Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Одной из самых актуальных проблем современной школы является подготовка учащихся к ЕГЭ. Значимость единого государственного экзамена, как для отдельного учащегося, так и для системы образования в целом трудно переоценить. Чтобы помочь выпускникам успешно сдать ЕГЭ, мною была разработана авторская методика подготовки к выпускному экзамену, которая включает в себя ряд аспектов.

2015-06-08

269.05 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Т. В. Мухина,

учитель русского языка и литературы высш. категории, отличник гимназии №7

Одной из самых актуальных проблем современной школы является подготовка учащихся к ЕГЭ. Значимость единого государственного экзамена, как для отдельного учащегося, так и для системы образования в целом трудно переоценить.

Чтобы помочь выпускникам успешно сдать ЕГЭ, мною была разработана авторская методика подготовки к выпускному экзамену, которая включает в себя ряд аспектов.

Остановимся на некоторых положениях авторской методики подготовки к ЕГЭ.

Мотивация разработки авторских учебных пособий – помочь учащимся решить судьбоносную проблему – подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку и перейти на более высокий уровень обучения – в вуз.

Чем продиктована необходимость создания авторских учебных пособий?

Процесс обучения русскому языку в нашей гимназии строится на основе учебного комплекса под редакцией профессора В.В.Бабайцевой (“Русский язык. Практика”, “Русская речь”, “Теория”). Учебник хорошо зарекомендовал себя в школе. В нем содержится систематически изложенный объем сведений по русскому языку, которые должен усвоить ученик на протяжении  всех лет обучения в школе. Однако в условиях подготовки учащихся к ЕГЭ, когда для получения высокого балла нужно совершенное знание предмета, обнаружилось, что многие темы освещены не в полном варианте, нет графического обозначения орфограмм, затруднение вызывает также академическое изложение материала.

В чем достоинство разработанных мною учебных пособий?

1. Актуальность.

Решение актуальной проблемы образования – подготовка к ЕГЭ.

2. Новизна.

1) Составленные учителем – практиком учебные пособия отвечают реальным запросам ученика.

2) Темы, нашедшие отражение в пособиях, вплотную перекликаются с тестовыми заданиями.

3. Элементы творчества.

1) Пособия представляют творческую работу учителя с привлечением первичных наблюдений, выполненных другими авторами.

2) В большинстве случаев предложен авторский вариант оформления учебного материала в виде ярких таблиц.

4. Вклад автора.

Собственная разработка многих вопросов, ретрансляция знаний сверх программы.

5.Достоинства содержательной стороны учебных пособий.

1) В I части изложен один из сложных разделов науки о языке – орфография:

а) дано графическое обозначение каждой из изучаемых орфографических правил, выделены те позиции, которые влияют на выбор орфограммы;

б) в каждом правиле дан полный список слов – исключений;

в) в каждую орфограмму включен список слов, который вызывает затруднение в правописании;

г) все напечатанные орфографические правила представлены в полном варианте, что сэкономит время на поиск дополнительной литературы;

д) для удобства все орфограммы пронумерованы.

2) Во II части в виде таблиц представлен тот учебный материал, который вызывает у учащихся наибольшие затруднения при изучении и подготовке к ЕГЭ.

6. Оформление.

1) Яркость, доступность, что благотворно действует на эмоциональное состояние ученика.

2) Крупный шрифт, пробелы помогают сохранить зрение.

7. Дизайн.

Авторский.

8.Практическая направленность.

Работа имеет прикладной характер: рекомендована и используется в практической учебной деятельности учащихся и учителей гимназии № 7 и Республики Татарстан. Учебные пособия имеются в кабинете на каждого учащегося и у каждого ученика в личном пользовании.

9. Где апробирован.

На уроках русского языка и на факультативных занятиях по русскому языку в 5 – 11 классах гимназии № 7 (учитель Мухина Т.В.).

Наличие в тестах ЕГЭ обширного материала, включающего в себя все

разделы школьной программы, и минимальная часовая нагрузка уроков русского языка в старших классах (1 час в неделю) требует от учителя уплотнения учебного материала при составлении тематического планирования.

Кроме того, повышенный стандарт обучения учащихся в гимназии № 7 дает учителю возможность дифференцированно подходить к изучению той или иной темы. Названные причины побудили к составлению авторского тематического планирования, методическим обеспечением которого стали авторские учебные пособия. В планировании называется учебная тема, указывается вид тестового задания и материал учебного пособия или другой источник. Таким образом, имея тематическое планирование и учебные пособия Т.В.Мухиной, учащиеся могут не только под руководством учителя, но и самостоятельно готовиться к ЕГЭ.

Привожу пример авторского тематического планирования уроков русского языка

в 10-м классе (II четверть):

Учебная тема

Вид тестового задания

Материал учебного пособия или другой источник

1) Орфоэпические нормы.

А2

Словарь

2) Лексическое значение слов.

А3, А12, А31

Словарь

3) Морфемный анализ слова.

А13

Стр. 6 (ч. II); 7-9 (ч. II); 11-14 (ч.II)

4) Словообразовательный анализ слова.

