Особенности поликультурного образования как фактора гуманизации образования

Особенности поликультурного образования как фактора гуманизации образования Поликультурность пространства жизнедеятельности человека стала неотъемлемой чертой современного индустриально развитого мира. Растущее осознание мировой общественностью нарастающего противоречия между повышением уровня полиэтничности социальной среды в которой живет и трудится человек и его неподготовленностью к этим изменениям привело к тому что о поликультурности образования все чаще говорят в последнее время как о его интегральной характеристике...

2015-06-08

5.39 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


И.К. Шакиров

Особенности поликультурного образования

как фактора гуманизации образования

Поликультурность пространства жизнедеятельности человека стала неотъемлемой чертой современного индустриально развитого мира. Неизбежно, в связи с этим, специфическое преломление этой проблемы в сфере образования. Растущее осознание мировой общественностью нарастающего противоречия между повышением уровня полиэтничности социальной среды, в которой живет и трудится человек, и его неподготовленностью к этим изменениям, привело к тому, что о поликультурности образования все чаще говорят в последнее время  как о его интегральной характеристике, соответствующей современным  тенденциям социально-политического развития  России и мира.

Тот факт, что проблема не является чисто российской, что она присуща образовательной практике самых разных  государств, подтверждает ее масштаб, значимость и остроту. Речь идет о существенных изменениях  в требованиях к результатам обучения и воспитания  современного подрастающего поколения, о безотлагательной необходимости формировать готовность и способность к жизни в открытом обществе, где сосуществуют представители разных национальностей и этнических групп, а, следовательно, носители разных  культурных традиций.

Среди распространенных в педагогике подходов к пониманию сути поликультурного образования большое значение приобрел диалоговый подход, основанный на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма. Суть этого подхода заключается в рассмотрении поликультурного образования как способа приобщения обучающихся к различным культурам с целью формирования единого глобального сознания, позволяющего непосредственно взаимодействовать с представителями иных этносов и интегрироваться в мировую культурно-образовательную среду.

Тема диалога по отношению к культуре возникла в начале XX века, в том числе в работах отечественного философа и литературоведа М. М. Бахтина, который и перевел понятие «диалог» из литературного жанра в проблемное поле философии.

Диалог основан на равенстве партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии к другому человеку, принятии его как ценности в свой внутренний мир. Это создает условия для взаимного личностного развития и творческого «соучастия» в нем. Следовательно, полисубъектный диалог как принцип функционирования поликультурности обеспечивает приоритет субъект-субъектных отношений, выдвигая требования к преобразованию роли и функции, как учащихся, так и учителей. Диалогизация образовательного процесса – это не возврат к «парной педагогике», поскольку она требует целой системы форм учебно-образовательного сотрудничества и динамики отношений партнерства, принципиально других, чем в традиционном педагогическом процессе, структур взаимодействия учителя и школьников. Человековедческая подготовка будущего учителя требует гуманитаризации и интеграции социально-педагогического и психологического знания, общекультурного и специального блоков подготовки. Все это должно помочь педагогу выстроить изучение материала не только  в соответствии с логикой преподаваемой науки, но и с логикой личности. Персонализация педагогического взаимодействия требует адекватного включения личностного опыта (этнокультуры чувств, переживаний, отношений, системы моральных ценностей, социально-этнических традиций, групповой субкультуры) в полисубъектном поликультурном диалоге. Обеспечение субъективной позиции всем участникам образовательного сотрудничества требует отношения к учащимся и студентам как к уникальным личностям и умения преподавателем воспринимать себя как личность.

Причем каждая личность имеет весь спектр психологических черт, но разные культуры способствуют развитию одних и не способствуют развитию других индивидуальных черт. Таким образом, всегда существует основа для сочетания общего, особенного и единичного, что и придает целостность и самобытность каждой культуре.

Учет реальной поливариантности всех сред жизнедеятельности и образовательного процесса для учащегося  приводит к необходимости гармонизации развития личности ребенка в веере трех позиций: антропологической, этнологической и гуманитарной. Это реализуется в трехслойном принципе формирования мировоззрения школьников: 1) этнокультурный слой - родная среда как основа освоения окружающего мира; 2) российская культура - ближайшая родственная область и проводник в новые среды;  3) мировая культура - пространство общечеловеческих достижений

Важно отметить, что поликультурное образование есть не какой-то самостоятельный вид образования, а оно конструируется на базе  существующих систем национальных, школ открытого типа, ориентированных на сосуществование своей этнической самобытности в мировом пространстве многообразия культуры с другими.

