Социализация одаренных учащихся в процессе социально – психологической адаптации к инновационным условиям обучения и воспитания

Социализация одаренных учащихся в процессе социально – психологической адаптации к инновационным условиям обучения и воспитания Умная школа – это хорошо Добрая – великолепно Но ребенок должен быть подготовлен к жизни. Социализация одаренных учащихся предполагает с одной стороны максимальное профессиональное ориентирование согласно его способностям с другой обогащение его социального опыта. На этапе теоретического и практического анализа проблемы социализации одаренных детей было выявлено противоречие между тем что с...

2015-06-08

7.62 KB

11 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Э.Х. Башлай

Социализация одаренных учащихся в процессе  социально – психологической адаптации к инновационным условиям обучения и воспитания  

Умная школа – это хорошо,

Добрая – великолепно,

Но ребенок должен быть подготовлен к жизни.

   Повышенную значимость проблеме социализации одаренных детей придают  изменения, которые происходят сегодня в стране.

Ребенок, выйдя за пределы учебного заведения, оказывается в условиях жесткой конкуренции, где стать успешным можно в случае оптимального сочетания интеллектуального потенциала с личными социальными качествами человека.

 Проблема усугубляется тем, что одаренные дети чаще всего ставят перед собой нереалистические, завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они рискуют  нервно - психическим здоровьем.

Социализация одаренных учащихся предполагает, с одной стороны, максимальное профессиональное ориентирование, согласно его способностям, с другой, обогащение его социального опыта.

    Выделяются три сферы, в которых происходит социализация личности одаренного ребенка:  деятельность, общение, самосознание.

 В  педагогической и психологической практике одаренных детей относят к группе риска в связи с трудностями социализации и адаптации,  как в самом образовательном учреждении, так и за его пределами.

На  этапе теоретического и практического  анализа проблемы социализации одаренных детей было  выявлено противоречие между тем, что  с одной стороны, ведущая  учебная деятельность этих учащихся является фактором успешности  их личности, с другой  -  основной причиной социально - психологического неблагополучия.

Выделим несколько  причин такого неблагополучия:

      1. Развитый комплекс отличника. Родители одаренных детей питают неоправданно большие надежды на то, что их ребенок достигнет высоких результатов по всем предметам. В результате у школьника развивается «комплекс отличника», при котором любое снижение отметок воспринимается как драма.  Оказываемое таким образом давление со стороны родителей влияет на нервно - психическое здоровье учащихся, занижение самооценки. Объясняется это тем, что любые результаты деятельности должны заканчиваться сравнением с ожидаемыми запросами. В том случае, если ребенок не "дотягивает" до необходимого уровня, определенного социальной средой, его самооценка стремительно снижается. Причем,  причиной этому (снижение самооценки) не всегда вина родителей.

У одаренного ребенка в процессе личностного развития формируются чрезвычайно высокие личностные стандарты. Они критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены имеющимися результатами, следствие этому – внутриличностный конфликт, заниженная самооценка и тревожность.

     Возникает парадоксальная ситуация. Казалось бы, те выдающиеся достижения, которые совершаются одаренными детьми, должны формировать у ребенка чувство уверенности в своих силах, а неадекватность самооценки должна склоняться в сторону ее завышения, а не занижения. Однако,  вместо позитивного самовосприятия, психологи сталкиваются с неуверенностью, тревожностью и даже отчаянием.

   2. Проблемы во  взаимоотношениях с  одноклассниками, которая касается второй сферы  социализации одаренных детей.

Во-первых,  существует такая проблема, как ожидание  со стороны одноклассников помощи -  подсказки на контрольных работах и не получив ожидаемого, не все одноклассники адекватно  реагируют на это.  В то же время сами  одаренные дети нередко с  неуважением и насмешкой относятся к детям, чей интеллектуальный уровень, по их мнению, не достаточно высок. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, критикой, насмешками.

Во-вторых,  успехи одаренных детей  часто являются  предметом зависти их сверстников. Сверстникам кажется, что этот «умник» непременно хочет выделиться на их фоне,  в результате одаренный ребенок наталкивается на отчуждение, неприятие и даже игнорирование себя  как личности.

В-третьих,  одноклассников раздражает повышенное внимание к этим детям со стороны преподавателей.

   С целью профилактики нарушений психологического здоровья  и  успешной социализации учащихся, вновь поступивших в лицей ежегодно еще до начала учебных занятий проводится трехдневный  вводно-адаптационный тренинг «Здравствуй, лицей».   

         В лицей им. Н.И. Лобачевского при КГУ учащиеся поступают на основании тестирования и сдачи вступительных экзаменов. Большинство посещают подготовительные курсы в течение года.  Правила и  структура образовательного процесса являются для учащихся абсолютно новыми и непохожими на то, что они привыкли видеть в своих прежних школах. Заметно, что те дети, которые занимались на курсах, быстрее и легче осваивают новые правила, режим лицея, чем новички. Видимо, лицейский «воздух», которым они немного подышали, благотворно влияет на процесс адаптации.

    Специфика адаптации учащихся вновь поступивших в лицей определяется с одной стороны, психологическими особенностями  подросткового  и юношеского возраста, с другой – возможностями лицея, где учащиеся комплектуются в один класс из разных школ города, а так же новыми условиями обучения.  В лицей дети приходят из обычных массовых школ города. Сложившийся стереотип поведения ребенка подчас вступает в противоречие с новыми требованиями.  И  на первых этапах поступления и обучения каждой ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, так как ощущает себя в роли новичка.    Адаптация учащихся к условиям обучения в лицее не является экстремальным психологическим режимом. Вхождение в коллектив протекает безболезненно, так как лицейская образовательная среда является не только средством, но и  целью воспитательного процесса.      

