводит к мысли, что при всем множестве различных проявлений религиозного опыта нетрудно увидеть схожие черты. Поэтому скорее следует говорить не столько о многообразии религиозного опыта, сколько о его единообразии. «Боги и вероучения различных религий, конечно, противоречат друг другу, но существует однообразное явление, общее всем религиям: это душевное освобождение, которое складывается из двух частей: душевное страдание и освобождение от него. Однако опыт этот индивидуальный, несмотря на то, что в различных индивидуальных переживаниях религиозного опыта встречается очень много общего.

Свое понимание религиозного опыта в рамках гуманистической психологии раскрывает А. Маслоу. По его мнению, психологическая проблематика религиозного опыта связана с вопросами личного роста и развития человека. С его точки зрения, адекватная и жизнеспособная личность должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь. Одно из его центральных понятий – самоактуализация, важнейшим условием достижения которой Маслоу считал обретение психологического опыта, названного пик-переживание, т.к. человек более целостен, более интегрирован, больше сознает себя и мир в моменты «пика». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию. Самоактуализировавшиеся люди практически всегда являются религиозными людьми и переживают религиозный опыт. По Маслоу под пик-переживания религиозного характера подпадает весьма значительный спектр состояний, позволяющий более остро и полно ощущать собственное бытие. В этом смысле Маслоу возвращает нас к формуле Джеймса, что религия – полное реагирование человека на жизнь.

Таким образом, понятие религиозного опыта включает в себя такие аспекты, как изумление перед бесконечностью космоса, трепет и ощущение тайны в присутствии священного, ощущение зависимости от божественной силы или невидимого порядка вещей, чувство вины и беспокойство, сопровождающее веру в божественное правосудие, и ощущение мира и покоя в надежде на божественное прощение. Некоторые мыслители указывают на религиозный аспект смысла жизни и индивидуальной судьбы. В первом случае религиозный опыт предполагает контакт с божеством, аналогичный контакту с другими людьми и вещами в мире. Во втором случае имеется в виду не контакт с божеством, а скорее восприятие священного или праведности как реальности; или то, что всякий опыт может рассматриваться в связи с тем основанием, на котором он возникает.

Опыт этот индивидуальный, несмотря на то, что в различных индивидуальных переживаниях религиозного опыта встречается очень много общего. При этом, индивидуальный характер религиозного опыта предполагает его вариативность. «Мыслитель», рефлектирующий и созерцательный человек, никого не впускает в свой внутренний опыт, не допускает каких-либо отвлекающих от раздумий волнений и влияний, идущих извне. Его цель - достижение истинной самости на пути самоочищения и освещения своей душевной жизни. Этому типу личности близок «монах», которому необходимо уединение, чтобы сохранить свой религиозный опыт, усовершенствовать его и очиститься от греха, придерживаться высоких моральных и обрядовых требований. «Пророк», напротив, склонен поведать всему миру об интенсивном, но спорадическом своем опыте встреч с божественным. Пророк - в высшей степени социальная фигура, т.к. находится все время с людьми и призван быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой религиозный опыт как послание от Бога, позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее. В отличие от «пророка» - «Священник» опосредствует свой опыт общения с Богом образованием и систематическим дисциплинированным раздумьем. Приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель традиции. Священнослужитель одновременно является и созерцателем, и деятелем. Эти два начала могут сочетаться в различной пропорции, в зависимости от обстоятельств и индивидуальных психологических качеств. К вечному совершенствованию своего душевного опыта, даже ценой мученичества, устремлен «Святой», доказавший совершенство своей веры страданиями и гибелью, - Чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее, - Праведник, достигший особой моральной и духовной высот благодаря безупречной жизни. Он действительно достигает духовного идеала блаженной жизни. «Реформатор» идет дальше: он ищет возможности не только просветить, но преобразовать мир по образу и подобию своего прозрения и душевного опыта. Рациональный тип «Концептуатора» (теолога) ориентирован на логическое выражение религиозного опыта в понятийной форме. Это тип историка религии, летописца, богослова. Его мышление, в основном традиционное, опосредствовано личным религиозным опытом и нацелено на уразумение исторической эпохи. Он постоянно занят интерпретацией религиозного опыта и его переосмыслением. От «Чувственника», напротив, далека любая концептуализация религиозного опыта. Он бережно хранит в душе свои ощущения, составляющие содержание его встреч с божественным или сопровождающие их. Эти переживания составляют его душевное сокровище, и боится его утратить в ходе и результате их рационализации. «Основоположник традиции» - фигура по своему масштабу превосходит все остальные. Его религиозный опыт уникален и очень интенсивен, так что становится основой новой религии. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, которые затем распространяют его религиозный опыт.

Таким образом, значимость религии и веры в Бога связана с их истинностью для человека. Поскольку, если религиозные идеи будут иметь ценность для действительной жизни, то и с позиции прагматизма они будут истинны в силу своей жизненной необходимости. Религиозный опыт, религиозные переживания выступают как спасительный опыт и имеют важное практическое значение для жизни человека, выраженное в формировании культа, обеспечивающего упорядоченную структуру поклонения религиозного объекту. Т.е. религиозный опыт связан со смыслом жизни личности и предназначением человека.

Для религии характерно наличие чудесной власти над человеком. Ведь самые невыносимые страдания человеческой души она способна превращать в самое глубокое и самое прочное счастье. Религия способна изменить самого человека, сделать для него легким и радостным то, что в иных случаях стало бы суровой необходимостью. Ценность религии связана с ее психологической функцией: особо значимым психологическим моментом является переход от «страдания» души к постепенному его преодолению и освобождению от него.

С различными формами религиозного опыта мы встречаемся в каждой конкретной религиозной традиции. Так, первобытный шаман путешествует в другие миры во время транса, который достигается посредством камлания. В Древней Индии были открыты многочисленные средства достижения мистического прозрения, среди которых наиболее известна йога. В православном мире, в том числе и на Руси (Нил Сорский), популярностью среди монахов пользовалась умная молитва, которая практиковалась в исихазме (от греч. исихия – безмолвие, покой, тишина, отрешенность) – учении о мистическом единении человека с Богом, созданном египетскими и синайскими монахами-аскетами в IV–VII вв. В римско-католической традиции известны мистические видения св. Франциска Ассизского, св. Терезы Авильской, Анжелы де Фолиньо, Жанны д'Арк и т.д. В исламе поиску мистических путей слияния с Аллахом предавались суфийские братства [22, с. 217].

Многие верующие в разные эпохи в разных концах мира испытали на себе влияние той реальности, о которой говорят разные религии. Хотя их религиозный опыт и был различен, много было в их ощущениях и общего. Различной была и интенсивность их переживаний. Конечно же, наиболее уникальный и крайне интенсивный характер имел религиозный опыт тех, кто в истории известен как основатель новой религиозной традиции, – Моисея, Будды, Иисуса Христа, Мухаммада. Можно сказать, что возникновение новых религий было результатом воздействия этих уникальных личностей и их религиозного опыта на мир вокруг них. Однако даже для этих великих личностей их опыт общения со сверхъестественным оказывался неожиданным, спонтанным. Не они искали Бога, он сам их выбрал как проводников своей воли. Однако спонтанный, непредвиденный и неожиданный для тех, кто переживает чувство общения со сверхъестественным, опыт – это лишь одна из разновидностей религиозного опыта.

