Модульное обучение как один из методов эффективной системы развития и обучения одаренных школьников, ориентированный на позитивные результаты в условиях интеграции «Лицей-КГУ»

Все это обусловливает необходимость проектирования вузовского режима обучения в лицейское образовательное пространство: занятия проводятся парами. В связи с этим возникает потребность в поиске форм и методов обучения которые обеспечат решение проблемы выполнения учебного плана. Такая технология обучения предусматривает создание обучающих программ различных видов которые включают поэтапное освоение информации.

2015-06-08

6.71 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Модульное обучение как один из методов эффективной системы развития и  обучения одаренных школьников, ориентированный на  позитивные результаты в условиях интеграции  «Лицей-КГУ»

Скобельцына Е.Г., Даминова Р.М.,

лицей им. Н.И. Лобачевского при Казанском государственном университете

В лицее им. Н.И. Лобачевского при Казанском государственном университете работают 26 преподавателей университета, в учебном процессе используются научные лаборатории химического и физического факультетов, занятия физической культурой проходят в спортивных залах КСК КГУ «УНИКС». Все это обусловливает   необходимость проектирования «вузовского» режима обучения в лицейское образовательное пространство: занятия проводятся «парами».  В связи с этим возникает потребность в поиске форм и методов обучения, которые обеспечат   решение проблемы выполнения учебного плана.  

Таким «средством» может быть модульное обучение, суть которого выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем.   

Такая технология обучения предусматривает создание обучающих программ различных видов, которые включают поэтапное освоение информации. Такие обучающие программы требуют составления учебного алгоритма, т. е. предписание, определяющее последовательность действий. Как разновидность этого процесса возникло модульное обучение.

Что же такое модуль? Под модулем понимается отдельный этап работы на уроке, в котором объединены учебная информация и способы овладения ею. Учитель в данном случае "проектирует" индивидуальную образовательную траекторию учащегося. Модуль в напечатанном виде имеется у каждого ученика класса. От рабочей тетради на печатной основе он отличается тем, что представляет собой не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности на данном уроке, учебные задания и методы их выполнения. Через модули на печатной основе учитель "говорит" с каждым учеником.

Модульные занятия отличаются от обычных уроков тем, что учащийся работает с учебной программой, составленной из учебных элементов. Программный материал подается как в словесной, так и в рисуночной или числовой форме.

В зависимости от объема содержания как элементы модульного обучения могут быть выделены: модульные уроки, модульные программы, модульное планирование учебного материала.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

· гарантированность достижения результатов обучения;

· паритетные отношения учителя и учеников;

· возможность работы учащихся в парах, группах;

· возможность общения с товарищами;

· возможность выбора уровня обучения;

· возможность работы в индивидуальном темпе;

· раннее предъявление конечных результатов обучения;

· "мягкий" контроль в процессе освоения учебного материала.

Приступая к разработке модульного урока, надо помнить, что он должен занимать не менее двух академических часов, поскольку на таком занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащихся по изучаемой теме, дать новую информацию и отработать учебный материал.

Составлению модуля урока может помочь следующий алгоритм:

  1.  Определение места модульного урока в теме;
  2.  Формулировка темы урока;
  3.  Определение и формулировка интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения;
  4.  Подбор необходимого фактического материала;
  5.  Отбор методов и форм преподавания и контроля;
  6.  Определение способов учебной деятельности;
  7.  Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.

Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока. Учебных элементов  не должно быть очень много, но обязательны следующие:

7.1. определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

7.2. включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т. д.

7.3. включает выходной контроль знаний, подведение итогов (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания в зависимости от успешности работы учащегося на уроке, рефлексию, т. е. оценку себя и своей работы с учетом оценки окружающими.

8.Составление модуля данного урока

9. Подготовка необходимого числа копий текста урока.

Каждый модульный урок целесообразно начинать с процедуры мотивации. Это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой и др.

Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, фильма, сообщений учащихся. Затем - отработка материала лабораторной работы, решение задач, ответы на вопросы, игры. На этом этапе используются "мягкие" формы контроля - само- и взаимоконтроль.

Заканчивается модульный урок экспертным контролем (контроль учителя) в виде проверочной работы, зачета, устного опроса или итогового теста. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после контроля на том же уроке, а не на следующем, как при традиционном обучении.

В конце каждого урока ученики возвращаются к его целям и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.

На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава, а также всем классом. Форма посадки детей - свободная. Каждый из них имеет право выбора: будет он работать один или с кем-нибудь из товарищей.

Если при традиционном классно-урочном обучении учитель - единственное заинтересованное в этом процессе лицо, а дети выступают как пассивные участники обучения, то в модульном обучении учитель - это организатор обучения, консультант и помощник учащихся, часть своих функций он передает детям, например оценивание (по разработанным учителем критериям).

