Фокус группы как метод диагностики и развития профессиональной направленности у детей с ограниченными возможностями

Сформированность профессиональной направленности рассматривается как один из показателей развития личности. Кроме того, профессиональной направленность определяется как осознанный и обоснованный выбор профессии, предполагающий целенаправленное формирование определенных личностных качеств, позволяющих ориентироваться в широком спектре профессий с учетом кадровых потребностей региона.

2015-06-08

5.45 KB

3 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


О.А. Гурьянова

Фокус группы как метод диагностики и развития профессиональной направленности у детей с ограниченными возможностями

Вопросы, связанные с изучением проблемы профессиональной направленности и отдельных ее компонентов, рассмотрены в работах А. Е. Голомштока, Л.А. Йоваши, Л.М. Митиной, В.Е. Орла, С. Н. Чистяковой, П. А. Шавира и других педагогов и психологов.

Сформированность профессиональной направленности рассматривается как один из показателей развития личности. Кроме того, профессиональной направленность определяется как осознанный и обоснованный выбор профессии, предполагающий целенаправленное формирование определенных личностных качеств, позволяющих ориентироваться в широком спектре профессий с учетом кадровых потребностей региона.

В своей работе мы опираемся на определение, данное Л.М. Митиной, которая определяет профессиональную направленность «как  систему эмоционально-ценностных отношений, задающих соответствующую их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и их утверждение в профессиональной деятельности».

В качестве основных факторов, определяющих формирование профессиональной направленности,  обычно выделяются:

-  наличие определенного объема знаний о профессиях;

-  характер отношения (положительное или отрицательное) к тем или иным профессиям;

-  индивидуальные особенности физического, психического и социального развития личности, а также ее материальные возможности.

В профессиональной направленности П.А. Шавиром  выделяются такие ее показатели как полнота и уровень. Полнота профессиональной направленности определяется им как разнообразие мотивов предпочтения профессии. Уровень профессиональной направленности – как степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии ее объективному содержанию. Оба эти показателя характеризуют, по определению П.А. Шавира, содержательную составляющую профессиональной направленности.

В структуру профессиональной направленности личности входят: профессиональные интересы, профессиональные склонности, потребности в профессиональном самоопределении, ценности (идеалы), мотивы, профессиональные установки.

В то же время, дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей, которые могут негативно влиять на процесс формирования профессиональной направленности:

Низкий уровень развития интеллекта;

Наличие неадекватных профессиональных планов;

Проблемы адаптации и общения в социальных группах;

Нетерпимость к пожилым людям;

Высокий уровень учебной и общей тревожности;

В большей степени, чем у здоровых сверстников, интересы направлены на наличие верных друзей и интересной работы;

Наличие высокой зависимости от родителей.

При диагностике профессиональной направленности в целом и отдельных ее компонентов используются различные методы исследования. Наиболее популярным остается метод тестирования – количественный метод, в то время как в школьной практике не менее востребованы качественные методы исследования. Тестовые методики дают информацию о различных компонентах профессиональной направленности, комплексная диагностика требует разработки и использования тестовых батарей.  При этом разработчики тестов отмечают, что тестирование должно сочетаться с другими методами исследования. Однако в практике школьной профессиональной ориентации эти рекомендации не всегда учитываются.  

Е.А. Климов выделяет следующие подходы, содействующие развитию учащегося как будущего субъекта профессионального труда: директивный, просветительский, диагностический, воспитательный, диалогический, имитационно-игровой, комплексный.

На наш взгляд, наиболее продуктивным и перспективным, в настоящее время, является диалогического подхода. Суть диалогического подхода Е.А. Климов определяет как «активизация самопознания и самоопределения оптанта, и корректирующее педагогическое воздействии в рамках доверительного обсуждения существенных сторон ситуации выбора профессии. При этом обсуждение ведется по определенным правилам, максимально гарантирующим равноправные позиции собеседников и отсутствием какого-либо заметного педагогического давления».

Для реализации диалогического подхода в практике формирования профессиональной направленности необходимо, на наш взгляд, использовать методы, позволяющие проводить адекватную диагностику профессиональной направленности и одновременную коррекцию и развитие отдельных ее компонентов.

К таким методам относятся фокус-группы.

В работе Н.Н. Богомоловой и  Т.В. Фоломеевой фокус-группы определяются как «групповое, фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников субъективной информации о том, как они воспринимают различные виды деятельности или продукты этой деятельности».  