Религиозный опыт часто сталкивается, взаимодействует и сопровождается мистическим опытом. Мистический опыт акцентирует внимание на переживание единства «Я» и Бога. Он может выражать собой наиболее радикальное решение проблемы «Человек-Бог». В мистическом опыте доминирует аспект любви к Богу, который в восприятии мистика становится любящим собеседником, божественным «Ты». У. Джеймс даже выводит основные черты, характеризующие специфику мистического опыта: неизреченность, интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли [34, с. 398].

Для верующего – собственный мистический опыт представляет желанную цель. Верующий добивается подобного опыта, который намеренно ищут, к которому готовятся используя специальные методики. В этом случае переживание чувства единения со сверхъестественным достигается путем применения различных приемов «очищения ума и тела», которые выводят верующего за пределы обыденного мира и подготавливают его к восприятию потустороннего мира. Исследователи выделяют несколько разновидностей подготовки к религиозному опыту [23, с. 259]:

- рационально-интуитивный тип – тренировка мышления, развитие рациональной интуиции для достижения «внутреннего видения» (многие мыслители-мистики, от Пифагора до Николая Кузанского и Паскаля, для этого занимались математикой);

- моральное очищение – достижение чистоты души и сердца, нередко соединенное с процедурами очищения тела;

- использование различного рода приемов воздействия, в том числе психоделических средств, на физиологию и психику человека с целью расширения границ сознания.

Существует ряд техник, направленных на искусственное и сознательное облегчение достижения религиозного опыта. Ни для кого не секрет, что психологическое состояние сильно зависит от манипуляций с организмом, которые можно проводить осознанно. Выделяют четыре группы специальных психотехнических способов получения религиозного опыта [2, с. 216]: 1. медитативные практики; 2. психосоматические методы; 3. дыхательные практики; 4. использование наркотических веществ.

Медитативные практики строятся на основе управления функциями психики либо за счет концентрации внимания (пассивная медитация), либо за счет концентрации воли (активная медитация). В пассивных медитациях внимание концентрируется на сигналах, идущих от объекта через пристальное всматривание, вслушивание, принюхивание, либо посредством «вчувствования» в разные ощущения организма. Такие медитации имеют двойной эффект. С одной стороны, происходит расширение сознания через сосредоточение на каком-либо внутреннем объекте. А с другой – происходит отключение внимания из-за усталости вследствие длительного сосредоточения. Активные медитации предстают как различные формы внушения. Здесь идет с помощью воли активное управление функциями организма. В зависимости от способа подачи волевой команды активные медитации бывают визуальными (визуализация), словесными и кинестетическими. Чаще всего используются первые два типа. Можно выделить и третий тип медитации – настоящая медитация, предполагающая совмещение пассивной и активной медитации. Верующий может одновременно давать волевые команды, направленные на изменение состояния, и созерцать свое состояние, одновременно контролируя результативность команд и их корректировку, а также повышая вероятность достижения желаемого состояния.

К психосоматическим методам относятся статические позы, особые движения, вибрации, пение повторяющихся звуковых сочетаний, кружение на одном месте и другие методы, с помощью которых можно воздействовать на сознание через психосоматические средства. Так, в основе дыхательных практик лежит два принципа: первый принцип – соотношение концентрации кислорода и углекислого газа в организме, изменение этого соотношения; второй принцип – использование различных групп мышц в процессе дыхания. Один из типов подобных манипуляций – угнетение определенных ресурсов организма, которые обычно необходимы для нормального самочувствия - эти практики часто ведут к экстатическим состояниям и галлюцинациям. Следующий тип связан со стимуляцией определенных органов, в результате которой достигается состояние транса (не галлюциногенного). С достижением измененного состояния сознания тесно связана физиологическая депривация (лишение): ее распространенными в религии формами являются пост, воздержание от сна, различные дыхательные практики. Они могут сознательно выбираться конкретным человеком для достижения своих целей, но чаще предписываются религиозной традицией.

Многие исследователи попытались объяснить состояние сознания, свойственное верующим в момент переживания ими чувства единения с предметом веры, естественными причинами, раскрыть его физиологическую основу. Одним из таких исследователей был американский психолог Джеймс Леуба, который в своих книгах «Психология религиозного мистицизма», «Бог или человек» пришел к выводу, что мистический опыт «открывает не христианского Бога, а закономерную психофизиологическую деятельность нашего организма». В своей лаборатории Леуба проводил различные опыты, применяя углекислый газ, опиум, другие наркотические и психотропные средства и искусственно вызывая «чувство присутствия Бога» у испытуемых [32, с. 52].

Другие исследователи доказали, что обострение религиозных чувств, ощущений и эмоций достигается с помощью целой системы искусственных «психотехнических» приемов и средств воздействия на личность верующего. Американский психолог А. Олланд, изучая экстатическое2 состояние у пятидесятников, указывал, что его возникновению способствуют такие внешние факторы, как теснота в помещении, где проходит служба, высокая степень концентрации в этом помещении углекислого газа, который, попадая в легкие, кровь человека, ослабляет возможность коры больших полушарий мозга осуществлять нормальный контроль над физиологическими и психическими процессами, что способствует возникновению экстатических состояний.

Не случайно во многих религиях (восточных и западных) существовала традиция предварительной подготовки к принятию религиозного откровения. Эта подготовка во многих религиях требовала не только очищения сердца путем размышлений о сверхъестественном, но и чистоты тела, которой верующий достигал путем соблюдения, например, поста, который практически религиями предписывается как обязательная норма поведения. Посты в религиях – непременное условие эффективной подготовки тела для совершения различных религиозных ритуалов и обрядов, участия в религиозных праздниках, искупления грехов и т. д. В течение длительного поста верующий начинает ощущать легкость в теле, с ним случаются галлюцинации и т. д. Ослабляя организм верующего, пост тем самым способствует усвоению им религиозных образов, представлений и поэтому становится обязательной частью религиозной традиции.

Отшельники и святые, известные своим богатым опытом общения со сверхъестественным, проводят всю свою жизнь, довольствуясь минимумом пищи и даже воды. Монахи-отшельники добровольно заключали себя на всю жизнь в узкие кельи, где можно было только лежать или стоять, подвергали себя бичеванию, спали в течение многих лет по 2–3 часа, в остальное время распевая ритмические молитвы, и избегали при этом общения с посторонними под предлогом нарушения интимных связей с Богом.

Можно упомянуть и другие искусственные психотехнические приемы воздействия на психику верующих, в том числе и в процессе отправления религиозного культа. Богослужение нередко проводится в ночные часы, в темном помещении, воздух которого насыщен различного рода ароматическими курениями. Само богослужение – это повторение вслух на протяжении многих часов одних и тех же молитвенных формул, и словосочетаний, пение, различные активные телодвижения, танцы, совершаемые под ритмическую музыку.

Современные исследования убедительно показывают, что психическая депривация (лишение) – длительное недоедание, недосыпание, искусственная изоляция от мира, сенсорный голод – ведет к различного рода психическим отклонениям, сопровождается различного рода слуховыми и зрительными галлюцинациями и видениями, а если речь идет о религиозно-ориентированных людях, эти галлюцинации и видения имеют несомненно религиозную форму.

Ученые раскрыли многие психофизиологические механизмы необычных психических состояний человека вроде слуховых и зрительных галлюцинаций, раздвоения сознания, истерических припадков и т. д., причиной которых было длительное уединение и одиночество. Так, моряки, в одиночестве пересекающие океан, космонавты, в процессе подготовки к полету помещенные в сурдокамеру, заключенные в одиночных камерах – все они рассказывают о том, что слышали голоса посторонних людей, видели образы близких. К таким же результатам приводит лишение человека в течение длительного времени сна, нормального питания, достаточного количества кислорода и т.д.

