Исследование особенностей религиозного опыта и религиозных практик

Одно из центральных мест во внутренней структуре религии занимает религиозный культ – совокупность практических действий и вспомогательных средств посредством которых верующие сообщаются или пытаются сообщаться с миром сверхъестественного установить с ним контакт воздействовать на него. В настоящее время вопросами религии интересуются многие люди по разным причинам: личная и семейная религиозность сочувствие ситуации в отечественной социальной и культурной жизни дружба с верующими. Проблемами религии и современной религиозной ситуации...

2015-07-13

46.41 KB

7 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Содержание


Введение

Понятие «религия» означает особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реального существования трансцендентного, сверхъестественного, определяющего существование мира и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре.

Наука понимает религию, прежде всего, как сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форму общественного сознания. Однако, религия – это не только мироощущение (мирочувствование и миропонимание), но и мироотношение, специфическое практическое отношение к действительности. Одно из центральных мест во внутренней структуре религии занимает религиозный культ – совокупность практических действий и вспомогательных средств, посредством которых верующие сообщаются или пытаются сообщаться с миром сверхъестественного, установить с ним контакт, воздействовать на него.

К культовой практике относятся все виды действий верующих, связанные с их религиозными представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, посты, молитвы и т.д., – а также используемые при этом материальные предметы: святилища, храмы, священные реликвии, утварь, одеяние священнослужителей и т.д. Таким образом, культ – это специфическое опредмечивание религиозного миропонимания как особого отражения мира, адаптации человека к нему.

В настоящее время вопросами религии интересуются многие люди по разным причинам: личная и семейная религиозность, сочувствие ситуации в отечественной социальной и культурной жизни, дружба с верующими. В то же время, в последнее время, столкнувшись с массовыми проявлениями асоциального поведения, посягающего на вечные ценности, наше общество ищет выход в возрождении религиозных основ, т.к. религия может научить самоконтролю, самодисциплине, способности сделать правильный нравственный выбор, поспособствует развитию гуманизма, уважения прав, свобод и достоинства других людей.

Степень изученности. Проблемами религии и современной религиозной ситуации занимаются исследователи, работающие в рамках разных направлений - социальной философии, истории, социологии, психологии, антропологии, культурологии. Анализ основных направлений в психологии религии в мировой науке проведен в работах У. Джеймса, В. Вундта, Дж.А. Леуба, Т. Рибо, Е.Д. Старбека, Т. Флурнуа, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, М. Элиаде.

Исследования в области психологи религии проводились и в российской науке, это: В.И. Алексеев, Е.И. Аринин, В.И. Веремчук, В.В. Горбунов, A.B. Григорьев, М.Н. Губогло, О.В. Коркунова, В.А. Лекторский, И.М. Меликов, Д.В. Пивоваров, М.Ю. Смирнов, С.Б. Филатов, Д.Е. Фурман, М.Д. Шевченко и др.

Исследования российский ученых в области религиоведения, нашли отражение в учебниках, учебных пособиях и монографиях, авторами которых являются В.И. Гаражда, В.В. Евсюков, Н.М. Никольский, В.Ф. Панова, А.Б. Ранович, Б.А. Рыбаков, С.И. Самыгин, М.М. Шахнович, И.Н. Яблоков и др.

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей религиозного опыта и религиозных практик.

Для достижения цели нами необходимо решить следующие задачи:

- исследовать теоретические аспекты религии, в том числе понятие и сущность религии, роль религии в жизни человека и общества;

- проанализировать религиозные практики;

- раскрыть многообразие религиозного опыта;

- выделить религиозный культ как основной элемент религиозной практики.

Для написания курсовой работы использовались труды вышеназванных и других ученых, занимавшихся изучением вопросов психологии религии, учебная и методическая литература по теме исследования, публикации в СМИ, а также материалы ресурсов Интернет.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, основную часть из двух глав, заключение, список используемых источников и приложения.


1. Теоретический анализ понимания сущности религиозного феномена 

Религия является одной из древнейших культурных форм и во многом определяет лицо общества, лицо различных культур и народов. Религия сыграла существенную роль в становлении культуры, оказала непосредственное влияние на очеловечивание человека и его духовное становление. Религиозное миро-ощущение, обрядовые, культовые практики, религиозно-моральные каноны оказывают существенное влияние на повседневную жизнь как общества в целом, так и отдельного человека.

Теоретический анализ религии представлен, как в религиозной, так и в научной мысли.

С религиозной точки зрения религия – это связь между Богом и человеком, и если культура или ее формы (искусство, наука, мораль, философия) как продукт духовной деятельности человека не основаны на вере, то ее нельзя считать подлинной культурой. При таком взгляде религия возвышается над всей духовной жизнью.

Согласно современным специалистам, без религиозных культур не бывает: на языке веры человек всегда выражал самые сокровенные смыслы своего существования. Из мифорелигиозного сознания человека постепенно развивалось все содержание человеческой культуры; в нем коренятся философские, моральные, эстетические, научные представления, в более позднее время отделившиеся и обретшие самостоятельность. «Саморефлексия» религии началась с момента ее воплощения в сакральных текстах благодаря теологии – систематическому осмыслению феноменов религиозного опыта, религиозного мировоззрения, исходя из принципов самой религиозности [19].

Религиозно-теологическое понимание религии формировалось «изнутри» на основе религиозного опыта и мировосприятия. Другую группу составляют определения, которые складываются в различных областях философского и научного знания, и представляют в совокупности научный анализ религии.

Слово «религия» пришло в культуру приблизительно с XVI в. До этого оно иногда встречалось в книжном языке без постоянного значения, заменялось синонимами «вера», «верование», «набожность». Слово «религия» из латинского языка, придав тот специфический смысл, которым оно сегодня обладает, извлекло формирующееся в Римской империи в I-IV вв. христианство. Переводится «религия» как «связь, соединение, благочестие, святыня». Христиане на первое место из всех отношений и связей человека поставили связь с Богом, почитание и поклонение ему, считая христианского Бога единственно истинным [4].

Религиозное обоснование религии находится в вероучении. Каждое вероучение, как бы оно ни было отлично от другого, основывается на идее сверхъестественности. Так, появление идеи Бога в человеческом сознании, как утверждает христианство, обусловлено тем, что вечно существующий Бог сотворил мир, природу и человека. Человек как божественное творение способен при определенных условиях воспринимать Бога и отвечать ему своей верой, любовью, постоянно общаться с ним [6, с. 16].

Основательный анализ и аргументацию религиозное понимание религии получает в теологии, что в переводе с греческого языка – «богословие, слово Бога». Она решает три основные тесно взаимосвязанные задачи:

во-первых, подтвердить существование Бога;

во-вторых, определить, по возможности, его природу;

в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком.

