Интеграция систем основного, дополнительного и дистанционного образования как фактор повышения эффективности и индивидуализации учебного процесса

Сомов Интеграция систем основного дополнительного и дистанционного образования как фактор повышения эффективности и индивидуализации учебного процесса Оптимизация системы высокоуровнего физического образования на школьном этапе интеграция основного дополнительного и дистанционного образования связана с потребностями научного сообщества необходимостью привлечения в высшую школу студентов способных впоследствии эффективно работать в науке. Механизм дополнительного образования не столь обремененного формальными функциями как основное...

2015-06-08

6.08 KB

4 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


А.Р. Сомов

Интеграция систем основного, дополнительного и дистанционного образования как фактор повышения эффективности и индивидуализации учебного процесса

Оптимизация системы высокоуровнего физического образования на школьном этапе, интеграция основного, дополнительного и дистанционного образования связана с потребностями научного сообщества, необходимостью привлечения в высшую школу студентов, способных впоследствии эффективно работать в науке.

Научная среда нуждается в постоянном притоке людей, имеющих способности к интеллектуальной деятельности. Подготовка такого специалиста – пожалуй, самая длительная и дорогостоящая образовательная процедура. Она должна начинаться достаточно рано, и состоит из нескольких этапов, имеющих разные функции. В данной статье описывается первый, школьный этап такой подготовки. На этом этапе проводятся:

1) предварительный отбор учащихся, обладающих необходимыми способностями, оценка этих способностей.

2) Помещение этих учащихся в необходимую образовательную среду,  в которой будет происходить развитие их потенциала и приобретение необходимых навыков мышления.

3) Ознакомление их со сферой научной  деятельности и постановка все более усложняющихся задач, в процессе выполнения которых круг учащихся будет постепенно сужаться за счет отсева неподходящих людей.

4) Подготовка их к учебе на следующем этапе (в высшей школе).

Сразу нужно заметить индивидуальный характер работы с учащимся, имеющим, как правило, свой, неординарный стиль мышления. К сожалению, существующая образовательная система, ориентированная на массовую работу с учащимися, плохо приспособлена для достижения этих целей. Поэтому образовательный процесс должен опираться на специализированные учебные заведения среднего звена. В них должно быть поставлено на высокий уровень изучение профильных дисциплин. Поскольку автор занимается образовательными работами  в области физики, далее все будет описано в применении к физико-математическому профилю.

Попадая в такое учебное заведение, учащийся сталкивается 1) с достаточно высоким уровнем преподавания и требований 2) высоким интеллектуальным уровнем сверстников, то есть возникает необходимая среда для быстрого интеллектуального роста. Здесь из массы неплохих школьников выделяются по-настоящему способные к быстрому развитию учащиеся. Механизм дополнительного образования, не столь обремененного формальными функциями, как основное, позволяет работать с небольшими группами учащихся, подходя к образованию более индивидуально, поскольку в основе школьного образования должно оставаться общение учителя и ученика, которое не могут заменить никакие технологии (И.И. Иоголевич). Взаимосвязь и взаимопроникновение систем основного и дополнительного образования позволяет обеспечивать адекватную учебную нагрузку для учащихся с различными способностями и степенью концентрации на учебе. Использование индивидуального учебного плана так же вполне естественно в такой системе. Система основного образования вносит мотивационный вклад, а система дополнительного образования придает гибкость и индивидуальный характер.

С точки зрения построения образовательных программ, выполнение образовательного стандарта является обязательным, поэтому осуществляется системой основного образования, а изучение дополнительных глав предмета варьируется в системе дополнительного образования уровнем и мотивацией учебной группы. Нужно отметить многообразие форм дополнительного образования, поскольку помимо собственно занятий сюда относятся выездные школы, в том числе летние, проводимые в загородных условиях, олимпиады, турниры и т. д. Все это делает систему дополнительного образования очень привлекательной для учащихся.

Третий вид образования – дистанционный, дополняет предложенную схему своей мобильностью и гибкостью, предоставляя поистине безграничные возможности. Помимо обширных баз данных и оперативной возможности учебных консультаций, данная система позволяет развивать у учащихся способности работы с информационными потоками, культуру и навыки конструктивного делового общения, направленного на решение образовательных задач. Самостоятельность в постановке целей, способности к систематическому планированию своей деятельности.

Нами была создана информационная база по основным учреждениям России, обладающими высокими технологиями в физико-математическом образовании, разработаны оригинальные программы и технологии олимпиадной подготовки, а также сама ее концепция, рассматривающая олимпиады и связанные с ними мероприятия как один из способов изучения предмета, причем весьма эффективный.

Нужно заметить, что далеко не все школьники, проходящие обучение по данной схеме, продолжат линию научной подготовки.. Изучение основ точных наук ставит цели развития аналитического мышления, используемого во всех областях рациональной деятельности. Необходимость прилагать серьезные усилия в процессе обучения развивает волевые характеристики личности. Этот процесс непрерывно стимулируется соревновательными моментами: олимпиадами и другими формами обучения, связанными с общением учащихся друг с другом. Выходя на высокий уровень, школьники начинают принимать участие в олимпиадах, турнирах и  конференциях всероссийского масштаба. Это приводит к существенному росту личности, налаживанию интеллектуальных взаимоотношений, выходящих за пределы города и региона.

