Практическая составляющая образования: международный опыт

В Великобритании и США эта проблема решается путем внедрения практикоориентированных методов обучения. В США и Великобритании чаще деловые игры проходят в виде групповых дискуссий и проектов либо имитационных игр. В университетах США и Англии также обязательно прохождение практики по специальности обучения. Студенты США напротив сами составляют свое расписание выбирая последовательность и время занятий поэтому у них остается время для работы.

2015-06-08

11.86 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


О.Я. Ившина

Практическая составляющая образования:

международный опыт

Более 70 процентов работодателей признали, что важнейшим качеством, которым должен обладать выпускник ВУЗа при поступлении на работу, является обучаемость. По данным российской газеты на переподготовку специалистов ежегодно тратится до 250 млрд. рублей. Это означает, что специалистов требуемого качества наши вузы не дают. В Великобритании и США  эта проблема решается путем внедрения практико-ориентированных методов обучения. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Хорошо известным и широко используемым является метод конкретных ситуаций (case study). Студентам дается описание ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Учащиеся должны обдумать способы решения поставленной проблемы. Метод эффективен, прежде всего, для формирования таких ключевых качеств как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки объем большой неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации.

Метод был впервые применен в Harvard Business School. Там до сих пор и пишется большинство кейсов. Во многих случаях в класс приходят участники событий в кейсах (часто президенты компаний) и участвуют в обсуждении. Это делает дискуссию очень реальной, и варианты решения проблемы, поставленной в кейсе, критикуются людьми, которые эту ситуацию пережили. Это позволяет сблизить обучение с профессиональной деятельностью слушателей, получить реальную отдачу от учебных программ

Деловые игры – еще один  эффективный метод обучения. Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. В США и Великобритании чаще деловые игры проходят в виде групповых дискуссий и проектов либо имитационных игр. Например, модель ООН у международников, ролевые судебные заседания у юристов, у студентов экономических специальностей практикуется игра на бирже,  как с пробным портфелем, так и на реальные деньги, выделяемые из целевого фонда университета. В таких университетах,  как Гарвард, Йель или Оксфорд, эта сумма может достигать 500 тыс. долл.

В университетах США и Англии также обязательно прохождение практики по специальности обучения. На кампусе часто проходят встречи с представителями крупных компаний и государственных служб, в ходе которых рекрутеры рассказывают о требованиях к работникам, имеющихся вакансиях,  и приглашают студентов пройти стажировку с возможностью дальнейшего трудоустройства. На прохождение практики в британских и американских ВУЗах отводится от 3 месяцев до семестра, что позволяет получить реальные профессиональные  навыки.

В российских ВУЗах, как правило, практику проходят только на 4 или 5 курсах в течение 2-3 месяцев. Студенты, желающие получить профессиональный опыт (а таких по данным соц. опросов 52 %1), из-за фиксированного расписания делают это в ущерб учебе. Студенты США, напротив, сами составляют свое расписание, выбирая последовательность и время занятий, поэтому у них остается время для работы.

Традицией стало посещение Американских и Британских ВУЗов политиками, деятелями культуры. Так, в США во время предвыборной кампании кандидаты в президенты обязательно проводят встречи и дискуссии в крупнейших ВУЗах каждого штата. Во время сессий ООН лидеры стран часто читают открытые лекции в Колумбийском университете Нью-Йорка. Это способствует повышению престижа студентов и университетского образования как такового. Университеты находятся в фокусе не только образовательной, но и культурно-политической жизни общества. Студенты получают возможность пообщаться с носителями профессиональных опыта, участниками важнейших событий, повлиявших на развитие той или иной области

Все это способствует тому, что студенты университетов США и Великобритании, выпускаясь, уже обладают рядом профессиональных навыков, обретенных во время деловых игр, опытом работы, знанием специфических требований рынка к их специальности, полученным при прохождении практики, уверенностью в себе. В итоге по данным статистки в течение года после окончания ВУЗа трудоустроенными оказываются 79% выпускников Вузов США и 87% выпускников Вузов Англии. По данным Федеральной служба по труду и занятости и экспертов из числа вчерашних студентов Российских ВУЗов только 17.5% работают по полученной специальности2. Для их послевузовской работы зачастую достаточно и трех-четырех лет образования на уровне бакалавра. Но большинство проучились в вузе пять, а то и все шесть лет.

                                                               

Удельный вес расходов на образование в консолидированном бюджете РФ в последние годы составляет в среднем 5,5 процента. По мнению аналитиков, эта цифра вполне сопоставима с суммами, которые расходуются на образование в развитых странах мира. Однако исследования показывают, что руководство вузов зачастую не может правильно использовать средства, поступающие к ним из бюджета и от обучения студентов на коммерческой основе: 80 процентов направляют деньги на ремонт, чуть больше половины - повышают зарплаты. И только 10 процентов ректоров готовы пустить средства на совершенствование учебного процесса.

