Формирование экологической культуры учащихся как основы здорового образа жизни

Формирование экологической культуры учащихся как основы здорового образа жизни. Основной целью экологического образования является – формирование готовности учащихся к успешной самореализации. В исследовательской деятельности учащихся задается определенный способ эволюции функциональных позиций ее участников. Тематика некоторых работ выполненных учащимися...

2015-06-08

14.37 KB

8 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


С.В. Сергеева

Формирование экологической культуры учащихся как основы                                    здорового образа жизни.

Экология сегодня - это комплексная социоестественная наука, в предмет которой вовлечены практически все стороны жизнедеятельности человека. Фундаментом для понимания проблем развития и охраны окружающей среды является базовое экологическое образование, то есть те знания, которые закладываются в школе на уроках и во внеурочное время, а далее закрепляются и дополняются в ВУЗах.

Владея экологическим знанием, человек заново открывает окружающий мир, начинает понимать значение многих раньше казавшихся второстепенными связей и отношений в природе, с которыми он обязан считаться в своей деятельности.

Экологизация мышления оказывается существенной составляющей современного образования, которая синтезирует процессы интеллектуализации, гуманизации, внедрения инноваций и интеграции знаний.

Истинный интерес к учебному предмету возникает у ученика тогда,  когда приходит глубокое понимание изучаемого и формируется устойчивая потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков в конкретной области.

Основной целью экологического образования является – формирование готовности учащихся к успешной самореализации. Школа должна создавать  условия для формирования творческой личности, обладающей качествами, способной анализировать и принимать собственные решения. В условиях конкуренции на образовательном рынке полноценное образование рассматривается как шанс на выживание не только всей страны, но и отдельных слоев населения, а образованность и интеллект относят к разряду национальных богатств.

Современная экология - это наука, познающая основы устойчивости жизни на всех уровнях ее организации. Экология является научной основой грамотных взаимоотношений общества и природы, рационального использования природных богатств и тем самым поддержания на Земле условий для жизни человечества. Используя ее законы, человечество может найти пути не только выживания, но и дальнейшего процветания на планете.

Исследование – это один из видов мыслительной деятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.

Занимаясь исследовательской деятельностью, учащиеся сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. В исследовательской деятельности учащихся задается определенный  способ эволюции функциональных позиций ее участников.

Тематика некоторых работ выполненных учащимися МОУ «СОШ № 79»:

  •   «Показатель уровня здоровья учащихся средней школы №79» - руководитель Сергеева С.В., учитель биологии;
  •  «Значение кровеносной системы для жизни человека» - руководитель Сергеева С.В., учитель биологии;
  •  «Система школьного гидрохимического мониторинга малых рек (пилотный проект)». – руководитель Иванов Д.В., к.б.н. Института экологии и природных систем  Академии наук РТ;
  •  «Изучение процессов разложения остатков высшей водной растительности» - руководитель Иванов Д.В., к.б.н. Института экологии и природных систем  Академии наук РТ;.
  •  «Физические свойства почв»- руководитель Григорьян Б.Р., доцент, к.б.н., КГУ;
  •  «Физико-химическое состояние газонов на примере пришкольного участка школы №79 и больницы №18» - руководитель Григорьян Б.Р., доцент, к.б.н., КГУ.

Под термином «учебный проект» понимают любую деятельность учащихся по решению ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в отличие от практикума), направленную на получение материального результата. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно-ориентированное; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм и т.д.

Проектное обучение максимально эффективно в качестве дополнения к различным методам обучения. Оптимальный вариант такого подхода – ограниченное сочетание уроков и дополнительных занятий по проектной деятельности. Это позволяет мне организовать проект непосредственно для решения проблем, поднятых на уроке.

Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего общества, школы №79 и ЦДТ «Танкодром» внешкольной работы «Экология, культура, образование» в частности. Будучи многопрофильным учреждением образования и осуществляя свою деятельность в различных направлениях, центр уделят большое внимание созданию условий для занятий спортом, эстетического воспитания учащихся, экологического образования, краеведения, развития творческих способностей воспитанников.

Сотрудничество школы с другими образовательными учреждениями:

Очевидно, что борьба за здоровье современного человека – это не только попытка изменения экологической обстановки. Здоровый образ жизни невозможен без глубокой  перестройки поведения людей, их привычек и установок.

Перед коллективом школы ставилась задача  по созданию механизма формирования  здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении. Поэтому разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имела большое значение для общеобразовательного учреждения.  В 2005  году мною  в соавторстве с Прокопьевой Т.И. и Гиниятовой Л.Х. разработана комплексно-целевая программа «Здоровье и  здоровый образ жизни», за реализацию которой я и отвечаю.

Длительное времяпрепровождение детей о подростков в школе дает возможность включить в распорядок школьной жизни медико-профилактические и образовательные формы активности, ориентированные на здоровье, для всех учащихся и всего персонала образовательного учреждения, помощь детям с хроническими заболеваниями в рамках противорецидивной терапии.