Уже само определение теологии свидетельствует о том, что, как существование, так и особенность ее понимания религии во многом связаны и определяются вероучением [6, с. 17].

По мнению православных богословов, религия имеет две стороны:

- внешнюю - как она представляется внешнему наблюдателю;

- внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами вероучения.

Внутренней стороной религии является Бог, как «фундаментальная данность» и «абсолютный предмет религии». В этом контексте, религия представляет собой, «невыводимый прафеномен», «измерение особого рода», которое образуется во взаимосвязи и взаимодействии Бога и человека.

Внешняя сторона религии, это ее организация, институты, особый образ жизни верующего, сопряженный с культом и принадлежностью к религиозной организации.

При этом, религия обладает рядом признаков, отличающих ее от псевдорелигий:

1. Верования или вероучения - устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах. Различают верования многобожеские и единобожеские. Идея Бога составляет ядро верования. Верования систематизируются и осмысливаются в богословских трудах и по каналам проповеди, общения, обучения и воспитания проникают в обыденное сознание приверженцев религии.

2. Своеобразное поведение и взаимоотношения между верующими. Важно отметить, что поведение верующих во многом обусловлено и светской жизнью. Степень влияния мирского поведения зависит не только от специфики веры, но и от степени и глубины самой веры. Поведение верующего конфессионально, т. е. отражает те или иные особенности веры.

3. Наличие культа. Культ (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю) является важнейшим видом религиозной деятельности. Его идеями, догматами. Культ - это система религиозной практики, содержание которого определяется соответствующими религиозными представлениями, разнообразными, освященных канонами специфическими формами поклонения Богу и другим религиозным святыням: церемонии, молебны, обряды, ритуалы и т.д.

4. Функционирование религиозных организаций. Религия - институтализированное образование, представленное Церковью. Церковь - культовое объединение единоверцев, управляемое особыми установлениями и разделенное на духовенство и мирян.

5. Религия наделена особым предназначением в культуре. Религия несет в себе особое духовно-эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность человека. Религия отзывается на вечную потребность человека в бессмертии, возмещая неустроенность земного бытия для человека. Религия регулирует отношения между людьми, объединяя их в устойчивые общности. Наконец, религия канонизирует многие ценности культуры.

В целом, можно сделать следующий вывод: религия есть особая область духовно-эмоционального мира человека, общества в целом, способ духовного отражения и конструирования мира, придание ценностно-смыслового значения всем жизненно необходимым сторонам человеческого существования.

Но, почему человек верит в сверхъестественное? Исследователи прошлого объясняли это страхом перед непредсказуемостью и могуществом природы или глубоким невежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современному обществу?

Философы, культурологи, социологи, психологи по-разному отвечают на этот вопрос. Но очевидно, что религия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социально значимые функции, к которым можно отнести регулятивную, воспитательную, мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интеграционную, культурную.

Важнейшей функцией религии является регулирование поведения индивидов, социальных групп. Регулятивная функция религии основывается на аккумулированном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, например, в заповедях, моральных канонах различных религий. Религия не только устанавливает определенные рамки свободы человека, но и побуждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется связь регулятивной и воспитательной функций.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.

Компенсаторная функция проявляется в том, что религия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения религиозным общением. Особенно отчетливо эта функция реализуется в молитве и покаянии, при совершении которых человек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил.

Культурная функция состоит в том, что религия сохраняет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.

Религия выполняет также коммуникативную функцию, являясь средством общения верующих. Это общение разворачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующими. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий.

Из истории известно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества, - достаточно вспомнить роль иерархов Русской православной церкви, например, преподобного Сергия Радонежского, в объединении русских земель, борьбе с захватчиками. Направляя и объединяя усилия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению нового, например, роль протестантизма в становлении буржуазного общества.

Однако, следует отметить, что религиозная интеграция имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает, с другой - разъединяет.

Основой разрешения всех возникающих противоречий и проблем может стать соблюдение принципа свободы совести. Совесть - важнейшая этическая категория, отражающая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать и предъявлять к своему поведению нравственные требования, добиваться их исполнения.

В наше время под свободой совести понимается право человека самостоятельно формировать свое мировоззрение и открыто выражать его в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. По сути, под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной жизни.

Таким образом, религия является сложным социальным явлением, имеющим сложный комплекс элементов, находящихся в единстве, тесной взаимосвязи и взаимодействии: религиозный опыт, вероучение, культ, организация, методов влияния на человека. При этом, роль религии в жизни общества можно выразить следующим:

во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

во-вторых, и это следствие первого, религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

в-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его.

в-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.

в-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый фактор может приводить к разделению, к распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.


2. Религиозный опыт и религиозные практики 

Религиозные практики – это вся совокупность интерпретаций и действий, совершаемых людьми в связи с их верованиями, их религиозным опытом и/или их взаимодействием с религиозными институтами [21, с. 4].

2.1 Психология религиозного опыта

В процессе функционирования религии на одном из первых мест находятся переживания человека, его «личный путь» к Богу.

Религиозный опыт – это крайне широкое понятие, которое охватывает собой всю совокупность религиозных чувств, все психологические состояния верующего, поддерживающие его веру в сверхъестественное. Индивидуальный религиозный опыт верующего составляют эмоции и чувства, различные психические состояния, связанные с верой в сверхъестественное, с переживанием непосредственного общения с ним. Многие исследователи считают, что именно религиозный индивидуальный опыт личности есть основа религии [1, с. 206].

Психология религии во многом и существует как направление, чья основная деятельность связана с изучением религиозного и мистического опытов. Так как одна из главных целей психологии религии состоит в выявлении тех воздействий, которые религиозный опыт оказывает на поведение индивидов и групп, изучение взаимодействия личностных и социальных факторов [8, с. 93].

Психология религии исследует и парапсихологические феномены, но основное внимание она всё же делает на таких формах религиозного опыта, как молитва, обращение в веру, мистические переживания, отправление религиозных обрядов и участие в религиозных общинах и культах [2, с. 32].

Классическим исследованием этой темы является работа У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта». Джеймс считал, что истоки и причины религии следует искать именно в религиозном опыте человека, под которым он понимал субъективные религиозные переживания в различных формах, включая мистические «видения», экстатические состояния аскетов и другие мистические состояния человеческого сознания.

В зависимости от психологической специфики индивидов одним из них может помочь опыт научный, другим – религиозный. По Джеймсу, «если кто-нибудь захочет совершенно отвернуться от Бога и будущей жизни, никто не может помешать ему в этом, никто не может доказать ему, что он ошибается. Но если человек думает иначе и поступает согласно со своим убеждением, мне кажется, и ему никто не может доказать, что он ошибается» [12, с. 163].