Как видим, одним из главных минусов российского образования является  отсутствие практических навыков, оторванность знаний от производства. При наличии прекрасно разработанной теоретической базы, данную проблему можно решить. На наш взгляд, для этого в первую очередь необходимо: внедрять практико-ориентированные методы в обучение, использовать принципы проблемного обучения, создавать новые продуктивные стереотипы деятельности.

1 По данным опроса, проведенного «РейтОР» в 2007 г.

2 См. Комсомольская правда 15.12.2004, Российская газета, 27.02.2008



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11108. Международный опыт и сотрудничество в борьбе с преступностью 59.75 KB
  Правовыми основами сотрудничества государств в сфере борьбы с преступностью и непосредственно с контрабандой выступают правовые нормы, сформулированные и закрепленные в различного рода юридических актах: принципах и нормах международного права (международные договоры, соглашен
18354. Международный опыт противодействия деятельности финансовых пирамид 119.52 KB
  Теоретико-правовые аспекты определения финансовой пирамиды. Финансовые пирамиды наносят существенный ущерб правам граждан создают очаги социальной напряженности подрывают доверие населения к государству финансовым и инвестиционным институтам. Однако до сих пор в Казахстане отсутствует четкое законодательное определение финансовой пирамиды а также не закреплена ответственность за их организацию содействие и деятельность. С учетом актуальности проблематики анализа разработанности отдельных вопросов в данном научном исследовании...
16454. ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ 20.69 KB
  В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ увеличение занятости в госсекторе увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач как разработка практических...
16156. Опыт УМО Финансовой академии при Правительстве РФ в развитии финансово-экономического образования 15.84 KB
  Опыт УМО Финансовой академии при Правительстве РФ в развитии финансово-экономического образования Роль в развитии высшего профессионального образования в России Учебно-методических объединений прежде всего тех из них кто наиболее эффективно работал в последние годы трудно переоценить. По крайней мере можно вполне определенно утверждать что в смутное время начала 1990-х годов когда образование в стране пребывало в плачевном состоянии а министры образования менялись чуть ли не каждый год и задачи руководства страны тех лет...
16095. Взаимосвязанная динамика рынка труда и системы профессионального образования в России: опыт анализа и моделирования 40.22 KB
  Королев Взаимосвязанная динамика рынка труда и системы профессионального образования в России: опыт анализа и моделирования Согласование динамики спроса экономики на рабочую силу и системы профессионального образования – одна из актуальных проблем современной России. Проблемы обеспечения экономики страны квалифицированными кадрами обострялись по мере того как вслед за ростом экономики увеличивался спрос на рабочую силу а получившие в современных российских учреждениях профессионального образования специалисты стали играть все более...
5081. СМАЧИВАЕМОСТЬ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СМАЧИВАЕМОСТИ 1.16 MB
  Смачиваемость является одним из главных факторов контролирующих и регулирующих распределение нефти и воды в пласте. Целью данной работы является изучение особенностей смачиваемости. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: Изучить дополнительную научную литературу о явлении смачиваемости; Определить особенности различных методов измерения смачиваемости; Изучить практическую значимость смачиваемости...
2710. Инновационная составляющая конкурентоспособности в инфокоммуникациях 20.65 KB
  Таким образом активизация инновационной деятельности является важнейшей предпосылкой использования научно-технического потенциала роста конкурентоспособности услуг связи выхода...
11831. Практическая работа с информационно-поисковой системой «Консультант-Плюс» (К+) 26.81 KB
  Задачи лабораторной работы: изучение методов поиска нормативных документов в СПС КонсультантПлюс; поиск информации по правовой проблеме в СПС КонсультантПлюс: быстрый поиск карточка поиска путеводители правовой навигатор; освоение основных правил работы с найденными документами. СПС Консультант Плюс один из самых крупных информационных массивов содержащего более 35 миллионов документов: нормативных актов комментариев консультаций ведущих специалистов предоставляет широкие возможности поиска и анализа информации. Выбор...
16356. тема образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. 12.01 KB
  ГУ-ВШЭ Санкт-Петербург ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕНЫ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ КАК ПРОГРЕССИВНЫЙ ИСТОЧНИК ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики но и общества в целом. Существующий механизм финансирования образования не соответствует требованиям современной экономики и требует реструктуризации. Наряду с опережающим повышением объема бюджетного финансирования этой сферы созданием условий...
20206. Опытно-практическая работа по воспитанию отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх 45.89 KB
  Гаврилова считает что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании сочувствии другому человеку. Обнаруживается что ограниченность активности бедность получаемых впечатлений недостаточное общение с людьми и с семьей ограничение бытовыми и повседневными проблемами оказывает губительное влияние на все последующее развитие ребенка. Дети повторяют в играх то к чему относятся с полным вниманием что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Бойко считает что отзывчивость как устойчивое...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.