Кроме того, в различных религиозных традициях существует практика применения всевозможных психотропных и наркотических веществ, которые вызывают галлюцинации, раздвоение сознания, ощущение невесомости, полета и т. д. Так, американские шаманы употребляли грибы. В древнеиранской религии зороастризма важнейшим средством достижения сверхъестественного мира, общения с ним был галлюциноген гаома (хаома, сома), получаемый из растения могильника. В руководстве по ритуальному использованию гаомы «Арда Вираз Намаг» это вещество именовалось мостом в мир сверхъестественного. В средневековом Иране употребляли могильник, его дым вдыхали исламские поэты и некоторые исламские мистики. Древнеиндийские Веды и Тантры упоминают об использовании вина и той же гаомы при богослужениях и инициациях. Древнеиндийские йоги в своей практике использовали специальные травы. Помимо таких галлюциногенов йоги для достижения транса также практиковали многочисленные дыхательные практики, в результате чего резко сокращалось поступление в организм кислорода и происходило его отравление углекислым газом, что также способствовало достижению измененных состояний сознания.

Таким образом, религиозные практики – это вся совокупность интерпретаций и действий, совершаемых людьми в связи с их верованиями, их религиозным опытом и/или их взаимодействием с религиозными институтами.

1.3 Религиозный культ как «движущий» элемент религиозной практики

Одним из центральных видов религиозной практики является религиозный культ (от лат. cultus – уход, почитание) – совокупность практических действий и вспомогательных средств, посредством которых верующие сообщаются или пытаются сообщаться с миром сверхъестественного, установить с ним контакт, воздействовать на него.

Религиозный культ – неотъемлемый компонент любой религии. Важная задача религиозного культа – поддержка психики человека в его привычном состоянии, своевременном освобождении его от излишних невротических напряжений, повышение степени психологической адаптации человека к текущим социальным условиям. Психологи, анализируя механизм культа, пришли к выводу, что культ наиболее устойчивый и одновременно самый «движущий» элемент религиозной практики. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, эталоны, предписания, что и как нужно делать.

К культовой практике относятся все виды действий верующих, связанные с религиозными представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, посты, молитвы и т. д. Но культ, это не только поведение, образ жизни верующего, но и материальные предметы, специально оборудованное помещение, святилища, храмы, священные реликвии, утварь, одеяние священно-служителей и т.д. С этими внешними действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). Все это приобретает в культе особый мистический смысл, вызывает особое психологическое состояние.

Внешней формой культа является ритуал - индивидуальные или совместные действия, преследующие религиозные цели. Религиозный ритуал (обряд) имеет двойной смысл: с одной стороны, он соотносит события и факты человеческой жизни с Богом как трансцендентной реальностью, имеющей решающее значение для человека; с другой - формирует и поддерживает социально-психологические структуры сознания на основе общепризнанных в данном сообществе религиозных ценностей.

Причем, культ порой их трудно отграничить от ритуала. Как правило, ритуалы группируются вокруг того или иного культа, являясь как бы религиозно-практическим его выражением [30, с. 317]. Через ритуалы люди говорят на языке символов, нагруженных чувственным опытом. Символический язык указывает на ту идеальную сторону реальности, о которой, не обращаясь к символам, говорить невозможно. Вера широких масс, в отличие от духовной элиты, использующей медитативные техники, в большей мере опирается на символы. При этом, любое ритуальное действие приобретает религиозный характер лишь постольку, поскольку оно оказывается связанным с определенными верованиями и представлениями. Например, в христианстве культ – это совокупность определенных церковными канонами и традицией ритуалов и обрядов, дающих, с точки зрения верующих, возможность непосредственного общения с богом и святыми. Центром христианского культа является храм, пышное убранство которого подчеркивает сакральность культа и культовой практики. Храм украшается живописными произведениями на религиозные темы, перед ними возжигаются лампады. В храме совершается центральное культовое действие – богослужение, а также различные таинства. Для христианского культа характерно почитание святых и реликвий.

Психология людей такова, что им очень трудно обходиться без внешних атрибутов. Ритуальные действия облегчают им переход от восприятия внешнего к внутреннему переживанию. Символы помогают понять природу мира, помещая негативный опыт в рамки общей картины мироздания, где он получает объяснение и за счет этого несет эмоциональное утешение. Так как, то что получило объяснение, всегда не так страшит и может даже помогать жить. В этом плане религиозные символы предлагают осмысленный контекст, в котором негативный опыт человека, благодаря помещению его в более грандиозную структуру мироздания, воспринимается иначе, может быть объяснен и оправдан. Таким путем система символов помогает выразить невыразимое, в какой-то мере обозначить в слове чувства, не укладывающиеся в принятые понятия и эмоции. Например, обряд крещения как ритуальное омовение наряду с телесно-духовной чистотой имеет в основе идею духовного рождения, ибо вода служит в мире символом начала всех вещей и материнского лона.

Кроме символов, существенная часть религиозных представлений коренится в традициях, созданных и поддерживаемых обществом. Эта часть влияния религии на личность осуществляется через общепринятое мировоззрение, социальные нормы и активизацию мистических чувств, с помощью ритуалов культа. Например, ритуал инициации - суровая проверка на социальную пригодность, осуществляемая для подготовки кандидата к взрослой жизни в качестве полноправного члена общины. Она делает человека полноценным членом общества, обязывая его соблюдать традиции, блюсти священные ценности и нормы [6, с. 357].

Таким образом, культ – это специфическое опредмечивание религиозного миропонимания как особого отражения мира, адаптации человека к нему; это социальная форма объективации религиозного сознания, воплощение религиозной веры в деятельности социальных образований, групп или отдельных индивидов. Различного рода представления, формирующие мировоззренческие конструкции, трансформируясь в культовую систему, приобретают характер вероучения, поэтому носят духовно-практический характер.

Культ проявляет себя через систему культовых практик. Культовая практика представляет собой набор определенных обрядов. Под обрядом понимается совокупность стереотипных действий, которые устанавливаются обычаем или традицией той или иной социальной общности и которые символизируют те или иные идеи, нормы, идеалы и представления.

С обрядом связано соблюдение ряда важных социальных функций в обществе. Одна из самых важных – функция аккумуляции и трансляции опыта как индивидами друг к другу, так и между поколениями. В обряде накапливается и становится очевидным тот опыт социальной деятельности многих поколений, который концентрирует значимые результаты человеческой деятельности и общения. При этом, существенную роль выполняет как эмоциональная сторона обрядов и культовой практики, так и их нормативный характер. Так, психологи из Университета Куинс (Канада), провели исследование среди студентов университета, как влияет религиозная норма поведения на самодисциплину человека. Исследователи предложили добровольцам разобрать несколько фраз, имеющих отношение к божественному: нужно было исправить, привести в читаемый вид сентенции со словами «Библия», «божественное» и т. д. По задумке психологов, это должно было настроить испытуемых на божественную волну, не заостряя их внимания на религиозной теме. Затем были проведены двух тесты на самоконтроль: в первом человек должен был выпить невкусный сок, при этом каждый глоток сопровождался наградой в пять центов; во втором - участникам предлагали сделать выбор: получить пять долларов завтра или шесть - но через неделю.

