Субъектность студента как ключевой фактор реализации компетентностной модели высшего образования

Данные требования к компетенциям специалиста подразумевают высокий уровень развитости субъектности студента вуза однако как показывает опыт далеко не все студенты отличаются наличием данного качества личности. В связи с обозначенной проблемой нами в работе по психологическому сопровождению и мониторингу развития студентов в системе вузовского образования поставлена задача диагностики проявления субъектности студентов и выявления системы факторов профессиональноличностного развития связанных с проявлением субъектности студента. Для...

2015-06-08

7.9 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


О.Г. Лопухова

Субъектность студента как  ключевой фактор реализации компетентностной модели высшего образования

В стандартах высшего профессионального образования нового поколения реализуется компетентностная модель высшего образования. Сущность нового, «компетентностного» подхода к организации современного профессионального образования специалиста определяется  в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском  профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования.

В  основе компетентностной модели лежит определение компетенции как  - «способности применять знания, умения и личностные качества для  успешной деятельности в определенной области». В стандартах нового поколения содержание подготовки исходит из задач формирования социально-личностных и общекультурных, общенаучных, инструментальных,  профессиональных компетенций.

Компетентностная модель и создаваемые на ее основе стандарты ВПО нового поколения, дополняясь «Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации (НРК)1», в совокупности призваны формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту. Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность; сложность деятельности; ее наукоемкость.

Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда  особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

Данные требования к компетенциям специалиста подразумевают высокий уровень развитости субъектности студента вуза, однако, как показывает опыт, далеко не все студенты отличаются наличием данного качества личности. Субъектность студента нуждается в выявлении (диагностике) и развитии, в то же время современные условия становления личности в школьной и вузовской системе образования не создают необходимых условий для формирования и проявления этого качества. В связи с обозначенной проблемой нами в работе по психологическому сопровождению и мониторингу развития студентов в системе вузовского образования поставлена задача диагностики проявления субъектности студентов и выявления системы факторов профессионально-личностного развития, связанных с проявлением субъектности студента.

Для разработки диагностического инструментария и дифференциации проявления субъектности по уровням необходимо остановиться на сущности понимания этого феномена в психологии и критериях его проявления. В российской психологической науке, начиная с идей С. Л. Рубинштейна, субъектность связывается с осуществлением своего собственного выбора, наличием четко поставленных целей, с проявлением активности в планировании и построении собственной жизни. Согласно В. А. Петровскому, субъектность – это «способность производить изменения в мире и в человеке, обретая при этом новое качество, т.е. изменяясь. Субъектность … утверждает деятельную и разумную активность человека по отношению к себе и миру и раскрывает самому человеку сущность человеческого способа бытия». Развивая представления С.Л.Рубинштейна, К.А. Абульханова-Славская в качестве критерия субъекта выделяет способность разрешать противоречия; без этой способности личность не становится субъектом или утрачивает его статус. Субъект, по определению К.А. Абульхановой, есть гармоничная, самореализующаяся личность, достигшая вершины в своем развитии.

В учебно-воспитательном процессе вуза нередко возникают ситуации, когда студенту необходимо делать выбор, определяющий его дальнейшее профессиональное становление. Студенту предоставляется выбор факультативных занятий, возможность участия в воспитательных мероприятиях, организации учебного процесса и научной деятельности. В ряде специальностей на определенном этапе учебного процесса студенту необходимо сделать выбор профессиональной специализации. Такие события в ходе истории личности, как пишет об этом С.Л. Рубинштейн, называя их узловыми моментами и поворотными этапами жизненного пути индивида, определяют жизненный дальнейший путь человека.

От принятия того или иного решения определяется профессиональное становление студента. То, насколько самостоятельно осуществляется этот выбор, может являться одним из критериев определения степени субъектности студента. Студент с низким уровнем субъектности часто опирается на мнения социального окружения, родителей, друзей, одногруппников, преподавателей. На его решения могут влиять обстоятельства, такие как  близость здания вуза от дома, легкость предмета, особые отношения с преподавателем и т.д. Студент, обладающий высоким уровнем субъектности, самостоятельно осуществляет свой выбор, опираясь, возможно, на социальные, политические, экономические изменения в обществе; он анализирует свои желания, соотнося их со своими возможностями, и не подвергается влиянию мнений, идей и желаний окружающих его людей или обстоятельств. В качестве критерия определения уровня субъектности, по нашему мнению, необходимо также выделить наличие у студента конкретных жизненных целей. Благодаря четко поставленным целям студент с высоким уровнем субъектности осуществляет свой выбор, отдавая предпочтение тому направлению, которое обеспечивает приближение достижения поставленных целей, т.е. цели студента  являются определяющими при осуществлении его собственного выбора.

Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «личность в качестве субъекта организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход…». Присоединяясь к его мнению, мы выделили в качестве критерия определения уровня субъектности активность в планировании собственной жизни. Студент с высоким уровнем субъектности планирует свои действия в зависимости от поставленных задач и цели. В процессе продвижения к цели его планы и, соответственно, действия могут меняться под воздействием обстоятельств, мешающих его продвижению, но планы всегда остаются тем инструментом, благодаря которому субъект четко видит средства достижения цели. Если субъект нацелен на получение желаемой должности в определенной организации, в его планах, возможно, будет развитие дополнительных профессиональных качеств с целью увеличения вероятности получения этой должности. У студента с низким уровнем субъектности из-за «размытых» целей возникают затруднения в построение дальнейших планов.

