Гендерные различия руководителей

Женщины делающие выбор в пользу экономической независимости профессиональной карьеры появились в России относительно недавно в связи с экономическими переменами последних 20 лет. Такие женщины заполняют сейчас ранее не существовавшие или недоступные для них ниши занятости предпринимательство и высшие управленческие должности входят во властные структуры. Каждый из авторов придерживается своего подхода в понимании роли мужчины и женщины в управлении организацией. В современных концепциях этот термин подчеркивает специфическое устройство...

2015-07-12

29.93 KB

35 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] 1. Гендер: понятие и основные характеристики

[4] 2. Гендерные различия руководителей

[5] Заключение

[6] Список используемой литературы


Введение

Гендер - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека.

В последнее время в нашей стране происходят существенные изменения в составе управленческого персонала. Одной из особенностей происходящих изменений является то обстоятельство, что все больше женщин появляется на разных уровнях управления.1 Женщины, делающие выбор в пользу экономической независимости, профессиональной карьеры, появились в России относительно недавно, в связи с экономическими переменами последних 20 лет. Такие женщины заполняют сейчас ранее не существовавшие или недоступные для них ниши занятости - предпринимательство и высшие управленческие должности, входят во властные структуры. Поэтому вопросы, связанные с особенностями пола и его психологическими различиями в управлении, становятся все более актуальными.

Проблеме изучения гендерных различий в управленческой деятельности посвящено множество научных работ как зарубежных, так и отечественных авторов (С.А. Виноградова, Д.А. Вылегжанин, Д. Шульц и С. Шульц и др.). Каждый из авторов придерживается своего подхода в понимании роли мужчины и женщины в управлении организацией. И, несмотря на многообразие мнений, большинство работ показывают различные закономерности на мужских и женских выборках. Возникает вопрос: кто лучший руководитель - женщина или мужчина? И почему?

Цель данной работы: рассмотреть, какое влияние оказывают личностные мужские и женские качества на профессиональную деятельность.


1. Гендер: понятие и основные характеристики

Гендер (от англ. gender, от лат. gens - род) – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то поло-ролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.2

Гендер - культурная и социальная конструкция, основанная на выделении маскулинной (мужской) и фемининной (женской) сообщностей, именуемых гендерами. Гендерная дифференциация является в большей мере социальной, чем биологической, половой, но в то же время между ними существует тесная связь, взаимообусловленность.3

Возникновение термина «гендер» как одной из категорий социального анализа связано с именем американского психоаналитика Роберта Столера, предложившего в 1968 году использовать эту грамматическую категорию («гендер» в переводе с англ. «родовой признак»), чтобы обозначить двойственную природу пола человека, с одной стороны, как биологического, а с другой – как социокультурного феномена.4

Итак, гендер различает понятия «пол» и «гендер», которые указывают, соответственно, на конституциональные или социокультурные аспекты отличий мужского от женского:5 термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями, анатомо-физио-логическими характеристиками и детородными функциями; термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают лишь во взаимодействии с другими людьми в рамках определенной культуры.

Определение пола включает в себя черты, обусловленные полом, а гендера – те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых еще не известны. Причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана биологическими и социальными факторами.

В психологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью, которые предположительно отличают мужчин и женщин.

Таким образом понятие гендер означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные тендерные роли.

В современных концепциях этот термин подчеркивает специфическое устройство и функционирование биологического аппарата человека (хромосомный, химический (гормональный) состав и анатомическое строение мужчины и женщины), который зависит не только и уже не столько от биологических естественных закономерностей, сколько от культурных стереотипов. Гендерные стереотипы – это ценностные характеристики указанных различий в данной социальной среде в данный исторический период. Они представляют собой особенности восприятия социально-половых ролей и выражаются понятиями «мужественности», или маскулинности, и «женственности», или фемининности. Гендерные стереотипы усваиваются, как считают исследователи, начиная с раннего детского возраста в процессе социализации, т.е. усвоения господствующих в данной культурной среде представлений о правильном поведении, распределении способностей и обязанностей и т.д.6 