Цели программы «Здоровье и здоровый образ жизни»:

  •  создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни;
  •  привитие навыков рационального сочетания физического и умственного труда,  умения беречь свое здоровье.

Задачи:

  •  Улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы.
  •  Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
  •  Пропаганда здорового образа жизни.
  •  Повышение уровня духовности и физического здоровья школьников.
  •  Развитие навыков самопознания, самореализации и самоорганизации и формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью.

Ожидаемые результаты:

  •  Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.
  •  Создание системы мониторинга состояния здоровья.
  •  Совершенствование системы физического воспитания на основе личностно-ориентированного подхода.
  •  Уменьшение количества детей с девиантным  поведением.
  •  Повышение социальной защищенности учащихся.
  •  Создание системы нравственно-гигиенического воспитания.
  •  Выработка у учащихся норм поведения, помогающих избежать опасностей для жизни и здоровья.
  •  Создание благополучной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.

Все аспекты учебно-воспитательного процесса направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. А это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм и методов. Работа по сохранению здоровья требует единства позиций всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется нам как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся научно - и инструментально обеспечивающая             сохранение и укрепление их здоровья.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
7552. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни 20.82 KB
  Формирование экологической культуры и здорового образа жизни Требования к компетентности по теме знать и уметь раскрывать сущность понятий экологическая культура личности знать и уметь охарактеризовать ее структурные компоненты взаимосвязи между ними; знать и уметь обосновать приоритетность экологического воспитания его цель задачи педагогические условия и пути осуществления; знать и уметь охарактеризовать технологии формирования экологической культуры школьников уметь раскрывать возрастные особенности этого направления...
20083. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 36.49 KB
  Дошкольная педагогика и психология Курсовая работа Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Выполнила: студентка 3 курса заочного обучения факультета психологии Пименова Алла Николаевна Проверила:...
11517. Изучение влияния занятий физическими упражнениями, как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся 1-4 классов 102.87 KB
  Что среди проблем решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий центральное место занимает проблема здоровья детей без решения которой у молодого государства как Республика Казахстан нет будущего. Очевидным является также утверждение о том что в сложной системе факторов влияющих на состояние здоровья существенную роль играет оптимальный ярус двигательной активности а так же стиль жизни современных школьников в частности учащихся...
20269. Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни 23 KB
  В связи с тем что дети 6–7 лет способны к элементарному анализу и синтезу предполагается экспериментирование физиологические опыты длительные наблюдения. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью нам воспитателям необходимо знать прежде всего что сам термин здоровье определяется неоднозначно. От чего же зависит здоровье ребенка Статистика утверждает что на 20 от наследственных факторов на 20 - от условий внешней среды т. Педагогическая задача состоит в том чтобы не задавить ребенка потоком...
15792. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 153.37 KB
  Теоретические основы формирования здорового образа жизни как целевого параметра социальной работы. Здоровье и здоровый образ жизни: определение феноменов. Преодоление вредных привычек - необходимое условие здорового образа жизни.
15934. Разработка воспитательных мероприятий, направленных на стимулирование здорового образа жизни школьников 47.24 KB
  Теоретические аспекты изучения проблемы стимулирования здорового образа жизни школьников. Понятие здоровье и здоровый образ жизни в психолого-педагогических исследованиях. Здоровый образ жизни через призму истории. Изучение процесса стимулирования здорового образа жизни школьников на современном этапе...
1262. Спонсорская деятельность коммерческих организаций, направленная на развитие массового спорта и здорового образа жизни 33.68 KB
  Спонсорство в сфере спорта и его значение. PRтехнологии используемые коммерческими организациями в продвижении массового спорта и здорового образа жизни на примере ОАО Сбербанк России. Сбербанк Open Функционирование и дальнейшее развитие спорта в целом в условиях современных...
3769. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 93.36 KB
  География по своей сути экологична, поскольку в наиболее общем виде её центральной проблемой является взаимодействие природы и общества. Именно уроки географии представляют замечательную возможность развивать у детей масштабное сознание, сформировать системно-логическое отношение к действительности.
18098. Формирование экологической культуры младших школьников в педагогическом процессе школы 118.11 KB
  Положение находящейся вокруг среды напрямую зависит от уровня природной культуры народонаселения что является решающим причиной в гармонизации отношений сообщества и природы в обеспечении подходящих критерий существования грядущих поколений. Неимение способа работы сообразно экологическому образованию и обучению в начальной школе обуславливает низкие итоги формирования природной культуры учащихся начальных классов. Урсул относит маленький степень природной культуры сообщества создание которой обязано существовать приоритетным курсом...
12972. Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности и внеклассной работы 49.85 KB
  Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей ломки ценностей в области как материальной так и духовной культуры и формирования новой экологической культуры. Его чувства и ум развиваются соответственно тому какой характер носят его отношения с природой. Она включает: эмоциональную сторону восприимчивость к миру природы чувство удивления восторженности эмоционально-положительное отношение к ее объектам мотивам поведения деловую готовность возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.