В1

Стр. 10 (ч. II)

5) Виды речевых и грамматических ошибок.

А6, А28

Стр. 33-36 (ч. II)

6) Тестирование.

А1, А2, А3, А6, А12, А13, А31, А28

Стр. 4-5, 6, 10, 33-36 (ч. II)

7) Анализ тестирования.

А1, А2, А3, А6, А12, А13, А28, А31

Стр. 4-5, 10, 33, 36 (ч. II)

    

Учитывая тот факт, что к ЕГЭ нужно готовить, начиная с пятого класса, и

что для пятиклассника выпускной экзамен – очень дальняя перспектива, я ввела в практику своей работы по обобщению и повторению изученного материала игровой момент - проведение конкурса «Самый умный» (по аналогии популярной телепередачи). Такой конкурс провожу с 5 по 11 класс. Вопросы для каждого очередного тура составляю на основании пройденных разделов курса русского языка. Каждый новый этап конкурса – обобщение одной или нескольких изученных тем.

 Результативность данной методики:

1) повторение и обобщение изученного материала, способствующее положительному прогнозу результатов ЕГЭ;  

2) повышенная заинтересованность учащихся в конечном результате;

3) эффективная возможность самореализации;

4) воспитание личностных качеств бойца.

Опыт работы показал, что пути и средства подготовки к ЕГЭ, предложенные учащимся, обеспечивают качественную подготовку к экзамену.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
1881. Методы обучения русскому языку 450.85 KB
  Изменение стандартов образования. Уроки проводимые учителем должны соответствовать современным стандартам образования. Под методами обучения дидактическими методами часто понимают совокупность путей способов достижения целей решение задач образования.
17452. Средства формирования УУД во внеурочной деятельности по русскому языку 574.13 KB
  Средствами только урочной деятельности трудно решать данные задачи для чего используются ресурсы внеурочной деятельности. Цель данной работы – изучить формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.
11007. Разработка педагогических условий, обеспечивающих использование новых информационных технологий в начальной школе при обучении русскому языку 88.02 KB
  Своеобразие информационной культуры заключается в том что с одной стороны для ее обретения требуются значительные усилия личности: и с другой стороны только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в современном обществе. Сегодня стало очевидно что самые лучшие ЭВМ оптические носители памяти базы данных и знаний системы связи не приведут к решению стоящих перед человеком и обществом проблем если...
3580. Готовые домашние задания к английскому языку. Методические указания К УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 212.44 KB
  Настоящее учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов, работающих по учебнику «Английский язык» авторов: Голубев Анатолий Павлович, Балюк Наталия Владимировна, Смирнова Ирина Борисовна для студентов средних профессиональных учебных заведений, издательский центр «Академия», 2011 год.
20667. Технология обучения иностранному языку на раннем этапе 33.96 KB
  Все чаще и чаще в наших газетах появляются объявления желающих найти для своих детей домашнего учителя репетитора гувернера со знанием иностранного языка. У детей очень крепкая долгосрочная память: им требуется многократное предъявление материала для того чтобы он перешел в долгосрочную память. При этом их непроизвольное внимание гораздо менее ограничено: дети часами могут заниматься тем что интересно что имеет для них смысл например игра. Раннее обучение иностранным языкам: -стимулирует речевое и общее развитие детей и как...
6399. Содержание обучения иностранному языку как процесса межкультурной коммуникации 65.3 KB
  Цели и задачи организации обучения иностранному языку как процесса межкультурной коммуникации. История развития обучения межкультурной коммуникации. Цели и задачи обучения иностранному языку как процесса межкультурной коммуникации. Формирование межкультурной компетенции при обучении иностранному языку.
13220. Презентация грамматических явлений на средней ступени обучения иностранному языку на основе игр 50.46 KB
  Представить общую характеристику видов речевой деятельности. Рассмотреть сущность игры как психологического явления. Показать особенности получения грамматических навыков на уроках иностранного языка. Проанализировать возможности использования игр в процессе обучения иностранному языку.
16056. Особенности использования метода проектов в педагогическом процессе обучения иностранному языку 61.78 KB
  Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.
3861. ПОДГОТОВКА ТЕСТА В MS EXCEL 256.43 KB
  ПОДГОТОВКА ТЕСТА В MS EXCEL, На Листе1 наберем вопросы а на Листе2 разместим варианты ответов список ответов должен быть вертикальным первый ответ – пустой для того чтобы после ответа первого учащегося тест можно было вернуть в первоначальное положение т. Заполним поля: Нажмем ОК и в ячейку D1 вставится следующая функция: Смысл функции в следующем: Если ответ в тестируемой ячейке C1 совпадает с верным то в ячейку D1 поместить 1 балл иначе 0 в данном случае верным будет ответ – заметно ухудшилось он имеет порядковый номер 2 потому что ответ №1 пустой. 1...
9223. Техническая подготовка производства 24.31 KB
  Комплексная подготовка производства КПП согласно современным требованиям должна быть реализована в виде технической организационной материальной экономической социальной и экологической. Данное направление представляет техническую подготовку производства к освоению новых изделий технологических процессов.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.