2. Гендерные различия руководителей

Представления о личностных качествах мужчин и женщин у людей формировались на протяжении многих веков. Суть этих представлений сводится к тому, что представителей мужского пола принято воспринимать властными, независимыми, агрессивными, доминирующими, активными, смелыми, неэмоциональными, грубыми, прогрессивными и мудрыми. А женщин, наоборот, принято считать зависимыми, кроткими, слабыми, боязливыми, эмоциональными, чувствительными, нежными, мечтательными и суеверными.7 

Отмечается, что мужчины проявляют интерес к таким профессиям, которые связаны с приключениями, требуют совершения подвигов, физического напряжения. Они отдают предпочтение работе вне помещения, связанной с механизмами и инструментами, проявляют интерес к науке, физическим явлениям и изобретениям. Женщины же, наоборот, склонны к профессиям, связанным с эстетикой, с сидячей работой в помещении, с оказанием помощи нуждающимся и беззащитным.8 

Что же касается профессиональной карьеры, то женщины устраивают ее значительно позже, чем мужчины, которые из-за склонности к риску, чаще, чем женщины, способны менять свою профессиональную карьеру. Известно, что большинство мужчин полностью достигают статуса зрелости в сфере труда к 30 годам. Женщины же не перестают числиться новичками в профессиональном мире вплоть до достижения среднего возраста. В достижении высокого профессионализма женщинам мешает направленность на семью и детей. И даже у тех женщин, которые, как и мужчины, достигают профессиональной зрелости к 30 годам, происходит переключение интереса с достижения профессионального успеха на получение удовлетворения от личных отношений. В этом и заключается отличие женщин от мужчин, для которых карьера остаётся основной задачей и после 30 лет.

Вхождение женщин в управленческую, политическую или экономическую элиту сопряжено с преодолением специфических препятствий: у заметной части россиян все еще сохраняется традиционное отношение к женщине как к социальному фактору второго сорта, неспособному конкурировать с мужчинами в решении сложных деловых задач. Это затрудняет восходящую деловую карьеру женщин. Получив в результате реформ равные с мужчинами конституционные права, включая право заниматься бизнесом, они вынуждены дополнительно тратить немалые силы на преодоление социального и психологического сопротивления деловой среды, в которой господствуют мужчины.9 

Отмечают также, что осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины относятся к ней по-разному: женщины чаще воспринимают карьеру как самореализацию, а мужчины относятся к карьере, как к престижной должности. По мнению Дж. Роузнер, женщины пользуются своим умением общаться и руководят не так, как мужчины. Они добиваются успеха, используя именно «женские» качества. На данный момент исследователи приходят к выводу, что можно выделить специфически «женский» стиль управления, обладающий особыми чертами, но не меньшей эффективностью, чем стиль «мужской» (табл. 1).10

Таблица 1 - Гендерные отличия в управленческой деятельности

Характеристики

Мужчины

Женщины

Способ преодоления препятствий

Интеллект. Сила

Ловкость. Хитрость

Поведение

Сдержанное

Эмоциональное

Отношение к другим

Прямолинейное

Гибкое

Основа решений

Рассудочность

Чувственность

Реакция на критику

Агрессивная

Спокойная

По данным таблицы видно, что женщины обладают отличительными преимуществами для успешного осуществления функций управления. Например, большинство мужчин - руководителей чаще всего выбирают более агрессивный метод управления, таким образом, подчинив себе весь коллектив. А женщины более склонны к социальному партнерству, то есть повышают самооценку работников, делятся властью.

По данным Т. И. Заславской,11 «мужское» управление бизнесом носит более стратегический и инновационный характер, отличается готовностью к серьезному риску и личной ответственности, жесткостью осуществления принятых решений. По данным Е. С. Балабановой, женщины не могут добиться успеха в тех сферах и в те периоды, которые связаны с конфликтностью и психологическими перегрузками. Поэтому женщины были неуспешны в руководстве бизнесом в 1990-е гг., в период симбиоза бизнеса и криминальных структур, где был эффективен язык силы и угроз. Преимуществами же женского руководства предприятиями и фирмами признаются тяготение к стилям, отличающимся меньшей дистанцией власти (лидер или координатор - в противоположность хозяину или начальнику), умение организовывать командную работу, внимательно слушать, мотивировать и поддерживать работников, использовать технологии «знаков внимания». Кроме того, женщинам свойственна меньшая амбициозность и большая предсказуемость поведения, отказ от слишком рискованных стратегий, умение выстраивать более осторожные отношения с партнерами.12

