Применение франчайзинговых отношений в сфере образовательных услуг

Основным компонентом франчайзинговой операции представляющим соглашение между правообладателем франчайзером и пользователем франчайзи является договор франчайзинга коммерческой концессии. При этом основным условием договора франчайзинга является гарантия качества образовательных услуг. Пользователями региональными центрами являются самостоятельные образовательные учреждения заключившие договор франчайзинга коммерческой концессии. Популярность франчайзинга в последнее время постоянно растет.

2015-06-08

8.83 KB

17 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Ж.Н.Бородина

Применение франчайзинговых отношений

в сфере образовательных услуг

Франчайзинговые отношения широко применяются во всех сферах деятельности, в том числе и в сфере образования. Основным компонентом франчайзинговой операции, представляющим соглашение между правообладателем (франчайзером) и пользователем (франчайзи) является договор франчайзинга (коммерческой концессии). При этом основным условием договора франчайзинга является гарантия качества образовательных услуг.

Франчайзинг в образовании представляет собой совместную деятельность учебных заведений по формированию предложений, производству (оказанию) и продвижению образовательных и сопутствующих им услуг и продуктов на рынок. При этом услуги должны соответствовать лицензиям образовательных учреждений на право образовательной деятельности. Исходя из этого, франчайзингом является комплекс исключительных прав по реализации образовательных услуг под коммерческим обозначением, товарным знаком правообладателя на определенных условиях.

Правообладателем является учебное заведение, осуществляющее административную, учебно–методическую, информационную, техническую и правовую координацию образовательных структур (пользователя). Пользователями (региональными центрами) являются самостоятельные образовательные учреждения, заключившие договор (франчайзинга) коммерческой концессии.

Популярность франчайзинга в последнее время постоянно растет. Он позволяет наращивать источники дохода и, тем самым, предоставляет образовательным учреждениям новые потенциальные финансовые выгоды, оказывая влияние не только на форму и объем высшего образования, но и на его географию,  обеспечивая доступность  высшего образования  в тех частях страны, где ранее оно было недоступно.

Изучение  образовательного франчайзинга показывает, что в образовании он имеет ряд характерных черт: передача опробованной системы обучения и ведения бизнеса; использование договора франчайзинга (коммерческой концессии) как способа передачи системы обучения; установление франчайзером (правообладателем) стандартов образовательной программы.

При этом производится строгий контроль за качеством; реализация  совместных систематических программ по повышению квалификации преподавательского состава. Включаются в учебное расписание колледжей университетские предметы с четкой ориентацией на высшее университетское образование; используются средств расширения и распространения доступа к высшему университетскому образованию; прямое взаимодействие университетов, колледжей и школ в соответствии с местными муниципальными нуждами и т.д.

В России образовательный франчайзинг находит свое применение благодаря внедрению методов дистанционного обучения, как нового направления развития системы образования. Помимо удовлетворения интересов пользователя и правообладателя, франчайзинговая система отвечает запросам конечного потребителя и общества в целом, а именно: содействует появлению новых конкурентов на рынках образовательных услуг; предоставляет потребителю широкий выбор и возможность получения образования различного уровня; способствует появлению новых образовательных технологий, продуктов и услуг; в большинстве случаев потребитель может распространять свой опыт и знания о качестве образовательного продукта и услуг, реализуемых во всех учебных заведениях, входящих во франчайзинговую систему, благодаря своему представлению об общих стандартах качества.

С точки зрения правового обеспечения, преимущества образовательного франчайзинга достаточно велики. Во–первых, правообладателю нет необходимости открывать и регистрировать многочисленные филиалы на удаленных от него территориях. Во–вторых, он избавлен от хлопот, связанных с приобретением и владением землей, недвижимостью, имуществом, оборудованием и т.д. В–третьих, правообладатель не несет обязательств по заключению трудовых договоров с персоналом вновь создаваемых франчайзинговых предприятий.

Образовательный франчайзинг – гибкая система, которую можно легко адаптировать  к различным образовательным продуктам и услугам. Перспективным представляется адаптация уже существующих отечественных образовательных продуктов и услуг для франчайзинга и реализация отечественных образовательных программ в регионы России.

Говоря о необходимости развития образовательного франчайзинга в России, следует отметить, что пункт 3 статьи 1027 ГК РФ не дает возможности для полноценного использования данной конструкции в рассматриваемой сфере. Проблема обусловлена неоправданным сужением круга возможных правообладателей и пользователей договора коммерческой концессии. Целесообразно, на наш взгляд, внести изменения в указанную статью, предусмотрев ее использование и для некоммерческих организаций.

Еще одним препятствием для использования образовательного франчайзинга является то, что закон разделяет образовательную и предпринимательскую деятельность образовательных учреждений. Подтверждение данной точки зрения служит то, что с юридической точки зрения франчайзинг представляет собой правоотношение по передаче прав, регулирующееся договором, по которому правообладатель передает правопользователю право производить и продавать товар (или оказывать услугу, выполнять работы) правообладателя с использованием коммерческого обозначения, товарного знака и иных закрепленных за правообладателем средств индивидуализации его продукции, услуг, работ. В соответствии с ГК РФ сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Другими словами, образовательные организации, которые являются некоммерческими, не могут быть субъектами франчайзинговых отношений.

Образовательные организации не могут являться сторонами договора франчайзинга не потому, что они не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Дело в том, что договор франчайзинга по своей природе направлен на получение прибыли от передачи франшизы. Другими словами, в ситуации образовательного франчайзинга вуз только продает франшизу и получает за это отчисления без какого-либо образовательного процесса со своей стороны. Несмотря на последующее расширение территории оказания образовательной услуги, этот договор заключается в коммерческих, а не в образовательных целях.