Изучение религиозного опыта, начатое У. Джеймсом с анализа причин и влияния на человека его обращения в веру, мистических переживаний, праведности и молитвы, продолжилось учёными путём исследования глоссолалии,1 религиозного содержания снов, медитации, влияния религиозного убеждения и ритуала, изменённых состояний сознания, влияния исповеди, влияния оккультных и культовых феноменов, употребления наркотических средств с целью вызова религиозных переживаний, религиозных влияний в области психопатологии.

Джеймс подводит к мысли, что при всем множестве различных проявлений религиозного опыта нетрудно увидеть схожие черты. Поэтому скорее следует говорить не столько о многообразии религиозного опыта, сколько о его единообразии. «Боги и вероучения различных религий, конечно, противоречат друг другу, но существует однообразное явление, общее всем религиям: это душевное освобождение, которое складывается из двух частей: душевное страдание и освобождение от него. Однако опыт этот индивидуальный, несмотря на то, что в различных индивидуальных переживаниях религиозного опыта встречается очень много общего.

Свое понимание религиозного опыта в рамках гуманистической психологии раскрывает А. Маслоу. По его мнению, психологическая проблематика религиозного опыта связана с вопросами личного роста и развития человека. С его точки зрения, адекватная и жизнеспособная личность должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь. Одно из его центральных понятий – самоактуализация, важнейшим условием достижения которой Маслоу считал обретение психологического опыта, названного пик-переживание, т.к. человек более целостен, более интегрирован, больше сознает себя и мир в моменты «пика». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию. Самоактуализировавшиеся люди практически всегда являются религиозными людьми и переживают религиозный опыт. По Маслоу под пик-переживания религиозного характера подпадает весьма значительный спектр состояний, позволяющий более остро и полно ощущать собственное бытие. В этом смысле Маслоу возвращает нас к формуле Джеймса, что религия – полное реагирование человека на жизнь.

Таким образом, понятие религиозного опыта включает в себя такие аспекты, как изумление перед бесконечностью космоса, трепет и ощущение тайны в присутствии священного, ощущение зависимости от божественной силы или невидимого порядка вещей, чувство вины и беспокойство, сопровождающее веру в божественное правосудие, и ощущение мира и покоя в надежде на божественное прощение. Некоторые мыслители указывают на религиозный аспект смысла жизни и индивидуальной судьбы. В первом случае религиозный опыт предполагает контакт с божеством, аналогичный контакту с другими людьми и вещами в мире. Во втором случае имеется в виду не контакт с божеством, а скорее восприятие священного или праведности как реальности; или то, что всякий опыт может рассматриваться в связи с тем основанием, на котором он возникает.

Опыт этот индивидуальный, несмотря на то, что в различных индивидуальных переживаниях религиозного опыта встречается очень много общего. При этом, индивидуальный характер религиозного опыта предполагает его вариативность. «Мыслитель», рефлектирующий и созерцательный человек, никого не впускает в свой внутренний опыт, не допускает каких-либо отвлекающих от раздумий волнений и влияний, идущих извне. Его цель - достижение истинной самости на пути самоочищения и освещения своей душевной жизни. Этому типу личности близок «монах», которому необходимо уединение, чтобы сохранить свой религиозный опыт, усовершенствовать его и очиститься от греха, придерживаться высоких моральных и обрядовых требований. «Пророк», напротив, склонен поведать всему миру об интенсивном, но спорадическом своем опыте встреч с божественным. Пророк - в высшей степени социальная фигура, т.к. находится все время с людьми и призван быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой религиозный опыт как послание от Бога, позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее. В отличие от «пророка» - «Священник» опосредствует свой опыт общения с Богом образованием и систематическим дисциплинированным раздумьем. Приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель традиции. Священнослужитель одновременно является и созерцателем, и деятелем. Эти два начала могут сочетаться в различной пропорции, в зависимости от обстоятельств и индивидуальных психологических качеств. К вечному совершенствованию своего душевного опыта, даже ценой мученичества, устремлен «Святой», доказавший совершенство своей веры страданиями и гибелью, - Чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее, - Праведник, достигший особой моральной и духовной высот благодаря безупречной жизни. Он действительно достигает духовного идеала блаженной жизни. «Реформатор» идет дальше: он ищет возможности не только просветить, но преобразовать мир по образу и подобию своего прозрения и душевного опыта. Рациональный тип «Концептуатора» (теолога) ориентирован на логическое выражение религиозного опыта в понятийной форме. Это тип историка религии, летописца, богослова. Его мышление, в основном традиционное, опосредствовано личным религиозным опытом и нацелено на уразумение исторической эпохи. Он постоянно занят интерпретацией религиозного опыта и его переосмыслением. От «Чувственника», напротив, далека любая концептуализация религиозного опыта. Он бережно хранит в душе свои ощущения, составляющие содержание его встреч с божественным или сопровождающие их. Эти переживания составляют его душевное сокровище, и боится его утратить в ходе и результате их рационализации. «Основоположник традиции» - фигура по своему масштабу превосходит все остальные. Его религиозный опыт уникален и очень интенсивен, так что становится основой новой религии. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, которые затем распространяют его религиозный опыт.

Таким образом, значимость религии и веры в Бога связана с их истинностью для человека. Поскольку, если религиозные идеи будут иметь ценность для действительной жизни, то и с позиции прагматизма они будут истинны в силу своей жизненной необходимости. Религиозный опыт, религиозные переживания и выступают (особенно в критические моменты) как спасительный опыт и имеют важное практическое значение для жизни человека, выраженное в формировании культа, обеспечивающего упорядоченную структуру поклонения религиозного объекту. То есть, религиозный опыт связан со смыслом жизни личности и предназначением человека.

Некоторые периоды жизни индивидуума и отдельные события бывают поводом для того, чтобы мышление человека обратилось к проблемам религии. Такие переходы и события, именуемые жизненными кризисами, считаются опасными, т.к. представляют собой переход от одной стадии жизненного цикла к другой и раскрывают взгляду связь жизни в целом с ее сакральным основанием. Беременность и рождение, выбор имени для ребенка, ритуал принятия в религиозную общину, выбор профессии, свадьба и смерть переживаются как особые события, выделяющиеся на фоне повседневной рутины. Эти события можно понимать, как «кризисы» - т.е. поворотные пункты - когда отношение человека к священному становится предметом особого рассмотрения.

Как указывает Герард ван дер Леу, голландский религиовед и феноменолог, эти переходные периоды выделяются во всякой культуре, поскольку они знаменуют собой окончание одной стадии жизненного цикла и начало другой. Тот факт, что жизненные кризисы вырывают нас из повседневной рутины, отражает коренное различие между священным и секулярным,2 отношения между которыми проявляются в том, что концепция Бога оказывает влияние на стандарты человеческого поведения и на отношение к жизни в целом.