Таким образом, мы выделили 4 критерия определения уровня субъектности студента: осуществление своего собственного выбора; наличие конкретных жизненных целей; активность в планировании собственной жизни; активность в построении собственной жизни.

Можно утверждать, что реализация компетентностного подхода подразумевает в качестве необходимого условия высокий уровень субъектности  студента, который, будучи источником и регулятором своей жизненной активности и самореализации, сумеет на основе получаемых знаний, умений и навыков сформировать интегральные профессионально-значимые компетенции.

1 Национальная рамка квалификаций Российской Федерации является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
15597. Особенности реализации свобод и ограничений подготовки специалиста в современной системе высшего образования России 66.06 KB
  К первым отнесем такие как: - юридические; - связанные с характером деятельности требования деятельности; - связанные с социальными установками ожиданиями традициями стереотипами и т. В контексте обсуждения данной темы мы будем использовать термин свобода так как его определяет Черных П. Термин ограничения здесь будет пониматься как вытекающие из законов нормативных актов из решений государственных органов и этических норм принятых в определенной культуре профессии пределы границы за которые не должна выходить деятельность...
12447. Менеджмент высшего образования 10.45 KB
  Особенности управленческой этики Важнейшим показателем качества управленческой деятельности современного руководителя является нравственное возвышение его работников. Основополагающими нравственными устоями менеджера являются: стремление к власти для проявления своей масштабной полезности людям; активное привлечение работников к соучастию вуправленческой деятельности; открытость к конструктивной критике и уважительное отношение к мнению коллектива; склонность к доверительным отношениям с подчиненными стремление видеть в них своих...
20116. Система высшего профессионального образования 58.38 KB
  Основные задачи системы высшего профессионального образования Система образования и образовательные технологии предназначена для подготовки граждан к жизни и деятельности в открытом демократическом обществе с динамичной рыночной экономикой что делает их одной из основных движущих сил обновления экономики страны. Главная задача образования научить самостоятельно анализировать и мыслить...
2692. Роль субъекта информатизации высшего образования в современной России 16.35 KB
  Подопригора Вопросы информатизации образования приобрели особую остроту в связи с развитием информационных технологий в мире и образовании. Многогранное изучение информационных процессов повлекло за собой необходимость в профессиональной подготовке тех кто будет вносить свой вклад в развитие информатизации образования заниматься исследованиями осуществлять преподавательскую деятельность в информационной среде общества. Глобальные перемены в мировоззрении жизнедеятельности общества ведут к необходимости информатизации образования освоения...
20409. МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 197.11 KB
  Проблемы современного образования связаны отнюдь не только с социально-экономическими трудностями последних десятилетий и не только с недостаточным финансированием, но и с фундаментальным несоответствием структуры реализуемых образовательных программ актуальным потребностям общества и экономики.
16779. Диверсификация инвестиций как актуальное требование модернизации сферы высшего профессионального образования в РФ 17.82 KB
  Высшие учебные заведения являются в настоящее время заметными субъектами национальной и региональной экономики. Однако успешность их деятельности во многом предопределяется устойчивостью развития отраслей
16742. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИЗМА 14.22 KB
  В рамках Болонской декларации предполагается учредить аккредитационные агентства независимые от национальных правительств и международных организаций и одновременно установить стандарты европейского образования – исходя не из длительности обучения а из знаний умений и навыков приобретенных студентами. Одним из подобных мифов - является мнение о бесплатности высшего образования. Вопрос здесь состоит в том кто именно и из каких конкретно источников осуществляет финансирование так называемого бесплатного российского высшего...
16591. Анализ исследований качества высшего образования в контексте взаимодействия с российским рынком труда 13.16 KB
  Принимая во внимание и потребности рынка труда в определенных специальностях студентам и выпускникам вузов необходимо выстраивать стратегию выхода на рынок труда и адаптации к нему. Ведь степень информированности о будущей специальности о состоянии рынка труда во многом определяет решение задачи эффективного трудоустройства выпускников вузов. Колосовой в том что недостаточно изучены требования работодателей как непосредственного участника процесса трудоустройства выпускников вузов. На наш взгляд в целях содействия трудоустройству...
16909. Особенности предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края 11.68 KB
  Сравнительный анализ численности студентов высших учебных заведений в Российской Федерации Сибирском Федеральном округе и Красноярском крае в 1970 71 – 2007 08 учебных годах показал что наблюдается скачкообразное развитие численности во всех регионах таб. происходит снижение численности студентов ВУЗов что объясняется кризисной ситуацией в стране в этот период времени. году происходит резкое увеличение контингента студентов в ВУЗах как Российской Федерации на 699 по сравнению с 1995-1996 уч. Данная ситуация объясняется существенным...
16130. Основные принципы социального управления взаимодействием системы высшего профессионального образования и рынка труда 10.36 KB
  Основные принципы социального управления взаимодействием системы высшего профессионального образования и рынка труда В настоящее время социальное управление взаимодействием системы высшего профессионального образования и рынка труда характеризуется сохраняющимся влиянием старой управленческой парадигмы с одной стороны и начинающим свое формирование новой системы управления с другой. Это порождает определенные противоречия в реализации рациональной и своевременной модели управления на практике замедляя процесс модернизации образования и...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.