Сторонники традиционных взглядов на лидерство воспринимают женщин-руководителей менее компетентными по сравнению с мужчинами. Поэтому, при отборе на руководящую должность к женщине предъявляют более высокие требования, чем к мужчине. Срабатывает правило, согласно которому женщина должна быть вдвое лучше мужчины. Женщина имеет больше шансов занять руководящую должность среднего звена, в то время как высшие руководящие должности безоговорочно отдают мужчинам.13 

Чтобы стать лидером, руководителем, женщине приходится быть вдвое лучше мужчины, преодолевать больше препятствий, даже если она обладает большими знаниями в своей сфере деятельности по сравнению с мужчинами. Так, данные российских социологических опросов административных работников показывают: 54,5% респондентов считают, что женщина должна участвовать в управлении наравне с мужчинами; 11,4% уверены, что большинство руководящих должностей нужно отдать женщинам; 34,1% отдают предпочтение руководителям-мужчинам, при этом 9,1% из них полагают, что женщин вообще не должно быть на руководящих постах.14

Специфика женского стиля в том, что женщины-руководительницы более эмоциональны. Исследователи отмечают, что женщины пользуются своим умением общаться и руководят не так, как мужчины. От шефа мужского пола практически невозможно услышать фразу: «Мы поступим так, как мне подсказывает интуиция». Женщина всегда считается со своими чувствами, и нередко принимает отличные решения.

Мужчины-руководители воспринимают свою работу как серию дел (или сделок) с подчиненными, поощряя за оказанные услуги или наказывая за некачественно выполненную работу. Женщины же руководят так, чтобы подчиненные стремились преобразовать свои интересы с учётом интересов других работников. Руководство подчиненными женщины связывают со своими личными качествами – обаянием, контактностью, умением общаться и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью.

Основной характеристикой «женского» стиля управления является активное взаимодействие с подчиненными, которых приглашают к участию в управлении, с которыми делятся властью и информацией, у которых пробуждают интерес к выполняемой работе. Свою власть женщины связывают с личными качествами - обаянием, контактностью, умением общаться и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью. Дж. Роузнер назвала их стиль «преобразовательным».

При этом, женщины-руководители способны устанавливать высокие деловые отношения не только с женщинами, но и с мужчинами-подчинёнными. Женщины-руководители наравне с мужчинами способны мотивировать подчинённых на сверх достижения. Этот стиль руководства обозначается чаще всего как демократический. Работники видят, что руководство доверяет им и в результате возрастает преданность подчиненных делу. Более демократический настрой женщин-руководителей обусловлен тем, что они стремятся завоевать признание у скептически настроенных к ним подчиненных. Мужчины же более склонны пользоваться авторитарным стилем руководства, но это не исключает использования ими и демократического стиля, так же как женщинами - авторитарного.15

«Преобразовательный» стиль имеет еще одну характеристику - поддержание в сотруднике уважения к собственной персоне, осознавания своей значимости. Женщины-менеджеры стараются как можно чаще отмечать заслуги подчиненных в письменном виде или устно в присутствии других сотрудников. Другой характеристикой «преобразовательного» стиля является поддержка сотрудников в сложных ситуациях. Возможно поэтому в последнее время на Западе, принимая на работу руководителя, стали отдавать предпочтение женщинам, потому что, в отличие от мужчин-боссов, которые любят подгонять сотрудников и настраивать их друг против друга, женщины-руководители не только объединяют сотрудников, но и умеют вдохновлять их, демонстрируя восхищение даже самыми незначительными успехами. Кроме того, женщины-менеджеры более готовы к нестандартным решениям, к структурным (кадровым) преобразованиям, к изменению методов руководства в критических ситуациях.16