Во время работы в фокус-группах дети с ограниченными возможностями

Скорректировать профессиональные планы;

Отработать навыки самопрезентации;

Выработать навыки взаимодействия в группе;

Получить моральную поддержку;

Развить речевые навыки.

Литература:

Белова Т.В., Дрожжина Е.С., Солнцева В.А. Профессиональная ориентация и сопровождение обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. М. НП. АПО, 2007 .- 104 с.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Метод фокус-групп в социально-психологическом исследовании. М. Магистр 1997 –234с.

Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М.: Педагогика, 1979. – 160 с.  

Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983 – 128 с.

Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.- 400 с.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
13353. Познавательный туризм для детей с ограниченными возможностями 783.7 KB
  Дети с ограниченными возможностями инвалидный туризм познавательный туризм Объектом исследования является познавательный туризм для детей с ограниченными возможностями. Цель работы – изучить социокультурную деятельность в аспекте организации туризма и экскурсий как важный фактор социализации детей с ограниченными возможностями создать новый познавательный маршрут в Екатеринбурге для детей-инвалидов который должен принести прибыль в силу своей актуальности востребованности и преимуществ. Методы исследования – основой источников работы...
10151. Качественные методы исследований. Фокус – группы. Метод Дельфи. Модерация. Практическое занятие 11.76 KB
  Фокус – группы. Методы экспертных оценок можно разделить на две группы: методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы и методы коллективной работы экспертной группы. Методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы основаны на предварительном получении информации от экспертов опрашиваемых независимо друг от друга с последующей обработкой полученных данных. Методы коллективной работы экспертной группы предполагают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы.
18942. Реабилитации детей-инвалидов в отделении дневного пребывания (на примере Республиканского центра реабилитации детей с ограниченными возможностями «Идегел» республики Тыва) 63.62 KB
  Именно поэтому решение проблем детей-инвалидов на сегодняшний день является одним из важнейших необходимых действий социальной политики государства социальных учреждений специалистов по социальной работе и общественных организаций. Создание условий для успешной социализации детей-инвалидов в современном обществе - это задача не только государственных и социальных учреждений но и общественных организаций. В России как и во всем мире наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. в органах социальной защиты населения состояло на...
5744. ИППОТЕРАПИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КОННОГО ТУРИЗМА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ГОРОДЕ ОМСКЕ 14.17 KB
  Центры по лечебной верховой езде стали открываться во многих странах. Толчком к распространению лечебной верховой езды в странах Северной Европы а потом и в других странах мира послужила история датчанки Лиз Хартел. В итоге через несколько месяцев занятий верховой ездой Лиз Хартел выздоровела и снова стала заниматься конным спортом и в результате на соревнованиях по выездке во время Олимпийских игр в Хельсинки завоевала серебряную медаль. Иппотерапия опирается на лечебнопрофилактический характер влияния верховой езды воздействие на...
18230. Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями 114.73 KB
  Проблемы детей с ограниченными возможностями развития. Организация опытно – экспериментальной работы по коррекционному развитию детей с ограниченными возможностями средствами музыкотерапии. Методические основы организации музыкальной деятельности детей с ограниченными возможностями. Оценка эффективности разработанной коррекционной программы по развитию детей с нарушенным зрением. Говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей бессмысленно если они не научились слышать музыку как...
15545. Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями 65.93 KB
  Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями ВВЕДЕНИЕ Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов которые практически не имели возможности получить образование....
4867. Анализ современной системы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности 47.8 KB
  Теоретические аспекты исследования современной системы дополнительного образования детей. Понятие и виды учреждения дополнительного образования. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации. Роль дополнительного образования детей в современном обществе.
19939. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ ПЛАВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ 557.9 KB
  Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физического развития детей. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста8 I. Характеристика современных методик обучения плаванию детей младшегошкольного возраста.
1205. Особенности диагностики детей с ЗПР с помощью проективных методик 40.08 KB
  Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии но и дефектологии. Именно поиск этих закономерностей изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и находить способы их коррекции. Задержка психического развития ЗПР –синдром временного отставания в развитии психической деятельности ребенка вследствие замедления темпа развития психики которое проявляется в виде...
7461. Особенности психологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста 10.16 KB
  Психологическая оценка ребенка ДВ и Млшк. Проблемы изучения ребенка. Этические аспекты психологического изучения ребенка. Психологический диагноз – комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития ребенка включающая в себя оценку реального вклада и конкретных проявлений цереброорганических расстройств психологической структуры психической деятельности и качества сформированности основных социальных навыков поведенческих коммуникативных учебнопознавательных Коробейников.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.