     Во время  вводно - адаптационного тренинга учащиеся  знакомятся с преподавателями, психологами лицея, приобретают навыки  работы в больших и малых группах, проживают чувство общности на уровне лицейской параллели. Одновременно все участники тренинга приобретают навыки самопрезентации,  навыки публичного выступления, лидерские качества, навыки выбора и принятия решения.

    Вводно – адаптационный тренинг «Здравствуй, лицей» посвящен решению задач на групповое взаимодействие, на поиск вариантов сплочения и объединения, учащихся в один сплоченный коллектив.

Проведение тренинга на первых этапах обучения в лицее позволит свести к минимуму  дезадаптацию  в первые месяцы обучения в лицее.  Одновременно, умение учащихся действовать в условиях коллективно – распределенной деятельности – характеристика степени социализации личности. Когнитивный слой этого умения заключается в понимании того, что в современной социокультурной ситуации объединенные действия (в группе, классе, коллективе) приносят большой результат, чем сумма индивидуальных. Сама группа (контактное окружение) в этих условиях выполняет роль «социального  зеркала», помогающего лучше понять, оценить и  принять себя.

   Одновременно лучшей социализации одаренных учащихся способствует лицейская комфортная образовательная среда, в которой:

1. Минимум стрессообразующих факторов;

2.  Атмосфера доверия, принятия и понимания мира детства. Ибо никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе и подавлении его личности;

3. Атмосфера душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата. Среда, где используются технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся при их неизменно высоком уровне предметных знаний. (Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится  обязательным  целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения);

4.  Формируются информационная культура и медиакомпетентность как у учащихся, так и педагогов, где педагог знает, а ребенок может научиться способам и технологиям обеспечения своей информационно-психологической безопасности;

5. Царит свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений.

Таким образом, проблема социализации учащихся лицея  им. Н.И.Лобачевского при КГУ решается посредством создания комфортной безопасной образовательной среды и целенаправленных мероприятий, направленных  на сплочение и объединение  учащихся, их родителей и педагогов в единый сплоченный коллектив.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
7560. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся 26.65 KB
  Дифференциация и индивидуализация процесса обучения Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся Требования к компетентности по теме □ знать и уметь раскрывать сущность понятий дифференциация индивидуализация обучения дифференцированное обучение; знать и уметь раскрывать характерные черты внутренней и внешней дифференциации понимать основания для выделения видов дифференциации; □ знать и уметь характеризовать формы методы и средства дифференцированного обучения учащихся на разных ступенях общеобразовательной школы; □ знать...
18204. Особенности нравственного воспитания учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе 100.64 KB
  Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать что же можно сделать чтобы жизнь стала лучше. Основная задача нравственного воспитания состоит в том чтобы социально необходимые требования общества превратить высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребенка такие как долг честь совесть достоинство. Психологи установили что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний верой в истинность всего чему учат что говорят безусловность необходимость...
11012. Процесс развития творческой деятельности учащихся в процессе обучения 91.06 KB
  Названные исследования отражают многообразие научных идей и практических подходов к организации творческой деятельности учащихся в образовательном процессе однако аспект целенаправленного обеспечения творческими заданиями младших школьников в процессе обучения как средства развития воображения изучен еще не достаточно. На основании выделенных противоречий анализа философской психолого-педагогической литературы а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования заключающаяся в теоретическом...
19335. способы развития внимания в процессе обучения учащихся младшей школы 771.19 KB
  Степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе. В настоящее время проблема изучения внимания у детей для психологов стала особо актуальна. Снижается их интеллектуальный уровень и концентрация внимания.
4829. Формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике 268.29 KB
  Вместо простой передачи знаний умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели проектировать пути их реализации контролировать и оценивать свои достижения работать с разными источниками информации оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение суждение оценку. Одной из важных проявлений компетентностей является умения работать с информацией вести поиск и отбор информации. Данная компетенция обеспечивает навыки...
9726. Процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ 76.48 KB
  Поэтому так важно в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в ДОУ. Большой вклад в изучение проблем адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду раскрывает особенности поведения детей и соответственно...
4879. Оценивание уровня сформированности компонентов ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике 77.95 KB
  В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. Одним из условий подготовки ИКТ-компетентных граждан является высокий уровень ИКТ-компетентности самих учителей.
11450. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЭКОНОМИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОГАОУ СПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ. 875.81 KB
  Теоретически обосновать процесс развития профессионально важных качеств будущих экономистов в системе среднего профессионального образования и разработать методические рекомендации по формированию профессионально важных качеств у студентов Белгородского индустриального колледжа.
18112. Психолого-педагогические условия эффективности интеллектуального развития в процессе обучения и воспитания детей шестилетнего возраста и их адаптация 84.38 KB
  Следует подметить что за данной неувязкой стоит наиболее широкая и наиболее древняя неувязка ранешнего обучения малыша в стенках школы и за пределами их. Они оcознавали что схожее убыстрение технически упрощая интеграцию деток во зрелое общество социальную адаптацию подрастающих поколений споcобно начинать тормозом на пути обычного психического и интеллектуального развития малыша. В связи с вышусказанным разрешено констатиoвать определенные трудности меж необходимостью истока систематического обучения деток шeстилетнего возраста в...
11265. Социализация одаренных школьников в условиях образовательного пространства, построенного в диаде «Лицей – КГУ» 11.26 KB
  Лобачевского при КГУ Социализация – это двусторонний процесс включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду систему социальных связей; с другой стороны часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности активного включения в социальную среду. Основные идеи интегрированного подхода к процессу социализации одаренных в диаде ЛицейКГУ и новизна подходов к активному включению...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.