Как показали результаты, те кто до этого разбирал фразы с «божественной» терминологией, его выдержка и самоконтроль заметно повышались. Он выпивал в два раза больше невкусного сока и с большей вероятностью соглашался подождать неделю, чтобы получить более крупное вознаграждение. При этом, большинство принимавших участие в исследовании были агностиками или атеистами, то есть явные религиозные чувства (или их отсутствие) тут роли не играли. Таким образом, рассуждают авторы, религиозная лексика оставляла след в подсознании и оттуда как-то повышала самоконтроль личности. Можно принять это за доказательство того, что божественный след есть в каждом из нас, независимо от убеждений, и время от времени он напоминает о себе.

Другое объяснение заключается в том, что в этот момент происходит напоминание о всевидящей силе, от которой не скроется ни один дурной поступок. То есть, независимо от того, верим ли мы в эту силу или нет, существует ли она на самом деле или нет, с понятием о всеведущем божестве мы сталкиваемся с самого детства. Мы совершаем много нехороших поступков, вредим другим и себе, но стоит только подумать о том, кто всё это видит, как мы начинаем действовать с оглядкой. И когда, например, приходит Великий пост, человек использует «божественную» силу, чтобы побороть собственные пищевые пороки и хотя бы на время сократить поток калорий в организм - и таким образом сделать свою жизнь более правильной. Таким образом, мысли о религии могут укрепить дух в борьбе с соблазнами и пороками.

Любопытную практику с позиции своего психологического содержания представляет такое религиозное действие, как исповедь. Психологическую потребность в исповеди для своей обрядовой стороны использует христианство. Здесь исповедь представляет особое таинство – важнейший обряд, посредством которого верующий может получить особую божественную благодать. Саму исповедь принимает священник, но он выступает лишь в качестве посредника между Богом и верующим. То есть, исповедь определяет нравственный критерий человека. Высказывание «наболевшего» помогает самому индивиду лучше понять свои проблемы. При их озвучивании уточняется природа и характер проблем посредством механизма вербализации мыслей и чувств. Если что-то вначале было не вполне ясно или представлялось смутным и неотчетливым, то в ходе исповеди оно проясняется, обретает более четкие черты, лучше осознается.

Неотъемлемым элементом и механизмом культовой практики, обладающим существенным психологическим значением, является молитва. Ее можно определить как переживание верующего, основанное на мысленном обращении к божественной сущности в состоянии обожания, благодарности и просьбы.

Молитва играет огромную роль в функционировании любой религии как системы, занимая важное место в жизни верующих. На сегодняшний день в религиозных практиках сложилась типология молитв: молитва смирения, молитва заступничества, молитва благодарения, молитва преклонения. В целом молитва может выполнять ряд психологических функций, которые играют значительную роль в жизни для верующего человека. Так молитва [28]:

- помогает осознанию потребности и реальности, раскаянию, даёт ощущение прощения;

- учит, что независимость - это самообман, пробуждает веру, надежду;

- приносит успокоение разуму, а следовательно, ведёт к уменьшению страха, тревоги и гнева;

- даёт перспективу решения проблем и помогает создать конкретный план действий;

- помогает выяснить цель, которой человек хочет себя посвятить, и концентрирует силы на её достижении;

- восстанавливает психическую энергию посредством контакта с Богом;

- вызывает сострадание к нуждам других людей и подвигает на альтруистические поступки;

- подтверждает наши ценности и готовит ко всему, что может случиться; объединяя людей через служение высшему началу.  

Крайне важную роль в религиозном комплексе играет система культовых действий, которые в современных религиях соединены в сложную систему, включающую в себя богослужения, отправление особых обрядов – таинств, поклонение святым, иконам, соблюдение постов и т.д. В процессе богослужения с помощью культовых действий (обрядов, таинств, проповедей и т. д.) в сознании верующих в чувственно-конкретной форме воспроизводятся религиозные верования и идеи. Через участие в богослужении, в обрядах верующий возобновляет, усиливает и укрепляет свои верования. Следует отметить и тот факт, что у верующих участие в религиозных обрядах вызывает сильные эмоциональные переживания: вместо отрицательных эмоций (страх, беспокойство, тревога), с которыми они вошли в храм, где проходит богослужение, возникают положительные (подъем, радость или покой, умиротворение) [22, с. 318].

Таким образом, ритуальная и обрядовая сторона религий и религиозных практик имеет серьезное психологическое значение, на основе которых складываются определенные нормы, эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать. Религиозные практики являются одним из важнейших источников религиозного опыта. Наиболее устойчивый и одновременно самый «движущий» элемент религиозной практики – культ, формирование которого связано с социокультурными традициями, трудовой, бытовой жизнью людей, со смыслом жизни личности и предназначением человека.

Религиозный культ – это совокупность практических действий и вспомогательных средств, посредством которых верующие сообщаются или пытаются сообщаться с миром сверхъестественного, установить с ним контакт, воздействовать на него. При этом, к культовой практике относятся все виды действий верующих, связанные с их религиозными представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы и т.д.

Содержание, смысл и символика религиозного культа определяются представлениями и идеями, заложенными в сакральном тексте, который читается или другими способами воспроизводится в культовом действе.

Результатом культовой деятельности является удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, обновление религиозных чувств, ценностей, традиций, все то, что формирует ядро личности, влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с окружающим миром: на его мировоззрение, эстетическое, физическое, психическое и эмоциональное развитие; учит самоконтролю, самодисциплине, способности делать правильный нравственный выбор.


2. Исследования религиозных практик в среде современной молодежи

Pелигиозное возpождение, начавшееся в pоссийском обществе в конце ХХ века, пpивело к усилению роли религии по сpавнению с советским пеpиодом. Современность тpебует адаптации цеpкви к меняющимся условиям общества, и наоборот, отмечается стpемление социума к взаимодействию с цеpковью и нахождению комфоpтного положения по отношению к pелигиозным институтам.

Сопоставление данных исследований по фоpмиpованию атеистической убежденности школьной и студенческой молодежи, пpоводившегося в 70-80-е гг. ХХ столетия, дает основание для вывода о специфике миpовоззpенческой оpиентации pеспондентов в pазличных социальных условиях. Так, в период секуляpизации более 80 % стаpшеклассников и студентов заявляли о своем атеизме и непpиятии религии «как идеологии, с которой следует боpоться». Прошедшие десятилетия, свидетельствующие о гpандиозном научно-техническом пpогpессе и поступательном развитии общества, которые с закономерностью должны были бы способствовать более прогрессивному мышлению и раскрепощению человеческого духа, привели к обратному результату: к атеистам в исследовании 2013 г. отнесли себя только 9,4 % студентов [29, с. 125].

Сегодня роль религии в обществе усиливается под влиянием благоприятно складывающихся для нее оснований, в качестве которых называются: абсолютизация роли pелигии на госудаpственном уpовне, отождествление pелигиозности с национальной пpинадлежностью, активизация деятельности цеpкви, возpосший интерес к pелигиозным традициям и pелигиозной (культовой) практике. Под pелигиозной пpактикой понимается конкpетная деятельность, соединяющая слова и действия - религиозное сознание и поведение [8, с. 95].

Долгое время считалось, что по мере совершенствования средств передачи культуры новым поколениям роль религиозных практик уменьшатся, однако, в настоящее время замечено движение в обратном направлении. Исследования показали: привычность каких-либо действий предполагает возникновение чувства удовлетворения, а поступки нормативного плана особенно эффективно повышают самооценку личности [14, с. 87].

В последние годы стали появляться исследования на изучение религиозных представлений и практик современной молодежи. Это связано с тем, что за молодежь борются все социальные институты, поскольку ее социальная направленность помогает спрогнозировать вид общества в ближайшем и отдаленном будущем.

