Способы, принципы и условия эффективности работы с одаренными детьми

Целью построения системы выявления и развития творчески одаренных детей является предоставление им возможностей реализовывать отпущенный им природой повышенный потенциал учебных и творческих достижений. В условиях обучения не создается необходимая для развития творчески одаренного ребенка среда. Учитель адаптирует свои требования к возможностям среднего ученика выходящие за нижний предел зоны оптимального развития одаренного ученика. Для развития умственно одаренных детей необходимо расширение границ самостоятельности ребенка и поэлементное...

2015-06-08

6.17 KB

10 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Способы, принципы и условия эффективности

работы с одаренными детьми 

С.А. Хайруллина, директор школы № 139, канд. пед. наук

Для меня красивая школа – это школа, объединяющая людей с красивыми мыслями и поступками в единый педагогический коллектив и формирующая таких людей из своих учеников. Красота мыслей и поступков проявляется в разных сферах, но в соответствии с темой работы школы мы исследуем их проявления в творчестве, достижениях и стремлении наших учащихся к самосовершенствованию на основе самопознания. Для этого в школе создана трехэтапная система диагностики творчески одаренных детей и раскрытия их природного потенциала.

Целью построения системы выявления и развития творчески одаренных детей является предоставление им возможностей реализовывать отпущенный им природой повышенный потенциал учебных и творческих достижений. Именно на эту цель должны быть комплексно ориентированы все составляющие педагогического процесса – содержание, способы, средства, а также реализованные в конкретном перечне требований условия, соблюдение которых усилит развивающие и побуждающие функции системы.

Актуальность самой проблемы творчески одаренных детей не требует доказательства. А вот предлагаемые для раскрытия творческого потенциала ребенка способы, принципы и условия эффективности построения преемственных развивающих систем для работы с одаренными детьми на основе личностно–ориентированного подхода, опирающегося на диагностику и определение интеллектуального профиля ребенка, пока недостаточно исследованы и требуют особого внимания. Используемые сегодня практикой развивающие задачи, игры и головоломки разрознены, не объединены в единую многоступенчатую систему и не отвечают принципу целостности. В силу этого одни подструктуры личности творчески одаренных детей развиваются многими участниками образовательного процесса, а другие остаются в зачаточном состоянии, тем более что развивающая деятельность школ строится без диагностических подкреплений и идет вслепую. Дети с творческой одаренностью, стремящиеся найти свой путь решений и достижений, часто проигрывают «академистам», а отрицание их нестандартности и права на поисковые неудачи отучают их от творческого поведения, снижают мотивацию и тормозят развитие.

В условиях обучения не создается необходимая для развития творчески одаренного ребенка среда. Нет достойных партнеров для дискуссий и совместного поиска, условий для проявления самостоятельности и интеллекта. Учитель адаптирует свои требования к возможностям среднего ученика, выходящие за нижний предел зоны оптимального развития одаренного ученика.

Критерием оценки учащегося традиционно считаются высокие достижения по всей совокупности школьных предметов и способность справляться с задачами чуть выше средних, особенно на олимпиадах, что творчески одаренный ребенок проявляет далеко не всегда. Тем более, что на предметные олимпиады его просто не посылают.

Если мы имеем дело с одаренными детьми творческого типа, то нестандартность их мышления, поведения, реакций не позволяет подчинить образовательный процесс заранее проработанному учебному плану, которому обычно на уроке следует учитель. Содержание тем, над которыми работает ученик, может уходить за пределы материала учебника, а традиционные формы организации его учебной деятельности часто вообще оказываются неприемлемыми.

В отношении творчески одаренных детей исключена возможность использования только фронтальных форм обучения. Этот процесс требует сочетания в работе с ними индивидуальных и групповых форм, причем речь идет о работе в малых группах. Этим группы должны быть гибкими по составу и по структуре, характеру ролей и связей, учитывать индивидуальные особенности входящих в нее учеников и постоянно меняться в зависимости от поставленной перед группой задачи. Для решения одной задачи необходимо комплектовать группу из творцов, обладающих более или менее идентичными характеристиками, а для другой эти характеристики должны быть разными или даже противоположными.

Уникальность этих детей исключает возможность использования жестких схем планирования учебного занятия и требует от самого учителя незаурядных способностей к педагогическому творчеству. Для развития умственно одаренных детей необходимо расширение границ самостоятельности ребенка и поэлементное наращивание тех умственных структур, которые, интегрируясь, порождают качественно новое личностное образование – высокоразвитые умственные способности. В педагогической коррекции нуждается как содержание учебного материала, на базе которого должна строится как система обучения и развития творчески одаренных детей, так и формы методы работы с ними. Поэтому выбор нашей темы открывает широкое проблемное поле поисковой деятельности методического и организационного характера.

В конструировании системы поэтапного выявления системы творчески одаренных детей и раскрытия их природного потенциала мы исходим из двух основных позиций.