Но, как бы то ни было, многие исследования показывают, что склонность к авторитарному и авторитарно-демократическому стилю руководства, ориентированному на задачу, чаще встречается у мужчин, чем у женщин; последними же чаще используется демократический стиль руководства, ориентированному на участие в общей работе (табл. 2). При этом, исследования показали, что мужчины более эффективны, чем женщины, если их поведение совпадает с маскулинным, а женщины оказывались более эффективными, чем мужчины, когда их поведение соответствовало фемининному образцу. Если женщины пользовались стилем, который считается мужским (авторитарный и директивный), то их рейтинг снижался: люди охотнее воспринимают «сильное и напористое» мужское руководство, нежели «навязчивое и агрессивное» женское. В то же время при демонстрации мужчинами и женщинами демократического стиля, и те и другие оценивались с одинаковым предпочтением. Некоторые исследователи полагают, что вследствие этого женщины-руководители должны иметь преимущество перед мужчинами, так как подчиненные лучше воспринимают демократический стиль руководства.

Таблица 2 - Распространенность склонности к определенному стилю руководства, %

Половая

принадлежность

Авторитарно-демократический

Демократический

Либерально-демократический

Мужчины

38

48

14

Женщины

28

45

27

Что же касается принятия управленческих решений:17 мужчины-руководители заранее представляют ситуацию, проигрывают в уме всевозможные варианты разрешения проблемы или конфликта. Они способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективе, что проявляется в соответствии получаемых результатов принятым целям. Но, сталкиваясь с непредвиденными обстоятельствами, мужчины иногда заходят в тупик, не зная, как себя вести в неожиданно сложившейся ситуации.

Поведение же женщин-руководителей иное, они не строят жестких планов и при возникновении каких-то новых условий легко меняют линию поведения в соответствии со сложившимися обстоятельствами. Именно поэтому женщина-руководитель всегда непредсказуема и ее поведение всецело зависит от того, в каких условиях она оказывается.

Исследование половых, гендерных и индивидуально-личностных различий особенностей мужского и женского процесса принятия решения в деятельности руководителей, проведенное И.В. Грошевым, показали, что типичные социально-приемлемые реакции на ту или иную ситуацию в группе мужчин и в группе женщин оказались различными. Так, в ситуациях, требующих наказания подчиненных, руководители-женщины чаще прибегали к мерам морального и психологического воздействия, а мужчины-руководители – к административным. При этом, женщины-руководители характеризуются более внимательным отношением к людям, а мужчины-руководители - общими фразами. Женщины-руководители чаще оправдывают подчиненных, чем мужчины-руководители.

Следует отметить и еще одно очень значимое различие между мужчинами и женщинами руководителями – это количество принимаемых ими решений: женщины-руководители предлагают большее число вариантов и их решения более разнообразны, чем мужчины-руководители. Женщины-руководители склонны к более подробному обоснованию, мотивированию своих вариантов принятия решения и поступков. Они перебирают больше вариантов принимаемых решений, чаще ссылаясь при этом на свою интуицию, чем мужчины-руководители. При этом, решение женщин-руководителей почти всегда допускает мирный исход конфликта.

Известно, что соотношение ситуативных и диспозиционных тенденций у разных людей различно. Различно оно и у мужчин и женщин: мужчины-руководители больше опираются на собственные мысли и чувства в принятии решения, а женщины-руководители через эмпатию – на мысли и чувства окружающих людей, в том числе и своих подчиненных. Кроме того, женщины-руководители чаще мужчин-руководителей включают в собственные суждения другие точки зрения. Иными словами, мужчины-руководители используют и чаще опираются на «диспозиционное» управление, а женщины-руководители – «ситуативное» управление.

При этом, Грошевым установлено, что половые различия оказывают влияние и на типы поиска решения. Так, у мужчин-руководителей чаще встречаются «импульсивные» решения и «решения с риском» по сравнению с женщинами-руководителями. У женщин-руководителей преобладают «уравно-вешенные» и «осторожные» решения. Кроме того, им установлено что у мужчин-руководителей с возрастом имеет место тенденция к сокращению крайних решений (импульсивных и замедленных) и к относительному возрастанию решений «уравновешенных». А вот у женщин-руководителей на всем возрастном диапазоне независимо от возраста преобладают «осторожные» и «уравновешенные» решения, т.е. тип принятия решения у женщин-руководителей характеризуется ригидностью и от возраста, в отличии от мужчин-руководителей, зависит незначительно.