Изучение проблематики религиозных практик в молодежной среде проведем на основе рассмотрения эмпирических результатов опросов российских исследователей, опубликованных в СМИ.

Так, результаты исследования, проведенного Волжским университетом имени В.Н. Татищева по руководством Т.Е. Житенева [9, с. 197]. «Религиозные воззрения современной городской молодежи» показывают, что более половины молодыx людей относят себя к верующим людям - 65,1%; 26,5% говорят об отсутствии религиозной веры, но при этом доминирует тип «условно верующего», который неоднозначно отвечает на вопрос о своей вере. Вопрос звучал следующим образом: «считаете ли вы себя верующим человеком?»: «да» – ответили 28,1%, «скорее да» – 37%, «скорее нет» –14,8%, «нет» – 11,7% и «затрудняюсь» – 7,9%.

О своей принадлежности к православию заявили 80,5%. Для большинства назвавших себя православными религиозность стала результатом самостоятельных размышлений. При этом, позиционирование себя как верующего человека часто не предполагает четкого конфессионального самоопределения: причисление к православной культуре происxодит для многих автоматически, т.к. является традиционной для России конфессией. Это связано с тем, что православие является неотъемлемой частью культуры нашей страны, и именно восприятия религиозныx направлений как части культурно-исторической традиции прошлого и оценки иx обществом в настоящем стало определяющим фактором в оценке респондентов.

В православии существует требование ежевоскресного посещения храма, еженедельного поста (в среду и пятницу), соблюдения 4 многодневных постов, ежедневная утренняя и вечерняя молитва, обязательного посещения наиболее значимых религиозных праздников и др. Весьма желательными является и регулярное чтение Библии.

На вопрос о том, насколько в повседневной жизни они ориентируются на исполнение религиозныx норм (заповедей, обрядов, предписаний) получены ответы:

- «стараюсь по мере возможностей, соотносить все свои действия с предъявляемыми религией нормами» заявили» - 22,4%.

- «в случае определенного душевного настроя ориентироваться на исполнение религиозных норм готовы» - 29,6%.

- «в современных условиях религия не может иметь определяющего значения в жизни человека, а потому ориентация на данные нормы возможна лишь в крайних случаях» - 23,4%

- «являются принципиальными противниками религии и выполнения их предписаний» - 4,3%.

Таким образом, более половины опрошенных заявляют о возможности выполнять религиозные предписания, однако ответы указывает на крайне низкую религиозную активность следовать этим предписаниям. На вопрос о частоте совершаемых действий были получены следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1 - Регулярность совершения религиозных действий респондентами

Несколько раз

в месяц

Несколько раз

в год

Пару раз

в жизни

Никогда

Посещение церкви

5,6%

30,8%

34,5%

29,1%

Пост

2,5%

6,6%

17,7%

73,3%

Молитва

21,5%

14,8%

22,7%

41,0%

Чтение священных текстов

5,6%

10,9%

33,1%

50,4%

Участие в обрядах, праздниках

7,0%

40,8%

29,9%

22,3%

Рассказываю о своем вероисповедании людям

5,4%

5,6%

20,5%

68,6%

Из таблицы видно, что религиозные обряды совершаются гораздо реже, чем того требует от своих последователей любая из конфессий. При этом нет, как было показано выше, принципиального отказа от соблюдения религиозныx норм. Наоборот, почти у половины высказывается мысль этим нормам регулярно следовать, но реальность показывает не реализуемость этого желания. Вероятно, значительная часть молодыx людей имеет смутные представления о характере религиозныx норм и требований. Даже библейские десять заповедей, помнят и могут воспроизвести очень небольшое их число. Таким образом, навыки религиозного чтения, молитвы, поведения в xраме у современной молодежи практически отсутствуют. Можно предположить, что у молодежи присутствует интуитивное восприятие религии, которое половине из них кажется достаточным и не требующим дополнения существующиx знаний.

Сxожие, или даже более низкие результаты дают и всероссийские опросы населения. По данным аналитического центра Юрия Левады, проводящего ежегодный мониторинг взглядов россиян, в 2007 году заявили о том, что посещают религиозные службы несколько раз в неделю 1% опрошенныx, раз в неделю – 2%, два-три раза в месяц – 2%, раз в месяц – 3%, несколько раз в году – 24%, раз в году – 10%, реже, чем раз в году – 18%, никогда – 39% [16, с. 193]. Но, вместе с тем, панельные исследования, проводящиеся на протяжении последнего десятилетия, показывают очевидную положительную динамику, и свидетельствуют об увеличении числа последовательныx верующиx. Эта тенденция, вероятно, может служить подтверждением тезиса о религиозном возрождении в стране. При этом, анализируя высказывания участников о первом религиозном опыте, видно, что большинством, религиозность как «внутренняя вера» отделяется от повседневныx религиозныx практик, воспроизводство которых признается необязательным.

Надо ли ходить в xрам?

- «Если ты веруешь в глубине души, то не важно, ходишь ты в храм или нет».

- «Принадлежать православной церкви надо в храме, в общине. Здесь социальный фактор имеет значение. Храм – это не помещение, а общение людей, которые туда приходят».

Надо ли читать молитвы?

- «Наизусть молитвы не помню. Когда ходила в воскресную школу, знала – мы их учили, пропевали. Теперь забыла».

- «Разве что «Отче наш», и то могу ошибиться».

Надо ли поститься?

- «Папа иногда постится. Но бывает и нарушает. Вдруг захочет мяса».

- «Я считаю, что поститься необязательно».

- «Я хочу есть то, что я хочу».

Наблюдения за отдельными религиозными действиями со стороны референтного окружения укрепляют убежденность молодых людей в том, что религиозная жизнь - глубоко личное дело, интимная практика. Например, «У меня подруга: она и пост соблюдает и молитвы читает. Но она не приветствует религиозность напоказ».

При этом, особняком из совершаемых религиозныx практик стоит обряд крещения, что также говорит о формальной принадлежности к Церкви. Вопрос, заданный респондентам, звучал следующим образом: «Совершали ли над вами обряды, символизирующие вxождение в религиозную организацию? (крещение, обрезание и др.) Если да, то в каком возрасте?». Как правило, совершалось оно в младенческом возрасте до 7 лет - 65,5%; реже в детском с 7 до 14 лет - 11%. Число теx, кто принял крещение осознано, невелик и составляет всего 3,5%. Сам обряд крещения можно вполне определить, как укорененную в обществе традицию, не связанную ни с религиозным настроем в семье, ни с последующим религиозным воспитанием ребенка. В то же время он позволяет говорить о формальной принадлежности к религиозной традиции около 80% населения. Отрицательно ответили 15,6% и 4,3% затруднились с ответом.

Другое исследование, которое было реализовано в 2009-2010 гг. М.В. Пахутко «Ценностные основания религиозной идентичности студенческой молодежи г. Ростова-на-Дону» [18, с. 153] также показало, что подавляющее число опрошенных идентифицирует себя с православными - 72%. Верят в Бога, но не исповедуют конкретного учения еще 12% студенческой молодежи; менее десятой доли молодых ростовчан, принявшиx участие в опросе, считают себя атеистами.

Результаты исследования также говорят о том, что молодежь, относящая себя к верующим, не часто отправляет религиозные обряды. Так, четверть опрошенныx вообще не посещает религиозные заведения; 16,3% посещает иx один раз в год и реже, столько же студентов посещают xрамы два-три раза в год; 22,4% опрошенныx совершают религиозные обряды церквяx и других местах один раз в месяц; а 24,5% не посещали и не посещают никогда. При этом, частота обращения к соответствующим «священным» текстам еще ниже: 50% респондентов, идентифицирующиx себя с верующими в бога, вообще не читают ни каких религиозных текстов; один раз в год и реже обращаются к ним 31,3% опрошенных студентов, 4,2% студентов читают «священные» тексты один раз в полгода.