2.2 Особенности религиозного и мистического опыта

Для религии характерно наличие чудесной власти над человеком. Ведь самые невыносимые страдания человеческой души она способна превращать в самое глубокое и самое прочное счастье. Религия способна изменить самого человека, сделать для него легким и радостным то, что в иных случаях стало бы суровой необходимостью. Ценность религии связана с ее психологической функцией: особо значимым психологическим моментом является переход от «страдания» души к постепенному его преодолению и освобождению от него.

С различными формами религиозного опыта мы встречаемся в каждой конкретной религиозной традиции. Так, первобытный шаман путешествует в другие миры во время транса, который достигается посредством камлания. В Древней Индии были открыты многочисленные средства достижения мистического прозрения, среди которых наиболее известна йога. В православном мире, в том числе и на Руси (Нил Сорский), популярностью среди монахов пользовалась умная молитва, которая практиковалась в исихазме (от греч. исихия – безмолвие, покой, тишина, отрешенность) – учении о мистическом единении человека с Богом, созданном египетскими и синайскими монахами-аскетами в IV–VII вв. В римско-католической традиции известны мистические видения св. Франциска Ассизского, св. Терезы Авильской, Анжелы де Фолиньо, Жанны д'Арк и т.д. В исламе поиску мистических путей слияния с Аллахом предавались суфийские братства [10, с. 217].

Многие верующие в разные эпохи в разных концах мира испытали на себе влияние той реальности, о которой говорят разные религии. Хотя их религиозный опыт и был различен, много было в их ощущениях и общего. Различной была и интенсивность их переживаний. Конечно же, наиболее уникальный и крайне интенсивный характер имел религиозный опыт тех, кто в истории известен как основатель новой религиозной традиции, – Моисея, Будды, Иисуса Христа, Мухаммада. Можно сказать, что возникновение новых религий было результатом воздействия этих уникальных личностей и их религиозного опыта на мир вокруг них. Однако даже для этих великих личностей их опыт общения со сверхъестественным оказывался неожиданным, спонтанным. Не они искали Бога, он сам их выбрал как проводников своей воли. Однако спонтанный, непредвиденный и неожиданный для тех, кто переживает чувство общения со сверхъестественным, опыт – это лишь одна из разновидностей религиозного опыта.

Религиозный опыт часто сталкивается, взаимодействует и сопровождается мистическим опытом. Мистический опыт акцентирует внимание на переживание единства «Я» и Бога. Он может выражать собой наиболее радикальное решение проблемы «Человек-Бог». В мистическом опыте доминирует аспект любви к Богу, который в восприятии мистика становится любящим собеседником, божественным «Ты». У. Джеймс даже выводит основные черты, характеризующие специфику мистического опыта: неизреченность, интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли [20, с. 398].

Для верующего – собственный мистический опыт представляет желанную цель. Верующий добивается подобного опыта, который намеренно ищут, к которому готовятся используя специальные методики. В этом случае переживание чувства единения со сверхъестественным достигается путем применения различных приемов «очищения ума и тела», которые выводят верующего за пределы обыденного мира и подготавливают его к восприятию потустороннего мира.

Исследователи выделяют несколько разновидностей подготовки к религиозному опыту [11, с. 259]:

- рационально-интуитивный тип – тренировка мышления, развитие рациональной интуиции для достижения «внутреннего видения» (многие мыслители-мистики, от Пифагора до Николая Кузанского и Паскаля, для этого занимались математикой);

- моральное очищение – достижение чистоты души и сердца, нередко соединенное с процедурами очищения тела;

- использование различного рода приемов воздействия, в том числе психоделических средств, на физиологию и психику человека с целью расширения границ сознания.

Существует ряд техник, направленных на искусственное и сознательное облегчение достижения религиозного опыта. Ни для кого не секрет, что психологическое состояние сильно зависит от манипуляций с организмом, которые можно проводить осознанно. Выделяют четыре группы специальных психотехнических способов получения религиозного опыта [1, с. 216]:

1. Медитативные практики.

2. Психосоматические методы.

3. Дыхательные практики.

4. Использование наркотических веществ.

Медитативные практики строятся на основе управления функциями психики либо за счет концентрации внимания (пассивная медитация), либо за счет концентрации воли (активная медитация). В пассивных медитациях внимание концентрируется на сигналах, идущих от объекта через пристальное всматривание, вслушивание, принюхивание, либо посредством «вчувствования» в разные ощущения организма. Такие медитации имеют двойной эффект. С одной стороны, происходит расширение сознания через сосредоточение на каком-либо внутреннем объекте. А с другой – происходит отключение внимания из-за усталости вследствие длительного сосредоточения. Активные медитации предстают как различные формы внушения. Здесь идет с помощью воли активное управление функциями организма. В зависимости от способа подачи волевой команды активные медитации бывают визуальными (визуализация), словесными и кинестетическими. Чаще всего используются первые два типа. Можно выделить и третий тип медитации – настоящая медитация, предполагающая совмещение пассивной и активной медитации. Верующий может одновременно давать волевые команды, направленные на изменение состояния, и созерцать свое состояние, одновременно контролируя результативность команд и их корректировку, а также повышая вероятность достижения желаемого состояния.

К психосоматическим методам относятся статические позы, особые движения, вибрации, пение повторяющихся звуковых сочетаний, кружение на одном месте и другие методы, с помощью которых можно воздействовать на сознание через психосоматические средства.

В основе дыхательных практик лежит два принципа: первый принцип – соотношение концентрации кислорода и углекислого газа в организме, изменение этого соотношения; второй принцип – использование различных групп мышц в процессе дыхания.  

Один из типов подобных манипуляций – угнетение определенных ресурсов организма, которые обычно необходимы для нормального самочувствия - эти практики обычно проводятся в одиночестве и иногда ведут к экстатическим состояниям и галлюцинациям. Следующий тип, - противоположный, связан со стимуляцией определенных органов, в результате которой достигается состояние транса (не галлюциногенного). С достижением измененного состояния сознания тесно связана физиологическая депривация (лишение): ее распространенными в религии формами являются пост, воздержание от сна, различные дыхательные практики. Они могут сознательно выбираться конкретным человеком для достижения своих целей, но чаще предписываются религиозной традицией.

Ученые давно раскрыли многие психофизиологические механизмы необычных психических состояний человека вроде слуховых и зрительных галлюцинаций, раздвоения сознания, истерических припадков и т. д., причиной которых было длительное уединение и одиночество. Так, моряки, в одиночестве пересекающие океан, космонавты, в процессе подготовки к полету помещенные в сурдокамеру, заключенные в одиночных камерах – все они рассказывают о том, что слышали голоса посторонних людей, видели образы близких. К таким же результатам приводит лишение человека в течение длительного времени сна, нормального питания, достаточного количества кислорода и т.д.