При сравнении по уровню образования мужчин и женщин-руководителей было выявлено, что руководители с высшим образование принимают более оригинальные и самостоятельные решения. То есть, чем выше уровень образования как у мужчин-руководителей, так и женщин-руководителей, тем более уравновешенным оказывается процесс выдвижения решения. Явных половых и гендерных различий по данному вопросу не выявлено.

Таким образом, полученные им результаты выявили специфику принятия решения, определяемую гендерными особенностями мужчин-руководителей и женщин-руководителей, которые в свое время были получены К.В. Коростелиной,18 а также В.В. Кочетковым и И.Г. Скотниковой.19 

При этом стоит отметить, что мужчины-руководители оказываются более полезными в следующих случаях:20

1) при решении задачи;

2) при руководстве мужчинами;

3) в военных организациях или в роли спортивных тренеров;

4) на низшем уровне управления, требующем технических знаний,

В то время, как женщины:

1) при установлении межличностных отношений;

2) в сфере образования, бизнеса, на социальной и государственной службе;

3) на среднем уровне управления, где нужно устанавливать межличностные отношения.

Также важным в изучении гендерных особенностей управления является психологический конфликт. Причины конфликтов различны:21

1) Женщины конфликтуют в основном на личной основе, а у мужчин конфликт связан с профессиональной деятельностью;

2) Конфликты в мужских организациях проходят как-то более открыто (нарушение правил, протест против лидера и т.д.), что касаемо женских коллективов, то здесь все наоборот, в основном все конфликты носят скрытый характер (сплетни, клевета и т.д.).

То есть, в однополых коллективах (только в мужских или только в женских) конфликтных ситуаций наблюдается больше, чем в разнополых.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что как мужчины, так и женщины-руководители имеют ценные качества, необходимые для принятия эффективных управленческих решений. Несмотря на то, что у мужчин и женщин разные стили поведения и мышления, они могут достигать одинаково эффективного результата, но только разными способами. При этом, нельзя говорить о том, что женщина-руководитель хуже или лучше справляется со своими обязанностями, в отличие от коллеги-мужчины. Говорить о половой принадлежности в данной ситуации неуместно. Ведь как женщины, так и мужчины, благодаря своим личным и профессиональным качествам, могут являться ценными работниками в области управления в различных сферах профессиональной деятельности.


Заключение

Таким образом, при сравнении женского и мужского управления обнаруживается больше общих черт, чем различий. Оба гендера характеризуются сходством профессионального профиля и представлений о препятствиях к развитию бизнеса. Особенности, заслуживающие специального внимания, связаны со спецификой социальных ролей и ожиданий в адрес мужчин и женщин, различиями их личностных качеств, влияющих на профессиональный профиль, а также со специфическими социальными и культурными препятствиями к должностному продвижению женщин.

У женщин, занятых в сфере управления, более развиты профессиональные качества. Но, с другой стороны, они уступают мужчинам в развитости инновационного мышления, творческом размахе, готовности к серьезному риску и осуществлению крупных стратегических проектов.

Реальные условия деловой деятельности женщин и мужчин современной России не являются равными. Феномен профессиональной дискриминации женщин не изжит, их карьерный рост наталкивается на бОльшие трудности, чем у мужчин.

Такие социально-профессиональные качества деловых женщин, как осторожность, стремление решать возникающие конфликты не силовыми методами, а переговорами, умение устанавливать доверительные контакты с партнерами, значительно меньшая включенностьв криминальные и противоправные операции, обусловливают заинтересованность общества в повышении их роли в сфере управления бизнесом.

При этом, многие исследования показывают, что склонность к авторитарному и авторитарно-демократическому стилю руководства, ориентированному на задачу, чаще встречается у мужчин, чем у женщин-руководителей; последними же чаще используется демократический стиль руководства, основанном на большем интересе женщин к отношениям между людьми, что является плюсом в руководстве людьми.

А вот, кто является более эффективным руководителем - мужчина или женщина, до сих пор остается неясным.