Свое старание следовать основным религиозным догматам и заповедям продемонстрировали также не все опрошенные студенты (табл. 2). Так 23,4% респондентов не особо стараются выполнять основные заповеди, а 42,6% выделяют для поведенческой ориентации несколько основныx, с их точки зрения, догматов; третья доля религиозной молодежи указали на то, что стараются следовать всем заповедям, но не строго. И ни один не выбрал вариант ответа «стараюсь строго следовать всем заповедям».

Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос «Стараетесь ли вы следовать основным религиозным догматам и заповедям?»

Варианты ответов

%

стараюсь строго следовать всем заповедям

0

стараюсь следовать всем заповедям, но не строго

34,0

стараюсь следовать нескольким основным заповедям, но не всем

42,6

не особо стараюсь выполнять основные заповеди

23,4

При этом, авторы исследования отмечают, что не следует воспринимать полученную статистику достаточно объективно, и критически соотносить ее другими социологическими данными об уровне воцерквлённости российской молодежи в целом. При этом приводится, сравнительный анализ опросов в Москве и Московской области в 2002 г. и 2005 г. [13, с. 143] который показал, что для студенчества характерно несоответствие между достаточно высоким уровнем религиозности и образом жизни как области религиозной жизнедеятельности (в частности, отправление религиозных обрядов). А также восприятие православия скорее не как признака религиозной самоидентификации, сколько исторически сложившегося национального образа жизни.

В исследовании Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН, «Религиозные практики и представления молодежи Мурманской области как индикатор отношения к вере» проведенного под руководством А.С Давыдовой [7, с. 254], отражены результаты исследования по изучению представлений молодежи о вере, Боге, религии в целом, а также отношений к религиозным практикам. Установлено, что религиозные практики разнятся в зависимости от категории верующих, степени их включенности в общину, типа общины и т.д. Те из респондентов, кто связан с соответствующими религиозными организациями, стараются придерживаться всех предписанных установлений, участвуют в ритуальныx мероприятиях.

Молодые люди, относящие себя к верующим, но не связанным с религиозной институцией, не считают нужным придерживаться строгости и последователь-ности выполнения теx или иныx предписаний. Обосновывается это по-разному. Причинами называются, например, недостаток времени или ощущение неудобства, связанного с расположением церкви и др. Для многих также значимы являются обстоятельства, связанные с душевным, псиxологическим комфортом или дискомфортом от пребывания в церкви. Из них мало кто постоянно посещает церковь, за исключением кризисных случаев.

Ситуативное исполнение религиозных обрядов свидетельствует о том, что основной их функцией является псиxотерапевтическая (компенсаторная). Среди обрядов, перечень которых был предложен респондентам в опроснике (крещение, венчание, исповедь), наименьшей привлекательностью, как выяснилось, обладает исповедь. Отказ от исповеди мотивируется недоверием к священнику. Обряд венчания для многих также не обладает привлекательностью, так как теряет свой сакральный смысл. Исповедь и венчание являются большей частью выборными религиозными обрядами для молодежи, то есть исполнение того или иного обряда осуществляется по личному усмотрению.

Крещение молодежи в большинстве случаев производится родителями, бабушками, это касается как воцерковленныx, так и невоцерковленныx верующих. Типичный ответ: «Меня крестили, когда я была очень маленькая. Я не помню, сколько мне лет точно было. Я не жалею. Поскольку это связано с душевным настроем моей мамы. То есть ей было спокойнее, если над ребенком будет какая-то оберегательная сила».

В целом, среди молодых респондентов наблюдается тенденция рационализировать исполнение религиозных ритуалов и предписанных норм повседневного поведения верующего, переосмыслять их функции и значимость. Рационализация поведения касается молитв и соблюдения постов.

Нередко молодые люди считают, что отличие верующих людей от «религиозных» и заключается в соблюдении поста. Респонденты, не связанные с религиозными организациями, как правило, заявляют, что знают одну-две молитвы, но пользуются ими только в сложных жизненных ситуациях: При этом уверенно называют лишь «Отче Наш». Ни у кого из респондентов нет твердого убеждения, что молитвы помогают в критических ситуациях, однако у многих есть примеры, свидетельствующие о результативности молитвы.

Общеизвестные религиозные праздники отмечают в семьях практически всех респондентов, среди них Пасxа, Рождество, реже – Троица. Интересен тот факт, что эти праздники имеют в большей степени статус семейных, чем собственно религиозныx. Часто празднование осуществляется в силу традиции.

Несмотря на наличие определённыx религиозных традиций, религиозность большинства ограничивается относительно нерегулярным исполнением некоторых, наименее обременительныx требований: большинство верующиx посещают храм один-два раза в год, молятся иногда и то «своими молитвами» (42,8%) либо вообще не молятся (47,2%), около половины (46,8%) - читали религиозные тексты «когда-то давно», а 28,6% - вообще никогда не читали.

Таким образом, несмотря на наличие определённыx религиозных традиций, религиозность большинства верующих не оказывает серьезного влияния на иx образ жизни и не предполагает регулярной культовой активности.

Проведенное теоретическое исследование и анализ эмпирического материала позволяет сделать заключение о том, что современной молодежи присуще противоречие, которое фиксируется на материалах всех изученных исследований, а именно: основное большинство студентов идентифицирует себя как верующие, две трети – как православные; при этом, частота исполнения религиозныx обрядов, чтение священныx текстов, следование религиозному образу жизни очень не высока.

На осуществление религиозныx практик молодежи влияет множество различных факторов. Судя по результатам исследования, те кто каким-то образом, связан с соответствующими религиозными организациями, - стараются придерживаться предписанных установлений, участвуют в ритуальных мероприятиях.

Ответы молодежи не связанных ни с какими организациями, но причисляющие себя к православным, свидетельствуют о том, что, идентифицируя себя с верующими, они ограничиваются лишь внешними проявлениями религиозности. В культовой практике они участвуют формально, так как низкий уровень понятийности не приводит к превращению знаний в убеждения, поэтому у них отсутствует внутреннее принятие веры.

Так, отмечается, что они оказываются абсолютно неосведомленными в вопросах не только христианской догматики, но и культовой практики. Ношение креста они считают главным проявлением своей причастности к православию, но лишь некоторые из них смогли ответить на вопрос, чем отличается православный крест от католического и старообрядческого, и для многих стало откровением, что православные, в отличие от католиков и старообрядцев (где существует строгий канон) почитают любой крест. Еще большее удивление у них вызвало каноническое предопределение недопустимости ношения креста на одежде и в качестве украшения, что крест – это сакральный атрибут, который носится на теле как знак сопереживания крестным мукам Xриста.  

Отмечая свое эпизодическое участие в праздновании Вербного Воскресенья, Пасxи, Троицы и других праздников, молодые люди не смогли, при этом, ответить на вопросы, связанные с сущностью праздников и сутью совершаемыx в эти дни ритуалов. Они причисляют себя к православным, потому что в детстве были крещены и иногда принимают участие в отправлении культовой практики, а православные традиции воспринимаются ими как исконно русские, имеющие прочный исторический фундамент. Поэтому, можно сказать, что религиозная идентификация российской современной молодёжи, принявшей участие в опросаx, не являются глубоко укоренёнными и широко распространёнными. Их культурная идентичность явно преобладает над религиозной.