В процессе этой разнообразной деятельности учащиеся непрерывно знакомятся с научной сферой, так как занятия связаны с учреждениями высшей школы и академическими. В данном случае это физический факультет КГУ. Те из учащихся, которые заинтересованы в будущей научной карьере, могут уже на школьном этапе осваивать некоторые навыки научного поиска.

Нужно заметить, что высшая школа уделяет все большее внимание школьному этапу подготовки своих будущих студентов, поскольку надежд на систему общего среднего образования мало. Все ВУЗы идут по пути интеграции с высокоуровневыми учебными заведениями среднего звена. Этот процесс должен быть двусторонним. С одной стороны, высшая школа, как потенциальный заказчик, должна обеспечивать определенные материальные и нематериальные активы этой деятельности. С другой стороны, система основного и дополнительного образования, заинтересованная в достижениях учащихся на школьном этапе, должна отойти от уравнительных нормативов для этих занятий, которые носят очень индивидуальный характер. Вплоть до организации регулярных индивидуальных занятий с членами сборных команд.

Таким образом, построение гибкой и эффективной образовательной системы, способной решать задачи любого уровня сложности невозможно без использования сильных сторон всех трех сторон среднего образования: общего, дополнительного и дистанционного. А также без интеграции образовательных программ учреждений среднего и высшего образования.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
20798. ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ В ПРИНИМАЮЩЕЕ СООБЩЕСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ 397.18 KB
  Деятельность армянской диаспоры по интеграции иммигрантов в принимающее сообщество. К такому объекту как этнические мигранты и их диаспоры не применялись последовательно и системно социокультурные подходы исследования. Предметом исследования – деятельность армянской диаспоры по интеграции в принимающее сообщество. Цель работы – исследование совершенствования процесса интеграции иммигрантов в принимающее сообщество на примере армянской диаспоры.
13837. Интеграция современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества образования школьников 9.55 MB
  ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний к которым относятся электронные учебники и мультимедиа электронные библиотеки и архивы глобальные и локальные образовательные сети информационнопоисковые и...
11223. Реализация личностно-ориентированного учебного процесса в условиях профильного образования 5.79 KB
  Уже в 1991году в школе были созданы классы гуманитарноэстетического развития в 1998году был получен статус гимназии которая по своей сути является гуманитарным учебным заведением. Наконец в 2002 году началась работа по формированию модели русской гимназии в условиях полиэтнической среды. Целевыми ориентациями такой гимназии на наш взгляд являются вопервых формирование высоконравственного духовно богатого образованного любящего своё отечество гражданина во вторых включение учащихся в этнокультурные традиции как её носителей...
5369. Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, его цели, задачи и структура 5.11 KB
  Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования повышения квалификации специалистов далее именуется образовательное учреждение повышения квалификации создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов совершенствования их деловых качеств подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются: удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники...
20561. Оценка эффективности вложения инвестиций в альтернативные проекты по совершенствованию организации производственного процесса с целью повышения качества выпускаемой продукции 217.22 KB
  Имеются два варианта совершенствования организации производства на действующем предприятии, направленные на увеличение годового объёма выпускаемой продукции. Используя исходные данные, необходимо рассчитать экономическую эффективность от его внедрения, показатели фондоотдачи, общей рентабельности производства, повышения производительности труда в результате инвестирования средств и по полученным результатам выбрать наиболее эффективный вариант.
10681. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА 384.36 KB
  Анализ использования технологического оборудования. Обновление техники характеризует коэффициент автоматизации Кавт рассчитываемый по формуле: где Ос авт стоимость автоматизированных основных средств ОС м общая стоимость машин и оборудования. Для характеристики состояния рабочих машин оборудования инструментов приспособлений применяют группировку по технической пригодности: пригодное оборудование оборудование требующее капитального ремонта непригодное оборудование подлежащее списанию. Обеспеченность отдельными видами машин...
17260. Проект модели дистанционного туристского образования и технологии её практического использования 1.08 MB
  Наблюдается устойчивый рост интереса коммерческих организаций к проблемам эффективного обучения и повышения квалификации своих сотрудников. В последнее время широкое распространение получает дистанционная форма обучения во многом заменяющая...
10078. Процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся в условиях дополнительного образования 71.48 KB
  Эстетическое воспитание очень тесно связано с нравственным. А русские сказки – богатый ларец для воспитания нравственности детей. В них есть герои и злодеи, созидатели и лентяи, реальное и мистическое. Нет таких сказок, где побеждает жадный, корыстный, кровожадный злодей. Всегда прав тот, кто творит добро, защищает слабых, помогает бедным, уважает старших, дарит свет и радость окружающим. В сказках, как и баснях, есть мораль как своеобразный итог, подталкивающий к правильному выводу.
16036. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 971.71 KB
  Создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием; проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка; обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи...
15545. Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями 65.93 KB
  Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями ВВЕДЕНИЕ Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов которые практически не имели возможности получить образование....
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.