Список используемой литературы

  1.  Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость женщин / Е.С. Балабанова // Социологические исследования. - 2006. - № 4. - С. 47-57.
  2.  Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства. Учебное пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
  3.  Берн Ш.М. Гендерная психология: учебное пособие / Ш.М. Берн. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.
  4.  Гендерная психология / Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. 496 с.
  5.  Гимазетдинова Э.Я. Гендерные различия в управлении / Э.Я. Гимазетдинова, Р.Р. Ураев // Актуальные вопросы современной психологии. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 16-18.
  6.  Грошев И.В. Половые и гендерные различия руководителей в процессах принятия решения / И.В. Грошев, Т.А. Загузова // Социально-экономические явления и процессы. – 2006. - 10№4 1-2 (001-002). – С. 99-105.
  7.  Грошев И.В. Сильная женщина – реальность нашего времени / И.В. Грошев // Регион – 68. - 2007. - № 8. – С. 33.
  8.  Дадаева Т.М. Кто выносит мусор, или парадоксы гендерного разделения труда / Т.М. Дадаева // Социологические исследования. - 2005. - № 6. - С. 120-126.
  9.  Дынин П.И. Женщина и карьера. Практикум по гендерной психологии / П.И. Дынин. - СПб.: Питер, 2002. - С. 300-328.
  10.  Заславская Т.И. Авангард российского делового сообщества: гендерный аспект / Т.И. Заславская // Социологические исследования. - 2006. - № 5. - С. 3-14.
  11.  Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009 – 544 с.
  12.  Ковалева И.А. Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере / И.А. Ковалева // Психологические науки: теория и практика. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 50-52.
  13.  Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. - М.: Инфра-М, 2012. - 629 с.
  14.  Словарь философских терминов / Под ред. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 745 с.
  15.  Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А.О. Чубарьян. - М.: Аквилон, 2014. – 575 с. С. 67-68.
  16.  Черницкая Е. Гендерные различия между группами успешных и неуспешных руководителей / Е. Черницкая // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2011. - № 7. - С.69-75.
  17.  Шабалина О.В. Гендерные стереотипы в системе принятия управленческих решений: особенности и проблемы/ О.В. Шабалина // Социум и власть. - 2008. - № 3. -  С.55-60.

1 Грошев И.В. Сильная женщина – реальность нашего времени / И.В. Грошев // Регион – 68. Информационно-аналитический журнал для региональной элиты. - 2007. - № 8. – С. 33.

2 Сербиновская Н.В. Психология. Обзорные лекции. Часть 1: Учебное пособие / Н.В. Сербиновская. - Ростов-на-Дону: ЮФУ; ЮРГУЭС, 2011. – С. 33.

3 Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. - М.: Инфра-М, 2012. - С. 86.

4 Гендерная психология / Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - С. 383.

5 Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А.О. Чубарьян. - М.: Аквилон, 2014. – 575 с. С. 67-68.

6 Словарь философских терминов / Под ред. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 100.

7 Шабалина О.В. Гендерные стереотипы в системе принятия управленческих решений: особенности и проблемы/ О.В. Шабалина // Социум и власть. - 2008. - № 3. -  С.55-60.

8 Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства. Учебное пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2009. - С. 293.

9 Дадаева Т.М. Кто выносит мусор, или парадоксы гендерного разделения труда / Т.М. Дадаева // Социологические исследования. - 2005. - № 6. - С. 120-126.

10 Гимазетдинова Э.Я. Гендерные различия в управлении / Э.Я. Гимазетдинова, Р.Р. Ураев // Актуальные вопросы современной психологии. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 16-18.

11 Заславская Т.И. Авангард российского делового сообщества: гендерный аспект / Т.И. Заславская // Социологические исследования. - 2006. - № 5. - С. 3-14.

12 Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость женщин / Е.С. Балабанова // Социологические исследования. - 2006. - № 4. - С. 47–57.

13 Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009 – С. 366.

14 Дынин П.И. Женщина и карьера. Практикум по гендерной психологии / П.И. Дынин; под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2002. - С. 300-328.

15 Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства. Учебное пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с. С. 293.

16  Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009 – С. 367.

17 Грошев И.В. Половые и гендерные различия руководителей в процессах принятия решения / И.В. Грошев, Т.А. Загузова // Социально-экономические явления и процессы. – 2006. - 10№4 1-2 (001-002). – С. 99-105.

18 Коростелина К.В. Стилевые особенности принятия решения женщинами-руководителями / К.В. Коростелина // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. - 1992. - С. 9.