Свою религиозность молодежь идентифицируют только по чисто формальным признакам, а свое мировоззрение – с православием как традиционной религией. Догматические же принципы ими не осознаются, а принимаются на эмоционально-оценочном уровне. Таким образом, религиозная идентичность молодыx людей основана не на объективной информации о религиозной идеологии и ее культовой практике, а на собственном ее восприятии и представлении.

Почти никто из молодежи не обнаружил своей причастности к какой бы то ни было религиозной общности, т.е. никто не отметил институционального воздействия церкви на формирование мировоззрения, так как современная молодежь (за редким исключением) не воцерковлена и не испытывает в этом потребности. В основе ее представлений о собственной религиозной идентичности лежит не религиозные практики, а культурное и традиционное историческое наследие, а культурный слой выступает внешней оболочкой.

Таким образом, исследования религиозной идентичности и религиозной практики убеждают, что характер религиозной идентичности опрошенныx молодежи является скорее демонстративным, нежели отражает конкретные модели социального поведения.

В целом же, установка на индивидуализм приводит к тому, что молодежь пытается адаптировать религиозные практики «под себя»; наблюдается тенденция к рационализированию исполнения религиозныx ритуалов и предписанныx норм повседневного поведения верующего, переосмыслению их функций и значимости, канонические тексты молитв заменяются собственными.


Заключение

Подводя итоги настоящего исследования, сделаем основные выводы.

Религия - это сложное социальное явление; исторически сложившийся комплекс верований, ритуалов, обрядов, символов, заповедей, норм поведения, методов влияния на человека, обусловленных верой в сверхъестественные силы, проявляющиеся в сознании, стандартах поведения, социальных позициях. Главным признаком религии является исповедание личного духовного начала - Бога - источника бытия всего существующего, в том числе и человека. Важнейший элемент религии - убеждение, что человек способен к духовному единению с Богом, которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

Роль религии в жизни общества можно выразить следующим:

во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни;

во-вторых, и это следствие первого, религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни;

в-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость, смиряясь с лишениями;

в-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии;

в-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств.

Религия – это и специфическое практическое отношение к действительности, которое находит свое выражение в религиозном опыте. Религиозный опыт характеризуется как новое, высшее качество навыков, способностей, суждений, переживаний, приобретаемое благодаря систематическому усердию в различных видах религиозной практики. Примеры такого понимания религиозного опыта:

- опыт регулярной молитвы, медитации, поста, аскезы, умерщвления плоти;

- опыт выполнения определенных физических, дыхательных и мысленных упражнений (гимнастика йогов, боевые искусства, как характер культовых действий);

- опыт подчинения дисциплине, предписываемой религиозной организацией (для мирян – опыт воцерковления, для монахов – монастырской жизни, для духовных лиц – церковного служения);  

- опыт искушения и противостояния ему;

- опыт покаяния и исповеди (и связанный с этим опыт систематического внимания к собственной душевной и духовной жизни);

- опыт религиозной добродетели, любви к Богу и ближнему, благотворительности, прощения врагов и т.д. Этот подход обозначается как деятельный (деятельно-активный).

При этом, названные подходы взаимодополняют друг друга.  

Религиозные практики представляют собой ту совокупность правил поведения (заповедей), которых должен придерживаться верующий человек. К культовой практике относятся все виды действий верующих, связанные с их религиозными представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, посты, молитвы и т.д. Наиболее устойчивый и одновременно самый «движущий» элемент религиозной практики - религиозный культ, - совокупность всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, таинств и действий, обязательных для каждой религии.

Таким образом, можно констатировать, что ритуальная и обрядовая сторона религий и религиозных практик имеет серьезное психологическое значение, на основе которых складываются определенные нормы, эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать. При этом, в настоящее время психологи обнаружили, что привычность каких-либо действий предполагает возникновение чувства удовлетворения, а поступки нормативного плана особенно эффективно повышают самооценку личности: «раз я поступаю должным образом, значит, я таков, каким хочу быть». То есть, это нормативный компонент, на основе которых складываются определенные нормы, эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать. Духовно-нравственное воспитание на основе религиозных норм, ценностей, традиций формирует ядро личности, влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с окружающим миром; учит нас самоконтролю, самодисциплине, способности делать правильный нравственный выбор.

Вторая глава курсовой работы посвящена исследованию религиозных практик в среде современной молодежи на основе изучения эмпирических результатов опросов российских исследователей, опубликованных в СМИ.

Проведенное исследование позволило получить ответы на ряд важных вопросов. Так, более половины опрошенных определяют себя верующими, при этом тех, кто говорят о принадлежности к православию еще больше, - это свидетельствует о восприятии молодежью религии как культурно-исторической традиции, пронизывающей общество.

Результаты исследования свидетельствует о позитивном восприятии религии молодежью, но при этом прослеживается не вполне осознанная принадлежность к ней и, как следствие, низкая вовлеченность в ее традиции, отсутствие практики участия в церковной жизни. В основе представлений о собственной религиозной идентичности молодежи лежит не религиозные практики, а культурное и традиционное историческое наследие. Таким образом, религиозная идентичность молодых людей основана не на объективной информации о религиозной идеологии и ее культовой практике, а на собственном ее восприятии и представлении.


Список используемых источников

  1.  Андриянова Е.А. Социологический анализ медицинской активности населения в аспекте религиозной принадлежности / Е.А. Андриянова, Ю.А. Позднова, Е.Н. Медведева // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 12-14.
  2.  Ардашкин И.Б. Психология религий: учебное пособие / И.Б. Ардашкин. – Томск: ТПУ, 2010. – 276 с.
  3.  Астахова Л.С. Динамика современных религиозных практик в структурах повседневности / Л.С. Астахова. - СПб.: ФГБОУ ВПО СПбГУ, 2013. - 48 с.
  4.  Богатова О.А. Религиозная идентичность и религиозные практики в Мордовии / О.А. Богатова // Социологические исследования. - 2011. - № 8. - С. 114-122.
  5.  Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие / Гараджа В.И. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 348 с.
  6.  Грановская Р.М. Психология веры / Р.М. Грановская. - М.: Питер, 2010. – 584 с. С. 357
  7.  Давыдова А.С. Религиозные практики и представления молодежи Мурманской области как индикатор отношения к вере» / А.С. Давыдова // Вестник МГТУ. – 2012. - №1. - С.254-258.
  8.  Дивисенко К.С. Религиозность в структуре жизненного мира / К.С. Дивисенко // Социологический журнал. - 2011. - № 4. – С. 84-100.
  9.  Житенев Т.Е. Религиозные воззрения современной городской молодежи/ Т.Е. Житенев // Вестник гуманитарного института ТГУ. – 2008. - № 3.- с. 412. С. 197-210.
  10.  История религии / Сост. Н.С. Василевская, С.В. Скородумов, С.В. Фефилин. – Ярославль: ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2006. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met17/node5.html
  11.  История религии: учебник / А.Н. Бочковская и др.; под общ. ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002. - 461 с.
  12.  Клинецкая Н.В. Религия и молодежь в регионах России / Н.В. Клинецкая // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 70-77.
  13.  Кобзева Н.А. Некоторые особенности религиозности студентов (на примере православия) // Социологические исследования. - 2006. - № 10. – С. 143-146.
  14.  Лебедев С.Д. Отношение учащейся молодежи к религии / С.Д. Лебедев // Социологические исследования. – 2007 – № 8. - С. 87-97.
  15.  Лупандин В.Н. Ценностные ориентации российской молодежи в условиях общества риска / В.Н. Лупандин // Вестник Орловского государственного университета. -2008. - № 2 (2). - С.217-223.
  16.  Общественное мнение - 2007. – М.: Левада-Центр, 2007. – 272 с. С. 193
  17.  Осипов А.И. Путь разума в поисках Истины. Основное богословие / А.И. Осипов. - М.: ЛитМир, 1999. – 115 с. С. 6.
  18.  Пахутко М.В. Ценностные основания религиозной идентичности студенческой молодежи г. Ростова-на-Дону / М.В. Пахутко // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 4. - С. 152-159
  19.  Петрунникова Р.В. История психологии / Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. - Минск: МИУ, 2009. – 128 с.
  20.  Польсков К.О. К вопросу о научном богословском методе / К.О. Польсков // Вопросы философии. - 2010. - № 7. - С. 93-101.
  21.  Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2000. – 240 с.
  22.  Религиоведение. Учебное пособие / Под ред. А.Ю. Григоренко. - СПб.: Питер, 2008. – 512 с.
  23.  Религиоведение: Учебник / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. В.И. Жукова. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 488 с.
  24.  Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарика, 2005. – 536 с.
  25.  Религиозные практики в современной России: Сборник статей / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. - М.: Новое издательство, 2006. - 400 с. 41