Одновременно многие исследователи попытались объяснить состояние сознания, свойственное верующим в момент переживания ими чувства единения с предметом веры, естественными причинами, раскрыть его физиологическую основу. Одним из таких исследователей был американский психолог Джеймс Леуба, который в своих книгах «Психология религиозного мистицизма», «Бог или человек» пришел к выводу, что мистический опыт «открывает не христианского Бога, а закономерную психофизиологическую деятельность нашего организма». В своей лаборатории Леуба проводил различные опыты, применяя углекислый газ, опиум, другие наркотические и психотропные средства и искусственно вызывая «чувство присутствия Бога» у испытуемых [18, с. 52].

Другие исследователи убедительно показали, что обострение религиозных чувств, ощущений и эмоций достигается с помощью целой системы искусственных «психотехнических» приемов и средств воздействия на личность верующего. Американский психолог А. Олланд, изучая экстатическое3 состояние у пятидесятников, указывал, что его возникновению способствуют такие внешние факторы, как теснота в помещении, где проходит служба, высокая степень концентрации в этом помещении углекислого газа, который, попадая в легкие, кровь человека, ослабляет возможность коры больших полушарий мозга осуществлять нормальный контроль над физиологическими и психическими процессами, что способствует возникновению экстатических состояний.

Не случайно во многих религиях (восточных и западных) существовала традиция предварительной подготовки к принятию религиозного откровения. Эта подготовка во многих религиях требовала не только очищения сердца путем размышлений о сверхъестественном, но и чистоты тела, которой верующий достигал путем соблюдения, например, поста.

Практически все религии предписывают соблюдение верующими поста как обязательной нормы поведения. Посты в этих религиях – непременное условие эффективной подготовки тела для совершения различных религиозных ритуалов и обрядов, участия в религиозных праздниках, искупления грехов и т. д. В течение длительного поста верующий начинает ощущать легкость в теле, с ним случаются галлюцинации и т. д. Ослабляя организм верующего, пост тем самым способствует усвоению им религиозных образов, представлений и поэтому становится обязательной частью религиозной традиции.

Отшельники и святые, известные своим богатым опытом общения со сверхъестественным, проводят всю свою жизнь, довольствуясь минимумом пищи и даже воды. Монахи-отшельники добровольно заключали себя на всю жизнь в узкие кельи, где можно было только лежать или стоять, подвергали себя бичеванию, спали в течение многих лет по 2–3 часа, в остальное время распевая ритмические молитвы, и избегали при этом общения с посторонними под предлогом нарушения интимных связей с Богом.

Современные исследования убедительно показывают, что психическая депривация (лишение) – длительное недоедание, недосыпание, искусственная изоляция от мира, сенсорный голод (лишение внешних впечатлений) – ведет к различного рода психическим отклонениям, сопровождается различного рода слуховыми и зрительными галлюцинациями и видениями, а в случае, если речь идет о религиозно ориентированных людях, эти галлюцинации и видения имеют несомненно религиозную форму.

Можно упомянуть и другие искусственные психотехнические приемы воздействия на психику верующих, в том числе и в процессе отправления религиозного культа. Богослужение нередко проводится в ночные часы, в темном помещении, воздух которого насыщен различного рода ароматическими курениями. Само богослужение – это повторение вслух на протяжении многих часов одних и тех же молитвенных формул, и словосочетаний, пение, различные активные телодвижения, танцы, совершаемые под ритмическую музыку.

Кроме того, в различных религиозных традициях существует практика применения всевозможных психотропных и наркотических веществ, которые вызывают галлюцинации, раздвоение сознания, ощущение невесомости, полета и т. д. Так, американские шаманы употребляли грибы. В древнеиранской религии зороастризма важнейшим средством достижения сверхъестественного мира, общения с ним был галлюциноген гаома (хаома, сома), получаемый из растения могильника. В руководстве по ритуальному использованию гаомы «Арда Вираз Намаг» это вещество именовалось мостом в мир сверхъестественного. В средневековом Иране употребляли могильник, его дым вдыхали исламские поэты и некоторые исламские мистики. Древнеиндийские Веды и Тантры упоминают об использовании вина и той же гаомы при богослужениях и инициациях. Древнеиндийские йоги в своей практике использовали специальные травы. Помимо таких галлюциногенов йоги для достижения транса также практиковали многочисленные дыхательные практики, в результате чего резко сокращалось поступление в организм кислорода и происходило его отравление углекислым газом, что также способствовало достижению измененных состояний сознания.

Таким образом, религиозный опыт, лежащий в основе веры, крайне индивидуален, охватывает собой самые различные индивидуальные проявления: чувство благоговения перед объектом поклонения, восторг от ощущения своего приобщения к высшим силам, осознание своей ничтожности в сравнении с Абсолютом, ощущение страха за свою греховность, ожидание наказания за прегрешения и т. д.

2.3 Религиозный культ как «движущий» элемент религиозной практики

Одним из центральных видов религиозной практики является религиозный культ (от лат. cultus – уход, почитание) – совокупность практических действий и вспомогательных средств, посредством которых верующие сообщаются или пытаются сообщаться с миром сверхъестественного, установить с ним контакт, воздействовать на него.

Религиозный культ – неотъемлемый компонент любой религии, начиная с ранних ее форм и кончая современными. Психологи, анализируя механизм культа, пришли к выводу, что культ наиболее устойчивый и одновременно самый «движущий» элемент религиозной практики. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать.

Важная задача религиозного культа – поддержка психики человека в его привычном состоянии, своевременном освобождении его от излишних невротических напряжений, повышение степени психологической адаптации человека к текущим социальным условиям.

К культовой практике относятся все виды действий верующих, связанные с религиозными представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, посты, молитвы и т. д. Но культ, это не только поведение, образ жизни верующего, но и материальные предметы, специально оборудованное помещение, святилища, храмы, священные реликвии, утварь, одеяние священно-служителей и т.д. Все это приобретает в культе особый мистический смысл, вызывает особое психологическое состояние, призванное реализовать веру и реальность трансцендентного.

Необходимо отметить, что область культа очень близка к ритуалу, что порой их трудно разграничить. Как правило, ритуалы группируются вокруг того или иного культа, являясь как бы религиозно-практическим его выражением [16, с. 317]. Через ритуалы люди говорят на языке символов, нагруженных чувственным опытом. Символический язык указывает на ту идеальную сторону реальности, о которой, не обращаясь к символам, говорить невозможно. Вера широких масс, в отличие от духовной элиты, использующей медитативные техники, в большей мере опирается на символы.