Система раскрытия творческого потенциала одаренного ребенка должна идти не путем простого суммирования единичных разрозненных разработок творчески работающих учителей, поскольку такая сумма разработок обычно объединена обобщенной целью, но не объединена общей идеей разностороннего и поэтапного развития. Она должна строится от цели деятельности к идее ее организации, от инновационной идеи к целевым индивидуальным заказам учителям – экспериментаторами привлеченным специалистам разработать именно те формы работы и развивающие материалы, которые решают основные задачи нашей инновационной деятельности. Гармоничность развития и максимальную реализацию природного потенциала ребенка обеспечит только построение многоступенчатой системы развития каждой составляющей творческого развития, в том числе ее мотивационных, а также формирование структур и личностных качеств, способствующих их проявлению.

Творческие способности как результат раскрытия природной одаренности ребенка представляют собой конгломерат составляющих, интегрированных в единое целое сложными и многообразными связями. Разные составляющие могут формироваться у ребенка на разном уровне и с разной степенью успешности в зависимости от его возраста, индивидуального потенциала (природной одаренности), качества применяемых к нему развивающих систем и качества окружающей ребенка формирующей среды. Упущение возможностей раннего развития каждой составляющей невосполнимо на последующих возрастных параллелях и снижает планку его будущих жизненных достижений. Поэтому индивидуально – групповые стратегии развития творческой одаренности могут строиться только на диагностической основе динамичного характера (система поэтапной фиксации результатов работы). Исходя из этих позиций, формировался замысел исследования, выбирались формы работы, содержание и методики диагностики.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11285. Некоторые проблемы и особенности работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях 9.12 KB
  Для таких детей обучение должно быть особое индивидуальное направленное на развитие их потенциала оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности начиная с детского возраста. Для того чтобы эти проблемы продуктивно разрешались необходима профессиональноличностная готовность педагогов к работе по выявлению обучению и развитию одаренных детей. Рассматривая профессиональноличностную готовность педагогов следует выделить...
3395. Принципы и методы санитарно-просветительной работы с населением. Особенности работы с детьми и родителями, мед. работниками 18.69 KB
  Подробно разбираются особенности санпросветработы с детьми различного возраста родителями медицинскими работниками и педагогами. Студенты знакомятся с основным материальным обеспечением проведения санпросветработы на примере оборудования и оснащения типовой и приспособленных комнатах гигиены и профилактики размноженных памяток и листовок и других средств наглядной и познавательной агитации. Дифференциация должна осуществляться и при проведении санпросветработы. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы...
18102. Социально-педагогические условия коррекционной работы с трудными детьми 126.19 KB
  Педагогическая помощь ресоциализации тяжелых деток видется принципиальным курсом изучений в современной педагогике. Эти случаи формируют детки какие не управляются с требованиями програмки обучения и обучения не поддаются всеобщим правилам не реагируют на замечания зрелых различаются от остальных деток своими наименее развитыми интеллектуальными высоконравственными эмоционально-волевыми и динамическими свойствами отношением к деловитости и ее результатам. Недостатки в развитии данных деток как верховодило вызваны...
11201. Из опыта работы преподавателей КГУ с одаренными школьниками города Зеленодольска 6.46 KB
  Начиная с 1993 года, Казанский университет начал активно сотрудничать со школами города Зеленодольска. С некоторыми перерывами это сотрудничество прошло через различные формы и ныне приобрело окончательную форму в виде Малого университета при филиале КГУ в г. Зеленодольске
19660. Технологии социальной работы с бездомными детьми 89.22 KB
  Бездомность детей и подростков является злободневной социальной проблемой, которая актуализируется в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями. Бездомность детей является первым шагом к социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка.
17353. Манипулирование: его условия, этапы и принципы использования в прикладных областях 30.4 KB
  Система манипулирования сознанием оказывает значительное воздействие, которое может привести к возникновению искаженного видения мира и, как следствие, к непредсказуемым действиям людей, что является угрозой для общественной безопасности и самосохранения общества в целом.
18821. Организация социальной работы с детьми-сиротами в учреждениях интернатного типа 60.38 KB
  Проблемы детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Анализ опыта работы различных регионов РФ по постинтернатной адаптации детей-сирот. Социальный проект Чужих детей не бывает...
18203. Изучение эффективности практического применения сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста 99.61 KB
  В последние годы как свидетельствуют специальные экспeриментальные исследования наиболее распространёнными явлениями у детей являются тревoжность и страхи И. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос оoзначении восприятия и переживания сказки для психичeского развития ребенка становления его как личности раскрытия творческого потенциала. Cвязано это с открытием новых возможностей работы со сказкой которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический фенoмен но и...
9423. Принципы и способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях ЧС техногенного характера 312.41 KB
  Основной целью создания этой системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления и организаций их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защиты от них населения и территорий в мирное время. Задачи РСЧС В соответствии с Федеральным законом О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера основными задачами созданной системы...
14834. Способы работы и интерфейс CorelDraw 91.73 KB
  Создание сохранение и открытие файлов также выполняется аналогичным для Windows способом. Для отображения палитры на экране выполните команду меню Окна – Цветовые палитры и выберите нужную палитру палитры. Кнопки листания страниц и Ярлыки листов служат для переключения страниц. Применяя кнопки ▲Collpse свернуть и ▼Expnd расширить можно свернуть окно оставив его на экране Пристыковываемые окна dockers могут быть использованы для выполнения широкого круга функций: от перемещения объектов и расположения их по слоям до показа...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.