В заключении отметим, что поликультурное образование способно выполнять вышеперечисленные функции по отношению к личности учащегося лишь в том случае, если вся педагогическая  система строится на принципах гуманистического образования.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16356. тема образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. 12.01 KB
  ГУ-ВШЭ Санкт-Петербург ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕНЫ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ КАК ПРОГРЕССИВНЫЙ ИСТОЧНИК ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики но и общества в целом. Существующий механизм финансирования образования не соответствует требованиям современной экономики и требует реструктуризации. Наряду с опережающим повышением объема бюджетного финансирования этой сферы созданием условий...
1391. Нестандартные теории мирового сообщества, помогающие составить портрет нового будущего образования исходя из проблем образования сегодняшнего 112.03 KB
  Реформа российского образования последнего десятилетия. Портрет героя реформы образования 1. Портрет ученика начальной школы в условиях реформы образования. Портрет учителя в условиях реформы образования.
14510. Общение как основа коммуникативного образования. Коммуникативность обучения ИЯ как образовательная технология. Основные параметры коммуникативного образования 14.17 KB
  Для того чтобы сформировать коммуникативную компетенцию необходимо: умение реализовать речевое намерение владение структурами на разных уровня языка и умение пользоваться ими в различных ситуациях общения. владение набором речеорганизующих формул необходимых для начала завершения поддержания общения и т. Одним из Принцип ситуативности: упражнения для учащихся имеют ситуативную основу и усиливают мотивы школьников говорить читать слушать или писать на иностранном языке. Для его реализации важно формировать у школьников...
20722. Особенности образования детей с нарушением слуха 41.53 KB
  Особенно важна роль слуха в овладении человеком речью. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведет, в свою очередь
17860. Особенности образования государств в античном мире. Полисная система 15.81 KB
  Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III—II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона
12339. Особенности экологического образования школьников в курсе География России 37.02 KB
  Экологическое образование школьников: сущность содержание принципы II. Особенности экологического образования школьников в курсе География России III. Обобщение опыта учителя географии по экологическому образованию школьников в курсе География России ЗАКЛЮЧЕНИЕ Литература Введение Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете получивший название демографического взрыва стали причиной того что на глазах живущих поколений происходит масштабная деградация...
16187. .А. Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования . 14.55 KB
  Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования Модернизация системы образования осуществляемая в настоящее время в России предполагает реализацию совокупности действий по производству инноваций их содержательному определению включению в организационные управленческие образовательные исследовательские производственные подсистемы образовательного учреждения разработка на основе новационного знания и технологий принципиально нового продукта – образовательных услуг а также достижение...
2693. Особенности осуществления государственной политики в области информатизации образования в современной России 26.91 KB
  Информатизация образования протекает неравномерно сложно и противоречиво программа информатизации образования выдвигается на первый план но имеющаяся инфраструктура высшей российской школы не везде позволяет их выполнение а также не везде подкреплено технологически. В общем формально и административно проводимая информатизация образования значительно снижает уровень возможностей образования вызывает проблемы и порождает противоречия. Эти проблемы ведут к необходимости информатизации образования освоения новых форм организации...
15597. Особенности реализации свобод и ограничений подготовки специалиста в современной системе высшего образования России 66.06 KB
  К первым отнесем такие как: - юридические; - связанные с характером деятельности требования деятельности; - связанные с социальными установками ожиданиями традициями стереотипами и т. В контексте обсуждения данной темы мы будем использовать термин свобода так как его определяет Черных П. Термин ограничения здесь будет пониматься как вытекающие из законов нормативных актов из решений государственных органов и этических норм принятых в определенной культуре профессии пределы границы за которые не должна выходить деятельность...
16909. Особенности предложения на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования Красноярского края 11.68 KB
  Сравнительный анализ численности студентов высших учебных заведений в Российской Федерации Сибирском Федеральном округе и Красноярском крае в 1970 71 – 2007 08 учебных годах показал что наблюдается скачкообразное развитие численности во всех регионах таб. происходит снижение численности студентов ВУЗов что объясняется кризисной ситуацией в стране в этот период времени. году происходит резкое увеличение контингента студентов в ВУЗах как Российской Федерации на 699 по сравнению с 1995-1996 уч. Данная ситуация объясняется существенным...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.