При этом, любое ритуальное действие приобретает религиозный характер лишь постольку, поскольку оно оказывается связанным с определенными верованиями и представлениями. Например, в христианстве культ – это совокупность определенных церковными канонами и традицией ритуалов и обрядов, дающих, с точки зрения верующих, возможность непосредственного общения с богом и святыми. Центром христианского культа является храм, пышное убранство которого подчеркивает сакральность культа и культовой практики. Храм украшается живописными произведениями на религиозные темы, перед ними возжигаются лампады. В храме совершается центральное культовое действие – богослужение, а также различные таинства. Для христианского культа характерно почитание святых и реликвий.

Психология людей такова, что им очень трудно обходиться без внешних атрибутов. Ритуальные действия облегчают им переход от восприятия внешнего к внутреннему переживанию. Символы помогают понять природу мира, помещая негативный опыт в рамки общей картины мироздания, где он получает объяснение и за счет этого несет эмоциональное утешение. Так как, то что получило объяснение, всегда не так страшит и может даже помогать жить. В этом плане религиозные символы предлагают осмысленный контекст, в котором негативный опыт человека, благодаря помещению его в более грандиозную структуру мироздания, воспринимается иначе, может быть объяснен и оправдан. Таким путем система символов помогает выразить невыразимое, в какой-то мере обозначить в слове чувства, не укладывающиеся в принятые понятия и эмоции.

Например, обряд крещения как ритуальное омовение наряду с телесно-духовной чистотой имеет в основе идею духовного рождения, ибо вода служит в мире символом начала всех вещей и материнского лона.

Кроме символов, существенная часть религиозных представлений коренится в традициях, созданных и поддерживаемых обществом. Эта часть влияния религии на личность осуществляется через общепринятое мировоззрение, социальные нормы и активизацию мистических чувств, с помощью ритуалов культа. Например, ритуал инициации - суровая проверка на социальную пригодность, осуществляемая для подготовки кандидата к взрослой жизни в качестве полноправного члена общины. Она делает человека полноценным членом общества, обязывая его соблюдать традиции, блюсти священные ценности и нормы [3, с. 357].

Таким образом, культ – это специфическое опредмечивание религиозного миропонимания как особого отражения мира, адаптации человека к нему; это социальная форма объективации религиозного сознания, воплощение религиозной веры в деятельности социальных образований, групп или отдельных индивидов. Различного рода представления, формирующие мировоззренческие конструкции, трансформируясь в культовую систему, приобретают характер вероучения, поэтому носят духовно-практический характер.

Культ проявляет себя через систему культовых практик. Культовая практика представляет собой набор определенных обрядов. Под обрядом понимается совокупность стереотипных действий, которые устанавливаются обычаем или традицией той или иной социальной общности и которые символизируют те или иные идеи, нормы, идеалы и представления.

С обрядом связано соблюдение ряда важных социальных функций в обществе. Одна из самых важных – функция аккумуляции и трансляции опыта как индивидами друг к другу, так и между поколениями. В обряде накапливается и становится очевидным тот опыт социальной деятельности многих поколений, который концентрирует значимые результаты человеческой деятельности и общения. При этом, существенную роль выполняет как эмоциональная сторона обрядов и культовой практики, так и их нормативный характер.

Так, психологи из Университета Куинс (Канада), провели исследование среди студентов университета, как влияет религиозная норма поведения на самодисциплину человека. Исследователи предложили добровольцам разобрать несколько фраз, имеющих отношение к божественному: нужно было исправить, привести в читаемый вид сентенции со словами «Библия», «божественное» и т. д. По задумке психологов, это должно было настроить испытуемых на божественную волну, не заостряя их внимания на религиозной теме. Затем были проведены двух тесты на самоконтроль: в первом человек должен был выпить невкусный сок, при этом каждый глоток сопровождался наградой в пять центов; во втором - участникам предлагали сделать выбор: получить пять долларов завтра или шесть - но через неделю.

Как показали результаты, те кто до этого разбирал фразы с «божественной» терминологией, его выдержка и самоконтроль заметно повышались. Он выпивал в два раза больше невкусного сока и с большей вероятностью соглашался подождать неделю, чтобы получить более крупное вознаграждение. При этом, большинство принимавших участие в исследовании были агностиками или атеистами, то есть явные религиозные чувства (или их отсутствие) тут роли не играли. Таким образом, рассуждают авторы, религиозная лексика оставляла след в подсознании и оттуда как-то повышала самоконтроль личности. Можно принять это за доказательство того, что божественный след есть в каждом из нас, независимо от убеждений, и время от времени он напоминает о себе.

Другое объяснение заключается в том, что в этот момент происходит напоминание о всевидящей силе, от которой не скроется ни один дурной поступок. То есть, независимо от того, верим ли мы в эту силу или нет, существует ли она на самом деле или нет, с понятием о всеведущем божестве мы сталкиваемся с самого детства. Мы совершаем много нехороших поступков, вредим другим и себе, но стоит только подумать о том, кто всё это видит, как мы начинаем действовать с оглядкой. И когда, например, приходит Великий пост, человек использует «божественную» силу, чтобы побороть собственные пищевые пороки и хотя бы на время сократить поток калорий в организм - и таким образом сделать свою жизнь более правильной. Таким образом, мысли о религии могут укрепить дух в борьбе с соблазнами и пороками.

Любопытную практику с позиции своего психологического содержания представляет такое религиозное действие, как исповедь. Психологическую потребность в исповеди для своей обрядовой стороны использует христианство. Здесь исповедь представляет особое таинство – важнейший обряд, посредством которого верующий может получить особую божественную благодать. Саму исповедь принимает священник, но он выступает лишь в качестве посредника между Богом и верующим. То есть, исповедь определяет нравственный критерий человека. Высказывание «наболевшего» помогает самому индивиду лучше понять свои проблемы. При их озвучивании уточняется природа и характер проблем посредством механизма вербализации мыслей и чувств. Если что-то вначале было не вполне ясно или представлялось смутным и неотчетливым, то в ходе исповеди оно проясняется, обретает более четкие черты, лучше осознается.

Неотъемлемым элементом и механизмом культовой практики, обладающим существенным психологическим значением, является молитва. Ее можно определить как переживание верующего, основанное на мысленном обращении к божественной сущности в состоянии обожания, благодарности и просьбы.

Молитва играет огромную роль в функционировании любой религии как системы, занимая важное место в жизни верующих. На сегодняшний день в религиозных практиках сложилась типология молитв: молитва смирения, молитва заступничества, молитва благодарения, молитва преклонения.

В целом молитва может выполнять ряд психологических функций, которые играют значительную роль в жизни для верующего человека. Так молитва [15]:

- помогает осознанию потребности и реальности, раскаянию, даёт ощущение прощения;

- учит, что независимость - это самообман, пробуждает веру, надежду;

- приносит успокоение разуму, а следовательно, ведёт к уменьшению страха, тревоги и гнева;

- даёт перспективу решения проблем и помогает создать конкретный план действий;

- помогает выяснить цель, которой человек хочет себя посвятить, и концентрирует силы на её достижении;

- восстанавливает психическую энергию посредством контакта с Богом;

- вызывает сострадание к нуждам других людей и подвигает на альтруистические поступки;

- подтверждает наши ценности и готовит ко всему, что может случиться; объединяя людей через служение высшему началу.  