Преимущество использования модульной технологии заключается в снижении учебной нагрузки, дети могут работать без домашних заданий, значительно повышается интерес учащихся к предмету и расширяются возможности для исследовательской и проектной деятельности.

Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998 год.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов  и системы повышения квалиф. пед.кадров .  Под. Ред. Е.С. Полад-М.: издательский центр «Академия», 2003.-272 с.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11265. Социализация одаренных школьников в условиях образовательного пространства, построенного в диаде «Лицей – КГУ» 11.26 KB
  Лобачевского при КГУ Социализация – это двусторонний процесс включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду систему социальных связей; с другой стороны часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности активного включения в социальную среду. Основные идеи интегрированного подхода к процессу социализации одаренных в диаде ЛицейКГУ и новизна подходов к активному включению...
10345. Лекция как один из методов обучения на третьей ступени общего среднего образования, методика её подготовки и чтения 15.58 KB
  Психолого – педагогическая характеристика лекции как формы и метода обучения. К использованию возможностей диа и графопроекторов добавились на вооружение лектора возможности аудио и видеотехники возможности информационных компьютерных технологий использования например такой программы как Microsoft Power Point что существенно расширяет возможности изложения материала на лекции её объём наглядность и доказательность позволяет повысить интерес учащихся к теме лекции. Но сколько бы не использовалось новых технологий определяющей...
5165. Возможности развития художественно-одарённых детей в условиях творческого объединения 65.27 KB
  Возможности развития художественно-одарённых детей в условиях творческого объединения Заключение. Введение Принятые и введённые в действие Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования наряду с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья выделяет и одарённых детей.
18214. Развитие и формирование познавательных интересов младших школьников посредством активных методов обучения 92.41 KB
  Совместно с тем на наш взор в настоящее время концепция и практика начального образования хочет существовать существенно лучше в методическом и практичном отношении а что дотрагивается теории то мало описаны функциональные способы обучения и обучения в начальной школе а ещё не в такой мере употребляется в педагогическом процессе в школах. Предпосылкой таковых конфигураций послужило происхождение новейших технологий обучения рвение изготовить образование наиболее высококачественным скорым легкодоступным и эластичным. Потому на замену...
7560. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся 26.65 KB
  Дифференциация и индивидуализация процесса обучения Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся Требования к компетентности по теме □ знать и уметь раскрывать сущность понятий дифференциация индивидуализация обучения дифференцированное обучение; знать и уметь раскрывать характерные черты внутренней и внешней дифференциации понимать основания для выделения видов дифференциации; □ знать и уметь характеризовать формы методы и средства дифференцированного обучения учащихся на разных ступенях общеобразовательной школы; □ знать...
13751. Личностно-ориентированный рост ребенка в условиях реализации ФГОС 9.1 KB
  Стратегическая цель образования – воспитать каждого выпускника школы высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью, сформировать социально-значимые компетенции для успешной адаптации в социуме. Технология обучения по проектной деятельности позволяет сформировать целостное ядро личности
11008. Процесс развития младших школьников на уроках обучения грамоте в начальной школе 181.76 KB
  Предмет исследования педагогические условия использования дидактической игры как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте у младших школьников. B исследовании поставлена гипотеза согласно которой процесс развития творческих способностей младших школьников будет протекать эффективнее если на уроках обучения грамоты в начальной школе будут использоваться дидактические игры. Cогласно цели и гипотезе поставлены задачи исследования: Изучить состояние влияние дидактической игры на младших школьников в педагогической...
18163. Нестандартные формы обучения, как средство развития творческих способностей младших школьников 300.74 KB
  Социально-педагогическое значение сущность функции нестандартных форм как проблема психолого-педагогической науки. Основные определения нестандартных форм как метода обучения. Нестандартные уроки как вид и средство развития творческих способностей в начальной школе.
18121. Педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников на уроках обучения грамоте 181.76 KB
  Предмет исследования - педагогические условия использования дидактической игры как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте у младших школьников. B исследовании поставлена гипотеза согласно которой процесс развития творческих способностей младших школьников будет протекать эффективнее если на уроках обучения грамоты в начальной школе будут использоваться дидактические игры. Cогласно цели и гипотезе поставлены задачи исследования: Изучить состояние влияние дидактической игры на младших школьников в педагогической...
10093. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе развивающего обучения 531.12 KB
  Стратегия современного образования содержится в том чтоб отдать вероятность всем без исключения учащимся выразить свои дарования и целый собственный созидательный потенциал подразумевающий вероятность реализации собственных собственных планов. Тот факт что детки из образованных и состоятельных семей обучению которых уделяется особенное интерес наиболее удачно управляются с тестовыми поручениями как раз показывает то что достигнутый итог невозможно разъяснять как изображение ядра умственных возможностей. Ежели не полагать интеллект...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.