Так как отношения франчайзинга направлены на получение прибыли, заключение договора относится к осуществлению предпринимательской деятельности. Таким образом, к отношениям образовательного франчайзинга должны применяться нормы о предпринимательской деятельности образовательной организации, и данные отношения должны отделяться от ее образовательной деятельности.

Точка зрения, согласно которой образовательный франчайзинг преследует образовательные цели, внутренне противоречива. Передача франшизы третьему лицу не порождает новые образовательные отношения: образовательная организация, имеющая специальную правоспособность в отношении образовательной деятельности (лицензию), разрешает третьему лицу осуществлять лицензированную образовательную деятельность. Представляется, что решением данной проблемы будет, во-первых, выделение образовательного франчайзинга в отдельный вид коммерческой концессии, во-вторых, ограничение субъектного состава такого вида франчайзинга кругом исключительно образовательных организаций и, в-третьих, необходимость регистрации договора образовательного франчайзинга не в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что образовательный франчайзинг является одним из перспективных способов ведения бизнеса, который немыслим без заключения договора коммерческой концессии. Данный договор считается основным элементом франчайзинговой системы в любой сфере деятельности.



16317. -значимых рынков – образовательных услуг и труда. 29.82 KB   Делается вывод о том что в России эти механизмы адекватные рыночным отношениям еще только формируются преимущественно государством в то время как в других странах например ЕС они уже сформированы и являются достаточно гибкими. Исследуемые рынки весьма специфичны и отличаются от других рынков рядом особенностей: 1 реализуемые на них общественные блага способны одновременно удовлетворять как индивидуальные так и общественные потребности в долгосрочном периоде; 2 СЗР по природе своей являются парными - взаимосвязанными с... 5292. Особенности маркетинга образовательных услуг на примере Центра Европейских языков «Лексика» 337.14 KB   Маркетинг в сфере образования имеет дело со всеми упомянутыми категориями его объектов. Для обучающихся (особенно в средней школе), как правило, немаловажно, где расположено образовательное учреждение и какими возможностями для их проживания оно располагает 16909. Особенности предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края 11.68 KB   Сравнительный анализ численности студентов высших учебных заведений в Российской Федерации Сибирском Федеральном округе и Красноярском крае в 1970 71 – 2007 08 учебных годах показал что наблюдается скачкообразное развитие численности во всех регионах таб. происходит снижение численности студентов ВУЗов что объясняется кризисной ситуацией в стране в этот период времени. году происходит резкое увеличение контингента студентов в ВУЗах как Российской Федерации на 699 по сравнению с 1995-1996 уч. Данная ситуация объясняется существенным... 2116. Ответственность за правонарушения в сфере транспортных отношений 17.68 KB   Следует отметить что несмотря на изменение экономической ситуации в стране и переход к рыночным отношениям основные положения в транспортном законодательстве остаются неизменными как например определение договора перевозки грузов уже длительное время и потому высказывания ученыхюристов по отдельным спорным проблемам транспортного законодательства сделанные ими в период существования СССР продолжают оставаться актуальными и помогают лучше понять и оценить действующее транспортное законодательство сделать правильные выводы в... 3237. Правовое регулирование трудовых отношений в сфере СКСТ 12.96 KB   Трудовой договор стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Заключение трудового договора. Основания прекращения трудового договора. 18351. Реформирование общественных отношений в сфере доверительного управления имуществом 112.52 KB   В кодексе появились и новые институты ранее неизвестные советскому гражданскому праву например договор лизинга договор факторинга и т. Где отношения по управлению имуществом собственника не собственником опосредуются в первую очередь с помощью доверительной собственности или траста. Теоретической базой для выполнения данной работы послужили: Гражданский кодекс Республики Казахстан; Закон Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет; Закон Республики Казахстан О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан;... 19259. Анализ рынка услуг в сфере гостеприимства 83.46 KB   Комплексный анализ деятельности предприятия. Анализ объема и ассортимента оказываемых услуг. Анализ производительности труда и заработной платы. Анализ наличия движения и эффективности использования основных производственных фондов. 20009. ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ 36.1 KB   Задачами работы выступает: изучение особенностей организации рекламной деятельности гостиничного предприятия; рассмотреть классификацию рекламы гостиничного предприятия; изучить практические аспекты рекламной деятельности гостиничного предприятия. Чаще всего в гостинице существует отдел маркетинга и рекламы который и занимается позиционированием предоставляемых услуг. Это служит в основном целям предприятия то есть получению... 19496. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в сфере федеративных отношений 25.07 KB   Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в сфере федеративных отношений . Именно подобная ситуация сложилась в Российской Федерации в начале 90-х годов XX века. Подтверждением этого являются последние законодательные инициативы Президента Российской Федерации направленные на коррекцию правовых основ федеративного устройства России. Данные обстоятельства предопределили роль судебного органа конституционного контроля - Конституционного Суда Российской Федерации далее Конституционный Суд РФ а именно... 18782. Общественные отношения в сфере договорных отношений по купле-продаже жилого помещения 50.55 KB   Для достижения указанной выше цели нами были поставлены следующие задачи: В работе были поставлены следующие задачи: исследовать элементы договора купли-продажи недвижимости определить сферу действия договора выявить особенности применения договора о купле-продаже недвижимости к отдельным видам недвижимого имущества предложить рекомендации в области купли-продажи жилых помещений. Решение этого вопроса значимо для случаев установления особых правил совершения сделок предметом которых являются здания и сооружения в частности при...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.