В современных религиях культовые действия соединены в сложную систему, которая включает в себя длительные богослужения, отправление особых обрядов – таинств, поклонение святым, иконам, соблюдение постов и т. д. Система культовых действий играет крайне важную роль в религиозном комплексе. В процессе богослужения с помощью культовых действий (обрядов, таинств, проповедей и т. д.) в сознании верующих в чувственно-конкретной форме воспроизводятся религиозные верования и идеи. Через участие в богослужении, в обрядах верующий возобновляет, усиливает и укрепляет свои верования. Следует отметить и тот факт, что у верующих участие в религиозных обрядах вызывает сильные эмоциональные переживания: вместо отрицательных эмоций (страх, беспокойство, тревога), с которыми они вошли в храм, где проходит богослужение, возникают положительные (подъем, радость или покой, умиротворение) [10, с. 318].

Долгое время считалось, что по мере совершенствования средств передачи культуры новым поколениям роль ритуалов и обрядов, а также их разнообразие уменьшатся. Однако, в настоящее время замечено движение в обратном направлении - роль ритуалов усиливается. Психологи обнаружили: привычность каких-либо действий предполагает возникновение чувства удовлетворения, а поступки нормативного плана особенно эффективно повышают самооценку личности: «раз я поступаю должным образом, значит, я таков, каким хочу быть» [3, с. 358].

Таким образом, можно констатировать, что ритуальная и обрядовая сторона религий и религиозных практик имеет серьезное психологическое значение, на основе которых складываются определенные нормы, эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать.

Религиозные практики являются одним из важнейших источников религиозного опыта.

Наиболее устойчивый и одновременно самый «движущий» элемент религиозной практики – культ, формирование которого связано с социокуль-турными традициями, трудовой, бытовой жизнью людей, со смыслом жизни личности и предназначением человека.

Религиозный культ – это совокупность практических действий и вспомогательных средств, посредством которых верующие сообщаются или пытаются сообщаться с миром сверхъестественного, установить с ним контакт, воздействовать на него. При этом, к культовой практике относятся все виды действий верующих, связанные с их религиозными представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы и т.д.

Содержание, смысл и символика религиозного культа определяются представлениями и идеями, заложенными в сакральном тексте, который читается или другими способами воспроизводится в культовом действе.

Результатом культовой деятельности является удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, обновление религиозных чувств, ценностей, традиций, все то, что формирует ядро личности, влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с окружающим миром: на его мировоззрение, эстетическое, физическое, психическое и эмоциональное развитие; учит самоконтролю, самодисциплине, способности делать правильный нравственный выбор.


Заключение

Завершая работу сделаем следующие выводы.

В первой главе нами проводится теоретический анализ понимания сущности религии, а именно: основные подходы к определению религии, а также роль религии в жизни общества в целом и каждого человека. Религия является одной из древнейших культурных форм, которая сыграла существенную роль в становлении культуры, оказала непосредственное влияние на очеловечивание человека и его духовное становление.

Религия - это исторически сложившийся комплекс верований, ритуалов, обрядов, символов, заповедей, норм поведения, методов влияния на человека, обусловленных верой в сверхъестественные силы, проявляющиеся в сознании, стандартах поведения, социальных позициях. При этом, религия обладает рядом признаков:

1. Верования или вероучения - устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах.

2. Своеобразное поведение и взаимоотношения между верующими.

3. Наличие культа.

4. Функционирование религиозных организаций.

5. Религия наделена особым предназначением в культуре и несет в себе особое духовно-эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность человека.

В обществе религия выполняет социально значимые функции, к которым можно отнести регулятивную, воспитательную, мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интеграционную, культурную. Важнейшей функцией религии является регулирование поведения индивидов, социальных групп. Регулятивная функция религии основывается на аккумулированном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, например, в заповедях, моральных канонах различных религий. Религия не только устанавливает определенные рамки свободы человека, но и побуждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению.

В целом, можно сделать следующий вывод: религия есть особая область духовно-эмоционального мира человека, общества в целом, способ духовного отражения и конструирования мира, придание ценностно-смыслового значения всем жизненно необходимым сторонам человеческого существования.

Однако религия, это не только мироощущение (мирочувствование и миропонимание), но и мироотношение, специфическое практическое отношение к действительности, которое находит свое выражение в религиозном опыте и религиозных практиках. Этому и посвящена вторая глава курсовой работы.

Религиозный опыт, лежащий в основе веры, крайне индивидуален, охватывает собой самые различные индивидуальные проявления: чувство благоговения перед объектом поклонения, восторг от ощущения своего приобщения к высшим силам, осознание своей ничтожности в сравнении с Абсолютом, ощущение страха за свою греховность, ожидание наказания за прегрешения и т. д.

Религиозные практики – это вся совокупность интерпретаций и действий, совершаемых людьми в связи с их верованиями, их религиозным опытом и/или их взаимодействием с религиозными институтами, который последователи религиозных традиций вкладывают в свою повседневность.

Религиозные практики являются одним из важнейших источников религиозного опыта. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать.

Одним из центральных видов религиозной практики является религиозный культ – совокупность практических действий и вспомогательных средств, посредством которых верующие сообщаются или пытаются сообщаться с миром сверхъестественного, установить с ним контакт, воздействовать на него.

Наиболее устойчивый и одновременно самый «движущий» элемент религиозной практики - религиозный культ. К культовой практике относятся все виды действий верующих, связанные с их религиозными представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, посты, молитвы и т.д., на основе которых складываются определенные нормы, эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать. То есть, это нормативный компонент, на основе которых складываются определенные нормы, эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание на основе религиозных норм, ценностей, традиций формирует ядро личности, влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с окружающим миром: на его мировоззрение, эстетическое, физическое, психическое и эмоциональное развитие; учит самоконтролю, самодисциплине, способности делать правильный нравственный выбор.


