Оптимизация выбора профильного обучения в школе на основе инновационных технологий

Необходимость внедрения в образовательную систему «Школа-Вуз» единого комплекса профориентационных работ на всех этапах профессионального самоопределения очевидна. Обусловлено это тем, что в условиях современного дифференцированного образования учащийся должен сделать выбор профильного направления, и этот выбор будет во многом определять дальнейшее продолжение образования в вузе.

2015-06-08

5.35 KB

4 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


О.В.Рязанова, И.М. Пучкова

Оптимизация выбора профильного обучения в школе на основе инновационных технологий.

Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования на этапе предпрофильного обучения.

Необходимость внедрения в образовательную систему «Школа-Вуз» единого комплекса профориентационных работ на всех этапах профессионального самоопределения очевидна. Обусловлено это тем, что в условиях современного дифференцированного образования учащийся должен сделать выбор профильного направления, и этот выбор будет во многом определять дальнейшее продолжение образования в вузе. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность того, что общество в будущем получит профессионала.

Любой процесс профессиональной ориентации начинается с диагностики знаний о профессии, мотивах выбора направления обучения, интереса к определенной сфере деятельности, способностей. Диагностика должна отвечать задачам, поставленным на разных этапах профессионального самоопределения. Эффективность современных подходов к организации диагностических работ во многом связана с возможностью использования информационных компьютерных технологий.

Центр тестирования и подготовки к ЕГЭ совместно с факультетом психологии КГУ при технической поддержки Центра информационных технологий КГУ разработал программу «Поэтапное профессиональное самоопределение школьников», включающую в себя два содержательных этапа профессионального самоопределения: «Комплексная предпрофильная диагностика учащихся 9 классов» и «Комплексное профориентационное тестирование учащихся 11 классов».

Каждый этап предусматривает диагностику факторов профессионального самоопределения, которая основана на использовании информационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности работы по скорости обработки данных и получению результатов тестирования. Так же важно, что при помощи автоматизированных тестов, которые стали доступны благодаря использованию информационных технологий, обеспечивается сокращение сроков проведения тестирования за счет одновременного тестирования нескольких испытуемых. В ходе такой диагностики у испытуемого появляется возможность быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности.

Программа «Поэтапное профессиональное самоопределение школьников», включает в себя следующие функциональные блоки:

1. Предъявление методики испытуемому. Тестирование начинается с «Анкеты испытуемого», в которую входят вопросы, уточняющие личные данные, используемые в индивидуальной консультации по результатам тестирования.

2. Числовая обработка результатов тестирования. Обработка результатов тестирования осуществляется автоматически, благодаря заложенному в систему алгоритму.

3. Графическое представление результатов тестирования. В конце тестирования каждый испытуемый получает личный протокол с указанием графического изображения выраженности показателей, относящихся к тому или иному блоку, который позволяет наглядно увидеть свои сильные и слабые стороны.

4. Вербальная интерпретация результатов тестирования (заключение). Полученные цифровые данные сопровождаются текстовой интерпретацией наиболее выраженных показателей.

5. Базы данных испытуемых и результатов тестирования (архив). Программа позволяет формировать базу данных отдельно по каждому содержательному этапу. В них хранятся все личные протоколы испытуемых и при необходимости их можно извлечь путем поиска по параметрам. Преимуществом является обеспечение легкого извлечения данных для дальнейшей статистической обработки, которые автоматически формируются в сводный протокол.

Программа позволяет моделировать новые профориентационные программы под любой социальный запрос и использовать как отдельные методики, так и батареи тестов.

Каждый этап диагностических мероприятий сопровождается индивидуальными консультациями по результатам тестирования, что позволяет уточнить результаты, соотнести наиболее выраженные способности, интересы с личностными качествами школьников. В результате школьник получает квалифицированные рекомендации по профильному самоопределению, узнает о своих слабых и сильных сторонах, формирует представление о своих возможностях.

Программа была успешно апробирована среди учащихся 9 классов и подтвердила гипотезу о том, что выбор своего «профессионального будущего» вызывает у учащихся затруднения – 45,4% учащихся. Обнаружены соответствия и несоответствия в выборе профиля обучения: 37,7% учащихся 9 классов правильно выбирают профиль дальнейшего обучения, 42,8% - выбрали профиль без учета своих способностей, 16,9% учащихся выбрали профиль обучения правильно, но по результатам диагностики могут обучаться и по другому профилю обучения, который можно рассматривать как профиль альтернативного направления обучения и 2,6% учащихся вообще не относят себя ни к одной из групп предлагаемых профилей обучения.