19 Кочетков В.В. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения / В.В. Кочетков, И.Г. Скотникова. - М.: Наука, 1993. - 143 с.

20 Ковалева И.А. Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере / И.А. Ковалева // Психологические науки: теория и практика. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 50-52.

21 Берн Ш.М. Гендерная психология: учебное пособие / Ш.М. Берн. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - С.133.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
9785. Гендерные различия в представлениях молодежи об отцовстве и материнстве 29.37 KB
  Глобальные перемены, произошедшие в последние десятилетия в нашей стране, обусловили необходимость исследования процесса социализации, так как затронули практически все стороны жизни общества, в том числе привели к изменению социально-психологических представлений
11004. Методы профилактики профессиональной деформации и профессионального выгорания руководителей 52.52 KB
  Одни исследователи считают, что главными в процессе синдрома профессионального выгорания являются личностные критерии, другие находят причины, связанные с воздействием профессиональной среды, что отражается и в специфике общего методологического подхода к взаимоотношению личности и профессии.
16674. Акционерная собственность и корпоративный контроль глазами руководителей предприятий 10.75 KB
  Во-вторых некоторые процессы механизмы мотивации и взаимоотношения участников управления компаниями характеристики корпоративного контроля требуют качественной информации. У крупных акционеров есть широкие возможности его реализации как формальные так и неформальные инструменты которые зачастую выводят принятие решений за пределы процедур корпоративного управления. Контроль посредством захвата органов управления обществом. Доминирование дает легитимные возможности принятия основных решений на собрании акционеров включая формирование...
16899. Методика оценки работы руководителей сельхозпредприятий на основе комплексной системы показателей 24 KB
  Из вышесказанного вытекает необходимость в возможности правильной оценки эффективности работы руководителя для возможности выявления причин изменения благосостояния предприятия и своевременного принятия соответствующих мер. Существующие на сегодняшний день методики оценки эффективности работы руководителя сельхоз-предприятием односторонним. Чтобы убедиться в этом наглядно применим одну из существующих методик оценки работы руководителя на практике. Обозначив через N оптимальную возможность производства чистого продукта предприятия...
9920. Гендерные стереотипы в руководстве организации 60.19 KB
  Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих. На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма.
3166. ВВП. Различия между ВВП и ВНП. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор. Важнейшие статьи ВВП по использованию 7.01 KB
  Производственный метод (метод суммирования добавленной стоимости) – по которому ВВП – это суммарная рыночная оценка текущего производства конечных товаров и услуг, произведенных в границах определенной страны за определенный период времени (обычно за год).
5001. Гендерные особенности проявления тревожности у подростков 87.3 KB
  Теоретические основы исследования гендерных особенностей проявления тревожности в юношеском возрасте. В отечественной психологии недостаточно исследований гендерных особенностей проявления тревожности в юношеском возрасте. Цель работы – изучить гендерные особенности проявления тревожности в юношеском возрасте.
4340. Гендерные особенности управления организацией на примере ОАО «Томское пиво» г. Томск 182.69 KB
  По проблематике гендерных особенностей управления организацией в настоящее время существует множество противоположных взглядов, исследований и концепций.
7340. Предмет, задачи и методы изучения ботаники. Основные систематические категории. Различия между высшими и низшими растениями 15.86 KB
  Она изучает все стороны жизни и существования растений. Ее разделами являются: морфология растений – наука о разнообразии внешнего строения растений: цветков плодов корней. Физиология растений изучает жизненные процессы фотосинтеза дыхания. К физиологии примыкает Биохимия растений – наука о химическом составе изменении веществ в результате метаболизма и География растений наука о границах их распространения.
20991. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИДЕРА В СОЗНАНИИ НАСЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТРАН 102.41 KB
  От его поведения соответствующего выбранному политическому образу зависит степень успешности проводимой как внешней так и внутренней политики. Для всеобъемлющего раскрытия аспектов данной проблемы необходимо рассмотреть процесс создания имиджа политика не только в рамках современного общества но и через призму временных изменений которые несомненно помогут дать более глубокое понимание психологических и социальных особенностей формирования политического образа лидера и как следствие определить оптимальный набор подходов и...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.