Список используемых источников

  1.  Ардашкин И.Б. Психология религий: учебное пособие / И.Б. Ардашкин. – Томск: ТПУ, 2010. – 276 с.
  2.  Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие / Гараджа В.И. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 348 с.
  3.  Грановская Р.М. Психология веры / Р.М. Грановская. - М.: Питер, 2010. – 584 с. С. 357
  4.  История религии / Сост. Н.С. Василевская, С.В. Скородумов, С.В. Фефилин. – Ярославль: ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2006. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met17/node5.html
  5.  История религии: учебник / А.Н. Бочковская и др.; под общ. ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002. - 461 с.
  6.  Осипов А.И. Путь разума в поисках Истины. Основное богословие / А.И. Осипов. - М., 1999. - С. 6.
  7.  Петрунникова Р.В. История психологии / Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. - Минск: МИУ, 2009. – 128 с.
  8.  Польсков К.О. К вопросу о научном богословском методе / К.О. Польсков // Вопросы философии. - 2010. - № 7. - С. 93-101.
  9.  Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2000. – 240 с.
  10.  Религиоведение. Учебное пособие / Под ред. А.Ю. Григоренко. - СПб.: Питер, 2008. – 512 с.
  11.  Религиоведение: Учебник / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. В.И. Жукова. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 488 с.
  12.  Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарика, 2005. – 536 с.
  13.  Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии / С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 672 с.

  1.  Сафронов А.Г. Психология религий / А.Г. Сафронов. - К.: Ника-Центр, 2002. – 224 с.
  2.  Степулак М. Христианская молитва как средство противоболевой терапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.painstudy.ru/matls/ treat/ethics/molitva.htm
  3.  Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного, психотехника и трансперсональные состояния / Е.А. Торчинов. - СПб: Центp «Петербургское Востоковедение», 1998. - 384 с.
  4.  Трощий А.Р. Психология / А.Р. Трощий - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 194 с.
  5.  Угринович Д.М. Психология религии / Д.М. Угринович. - М.: Политиздат, 1986. - 352 с.
  6.  Учебно-методический комплекс по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для обеспечения повышения квалификации тренеров-преподавателей и учителей. – М: ФГАУ «ФИРО» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prosv-ipk.ru
  7.  Шахнович М.М. Религиоведение. Учебное пособие / М.М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.
  8.  Религиозные практики в современной России / К. Русселе. – М.: Новое издательство, 2006. - 41 с.

1 Глоссолалия (от греческого glossa - «язык» и laleo - «говорить») - это бессмысленная, но фонетически структурированная человеческая речь, являющаяся, с точки зрения самого говорящего - настоящим языком, однако как система, не напоминает ни один из известных человечеству языков, будь то живой современный, или древний, ныне несуществующий (мертвый) язык.

2 Секуляризм - концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры, т.е. свободный от церковного влияния, светский.

3 Экстаз – это такое состояние человека, при котором он частично или полностью перестает контролировать свои поступки и им полностью овладевают, как ему кажется, сверхъестественные силы.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11789. Исследование религиозных практик, как способ самоконтроля человека 59.75 KB
  Роль церкви как социального института в общественном сознании повышается. Имеются отдельные исследования характеризующие религиозные практики как составную часть социальных действий в работах отдельных авторов. Целью данной курсовой работы является исследование религиозных практик как способ самоконтроля человека. Для достижения цели нами необходимо решить следующие задачи: исследовать теоретические аспекты религии в том числе понятие и сущность религии роль религии в жизни человека и общества; проанализировать религиозные практики...
1413. Сочетание религиозных и политических конфликтов в истории, послествия религиозных конфликтов во всемирной истории 106.87 KB
  Понятие конфликта и религиозного конфликта специфика религиозного конфликта. Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована сложностью и многогранностью этого феномена наличием большого количества внешних и внутренних факторов влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения. Объектом исследования является феномен религиозного конфликта. Предмет исследования причины возникновения формы проявления основные тенденции развития религиозного конфликта.
13749. Исследование особенностей личностной защиты младших подростков 96.01 KB
  Кроме того наблюдения за результатами функционирования психологической защиты осложняются тем что реальные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того чтобы оборвать их так же внезапно как и начали. Набор таких автоматических стереотипов отреагирования есть ничто иное как наши механизмы защиты которые и составляют наше Я. Принято считать что защитными действиями руководит Я Эго.
1115. Исследование причин и особенностей инфляционных процессов в современной России 600.64 KB
  Как и сами деньги процесс их обесценивания известен человечеству с незапамятных времен. Она обесценивает результаты труда уничтожает сбережения юридических и физических лиц препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. В большинстве стран мира уровень инфляции один из важнейших макроэкономических показателей который влияет на процентные ставки обменные курсы на потребительский и инвестиционный спрос на многие социальные аспекты в том числе на стоимость и качество жизни. Infltion –вздутие под которой...
20922. Эмпирическое исследование особенностей проявления личностной автономии женщин 354.32 KB
  Мои предыдущие исследования касались как мне кажется одного из самых противоречивых вопросов современности вопросов аутентичного бытия что на мой взгляд тождественно личностному счастью каждого. Что значит быть собой в постоянно меняющимся мире Что значит быть счастливым почему нам кажется что для этого так много всего нужно На этот раз я хотела бы углубить постановку вопроса в ещё более спорное пространство автономии в гендерном контексте т. Неоспоримым является тот факт что на женщине лежит крайне важная биологическая...
15016. Исследование особенностей правовой природы личных неимущественных прав 782.56 KB
  Личные неимущественные отношения в предмете гражданского права: историко-правовые аспекты. ГК РФ предусмотрено что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством если иное не вытекает из существа этих отношений. 151 ГК РФ они названы личными неимущественными правами гражданским законодательством не определяются и не устанавливаются а только защищаются. Личные неимущественные права именно человека а не гражданина принципиально отличаются от имущественных прав...
9813. Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими методами 56.33 KB
  Определить уровень эмоциональной устойчивости, ригидности, уровень волевой регуляции и т.д. Многофакторный личностный опросник Кеттелла) исследуемых студентов, с использованием математических методов. Выявить особенности отношений студентов с родителями, с использованием математических методов. Определить межличностные отношения студентов, с использованием математических методов. Определить уровень творческого потенциала студентов, с использованием математических методов.
17408. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 252.5 KB
  И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям принять себя и добиться чтобы другие приняли и оценили - как взрослого как личность. Он занят только собой все его мысли и чувства вертятся вокруг его “Я†ему кажется что окружающие также постоянно обращают взоры на него оценивая сравнивая – и наверняка желая унизить и поставить на место. За свои права подросток борется почти что экстремистскими способами. Даже этого достаточно чтобы признать наличие подросткового кризиса как отдельного реально существующего явления...
18382. Исследование особенностей физиологического развития детей среднего школьного возраста 96.94 KB
  К ним следует отнести: образовательные функции которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране; прикладные функции имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры; спортивные функции которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека; реактивные и...
11791. Исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией 727.56 KB
  Развитие речи в дошкольном детстве служит залогом сохранения нервнопсихического здоровья и социализации детей закладывает основы успешного образования в школе. Особую значимость период дошкольного детства приобретает у детей с нарушениями речи. В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней т. количество детей с нарушением речи с каждым годом заметно возрастает.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.