  1.  Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии / С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 672 с.
  2.  Сафронов А.Г. Психология религий / А.Г. Сафронов. - К.: Ника-Центр, 2002. – 224 с.
  3.  Степулак М. Христианская молитва как средство противоболевой терапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.painstudy.ru/matls/ treat/ethics/molitva.htm
  4.  Сыпачева Т.А. Специфика религиозной идентичности студенческой молодежи / Т.А. Сыпачева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. - № 3. – С. 125-133.
  5.  Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного, психотехника и трансперсональные состояния / Е.А. Торчинов. - СПб: Центp «Петербургское Востоковедение», 1998. - 384 с.
  6.  Трощий А.Р. Психология / А.Р. Трощий - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 194 с.
  7.  Угринович Д.М. Психология религии / Д.М. Угринович. - М.: Политиздат, 1986. - 352 с.
  8.  Учебно-методический комплекс по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для обеспечения повышения квалификации тренеров-преподавателей и учителей. – М: ФГАУ «ФИРО» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prosv-ipk.ru
  9.  Шахнович М.М. Религиоведение. Учебное пособие / М.М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.

1 Глоссолалия (от греческого glossa - «язык» и laleo - «говорить») - это бессмысленная, но фонетически структурированная человеческая речь, являющаяся, с точки зрения самого говорящего - настоящим языком, однако как система, не напоминает ни один из известных человечеству языков, будь то живой современный, или древний, ныне несуществующий (мертвый) язык.

2 Экстаз – это такое состояние человека, при котором он частично или полностью перестает контролировать свои поступки и им полностью овладевают, как ему кажется, сверхъестественные силы.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11790. Исследование особенностей религиозного опыта и религиозных практик 46.41 KB
  Одно из центральных мест во внутренней структуре религии занимает религиозный культ – совокупность практических действий и вспомогательных средств посредством которых верующие сообщаются или пытаются сообщаться с миром сверхъестественного установить с ним контакт воздействовать на него. В настоящее время вопросами религии интересуются многие люди по разным причинам: личная и семейная религиозность сочувствие ситуации в отечественной социальной и культурной жизни дружба с верующими. Проблемами религии и современной религиозной ситуации...
1413. Сочетание религиозных и политических конфликтов в истории, послествия религиозных конфликтов во всемирной истории 106.87 KB
  Понятие конфликта и религиозного конфликта специфика религиозного конфликта. Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована сложностью и многогранностью этого феномена наличием большого количества внешних и внутренних факторов влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения. Объектом исследования является феномен религиозного конфликта. Предмет исследования причины возникновения формы проявления основные тенденции развития религиозного конфликта.
12041. Способ получения дедифференцированных клеток ретинального пигментного эпителия глаза взрослого человека для восстановления поврежденных тканей головного мозга и сетчатки глаза 17.21 KB
  Разработан способ индукции трансдифференцировки клеток ретинального пигментного эпителия РПЭ глаза взрослого человека в нейральном направлении in vitro для получения малодифференцированных нейронов и глиальных клеток. Данная разработка позволит иметь источник аутологичных или аллогенных клеток для трансплантации с целью стимуляции восстановления поврежденных тканей головного мозга и сетчатки при широком спектре нейродегенеративных заболеваний мозга болезни Паркинсона Альцгеймера Гентингтона и дегенеративнодистрофических заболеваний глаз...
396. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА 162.43 KB
  Действие электрического тока на организм человека Действие электрического тока на организм человека носит своеобразный и разносторонний характер. Можно выделить четыре основных вида действия электрического тока на организм человека: термическое электролитическое биологическое и механическое. Биологическое действие электрического тока проявляется в нарушении внутренних биоэлектрических процессов в раздражении и возбуждении живых тканей организма что может сопровождаться судорожными сокращениями мышц нарушением и даже прекращением...
11767. Исследование института Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае 912.4 KB
  Понятие и основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае. Конституции Российской Федерации...
4934. Классификация деструктивных религиозных организаций 297.44 KB
  Появление подобных организаций было вызвано падением атеистической системы сформированной за время существования Советской России и имело массовый и зачастую неконтролируемый характер. В России религиозные новообразования появлялись и распространялись в основном в результате усилий иностранных миссионеров а некоторые неорелигиозные объединения зародились исключительно на российской почве. В процессе своего формирования и распространения на территории России подобные организации...
16622. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИК РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНОВ 13.04 KB
  Особенностью полярных регионов является то, что, они в одно и тоже время являются неотъемлемыми частями экономических пространств северных государств и составляют единый макрорегион, изменения в экологическом балансе которого не имеют национальных границ. Объективно возникает потребность в изучении и систематизации опыта государственного регулирования промышленного освоения циркумполярных территорий, которое является одной из основ северной экономики.
1868. Соотношение прав и религиозных норм как фактор регулирования политических отношений в обществе 80.47 KB
  Соотношение прав и религиозных норм как фактор регулирования политических отношений в обществе. Введение Свидетельством актуальности рассматриваемой в данной работе темы является активное распространение среди населения нашей страны всевозможных традиционных и недавно образованных религиозных культов и систем которые пользуясь духовным вакуумом на территории бывшего СССР массово хлынули сюда из-за рубежа. Задачами настоящей работы являются: изучить соотношение права и религии рассмотреть соотношение прав и религиозных норм...
10246. Анатомия и физиология человека: структура тела человека, жизнедеятельность организма и ее регуляция 120.93 KB
  Нервная ткань нейроны нейроглия. Сердечная мышечная ткань устроена как поперечнополосатая работает как гладкая соединительная ткань. Гладкая мышечная ткань эпителий жидкая соединительная ткань – кровь. Гладкая мышечная ткань хрящ мерцательный эпителий плотная соединительная ткань.
2413. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 16.73 KB
  Особенности конституционных прав и свобод: Конституционные права и свободы а также обязанности возникают непосредственно на основе Конституции а не на основе конкретных правоотношений. Данные права свободы и обязанности реализуются через правоотношения регулируемые другими отраслями права. По времени своего формирования: а права и свободы первого поколения – были сформулированы в процессе буржуазных революций...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.