Ошибки, совершаемые учащимися при выборе направления дальнейшего обучения, могут оказать влияние на их успеваемость в старшей школе, что может привести к несвоевременной переориентации школьников и снизить уровень конкурентоспособности учащихся при поступлении в высшие учебные заведения. Таким образом, возрастает потребность в создании методов, позволяющих своевременно ориентировать учащихся в выборе сначала профильного класса, а затем и профессии. При этом возникает необходимость активного использования информационных технологий, повышающих эффективность таких методов.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11150. Разработка методики профильного обучения в школе на примере профессии 473.66 KB
  Стратегически определено, что программы общего среднего образования «будут разработаны на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования». Учащимся будет предоставлена возможность «выбирать индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и развитию индивидуальных способностей...
5268. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 20.74 MB
  Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах образования, по которым нам необходимо жить и работать.
18383. Методические основы постижения декоративно-прикладного искусства в школе на примере бисероплетения с применением инновационных спецтехнологий обучения 87.75 KB
  Технологические основы постижения декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения. Характеристика бисероплетения как вида декоративно-прикладного искусства. Материалы для бисероплетения. Техника бисероплетения.
13221. Презентации лексического материала на основе прочитанного текста на среднем этапе обучения немецкому языку в общеобразовательной школе 34.86 KB
  Методические особенности презентации лексического материала на основе прочитанного текста. Целью данной работы является рассмотрение особенностей презентации лексического материала на основе прочитанного текста на среднем этапе обучения немецкому языку в общеобразовательной школе. Лингво-психологическая характеристика текстов Восприятие и понимание осмысление текста – один из самых сложных видов речевой деятельности отражающий не только языковую компетенцию субъекта но и психологические характеристики наряду с индивидуальной спецификой...
11277. Профильная диагностика учащихся Республики Татарстан как фактор развития профильного обучения 9.63 KB
  Профильная диагностика учащихся Республики Татарстан как фактор развития профильного обучения Национальная стратегия Наша новая школа в качестве главной цели провозглашает приведение школьного образования в соответствие опережающему развитию общества. В этой связи работа проводимая в образовательных учреждениях республики по профессиональному самоопределению учащихся приобретает особое значение. Она представляет собой целостную систему научно – практической деятельности общественных институтов ответственных за подготовку учащихся...
17328. Внедрения инновационных технологий в музейной деятельности 51.69 KB
  Постепенно работники музеев осознали что если они хотят избежать финансового краха эффективно конкурировать на рынке досуга бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования у них не остается иного выбора как начать внедрение информационных технологий в деятельность музеев. На следующих двух конференциях в 1994 году в США и в 1995 году в Норвегии между российскими специалистами и коллегами из Оргбюро СИДОКа проходили обсуждения о необходимости создания национального российского комитета по документации и...
21349. Опытно-экспериментальная работа по использованию инновационных технологий 153.74 KB
  Инновационные образовательные технологии и их влияние на эффективность процесса обучения. Характеристика образовательных технологий на примере технологии модульного обучения и метода проектов. В результате чего на современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов средств и форм организации обучения. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения создание таких педагогических условий обучения которые будут способствовать...
20378. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ 700.41 KB
  Теоретические основы электронной коммерции и инновационных технологий. История развития электронной коммерции. Инновационные технологии: понятие виды сферы применения. Инновационный подход к ведению бизнеса и развивающимся отраслям электронной коммерции. Роль электронной коммерции в экономике России. Инновационные технологии в развитии электронной коммерции.
18164. Активизация познавательной деятельности младшего школьника как условие успешности обучения при моделировании игровых технологий обучения 115.24 KB
  Элькониным раскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребенка и установлена взаимосвязь между игровой деятельностью и психическим развитием младших школьников ее позитивное влияние на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. Задачи исследования: Раскрыть сущность понятия дидактическая игра в психолого-педагогической литературе; Рассмотреть возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста; Проанализировать проблемы игровой деятельности в современной...
21118. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ, РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 1.19 MB
  Применение электронных средств слежения за поведением лиц освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно а также подозреваемых в отношении которых применены меры пресечения без заключения под стражу в том числе находящихся под домашним арестом. Системы электронных средств поиска и идентификации личности. Модернизация правоохранительной системы должна осуществляться по средствам упрощения процесса отправления правосудия избавив его от излишних бюрократических процедур при активном внедрении новых информационных технологий....
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.